Затем председатель «Русского Собрания в Сербии» публицист и издатель, автор «Русской народной линии» Ранко Гойкович произнес вступительное слово. В зале собралось более ста представителей православной общественности Сербии. Среди них целый ряд известных людей, ученых, журналистов, писателей и общественных деятелей. Ранко Гойкович говорил о связях сербов и русских в истории, напомнил о том, что бабка и воспитательница первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного была из знатного сербского рода Анна Якшич – мать Елены Глинской. Рефреном в выступлении Ранко Гойковича звучала мысль, что власть должна помогать спасению душ подданных. Русский народ, как отметил Ранко, это духовная категория. Именно в купели Днепра появился единый русский народ из многочисленных славянских племен. Он представил нас гостям собрания, предоставив слово Владимиру Николаевичу Крупину, который произнес вдохновенную речь о нашем единстве, основанном на Православии, о роли литературы в воспитании национального характера. Я в своем слове рассказал о дореволюционной истории «Русского Собрания», напомнив, что одним из его основателей в 1901 году был журналист, а в прошлом офицер-доброволец Виссарион Комаров, который сражался бок о бок с сербами во время сербско-турецкой войны 1876 года. Также я рассказал об истории восстановления «Русского Собрания» и о задачах, которые ставит перед собой наша организация. В этот же день состоялись две важных встречи. Мы с Владимиром Николаевичем Крупиным побывали в Союзе писателей Сербии, где была очень интересная, познавательная и духоподъемная встреча с председателем СПС Радомиром Андричем. Он размышлял о путях развития Сербии и о наших связях. Эта была встреча единомышленников, так же, как и следующая встреча в официальном представительстве организации «Честь Отечества», которую возглавляет в прошлом боевой генерал Родолюб Анджич, один из соратников легендарного сербского генерала Ратко Младича. Эта организация объединяет ветеранов вооруженных сил и спецслужб, которые во главу угла ставят служение Отечеству уже на новом поприще. Встреча была очень интересной и содержательной. Из ее участников следует также упомянуть о легендарном командире спецназа полиции Республики Сербской полковнике Браниславе Окуки, который участвовал в боевых действиях, шесть раз был ранен. А теперь он является исполнительным директором организации «Честь Отечества».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/ru...

К своему 25-летию храм был отремонтирован на сумму в 15 тыс. марок: позолочены кресты, почищен иконостас, в окна вставлены витражи. К юбилею коммерции советник Михаил Николаевич Журавлев пожертвовал две иконы: свт. Николая и св. Ольги. Он же выделил крупную сумму на ремонт. Еще раньше, в 1884, А. И. Нелидов, российский посол в Турции, подарил храму Распятие с частицей Животворящего Креста. С 1902 причт (он состоял из настоятеля и двух псаломщиков) во главе с прот. Николаем Николаевичем Писаревским, переведенным в 1883 из Веймара, окормлял также русские церкви на богемских курортах Франценсбад и Мариенбад. Настоятель создал приходское попечительство, которое взяло на себя заботу о храме. При нем в 1903 в храме принял Православие с именем Серафим молодой протестант Альберт Ляде, будущий митрополит Берлинский и Германский. С началом Первой мировой войны, когда настоятелем (с 1911) был прот. Димитрий Николаевич Якшич, окончивший Венский университет, храм был закрыт, медь с куполов собрана, семь колоколов (самый большой весил две тонны) с колокольни сняты и перелиты. Распущен был и смешанный церковный хор из немцев. После большевистского переворота в России община подчинилась Русской Православной Церкви за границей, однако, с 1927 находилась в юрисдикции митрополита Западноевропейского Евлогия (Георгиевского), который перешел под омофор Вселенского Патриарха. В первое время в ней было около сотни прихожан — среди них философ Ф. А. Степун, — но затем их число снизилось почти вдвое. В 1924 возникло сестричество, которое заботилось о бедных и стариках; действовала воскресная школа для детей. Два десятилетия (1921–1940) в церкви служил прот. Иоанн Можаровский, тип «сельского батюшки» (он привлек в приход греков), которого сменил о. Димитрий Трухманов, окромлявший 80–100 верующих. При нем храм в 1939 перешел в юрисдикцию митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде) из РПЦЗ. В войну власти запретили крестные ходы вокруг церкви и не раз допрашивали членов клира, хотя и позволяли служить для советских военнопленных.

http://sobory.ru/article/?object=10147

А в седьмой книге того же сочинения пишет Климент Александрийский про христианина следующее: «И в самом деле, не тем он мужествен, что избрал себе одинокую жизнь. Нет, тогда он покажет свое сравнительно с другими превосходнейшее мужество, когда без увлечений, но и без уныния, живя в браке и чадородии, при всей попечительности о благосостоянии дома, будет неотлучим от любви к Богу и пересилить все искушения, возбуждаемые со стороны то детей, то жены, то прислуги, то имущества, между тем как будь он бездомным, он в большей части случаев был бы вне искушений. Так, кто менее его думал о себе, но более его потрудился в круговороте жизни, некоторым образом представляя там собою в малом виде образ истинного Провидения 41 . Даже Ориген , знаменитый ригорист древности, признает одинаковую благодать Божию и за браком и за девством. В толковании на Евангелии от Матфея Ориген , высказывая свое суждение, ссылается на св. апостола Павла, который следуя Слову Божию, признавал благодать, как за девством, так и за браком, говоря: «Желаю, чтобы все люди были, как и я, но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» 42 . Св. мученики и епископ Мефодий в своем сочинении «convivium decem virginum» восстает против лиц, ставящих девство выше брака и, осуждая тех, чьи половые органы девственны, а сердце испорчено, называет такое девство смешным «бесрассудным» (χλεη) 43 . Св. Григорий Богослов , учитель вселенной, в своей беседе на Евангелие от Матфея (XIX, 1–12) говорит: «брак хорош, но не могу сказать, что и выше девства» 44 . Другой учитель вселенной св. Иоанн Златоуст , в своей беседе на послание к Евреям пишет: «умеренно пользуйся браком, и первым будешь в Царствии (Божием), и будешь наслаждаться всеми благами» 45 . Стало быть, и св. Иоанн Златоуст не ставил девства выше брака, а признавал одинаковое нравственное достоинство, как за девством, так и за браком. Воспитанники св. Иоанна Златоуста св. Исидор Пелусиот , также не давал предпочтения девству перед браком. Он говорит: «Живущий в девстве велик и славен, и божествен (потому что это борьба против врожденного наслаждения тела), но в остальных, (трудах) бедствиях облегчает труды (себе)» 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Писании и в жизни св. апостолов 32 свидетельство о том, что девство выше брака – после определения Тридентинского собора 33 , что девство выше брака 34 – можно с полным правом словами профессора Н.Н. Глубоковского сказать: «праздные мечтания по конфессиональным интересам» 35 . Теперь обратимся к святым Отцам и Учителям Церкви. Св. Климент Римский в своем первом письме «к девам» называет девство без других добродетелей «неразумным» 36 , что доказывает, что св. муж не ставил девства выше брака и что само по себе девство не вменяет ни в какую нравственную заслугу, считая его, по учению Господа, только одним из средств, для достижения «Царства Небесного». Впрочем, некоторые ученые находят сочинение «к девам» непринадлежащим к св. Клименту 37 , поэтому обратимся к другому апостольскому мужу – св. Игнатию Богоносцу . В своем письме к св. Поликарпу, епископу Смирнскому, он пишет: «Скажи моим сестрам, чтобы они любили Господа и чтобы были довольны мужьями телом и духом. Точно также и братьям моим объяви именем Иисуса Христа, чтобы они любили своих жен, как Господь Церковь . Если кто может оставаться в чистоте в честь Господа тела, пусть остается в смирении. Если будет хвалиться (возгордится), погиб, если сочтет себя выше епископа, пропал» 38 . Как видно, и во время св. Игнатия были девственники, гордящиеся своим девством и считающие себя выше других, но св. Игнатий увещавает их против этого «именем Иисуса Христа»! Христианский философ и великий защитник христиан – Афинагор, во время гонений на христиан при императоре Марке Аврелие, написал прошение императору за христиан, в котором, называя второй брак «приличным блудом» (επρεπςμοιχεα), говорит: «Найдешь многих у нас мужчин и женщин, стареющих в безбрачии, в надежде больше приблизиться Богу. Их рассуждения избегаем, гораздо больше уклоняемся их дел» 39 . Девство и брак считал одинаково достойными и знаменитый моралист христианской древности – Климент Александрийский . В третьей книге «Стромата» Климент Александрийский определяет отношение брака и девства следующими словами: «ибо как девство, так и брак имеет свои заслуги и службы, приятные Господу 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Конечно, мы найдем довольно мест в сочинениях св. Отцов и Учителей Церкви, где они описывают девство самыми возвышенными и неподражаемыми выражениями, и на первый взгляд, как будто, ставят его выше брака; но это делается ими по другим причинам, а не потому что считают девство выше брака в нравственном отношении, как это хотят доказать богословы римско-католические в оправдание тридентинского догмата о превосходстве девства перед браком, а протестантские для умаления авторитета св. Отцов, а вместе с ними и святого Предания. Так блаженный Иероним восхваляет девство потому, что он сам его не имел. Он пишет: «Девство превозношу до небес, не потому что имею его, но потому что более удивляюсь тому, чего не имею» 50 . Св. Василий Великий , учитель вселенной, величает девство потому, что по его мнению, исполнение заповедей Божиих в брачном состоянии представляет более трудностей, чем в безбрачном: «Не будь беспечен ты, пишет св. Отец, избравший общежитие с женою, как будто в праве ты предаться миру. Тебе для улучения спасения нужно больше трудов и осторожности, потому что ты избрали себе жилище среди сетей и державы отступнических сил, имеешь пред глазами побуждения ко грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к вожделению их» 51 . Св. Исидор Пелусиот величает девство, чтобы опровергнуть тех, которые ставят брак выше девства. Он пишет: «И это говорю (т. е. хвалю девство) унижая (принявших) не живущих в честном браке (никак), а тех, которые нечистым и безнравственным языком осмеливаются предпочитать девству брак» 52 . Между Отцами Запада, блаженный Иероним , ведя борьбу против Иовиниана, так далеко зашел в величании действа, что далее счел брак злом. Иероним говорить: «Si bonum est mulierem non tangere, malum est ergo: nihili enim bono contrarium est, nisi malum» 53 . Св. Иоанн Дамаскин , св. Григорий Нисский и блаженный Августин предпочитали девство браку, потому что считали брачный половой акт последствием грехопадения. Св. Григорий Нисский в сочинении «de hominis opificio» пишет: «Οκον κατ τν ατν τρπον,επερ μηδεμα παρατροπτε κα κστασις π τς γγελικς μοτιμας ξ μαρτας μν γνετο,οκν οδ μες τογμου πρς τν πληθυσμν δεθημεν» 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Поэтому ложно утверждение Thönes " a, который утверждает: «Gewiss waren es jene doch immerhin vereinzelten Aussprüche des neuen Testaments nicht allein, welche die Ascese der alten Kirche in Bezug auf die Ehe veranlassten und stützten: vielmehr wirkte auf diese Lebensauschauung und – Richtung auch ein der Abscheu der jungen Kirche gegen die Frivolität der alten Welt in geschlechtlicher Beziehung, sowie die Berührung, in welche das Christenthum kam mit der Philosophie der alten Welt, und der sündige menschliche Hochmuth, welcher den Weg des Nichtangreifens, Nichtkostens, Nichtberührens (Col. 2, 21) leichter findet, um zu glänzen, als den Weg der Heiligung durch positives sittliches Thun» 85 . Монахов стали выбирать в епископы еще и по другой причине. Император Юстиниан издал в 528 году закон, которым запретил выбирать в епископы священников, имеющих детей и племянников в силу того, что последние тратили церковные имущества на своих детей. По той же причине он издал в 531 году закон, которым запретил выбирать в епископы женатых. Наконец, тот же император постановил, чтобы избираемый в епископы, или принадлежал к монашеству, или состоял, не менее шести месяцев в клире – не имея, конечно, ни жены, ни детей, племянников 86 . Вследствие этих двух причин, ко времени трульского собора, наступила и третья. Верные уже привыкли видеть архиереев неженатыми и иногда соблазнялись, если кто из архиереев жил с женой. Несомненно, руководясь всеми этими причинами, св. Отцы трульского собора и издали упомянутые: 12 и 48-ое правила. Из всего этого ясно видно, что ни гражданские власти, ни церковные, не руководились мыслью о превосходстве девства перед браком, постановляя свои законы. В виду всего сказанного, неправ был преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, утверждая, что епископов стали избирать из монахов, потому лишь, что Церковь , проникнутая духом Евангелия «предпочитает безбрачие супружеству» 87 . С.Ф. Шарапов с полным правом в упомянутом сочинении замечает: « Церковь должна ответить на все вопросы нашей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Св. Иоанн Дамаскин , рассуждая о способе размножения рода человеческого, говорит: δνατο γρ Θες κα τρ τρπ τγνος πληθναι, ετν ντολν μχρι τλους τρησαν παραχρακτον» 55 . Блаженный Августин во второй книге «de nuptiis et concupiscentia», рассуждает следующими образом: «Libido tamen illa erubescenda, unde pudenda ipsa apellata sunt membra, non fuit in corpore vitae illius, quae in paradiso fuit ante peccatum. Sine qua libidine poterat opus fieri conjugum in generatione filiorum, sicut multa opera fiunt obedientia caeterorum sine illo ardore membrorum, quae voluntatis nutu moventur, non aestu libidinis concitantur» 56 . На эти личные мнения св. Григория Нисского , св. Иоанна Дамаскина и блаж. Августина заметим следующее – словами того же блаженного Августина : «Longe aliter se habent qnaestiones istae, quas esse praeter fidem arbitratur, quam sunt illae in quibus salva fide, qua christiani sumus, aut ignoratur quid verum sit, et sententia definitive suspenditur, aut aliter quam est, humana et infirma suspicion conjicitur. Veluti cum quaeritur, qualis vel ubi sit paradises ubi constituit Deus hominem quem formavit ex pulvere… Quisenim nou sentiat in his atque hujusmodi variis et innumerabilibus quaestionibus… et multa ignorari salva christiana fide, et alicubi errari sine aliquo haeretici dogatis crimine» 57 . Да, прекрасно выразился В.В. Болотов : «Ein dm Dogma widersprechendes Theologumenon eines Kirchenvaters klingt für das Ohr eines Katholiken wie die schreiendste contradictio in adjecto… etwa wie dunkles Licht!» 58 . О том, что Церковь христианская не ставила девства выше брака, лучше всего свидетельствует тот факт, что её законодательство разрешало брак духовным лицам и епископам 59 . – Во второй книге апостольских постановлений, приписываемой св. Клименту Римскому , читаем: «Τοιοτον δ δε εναι τν πσκοπον·μις γυναικς νδρα γεγενημνον μονογμου, καλς το δου οκου προεσττα. Oτως γρ δοκιμαζσθω, πταν τν χειροτοναν λαμβνων καθσταται ν τ τπ τς πισκοπς·ε στι πιστς κα κσμιος κα σεμνς, ε γυνακα πιστν κα σεμνν χει σχηκεν, ε τκνα θεοσεβς ναθρψας κα ν νουθεσ Κυρου παιδεσας προγαγεν, (…) ε γρ ο κατ σρκα διοι ατο πρς ατν στασιζουσιν κα πειθοσιν, πς ο ξω τς οκας ατο διοι γενμενοι ατ ποταγσονται;» 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Якишч Д. Н., прот. Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро–Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912. Якшич Д. Н., проф. Православная Сербская Церковь в XIX веке/Сб. «История Христианской Церкви в XIX веке», т II. СПб., 1901. На сербском языке Веселинович Райко, д–р. Историка Српске Православие Цркве са народном историком. Београд, 1966. Вукичевич М. Знаменита срби муслимани. Београд, 1906. Вукоманович А. Раскази о архииепископима Србским койи су били у Печи.//«Гласник српск. научи, друштва». 1859. Кнь. II. Греич Ристо. Српска Црква на историйской прекретници. Београд, 1969. Груич Р. Старине манастира Ораховице у Славонийи. Београд, 1939. Данила, арх. Животи кральева и архийепископа Српских. Београд, 1885. Даничич Г. Животи светога Симеона и светога Саве написаних Доментийа–ном. Београд, 1865. Димитриевич С. Прилози расправи «Односи Печких Патрийараха с Руским у XVII веку»//«Споменик српске кральевске Академийе». 1900. Кнь. 38. Доментийан, Пером. Живот светога Симеона и светога Саве. Београд, 1865. Драгович М. Прилози за историйу Црне Горе у време владика и разних племена. Београд, 1887. Дуркович–Иакшич Лйубомир, д–р. Први српски питомци богослови у Русийи (пре 100 година). Београд, 1945. Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. Душан К. Петрович, проф. Историйа Сремске епархийе.Сремски Карловци, 1970. Илийевски Д. Смислата на некой отпори против автокефалийата Македон–ската Православна Црква. Скопйе, 1970. Иречек/Сонет. Велики везир Мехмед Соколович и србски Патрийарси Макарийе и Антонине. Београд, 1959. Кашич Душан, д–р. Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967. Кашич Душан, д–р. Манастир Раковица. Београд, 1970. Кашич Душан, д–р. Смисао Српске Црквене историйе. Београд, 1969. Кашич Душан, д–р. Српски манастири у Хрватской и Славонийи. Београд, 1971. Кашич Д. — Станье у Печкой патрийаршийи после емиграцийе. Патрийарха Арсенийа 1///«Богословлье». 1960. Кнь. 1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Косовские сербы провели акцию протеста против миссии ЕС в регионе 3 октября 2008 г. 16:41 Несколько тысяч косовских сербов в четверг приняли участие в акции протеста против присутствия в Косово административно-полицейской миссии Евросоюза (EULEX), сообщили белградские информационные агентства. В течение последних месяцев миссия EULEX поэтапно приходит на смену гражданской миссии ООН в Косово (UNMIK). Сербы протестуют против присутствия в крае новой организации, так как решение о ее развертывании было принято в обход Совбеза ООН, а ядро миссии составляют представители европейских стран, признавших независимость Косово от Сербии. Выступая на митинге в крупнейшем сербском анклаве Косово городе Косовска-Митровица, глава Объединения сербских общин Косово Марко Якшич назвал EULEX «оккупационной миссией, цель которой отнять у сербов территорию, где они проживают». По его словам, европейская миссия способствует реализации не одобренного ООН плана финского дипломата Марти Ахтисаари по предоставлению Косово статуса «независимого государства под международным контролем» и созданию еще одной албанской страны на Балканах. Якшич также затребовал от Белграда как можно скорее принять специальный устав для Косово и сформировать краевое исполнительное собрание с целью последующего усиления сербских институтов в крае. Помимо Якшича на митинге выступили представители Сербской радикальной партии, Демократической партии Сербии и гуманитарных организаций. Протестная акция завершилась шествием к мосту через реку Ибар, разделяющему Косовска-Митровицу на сербскую и албанскую части. Мероприятие завершилось без происшествий. Албанские власти Косово при поддержке США и ведущих стран Евросоюза в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии 17 февраля. На данный момент самопровозглашенный статус южной сербской провинции признали 47 стран-членов ООН из 192. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/469524.htm...

– Migne. s. gr. Isidorus Pelus. col. 1006. 47 «Uude sufficiamus ad enarrandam felicitatem ejus matrimonii, quod Ecclesia conciliat, et confirmat oblation, et obsignat benedictio, augeli renuntiant, Pater rato habet?... Talia Christus videnset andiens gandet, his pacem suam mittit; ibi duo, ibi et ipse». – Migne. ser. lat. t. I. col. 1302–1304. Перевод Карнеева. Ч. I. 49 «Neque enim et ipsa quia virginitas est, sed quia Deo dicata est honoratur». – Migne. ser. lat. t. XL. col. 400. 50 «Virginitatem autem in coelum fero, non quia habeam, sed quia magis mrer quod non habeo». – Migne. ser. lat. t. XXII. col. 509. 52 «Κα τατα, ο τος τν τμιον γμον σπα ζομνους ποκηρττων λγω (παγε) λλ τος θυρ τ κα λισθηρ γλττ, τολμντας τν γ μον τς παρθενας περτιθναι κωμωδν». Migne. ser. gr. Isidorus Pelus. col. 1008. 55 Migne. ser. gr. Joaun. Damascenus I. col. 1208. – Несправедлив Scheeben, утверждаяб что св. Григорий Нисский «unter allen Vätern allein» придерживался такого мнения. – Handbuch der katholischen Domatik. 2 Band, s. 158. 59 Римско-католическая церковь , признавши девство выше брака, и требуя от духовенства безбрачия (трид. соб. Sess. 24. c. q.) показалась консеквентною только отчасти, потому что законы того же собора против нарушителей девства, оказываются слишком снисходительными в сравнении с другими проступками. (Sessio XXV. cap. 14. de refor.). 62 Migne. ser. gr. Socrates. col. 101–104. Ibid. Sozamenus. col. 925.Bickell (Zeitschrift für katholishe Theologie. 1878. s. 57–58) старается дискредитировать этот рассказ церковных историков. Но после Hefele (Conciliengeschichte. I. s. 433–434) скажем словами того же Bickell " a, сказанными о протестантах: «solchen Ausflüchten… eschieht schou durch die blosse Erwähnung zu viel Ehre!» – Странно, каким образом Н.П. Аксаков вместо Пафнутия считает защитником брака на Соборе – Пахомия Великого ! («Сущность брака». С.Ф. Шарапов, стр. 159). Сократ называет попытку епископов ввести в церковь целибат «νεαρννμον».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009