М., 1970. Т. 1. 44; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг. 43б; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 17, 18. Лит.: Неволин К. А. О митр. Иоанне II как сочинителе послания к архиепископу Римскому о опресноках//ИОРЯС. 1853. Т. 2. С. 95-101; Попов А. Н. Ист.-лит. обзор древнерус. полемических сочинений против латинян, XI-XV вв. М., 1875. С. 91-99; Пападимитриу С. Д. Иоанн II, митр. Киевский, и Феодор Продром (Χρστος κα Θεδωρος Πρδρομος)//ЛетИФО. 1902. Т. 10. С. 1-54; Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений, X-XI вв. СПб., 1906. С. 211-225, 527; Leib B. Rome, Kiev et Byzance à la fin du XIe siècle: Rapports religieux des Latins et des Gréco-Russes sous le pontificat d " Urbain II (1088-1099). P., 1924. P. 32-41; Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI wieku. Warsz., 1968 (по указ.); он же (Поппе А.). Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси. СПб., 19962. С. 451-452; Пихоя Р. Г. К вопросу о времени перевода визант. Синтагмы XIV титулов без толкований в Др. Руси//АДСВ. 1973. Вып. 10. С. 308-311; он же. Византийский монах - рус. митр. Иоанн II как канонист и дипломат//Там же. 1975. Вып. 11. С. 133-144; Щапов Я. Н. Визант. и южнослав. правовое наследие на Руси XI-XIII вв. М., 1978 (по указ.); Franklin S. Who was the Uncle of Theodore Prodromos?//Bsl. 1984. T. 45. P. 40-45; Podskalsky G. Metropolit Ioann II. von Kiev (1076/77-1098) als Ökumeniker//OS. 1988. Bd. 37. N 2/3. S. 178-184; он же. (Подскальски Г.). Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси. СПб., 19962. С. 285-290, 304-306; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 544-546; он же. Древняя Русь и славяне: Ист.-филол. исслед.: [Сб.]. М., 2009. (ДГВЕ; 2007) (по указ.).

http://pravenc.ru/text/469572.html

Всеслав Брячиславич был отпущен Глебом «Бога деля». Таким образом, конец битвы сопровождался актом милосердия. Это вписывается в ряд отмеченных А. А. Горским фактов, начиная с 3-й четверти XI в., когда впервые «прослеживаются факты отказа от убийства у людей, в целом отнюдь не склонных к воздержанию от насилия» . Исследователь связывает это с отменой кровной мести и установлением общерусского почитания Бориса и Глеба. Именно борисоглебский культ в значительной степени служил в домонгольской Руси религиозным обоснованием теории междукняжеского мира . В связи с этим представляется немаловажным, что 1-е сведения о начале борисоглебского культа в Новгороде восходят ко 2-й половине XI в. и с наибольшей вероятностью относятся именно к периоду княжения Глеба Святославича . Если в Месяцеслове Остромирова Евангелия 1056–1057 гг. память святых братьев не указана, то в другом памятнике, связанном с Новгородом, – Мстиславовом Евангелии конца XI – начала XII в. – день памяти Бориса и Глеба (24 июля) уже присутствует . По обоснованному мнению А. Ф. Литвиной и Ф. Б. Успенского, Глеб получил свое имя в честь канонизированного при его деде Ярославе св. Глеба Владимировича, и его имя было первым случаем наречения и родовым, и крестильным именем одновременно . В. Л. Янин и П. Г. Гайдуков атрибутируют Глебу Святославичу новгородские печати с изображением святых мучеников Бориса и Глеба . В берестяной грамоте 906, датируемой 50–70-ми гг. XI в. (усадьба «Е» Троицкого раскопа), среди имен святых, упоминаемых на отпусте, названы Борис и Глеб («и Бориса и Глеба» ). Примечательным в данной связи представляется факт существования на ручье Гзень, в районе битвы 1069 г. со Всеславом и вожанами, Борисоглебского монастыря (при впадении Гзени в Волхов, в 3 верстах от Неревского конца Новгорода ). Первое известие о нем относится только к 1386 г. . Однако следует отметить, что на территории, примыкающей с севера к Неревскому концу Новгорода, уже во 2-й половине XII в. существовало несколько монастырей (Зверин, Духов и Лазарев) . Появление чуть к северу от них княжеского монастыря, на месте которого произошла битва, отмеченная в летописи как воздаяние за разграбление храма св. Софии, представляется вполне вероятным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

того же года семьи кн. Димитрия и его дружины Д. совершил из крепости Копорье нападение на Ладогу, где освободил 2 княжон и бояр вел. князя, а также вернул казну. Очевидно, к 1281-1282 гг. относится заключение брака между Д. и св. кнж. Марией, дочерью Димитрия Александровича. В 1285 г. вместе с псковичами и литовцами Д. совершил неудачный поход на Тверскую землю. Здесь в вол. Олешня князь потерпел поражение от объединенного войска городов Твери, Торжка, Зубцова, Ржевы, Москвы, Волока Ламского и Дмитрова и попал в плен, через какое-то время был освобожден. В 1292 г. ливонские источники упоминают Д. как одного из 4 князей Сев.-Зап. Руси, которые находились в подчинении у вел. кн. Димитрия ( Пашуто. С. 385. Примеч. 124). В кон. 1293 г. именно у Д. в Пскове скрывался от ордынской рати царевича Тудан-Менгу (в рус. источниках Дюдень) вел. князь. В Сев.-Вост. Русь Димитрий Александрович возвращался через Торжок, в этом городе найдена одна из 2 княжеских печатей, принадлежавших Д. ( Янин, Гайдуков. Т. 3. С. 107, 220). На одной стороне печати изображен св. патрон князя, на другой - Голгофский крест. Очевидно, в 1293 г. Д. принимал более активное участие в судьбе тестя, чем это отразилось в летописи. 2-я печать Д. сохранилась на рядной Тешаты и Якима, к-рую написал «Довмонтов писец» (ГВНиП. 331. С. 317). По мнению Ю. Г. Алексеева, грамота свидетельствует о функционировании в Пскове в правление Д. княжеского адм. аппарата ( Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980. С. 17). После смерти тестя и сюзерена (1294) Д. установил контакты с новым вел. кн. Владимирским Андреем Александровичем. 4 марта 1299 г. псковский князь вновь нанес поражение войскам Ливонского ордена, внезапно захватившим псковский посад и разорившим окрестные монастыри. В битве на берегу р. Псковы у ц. апостолов Петра и Павла (вблизи нынешней ул. К. Маркса в Пскове) крестоносцы были разбиты, пленных Д. отправил во Владимир к вел. кн. Андрею. Это была последняя победа, одержанная Д. Князь скончался во время эпидемии в Пскове, был похоронен в Троицком соборе, над гробницей был повешен его меч (приписываемый ныне Д.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Келья Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Фотография. 2007 г. Келья Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Фотография. 2007 г. Однажды во сне Е. явился ангел и указал новое место для подвигов - загородное Сельцо, подворье Полоцких епископов, с деревянной ц. Спасителя. Еп. Илия, получивший такое же откровение свыше, благословил создание в Сельце полоцкого Евфросиниева женского монастыря и назначил Е. его игуменией. Свидетелями этого акта явились полоцкий кн. Рогволод (Борис) Всеславич, отец Е. кн. Святослав Всеславич, бояре и «честные мужи». Незыблемость монастырского владения была подтверждена грамотой епископа: «Се отдаваю Еуфросинии место святого Спаса при вас, да по моем животе никто же не посудит моего даяния» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 210). Е. основала жен. монастырь в 1127-1128 гг., поскольку в этот короткий период кн. Борис Всеславич сидел на полоцком столе. Почти сразу же после основания обители при ней открылась школа для девочек, в к-рой, в частности, обучалась младшая сестра Е. Городислава, принявшая в обители постриг с именем Евдокия. Затем в мон-рь пришла двоюродная сестра Е. кнж. Звенислава Борисовна, принявшая здесь иночество с именем Евпраксия (княжны приняли монашество вопреки воле родителей). Е., Евдокия и Евпраксия были в числе первых насельниц Спасского монастыря. Позднее к ним присоединились племянницы Е. Кироанна (в иночестве Агафия) и Ольга (в иночестве Евфимия), в мон-рь также поступали мн. жительницы Полоцка и окрестностей. Насельницы жили «яко едина душа» и выражали «едину мысль в молитвах к Богу». Е. учила монахинь терпению и воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии приведены 2 фрагмента поучений полоцкой игумении. Их основной темой является преображение внутреннего человека ради приближения к Богу: «Нивы ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся пьшенице и смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом, да хлеб чист принесетеся на трапезу Христову» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 214). Икона Преображения Господня наряду с поясным образом Спасителя помещалась на печатях Е. (известны фрагменты 3 вариантов печатей святой, 2 обломка печатей были найдены на Городище (княжеская резиденция) в Новгороде, что свидетельствует о контактах Е. с новгородскими князьями; см.: Янин, Гайдуков. 1998. С. 41, 127).

http://pravenc.ru/text/187879.html

Николая Чудотворца (Андрос), Живоносного Источника (Андрос), вмц. Варвары (подворье мон-ря Ставровуни, Кипр), в богословской школе на о-ве Халки (Стамбул) и др. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 195). Сохранились 3 анонимные версии Мученичества И. (BHG, N 766d, 763y, 763z), на последнюю имеется комментарий прп. Симеона Метафраста (BHG, 764). И. посвящены также агиографические произведения: анонимный Диалог И. с ап. Иоанном Богословом об исходе души (BHG, N 765-765b), Похвальное слово свт. Андрея Критского (BHG, N 766), Похвальное слово Никиты Пафлагона (BHG, N 766a), анонимное краткое Житие (BHG, N 766e), комментарий Ипполита Фиванского (BHG, N 766f - 766i). Почитание И. на Западе Из К-поля глава И. была перенесена в Хальберштадт (Германия) (1205), сустав руки - в Намюр (Бельгия) (1218), одна рука - в Эльзас (Германия) (1380), а другая - в Труа (Франция). Части мощей И. хранятся также в Риме, в ц. Двенадцати апостолов и в соборе ап. Павла на Остийской дороге (Краткое описание нек-рых свящ. мест Рима и находящихся в них вселенских святынь//Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. В помощь правосл. паломнику. М., 2004. С. 58, 59), в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В лат. мартирологах и литургических текстах память И., отождествляемого Зап. Церковью с ап. Иаковом Алфеевым, отмечалась 1 мая, в 1956 г. перенесена на 11 мая. Почитание И. в России Частицы мощей и ризы И. хранились в соборе Св. Софии в Новгороде (Описи новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 47-48). В XII в. в Новгороде были построены 2 церкви во имя этого святого - в Неревском конце и в Людине конце (на Добрыне улице). Новгородский посадник Мирослав Гюрятинич (1126-1128, 1135-1136) носил в крещении имя Иаков, о чем свидетельствуют его печати с изображением И. ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси XI-XV вв. М., 1998. С. 128). На Руси имя Иаков часто встречалось как у мирян, так и в среде духовенства, однако оставалось редким у князей (напр., И.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Все эти события существенно ослабили объединяющую роль Церкви в отношении древнерус. земель. В кон. XIII в. центр общерус. митрополии переместился из разоренного монголами Киева на северо-восток - сначала во Владимир, затем в Москву. На юго-западнорус. землях, с сер. XIV в. оказавшихся в зависимости от литов. и польск. правителей, еще с начала этого столетия предпринимались попытки, имевшие временный успех, учредить самостоятельные митрополичьи кафедры (см. в статьях Галицкая епархия , Литовская митрополия ). В результате к сер. XV в. Русская Церковь на неск. столетий оказалась разделена на московскую и западнорусскую части. Идея древнерус. единства продолжала жить в области культуры и письменности, прежде всего в церковных кругах, превращаясь в идеологию, ожидавшую время, когда она будет взята на вооружение московскими государями и рус. императорами. Ист.: ПСРЛ. Т. 1-43; ДРКУ; Рос. законодательство Х-ХХ вв. М., 1984. Т. 1: Законодательство Др. Руси; ДИИВЕ. Т. [коммент. свод иностр. источников]; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси. М., 1970-1998. Т. 1-3 (т. 3 совм. с П. Г. Гайдуковым); Сотникова М. П. Древнейшие рус. монеты X-XI вв.: Кат. и исслед. М., 1995; Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. Лит.: Карамзин. ИГР. Т. 1-4; Соловьёв. История. Т. 1-2; Ключевский В. О. Курс рус. истории. М., 1904-1906. Ч. 1-2; Грушевський М. Icmopiя Украïни-Руси. Льbib, 1904-19052. Т. 1-3; Пресняков А. Е. Княжое право в Др. Руси: Очерки по истории X-XII ст. СПб., 1909. М., 1993; он же. Лекции по рус. истории. М., 1938. Т. 1: Киевская Русь; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913, 2003; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950; он же. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968; Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 19536; Королюк В. Д. Зап. славяне и Киевская Русь в X-XI вв. М., 1964; Новосельцев А. П. и др. Древнерус. государство и его междунар. значение. М., 1965; Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI w.

http://pravenc.ru/text/180439.html

В повестях о начале Москвы XVII в., где отразились народные предания, возникшие, по-видимому, не ранее сер. XVI в., Д. А. выступает как мифологизированный персонаж: вел. кн. Даниил Иванович, суздальский кн. Даниил Александрович Невский (см.: Тихомиров М. Н. Древняя Москва в XII-XV вв.: Средневек. Россия на междунар. путях: XIV-XV вв. М., 19922. С. 176-179). В тексте этих повестей отсутствуют следы почитания Д. А. как святого. Лишь однажды он называется «благоверным князем», принявшим «мученическую смерть от прелюбодеев жены своея», и уподобляется св. князьям Борису и Глебу (Там же. С. 178). Наиболее ранняя сохранившаяся служба Д. А. была составлена по повелению патриарха свт. Иова († 1607) «тщанием и труды» С. Р. Алферьева и инока Сергия из переславль-залесского Данилова во имя Св. Троицы мон-ря (РГБ. Ф. 310. 300, список 2-й пол. XVII в.). Однако этот текст не получил распространения. В правление царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей возникла его новая редакция, в к-рой уже многократно упоминалась рака, появившаяся в 1652 г. Новая служба Д. А. была написана в 1711 г. иером. Чудова монастыря и справщиком Печатного двора Карионом (Истоминым) по заказу игум. Данилова мон-ря Макария и старца Кариона (Борина). Еще одна служба Д. А. была составлена при имп. Елизавете Петровне (ЦМиАР. КП 3945.6, список кон. 50-х гг. XVIII в.), образцом для нее стала служба св. Александру Невскому. Опубликованная митр. Платоном в 1791 г. вместе с Житием, она получила наибольшее распространение в обиходе РПЦ. Ист.: ПСРЛ. Т. 15. Ч. 1; Т. 18; т. 21. Ч. 1; Т. 34 (по указ.); Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архим. Летописные и другие древние сказания о св. блгв. вел. кн. Данииле Александровиче. М., 1873; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950; Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 103-123; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати. М., 1998. Т. 3. С. 67, 166 [описание печатей Д. А.]; Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 8-24 [Житие], 26-30, 65-83.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Лит.: Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 488, 529, 658; Underwood P. A. The Kariye Djami. N. Y., 1966. Vol. 3. Abb. 336, 474, 476-485; Chatzinicolaou A. Heilige//RBK. 1971. Bd. 2. Lfg. 15. Sp. 1034-1093; LCI. Bd. 6. Sp. 18-21; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийских в росписях Кирилловской церкви Киева//ДРИ. М., 1980. [ Вып.: ] Монументальная живопись XI - XVII вв. С. 52-60; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в., М., 1982; Walter C. Art and Ritual of the Byzantine Church. L., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. И. Новгородская икона XII-XVII вв./Предисл.: Д. С. Лихачев. Л., 1983; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Innem é e K. C. Ecclesiastical Dress in the Medieval Near East. Leiden; N. Y.; Köln, 1992; Марголина И. Е. Фрески алтаря киевской Кирилловской церкви//ПКНО, 1997. М., 1998. С. 225-231; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3; Матюшкина М. Л. О некоторых особенностях иконографии свт. Кирилла патр. Александрийского//ИХМ. М., 2001. Вып. 5. С. 85-93; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Вел. Новгород, 2003; Maproлiha И. Ульяновський В. Киïвська обитель Св. Кирила. К., 2005; Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова мон-ря. М., 2006; Попов Г. В. Церковь Ризоположения из села Бородава. М., 2006; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Вел. Новгорода: Софийские святцы. М., 2007; Царевская Т. Ю. Роспись церкви Федора Стратилата на Ручью и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв.: Кат. М., 2008; Хауштайн-Барч Е., Бенчев И. Музей икон в Реклингхаузене, Германия. М., 2008. С. 26, 44; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. иконописи в музеях России. М., 2009. 2 т.; Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии: Колл. музея Греч. ин-та визант. и поствизант. исслед. в Венеции/Пер.: Б. Л. Фонкич. М.; Венеция, 2009; Медведева М. С. Экклесиологическая тема в программе росписи Кирилловской церкви в Киеве//ИХМ. М., 2009. Вып. 11. С. 279-303; Шалина И. А. Иконостас придела Рождества Богородицы Софийского собора. Тверь, 2011. С. 19; Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Др. Руси: Образ и литургия. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Переяславский в 1118-1123), работавшим по заказу Владимира Мономаха. К правлению В. Я. относится появление также и др. памятника древнерус. церковной письменности - Памяти перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в Бари в 1087 г., к-рый сопровождал учреждение в Русской Церкви памяти свт. Николая 9 мая. Текст выдает в авторе (в к-ром иногда видят митр. Ефрема) или в его информаторе непосредственного свидетеля переложения мощей в специально для них построенный собор, что совершилось при участии папы Урбана II в сент. 1089 г., «в лета русьскых князии христолюбиваго князя Всеволода в Киеве и благороднаго сына его Володимера в Чернигове». Трудно допустить, чтобы Киевский митрополит-грек, будь то Иоанн III (1090-1091) или свт. Николай (не позднее 1097 - после 1101), выступил инициатором введения такой «латинской» памяти, поскольку византийцы рассматривали перемещение мощей свт. Николая в Бари как хищение и памяти 9 мая Греческая Церковь никогда не знала. Данному событию также был посвящен канон (старший список - в пергаменной Минее служебной на май - ЯМЗ. 15467), к-рый содержит слав. акростих («Принесение мощии твоих») и несомненно восходит к древнейшему периоду рус. лит-ры - рубежу XI-XII вв. (см. Акростих ). Поэтому приходится думать, что празднование 9 мая было установлено по настоянию В. Я., политика к-рого в это время выглядит синхронизированной с усилиями визант. имп. Алексея I в 1089 г. по активизации переговоров с Урбаном II о восстановлении церковного единства. Следствием этого стало охлаждение отношений В. Я. с герм. имп. Генрихом IV, вылившееся в скандальный разрыв между Генрихом и Евпраксией Всеволодовной в 1093/94 г. Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2 (по указ.); Шляпкин И. [А. ] Рус. поучение XI в. о перенесении мощей Николая Чудотворца. СПб., 1881. С. 3-10. (ПДПИ; Вып. 19); Правда Русская/Под ред. Б. Д. Грекова. М., 1939. Т. 1; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси. М., 1970. Т. 1; М., 1998. Т. 3 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым). 15-22а; Darrouzè s. Notitiae. N 11, 12.

http://pravenc.ru/text/155466.html

Из мн. добродетелей святого автор «Алфавита» особо выделил одну - дар молитвенного умиления. Канонизация В. В. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 360). Ист.: ПСРЛ. Т. 1-3 (по указ.); Жития свв. мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к печ. Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 63-65; Правда Русская/Под ред. Б. Д. Грекова. М., 1940. Т. 1; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси. XI-XIII вв: Исслед., тексты, коммент. СПб., 1992. С. 66-73 [послания митр. Никифора I к В. В.]; Бегунов Ю. К. Памятник рус. лит-ры XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 25, 97-112; М., 1998. Т. 3 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым). 97а-112-2; Описание о российских святых. С. 7. Соч.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240-256. Лит.: Соловьёв. История. Кн. 1 (Т. 2); Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1; Грушевскький М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2; Макарий. История РЦ. Кн. 2 (по указ.); Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религ.-нравственных воззрений и жизни на Руси в дотатарскую эпоху//ЖМНП. 1874. Февр. С. 231-292; Воскресенский В. А. Поучение детям Владимира Мономаха. СПб., 1893; Шляков Н. В. О поучении Владимира Мономаха//ЖМНП. 1900. Май-июль. С. 96-138, 209-258, 1-21; Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. М., 1901. Ч. 1; Свенцицкий И. С. Поучение Владимира Мономаха детям. Львов, 1902; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. I-LXVII; Алексеев М. П. Англо-саксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1935. Т. 2. С. 39-80; Приселков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. Л., 1940. С. 42-44; Орлов А. С. Владимир Мономах. М.; Л., 1946; Данилов В. В. «Октавий» Минуция Феликса и «Поучение» Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1947. Т. 5. С. 97-107; Vaillant A. Une source grecque de Vladimir Monomaque//Bsl. 1949. T. 10. P. 11-15; y evska T. Zu Vladimir Monomach und Kekaumenos//Wiener Slavist.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010