е) На весь летний период времени заседания Комиссии назначать еженедельно по вторникам с 12-ти час[ов] дня. Следующее заседание комиссии назначается во вторник 28-го мая в 12-ть час. дня. Председатель Комиссии: Ярославский (ЯРОСЛАВСКИЙ). Секретарь Комиссии: Е. Тучков (ТУЧКОВ). «23» Мая 1923 года. РГАСПИ. Ф.17. Оп. 112. Д. 565-а. Л. 5–7. Машинописный подлинник. Подписи – автографы, рядом машинописью. Формула секретности подчеркнута чернилами. На л. 5 в левом верхнем углу черными чернилами помета Е. А. Тучкова: «Тов. Ярославскому. Прошу подписать и вернуть обратно мне. 24/5. Е. Тучков». Примечания а Как видно далее из документа – ошибка. Следует читать Муромских. б Так в тексте. Видимо, следует читать повела. Протокол 23 заседания комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП от 05/VI – г. Сов[ершенно] Секретно. Хранить конспиративно. ПРОТОКОЛ 23 а ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА ПРИ Ц.К. Р.К.П. ОТ 5-го Июня 1923 г. Присутствуют: т.т. Ярославский, Попов б , Смидович, Менжинский, Тучков и приглашенный по Мусульманскому вопросу тов. ПЕТЕРС. ПОРЯДОК ДНЯ: 1) О пасторе Дрейере и Всемирном конгрессе христиан. 2) ОТихоне. 3) О Мусульманском съезде в Уфе. 4) Доклад тов. ТУЧКОВА о поездке в Владимирскую губ[ернию] по церковным делам. 5) Текущие дела: а) О новом церковном календаре. 6) О ношении почитаемых православн[ых] икон. в) О введении в Комиссию представителей от МК и Наркомпроса. Слушали: Постановили: 1) Поручить тов. Тучкову пригласить Дрейера в ГПУ и тактично предложить ему из России выехать. 2) Не препятствовать поездке на конгресс в Швецию приглашенным Дрейером представителям церковных обновленческ[их] групп. Признать наиболее подходящими делегатами Введенского и Новикова. 2) О Тихоне 1) Не возражать против написания Тихоном ряда статей относительно его отношения к Соввласти в настоящее время и об условиях в которых он содержится под стражей. 2) Всю эту корреспонденцию поручить просмотреть тов. ПОПОВУ. 3) О Мусульманском Съездев Уфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович (16.04.1851, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 11.03.1948, с. Коломенское Московской обл.), худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры. Чл.-кор. Московского Археологического об-ва (с 1883), офиц. фотограф имп. АХ, заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1945). Род. в бедной семье отставного чиновника, гимназического образования не получил, рано овладел навыками рисования, с 14 лет - фотографии. Учился в С.-Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих Д. В. Григоровича (позднее Об-ва поощрения художеств) и частных классах имп. АХ, работал помощником придворного фотографа Бергамаско. В 1877 г. переехал в Ростов Вел., где открыл свою мастерскую; в 1881 г. по просьбе Комиссии по восстановлению Ростовского кремля Б. создал первую серию снимков архитектуры Ростова, привлекшую внимание архит. А. М. Павлинова , гр. А. С. Уварова . В результате целый ряд памятников был отреставрирован, а кремль защищен от разрушения. С этого времени основной специализацией Б. стала архитектура. Слева направо стоят: И. Ф. Барщевский, П. Д. Барановский, сидят: Е. И. Барщевская, М. Ю. Барановская. Фотография. 30-е гг. XX в. Слева направо стоят: И. Ф. Барщевский, П. Д. Барановский, сидят: Е. И. Барщевская, М. Ю. Барановская. Фотография. 30-е гг. XX в. Он сотрудничал с имп. АХ, Московским Археологическим об-вом, Археологической комиссией. В 1891-1892 гг. входил в состав экспедиции по изучению археологических древностей Сирии и Палестины, возглавляемой Н. П. Кондаковым . Итогом работы стали фотографии (более 1 тыс. ед. хр.), лучшие из к-рых помещены в отчете Кондакова «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» (СПб., 1904). За участие в этой экспедиции Б. был награжден орденом св. Станислава 5-й степени, неоднократно участвовал в экспедициях архитекторов и археологов (В. В. Суслова , Н. В. Султанова , П. С. и А. С. Уваровых). Известность Б. принесли путешествия по России (Ярославль, Ростов, Москва, Вологда, Владимир, Юрьев-Польский, Суздаль, Переславль-Залесский, Кострома (1882-1884), С.-Петербург, Астрахань, Новгород, Псков (1885-1886), Углич, Александров, Крым (1887-1888), Кавказ (1888-1889), Муром, Галич (1889-1890), Ярославль, Ростов, Новгород, Псков (1891-1894), Ярославль, Москва, Старица (1895-1896)), в к-рых он составил коллекцию из неск. тысяч снимков памятников зодчества, церковной утвари, икон, крестов и проч. К Б. как авторитетному знатоку церковной старины неоднократно обращались И. Е. Забелин , В. В. Стасов и др.

http://pravenc.ru/text/77642.html

Торжке, Тверской губ., – предание, впрочем сомнительной достоверности, см. Ист. Ц. Голубинского I, 182, примеч.). 14 Об этом можно судить по тому сочувствию, которым он пользовался со стороны Ярослава. Известно, что Ярослав приближал к себе книжных людей и, разумеется, возвел Луку на кафедру, имея в виду его отменные достоинства в смысле книжности. Ср. с этим летописный отзыв о Ярославе: П. С. Л. I, 65. При сем (Ярославе) нача вера хрестьянская плодитися и разширяти, и черноризци почаша множитися, и монастыреве починаху быти. И бе Ярослав любя церковныя уставы, попы любяще повелику, излиха же чернооизьце, и книгам прилежа и почитая я часто в нощи и в дне; и собра писци многы, и прекладаше от Грек на словенсхо писмо, и списаша книгы многы, и сниска, ими же поучащеся вернии людье, наслаждаются ученья божественнаго. Яко же бо се некто змлю разореть, другый же посеет ини же пожинают и ядят пищю бескудну: тако и со: отец бо сего Володимер взора и умягчи, рекше крещеньем просветив; с же насея книжными словесы сердца верных людий, а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное ... Ярослав же ее, якоже рекохом, любим бе книгам, многы написав, положи в церкви святой Софьи, юже созда сам ... и ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от именья своего урок, веля учити люди, понеже тем есть поручено Богом; и умножишася люде хрестянстии. На основании, вероятно, этого отзыва Луке приписывали участие в переводе священных книг с греческого (см. Эмин, Рос. Ист. I, 387 стр., примеч., митроп. Евгений, Словарь о писат. дух. чина II. 10, митроп. Макарий Хр. Чт. 1850, ч. I стр. 107, проф. Добромыслов – Странник 1865 11 стр. 50). – Известны в епископство Луки два случая, несомненно свидетельствующие о потребностях в книгах и книжном научении – это 1) сохранившийся до нас список Евангелия, сделанный в 1056–1057 г. диаконом Григорием для посадника Остромира, 2) список Толковых пророчеств, дошедший до нас в нескольких позднейших копиях с него XV в., с следующей припиской: слава тебе Господи, Царю небесный, яко сподобил мя написати книгы си ис криловице, князю Владимеру Новегороде княжащю, сынови Ярославлю большему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Эта материальная поддержка обнаружилась на самых же первых порах существования секты. Еще Ирина Федорова, как мы видели выше, нашла себе приют у саратовского купца Крюкова. Такими же покровителями для секты и в некотором смысле поставщиками необходимых жизненных припасов для сектаторов в Ярославской губ. были – купчиха Пастухова, Полетаев, а в последнее время бр. Понизовкины. В Костромской губ. многие купцы также оказывали покровительство и поддержку секте 3042 . До чего достигала эта милостыня можно судить по следующему факту: в 1866 г. одна Ярославская купчиха пожертвовала в пользу Странников 12000 руб. серебром, так что на каждого сектатора в данном случае пришлось по 40 руб. 3043 Вообще, по показанию бывшего сектатора, Странникам идет большая милостыня от купцов, которые, обыкновенно, передают деньги наставнику, а последний делит ее по рукам между своими последователями 3044 ; но бывают и такие случаи, что милостыня остается в руках пользующегося доверием наставника, а сами сектаторы являются только жертвою его —417— эксплуатации 3045 . Также богатые люди с своими деньгами являются и на выручку сектатора в случае напр. выкупа последнего из рук полиции, как это дважды было в отношении наставника Василия Петрова Горбунчика, что стоило целых 700 рублей 3046 . Однако нельзя сказать, чтобы Странники, вообще любящие пожить на чужой счет, не трудясь 3047 , доходящие иногда до идеи коммунизма 3048 и с этою целию всеми мерами старающиеся, чтобы симпатизирующий им богач не ушел от их рук 3049 , тем не менее жили одним только подаянием, милостынею. Выше частию мы уже видели, что между ними многие имеют специальные занятия, могущие обеспечить их материально: у них свои списчики старопечатных книг и своих духовных стихов, свои иконописцы, переплетчики, литейщики медных образов, делатели крестов, восковых свеч 3050 и т. д. Большинство же Странников, обыкновенно, оказывает помощь во всех работах своим пристанодержателям. Недаром в числе последних явились такие, которые приняли на себя звание пристанодержателя, вовсе не сочувствуя учению Страннической секты, а единственно для того, чтобы в числе укрываемых ими иметь надежных помощников в своих хозяйственных занятиях и вообще из видов корыстолюбивых 3051 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Органическое родство косули с сохой не оставляет сомнений в том, что косуля возникла непосредственно из сохи как усовершенствованный ее вариант. Наименования частей косули и сохи очень близки друг другу. Однако у косули конец рассохи не раздвоен, и ее называют уже не рассоха, а плотина. Сошным подвоям у косули соответствовал выгнутый деревянный стержень, через середину которого проходил отрез; этот стержень назывался войло, стужень, грядиль, упорка, сковородник, подмога, отрезное дерево, армо, ольмо. Ральник косули обычно называли лемех. Корпуса косули и сохи были очень похожи. По строению различали два типа косуль: 1) т. н. костромская косуля, корпус которой близок к корпусу сохи, и 2) т. н. ярославская косуля, у которой задние концы оглобель укреплялись не в рогале, а в середине плотины, и обе оглобли гнутые (см. рис.). Первый тип древнее второго, на котором бесспорно сильнее сказалось культурное воздействие. Географическое распространение косули дает основание считать, что центром, из которого это пахотное орудие разошлось по северо-восточной Европе, была западная часть Костромской губ. или восточная часть Ярославской. К востоку оттуда косуля была распространена меньше, чем к западу (на Урале и в Сибири ее вовсе не было). Это объясняется встречной волной, которая принесла с Урала т. н. курашомку. В 1870 кузнец Паюсов из Курашима Кунгурского у. Пермской губ. усовершенствовал местную соху, и эта усовершенствованная разновидность сохи быстро распространилась под названием курашомка. Это было пахотное орудие с небольшой подошвой и с лемехом в форме равнобедренного треугольника. Лит.: см. лит. к ст. «Соха». Ист.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 49–50. Котома (котомка) Дорожная сумка, сшитая из изношенной грубой холщовой ткани, сукна, кожи в виде мешка с одной или двумя лямками. Котому брали с собой обычно нищие, собираясь на свой промысел. С ней ходили калики перехожие – слепцы, распевавшие духовные стихи, богомольцы, отправлявшиеся к святым местам, странники и странницы по церквям и монастырям. Коты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Строго учитывая психологию населения уезда, соотношение сил и периодические групповые и единичные выступления доморощенных реакционеров, исполком в данном случае действия свои пересматривал с присутствием членов губревисполкома и губкомпартии 10 января и еще раз нашел вполне справедливым. 5. Вытегорский уездный исполком, стоя на страже завоеваний и углубления Октябрьской революции, еще раз заявляет всем противникам советской власти, что как бы они ни старались спровоцировать налаживающееся социалистическое строительство, им не удастся. Председатель исполкома                              Мехлец Тишин Резолюция: В Комиссариат юстиции и внутренних] дел с пояснением, что никто из представителей советской власти по Конституции не имеет права запрещать отправлении церковных служб. Набатный звон запрещен, кроме пожаров, и, конечно, за этот проступок надо виновных предавать суду. В таком же духе ответить в решительной форме в г. Вытегру с указанием § Конституции. В. Б[онч]-Б[руевич] 1255 . ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. З.Д. 214. Л. 23а об., 236. Подлинник. VI.41. Справка эксперта VIII отдела М.В. Галкина заведующему VIII отделом НКЮ РСФСР П.А. Красикову о вскрытии мощей в 1918 г. 1919 г. На основании имеющихся в VIII отделе сведений в 1918 году в пределах Советской России было произведено 58 вскрытий мощей, которые везде были произведены по почину самих же трудящихся масс. Первыми по времени (в ноябре года) были вскрыты мощи так называемого Александра Свирского в пределах Олонецкой губ. Мощи оказались восковой куклой. В 43 случаях были найдены полусгнившие, растирающиеся от времени в порошок кости, обложенные громадным количеством ваты; в 12 случаях были обнаружены мумифицированные трупы (в Новгороде, в Ярославле, во Владимире, в Донском монастыре и в Вологодской губ. – Прокопия Устьянского); в 1 случае – серебряная кукла – футляр, в который были заключены кусочки костей, залитых воском, вместо головы оказался восковой слепок (мощи Питирима Тамбовского); в 1 случае было не найдено ничего, хотя была тщательно осмотрена не только самая гробница, но и разрыта под нею земля на глубину 5 арш[ин] (мощи Макария Жабынского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он обыкновенно избегает гласности, предпочитая сущность власти ее блеску, и опасен для противников особенно тем, что скрывается, как паук за паутиной. Это начальник кружка Boss. Иногда случается, что весь штат подчиняется влиянию такого интригана. Это всегда человек очень способный, почти всегда принадлежит к числу членов конгресса, чаще всего член федерального сената. Президенту республики знакомо его имя, министры за ним ухаживают, а между тем, это – всегда самый отпетый в нравственном отношении карьерист. Но эти люди – «звезды» в небе политиканства. Внизу парий гнездятся личности, которых уже никто прямо на порог не пустит. «В бедных Нью-йоркских кварталах политические кружки нередко состоят из преступников, их родственников и сообщников... Президентом одной сильной полуполитической ассоциации был вор по профессии». «И вот организации таких людей владеют самодержавным американским народом!» – восклицает Л. А. Тихомиров . 117 Одна из «прогрессивных» партийных газет в России – «Речь» (орган к. д. партии) с циничной откровенностью заявила «Если то или другое лицо нельзя устранить и обвинить никакими средствами, остается одно – клевета». 2 Существуют раскольники-поповцы, не приемлющие австрийского «священства» и доселе пользующиеся «беглыми от Великороссийской Церкви попами». 122 Постановление Мышкинского земства 3 сент. 1870 г.; отчеты Углического, Мологского, Пошехонского земств. См. брош. свящ. К. Рождественского: «Слово правды о церк. школе, изд. 2, стр. 15–18. 123 Автор из времени собственного детства и обучения в тогдашней школе мог бы привести и указать весьма характерные в этом отношении факты. Но живы еще люди, нас учившие... 124 Дед автора этой статьи, дьякон, жил и питался исключительно платой за обучение детей, каковых имел до 70-ти. 125 В 1884 году на церковные школы было отпущено от казны всего 55 000 р. в год (при 5 500 школах), в 1893 году, при наличии 27 000 церк. школ, на них было отпущено из казны 175 500 руб. в год. 126 Приведенная аргументация остается в силе и в случае предположенного повышения отпуска по 10 миллионов Минист. Народного Просвящения в течение 10 лет. 127 Примеры Франции и Италии, однако, могут соблазнить левую и наших законодателей, и отобрание школ, церковных земель, имуществ – вовсе не так несбыточно, по крайней мере, в намерениях русских прогрессистов: речи, раздавшиеся в I-й Государственной Думе, показали, что «свобода» предназначена во всяком случае не для Церкви... 3 О всех этих безобразиях раскольничьих попов во время, предшествовавшее появлению австрийской иерархии, см. у проф. Ивановского, в его «Публичных лекциях об австр. священстве», помещенных в «Правосл. Обозр.» 1868 г. т. XXXVI. 131 «Начальное образование в Ярославской губ. за 1896–7 учебн. год» изд. Ярослав. губ. земства, стр. 263. 132 Московские «братцы» и Петроградские Чуриковцы, шалуны на юге России, «беседники» самарские, «бабушкино согласие» – примыкают к хлыстовщине. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Можно было бы усомниться в обвинениях Мещерского - столь фантастически выглядит разоблачаемый им " питейный заговор " , - если бы слова князя не подтверждались сухими цифрами беспристрастной статистики. Историк российских кабаков И.Т.Прыжов пишет в своей книге: " " Ранним утром первого января 1863 года открыла свои действия новая акцизная система, и дешёвая водка, оставшаяся от откупа, окрещена была именем дешёвки... В Тамбовской губ., сравнительно с 1862 годом, в 1863 году выпито водки на 215 % более; в Пензенской на 281 %, в Пермской на 171 %, Саратовской 108 %, Иркутской 151 %, Орловской 150 %, Якутской 151 %, Ярославской 150 %, Воронежской 127 %, Рязанской и Тобольской 119 %, Казанской 115 %, Московской и Вятской 111 %, Симбирской 105 %, Нижегородской 98 %, Петербургской 93 %... " В других губерниях рост пьянства также был значителен. Всего же по великороссийским губерниям потребление водки за один 1863 год увеличилось ровно в 2 раза, а в Сибири - почти в 2,5 раза (на 134 %). Всё это, в свою очередь, привело к резкому увеличению смертности от отравления алкоголем. " Опившихся в 1863 году и счесть трудно, - пишет Прыжов. - В Костроме, на протяжении 1842-1853 годов, опившихся было больше всего в 1850 году, именно 37 человек. Затем были года, как например 1852, когда опившихся было только семь, в 1853 г. восемь; но в 1863 году число их дошло до ста семидесяти девяти. По отчётам самарского статистического комитета, опившихся в Самаре в 1862 году было 48 человек, а в 1863 г. сто девяносто два человека. В Тверской губ. Опившихся в 1860 году 35 человек, в 1862 г. 48 человек, а в 1863 году сто двадцать пять человек, в 1864 г. сто тридцать два... " После реформы 1863 года последовало разрешение евреям свободно заводить водочную торговлю, чему раньше правительство чинило всевозможные законодательные препятствия. Причём мотивировалось подобное разрешение тем, что, в связи с резко выросшим уровнем потребления алкоголя, в среде православного населения не отыщется достаточное количество желающих заниматься таким презренным ремеслом, как шинкарство, и казна потерпит убыток. С этих пор колоритная фигура еврея-шинкаря становится зловещим символом спаивания народа. " Народ споили и отдали жидам в работу " , - подводил итог нововведениям Ф.М.Достоевский в середине 1870-х гг. Как писал он тогда в своём " Дневнике писателя " , " пришёл Освободитель и освободил коренной народ, и что же, кто первый бросился на него, как на жертву, кто воспользовался его пороками преимущественно, кто оплёл его вековечным золотым своим промыслом, кто тотчас же заместил, где только мог и поспел, упразднённых помещиков с тою разницею, что помещики хоть и сильно эксплуатировали людей, но всё же старались не разорять своих крестьян, пожалуй, для себя же, чтоб не истощить рабочей силы, а еврею до истощения русской силы дела нет, взял своё и ушёл... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕГОРОВ Егор Егорович (1862, Москва - 15.12.1917, там же), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев- федосеевцев , собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари. Из семьи потомственных старообрядцев, происходивших из г. Рыбинска Ярославской губ. Дед Е. Константин Егорович открыл в Москве торговлю продовольственными товарами, затем трактир в Охотном ряду. В 1825 г. он был записан в купеческое сословие, вскоре стал видным деятелем федосеевской общины на Преображенском кладбище . В сер. XIX в. за активную старообрядческую деятельность был сослан в Пензу, где и умер. Его дело унаследовал сын Егор Константинович, к-рый также играл важную роль в жизни Преображенской общины. В сер. XIX в. он женился на Феодоре Косичкиной, происходившей из московской старообрядческой семьи, у супругов родились дети: Е., Екатерина и Елизавета. После смерти отца в 1887 г. Е. унаследовал дело, но через год продал его московскому купцу С. С. Уткину и посвятил себя коллекционированию памятников древнерус. и старообрядческой истории и культуры, желая сохранить их для старообрядцев. Во 2-й пол. XIX в., после запрещения в 1856 г. старообрядческого богослужения, среди последователей «старой веры» активизировалось собирательство икон и книг «дониконовского» времени, оно имело главной целью устройство тайных моленных. Такая моленная с книгами и утварью, собранными дедом и отцом Е., существовала и в доме Егоровых в Салтыковском пер. (ныне Дмитровский пер., д. 3). Е. тратил на коллекционирование значительные суммы, был знатоком рус. церковной старины, в его б-ке, насчитывавшей ок. 30 тыс. изданий, большое место занимали справочники, каталоги и альбомы по древнерус. искусству и палеографии. Е., как и его дед и отец, принимал участие в старообрядческой жизни, к-рая активизировалась в России после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие орг-ции. В 1907 г. была зарегистрирована московская федосеевская община Преображенского кладбища, членом к-рой являлся Е.; в качестве представителя прихожан он принимал участие в заседаниях совета общины, был одним из крупных благотворителей Преображенского богаделенного дома. В 1900-1917 гг. присутствовал на съездах беспоповцев, на собраниях старообрядцев в Москве, в Казани, в с. Воскресенском Саратовской губ. и др. Е. имел авторитет знатока Свящ. Писания, истории Церкви и старообрядчества, древнерус. и старообрядческой книжности и иконописи.

http://pravenc.ru/text/189529.html

Степан (Стефан) Самойлович (20.01.1874, имение Каскевичи Ошмянского у. Виленской губ.- 9.08(6.07?).1923, Петроград), российский архит., работал в основном в С.-Петербурге. Род. в семье генерал-майора, происходившего из дворянского рода литов. татар. После ранней кончины отца мать К., урожденная Тольская, вышла замуж за полковника из рода Кричинских. По окончании реального уч-ща в Вильне К. в 1892 г. поступил в Ин-т гражданских инженеров в С.-Петербурге, в 1897 г. завершил обучение с отличием, получив право на чин 10-го класса. С 16 июля 1897 г. причислен к Мин-ву внутренних дел. С 1899 г. К. служил в Главном управлении неокладных сборов. С 1900 г. также архитектор, с 1914 г. главный архитектор управления Отдельного корпуса пограничной стражи (до 1917). Архитектор Дома милосердия (1907 - 10-е гг. XX в.). После 1917 г.- председатель технического комитета при Мин-ве народного просвещения. В 1916-1918 гг. в ведении К. находились вопросы курортного строительства на Кубани и Черноморском побережье Кавказа, в дальнейшем проектировал дома отдыха и санатории на курортах юга. В 1918 г. переехал на Кубань, где занимал должность профессора и декана архитектурного отд-ния строительного фак-та Кубанского (первоначально Северо-Кавказского) политехнического ин-та. При белогвардейской власти выступил с инициативой сооружения Дома просвещения в память освобождения Кубанского края. Вернулся в Петроград. В 1920-1921 гг. инженер технического отдела Народного комиссариата иностранных дел РСФСР, в связи с чем занимался реставрацией зданий нем. и швед. посольств и создал план реконструкции буддийского храма. C 1921 г. профессор (?) архитектурного фак-та Ин-та гражданских инженеров, где преподавал историю архитектуры. С 1922 г. начальник Архитектурно-строительного управления при Петроградском губ. отделе коммунального хозяйства, в ведении к-рого находились все архитекторы Петрограда, здесь создал проект законодательства о строительстве городов-садов (1922-1923). К. был действительным членом Об-ва гражданских инженеров и Петербургского (Петроградского) об-ва архитекторов, членом Об-ва возрождения художественной Руси. Он получил более 20 премий на конкурсах, проводившихся как в России, так и за рубежом. В разное время К. изучал памятники рус. зодчества Севера, Новгородской, Московской, Ярославской, Владимирской губерний, Донской обл., архитектуру Ср. Азии (Бухара и Самарканд), Европы (Италия, Германия, Швеция, Финляндия, Франция).

http://pravenc.ru/text/2462019.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010