Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ Свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский (с 1073/75 по 1076/77?). Данные источников о Л. противоречивы. Согласно древнейшей, проложной редакции Жития Л. (см. ниже), он стал 3-м епископом Ростова после Феодора и Илариона . Как и оба его предшественника, Л. был по происхождению греком, род. и воспитывался в К-поле, после чего «за многую добродетель» был поставлен на Ростовскую кафедру. В другом изводе этой редакции мотив поставления развернут: «...русьскый же и мирьскый (мерский, мерянский: первоначальным населением Ростовской земли было поволжско-фин. племя мери.- А. Н.) языкъ добре умеяше, книгам русьским и гречьским велми хитръсловесен сказатель; от уности оставль мира и бысть черноризець чюден». Перед Л. стояла непростая задача, ибо и Феодор и Иларион «избегоша, не терпяще досаженья людий»; действительно, о диких полуязыческих нравах обитателей Ростовского края в XI в. свидетельствуют и ранние летописные данные. Свт. Леонтий, еп. Ростовский. Икона. Сер. XVI в. (Ризница мон-ря Хиландар, Афон) Свт. Леонтий, еп. Ростовский. Икона. Сер. XVI в. (Ризница мон-ря Хиландар, Афон) Подробностей деятельности Л. в Ростове Житие не сообщает, кроме чуда, сопровождавшего проповедь святителя детям. Епископ сознательно «оставль старца младенца учаше», «яко сама истина Христос рече, яко вино ново в новы мехи вливати». Разгневанные язычники ополчились на проповедника, но тот, ободряя бывших с ним пресвитеров и диаконов, облачился с ними в священные ризы и с крестами вышел навстречу толпе. При виде Л. язычники пали словно замертво, но «святый молитвою вся сдравы створи и научи веровати Христови и крести я в Святую Троицю». Л. скончался в мире и был погребен в Успенском соборе Ростова, который построил «преже бывший епископ». Иную информацию приводит в 1-й четв. XIII в. Владимиро-Суздальский еп. св. Симон в послании к киево-печерскому мон. Поликарпу , к-рое вошло в состав Киево-Печерского патерика .

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВСКАЯ И УГЛИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, существовала в 1353-1362 гг. как Переяславская, в 1744-1788 гг. как Переславская (Переяславская, Переславльская) и Дмитровская. П. и У. е. образована решением Синода от 24 дек. 2015 г. путем выделения из состава Ярославской (см. ст. Ярославская и Ростовская епархия и Рыбинской (см. ст. Рыбинская и Романо-Борисоглебская епархия ) епархий, в тот же день епископом Переславским и Угличским избран клирик Ярославской епархии игум. Феодор (Казанов ; 25 дек. 2015 возведен в сан архимандрита, 27 дек. состоялась архиерейская хиротония; ныне митрополит Волгоградский и Камышинский). П. и У. е. входит в состав Ярославской митрополии . Кафедральные города - Переславль-Залесский и Углич. Кафедральные соборы - переславский в честь Владимирской иконы Божией Матери и угличский в честь Преображения Господня. Правящий архиерей - еп. Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов) . Епархия объединяет приходы в административных границах Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области . Епархия разделена на 7 благочиннических округов: Большесельский, Борисоглебский, Мышкинский, Переславский и Плещеевский (Переславский р-н), Угличский и Ильинский (Угличский р-н). К апр. 2019 г. на территории П. и У. е. насчитывалось 218 храмов: 89 приходских, 97 приписных, 2 тюремных, 30 недействующих храмов; 9 мон-рей (4 мужских и 5 женских), 2 архиерейских подворья, 21 часовня; в епархии служили 121 священник и 10 диаконов; в мон-рях насчитывалось 38 монахов и 87 монахинь. При ЕУ (располагается на территории переславль-залесского во имя великомученика Феодора Стратилата женского монастыря ) работают отделы: религиозного образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по окормлению исправительно-трудовых учреждений, молодежный, информационно-аналитический, по взаимодействию с обществом, миссионерский, архитектурно-строительный, паломнический, по взаимодействию с казачеством, культурного наследия, культуры, финансово-хозяйственный; действует пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Нижний Новгород. Церковь Спаса Преображения в Старом Канавине. Карта и ближайшие объекты Каменное здание церкви Преображения при кладбище Канавинской части Н. Новгорода было построено в 1835 году на средства различных благотворителей (особо упоминается в сохранившихся документах Яков Афанасьевич Быстрицкий). В церкви находилось четыре престора. Главный - в честь Преображения Господня, Архангела Михаила, в честь иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " и священномученика Игнатия Богоносца. В советское время храм был закрыт, его здание перестроено, колокольня и купол разрушены, часть оконных проемов заложены кирпичем, многие годы в нем не совершалась Божественная служба. Канавинское кладвище, находившееся рядом с храмом, на котором покоились многие поколения наших предков, было снесено... Здание храма возвращено церкви в августе 2005 года в довольно плачевном состоянии. Материал с памятной таблички на здании храма Спасо-Преображенская церковь, замыкающая улицу Коммунистическую (бывш. Елизаветинскую) в Канавине, была построена в 1829-1835 годах при находившемся здесь кладбище в основном на средства титулярного советника Якова Афанасьевича Быстрицкого и нижегородского купца В. В. Монахова. В 1856-1859 годах к основному объему храма были пристроены трапезная и колокольня. Церковь имела четыре престола: главный – в честь Преображения Господня, на хорах в западной части храма – во имя священномученика Игнатия Богоносца и св. праведницы Анны, в теплой трапезе – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Снаружи основание храма имеет эллипс с двумя выступами – на восток и на запад; изнутри образует четырехконечный крест. Иконостас главного алтаря был отделан под белый мрамор с легкими золочеными орнаментами; в нем имелось только два иконописных образа: справа от царских врат – Преображения Господня, слева – Божией Матери, именуемой Тольской, и благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских и смоленских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=07631

Обитель Михаила Клопского Еще дважды посетил я Новгород, и опять под сению Юрьевской обители. Это было весною, когда полная вода выступила из берегов Волхова и залила все окрестности. Казалось, озеро Ильмень приступило к великому Новгороду, и его окрестные обители, рассеянные по холмам, стояли каждая на своем отдельном острове, как будто бы северная Венеция внезапно возникла из Славянских вод. Не было другого сообщения, кроме как водою, с дальнею обителию Святого Михаила Клопского, отстоящею на 15 верст от Юрьева, которую давно желал я посетить, по особенному уважению к почившему в ней угоднику Божию, и воспользовался полноводием, чтобы отплыть туда на восьмивесельном катере. Но плавание сие, по-видимому легкое, оказалось весьма трудным. Из Волхова надобно было втекать в русло малой речки Прости, пересыхающей летом, и отыскивать догадкою ее течение по большим полянам, залитым водою, где часто останавливался на мели катер. Мы плыли мимо Ракомы, бывшего села Ярослава Великого, где некогда в порыве юношеского гнева избил он старшин Новгородских и куда несколько дней спустя граждане великого города, услышав, что Великий князь Святополк умертвил своих братьев Бориса и Глеба и что Ярослав хочет бежать к варягам, пришли великодушно предложить ему свою помощь. Совершенно новая церковь Святого Феодора Стратилата стоит на старом урочище Ярослава, и не осталось никаких следов жилья княжеского. Только там, где речка Прость впадает в Веряжу, расширился проток и катер быстро поплыл к озеру и обители, увлекаемый стремлением воды. Она представилась издали, окруженная также водою со всех сторон, и величествен был ее трехглавый собор с колокольнею посреди широкой равнины вод. Если смотреть только на церковные здания обители, то они мало заключают в себе примечательного, хотя довольно благолепны и восходят до времен царя Иоанна Васильевича. Им основан холодный собор Троицкий, из уважения к памяти преподобного Михаила, там почивающего под спудом, с приделом во имя его в южной части алтаря. Но другая придельная церковь – Покрова Богоматери – и теплый собор во имя чудотворца Николая, сооружены после разорения шведского уже по воле Царя Михаила Феодоровича, и обитель обязана нынешним своим благолепием усердию трех игуменов: Товии, Паисия и особенно Герасима, которые друг за другом управляли ею в нынешнем столетии. Однако первое и лучшее ее сокровище есть мощи Преподобного; он прославил собою монастырь, ненавистный до него в пределах Российских, и доселе привлекает к нему усердствующих богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

П.В. Безобразов Тому же от 9 марта 1841 г. Думаю, что вы получили первое письмо мое из Костромы. Вот вам другое из Москвы. С прискорбием я оставил родину утром в последнюю пятницу февральскую. Грустно было расставаться, быть может, навсегда с родным кровом, с сестрами и престарелою матерью, которой любовь, молитвы и слезы взлелеяли мое младенчество и мою юность. Они проводили меня за город и близ Ипатьевского монастыря, на средине Волги, в слезах простились со мною. Солнце ярко освещало родной город и златоглавый собор его. Молитва склонила чело мое к земле и успокоила мое сердце. Вечером того же дня я прибыл в Ярославль и остановился у ректора семинарии, архимандрита Григория. Мы беседовали далеко за полночь. Он добродушен, умен и довольно учен. Под сводами его кельи раздавалось и ваше имя. На другой день я принял благословение маститого архипастыря Евгения и обозрел местную семинарию, Демидовский лицей и Дом призрения ближнего. Многочисленная семинария помещается в монастырских незавидных зданиях. Зато Демидовский лицей – прелесть! Церковь , книгохранилища с кабинетами, смежная с ними зала собрания, правление, классы, спальни, все это отменно хорошо, чисто и в порядке. Душа моя радовалась при виде этого святилища науки. Прежний устав лицея в богатом бархатном переплете покоится на бархатной подушке под стеклянным спудом, в виде четырехугольного позлащенного ковчега. Говорили мне, что такое уважение к уставу, подписанному Благословенным Александром, понравилось ныне царствующему Государю. Из лицея я проехал в один древний храм, в котором почивают мощи св. Феодора и чад его, Давида и Константина, и благоговейно лобызал нетленные останки святого, именем которого наречен был в крещении. После утешения веры усладила меня любовь христианская в Доме призрения ближнего. Тут воспитывается и обучается более 200 сирот и бедных детей обоего пола. Основателем сего человеколюбивого заведения был некто Мильгунов, наместник Ярославля в царствование Екатерины Великой. Огромный капитал дома составился из доброхотных, разновременных подаяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь Великого поста 2024 по дням 29 мин., 14.03.2024 Содержание Календарь Великого поста 2024: особенности богослужения, дни памяти и о том, как соблюдается пост в эти дни. Седмица первая 18 марта, понедельник Первый день Великого поста. Народное название Чистый понедельник отражает стремление верующих избавиться от всех следов разгульной и сытной Масленицы и вступить на очистительный путь Четыредесятницы. Особенности богослужения: Литургии нет. Вечером в храмах совершается повечерие с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Для чтения на первой седмице поста он разделен на четыре части. Посещение богослужения или домашнее чтение канона в эти дни дает возможность верующим осознать весь ужас греха и почувствовать надежду на прощение. Дни памяти: Иконы Божьей Матери « Воспитание ». До 1917 года чудотворный образ хранился в Казанском соборе на Красной площади, затем был утерян и теперь там находится список. Перед этим образом родители молятся о своих детях. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Князь Феодор прославился своей праведной жизнью и трудами на благо Церкви и ради распространения христианства в тяжелые времена татаро-монгольского ига. В середине XV века в ярославском Спасо-Преображенском монастыре были обретены нетленные чудотворные мощи князя и двоих его сыновей. Обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Пост: Монастырский устав предписывает полный отказ от еды в первый день поста, а для мирян рекомендовано сухоядение (т. е. отказ от пищи, прошедшей термическую обработку, и от растительного масла). Меру поста каждый верующий должен определять сам, посоветовавшись со священником. В Чистый понедельник держать пост следует максимально строго, но обязательно учитывая свои возможности. 19 марта, вторник Особенности богослужения: Литургии нет. На великом повечерии читается вторая часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Тем, кто по той или иной причине не может посетить богослужение, следует помолиться дома самостоятельно.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли (включал вост. часть Карельского перешейка и Сев. Приладожье) и Ореховского у. (юг Карельского перешейка, все Приневье и часть юж. побережья Финского зал.), отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия). Православие начало проникать в Карелию вскоре после Крещения Руси. Летом 1227 г. по указанию кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича были крещены карелы, «мало не все люди» (ПСРЛ. Т. 1. С. 149). Корельский городок (впервые достоверно упом. как Корела-Кексгольм в 1295, с 1617 шведский, затем российский Кексгольм, с 1918 финский Кякисальми, с 1940 советский Кексгольм, с 1948 Приозёрск) постепенно стал крупным духовным центром, в его крепости находился архиерейский дом - на случай приезда Новгородского архиерея. Однако достоверно известно только об одном посещении им отдаленных корельских приходов: в 1419 г. Симеон , архиеп. Новгородский и Псковский, объезжал Корельскую землю, после того как норвежцы разорили в ней неск. церквей и мон-рей, в частности Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . После покорения Новгорода Московским вел. княжеством (1478) Новгородский архиепископ утратил мн. свои земли в Корельской земле, которые стали собственностью вел. князя или были отданы на содержание корельскому наместнику. Незадолго до образования К. и О. е., в 1568 г., была произведена перепись, по результатам к-рой можно судить о приходах и клире - с той поправкой, что в 1570-1597 гг. край был опустошен шведами, затем ускоренно возрождался благодаря освобождению всех жителей уезда на 10 лет от пошлин и налогов (Жалованная грамота, 1 нояб. 1598); особая помощь была оказана Коневскому в честь Рождества Пресв. Богородицы и Спасо-Преображенскому Валаамскому мон-рям (ДАИ. Т. 1. 142-143). В Кореле и ближних селениях-«волостках» помимо 5 городских мон-рей и кафедрального Воскресенского собора с приделом прп. Сергия Чудотворца размещались 7 приходских церквей, а на территории уезда, в 6 погостах (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркиёки, Салми, г. Сортавала и оз. Иломантсиярви (на территории Финляндии)),- не менее 10 церквей (сохр. лишь половина переписи погостов) и 3 мон-ря на Ладоге. При еп. Сильвестре, как указывалось, число приходов значительно увеличилось.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе 27 декабря 2015 г. 16:46 27 декабря 2015 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения  храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе  г. Москвы и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Феодора (Казанова)  во епископа Переславского и Угличского ( Ярославская митрополия ). Среди встречавших Предстоятеля Русской Православной Церкви у врат храма перед началом богослужения была школьница Мила Филимонова с родителями. Мила с младенчества росла в Свято-Димитриевском детском доме. 8 января 2014 года Святейший Патриарх Кирилл во время  посещения  детской Рождественской елки в Государственном Кремлевском дворце,  призвал  не бояться усыновлять детей и попросил взять на воспитание девочку Милу, написавшую ему письмо. 3 сентября 2014 года, посещая Псково-Печерский монастырь, Святейший Патриарх Кирилл  встретился  с Милой и ее приемными родителями. Мила учится в 4 классе столичной Димитриевской общеобразовательной школе и воспитывается в семье Ольги и Игоря Филимоновых, которые являются прихожанами храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ;  митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  схиархимандрит Илий (Ноздрин) ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Святейшего Патриарха по г. Москве; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма  Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе; протоиерей Андрей Милкин, руководитель Патриаршей службы протокола; протоиерей Анатолий Кожа, благочинный Параскево-Пятницкого округа г. Москвы, настоятель храма вмц. Параскевы Пятницы в Качалове, что в Бутове; протоиерей Николай Карасев, благочинный Андреевского округа г. Москвы, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках; протоиерей Александр Передернин, благочинный г. Переславля-Залесского Ярославской области; протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района Московской области;  протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель  храма святой мученицы Татианы  при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова; духовенство Московской епархии и Ярославской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4310459.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010