@import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ef2df4ddb5 display: none !important; Закрыть Созидатель Третьего Иерусалима К 970-летию со дня смерти Ярослава Мудрого Юрий Сухарев   23:19 01.02.2024 175 Время на чтение 69 минут Продолжение материала « Похвала князю Владимиру » Тысячелетие со дня рождения одного из величайших (и всё ещё недооцененных) правителей Русской земли прошло незамеченным для общественности по причине отсутствия точных сведений о нём, что, отчасти, свидетельствует об отсутствии интереса у исследователей, однако дата смерти известна достоверно и в феврале 2024 г. исполняется 970 лет с этого дня. Полтора года тому назад, к очередному дню памяти Равноапостольного Крестителя Руси, Русская народная линия опубликовала « Похвалу князю Владимиру ». Настоящий очерк, являющийся продолжением этого текста, посвящён его преемнику, некоронованному царю Русской земли, собравшему её заново, обеспечившему стремительный расцвет национальной культуры и рост её международного авторитета. Война, начавшаяся как Специальная военная операция, быстро превратилась в войну за суверенитет Родины, за спасение Веры в Малороссии, освобождение «Матери городов Русских» - духовного отечества всех православных русских, за спасение её святынь. Таким образом, ведущаяся сейчас лучшей частью нашего народа «Малая Отечественная война» является войной за Киевское наследство. Продолжим же начатый разговор о его создателях. Основные угрозы государству Владимира носили внутренний характер. По советской традиции разделим их на объективные и субъективные. Главной в первой группе следовало бы признать то, что развитие феодальных отношений неизбежно ведёт к раздробленности, ослаблению центральной власти, но говорить о реальном феодализме на Руси в начале XI века не приходится. Среди других можно назвать молодость и естественную неустойчивость новой системы киевских наместников и, соответственно, силу повсеместных традиций сепаратизма, прежнего порядка управления страной. Были, однако, ещё угрозы субъективного характера и главная из них, с неизбежностью обрекающая Русь на новый виток усобицы, гнездилась в семье самого киевского кагана.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

Заслав, в конце 1018 г., сватов к конунгу шведов Олаву, Ярослав своё вдовство очень быстро «конвертировал» в дополнительную военную силу. Согласие на брак принцессы Ингигерд с новгородским князем было получено и весной следующего года невеста в сопровождении западношведского ополчения, а также новых партий наёмников прибыла в «северную столицу». Шведов из Гаутланда привёл ярл Рёгнвальд - двоюродный брат Ингигерд или Ирины, как теперь её будут звать на Руси. Согласно брачному договору, Ярослав дарил жене Ладогу с областью, а ярл становился здесь наместником и главой всех варягов в войсках Ярослава. Отпраздновав свадьбу, князь с новгородцами и норманнами выступил на юг. Окончательно потерявший поддержку населения Святополк попытался сопротивляться, но был легко разбит и бежал к печенегам, Ярослав же укрепился в Киеве, вновь готовясь к отражению степного нашествия. «Окаянный» Святополк почти год готовил свой реванш и весной 1019 г. вступил на Русь «в силе тяжкой», собрав, как видно, максимальное количество воинов от всех печенежских «колен». Печенеги, как всегда, были готовы к войне, к тому же они наверняка желали отомстить Ярославу за свои поражения. С ними, по данным «Саги об Эймунде», шли и «влахи», предки румын. Две огромные рати встретились у р. Альты. Русские и варяги, выйдя перед рассветом из соснового бора, построились вдоль опушки, памятной по недавнему убиению здесь князя Бориса. Далее расстилалась ровная пустошь, которую позже назовут Борисовым полем («Борисполь»), а пока – «Летьским полем». Сейчас, в свете наступающего дня, эта равнина темнела от огромного человеческого скопища и вид его холодил сердца даже самых отважных. Уловив суть момента или рассчитав всё загодя, Ярослав, встав перед строем, на месте где четыре года тому назад стоял шатёр Бориса, и воздев руки к небу, воззвал к Богу и братьям: «Кровь брата моего вопиет к Тебе, Владыко! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил за кровь Авеля, наложив на братоубийцу Каина стенание и трепет, так наложи и на этого! Братья мои, если телом своим и отошли отсюда, но молитвою помогите мне на противника сего, и на убийцу гордого»! Теперь должен был свершиться Божий суд и впервые русскому воинству помогали святые мученики Борис и Глеб.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

Воспитав у себя сироту Магнуса - сына Олафа Святого, Ярослав, через несколько лет, с помощью многоходовой комбинации, сумел в 1035 году добиться занятия им норвежского трона. Прошли годы и Магнус, объединив Норвегию с Данией, фактически вышел из союза с Русью. Чтобы вернуть эту страну в сферу влияния Киева, Ярослав в 1043 г. женил кандидата на норвежский престол Харальда Сурового на своей старшей дочери Эллисив-Елизавете. И Ярослав, и Ингигерд всячески советовали зятю уклониться от схватки со своим бывшим воспитанником. Великий князь надеялся, что Магнус, мечтавший о восстановлении датской власти над Англией, согласится принять помощь Харальда и наделит того Норвегией, но, тем не менее, отпустил с зятем некоторых своих варягов. Вскоре по прибытии в Швецию Харальд, действительно договорился с Магнусом и стал правителем Норвегии, а через год – и её королём. До недавнего времени считалось, что, когда Харальд, этот «последний викинг», погиб в 1066 г. под Йорком в Северной Англии, Елизавета ещё раз вышла замуж, став Датской королевой. В начале 1044 г. в Полоцке умер Брячислав. Тем же годом датированы в Новгородской летописи поход Ярослава на «литву» и начало княжения в Полоцке Всеслава Брячиславича. Эти известия несомненно связаны между собой. Можно предположить, что смерть полоцкого союзника позволила Ярославу ликвидировать широкую автономию Полоцкой земли. Великий князь прибыл туда с крупными силами, чтобы помочь надолго устрашить опасных соседей и заключить новые условия союза с молодым наследником, поставив его в зависимое положение. В последний раз он лично водил войска. Литовцев разгромили и заставили платить дань Полоцку, но местный князь отныне утрачивал свои права в Киеве. Сохраняя свою резиденцию здесь он лишался доли в киевских доходах, зато сохранялись все его союзные обязательства, превратившиеся теперь в вассальные. В качестве гарантии от проявлений сепаратизма, служившие Брячиславу варяги были приведены к присяге Ярославу и становились теперь его представителями при Всеславе. Так Ярослав окончательно объединил Русь, через двадцать девять лет после смерти отца.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

В церкви в Пухе можно видеть одно вотивное или памятное изображение, изготовленное представителями Украинской церкви в изгнании и датированное 6-м июля 1988 года. На нем на украинском и немецком языках начертано: «Блажен-ная Эдигна, правнучка Святого Владимира, дочка Анны Ярославны, молись за нас и наш народ». Вероятно, этот текст и послужил поводом для одной немецкой журналистки, написавшей в очерке, что мать Эдигны — «родом из Украины» Не случайным является и появление у восточных христиан иконописных изображений и современных картин блаженной Эдигны, где ее лик очень походит на славянский тип лица. Исторические источники, подтверждающие связь Эдигны с Анной Ярославной (известной также как Анна Киевская и Анна Русская), младшей дочери киевского князя Ярослава Мудрого, отсутствуют. Нет достоверных упоминаний и о дочери Анны Ярославны по имени «Эмма». Они присутствуют лишь в свободной энциклопедии «Википедия», где редактировать статьи может любой пользователь Интернета. Так, в статье «Anna von Kiew» на немецком языке в той же Википедии вообще нет упоминания о «дочери» по имени «Эмма» (февраль 2023 г.) В статье «Anne de Kiev» на французском языке, рассказывающей и о детях Анны Киевской, сообщается, что «существование» дочери Эммы, «также известной как Эдигна Пухская, признанной Католической церковью в 1600 году блаженной», является «сомнительным» (февраль 2023 г.) В социальных сетях можно встретить разные рассуждения относительно года рождения и количества детей у Анны Киевской. Так, сын Роберт появился на свет в 1054 или 1055 году, дочь Эмма — тоже в 1055-м. Существует мнение, что эти дети — «двойняшки, родившиеся в 1055 году» и др. Трудно отличить правдоподобные факты от домыслов, ибо нет ссылок на серьезные источники. Высказываются гипотетические предположения, что Эдигна родилась «между 1052 и 1064 годами»; «в молодом возрасте она бежала в 1074 году с королевского двора и скончалась в возрасте 47—57 лет». Отшельницу Эдигну называют в украинской прессе «правнучкой князя Владимира и внучкой Ярослава Мудрого», но этот тезис авторы не подтверждают ни документами, ни аргументированными доказательствами. Одно известное украинское агентство опубликовало на своем сайте материал, где можно прочитать, что Эгидна… «на одну треть украинка». Другие публикации это оспаривают и подчеркивают, что «мать Эдигны» — «русская княжна Анна Ярославна».

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/24/...

СПб.: Синодальная типография, 1889. с. разд. паг. 13. Энциклопедический словарь: в 86т. СПб.: ИздательствоФ.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, 1898. Т.49 (XXV). 4, 478с. 14. ШереметевскийВ.В.Русский провинциальный некрополь. М.: типо-лит. т-ва И.Н.Кушнерев и К°,1914. Т.1. 10008с. N. Vikhrova, V.Vasilyev. Return to the Motherland: towards the Biography of Andrey Predtechensky In this article, the authors provide some biographical information about Andrey Ivanovich Predtechensky (1832–1893), Professor at St. Petersburg Theological Academy, theologian, publisher of the scholarly journals Christian Reading (Khristianskoye Chteniye) and Church Bulletin (Tserkovny Vestnik). This information is derived from sources published in the 19 th century. The article also describes his burial place in the Voskresenskoye Plantation in the vicinity of Staraya Russa in the Novgorod Region. Finally, the authors publish and supply with comments an article by ProfessorA.P.Lopukhin describing the transportation of Predtechensky’s body to its final resting place. Keywords : ProfessorA.I.Predtechensky, St. Petersburg Theological Academy, Journal Christian Reading (Khristianskoye Chteniye), Journal Church Bulletin (Tserkovny Vestnik), obituary, Voskresenskoye Plantation in the Novgorod Region. Nina Nikolayevna Vikhrova – Candidate of Philological Sciences, Assistant Professor at Yaroslav the Wise Novgorod State University (vihnn@mail.ru). Valery Leonidovich Vasilyev – Doctor of Philological Sciences, Professor at Yaroslav the Wise Novgorod State University (vasvall1410@list.ru). Христианское чтение 5, 2017 1 Нина Николаевна Вихрова – кандидат филологических наук, доцент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (vihnn@mail.ru). 2 Валерий Леонидович Васильев – доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (vasvall1410@list.ru). 3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Новгородской области в рамках научного проекта 4 ЧистовичИ.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Иаков, см. Анунд Якоб Иаков Мних, древнерусский агиограф (втор. пол. XI в.) 45, 76 Иафет, с. библ. праотца Ноя 215, 215 Ибн Данишменд, эмир севастийский (нач. XI в.) 212 Ибн Иа‘куб (Якуб) Ибрахим, еврейский купец, кордовский посол (960-е гг.) 50, 148 Ибн Хордадбех, арабский географ (ум. ок. 912/3 г.) 20 Ибрахим Ибн Йа‘куб (Якуб), см. Ибн Йа‘куб Ибрахим IbahчehkoЛ. I 59 Игорь, кн. киевский (после 911 – после 944) IXa, 36, 39–40, 39, 45, 156, 156, 158, 226 Игорь Святославич, кн. новгород-северский, черниговский (1198–1202) IXa, 321 Игорь Ярославич, кн. волынский (с 1054 г.), смоленский (1057–1060) IXa Ида, м. св. Бруно Кверфуртского 69 Ида из Эльсдорфа, теща киевского кн. Святослава Ярославича, двоюродная сестра германского кор. Генриха IV (ум. после 1085 г.) II, III, 338–340, 338–339 ал-Идриси, арабский географ (ум. ок. 1165 г.) 148, 349 Изяслав Владимирович, кн. полоцкий (ум. в 1001 г.) IXa Изяслав Мстиславич, кн. волынский, киевский (1146–1154, с перерывами) IV, IXb, 183, 200, 206, 251, 264, 280–281, 310, 370–371 Изяслав (в крещении – Димитрий) Ярославич, кн. киевский (1054–1078, с перерывами) IV, IXa, 104, 111, 114, 119–120, 155, 157, 174–175, 177–178, 302–303, 339, 345, 351–352, 357–358 Икар, персонаж античной мифологии 305 Иларион, богослов, митр, киевский (1051 – не позднее 1055) 76 Илия II, патр. Градо (853–856) 53 Ильин Н. Н. 88 Илья, с. киевского кн. Ярослава Мудрого, кн. новгородский (1019) VII, IXa, 135, 196 Иммединги, знатный саксонский род (X–XI вв.) 338 Имре (Генрих), с. венгерского кор. Иштвана I (ум. в 1031 г.) V, 107, 108 Имре (Генрих), кор. венгерский (1096–1204) V, 332 Ингвар Путешественник, щведский викинг (ум. в 1041 г.?) 140 Инге I, кор. вестьётский (до 1080 г.), шведский (1080–1112) (тождествен со шведским кор. Анундом?) VII, IXb, 139–140 Ингиборг, ж. ободритского кор. Кнута Лаварда, д. киевского кн. Мстислава Владимировича (ум. после 1131г.) VII, IXb, 271, 343 Ингигерд (Ирина), ж. киевского кн. Ярослава Мудрого, д. шведского кор. Олава Шётконунга (ум. в 1050 г.) VII, IXa, 81, 131–133, 132, 135–136

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 40-м годам XI в. относит канонизацию Бориса и Глеба В.В. Кусков, также связывая ее с усилиями Ярослава Мудрого. Все перечисленные предположения (быть может, только за исключением гипотез Е.Е. Голубинского и Л. Мюллера) не являются результатами специальных исследований, а высказаны мимоходом при рассмотрении иных проблем. Поэтому на их фоне наиболее весомой выглядит аргументированная гипотеза, согласно которой Борис и Глеб причислены к лику святых только в 1072 г. (или в скором времени после него, но не ранее), когда мощи князей из деревянной церкви были торжественно перенесены Ярославичами в новую каменную. Она отстаивается в работах М.К. Каргера, Н.Н. Ильина, М.Х. Алешковского, А.С. Хорошева, А. Поппэ, уже непосредственно изучавших затронутую нами тему. Борис в шатре молится святому Спасу Обратившийся недавно опять к этой проблеме А. Поппэ " предложил отнести причтение Бориса и Глеба к лику святых к 20 мая 1072 г., а зарождение их почитания как заслуживающих канонизации - ко времени после 1050 г. " . Причем, по его мнению, " 20 мая 1072 г. состоялось не только перенесение гробов с мощами святых Бориса и Глеба, но и признание их святыми в пределах не только Киевской епархии, но и всей митрополии Руси... " (выделено мной - А.У.). Обращает на себя внимание наметившаяся закономерность: в более поздних, по времени проведения, исследованиях указывается (и отстаивается) и более позднее время канонизации святых - не ранее 1072 г. И если в названных первыми работах заключения выводились из общих рассуждений, основанных на принципе " так могло быть " , то в последних уже предпринята попытка обосновать предположения с помощью исторических, археологических и литературных фактов. Растянутый на пятьдесят лет диапазон предполагаемого времени канонизации Бориса и Глеба - с 1020 по 1072 гг. - порождает сомнения в правильности выбранного подхода к разрешению проблемы. Все без исключения исследователи при определении времени причтения к лику святых Бориса и Глеба отталкивались от конкретных исторических событий, послуживших, якобы, причиной канонизации: перенесении мощей князей-братьев в 1020 (21) или 1072 гг., строительстве новой церкви, политики Ярослава Мудрого, или его сыновей, и тому подобных.

http://pravoslavie.ru/archiv/borisgleb.h...

Сыновья кн. Ярослава Мудрого. Фрагмент росписи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Сыновья кн. Ярослава Мудрого. Фрагмент росписи собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Самым распространенным вариантом иконографии К. п. в искусстве правосл. мира, как и в искусстве Зап. Европы, было изображение ктитора в молении, подносящего храм (или обитель) Иисусу Христу, Богоматери или святому (его выбор часто определялся посвящением церкви). Вместо храма изображались также грамоты (юридические акты, фиксировавшие то или иное пожалование), кошель с деньгами, рукопись, реже - предмет богослужебной утвари (этот вариант иконографии в большей степени характерен для искусства лат. Запада). Заказчиков икон, в т. ч. фресковых, храмовых росписей и реликвариев изображали без приносимого ими дара, в молитвенной позе, иногда в составе традиционной сцены, напр. «Распятие», «Страшный Суд», «Видение лествицы»; К. п. сопровождала надпись. В надгробных композициях усопший мог быть изображен также в молении, иногда фронтально, со сложенными на груди руками. Известны поздневизант. надгробные портреты, на к-рых умерший, перед кончиной принявший постриг, представлен дважды - в мирских и в монашеских одеждах. Несмотря на устойчивость, иконография К. п. визант. мира отличается большим разнообразием. Это обусловлено не только обстоятельствами создания конкретного портрета, но и комплексом факторов: структурой предметов, на которых помещались такие сцены; желанием подчеркнуть дистанцию между донатором и святым, принимающим его молитву, или, напротив, стремлением сблизить их фигуры; введением в композицию дополнительных персонажей (членов семьи или святых, ходатайствующих за вкладчика); социальным статусом заказчиков; особенностями гос. и династической идеологии, а также менявшимися иконографическими предпочтениями. В частности, визант. императоров-донаторов и членов их семей чаще изображали не в молении, а фронтально, в репрезентативной позе, характерной для композиций, к-рые не имели вотивных функций (напр., изображения на монетах). Для некоторых локальных традиций, грузинской и в особенности сербской, характерна сложная иконография К. п. государя, включающая фигуры его предшественников и предков, подводящих ктитора к Богоматери или Иисусу Христу. Такие композиции, выражая веру в помощь прародителей, служили важным инструментом политической и династической легитимации, создавали образ законной власти, источником которой является св. родоначальник. По этой причине в храмах иногда помещались композиции генеалогического характера, провозглашавшие святость династии, напр. изображения «Лозы Неманичей» в серб. храмах 1-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2462165.html

Вполне вероятно, что подобные типиконы имелись и в «своих» мнастырях русских князей. Разросшееся племя Рюриковичей, переняв обычай пострижения перед кончиной и погребения в родовом монастыре, стало устраивать все больше княжеских усыпальниц в окрестностях своих стольных городов. Можно предположить, что большинство каменных храмов, руины которых открываются под Смоленском, Полоцком и другими большими городами Древней Руси, было именно монастырскими соборами с погребениями князей или княгинь. То же можно сказать о небольших городах с их храмами (Василев, Вщиж, Дорогобуж) или загородных храмах (Кидекша, Заруб). Складывается ситуация, когда погребальная функция во многом определяет облик каменных сооружений и даже вызывает их появление во все большем количестве. Погребения в первых соборах В Софийском соборе в Киеве усыпальница ктитора, Ярослава Мудрого, погребенного в мраморном саркофаге, помещалась в восточной части одной из галерей собора: внутренней или внешней. Северная галерея собора, в которой достоверно располагалась княжеская усыпальница, имела и особый придел с выступающей полукруглой апсидой 1304 . Итак, места погребений в этом гигантском соборе были связаны с галереями и дополнялись придельными храмами. В Софийском соборе в Новгороде погребение одного из князей фиксируется в северной галерее, а остальные князья и, по всей видимости, сам ктитор собора, князь Владимир Ярославин, были похоронены в южной галерее, позднее названной Мартирьевской папертью. И северная и южная галереи с востока оканчиваются приделами с выступающими полукруглыми апсидами. В Новгороде, как видим, прямо продолжена традиция киевской Софии. Если в Софии Киевской известно только о погребении Ярослава Мудрого в стоявшем на полу мраморном саркофаге, а о погребениях других князей сведений нет, то в Софии Новгородской, благодаря исследованиям М. К. Каргера 1950-х гг. и раскопкам под руководством автора в 1999–2000 г., открыта усыпальница князей в Мартирьевской паперти, где погребения устраивались в «сборных» каменных саркофагах под полом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Камень Антония Римлянина//Новгородский исторический сборник. Л., 1984. 2(12). С. 203–210).–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. 491 Правдивое отражение новгородских реалий. Князь Святослав Ольгович, сын Черниговского и Тмутараканского князя Олега Святославича (Гориславича), отец знаменитого Игоря – героя «Слова о полку Игореве», действительно княжил первый год в Новгороде в 1136 г., когда и было составлено «Учение о числах». Находился на престоле до 1138 г. Кирик проявил своеобразную дерзость, называя князя раньше архиепископа. Властные полномочия князей в это время были номинальными, а реальное управление вечевой республикой сосредоточивалось в руках архиепископа и боярства. Здесь автор заявляет о себе как о стороннике единодержавной формы правления.–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. 492 Нифонт –с 1130 по 1156 гг. занимал владычный престол в Новгороде. Добился прямого подчинения Новгородской церкви Константинополю, минуя зависимость от киевского митрополита (см.: Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1901. Т. 2. 1-я пол. С. 310). Выступал против т. н. «русской партии», выдвинувшей автокефального митрополита Климента Смолятича (1147–1150 гг.) и едва ли не за эти заслуги получил от патриарха титул архиепископа. Д.С. Лихачев считает Нифонта первым архиепископом, находившимся в непосредственном подчинении Константинопольского патриарха (см.: Лихачев Д.С. «Софийский временник» и новгородский политический переворот 1137 г.//Исторические записки. М., 1948. Т. 25. С. 248). Нифонт был собеседником Кирика, к нему с острыми вопросами обращался пытливый антониевский ученый-монах. Содержание бесед отражено в «Вопрошании Кириковом, иже вопроси епископа Нифонта и иных».–Комментарии Р.А. Симонова и В.В. Милькова. Читать далее Источник: Кирик Новгородец и древнерусская культура : [Сборник : в 3 ч.]/М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого», Ин-т философии Российской акад. наук ; [отв. ред. В.В. Мильков]. - Великий Новгород : Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2012-./Ч. 1. – 2012. – 248 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010