Культура Все рубрики Алексей Константинович Светозарский Святополк. Окаянная жертва? 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта " Осторожно, история! " , организованного агентством " РИА Новости " , радиостанцией " Эхо Москвы " и газетой " Известия " . Святополк. Окаянная жертва? 6 августа День памяти первых российских святых великомучеников князей Бориса и Глеба, убитых своим старшим братом Святополком, прозванным позднее Окаянным. Действительно ли Святополк убил своих братьев, либо он лишь жертва в кровавом плане Ярослава Мудрого? На эти и многие другие вопросы ответит эксперт по истории Русской Православной Церкви Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ. Мероприятие проводится в рамках проекта " Осторожно, история! " , организованного агентством " РИА Новости " , радиостанцией " Эхо Москвы " и газетой " Известия " . Алексей Константинович Светозарский Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/kultura/stran...

Соперники норвеж. правителя решили воспользоваться возникшим в стране недовольством: в битве на р. Хельгё (1026) Кнуд Великий разбил войска Олава Харальдссона и швед. кор. Анунда (Энунда) Якоба (ок. 1022 - ок. 1050). В 1028 г. трёнды предали Олава при вторжении в Н. войск Кнуда Великого, норвеж. король бежал на Русь ко двору кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. Управлять страной от имени Кнуда должен был ярл Хакон Эйрикссон, но он погиб на пути из Англии в Н. (1029). В 1030 г. Олав Харальдссон вернулся в Н., чтобы восстановить свою власть, но его поддержали лишь немногочисленные сторонники из Юго-Восточной Н. Трёнды смогли составить коалицию недовольных политикой Олава Харальдссона и разбили его войско в битве у хутора Стикластадир (ныне Стиклестад), в к-рой Олав Харальдссон был убит (29 июля 1030). В авг. 1031 г. еп. Гримкель объявил Олава Харальдссона святым, поместил его останки в раку и перенес их в ц. св. Климента в Нидаросе (ныне Тронхейм). Гибель Олава не привела к изменениям, к-рых ожидала местная знать: Кнуд Великий объявил правителем Н. своего сына Свейна от наложницы Альвивы, а главы оппозиции Эйнар Брюхотряс и Кальв Арнасон не получили обещанного сана ярла, чтобы сделаться данниками Кнуда и управлять Н. по своему усмотрению. Непопулярные меры Свейна и Альвивы способствовали в т. ч. и распространению культа св. Олава, а также созданию легенды о его справедливом правлении, одновременно началось движение за восстановление на троне норвеж. династии. В 1033 г. Свейн вместе с матерью бежал из Трёндалёга на юг страны. Бывш. главы оппозиции Олаву Святому предпочли иметь в стране собственного правителя. Оркнейский ярл Рёгнвальд, Эйнар Брюхотряс и Кальв Арнасон возглавили посольство на Русь, где при дворе кн. Ярослава Мудрого воспитывался сын Олава Святого от наложницы - Магнус. В 1035 г. умер Кнуд Великий, Свейн и Альвива были изгнаны из страны, королем стал вернувшийся в Н. Магнус. При Магнусе I Добром (1035-1047), который был также королем Дании (1042-1047), в Н. утвердился культ Олава Святого, ставший важной частью новой идеологии королевской власти и сыгравший важную роль в объединении государства, в подчинении страны единому монарху, в легитимации династии христ. государей. Почитание Олава Святого широко распространилось и за пределами Н.- на Руси, в Дании, Швеции, Англии, Нормандии, что способствовало признанию Н. на международной арене как христ. государства.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В Ростове к 700-летию Сергия Радонежского откроют выставку песчаных скульптур 22 апреля, 2014. Новостная служба Гости выставки смогут увидеть одного из первых известных ростовских правителей Ярослава Мудрого. 22 апреля. ПРАВМИР. Выставка песчаных скульптур, посвященная знаменитым героям прошлого, откроется в Ростове Великом 1 мая. Она будет приурочена к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, родившегося в селе Варницы под Ростовом, — сообщает Интерфакс-Религия со ссылкой на организаторов мероприятия. «Посетителям представится возможность прикоснуться к величественной старине, ее легендам и реальным событиям», — говорят организаторы. Гости выставки смогут увидеть одного из первых известных ростовских правителей Ярослава Мудрого, былинного героя Алешу Поповича, сражающегося с Тугарином Змеевичем, отважного князя Василько, отказавшегося служить монголам, строителя белокаменного кремля митрополита Ионы Сысоевича, преподобного Сергия, делившего хлеб с медведем. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 февраля, 2017 9 октября, 2016 18 июля, 2020 8 октября, 2019 8 октября, 2019 18 июля, 2019 8 октября, 2018 19 июля, 2018 19 июля, 2018 15 февраля, 2017 9 октября, 2016 18 июля, 2020 8 октября, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/v-rostove-k-700-letiyu...

Особенностью юридического статуса Русской Церкви по Уставу Св.Владимира была подсудность церковному суду всего христианское население Руси по уголовным делам о преступлениях против веры и против нравственности и по гражданским делам, относящимся к области семейного права. Помимо того Устав определял, что довольно многочисленная группа населения страны («церковные люди») неподсудна суду государственному, а подлежит по всем судебным делам – и уголовным, и гражданским исключительно церковному суду. Церковные Уставы Ярослава Мудрого и Ростислава Изяславича отличаются от Устава Св.Владимира наличием подробных комментариев, позволяющих составить более определенное представление о характере дел и категориях лиц, подсудных церковному и совместному церковно-гражданскому суду. К числу судимых церковным судом преступлений против веры – относилось еретичество, совершение языческих обрядов, магических действий «на душегубство», приготовление колдовских зелий и другие виды чародеяния и волхвования, святотатство, осквернение и повреждение храмов и святынь, ограбление могил. К числу преступлений против нравственности относились – «умыкание» (похищение невесты), «пошибание» (изнасилование), многоженство, браки в близких степенях родства, личные оскорбления действием (например, «зубоежа» – т.е. укус) и словесные. Церковный суд по уставу Ярослава Мудрого судил также дела об убийствах неумышленных, совершенных при особых обстоятельствах – во время совершения свадебного обряда, в кулачных боях, которыми по грубости нравов «отмечали» церковные праздники, и дела о самоубийствах молодых людей, насильственно принужденных родителями ко вступлению в брак. Среди дел из области древнерусского семейного права суду церковному подлежали такие, как оскорбления детьми родителей, драки между супругами, кража женой имущества мужа, а также обширная область дел о разделе наследства между родственниками. Церковные уставы русских князей ясно определяют категории лиц, подсудных только церковному суду. Это прежде всего клирики-попы, дьяконы, дьячки и члены их семей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же 1208 году по приказу своего отца Ярослав Всеволодович был послан княжить в Рязань. Первым муромо-рязанским князем был Ярослав, младший сын Святослава и внук Ярослава Мудрого, получивший Рязань по разделам уделов в 1078 году. В 1096 году летопись упоминает о другом сыне Святослава – Олеге «Гориславиче», появившемся в Рязани, тяготевшей к Чернигову. Олег правил в Рязани до 1123 года. Черниговским князем ненадолго стал Ярослав, в 1127 году вернувшийся в Муром. После его смерти в 1129 году муромским князем стал его сын Юрий, а рязанскими – его другие сыновья Святослав и Ростислав. В 1152 году Ростислав признал себя «подручником» суздальского князя Юрия Долгорукого. Ростислав не долго терпел начальство суздальского князя, и Юрий Долгорукий послал в Рязань своего сына Андрея Боголюбского, который вскоре при поддержке населения был выбит из города Ростиславом. В 1153 году им была на берегу Оки основана крепость Ростиславль. Через два года Глеб заключил долгосрочный союз с Ростиславом Смоленским. Тогда же Мстислав Ростиславич Храбрый женился на дочери Глеба Рязанского. В 1161 году рязанским князем стал младший сын Ростислава Глеб, подчинявшийся тогдашнему великому князю владимирскому Андрею Боголюбскому. После его гибели в 1174 году Глебу на короткий срок удалось поставить во Владимире своих шуринов – Мстислава и Ярополка, детей старшего брата Андрея Боголюбского Ростислава, на дочери которого был женат сам Глеб. Ростиславичи не сумели удержаться во Владимире, и в 1176 году Великим князем владимирским ненадолго стал сын Юрия Долгорукого Михалка, а потом его брат Всеволод Юрьевич. Мстислав Ростиславич попытался вернуть себе великое княжение, но был разбит Всеволодом Юрьевичем на Юрьевском поле. Осенью 1177 года Глеб Ростиславич сжег владимирский город Москву. Всеволод, собрав большое войско, пошел на Рязань. Глеб вместе с нанятыми им половцами подошёл к Владимиру и разграбил Боголюбове. На обратном пути у реки Колакши его перехватил Всеволод. В сражении у Прусковой горы рязанцы были полностью разбиты владимирцами, сам Глеб с сыном Романом и Мстиславом с боярами попали в плен к Всеволоду. Всеволод предложил ему свободу, но без Рязанского княжества. Глеб отказался и 30 июня 1177 году умер в порубе. В 1179 году Всеволод отпустил в Рязань его сына Романа с условием полного подчинения княжества Всеволоду. По приезде в Рязань Роман начал притеснять своих братьев, княживших в Пронске, рязанском уделе. Пронские князья обратились к Всеволоду, который разбил рязанцев и осадил столицу княжества. Роман целовал крест Всеволоду «на всей его воле». Однако отношения между рязанскими и пронскими князьями были безнадежно испорчены. В дальнейшем Всеволод еще несколько раз заступался за пронских князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К этому периоду относится также свидетельство о смерти единственного наследника Черниговского княжества Евстафия Мстиславича, а зимой 1036 г., разболевшись на охоте, внезапно умер и сам Мстислав Храбрый, оставив Ярослава Владимировича «самовластцем в Русской земле». В это время Ярослав, как обычно, зиму проводил в Новгороде, где «посадил» правителем старшего сына от Ирины-Ингигерд - Владимира, лично назначил нового епископа и дал новгородцам письменную инструкцию– «грамоту», определявшую их отношения с князем, по которой они отныне должны были платить дань. В том же, богатом событиями году Ярослав ликвидировал псковское княжение Судислава. Якобы, послушав «навета» он заключил брата в «поруб». В действительности вина псковского князя могла заключаться в том, что несколькими годами ранее он не воспрепятствовал датчанам отнять у Руси чудскую дань, т.е. по какой-то причине бездействовал в интересах врага, чем нанёс материальный ущерб государству. Тем временем на юге в его отсутствие теснимые торками и половцами печенеги, которых более не удерживал страх перед Мстиславом (а, возможно, союз с ним) огромными массами прорвали укреплённые линии правобережья и окружили Киев. На левом берегу они, как видно, уже лишились своих кочевий и теперь искали себе места в лесостепной зоне правобережья Киевщины. Узнав весной 1036 г. о нашествии и осаде столицы, Ярослав, быстро собрал множество воинов, включая новый варяжский отряд. Он сумел войти в Киев и затем, соединившись с осаждёнными, вышел на битву. Построив войско перед стенами города, князь в центр снова поставил варягов, «кияне» составили правое крыло, а новгородцы – левое. Войску объединённой Руси предстояло выдержать натиск целого людского моря. Колоссальное побоище двух народов длилось с утра до вечера, когда «едва» одолели русские. Печенеги устремились в бегство, причём по разным направлениям, но в итоге, большинство их ушло за Дунай и со временем было расселено греками на Балканах. Избавившись, наконец, от печенежской опасности, Ярослав смог наконец, сосредоточиться на решении давно назревшей задачи – расширения и украшения своей столицы, придания ей облика, соответствующего масштабам его державы.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/01/...

Я лично знал почившего с 1903 г., видел его на различных ответственных постах, в различных, иногда неимоверно сложных положениях, но никогда я не видел его хотя бы на время утратившим дивную христианскую ясность духа. Ярославцы с неподдельной нежностью называли его «ясным солнышком». Град Ярослава Мудрого так полюбил своего доброго и мудрого архипастыря, что при расставании с ним оказал ему совершенно исключительную честь, избрав его «почётным гражданином» г. Ярославля. В Вильне, где вероисповедные, политические и национальные распри ставили архипастыря в исключительно трудное положение, где над всеми сторонами жизни всегда реял коварный дух иезуитизма, постоянно строивший козни православным архипастырям и не раз приводивший к преткновению даже колоссов православной русской силы, ясный, смиренный, простой Тихон проходил свой тяжёлый архипастырский путь в пору тяжёлого военного времени без преткновений. Когда в 1917 г. первопрестольная Москва при избрании архипастыря на пост митрополита Московского предпочла всем современно громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Литовского и Виленского Тихона, почивший принял это избрание не без смущения, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы смиренный Тихон разочаровал требовательную Москву, оказавшую ему исключительную честь и доверие. Как верный и типичный сын своего народа, на всех местах служения он принимал к сердцу решительно все, что касалось жизни, блага и интересов родного народа. Поэтому работа его никогда не ограничивалась только церковным кругом и делом. С 1905 г. он состоял активным и почётным членом в одной из политических партий определенно националистического направления и в духе этой партии работал, особенно при выборах в Государственные Думы от первого до последнего созыва. Впоследствии, при господстве на Руси пресловутого Интернационала, когда имя почившего стали волочить по судам, враги вспомнили эту сторону его деятельности и собрали обширный уличающий материал из печати, из архивов, из частной переписки и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

134 Шахматов А. А. Указ. соч. С. 23–25; Poppe A. The Political Background of the Baptism of Rus’//Dumbarton Oaks Papers. 1976. Vol. ЗО. P. 197–244. Сокращенный русский вариант: Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986–989 гг.)//Как была крещена Русь. М., 1988. С. 240–286. 138 Рыбаков Б. А. Запись о смерти Ярослав Мудрого//СА. 1959. 4. С. 245–249; Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI- XIV вв. Киев, 1966. С. 39–41. Попытку передатировать запись 6560 (1052) г. см.: Зиборов В. К. Киевские граффити и дата смерти Ярослава Мудрого//Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1988. Вып. 11. С. 80–94. Как любезно сообщила Т. В. Рождественская , изучение надписи in situ пока­зывает, что никаких оснований читать цифру К (20) как (17), на чем строится аргументация В. К. Зиборова, нет. О том, что речь идет о воскре­сении Федоровой (первой) недели Великого поста см.: Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей//Янин В. Л., Зализняк А. А., Гип­пиус А. А. Новгородские грамоты на бересте (Из раскопок 1997–2000 гг.). М., 2004. Т. XI. С. 268–269. 141 Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летопи­си Яхъи Антиохийского. СПб., 1885. С. 09–018, 194–198, 217–219; Василь­евский В. Г. К истории 976–986 гг.//Он же. Труды. СПб., 1909. Т. 2. С. 98–106. 143 Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. Изд. 2-е.М., 1991.С. 178–198; Каштанов С. М. Из истории русского средневекового источника. Акты X-XVI вв. М, 1996. С. 14–35, 54–57. 145 Другое объяснение см.: Назаренко А. В. Древняя Русь.... С. 376–377. Л.А. Шахматов почему-то посчитал «восьмое л то» 6778 г. См.: Он же. Разыскания... С. 132–133. 146 Назаренко А. В. Древняя Русь.... С. 393–409; Головко А. Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях X – первой трети XIII вв. Киев, 1988. С. 10–13. Там же библиография вопроса. 147 Чтение «сербяны болгары», которое привлекают для доказательства дунайского направления похода, есть только в списке РГБ, ОР, МДА Фунд. 198 (XVI в.). Во входящем в ту же группу списке РНБ, ОР, Сол. 518 (1494 г.) читается общее «сребрены».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

183 Конунг Ярицлейв – русский князь Ярослав Владимирович Мудрый – князь новгородский в 1010–1016 гг., великий князь киевский в 1016–1018, 1018/1019 – 20 февр. 1054 г. Он лучше других русских правителей известен древнескандинавским источникам. Его имя передается источниками с некоторыми вариациями: Jarizleifr, Jaruzleifr, Jarizlœifr, Jarizlœivr, Jarizláfr, Jarisleifr, Urisleifr, Ierzlavr, Jarzellavus, Iarezlafus, Jaritzlavus, Wirtzlavus, из которых наиболее распространена первая форма – Jarizleifr (Ярицлейв). Как правило, источники называют его «Ярицлейв, конунг Хольмгарда», но более ранние источники именуют его иначе: в Ágrip он назван «Ярицлав, конунг Аустрвега», а в ÓlHLeg – «конунг Гардов». Суть этих обозначений одна – «русский конунг». 184 Холъмгард (Hólmgarðr) – древнескандинавское обозначение Новгорода или Рюрикова городища. В сагах Холъмгард выступает в качестве столицы Гардарики (Руси) (см.: Джаксон 1986; Джаксон 2001а. С. 83–104). 186 Виса служит подтверждением того факта, что норвежский конунг Харальд Сигурдарсон провел некоторое время на Руси. 190 Рёгнвалъд Ульвссон – норвежский ярл; женат на Ингибьёрг Трюггвадоттир, сестре Олава Трюггвасона; родич Ингигерд, дочери шведского конунга Олава Эйрикссона, жены Ярослава Мудрого. 193 Ни в одном своде саг нет полного соответствия между прозаическим текстом и висой: в рассказах саг используются не все сведения, содержащиеся в скальдической строфе, так что стихотворная вставка, подтверждая прозаический текст, несет в себе дополнительную информацию, может быть, и не предусмотренную ходом повествования. Из приведенной строфы мы узнаем о ведении Харальдом и Эйливом, находившимися в начале 1030-х гг. на службе у Ярослава Мудрого, военных действий против Lœsir, т. е. «ляхов=поляков». При том, что Тьодольв на Руси с Харальдом не был, а поэму о нем сочинил лет на двадцать позднее, в ней, вероятнее всего, отразился поход Ярослава и Мстислава в 1031 г. на Польшу, в котором вполне могла участвовать и наемная скандинавская дружина Ярослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Ярослава Мудрого, в правление его сыновей, кровная месть была запрещена После смерти Ярослава Мудрого, в правление его сыновей, кровная месть была и вовсе запрещена. Эта фундаментальная реформа уголовного права нашла отражение во 2 главе Пространной редакции: «По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их: Коснячько, Перенег, Никифор, и отложиша оубиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярослав судил, такоже и сынове его оуставиша» . «Русская Правда», как и летописи, содержит сведения, характеризующие хозяйственную деятельность. В ней упоминаются как объекты похищения домашние животные, которые употреблялись для езды и перевозок грузов и на пахоте, а также те, которых держали ради мяса, молока и яиц: кони, волы, коровы, овцы, козы, свиньи, из птиц куры, гуси, утки, но также голуби, журавли и лебеди. Большую часть трудового народа на Руси составляли хлебопашцы, и основным продуктом земледелия на Руси было зерно: рожь, пшеница, но также овес, ячмень и просо. Но в Правде также «упоминаются овощи… Рыболовство, звероловство, пчеловодство подразумеваются. Из ремесел встречаем указание на плотничество, которым занимались особенно новгородцы и вообще жители северных областей… о рублении городов, мощении мостов упоминают и летопись, и Правда» . Ремесленные изделия изготавливались по преимуществу в рамках натурального хозяйства: самими смердами или холопами огнищан, – но в городах имелись и мастерские профессиональных ремесленников, работавших на заказ или на продажу. В городах заметную долю населения составляли упоминаемые в Правде «купчины». Помимо перепродажи товаров внутри страны, они вели также экспортно-импортные операции. Торговые отношения связывали Русь с Империей ромеев, с Хазарским каганатом, с булгарами и печенегами, со странами Запада. Русские купцы в XI веке, как и столетие назад, вывозили меха, мед, воск, но уже не рабов, вели транзитную торговлю янтарем, который добывался на Балтийском побережье. Из Империи импортировались вино, масло, стеклянные сосуды, ювелирные изделия, парча, а также иконы и другие святыни, у печенегов покупали коней.

http://pravoslavie.ru/158555.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010