Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском княгинином девическом монастыре и погребенные в них князья и святители Источник Содержание I. Гробницы княжеские 1-ая гробница, в которой, до своего открытия в 1702 году, почивали мощи св. благоверного великого князя Андрея Боголюбского 2-я гробница, в которой погребен великий князь Всеволод III Георгиевич 3-я гробница, в которой погребен князь Мстислав Андреевич 4-я гробница, в которой погребен великий князь Михаил Георгиевич. В ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира татарами в 1238 году супруги св. великого князя Георгия – Агафии, дочери, снох и внучат их 1. Великий Князь Михаил Георгиевич 2. Великая Княгиня Агафия, дочь ее Феодора, снохи и внучата 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович 6-я гробница, в которой погребен князь Изяслав Андреевич 7-я гробница, в которой погребен великий князь Ярослав Всеволодович 8-я гробница, и погребенные в ней князья Всеволод, Мстислав и Владимир Георгиевичи 9-я гробница, в которой, до своего обретения в 1645 году, почивали честные мощи св. благоверного великого князя Георгия Всеволодовича 10-я гробница, в которой погребен великий князь Константин Всеволодович Погребенные в соборе державные лица, гробницы которых не восстановлены II. Гробницы Святительские 1-я гробница, в которой погребен епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Лука 2-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Симон 3-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Митрофан 4-я гробница, в которой погребен епископ Владимирский Серапион Место погребения епископа Владимирского Феодора и сведения о нем самом 5-я гробница, в которой погребен митрополит всея Руси Максим Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Обновление Владимирского Успенского Собора  

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

иеромонах Агапит (Юрков) Скачать epub pdf Глава 1. Жизненный путь преподобного старца Феодора Древний род Ушаковых, давший России двоих прославленных святых мужей, ведет свое начало от великого князя «Косожския Орды» Редеги 11 , которого сразил в поединке храбрый и воинственный тмутараканский князь Мстислав († 1036) – сын святого равноапостольного Киевского князя Владимира Святославича († 1015, память 15/28 июля). Сыновей поверженного им Редеги Мстислав взял к себе, крестил их и нарек христианскими именами: старшего Юрием, а младшего – Романом. Роман стал мужем дочери Мстислава Владимировича и имел от нее сына Василия. Родоначальник фамилии Ушаковых – Ушак (Павел) был потомком Василия Романовича в шестом колене. Многие из рода Ушаковых служили впоследствии всероссийскому престолу в разных чинах и жалованы были от государей вотчинами. Немир Юрьевич Ушаков в 1577 году назначен был воеводой в немецкий город Болзун, а его родной брат Никон в 1578 году был наместником в Алисте, а затем в Ленаварде. Правнук Немира Юрьевича – Дмитрий Калиныч Ушаков был написан по Разряду в дворянских списках, и за ним значились поместья в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями 12 . Во второй половине XVII века Бурнаково по наследству досталось Василию Дмитриевичу Ушакову, а после него – его сыну Игнатию, определенному по высочайшему повелению к соляным сборам в Ярославской провинции. Несмотря на важность своей должности, «владельцем он был не слишком богатым, хотя жил в полном достатке. Дом в его имении стоял на возвышенности, на добротном каменном фундаменте. … Со всех сторон Бурнаково окружал великолепный хвойный лес с разбросанными в нем островками полей и лугов» 13 . Родословная таблица Игнатия Васильевича Ушакова 14 . Редега Великий князь Косогской орды Василий сын Романа и дочери Великого князя Мстислава Владимировича Михайло Сорокоум Григорий Слепой Ушак (Павел) Родоначальник фамилии Ушаковых Феодор Калина В справках Разрядного Архива за ними состоит имение в Романовском уезде в сельце Бурнакове с деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Икона известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским. Чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ДАВИДОВИЧ ГРОЗНЫЙ [Грозные Очи] (кон. XIII - нач. XIV в., Ярославль? - 1345, там же?), св. блгв. кн. ярославский (пам. 13 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), старший сын блгв. кн. Давида Феодоровича , внук блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича Чёрного и кнг. Анны. О первых годах самостоятельной жизни В. Д. известно благодаря родословным книгам XVI-XVII вв. В одной из наиболее ранних и авторитетных родословных росписей потомков ярославских князей, входящей в состав Летописной редакции родословных книг 40-х гг. XVI в., отмечено, что «у князя Давыда были два сына: князь Василей, прозвище ему Грозной, да князь Михайло. А князь Василей служил в Орде, а был на большом княжении на Ярославском» (Новые родословные книги XVI в. С. 101). Успешной карьере В. Д. при дворе хана Узбека (1313-1342) в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XIV в., очевидно, способствовали его родственные связи - бабка В. Д. кнг. Анна, 2-я супруга вел. кн. Феодора Ростиславича, происходила из правившей в Орде династии Чингизидов. Время вокняжения В. Д. в Ярославле неизвестно, по-видимому, это произошло в 20-х гг. XIV в., после кончины кн. Давида Феодоровича († 1321). Ярославское княжество было в то время весьма обширным, что давало возможность князю вести независимую политику. В. Д. был женат на Евдокии, дочери московского вел. кн. Иоанна Даниловича Калиты . В. Д. впервые упоминается в летописях под 1339 г., когда он, как один из наиболее влиятельных рус. князей, был вызван в Орду. Ярославский князь отправился туда вместе со своим двоюродным братом белозерским кн. Романчуком Михайловичем и правителем Твери блгв. вел. кн. Александром Михайловичем , соперником московского князя. Новгородская I летопись сообщает о том, что Иоанн Калита, не желая видеть своего влиятельного зятя в Орде, выслал навстречу В. Д. отряд в 500 чел. Однако перехватить ярославского князя им не удалось, и он благополучно прибыл ко двору хана Узбека.

http://pravenc.ru/text/150797.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ IV (Завидов; † 7.05. 1619, Ростов), митр. Ростовский и Ярославский. Вероятно, происходил из Новгородской земли; в синодиках XVII-XVIII вв. ростовского Успенского собора указан род К. В 1580 г. стал игуменом новгородского Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря , к-рый был разорен царем Иоанном IV Васильевичем при разгроме Новгорода в 1570 г. При К., прибывшем в Новгород из Москвы, в обители была возобновлена монашеская жизнь по общежительному уставу; К. получал для мон-ря грамоты от царя Феодора Иоанновича . По преданию, камень, связываемый церковной легендой с прп. Антонием Римлянином , исцелил К. от отравления ядом. В игуменство К., ок. 1591 г., в Антониевом монастыре инок Нифонт составил Похвальное слово прп. Антонию. В 1589 г. К. присутствовал на Соборе в Москве в связи с учреждением в Русской Церкви Патриаршества, когда патриархом Московским и всея Руси был избран свт. Иов . 31 июля 1594 г. К. стал архимандритом Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ), первой по значимости рус. обители. Многочисленные жалованные грамоты Троицкому мон-рю периода настоятельства К. (как новые, так и подтверждавшие предыдущие пожалования) несомненно свидетельствуют о царском покровительстве. 8 мая 1595 г., после челобитья К. с братией, по указу царя Феодора Иоанновича Троице-Сергиев мон-рь, ведший оживленную торговлю, получил право сбора таможенных пошлин в с. Клементьеве Московского у. и в г. Радонеже с уездом, пошлины были подробно регламентированы по видам товаров; 19 мая 1599 г. грамота была подтверждена царем Борисом Феодоровичем (ААЭ. Т. 1. С. 445-448. 363; см. также о др. пожалованиях: ААЭ. Т. 2. С. 62. 12 (26.02.1599); С. 69-70. 19 (7.11.1601)). Троицкие суда, возившие рыбу с Волги, были освобождены от уплаты пошлин, освобождались от пошлин и соляные варницы монастыря в Балахне. В ряде грамот содержатся распоряжения о возвращении мон-рю отобранной у него слободы в Казани, владений во Владимирском, Дмитровском и Муромском уездах. Троицкий монастырь при К. не получал новых земельных пожалований, его владения не освобождались от налогов.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Основание монастыря Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его, по Московско-Ярославскому шоссе. Издавна существует мнение, будто монастырь сей основан в 1557 году царём Иваном Васильевичем Грозным, и рассказывается при сём случай, послуживший основанию монастыря, такого рода: «В сём-де году царь Иван Васильевич, вместе с супругою своею Анастасиею Романовною, присутствовал при освящении соборного храма в переславском Никитском монастырь. Возвращаясь обратно, царица, недалеко от Переславля, в деревне Собилове (в 7 верстах от города), благополучно разрешилась от бремени сыном, названным во святом крещении Феодором. Обрадованный царь, в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности пред Богом, соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого Феодора Стратилата, а на месте рождения поставил высокий каменный столп. Построенный им храм снабдил образами и пеленами и книгами и всякою церковного утварию – и устроил при нём общежительный мужской Фёдоровский монастырь». Архивные же документы Фёдоровского монастыря, утверждая созидание каменного храма во имя святого Феодора Стратилата за царём Иваном IV Грозным в 1557 году, в то же время представляют ясные доказательства на то, что Фёдоровский монастырь мужской существовал ранее не только 1557 года, но и прежде царствования Ивана Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты царя Ивана Васильевича от 7061 г. сентября 16 (1552 года) на деревню Сосняг с пустошами, данную им монастырю взамен села Фёдоровского, пишется: «пожаловал есми теми пустошами и деревнею Фёдоровского игумена Макарья с братьею против того, что у них взято в Переславле монастырское село Фёдоровское под Переславский Ям... а о суде и о всяких пошлинах велел есми ходить о всём потому, как Фёдоровского монастыря игумена у Макарья с братьею деда и отца нашего и в наших жалованных грамотах написано о селе Фёдоровском». В описании монастыря, составленном по приказу царя Алексея Михайловича в 7160 году (1652 г.) марта 1, в отделе описей царских грамот, жалованных в Фёдоровский монастырь, значится на 1-м месте: «Великого князя Василия Ивановича всея Русии старая тарханная грамота за красною печатью на подмонастырское сельцо Фёдоровское и на село Половецкое и на деревню Лотапино с пустошами лета 7019-го (sic) (1511); на ней подпись царя Ивана IV 7059 года (1551) за приписью дьячка Юрья Сидорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Преподобнии отцы всечестнии, Феодоре и Давиде и Константине, добрыми детельми возшедше, аки на колесницу, к Богу востекосте, победныя почести приемлюще, и, яко милоти, телеса ваша нам, положена во гробе, отцы, остависте источати исцеления и прогонити духи лукавыя; темже блажим вас, прехвальнии. (Стихира ) Святая Православная Церковь каждогодно три раза 1 празднует память святых благоверных князей Феодора и детей его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Эти угодники Божии жили в очень отдаленное время, когда Русская Православная Церковь обиловала сонмом святых Божиих и великих подвижников. В то время обширное русское государство не находилось еще под благотворным управлением единого владыки-царя, а представляло собой сеть разрозненных княжеств, имевших отдельных князей из потомков Рюрика. Одним из замечательных князей и по внешней деятельности, полезной для блага Руси и отчины, и особенно по своему благочестивому образу жизни является в северной Руси благоверный князь смоленский и ярославский Феодор, дети которого Давид и Константин высокими нравственными качествами и христианскими добродетелями вместе со своим благочестивым родителем представляют одинаково назидательный образец жизни для христиан всех времен. Князь Феодор, получивший в истории прозвание Черного, был сын великого князя смоленского Ростислава Мстиславича, внук великого Мстислава Давидовича, праправнук Владимира Мономаха и в девятой степени потомок святого равноапостольного князя Владимира 2 . По словам древнего биографа его иеромонаха Антония 3 , князь Феодор с юных лет был воспитан в страхе Божием. Чуждаясь детских игр и обычаев и вообще самых невинных развлечений, Феодор с тщательным вниманием и усердием занимался чтением священных книг и особенно изучением божественных догматов и уставов святой Церкви, которыми с любовью наполнялось его сердце. Княжий юноша не был чужд и воинских доблестей своего возраста и мужества своего рода; необычайной силой, воинской отвагой и красотой он превосходил сверстников. Наилучшим же украшением князя Феодора было строгое соблюдение чистоты душевной и телесной, и много утешались родители его, видя в нем столь прекрасный цвет разраставшихся добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Православные праздники в октябре 2018 18 мин., 29.08.2018 Церковные праздники и дни памяти святых в календаре «Фомы» . Православные праздники 1 октября — Иконы Божией Матери, именуемой «Целительница» Иконы Богородицы  История почитания образа “Целительницы” начинается с IV века, с иконами Божией Матери, именуемой «Целительница» связано множество случаев чудесных избавлений от болезней. В этот день верующие молятся Богородице об исцелении от недугов. — Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (прославление 1698) — Суздаль начинает готовиться к празднованию своего юбилея Преподобная Евфросиния Суздальская (1212-1250 гг.), дочь святого князя Михаила Вселодовича Черниговского, была настоятельницей Суздальского женского Ризоположенского монастыря, прославляема за иноческие подвиги и строгое соблюдение христианского образа жизни.   Православные праздники 2 октября — Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. ЯРОСЛАВЛЬ: ТОЛЬКО ФАКТЫ Благоверный князь Федор Смоленский, пребывая в столице Золотой Орды городе Сарае, женится на принявшей Православие дочери хана Менгу-Тимура Анне, которая рождает ему сыновей Давида и Константина. При его содействии в Орде веротерпимо относятся к православному христианству, строится множество храмов и монастырей. Перед смертью  князь Федор постригается в монашество. Мощи Федора Смоленского и его детей, Давида и Константина Ярославских почитаются чудотворными.   Православные праздники 3 октября — Мучеников и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Святой Михаил Черниговский — мученик за веру Святой князь Михаил Черниговский почитаем как мученик. Участвовал в битве при Калке. После покорения Батыем русских княжеств, был вызван в ставку хана. Перед входом в шатер хана жрецы повелели князю пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил ответил: «Христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения был подвергнут мученической казни.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Русский навигатор. Часть 1 Перештудируйте всю историю мирового флота, и вы не найдете биографии более блестящей. Поражая современников своей религиозностью, 44 года отдал он морю, так что запахи соли, пороха и ладана смешались для него в одно ни с чем не сравнимое благоухание. Более 40 баталий провел он с превосходящими силами противника и не потерпел ни одного поражения. Не потерял ни одного корабля и не сдал в плен ни одного матроса. В зените воинской славы его имя наводило маниакальный ужас на неприятеля, и сражения заканчивались с неизменным однообразием – паническим бегством врагов Андреевского флага. При жизни признанный воинский гений, он получал великие дары, почести, награды от правителей мира сего, чтобы на исходе своих лет покинуть высший свет, раздать богатства нуждающимся и поселиться в скромном домишке вблизи монастыря. И уйти в вечность налегке и с чистым сердцем. Все это – наш святой и праведный воин, адмирал флота российского Федор Федорович Ушаков. Он не оставил после себя мемуаров, дневников, записей. Наверное, не придавал своей персоне особого значения. Не было у него и родовитых приятелей, сохранивших бы личную переписку. Судить потомкам о своем жизненном пути Федор Федорович предоставил по воспоминаниям сослуживцев и сухим записям в казенных бумагах: приказам, распоряжениям, отчетам, рапортам. То есть по реальным делам. «Не-е, батя, я бы во флот пошел…» Каким именем назвать своего третьего сына, у четы Ушаковых сомнений не было. 13 февраля 1745 года приходилось экватором между празднованием памяти воинов-великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля). Крестили Федю за три версты от родного села Бурнакова Романовского уезда Ярославской провинции в приходе храма Богоявления-на-Острову на левом берегу Волги. Это за тысячи километров от ближайшего моря. Но название храма, близость вод могучей реки и весело озаренный свечами лик святого Николая, «по морю плавающих управителя», несказанно сокращали расстояние. Отец, Федор Игнатьевич Ушаков, совсем недавно ушел в отставку сержантом лейб-гвардии Преображенского полка. Он энергично взялся «поднимать» хозяйство своего небогатого имения – всего на 15 изб – и крепко – за воспитание сыновей.

http://pravoslavie.ru/53753.html

Рязань Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.629565; 39.741917 Россия, Рязань Рязань, Рязанская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек. Субъективно Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь. Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города. Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня. История города [ править править код ] Старая Рязань [ править править код ] Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени. В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным. Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский. Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

http://azbyka.ru/palomnik/Рязань

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010