160 …трудныхъ повстии… – По-древнерусски слово «труд» означало не только работу, но и подвиг, а также заботу, страдание, скорбь, горе (ср. ниже: «синее вино съ трудомь смшено»), боль, болезнь, недуг. 161 Боянъ. – Из упоминаний в «Слове» князей, которым пел «славу» Боян, можно заключить, что он жил во второй половине XI в. 162 …расткашется мыслию по древу… – Образ этот не народно-поэтический, а книжный. В дальнейшем автор «Слова» говорит о «мысленом древе» (см. стр. 198), и опять-таки, как и здесь, характеризуя поэтическую манеру Бонна. Отдельные книжные, риторические, искусственные выражения встречаются по преимуществу в начале «Слова». 163 …старому Ярославу… – Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый (ум. в 1054 г.). При нем еще сохранялось в основном политическое единство Руси. 164 …храброму Мстиславу, иже зарза Редедю предъ пълкы Касожъскыми… – Мстислав Владимирович Великий, князь черниговский и тмутороканский, брат Ярослава Мудрого (ум. в 1036 г.). В «Повести временных лет» под 1022 г. рассказывается о его единоборстве с касожским князем Редедею. Касоги – племя, населявшее область Северного Кавказа. 165 …красному Романови Святъславличю. – Роман Святославич, князь тмутороканский, внук Ярослава Мудрого. Был убит половцами в 1079 году. 166 …отъ стараго Владимера до ныншняго Игоря… – то есть от Владимира I Святославича (ум. в 1015 г.) до Игоря Святославича Новгород-Северского. Автор «Слова» постоянно обращается от современных ему событий к событиям прошлого и охватывает русскую историю больше чем за полтора столетия. 167 Тогда Игорь възр на свтлое солнце и вид отъ него тьмою вся своя воя прикрыты. – Речь здесь идет о затмении солнца 1 мая 1185 г. 168 Стр. 196–198. …копие приломити… – Выражение, означавшее: «вступить в единоборство», «начать битву». 169 Стр. 198. …а любо испити шеломомъ Дону. – Выражение «испить шлемом из реки» нередко встречается в древнерусской письменности в одном и том же значении победы. Ср. в летописи: «Тогда Володимер Мономах пил золотом шеломом Дон, и приемшю землю их всю» (Ипатьевская летопись под 1201 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Ярославцы с неподдельной нежностью называли его «ясным солнышком». Град Ярослава Мудрого так полюбил своего доброго и мудрого архипастыря, что при расставании с ним оказал ему совершенно исключительную честь, избрав его «почетным гражданином г.Ярославля». В Вильне, где вероисповедные, политические и национальные распри ставили архипастыря в исключительно трудное положение, где над всеми сторонами жизни всегда реял коварный дух иезуитизма, постоянно строивший козни православным архипастырям и не раз приводивший к преткновению даже колоссов православной русской силы, ясный, смиренный, простой Тихон проходил свой тяжелый архипастырский путь в пору тяжелого военного времени без преткновений. Когда в 1917 году первопрестольная Москва при избрании архипастыря на пост митрополита Московского, предпочла всем современно громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Литовского и Виленского Тихона, почивший принял это избрание не без смущения, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы смиренный Тихон разочаровал требовательную Москву, оказавшую ему исключительную честь и доверие. Как верный и типичный сын своего народа, на всех местах служения он принимал к сердцу решительно все, что касалось жизни, блага и интересов родного народа. Поэтому работа его никогда не ограничивалась только церковным кругом и делом. С 1905 года он состоял активным и почетным членом в одной из политических партий определенно националистического направления и в духе этой партии работал, особенно при выборах в Государственную Думу, от первого до последнего созыва. Впоследствии, при господстве на Руси пресловутого интернационала, когда имя почившего стали волочить по судам, враги вспомнили эту сторону его деятельности и собрали обширный уличающий материал из печати, из архивов, из частной переписки и т.п. Ему поставили в вину совместную политическую работу с такими деятелями как Г.Г.Замысловский, Кацауров (из Ярославля), Илиодор (он начал свою деятельность в Ярославле), Самарин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/s...

Н.М. Карамзин, тщательно перечислив заслуги Ярослава перед потомками. назвал его правление «блестящим и счастливым», но следующее поколение историков не слишком-то уделяло внимание его деятельности. Почему то, во времена сытой стабильности, склонной к нравственному упадку, людей более интересует деятельность разных «реформаторов», и даже вовсе разрушителей, а в периоды смут – явлений, в первую очередь, духовного порядка, у некоторых исследователей появляется соблазн опровергнуть освящённые временем авторитеты, выставить их в противоположном, негативном виде. Может быть тому виной склонная к греху человеческая природа? Современные исследователи также, в большинстве своём отдают должное Ярославу Владимировичу. Выше уже приведены высказывания Р.Г. Скрынникова и А.Н. Сахарова, к ним можно было бы добавить ещё многих. Так, по словам С.Ю. Алексеева: «Русь восприняла наследие Древней Греции и Византии, став неотъемлемой частью европейской цивилизации. И эпоха Ярослава с благодарностью вспоминается века спустя… когда имя его стало символом древнего единства и общего могущества восточнославянских народов, наследников Киевской Руси». Ему вторит А.Ю. Карпов: «в сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем, одним из устроителей и радетелей Русской земли». Однако, в наши дни память о Ярославе Мудром, как и о его святом отце, нуждается в защите, но, если Равноапостольного князя Владимира сегодня пытается облить грязью разве что питерская студия мультфильмов «Мельница», чьё руководство, похоже, считает себя мстителями за «Великую Хазарию», с его сыном ситуация сложнее. Ярослава Мудрого защищать приходится от… историков. Ещё с середины XX в. в массовое сознание вносится своего рода «чёрная легенда» о Ярославе, как о коварном, жестоком и жадном правителе, убийце святого Бориса, а, может быть, и Глеба, прикрывавшим напускной набожностью свои неблаговидные дела. Не без её влияния, как видно, формировался и скульптурный облик великого князя, реконструированный М.М. Герасимовым. На сколько распространена и влиятельна она была ещё недавно в среде специалистов свидетельствует уже то, что без всякой аргументации эта версия, основанная на единичном «свидетельстве» исландской саги, была изложена в вышедшей огромным тиражом и рассчитанной на массового читателя книге Б.А. Рыбакова «Мир истории. Начальные века русской истории» (М., 1984, С.157 - 158).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверная княгиня Анна, во святом крещении Ирина, Новгородская (+ 1050) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память ее празднуется 10 февр. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Благоверная княгиня Ирина была старшей дочерью мудрого шведского короля Олофа Скетктунга, прозванного «всехристианнейшим королем» за огромные услуги, оказанные им христианству в его стране. Супруга его, королева Астрида, также была известна своим умом и добротой. Святое крещение королевская семья приняла в 1000 г. Княгиня Ирина носила на своей родине имя Ингигерда. Вопреки обычаю того времени воспитывать детей у родственников, она выросла в своей родной семье и получила исключительное для того времени образование: она изучила литературу, историю и религию. Она пользовалась с ранних лет большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей родины, путешествовала и принимала кого хотела. Это была молодая девушка, полная ума и доброты, смелая, предприимчивая, имевшая большое влияние на всех, кто имел с ней дело. В 1016 г. она вышла замуж — по воле своего отца, искавшего ей мужа, «который был бы достоин его дружбы» — за вел. князя киевского Ярослава Мудрого. В приданое она получила город Ладогу и Ингерманландию (нынешнюю Петербургскую губ.), названную так по ее имени. Став русской княгиней с именем Ирина, она всей душой отдалась интересам своей новой родины и стала верной помощницей и советницей своего мужа. Однажды, когда возмутилась наемная норвежская стража и попросила вел. княгиню быть посредницей между ними и вел. князем, она согласилась, но предупредила их прямо, что будет защищать исключительно интересы своего мужа. Влиянию вел. княгини надо приписать и добрые отношения, установившиеся тогда между Скандинавскими странами и Россией. Она приютила у себя в Киеве изгнанных сыновей короля английского Эдмунда — Эдвина и Эдуарда — и принца Магнуса Норвежского, которого вернула на родину только тогда, когда убедилась, что норвежцы отдадут ему отчий престол и будут уважать его права.

http://sedmitza.ru/lib/text/436910/

В княжение Св. Владимира (973-1015) произошло воссоединение местностей по среднему и верхнему течению р. Днестра и р. Буга с княжеством Киевским; в то же время указанная страна стала именоваться " Червонной Русью " 3 . С присоединением Червонной Руси к Киевскому княжеству славяне, в ней обитавшие, приняли православие и тамошние церкви были подчинены Киевскому митрополиту.. После Владимира Святого и в славное княжение Ярослава Мудрого (1028-1054). Червонная Русь была нераздельна с княжеством Киевским, но при потомках названного князя началось ее обособление. Три внука Ярослава - Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи - получили в удел Галицию, причем западная ее часть с Перемышлем досталась Рюрику, средняя с Звенигородом - Володарю и южная с Теребовлем - Василько. Сын Володаря, Владимирко, впоследствии объединил (1134) в своих руках все три удела, сделал г. Галич своей столицею и таким образом явился основателем княжества Галицкого. Князю Владимирко наследовал Ярослав (1152-1187), прозванный Осмомыслом; в его княжение Галиция достигла значительного процветания. По смерти этого мудрого князя в Галиции начались смуты и непорядки, виновниками которых были бояре, желавшие играть роль и иметь влияние на управление страной. Сравнительно лучшее время настало, когда Галицкое княжество досталось внуку Киевского князя Изяслава Мстиславича - Роману. Роман Мстиславич был храбрый и воинственный князь 4 , объединивший под своей властью Галицию и Волынь... Киев, утративший тогда былую славу, признал его своим князем... В 1205 г. князь Роман неожиданно умер во время похода против поляков, и в Галицко-Волынском княжестве тотчас же начались смуты. Дело в том, что после князя Романа остались малолетние дети... Власть над страной приняла вдова.., но она решительно не могла справиться с боярством... Начались интриги, непорядки и смуты, вызвавшие вмешательство Венгрии в дела Галиции 5 .. В 1215 г. последовало соглашение, чтобы Даниил (1205-1264), сын Романа, был князем Владимирским, а Коломан, сын венгерского короля, князем Галицким (а вслед за ним, добавим, приспело и католическое духовенство). Но Коломану недолго пришлось быть в Галиче, на него напал князь Мстислав Новгородский, изгнал его и посадил на его место Андрея. Однако последний не имел здесь ни силы, ни влияния, и был вскоре изгнан вышеупомянутым Даниилом Романовичем, объявившим себя князем Галицким. Князь Даниил Романович отличался большим умом и хитростью и достиг значительного могущества. В 1235 г. он из политических соображений признал верховенство Венгрии» 6 .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Речь идет о браке французского короля Генриха I с Анной Ярославной, отпрыском которого стал французский король Филипп I. Бракосочетание состоялось, вероятно, в 1051 г. (см. 17, примеч. 451; здесь же краткий обзор французских источников, сообщающих имя княжны). Свидетельство Адама показательно тем, что погружает краткое известие о «русском» браке французского короля в обширный политический контекст, который ему был ясен и который позволяет говорить о масштабной матримониальной политике Ярослава Мудрого (Hellmann 1962. S. 7–25; ДР. С. 357, генеал. табл. 12). Брак Анны хорошо вписывается в новое направление внешней политики Ярослава, обнаружившееся уже в первой половине 1040-х гг. Предыдущий период был ознаменован русско-немецкой близостью, которая выразилась в сотрудничестве Ярослава с Конрадом II, а затем и с Генрихом III сначала при низвержении польского короля Мешка II, а затем в деле восстановления стабильности в Польше в начале правления Казимира I (см.: 16, примеч. 436; 29, примеч. 814–815; Пашуто 1968. С. 39–40, 123). Ситуация в корне переменилась в 1045/6 г., когда был заключен мир с Византией (ПСРЛ 1. Стб. 154; 2. Стб. 142) и Киев вмешался в венгерские дела на стороне враждебного Германии Эндре I (см. предыдущее примеч.). В такой ситуации контакт с Францией, которая тогда находилась в затяжном конфликте с Германией из-за Бургундии, был бы логичным (ДР. С. 348–358 [IV, 4.3.1–3]). Имеются некоторые данные и о венгерско-французском сближении при Эндре I, которое вполне органично в русле общей антинемецкой направленности политики венгерского короля. С французской стороны несколько экзотический брак Генриха I, похоже, стал следствием известных матримониальных трудностей Капетингов из-за их родства с большинством соседних европейских династий (Dhondt 1965. Р. 57–58; Bouchard 1981. Р. 274–277). Матильда, дочь германского императора Конрада II, обрученная с Генрихом в 1033 г., умерла в 1034 г., и в течение пятнадцати лет (!) французский король оставался холост – факт сам по себе красноречивый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издание «Русской Правды», как видим, было великим делом Ярослава Мудрого. «Русская Правда» и теперь служит дорогим памятником, свидетельствующим о влиянии христианской веры на нравы русского народа, о жизни и быте нашего народа и его общественном устройстве. Завещание Ярослава. Ярослав Мудрый пред смертью разделил русскую землю, которой правил один, между пятью своими сыновьями. Старшему Изяславу он дал Киев и Новгород, Святославу – Чернигов и Муром с Рязанью, Вячеславу – Смоленск, Всеволоду – Переяславль и Игорю – владимир-волынскую область. Умирая, Ярослав собрал всех своих сыновей и дал им такое завещание. «Вот я отхожу от этого света, дети мои»! говорил он. «Любите друг друга, потому что вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собою, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим. Так живите же мирно, слушаясь друг друга. Свой стол-Киев поручаю вместо себя старшему сыну моему и брату вашему Изяславу: слушайтесь его, как меня слушались; пусть он будет вам вместо меня». А обращаясь к старшему сыну – Изяславу, Ярослав дал ему лично следующее завещание: «если кто захочет обидеть брата, то ты помогай обиженному». С того времени земля русская надолго разделилась на несколько уделов, и между князьями нашими начались споры и усобицы. Владимир Мономах . Смуты и междоусобия князей непрерывно продолжались во все время, когда великокняжеский престол киевский занимали один вслед за другим сыновья Ярослава: Изяслав, Святослав и Всеволод. Сначала Святослав, князь черниговский, сговорившись с братом своим Всеволодом, князем переяславским, выгнал из Киева Изяслава и сам сделался великим князем. Когда Святослав умер, то Всеволод, отличавшийся между своими братьями самым мирным и спокойным характером, не хотел обижать старшего брата Изяслава. Он отдал ему Киев, а себе взял Чернигов. Но недолго мир царил между русскими князьями. Сын умершего Святослава не хотел, чтоб его отцовский черниговский удел доставался дяде его Всеволоду. Поэтому он, подговорив других князей и призвав на помощь диких половцев, пошел с ними войною против Всеволода. Олег разорил черниговскую область и прогнал из Чернигова Всеволода, который бежал к своему брату Изяславу в Киев. Изяслав заступился за Всеволода и братья пошли на Чернигов. Произошла кровопролитная битва между войсками враждовавших князей. Войска Олега Святославича были разбиты, но во время сражения был убит Изяслав. Его место на великокняжеском престоле занял Всеволод. Он был набожен, правдив и всею душою заботился о бедных и несправедливо обиженных. Несмотря на это, княжение его в Киеве было еще более беспокойно, чем в Переяславле.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Ярослав Мудрый . Киевским князем стал четвертый сын Владимира святого – Ярослав , который получил в народе прозвание Мудрого (правил с 1016 по 1054 г.). При нем Русь получила первый свод законов под названием «Русская Правда» . В нем еще сохранялись некоторые старые языческие обычаи, как, например, родовая месть, но они были ограничены: разрешалось мстить не всему роду обидевшего, а только ближайшим родственникам, брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю. За уголовные преступления полагалось отнимать имущество, платить штрафы, но не было смертной казни, чтобы не отнимать у преступника возможности покаяться. Следствие велось очень тщательно, вызывали свидетелей и, если дело было неясным, обвиняемых испытывали водой или железом. При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки, и если он при этом робел, то проигрывал дело. При испытании железом обвиняемый должен был поклясться в своей невиновности, держа раскаленное железо в руках. «Русская Правда» часто переписывалась и с течением времени дополнялась и изменялась, но это была первая попытка установить законы христианского государства. Кроме того, Ярослав известен своей заботой о росте и укреплении Церкви на Руси. Он был усердным храмостроителем и собирателем церковных книг, которые сам, в отличие от своего неграмотного отца, читал и высоко ценил. Он также положил начало на Руси образованию, открыв в Новгороде школу, куда было собрано до трехсот мальчиков «в ученье книжное», как думают историки, с целью подготовки своего, русского духовенства. Владимир Мономах . Внук Ярослава (правил в 1113–1125 гг.), мужественный, скромный, милостивый Владимир, был настоящим князем-христианином. Он призывал враждующих князей к миру, устраивал съезды, чтобы поделить княжества с общего согласия. Он оставил замечательное поучение детям, в котором завещает им верить в Бога, молиться Ему, каяться в грехах, всю жизнь трудиться, защищать слабых и держать свое слово. Мать Владимира была греческой царевной из императорской фамилии Мономахов, и есть предание, что греческий император прислал ему шапку, украшенную драгоценными камнями. Впоследствии российские цари во время венчания на царство стали возлагать на себя, как венец, «шапку Мономаха».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

720 Бурицлейв – персонаж, упоминающийся в ряде древнескандинавских произведений (наиболее подробно о нем говорится в «Пряди об Эймунде»; см. выше V.6.2), отождествлен исследователями со Святополком Владимировичем (Святополком Окаянным), великим князем киевским в 1015 – 1019 гг. Подробнее см.: Глазырина 2002. С. 288–292. 721 О роли Эймунда в противостоянии Ярослава и его брата в «Саге об Ингваре» подробно не рассказывается, однако, эти события освещены в «Пряди об Эймунде» (см. выше V.6.2; см. также: Джаксон 1994в. С. 87–119). 722 Хольмгард (Hlmgarðr) – древнескандинавское обозначение Новгорода. Подробно об этимологии топонима и литературу см.: Древняя Русь 1999. С. 465–466; Джаксон 2000а. С. 287–290. 724 Хотя отъезд Ингвара из Швеции объяснен в саге личным желанием Ингвара, М. Ларссон, основываясь на летописной статье 1036 г. (ПВЛ. С. 203–204), связывает появление отряда норманнов на Руси с необходимостью привлечения русским князем свежих сил, для борьбы с печенегами, и датирует поход Ингвара ко двору Ярослава 1036 г. (Larsson 1990. S. 36). 725 В связи с упоминанием в саге о столь длительном (в течение «трех зим») пребывании отряда Ингвара на Руси, было высказано предположение о том, что Ингвар и его люди служили в дружине Ярослава Мудрого (Мельникова 19766. С. 81; Мельникова 2001. С. 58). 726 Общее число засвидетельствованных в ряде рукописей и отдельных произведений названий восточноевропейских рек приближается к десяти (см. табл. 7 в кн.: Древняя Русь 1999. С. 466–474; таблицу в кн.: Джаксон 2001а. С. 34–37). Однако, наименования только трех рек регулярно упоминаются в письменных памятниках разных жанров – Dýna (Западная Двина), (Северная Двина) и Tanais (Дон). Если учесть, что традиционный маршрут движения скандинавов проходил с запада на восток, то «рекой посередине» из этих трех рек (и только в том случае, если у скандинавов имелось хотя бы приблизительное представление об их реальном географическом положении и направлении их течения) условно могла бы считаться Западная Двина, и именно это мнение выразил в своем сочинении автор «Саги о Хрольве Пешеходе» (см. Х.6.1). Однако, упоминание далее в «Саге об Ингваре» целого ряда деталей, таких, как рассказ о крупных порогах, потребовавших от членов отряда больших усилий для их преодоления, а также Красного моря и др., привел исследователей к заключению, что маршрут Ингвара пролегал, либо по Волге, либо по Днепру (подробнее см.: Глазырина 2002. С. 152–168, 308–312 Ср.: Джаксон 2007. С. 316–325).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1894 Речь идет о волынском князе Ярославе Святополчиче, зяте венгерского короля Ласло I. Имя «Бесен» (или «Безен») применительно к Ярославу более в источниках нигде не встречается и смысл его неясен (как и прозвища Белы I «Бенин»: см. выше примеч. 1816); можно лишь догадываться, что так Ярослав прозывался именно в Венгрии. 1895 В 1117 г. между Ярославом и киевским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом вспыхнул конфликт, вызванный тем, что, как выяснилось, Владимир вознамерился по своему завещанию передать киевский стол своему старшему сыну Мстиславу; между тем, по династическим понятиям того времени наследником был именно Ярослав – в качестве генеалогически старейшего в поколении правнуков Ярослава Мудрого. Согласно киевской летописи, Ярослав Святополчич в 1118 г. действительно бежал в Венгрию, но уже через год перебрался в Польшу к Болеславу III. В 1123 г. в войсках, приведенных Ярославом, были и венгры. Владимир Мономах приходился Ярославу Святополчичу не братом, а двоюродным дядей. Недоразумение могло возникнуть из-за того, что на волынском столе Ярослава сменил сначала Роман, а потом Андрей Владимировичи (оба были троюродными братьями Ярослава): именно против Андрея пришлось сражаться Ярославу и его союзникам в 1123 г. 1898 Сходное, хотя и отличное в частностях, описание гибели Ярослава есть и в «Ипатьевской летописи» под 1123 г.: князя, ездившего под стенами и препиравшегося с жителями Владимира, подстерегли, когда он спускался от города в лагерь (ПСРЛ 2. С. 287). Складывается впечатление, что венгерская традиция, как и летописный рассказ, опирается на свидетельства очевидцев. Летопись ничего не знает об участии в походе самого венгерского короля, тогда как рассказ «Лицевой хроники» по понятным причинам сосредоточен на венграх, ничего не говоря о поляках и чехах, которые, по летописи, также составляли часть войск Ярослава Святополчича; впрочем, участие поляков и венгров, похоже, не было значительным, потому что ни польская, ни чешская исторические традиции не сохранили памяти о событиях на Волыни 1123 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010