Ярослава Всеволодовича



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017

Князь Александр Невский - Православный журнал ...Искать в Источникеfoma.ru
... он менял меч на плотницкий топор и работал, не покладая рук, чтобы восстановить мореходность судна, спихнуть его с камней и отвести подальше от гибельного обрыва. Меч, топор, ледяная вода, тени врагов в отдалении, едва живая развалина Руси и упрямый человек, который все еще надеется спасти достояние предков. Он очень устал, но, стиснув зубы, всё же делает свое дело, мысленно призывая Бога на помощь. Пот льется с него градом. Глубокая ночь кругом, рассвет наступит не скоро. Холодно. На защите Новгородчины Князь Александр родился 13 мая 1221 года. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, во крещении Феодосии. Отец пользовался большим авторитетом в Новгороде Великом. Свободолюбивые и самовластные новгородцы несколько раз приглашали его княжить в своей богатой земле, затем ссорились, прогоняли его и приглашали вновь. Ярослав Всеволодович из-за властного характера с трудом уживался с новгородской вольницей. Но он имел дар военачальника и приносил победы из походов на финнов, немцев и литовцев. На его воинское искусство новгородцы крепко надеялись… Уезжая из Новгорода, Ярос­лав Всеволодович нередко ос­тав­лял вместо себя ... текст полностью ...
«Постижение России, или Открытый урок ...Искать в Источникеmospat.ru
... деле говорим о мифах. В частности, с Невским совершенно очевидно, что мы в основном-то говорили о мифе, созданном еще Эйзенштейном в фильме «Александр Невский». А затем его приспосабливали к актуальным проблемам сегодняшнего дня, к поискам русской идентичности. То есть к поискам той идентичности, которая находится между двумя полюсами – Востоком и Западом, Азией и Европой». – Это, конечно, либо незнание, либо забвение, либо сознательное искажение хорошо известных фактов. Из летописных и иных источников мы знаем, что Александр Невский, внук Всеволода Большое Гнездо и сын удельного князя Ярослава Всеволодовича, прожил 42 года. Родился он в Переславле-Залесском. В пятнадцатилетнем возрасте он уже был посажен на новгородское княжение, позже также княжил в Киеве, Владимире, Твери, Дмитрове и других важных центрах тогдашнего русского мира. В 1239 году Александр женился на полоцкой княжне. В возрасте двадцати лет – вдумайтесь: возраст сегодняшнего студента или солдата-срочника – он победоносно отразил в устье Ижоры, на берегу Невы, вторжение шведов. А спустя два года разгромил тевтонских рыцарей-крестоносцев на Чудском озере. Обезопасив с оружием в руках западные пределы русской ... текст полностью ...
Сто великих святынь православия — Сост. Ванькин ...Искать в Источникеazbyka.ru
... навстречу могучему врагу, неся впереди святую икону Богородицы. Когда сблизились войска, то от иконы вдруг возсияли лучи такой силы, что стали они пожигать полчища татар, которые в панике бросились бежать. На том месте поставили поклонный крест, а позднее возвели часовню. Близлежащее озеро и селение стали отныне по святому месту именоваться Святыми. Феодоровская икона Богоматери Существует и еще одна версия обретения иконы после Батыева разорения Городецкого монастыря. После гибели в 1238 г. владимирского князя Георгия Всеволодовича в битве с татарами икона оказалась у его брата Ярослава Всеволодовича, который через год преподносит образ в качестве дара к свадьбе своему сыну Александру Невскому. О свадебном характере иконы свидетельствует и наличие на ее обороте образа великомученицы Параскевы в богатом княжеском одеянии, считавшейся покровительницей невест и свадеб. Название «Феодоровская» икона приобрела в честь Феодора Стратилата, имя которого получил в крещении Ярослав Всеволодович. Икона, благословение отца, стала моленным образом Александра Невского, а после его смерти в Городце перешла к младшему брату Василию, который установил ее в Костромском соборе. ... текст полностью ...
Церковь чтит память Феодоровской иконы Божией ...Искать в Источникеpravmir.ru
... – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246) , отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 февраля) , в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Василий Ярославич был “мизинным”, то есть младшим, сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме) , пяти лет от роду, он стал князем костромского удела – наименее ... текст полностью ...
Ангелы | Словарь | Православие.ByИскать в Источникеpravoslavie.by
... Архангел Михаил — самый великий из всех Архангелов, по словам Пророка Даниила ( Дан. 10: 13 ) . Он Архистратиг, начальник Небесного Войска, побеждает и низвергает сатану ( Апок. 12: 9 ) и потому часто изображается в военных доспехах. Архангел Михаил пользовался особым почитанием на Руси, о чем свидетельствует множество церквей, посвященных его имени. Он покровитель Киева, древней Русской столицы, его изображение встречается на военных доспехах, знаменах, монетах и княжеских гербах Рюриковичей, потомков Киевских правителей. В 1808 был найден во Владимирских лесах шлем вел. кн. Ярослава Всеволодовича (XIII в.) ; на нем изображен Архангел Михаил и читается надпись: «Великий Архистратиг Архангеле Михаиле, помози рабу твоему». Царь Иван Васильевич Грозный в своей переписке с князем Курбским пишет, что образ Михаила Архангела на военных знаменах — «лучший знак победы над неверными». Архангел Михаил — заступник и защитник; молитва, обращенная к нему в Требнике XVI в., гласит: «Святой Михаиле, огради мя от зла». По древним повериям, Ангелы и Архангелы покровительствуют не только людям, но и зверям и животным. Так, во Второй книге Видения Гермеса говорится об ... текст полностью ...
Храм Рождества Христова - Радуйся, Матерь Божия, ...Искать в Источникеprihod.ru
... городских и сельских храмов. На торжественное Богослужение собралось множество верующих, чтобы помолиться Пресвятой Богородице, Ее чудотворному образу. Федоровский образ Богородицы имеет для России важное историческое значение. На протяжении трех веков Феодоровская икона Божией Матери была покровительницей Царского Дома Романовых, державной Заступницей Российского государства. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений. Название свое Феодоровская икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор в честь святого Феодора Стратилата. Со временем Феодоровская икона становится одной из главных фамильных святынь российских государей и их семей. С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали отчество Фёдоровна. Многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться ... текст полностью ...
Костромская икона в Москве / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... именно костромичей приглашали на службу в Москву, им отдавали предпочтение лучшие заказчики - ярославские купцы Скрипины. Костромская живописная традиция, благодаря популярности мастеров, распространялась по всей стране. Сегодня нам хотелось бы показать индивидуальность костромской иконы, вывести ее из тени. И для нас очень важно, чтобы Кострома собралась вся вместе». СИМВОЛ ТРАДИЦИИ Один из уникальных экспонатов выставки - икона «Богоматерь Федоровская» - пожалуй, самый древний образ в костромской иконописи. Она была написана примерно в 1239 году по велению великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича. В тот год Ярослав приехал на великое княжение в разоренный татарами Владимир. Великокняжеская святыня, «Богоматерь Владимирская», была поругана: сорван дорогой оклад, частично испорчена живопись. Князь заказал иконописцам новый образ – это было одно из первых его распоряжений. Копия Владимирской Богоматери получила название «Федоровская», по-видимому, в честь Ярослава Всеволодовича, в крещении Федора (ему же это имя было дано в честь Федора Стратилата) . Впоследствии сын Ярослава Всеволодовича, Василий Ярославич, унаследовав великое княжение, привез икону в ... текст полностью ...
Александр Невский: защитник земли русской / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Богородица! Верни мне супруга целым и невредимым! Не на охоту едет он, на брань великую. Знаю, что не станет он стоять в стороне, в самую сечу поскачет, " - думала Бречиславна. Простившись с женой, Ярославич облачился в бранный доспех и велел слуге своему Ратмиру привести коня. Горяч, силен жеребец, двое конюхов с трудом могут удержать его за узду. Одному лишь Александру позволяет он ставить ногу в свое стремя и садиться в седло. Юный князь решил идти на врага немедленно лишь малой своей дружиной, не ожидая ни общего сбора новгородского ополчения, ни суздальских полков отца своего Ярослава Всеволодовича. Сборы могут затянуться, а тем временем шведы начнут опустошать окрестности Новгорода селение за селением, грабя и убивая мирных жителей. Единственное, что сделал Александр, это велел старым дружинникам, которые верой и правдой служили еще отцу его Ярославу, собрать каждому по пять - по десять новгородцев, кто был покрепче и понадежнее, чтобы хоть как-то увеличить малое свое войско. Стоя у ворот, епископ Спиридон благословлял проходившие сомкнутые ряды воинов. Их суровые лица светлели, а могучие руки крепче сжимали древки копий. Наконец, пригнувшись к седлу, ... текст полностью ...
О «внутреннем» и «внешнем» времени произведения и ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... назидательности в произведении: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”. И до конца не была бы раскрыта его основная идея. А вот о кончине Игоря в 1202 г. (или даже ранее) автор, скорее всего, не знал... Фраза становится понятной, если учесть саму идею произведения – наказание Игоря Святославича за гордыню и Божие его прощение после покаяния, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Ап. Павел, 1 посл. гл. 5, 5 ) [64]. После смирения и покаяния Игоря (только с этой целью он мог призвать из Руси священника) Господь посылает ему Черниговский престол – по смерти Ярослава Всеволодовича в 1198 г. 6. Во § 2 уже отмечалось, что Роман Мстиславич Галицкий ходил на ятвягов в 1196 г., и не мог ранее 1197 г. (по Н. Ф. Котляру) или 1200 01 г. (по Н. Г. Бережкову и М. Грушевскому) , или 1201 г. по Никите Хониату – ходить на половцев [65]. Таким образом, во «внутреннем художественном времени» «Слова» отразились «внешние» события вплоть до 1199-1200 гг. К этому следует добавить, что есть серьезные основания полагать, что автор использовал в своей работе тот Киевский летописный свод, который был составлен в Выдубицком монастыре игуменом Моисеем в 1199 г. Из ... текст полностью ...
Книга глаголемая "Описание о российских святых, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Преображенской церкви в веси Сутен, на озере Святе. Эта весь, смежная с погостом Синегом, находится на границе Владимирской и Рязанской губерний. Тело Патрикия перевезено сюда, вероятно, по распоряжению Фотия или по старанию священно-инока болгарина Пахомия, который жил в Синеге (Прот. Виноградов, «Ист. Влад. собора», стр. 83—84. Чижов, стр. 130) . Не канонизирован. 411. Святая и благоверная княгиня Феодосия во иноцех Евфросиния, чудная мати святаго Александра Невскаго, преставися в лето 6770 месяца маия в 4 день Ростислава, в св. крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга в. кн. Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых — Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 года. Гробница ее в соборной церкви Юрьева монастыря близ Новгорода ( Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 94 ) . Не канонизирована. 412. Святая благоверная Княгиня Агафия жена святаго князя Георгия, 413. Святыя благоверныя княгини Мария и Христина иже быша снохи святому князю Георгию и княгине Агафии, 414. Святая и благоверная княжня Феодора Георгиевна, пострадаша от Батыевых Татар, во граде Владимире с матерью ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017

Постоянная ссылка на эту страницу: Ярослава Всеволодовича
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"