Председатель общества сербско-русской дружбы «Завет» (Республика Сербская) Саво Цветинович в своём выступлении напомнил о сербских корнях бабки первого русского царя Анны Глинской-Якшич, а также о сербских корнях и бабки Иоанна Васильевича по отцовской линии Софьи Палеолог. Историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин рассказал, как по благословению старца Николая Гурьянова, он был одним из организаторов конференции по очищению от клеветы имён царя Иоанна Васильевича Грозного и Григория Ефимовича Распутина. Тогда в ответ на эту конференцию тогдашние патриархийные функционеры организовали в рамках Рождественских чтений кампанию против конференции. Одним из главных был нынешний релокант Сергей Чапнин, а также эмигрант из США Александр Дворкин. Л.Е. Болотин обратился с призывом к Патриарху Кириллу инициировать дело с разбором клеветы на первого русского Царя. Настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров) напомнил, что в святцах Коряжемского монастыря говорится об обертении «телеси великомученика царя Иоанна», а при императоре Александре III Иоанн Грозный почитался как местночтимый святой. Выступающий отметил, что первый русский царь разгромил оккультный Ливонский орден, на что не всегда обращают внимание. Отец Кирилл отметил, что причастность царя к убийству прпмч. Корнилия, сщмч. Митрополита Филиппа является неправдой, как и обвинения в многочисленных репрессиях и предложил установить памятники Иоанну Васильевичу во всех городах им основанных. Русский мир, Русская земля и Русское зарубежье Главный редактор журнала «Славянка», член Союза писателей России Сергей Владимирович Тимченко напомнил, что в журнале «Славянка» было много публикаций об Иоанне Васильевиче, а сам он почитает государя как великомученика, который нёс бремя правления Россией, зная, что убили его жену и его детей. Мы сегодня не почитаем царя Иоанна по неверию нашему.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/so...

Профессора богословия М. Якшич и И. Живкович произведены в протопресвитеры 999 . Выше мы упоминали о происходившем 23 апреля 1900 года торжестве закладки нового здания семинарии с интернатом на 100 воспитанников. Доселе семинария, основанная в 1790-х годах, ютилась в продолжение целого столетия в церковном митрополичьем доме, а с 1894 года в общем здании с гимназией. Воспитанники жили на частных квартирах, что не давало возможности строгого контроля за их жизнью, поведением и нравственным направлением. Теперь будет отдельное здание семинарии с интернатом. Величественное здание строится в сербско-византийском стиле. Работы близятся уже к концу. Первоначальная смета составлена была на 206 тыс. корон (франков), но (к 15 мая 1901 года) израсходовано уже 230 тыс. корон 1000 . —369— 28 февраля 1899 года в селе Сантове, близ Сомбора, в бачской епархии, 1600 сербов-шокацев перешли из католической в православную веру. Так как местное население довольно бедно и не могло на свои средства соорудить храм, то на этот предмет открыт был сбор пожертвований, на каковые и выстроена церковь во имя Рождества Пресв. Богородицы 1001 . В октябре 1899 г. состоялась закладка храма, а 17 сентября 1900 г. совершено и освящение его. Постройка церкви в Сантове обошлась без иконостаса и колоколов в 23 тыс. флоринов. Церковь красивая и обширная, вместимостью на 700–800 человек, да на хорах может поместиться до 200 человек. Построена на том месте, где совершён чин присоединения к православной вере. Иконостас золочёный пожертвован из церкви города св. Андрея. Два колокола – дар свято-андреевской и байской церкви. Из России пожертвован между прочим золотой потир. – Ко дню освящения от комитета по постройке православной церкви в Сантове разосланы были приглашения сербскому духовенству, церковным общинам и всему сербскому народу. Собралось до 2000 гостей из Сомбора, Бараньи и других мест. Освящение совершил 17 сентября епископ бачский Митрофан в сослужении с двумя протоиереями, двенадцатью священниками, при двух диаконах. Преосвященный Митрофан произнёс назидательное слово, в котором выразил благодарность всем жертвователям и ктиторам. За литургией 17 сентября были причастники сербы. В тот же день в новоосвящённой церкви совершено таинство бракосочетания 1002 . 26 октября 1900 года посвящён в священника к сантовской приходской церкви окончивший курс карловицкой семинарии Николай Мидич. Теперь на очереди вопрос об

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как следствие — увеличился поток беженцев на юг и в центральную Сербию. И если раньше пустели главным образом немногочисленные сербские анклавы на юге края, то теперь речь идет уже и о традиционно сербском Северном Косово. «К нагнетанию обстановки напрямую причастны власти самопровозглашенной Республики Косово», — считает Марко Якшич. Сам он — член совета Гражданской инициативы «Сербия, демократия, правосудие», лидер которой, Оливер Иванович, был убит в январе этого года. Преступники пока не найдены. Сербский активист сообщил РИА Новости, что несколько дней назад албанские подразделения спецназа самопровозглашенного Косова устроили облаву на наиболее активных представителей сербов в Косовской Митровице. Применялось и физическое насилие. Это произошло сразу после силовой акции косовской полиции, задержавшей 26 марта на круглом столе в Митровице директора канцелярии по Косово в правительстве Сербии Марко Джурича. В ходе «спецоперации» пострадали более 30 человек, а сам Джурич был выдворен обратно в Белград. «Диалог с Приштиной создал атмосферу, в которой этнически мотивированные нападения со смертельным исходом полностью прекратились. Также заметно и в целом более ответственное отношение албанских политических структур к сербским памятникам культуры и религиозным объектам», — сказал РИА Новости министр Джурич. Администратор группы Serbian Tifo в социальной сети «ВКонтакте», 28-летний москвич Андрей Л. с 2016 года уже трижды побывал в Косово как паломник — чтобы поклониться древним православным святыням. «И вот я в Косово. Стою и смотрю на монастырь Грачаница. Чувства переполняют меня. Серб, который был со мной, сказал: " Андрей, у тебя были такие глаза… Пойду и расскажу детям, что русский смотрел на Грачаницу так, будто всегда мечтал ее увидеть», — делится Андрей своими впечатлениями в социальной сети. Въезжая в самопровозглашенную республику, сразу обращаешь внимание на развешанные повсюду албанские флаги. Даже в сербских селах: косовские албанцы скупают там дома или просто выживают из них представителей нетитульных наций.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/13/se...

И действительно, написанное святителем Саввой житие Феодосия была любимой книгой детства Иоанна IV, что показывает и его прилежное отношение к своему происхождению. Бабушка по матери Иоанна Грозного, Анна, в девичестве Якшич, происходила из сербского княжеского рода. С другой стороны, через отца Василия III Ивановича, предки Иоанна восходят к сербской ветви Неманичей. Анна имела попечение об образовании Иоанна Васильевича, именно она познакомила его с сербским духовным наследием, учением святителя Саввы и святой лозы Неманичей: от Стефана Немани до Душана Сильного, о погибели царства и судьбине Царя Лазаря. Впечатлённый прочитанным, Савва делился с отцом восхищением перед той силой веры, силой воли паломников, которые преодолевали верхом, а то и пешком столь исполинские расстояния. - Эти наши торговые караваны – просто какой-то «детский лепет» по сравнению с тем, какие тяготы и лишения претерпевали паломники! Мы-то что: всегда сытые и хорошо одетые, на повозке, ну, а в крайнем случае, верхом, в окружении охраны от разбойников… Стоит поклониться до самой земли этим инокам, и поцеловать край их монашеских мантий. Лука подивился такому горению своего сына, чьё лицо в эти минуты вдохновения было особенно прекрасным тем отсветом высшей Правды, к которой прикасалось его сердце, понимание которой наполняло его ум. - Вот если бы мы могли каким-то образом привлечь Русского Царя, чтобы помог он своим южнославянским братьям свергнуть турецкое ярмо! И в южных русских пределах ведь турки с татарами безобразничают точно так же, как и в наших краях. Надеюсь, что когда буду в Царьграде, через Иерусалимского Патриарха попробую связаться с российским послом. Это - единственный способ достучаться до русского царя, обратить его внимание на угнетённых православных славянских братьев с Балкан. По моему убеждению, ожидать помощи можно только от наших русских братьев. - Помни сынок, что всему своё время. - Да понимаю я, что нужно терпеливо ждать наступления тех времён, когда всё сложится. Но знай, от своей задумки я не отступлюсь!

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/26/...

Срв. И. Соколов , Прот. И. Л. Янышев, как деятель по старо­католическому вопросу, Хр. Чт. 1911, февр.; Материалы к истории старокатолического вопроса в России, ibidem, май-июнь, ноябрь; M-me Olga Novikoff , Le general Alexandre Kireeff et 1 " Ancien-Catholicisme, Berne 1911; В. А. Соколов , Памяти Α. Α. Киреева, Б. В., 1911, сент. и ноябрь. Сочинения А А. Киреева в двух томах изданы в 1913 году (ред. о. Д. Якшич). О реформе 1884 года см. прот. Ф. И. Титов, Две справки по вопросу о преобразованиях духовных академий в России в XIX веке, Христ. Чт., 1907, 1, 2, 4; «Правила о присуждении богословских ученых степеней» 1889-го года см., например, в «Гражданине» 1889 г., 284, 13-го октября; срв. у А. Саввы , Хроника моей жизни, т. VI, с. 153–154. Срв. автобиографическую заметку о. Е. А. Аквилонова , в «Критико-Биографическом Словаре» Венгерова, т. 6, с. 314 след. См. также Ив. Преображенского , Отечественная Церковь по статистическим данным с 1840–1841 по 1890–1891 г., СПб. 1897 (преимущественно по «Извлечениям» из Всеподд. Отчетов Обер-Прокуроров, изд. с 1836 года). Слова Киреева на с. 424 взяты из его статьи: Несколько замечаний к статье В. С. Соловьева «Великий Спор», Русь, 1883, 21, с. 38. 11. Проблематика христиан­ской совести. Антоний Храповицкий . О «моралистическом» сдвиге 80-х годов см. у Иванова-Разумника , т II, и у Д. Н. Овсянико-Куликовского , История р. интеллигенции, т. 3-ий; срв. еще статью кн. С. Н. Трубец­кого о «лишних людях», в «Научном Слове», 1904, кн. 2, и в его «Собр. Сочинений» т. I. Интересен душевный путь Н. С. Лескова, власть над ним пиетических мотивов, не ослабленная его бытовым увлечением. О нем см. А. И Фаресов , Против течения СПб. 1904; Умственные переломы в деятельности Н С. Лескова, И. В. 1916, 3; А. Л. Волынский , Н. С. Лесков, Крит. очерк, 1898, посл. пзд. Пб 1923; С. Дурылин , Религиозное творчество Н. С. Лескова, Христ. Мысль 1916; Н. К. Гудзий , Толстой и Лесков, Искусство, т. IV, 1928, 1–2. Срв. заметку И. А. Шляпкина , К биографии Н. С. Лескова, Р. Ст. 1895, дек., – в 70-ые годы Лесков был под влиянием Хомякова, был близок к о. А. Колоколову (из Георгиевской общины), увлекался Оригеном и предлагал переводить «О началах» (Шляпкину и Η. Μ. Буб­нову), под общей редакцией Арх. Арсения; в то же время увлекался Редстоком и др. сектами, а позже Толстым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Якшич Дмитрий (Душан) Николаевич; (1873 – 12 августа 1935). Окончил классическую гимназию в Фиуме, один год учился в Карловацкой богословской школе. В 1893 поступил в Киевскую ДА, где проучился два года, перешел в С.-Петербургскую ДА, которую окончил в 1897, к. б. В 1897/98 два семестра слушал лекции на философском факультете Венского университета. С 16 сентября 1898 – профессор Карловацкой богословской школы. В 1901 рукоположен во священника. 3 мая 1902 допущен к исполнению священнических обязанностей в Николаевской Чернореченской церкви (в Новой Деревне), причем ему повелено было именоваться Димитрием (в память Димитрия Солунского). После принятия 1 августа 1902 года русского подданства, он 23 сентября 1902 был утвержден в своей должности. Участвовал в заседаниях религиозно-философских собраний С 1904 – член Старокатолической комиссии при Св. Синоде, участвовал в международных старокатолических конгрессах. С 17 мая 1906 – второй священник посольской церкви в Вене (с обслуживанием Мерана, Веве и Эмса), 1908 – доктор философии Венского университета. С 16 октября 1910 – священник Успенской церкви на Сенной площади в Петербурге. С 16 декабря 1911 – настоятель миссийской церкви в Дрездене, 20 декабря 1911 награжден саном протоиерея. 17 ноября 1913 – магистр богословия («Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 году под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича. Прага, 1912»). После начала Первой Мировой войны вернулся в Россию. В Петрограде он был законоучителем в 10 четырехклассном женском городском училище на Большой Гребецкой улице. До 1922 года служил в Александро-Невской церкви Дома трудолюбия Петровского общества вспомоществования бедным. С 25 ноября 1918 – 22 октября 1924 – научный сотрудник Публичной библиотеки. Вернулся на родину. Преподаватель Карловацкой богословской школы, затем профессор кафедры сравнительного богословия Белградского университета. Редактор органа Сербской Патриархии – «Гласника». Доктор богословия. В 1931 в Сремских Карловцах издал со своим предисловием и примечаниями «Письма Василия Васильевича Болотова Александру Алексеевичу Кирееву». О. Димитрий бывал у о. Николая Чукова: В своем дневнике о. Николай отметил, что на его именины 17 февраля 1924 года «к чаю» пришел и о. Димитрий (Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 541).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнь Михаила Глинского до и после приезда в Россию, полная быстрых взлетов и резких падений, могла бы стать сюжетом для авантюрного романа. Гораздо меньше мы знаем об отце Елены, князе Василии Львовиче. Выехав вместе с братом в Россию, он получил от Василия III «в кормление» Медынь, но в походы воеводой не ходил и наместником в города не посылался, вероятно, из-за ранней слепоты: в 1509 году Василий III просил крымского хана прислать в Москву «великого лекаря», чтобы лечить князю Василию Глинскому глаза. Ко времени женитьбы Елены ее отец уже умер. Михаил же Глинский с 1514 года сидел в тюрьме, куда он попал за попытку отъезда в Литву. Он был освобожден из заточения лишь после брака своей племянницы. Михаил Глинский побывал во многих странах Европы, был известен многим европейским государям, его любил и жаловал сам император Священной Римской империи Максимилиан I. Вероятно, страсть к путешествиям была не чужда и князю Василию Львовичу, который женился на Анне, дочери сербского воеводы Стефана Якшича. Стефан Якшич, дед Елены Глинской по матери, был военным вождем сербов, которые, спасаясь от османского нашествия, селились в южных областях Венгерского королевства, защищая границы этого государства от натиска османов. В Венгерском королевстве эти земли пользовались автономией, а сербские воеводы находились в родстве с рядом венгерских знатных фамилий. Вероятно, именно это родство имели в виду московские собеседники Герберштейна, объясняя ему, что великого князя понудили вступить в новый брак важные политические соображения — «тесть его вел свой род от семейства Петрович, которое пользовалось некогда громкой славой в Венгрии и исповедовало греческую веру». Однако ни при Василии III, ни позже никто не пытался использовать эти связи в интересах московского правительства, да и сами владения сербских воевод лежали далеко за пределами сферы русских политических интересов. На самом деле все объяснялось намного проще. Великий князь выбрал молодую девушку из числа тех, кто явился на смотрины, по-видимому, потому, что она ему просто понравилась. Сигизмунд Герберштейн, а также неизвестный монах из Пафнутьева Боровского монастыря сообщают о том, что великий князь даже сбрил бороду в угоду молодой жене.

http://sedmitza.ru/lib/text/438911/

В ходе круглого стола С.Цветинович как раз говорил о сербских корнях первого русского царя. Бабка по матери Иоанна Васильевича Елены Глинской была дочерью сербского воеводы. Именно Анна Глинская-Якшич воспитывала юного государя, когда его родители умерли. Сербские корни есть и у бабушки Иоанна Васильевича по отцу Великой княгини Софьи Палеолог. Поэтому памятная доска первого русского царя на сербской земле вполне уместна. Передача памятной доски состоялась при содействии председателя общественной организации ветеранов боевых действий в Республике Сербской 1992-1995 гг., Уполномоченного по делам инвалидов, ветеранов, труду и социальной политике Республики Сербской Владимира Фёдоровича Сидорова. В церемонии передачи памятной доски приняли участие знаменитый русский писатель, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы Владимир Николаевич Крупин, который бывал в Сербии; заместитель генерального директора Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий («Завет» является представительством ОМФСПиК в Республике Сербской, соглашение было подписано в 2013 во время визита делегации Фонда на сербскую землю) и главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов, неоднократно посещавший Сербию и Республику Сербскую. В завершение церемонии Негослав Миливоевич вручил Валерию Камшилову благодарственное письмо от имени Общества русско-сербской дружбы «Завет». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. На 1 комментарий ///////Интересно, а царь Иван знал вообще о существовании Сербии?/////// Знал. Монахи одного сербского монастыря направили ему послание, в котором просили его взять их монастырь под своё покровительство, и это послание дошло до адресата. 1. Интересно, а царь Иван знал вообще о существовании Сербии? И не совсем понятно при чем тут атаман и какое отношение он имеет к царю Ивану.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/iv...

Летом 1947 г. стали основываться научные институты в составе Академии наук, одним из первых – Исторический институт. При формировании первого состава ученых вспомнили и про меня и прислали мне назначение на должность научного сотрудника. Но в это время через профессора Гейнриха Барича и его друга загребского академика слависта Степана Ившича завязалась у меня связь и с Загребской Академией наук... профессор Барич привез мне приглашение приехать в Загреб для разговора о возможности принять место директора архива Академии с перспективой широкой деятельности по его переустройству и организации исследовательской работы. Приняли меня в высшей степени внимательно, и уже осенью этого года я получил декрет о моем назначении на эту почетную должность. [...] Получив от Патриарха Алексия отпуск из Белградской русской церкви, я в Загребе был причислен митрополитом Дамаскином к клиру Загребской православной сербской церкви Св. Преображения и с первых же дней стал регулярно посещать вечерние богослужения, поскольку утром был занят на своей службе в Академии. Сербские мелодии песен мне не мешали, но при моей шестилетней привычке к полному дневному литургическому циклу по точному выполнению всего типика, коротенькая получасовая вечерня в обычные дни меня не удовлетворяла. Я и ранее имел свой собственный домашний устав с ежедневной сменой чтения Псалтыри, Апостола и Евангелия, кроме утренних и вечерних молитв, а тут я к этому типику прибавил ежедневное повечерие с соответствующими канонами. Местное духовенство, настоятель о. Лазарь Якшич и два сербских иерея – Илья Чук и Александр Скотич приняли меня сердечно и с благодарностью оценили мою помощь на клиросе при вечерних богослужениях. Митрополит Дамаскин проявлял ко мне особое внимание, постоянно приглашая к себе для собеседования по богослужебным и догматическим вопросам в связи с его занятиями по вопросам общественной жизни и культуры... Приложение II. Из воспоминаний Владыки Василия (Родзянко) Меня вывезли из России в январе 1920 г. Мой дед Михаил Владимирович Родзянко был Председателем Государственной Думы. И в тяжелое время думал только о том, как спасти Россию. Он был первым, кто предложил Государю отречься от престола в пользу сына во имя спасения самой династии и царской семьи. Однако Государь, в связи с малолетством и болезнью Алексея, не посчитал возможным рисковать. Он отрекся и за себя и за сына, что было незаконно. Узнав о случившемся от Гучкова и Шульгина, мой дед побелел, как стена, и расплакался, сказав только: «Теперь все кончено».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

вопросы обсуждались в статье участника диалога со старокатоликами А. А. Киреева († 1910), одного из ведущих славянофилов рубежа XIX и XX вв., озаглавленной: «К старокатолическому вопросу: Письмо к редактору» (БВ. 1897. Т. 1. 2. С. 320-334). В этой статье Киреев призывал отказаться от термина «пресуществление», как имеющего зап. происхождение и вносящего ненужную философию в учение о Е. (в этой мысли Киреев следовал Хомякову). Позицию Киреева поддержал одобрявший идею объединения со старокатоликами В. В. Болотов , но сделал это лишь в частной переписке; по вопросу о термине «пресуществление» Болотов писал, что его офиц. статус в правосл. богословии основан на сочинениях «пресловутого Petrus von Mohila» (т. е. свт. Петра (Могилы)) и «турецких graeculi («гречишках».- Авт.)» с их «соломенными патриархами», но не предлагал никаких вариантов изменения этого статуса (Письма В. В. Болотова А. А. Кирееву/Д. Н. Якшич, прот., изд., предисл. и примеч. Сремски Карловци, 1931. С. 33-34). Предложения Киреева встретили резкую критику со стороны профессоров КазДА В. А. Керенского (см. его ст.: Старокатолический вопрос в новейшее время: [Ч.] II//ПС. 1897. Т. 1. Февр. С. 213-236) и А. Ф. Гусева (см. его ст.: К старокатолическому вопросу: Письмо А. А. Кирееву//ХЧ. 1897. Т. 202. Ч. 2. Апр. С. 733-771). Возникла полемика (см.: Киреев А. А. К старокатолическому вопросу: Ответ проф. А. Ф. Гусеву//БВ. 1897. Т. 2. 6. С. 418-426; Он же. По поводу старокатолического вопроса: Второй ответ А. Ф. Гусеву//Там же. 1898. Т. 1. 1. С. 101-135; Гусев А. Ф. Тезисы по вопросу о Filioque и о пресуществлении//ПС. 1901. Ч. 1. С. 3-39; Он же. Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о Filioque и о пресуществлении, IV//Там же. 1903. Ч. 1. Янв. С. 75-130; Февр. С. 177-232; Март. С. 319-338; Апр. С. 435-484; Май. С. 635-648; Он же. Последнее наше слово о старокатоличестве и его русских апологетах//Там же. 1904. 4. С. 559-607; 5. С. 693-726). «Да молчит всякая плоть...» Икона. Между 80-м и 90-ми гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/351651.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009