Российская Духовная миссия в Китае пережила тяжелейшие испытания – результатом пропаганды ихэтуаней стала расправа 11 июня (24 июня по новому стилю) 1900 года над православными китайцами, которых к началу XX века на территории Китая насчитывалось около полутора тысяч. В те дни в Пекине погибло несколько сотен православных китайцев. После были найдены и опознаны останки 222 человек. Среди них – священномученик Митрофан, принявший священство от рук святителя Николая Японского, его жена Татиана и их дети. Они стали первыми православными китайскими мучениками, причисленными к лику святых. В связи со строительством во второй половине 1950-х годов на исторической территории Российской Духовной Миссии в Китае нового комплекса зданий Посольства СССР многие постройки Миссии были снесены, в том числе и храм Всех святых мучеников. По одной из версий, останки китайских мучеников и прочие захоронения, находившиеся в храме, были перенесены на русское кладбище в районе Аньдинмэнь. Впоследствии кладбище было ликвидировано, а на землях, примыкавших к нему, был разбит парк отдыха «Циньняньху». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 3 апреля 2007 года – к празднику Пасхи – на месте разрушенного храма Всех святых мучеников на территории Посольства Российской Федерации в Китайской Народной Республике был устроен мемориал: Поклонный крест и памятная плита с изображением храма и краткой информацией о нем. Святым китайским мученикам составлены службы на русском и английском языках, им молятся православные христиане в разных странах мира. В рамках празднования в ходе специальной конференции намечено обсудить проблемы возрождения Китайской Автономной Павославной Церкви, сообщает РИА Новости. " Свой юбилей эта церковь встречает без единого священника, епископа, однако с многотысячной паствой, ожидающей возобновления пастырского попечения " , - отметил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в апреле этого года на приеме в особняке МИД РФ. На конференции выступят председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, директор Института Дальнего Востока РАН академик Михаил Титаренко и другие представители Русской православной церкви и научного сообщества. Они рассмотрят историю и современное положение православия в Китае, роль Русской духовной миссии в развитии российско-китайских отношений, перспективы сотрудничества России и Китая в религиозной сфере, формирование современного свода богослужебных книг на китайском языке, а также миссионерское служение Русской Православной Церкви в других странах Азии.

http://pravoslavie.ru/24987.html

Обращаясь к Господу у Живоносного Гроба, архипастырь молился не только о благополучии Русской Православной Церкви, но и о становлении Христовой веры во всех местах своего служения, в особенности в Японии, где Патриарх Сергий был юным миссионером. Сейчас к небесному покровительству святителя Николая, прославленного в 1970 году как равноапостольного, обращаются японские пастыри: предстоятель Японской Автономной Православной Церкви, митрополит Токийский Даниил, епископ Сэндайский Серафим (Цудзиэ), 22 священника и 6 диаконов Токийской митрополии, Киотоской и Сэндайской епархий Японской Автономной Православной Церкви, и еще один монах — насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Герасим (Шевцов), который с декабря 2005 года состоит в клире Японской Православной Церкви и является настоятелем первого православного монастыря, образованного в Токио на территории Воскресенского кафедрального собора. В 1946 году Японская Православная Церковь перешла в юрисдикцию Американской митрополии Русской Православной Церкви за границей. Однако часть верующих возглавляемая сначала епископом Николаем (Оно), затем — священником Иоанном Такаи, а несколько позже — епископом Николаем (Сая­ма) осталась в подчинении Русской Православной Церкви. Некоторое время спустя эти приходы стали подворьем Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии. Настоятелем подворья в 1970–1991 годах служил епископ Николай (Саяма), принявший постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а затем отправившийся в паломничество в Палестину. “В августе 1962 года по приглашению Матери-Церкви о. Антоний Такаи вместе с некоторыми своими соотечественниками посетил Советский Союз, — сообщает Журнал Московской Патриархии. — Святейший Патриарх Алексий тепло принял о. Антония, отечески беседовал с ним о церковной жизни в Японии и наградил орденом св. кн. Владимира II степени. Гости ознакомились с жизнью Русской Православной Церкви, встречались с многими видными церковными деятелями. Во время пребывания делегации в Москве о. Петр Саяма в Свято-Троице-Сергиевой Лавре принял иноческий постриг с именем Николай. На обратном пути на родину о. Антоний и его спутники побывали в Святой Земле, где посетили многие священные места. В Иерусалиме о. Антоний был принят Блаженнейшим Патриархом Венедиктом и имел возможность ознакомиться с жизнью Православной Церкви на Среднем Востоке” 66 .

http://pravmir.ru/iz-yaponii-v-ierusalim...

13 июля была совершена Божественная литургия, за которой Предстоятелю Японской Автономной Православной Церкви сослужили епископ Сендайский Серафим и все японское духовенство. В этот день были заслушаны финансовые отчеты; кроме того, участники Собора имели возможность ознакомиться со статистическими данными. На сегодня в Японской Православной Церкви насчитывается два епископа, 23 священника, 12 диаконов. Общее число приходов – 67, зарегистрированных членов приходских общин – 9958. Статистика не охватывает всех, кто молится в храмах – таких много больше – но лишь тех, кто регулярно участвует в церковных Таинствах и своими пожертвованиями помогает содержать церковные строения в должном порядке. В прошедшем году 162 человека приняли Крещение, однако многие из них были иностранцами, которые впоследствии уехали из Японии. Этим объясняется некоторое уменьшение общего числа православных сравнительно с прошлым годом. В заключительной речи Митрополит Даниил поделился своими впечатлениями от участия в Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Особенно он отметил, с каким вниманием относятся к нуждам Церкви высокие государственные лица, в том числе Президент и Глава Правительства России, а также рассказал, сколь широкое освещение получили деяния Собора в средствах массовой информации. Напомнив, что за 100 лет, прошедшие со дня кончины святителя Николая, Японская Православная Церковь не выросла количественно, Митрополит Токийский и всей Японии Даниил заявил, что это вызывает у него чувство стыда. «На Украине насчитывается 60 епископов, а у нас – всего двое архипастырей», – привел пример Высокопреосвященнейший Владыка и призвал духовенство подвизаться в деле проповеди среди японского народа. Перед закрытием Собора протоиерей Марк Коике (город Ичиносеки) доложил участникам о состоянии вверенных ему храмов после произошедшего недавно на северо-востоке острова Хонсю крупного землетрясения. По милости Божией никто из верующих не пострадал, не понесли значительного ущерба и храмы Божии – лишь кое-где разбились лампады и треснули оконные стёкла. Ремонт предстоит незначительный, прихожане справятся с ним собственными силами.

http://pravoslavie.ru/27152.html

Достаточно поучительным является опыт Католической Церкви в Китае. Стоит сказать, что ее диалог с властями КНР зависит не только от официальных позиций Рима и Ватикана, но и связан с отношениям многомиллионной паствы неофициальной Католической Церкви Китая к ходу этого диалога: во многих случаях попытки сотрудничества Ватикана с властями и компартией КНР приводят к созданию почвы, на которой возрастает недоверие католиков к Ватикану и углубляется раскол между официальной и подпольной Католическими Церквами КНР. Поскольку Русская Православная Церковь не имеет в КНР неофициальных, структур, чрезвычайно важно избежать почвы для возникновения ситуации, подобной той, в которой оказалась Католическая Церковь в КНР. КИТАЙСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ Китайская Автономная Православная Церковь, фактически полвека лишенная архипастырского и пастырского окормления, вряд ли сможет без братской помощи восстановить среду для полноценной церковной жизни своей паствы. Ближайшую помощь ей призвана оказать именно Русская Православная Церковь, имеющая богатый опыт восстановления церковной жизни в самых разных ее областях. История китайского православия трагична. Православная Церковь развивалась в Китае не столько благодаря трудам миссионеров, сколько по причине миграции православных христиан из России в различные районы Китая. В Китае так и не было явлено " равноапостольного просветителя " , подобного свт. Николаю Японскому. Сегодня 12 - 13 тысяч православных верующих, постоянно проживающих в Китае, в большинстве случаев - люди с какой-то частью русской крови, часто считающие себя русскими по национальности, иногда - сохранившие русский язык в быту (старшее поколение). Конец XIX и начало XX веков были временем многообещающих миссионерских трудов, вдохновителем которых был начальник 18 пекинской миссии владыка Иннокентий (Фигуровский). В те годы тысячи китайцев обратились в православие в самых разных уголках Поднебесной империи подвижническими трудами русских миссионеров в соработничестве с китайскими православными катехизаторами. Это время явило и " красный плод сеяния " - 222 китайских мученика, исповедавших свою веру во Христа смертью во время восстания " ихэтуаней " . Многообещающее начало успешных благовестнических трудов было прервано русской революцией 1917 года: в условиях прекращения финансовой поддержки из России (это - важная часть всякой миссионерской работы) и наплыва русских беженцев Пекинская миссия сосредоточила свои усилия на духовном попечении о соотечественниках, в то же время обращению китайцев в православие уделялось немного внимания в 20-30-е годы минувшего столетия. После отъезда большей части русских эмигрантов из Китая уже в 50-е годы была создана Китайская Автономная Православная Церковь, оказавшаяся слишком хрупкой для того, чтобы устоять в годы так называемой " культурной революции " - институционально Церковь была разрушена.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Епархии Московского Патриархата в ряде стран объединены в церковные структуры, обладающие правами автономии. Современная практика Русской Православной Церкви различает полную, широкую и ограниченную автономию. В настоящий момент в составе Русской Православной Церкви имеется одна Церковь , обладающая полной автономией: Японская Православная Церковь. Ее предстоятелем является Высокопреосвященный митрополит Токийский и всей Японии. В состав Московского Патриархата входит Украинская Православная Церковь , являющаяся самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее предстоятель носит титул Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины. Помимо Японской и Украинской Православных Церквей, в состав Московского Патриархата входят три самоуправляемые Церкви, обладающие правами ограниченной автономии: Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы и Эстонская Православная Церковь. После подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей последняя также получила статус самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. Органами церковной власти и управления самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые предстоятелем самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа. Предстоятель самоуправляемой Церкви избирается Собором из числа кандидатов, утверждаемых патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Имя предстоятеля поминается во всех храмах самоуправляемой Церкви после имени патриарха Московского и всея Руси. Архиереи самоуправляемой Церкви, как и архиереи автономных Церквей, экзархатов и митрополичьих округов, являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви являются обязательными для экзархатов, митрополичьих округов, самоуправляемых и автономных Церквей. 3. Епархиальные и викарные архиереи

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преемник святителя Николая митрополит Сергий (Тихомиров) сохранял верность Московскому Патриархату вплоть до своей кончины в 1945 году. Однако враждебные отношения и военное противостояние между Россией и Японией подорвали Японскую Церковь . В послевоенный период общение между Московским Патриархатом и Японской Церковью было прервано. Оно было восстановлено в 1970 году, когда Японская Церковь вошла в Московский Патриархат на правах автономной Церкви. В настоящее время Японская автономная Православная Церковь включает 3 епархии, около 150 приходов и около 30 тысяч верующих. Большинство этих верующих являются прямыми потомками тех японцев, которые обратились в Православие благодаря деятельности святителя Николая Японского . Православие в Китае имеет более чем трехвековую историю. Еще в XVII веке Китай посещали православные миссионеры из России. В 1717 году была учреждена Русская духовная миссия в Пекине. С 1896 по 1931 год начальником миссии был архимандрит, впоследствии митрополит Иннокентий (Фигуровский). В 1905 году в ходе восстания «ихэтуаней» миссия была полностью разгромлена, несколько православных храмов уничтожено, 222 православных китайца замучены до смерти. Тем не менее к 1918 году Православие приняли около 10 тысяч китайцев. После октябрьской революции 1917 года волны русских эмигрантов докатились до Китая, где образовалась русская диаспора численностью в полмиллиона человек. Русские построили на территории Китая более 100 храмов. После революции 1949 года начался массовый исход русских из Китая: многие уехали в Австралию, другие в Северную или Южную Америку. В 1957 году Китайская Православная Церковь получила автономный статус от Русской Православной Церкви. Однако в ходе «культурной революции» 1960-х годов Православная Церковь в Китае была разгромлена, храмы разрушены, кладбища осквернены, иконы уничтожены. Многие православные китайцы стали мучениками за Христа. До настоящего времени, несмотря на просьбы верующих, в Китае нет ни одного постоянно действующего православного священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Православие часто критикуют за то, что ему не удается быть миссионерской церковью, и в этих упреках есть доля истины. Но если мы вспомним об обращении славян Кириллом и Мефодием, придется признать, что Византия может гордиться миссионерскими достижениями не менее, чем кельтское или римское христианство того времени. Естественно, греческие и арабские христиане под властью турок не имели возможности заниматься какой-либо миссионерской деятельностью, но Русская церковь в XIX в. содержала широкую сеть миссий среди множества нехристианских народов Российской империи». Вся эта миссионерская программа была свернута при коммунизме, но в настоящее время начинает возрождаться в ограниченном масштабе.    Миссионерская деятельность Русской церкви до 1917 г. простиралась также за пределы России — не только на Аляску (о чем мы уже говорили), но также на Китай, Японию и Корею. Одной из забот русских миссионеров везде было как можно скорейшее утверждение местного духовенства. Основание миссии в Китае восходит к концу XVII в., но систематическая миссионерская деятельность развернулась не ранее конца XIX в. Около 400 православных китайцев пали мученической смертью во время боксерского восстания (1901). В 1957 г., когда Китайская православная церковь стала автономной, в стране было 2 китайских епископа и около 20 тыс. верующих, но репрессии «Красной гвардии» в 1966 г. загнали китайское православие в подполье. Сегодня в некоторых местах престарелые священники еще служат литургию, но осталось очень мало верующих и ни одного епископа.    Японская православная церковь была основана св. Николаем Касаткиным (1836—1912) — одним из величайших миссионеров нового времени во всем христианстве. В 1861 г. Николай был послан в Хакодате в качестве священника русского консульства. Но с самого начала он решил посвятить себя проповеди христианства среди японцев, хотя в то время миссионерская деятельность была строго запрещена японскими законами. Первых новообращенных Николай крестил в 1868 г., а в 1875 г. были рукоположены первые священники из японцев. К моменту его смерти в 1912 г. в Японии насчитывалось 266 общин, членами которых были 33017 человек, 35 священников-японцев и 22 диакона. В период между войнами японское христианство понесло определенные потери, но и сегодня в стране насчитывается 25 тыс. верующих, один епископ и около сорока священников. Нынешний глава японских православных, митрополит Феодосий (избран в 1972), ранее был буддистом. И он, и все духовенство-японцы. Церковь Японии является автономной и находится под духовным патронажем материнской, то есть Русской, церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

- Ваше Преосвященство, не все украинцы знают о истории Японской Православной Церкви, о ее сегодняшнем положении… - Конечно, Японская Православная Церковь очень маленькая по численности в сравнении с Русской или Украинской Православными Церквами. Она насчитывает порядка 30 тыс. верных. В Японии по статистическим данным всего 1 процент христиан (с католиками и протестантами). Наша Японская Православная Церковь является Автономной Церковью, как и УПЦ. Основана трудами русского миссионера-архимандрита, впоследствии архиепископа Николая (Касаткина, + 1912), который явился апостолом Православия в Японии. Он прибыл в Японию в 1861 г. по решению Святейшего Синода Русской Православной Церкви, учредил Русскую Духовную Миссию в Японии и возглавил ее. Помощником начальника Японской Духовной Миссии был тогда архимандрит (впоследствии Святейший Патриарх) Сергий (Старогородский). Святитель Николай перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор (мы его называем " Никорай-до " ). В 1970 г. Русская Церковь причислила к лику святых архиепископа Японского Николая. В том же году ЯПЦ была предоставлена автономия. Святитель Николай является покровителем Японии, ходатаем пред Богом о ее народе. Многие японцы, не только православные, почитают святителя, как святого, заступника в бедах и болезнях. По существу, японские православные верующие живут во времена апостольские, когда земля не была просвещена светом Христовым. Как вы знаете, Япония -- языческая страна. Поэтому на нас лежит огромная ответственность пред Господом. Мы должны, по Его слову быть светом миру. Нас радует то, что к православной вере у нас обращается множество молодых, ищущих смысла жизни людей. Многие принимают Православие, вернувшись из Европы. - Как у вас складываются отношения со светской властью? Нет ли притеснений со стороны традиционных религий, сект? - У нас нормальные отношения, как со светской властью, так и с представителями других религий, в т.ч. и с традиционными для Японии. Хотя были периоды гонений, особенно в начале прошлого века, в периоды мировых войн. Сейчас, слава Богу, наша Церковь имеет все условия для молитвы и миссионерской деятельности. Мы также поддерживаем каноническую связь со всеми Поместными Православными Церквами мира. И наш визит в Украину также свидетельствует об этом. Мы с большим вниманием, благодаря средствам массовой информации, наблюдаем за событиями политической, экономической и религиозной жизни в Украине, и радуемся вместе с вами демократическим преобразованиям в стране, молимся о преодолении тех трудностей, которые стали перед канонической Православной Церковью под предстоятельством Блаженнейшего Митрополита Владимира. Мы молимся о здоровье Его Блаженства, потому что он несет тяжелый крест испытаний. Развитие и увеличение УПЦ, ее монастырей, храмов и духовных школ свидетельствует всему миру о том, что Украина является истинно православным государством.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Предстоятель Румынской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Румынский Феоктист скончался 30 июля 2007 года на 93-м году жизни. Причиной смерти стал сердечный приступ, случившийся вскоре после перенесенной плановой операции на предстательной железе. Патриарх Феоктист возглавлял Румынскую Церковь с 1986 года. 8 августа 2007 г. Люксембург - город и государство одного названия - чистый, аккуратный, ухоженный европейский город. Здесь работает около двухсот банков, и жизнь течет неторопливо и размеренно. От всего веет уютной провинциальностью. Город - для людей. 11 марта 2007 г. На сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге 23 января выступил Константинопольский Патриарх Варфоломей, который поддержал стремление Турции вступить в Евросоюз. 31 января 2007 г. 12-15 января, в рамках общественно-духовной акции «Дорогой веры к миру и согласию» в Абхазии находилась делегация Издательского Совета Русской Православной Церкви и Православного благотворительного фонда «Пересвет». Акция проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, руководителем делегации был председатель Издательского Совета и главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев. 24 января 2007 г. Святитель Николай создал в Японии православную цивилизацию, о чем свидетельствуют живые островки православия по всей стране; Японская Автономная Православная Церковь, как поместная Церковь, является составной частью мирового православия... 10 марта 2006 г. «Японская Москва» — так называл архиепископ Николай древнюю столицу Японии Киото. В 1894 году, учитывая историческую и культурную важность Киото, Собор Японской Православной Церкви направил туда на служение одного из своих лучших священников, отца Симеона Мии, закончившего после выпуска из Токийской семинарии Киевскую духовную академию. Его стараниями число верующих возросло, в 1902 году была открыта женская духовная школа, а в 1903 построен храм в память Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://e-vestnik.ru/world/page/15/

Еще одной заслугой владыки Феодосия можно считать популяризацию наследия святителя Николая Японского. Именно в его предстоятельство и по его инициативе начинается изучение трудов святого, публикации о нем в церковной периодике. В 1972 году в Токийском Воскресенском соборе во имя святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, был освящен придел. В новом приделе была установлена икона – дар Московской Патриархии, написанная в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В мае 1978 года было завершено строительство часовни в честь святого равноапостольного Николая; по этому случаю Японская Церковь устроила пышные торжества. С февраля 1970 года у Японской Церкви появился свой официальный печатный орган – журнал «Сэйкё дзихо» («Православный вестник»). Он издается ежемесячно, в номере около 20 страниц среднего формата. В начале каждого номера печатаются официальные церковные документы и сообщения, доклады священнослужителей. Также рассказывается о деяниях святителя Николая, приводятся обширные выдержки из его дневников. Содержит журнал и материалы о событиях международной религиозной жизни, рецензии на христианскую литературу. Особой любовью и заботой владыки Феодосия был Токийский Воскресенский кафедральный собор («Николай-до»). Еще в 1973 году на очередном Соборе за Токийским Воскресенским собором был закреплен официальный статус кафедрального храма. А в 90-е годы по инициативе Предстоятеля начался сбор средств на реставрацию «Николай-до». Для украшения интерьеров храма митрополитом Феодосием были приглашены мастера из России. В 1997 году трудами и попечением митрополита Феодосия на пожертвования прихожан были вызолочены и украшены платиной все три иконостаса собора. В 1998 году состоялось торжественное освящение обновленного собора. А 7 мая 1999 года митрополит Феодосий скончался. За годы служения митрополита Феодосия ему удалось сделать Японскую Церковь самостоятельной и процветающей. Японская Церковь при митрополите Данииле (Нусиро) После кончины владыки Феодосия было созвано совещание клира автономной Японской Православной Церкви. Оно состоялось 14–15 июня 1999 года. По результатам совещания было решено представить Патриарху Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви трех кандидатов, достойных к избранию и хиротонии в сан епископа, для замещения вакантных епископских кафедр Японии – вдовых протоиереев Кирилла Арихара и Иуду Нусиро и целибатного священника Андрея Цудзиэ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010