Казанская икона Божией Матери с 12 клеймами Повести митр. Ермогена. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме) Казанская икона Божией Матери с 12 клеймами Повести митр. Ермогена. Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме) В XVII в. Казанские иконы «с чудесами» были широко распространены. В 1671 г. царь Алексей Михайлович повелел написать в приказ Тайных дел иконы разных иконографий, в т. ч. «Казанские Богородицы в чюдесех, как явилась в Казани и в Московское разоренье» ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 347). Сюжеты, связанные со Смутным временем (защитой Ярославля в 1609), известны лишь на раме от чудотворной Ярославской К. и., где 4 нижних клейма написаны на текст Сказания о ней. Широчайшее почитание К. и. в России привело к созданию многочисленных образов с ее историей, состав клейм варьируется. На К. и. из Мурома сер. XVII в. с 20 клеймами Повести митр. Ермогена подробно изображены события обретения образа, а из 16 чудес представлено лишь 6 (МИХМ; Иконы Мурома. М., 2004. Кат. 29. С. 199, 201. Ил. на с. 198, 200). К культуре Поволжья относится кузов-складень 2-й пол. XVII в. с 16 сценами Повести, располагающимися на створках и в их завершениях (ГТГ; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., Кат. 101. С. 124. Ил. 120; Чугреева. Казанские иконы. 2010. С. 84 с ил.). Вологодскими мастерами в XVII в. исполнены К. и. из с. Порошина: с 12 клеймами истории обретения святыни (ВГИАХМЗ) и с 20 клеймами, где изображено 14 чудес (ТКМ). Развернутый цикл из 26 клейм (вверху и внизу они в 2 ряда) представлен на раме, относящейся к поволжской культуре нач. XVIII в. (ГИМ). Здесь события обретения святыни, перенесения ее крестными ходами, служения перед ней занимают 19 клейм, в 7 клеймах - чудеса. Рама рубежа XVII и XVIII вв. с 20 клеймами отличается от других пространственными построениями интерьеров в клеймах, К. и. изображена в перспективе в киоте со створами. Клейма сопровождаются подробными надписями (в 13 - чудеса) (РГИАХМЗ) ( Хохлова И.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В Никольской ц. находилась древняя икона свт. Николая Чудотворца, по преданию привезенная из Тулы, а также 2 списка Казанской иконы: 1-й - «с чудесы», 2-й - список явленной Казанской иконы, он ставился на место чудотворного образа, когда тот был на аналое или участвовал в крестном ходе ( Малов. 1879. С. 24). Вероятно, именно 2-й список хранится в храме во имя св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Др. чтимая Казанская икона в кон. XIX - нач. XX в. хранилась в монастырской Софийской ц. К нач. XX в. Никольскую ц. украшали также чтимые иконы Спасителя с предстоящими Московскими святителями и Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», присланные царем Феодором Иоанновичем. В главном соборе находилась икона прп. Исаакия Далматского, подаренная имп. Павлом I, который закладывал новый собор 30 мая, в день памяти этого святого. В XX в. иконы были утрачены. В ризнице К. м. хранились крест (1648), Евангелие (1677), Евангелие (1689), украшенное жемчугом и драгоценными камнями, серебряное блюдо (1678) с надписью в позолоченных клеймах («Блюдо церковное Богородицы Казанской»), 2 старинных чеканных стакана, на одном из которых в 3 «круглых щитках изображены фигуры человека со стрелами, льва и козла» ( Загоскин. 1895. С. 160-161). Материальное положение Основные доходы в К. м. поступали от пожертвований, в т. ч. после молебнов перед Казанской иконой. Собственные владения мон-ря были невелики. В 1584 г. К. м. были пожалованы дер. Кузьмино-Займище и рыбная ловля на р. Волге. В 1742 г. игум. Марфа писала в Сенат, что ранее - по жалованным грамотам царей Иоанна IV Васильевича, Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича - К. м. разрешалось ловить рыбу по Волге «десятью связками безоброчно и безпошлинно», а до Астрахани «посылать в год одинова в одном судне с запасы, и в Астрахани в то судно нагребать из озер с собою по десяти тысяч пудов соли, також и с людей пошлин не имать же». Но позже по указу Петра I мон-рю было назначено лишь ружное денежное и хлебное жалованье (игумении - 5 р., соборным старицам - 1 р. 25 к. и т. д.), к-рое выплачивалось нерегулярно и не в полном объеме, «отчего монахини, а особливо престарелыя и дряхлыя, кои от трудов пропитаться не могут, принуждены кормиться милостынею» (ОДДС. Т. 16. Стб. 75-76). По ревизии 1763 г., мон-рю принадлежало 100 «ревизских душ крестьян», в т. ч. 91 - в М. Дербышках.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

В 1999 году в п. Обозерский в честь сорокатысячного километра электрифицированных железных дорог России на привокзальной площади была построена часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери. 28 сентября 1999 года его преосвященство – епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил часовню. При часовне образована община прихожан. Осенью 2001 года открыта детская воскресная школа. По итогам 2004 – 2005 учебного года среди воскресных школ Архангельской епархии Обозерская школа признана одной из лучших. 4 ноября 2005 года в деревне Малые Озерки в день Казанской иконы Божией Матери рядом с оставшимся зданием церкви Ильи Пророка был установлен поклонный крест. Иерей Максим Волошин совершил чин освящения сооруженного креста в честь 150–летия храма Ильи Пророка. 28 сентября 2009 года прихожане отметили 10-летие со дня освящения часовни. В сентябре 2011 года состоялось освящение закладного камня в фундамент будущего храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возведение сруба продолжалось в течение всего 2012 года, затем сруб был покрыт кровлей, вставлены окна и двери. В марте 2013 года для строящейся церкви освятили набор колоколов. Церковные музыкальные инструменты отлили на заводе Николая Шувалова в городе Тутаеве Ярославской области. Самый тяжелый из восьми весит 62 килограмма. С 2014 года в строящемся храме регулярно совершаются богослужения. В марте 2017 года в Тихвинском храме был установлен иконостас. Современное состояние [ править править код ] При храме работает детская воскресная школа. Действующая приписная часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери на привокзальной площади открыта ежедневно с 14-00 до 18-00 по адресу: п.Обозерский, ул.Северная, д.35. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Тихвинская " – 9 июля Контакты [ править править код ] Адрес: 164282, Россия, Архангельская область, Плесецкий район, п. Обозерский, ул. Советская, д. 22 Паломнику [ править править код ] В настоящее время церковь ежедневно открыта для посещений с 11-00 до 13-00.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Тихвин...

По пути к Романову процессия идет правым берегом Волги только до села Иваньково, где, переправляются через реку, продолжает остальное шествие все левым, встречаемая и сопровождаемая в каждом селе от местных церквей крестным ходом. И первую из таких встреч делает Толгский первоклассный монастырь: братия в полном облачении, при колокольном звоне, выходит за святые ворота и, приняв здесь икону, приносит в соборный храм: и оттуда, по совершении молебного пения, провожает опять до места встречи. Дальнейший путь лежит через села: Песошное, Пазухино, Воздвиженское и Устье. Отсюда, после ранней Литургии, в сопровождении крестного хода, несут ее через села Новое и Пищалево до села Пшеничища. Принесение иконы в г. Романов приурочивается обыкновенно к воскресному дню. Духовенство и граждане для сретения древней святыни, осенявшей некогда город их, исходят с крестами и хоругвями за версту от заставы и провожают икону в собор к поздней литургии, а потом с крестным же ходом в Казанскую приходскую церковь, где икона эта со времени перенесения ея из г. Тетюшь пребывала 21 год до перенесения в Ярославль в 1609 году, во время литовского разгрома. В этом храме икона за исключением крестных ходов и принятия ея в домы граждан, пребывает три недели... По прошествии трех недель со времени принесения иконы в Романов, следующий затем воскресный день, частный крестный ход из Казанской церкви сопровождает святыню после ранней литургии в собор к ожидающему там духовенству всего города и многочисленному собранию народа. После поздней литургии и молебна Богоматери, всеградский крестный ход, при колокольнем звоне всех церквей, сопутствует иконе до берега Волги и, совершив здесь последнее молебствие, отпускает святыню на другую сторону реки. Там в виду прощальной процессии вступает на берег Волги другой крестный ход из храмов Борисоглебска. Река покрывается множеством лодок, из которых одне плывут за паромом, где находится святыня, другие на встречу к ней, третьи окружают паром. Благоговейные богомольцы с того и другого берега – одни провожают взорами, другие встречают Заступницу усердную. Встречная процессия, приняв с парома икону, провожает ее в собор Борисоглебский, в котором тотчас, по принятии иконы, начинается Литургия. В Борисоглебске икона находится две недели. В следующее воскресенье совершается с нею и с Образом Спасителя общий крестный ход вокруг города.

http://pravoslavie.ru/30885.html

В память о государе и его вкладах изображение М. М. помещали на окладах икон, напр., Феодоровской иконы Божией Матери (1760; мастер Петр Рукавишников (?); из палаты бояр Романовых, Ипатиевский мон-рь); Феодоровской иконы Божией Матери, вложенной царем в костромской Успенский собор (1769; см.: Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме. СПб., 1909. С. 33. Табл. XX); иконы Божией Матери «Умиление» (см.: Костромские церк. древности: Фотоснимки А. Шмидта//ОЛДП. ПДПИ. СПб., 1885. Т. 84. Фото XI). Уже в XVII в. отмечаются попытки вручить под ангельский покров «нового» святого лиц, не только крещенных в период царствования Михаила Феодоровича, но и принадлежащих рус. истории сер. XIII в. Из ярославской ц. апостолов Петра и Павла на Волжском берегу (храм бывш. Петровского мон-ря - известен с кон. XII в.; приходская церковь с нач. XVII в., каменный храм 1691 г. c приделом во имя М. М. был разрушен в 1937) происходит икона «Преподобные Ксения, Михаил Малеин, вмц. Анастасия, со святителями Гурием и Варсонофием Казанскими на полях» (1-я пол. XVII в.; ЯХМ; 109×79 см). Ок. 1548 г. во время пожара в Петропавловской ц. были обретены мощи представителей ярославской княжеской династии: юного кн. Михаила Феодоровича (род. в 1265), его матери кнг. Анастасии Васильевны и бабки кнг. Ксении. Жители Ярославля трижды безуспешно обращались с челобитной о канонизации княжеской семьи. Данная икона, на к-рой изображены соименные святые князя и княгинь, предположительно созданная в период работ по восстановлению Петропавловской ц. после Смуты, отражает чаяния ярославцев на прославление представителей ярославского княжеского рода (сведения предоставлены Е. Ю. Макаровой). Можно предположить, что на выбор небесного покровителя для юного князя оказал существенное влияние тот факт, что он был полным тезкой правящего государя. Для изображения М. М. на иконе предпочтительным стал иконографический вариант, известный, в частности, по образу святого в лицевых иконописных подлинниках (ГИМ. Муз. 4167, кон. XVII - нач. XVIII в.), в росписи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Богородицы. От принесенного из Казани образа последовали многочисленные чудеса. Первое чудо совершилось еще в Казани 2 авг. 1588 г., когда у Герасима, прикоснувшегося к иконе, правая рука, к-рой он не владел, стала здорова. С 1588 по 1603 г. в Сказании описывается 65 исцелений от разных недугов, более всего от слепоты. К почитаемому образу шло множество людей из окрестностей Романова, а также из дальних мест. К. Я. и. простояла в Романове 21 год, до событий Смутного времени. Ее украсили драгоценным окладом, но ц. в честь Казанской иконы романовцы не выстроили. В 1609 г., в Смутное время, К. Я. и. попала в Ярославль. О событиях в Ярославле рассказывает «Повесть о построении Нового девича монастыря в Ярославле», написанная ок. 1609-1610 гг., вероятно жителем Ярославля из среды духовенства или посадских людей, соединенная со Сказанием Герасима Трофимова (РГБ). Один из списков «Повести...», очевидно в первоначальной, краткой редакции, был сделан в 1720 г. клириком ярославской ц. свт. Николая Чудотворца («Никола Рубленый») свящ. Феодором Петровым ( Бычков Ф. А. Заметка о хронографе ярославского свящ. Феодора Петрова. М., 1890. С. 9-15). Из «Повести...» известно о событиях Смутного времени в Ярославле и о значении К. Я. и. В то время в земские старосты города был выбран один из лучших торговых людей, посадский человек Василий Лыткин, принадлежавший к крупному ярославскому купеческому роду ( Смирнов Я. Е. Библиотека ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в.: (Проблемы историогр. и источниковедческого изуч.)//Чт. по истории и культуре древней и новой России: Мат-лы конф. (Ярославль, 7-9 окт. 1998 г.). Ярославль, 1998. С. 90-91). Он много делал для защиты ярославцев от «литовских людей и русских воров», позднее жертвовал крупные средства на ополчение. После Смуты, в 1622 г., вместе с братом Георгием (Третьяком) Василий был пожалован чином «гостя». Рама от Казанской Ярославской иконы Божией Матери. 90-е гг. XVII в. Мастер Лаврентий Севастьянов (?) (ЯХМ) Рама от Казанской Ярославской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

На вокзалах состоялся крестный ход с мироточивой иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец» и иконой Покрова Пресвятой Богородицы 22 февраля. ПРАВМИР. По всем девяти железнодорожным вокзалам Москвы состоялся крестный ход с мироточивой иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец» и иконой Покрова Пресвятой Богородицы, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. На молебнах, которые состоялись перед вокзальными храмами и часовнями, верующие молились о сохранении мира, говорится в сообщении. Крестный ход начался с молебна о мире перед храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на Казанском вокзале. За богослужением была вознесена сугубая молитва о сотрудниках контртеррористического подразделения «Альфа». Затем участники посетили Ярославский, Ленинградский, Рижский, Савеловский, Белорусский, Киевский, Павелецкий, Курский вокзалы, где также были совершены краткие молебны, после которых все желающие смогли поклониться святыням. Молебны прошли 18 февраля по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина). Мироточивая икона Божией матери «Умягчение злых сердец» – образ современной работы софринских мастеров, находилась в квартире москвички Маргариты Воробьевой. В 1998 году образ замироточил во время прославления блаженной Матроны Московской 2 мая, когда икону приложили к мощам святой, отмечает пресс-службы. Ныне образ находится в подмосковном поселке Бачурино, где для него сооружен храм-часовня. С этой иконы был сделан список, который по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина) был привезен 7 августа 2014 года в Донецк и во время крестного хода начал мироточить, говорится в сообщении. Ныне этот образ известен как мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» Донецкая. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 декабря, 2018

http://pravmir.ru/na-vseh-zh-d-vokzalah-...

Захарьино. Храмовый комплекс. Церкви Смоленской иконы Божией Матери и Преображения Господня. Смоленская и Преображенская церкви погоста Богослов /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1776 и 1814. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Даниловский район, деревня Захарьино (бывшее погост Богослов) Координаты: 57.943326, 40.292502 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Утраченные храмы комплекса: Церковь Смоленскрй иконы Божией матери (1776) Церковь Преображения Господня (1814) Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Две церкви. Первая, настоящая, холодная, во имя Смоленской Божией Матери, с двумя в трапезе приделами: по правую сторону Иоанна Богослова, по левую – Св. Николая Чудотворца, церковь каменная построена 1776 года тщанием прихожан. Вторая церковь, отдельно стоящая, теплая, каменная, построена в 1814 г. тщанием прихожанина подпоручика Алексея Давидова, в ней два престола рядом: Преображения Господня, Казанской Божией Матери. Обе церкви крепки. Чтимые святыни: Икона Смоленская Божия Матери, икона Св. апостола Иоанна Богослова и икона Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Земли при церкви 76 дес. 790 кв. саж. Дом для жит. священника церковный: церковного капитала в бил. 1174 руб. Село расположено на равнине. Почтовый адрес: станция Вятская, Ярослав. Губ., село Богослов. В приходе церковно-приходская школа. Штатный состав причта – священник и псаломщик. Казенного жалования 392 р. Причтоваго капитала 1700 рублей. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль, Типография Губернской Земской Управы, 1908. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61871

Церковь была расписана в 1775 году. Исследователи приписывают живопись кисти ярославца Михаила Алексеевича Соплякова. Цикл росписей свода посвящен сценам Страстей, Распятия, Погребения, Воскресения Иисуса Христа и Его явлению ученикам. В стенописях ясно проявилась связь между искусством XVII и XVIII веков. После закрытия Владимирского собора в 1930-х годах утрачены колокольня, ограда, пятиглавие и внутренние интерьеры церкви. Чудотворная Нерехтская-Владимирская икона, как и всё убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквях города Нерехты. Внешне Владимирская церковь близка ярославским храмам XVII века: огромный четверик с мощным пятиглавием, нарядное крыльцо с висячими гирьками, изразцы, роспись на нем и в закомарах. Но в интерьере вместо четырех столбов — два, световые главы установлены на конструкции из подвышенных арок. Архитектура Владимирской церкви сыграла важную роль в развитии нерехтскго каменного церковного зодчества XVIII века. Многие приемы ее фасадского убранства были использованы и в других памятниках и, в первую очередь, при сооружении собора в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты. Престолов 3: в холодной - в честь Владимирской иконы Божией Матери; в теплой: правый - в честь Сретения Господня, левый - во имя архистратига Михаила. К церкви приписана была часовня на городской площади, снесенная в середине ХХ в. (на месте часовни ныне находится памятник Ленину). Современное состояние [ править править код ] Восстановление храма началось в 1995 году. В храме сохранилась клеевая стенопись 1775 года, отреставрированная в 1995—2006 годах Костромскими художниками-реставраторами под руководством А. Малафеева. 13 мая 2004 года Владимирский собор города Нерехты был передан Церкви. Святыни [ править править код ] Достопримечательность церкви составляют два чудотворных образа Божией Матери, именуемые Владимирскими. Чтимый образ Царицы Небесной пребывает в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре и приносится на богослужения, совершаемые в ныне закрытом Владимирском соборе изредко. В церкви хранится список Владимирской иконы Божией Матери. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_(...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тепло молитвы для всей страны: на вокзалах Москвы в десятый раз прошли молебны о Святой Руси и путешествующих 5 мин., 27.02.2024 18 февраля 2024 года, по благословению духовника Святейшего Патриарха Кирилла схиархимандрита Илия (Ноздрина), уже в десятый раз состоялись ежегодные молебны о Святой Руси и путешествующих в храмах и часовнях на железнодорожных вокзалах Москвы. Фото предоставлено Православным общественным движением «Христианское доброделание» В этом году главными святынями молитвенного шествия стали: икона святого Николая Нового, икона Божией Матери «Августовская»; чудесным образом принесенная дельфинами по морю в Сочи икона Пресвятой Богородицы «Знамение»; список иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Донецкая); икона Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, со святынями из Музея Иоанна Чудотворца. Фото предоставлено Православным общественным движением «Христианское доброделание» Как рассказал «Фоме» руководитель одного из организаторов акции – Православного общественного движения  «Христианское доброделание» Сергей Федоров, особенностью нынешнего крестного хода стало то, что он прошел в юбилейный десятый раз, а кроме того, собрал множество верующих. Фото предоставлено Православным общественным движением «Христианское доброделание» – Молились мы о Святой Руси, читали на каждом вокзале молитву, которую по благословению Святейшего Патриарха читают на каждой Литургии, – сказал Сергей Федоров. Начались молебны в храме Казанской иконы Божией Матери на Казанском ж/д вокзале. Затем в течение дня был совершен объезд храмов и часовен на Ярославском, Ленинградском, Рижском, Савеловском, Белорусском, Киевском, Павелецком и Курском ж/д вокзалах. Фото предоставлено Православным общественным движением «Христианское доброделание» Причем, как отметил руководитель «Христианского доброделания», специально для участников молебнов открыли даже Рижский вокзал, который сейчас закрыт на реконструкцию.

http://foma.ru/teplo-molitvy-dlja-vsej-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010