– в иеромонаха. Состоял смотрителем смоляного завода. Находился при монастырском подворье в Москве и в Сердоболе. Наум (Николай Уваров; 1865–1922), монах. Из петербургских мещан. Вдовец, детей не имел. 12 октября 1899 г. поступил в Валаамский монастырь. 19 октября 1904 г. определен в послушники. 14 февраля 1909 г. пострижен в монашество. Проходил послушание в монастырской рухлядной, а также при часовне в г. Петрограде. Нестор (Яков Григорьевич Киселенков; 1887–1967), игумен. Родился в с. Воронино Мосальского уезда Калужской губ. 8 июня 1905 г. поступил в Валаамский монастырь. 19 октября 1911 г. стал послушником. 3 апреля 1918 г. пострижен в монашество. 15 ноября 1922 г. рукоположен в иеродиакона, 29 июня 1926 г. – в иеромонаха. Проходил малярное послушание. Находился в Германовском скиту и при Финляндском архиерейском доме в Выборге. Состоял певчим монастырского соборного хора. С 1942 г. – регент монастырского хора. С 1948 г. – благочинный монастыря. 24 августа 1949 г. избран казначеем. С 26 июля 1952 г. настоятель Валаамского монастыря. Скончался в Северокарельской центральной больнице г. Йоенсуу. Погребен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Никита (Николай Бользнов; 1873–1963), иеромонах. Из крестьян Московской губ. 31 августа 1899 г. поступил в монастырь. 21 декабря 1906 г. зачислен в послушники. 14 февраля 1909 г. пострижен в монашество. 9 марта 1914 г. рукоположен во иеродиакона, 25 августа 1919 г. – в иеромонаха. Состоял смотрителем монастырской кузницы и правил чреду священнослужения. Находился в Германовском и Сергиевском скитах. Состоял смотрителем кузницы. Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич; 1881–1961), митрополит Крутицкий и Коломенский. Родился в г. Ковно, в семье протоиерея, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора. Окончил Петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета, затем в 1914 г. закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. 23 октября того же года пострижен в монашество, 24 октября рукоположен в иеродиакона, а 25 октября – в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Однако Церковь , всегда живущая Духом Святым, и эти новые формы, вошедшие в недра церковной жизни, одухотворяет и облагораживает. Так, икона XIX в. духовно выше и благороднее, чем в XVIII веке. А в XX в. вновь начнется возрождение подлинно иконописного стиля. Названия храмов, в которых есть росписи по теме Песни Песней, в таблице 2 выделены жирным начертанием шрифта. Автор посетил Патриаршие соборы и церковь Троицы в Никитниках в Москве, храмы Ярославля, Романова-Борисоглебска, Костромы, Ростова Великого и Троице-Сергиевой Лавры. Таблица 2. Хронологическая таблица фресковых росписей приволжских мастеров втор. пол. XVII в. – нач. XVIII в. Мастера 1647–1648 Успенский собор Княгинина монастыря (Владимир) Марк Матвеев и др. Издание Библии Иоанна Пискатора (Амстердам) 1652–1653 Яков Казанец, Осип Владимиров, Симон Ушаков, Гавриил Кондратьев, Дмитрий Григорьев 1667–1669 Дмитрий Григорьев и др. 1660–1680-е Дмитрий Григорьев, Гурий Никитин и др. 1660–1680-е Патриаршие соборы (Москва) Гурий Никитин и др. 1660-е Троицкий собор Данилова монастыря (Переславль-Залесский) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1679–1680 Иван и Феодор Карповы, Феодор Игнатьев и др. 20 мая – 30 августа 1684 Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад) Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев, Феодор Савини др. Троицкий собор Ипатьевского монастыря (Кострома) Гурий Никитин, Сила Савин и др. 1686–1688 Софийский собор (Вологда) Дмитрий Григорьев и др. 1694–1695 Дмитрий Григорьев, Феодор Игнатьев и др. Собор Феодоровской Божией Матери (Ярославль) Феодор Игнатьев, Феодор Федоров, Гурий Никитин 1715–1716 Гурий Никитин, Сила Савин, Феодор Игнатьев, Феодор Федоров и др. Феодор Игнатьев (?) Успенский собор (Тула) Описание и толкование сюжетов ярославско-костромских фресок по теме Песни Песней Соответственно гравюрам Мартэна де Воса в Библии Пискатора, в ярославско-костромских храмах изображены шесть композиций на тему Песни Песней. Только в Троицком соборе Ипатьевского монастыря (Кострома) почему-то отсутствует одна из композиций (с изображением царя Соломона на престоле). Кроме церкви Илии-пророка в Ярославле, в остальных храмах порядок расположения композиций также соответствует последовательности гравюр в Библии Пискатора. Хотя каждая композиция отражает различные тексты книги, однако в целом они соответствуют последовательности первых шести глав Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Obrašenie к uastnikam sessii Sovešatel " nogo komiteta prodoloenija rabot ChMK v Sofii, in: MP 1966,12,49 . Otvety na voprosy korrespondenta Agentstva Peati Novosti, in: MP 1967,1,4–5. Otvety na voprosy korrespondenta ital. gazety «Corriere della sera» v Moskve, in: MP 1967,3,2–3. Paschalnoe poslanie..., in: MP 1967,4,1. Poslanie к 40-letiju Patriaršich Prav. obšin v Finljandii, in: MP 1957,5,6. Re na prieme v est’ d-ra Ju.K. Blejka, in: MP 1967,5,8–9. Poslanie Predstojatel’ju Konstantinopol’skoj Cerkvi, in: MP 1967,6,3–4. Otvety na voprosy pol’skogo urnalista J. Stojnovskogo, in: MP 1967, 6,4–7. Obrašenie к uastnikam Zasedenija raboego komiteta ChMK in: MP 1967,8,3–4. Ob otnošenii к Mitropoli’emu okrugu v Amerike – Patr. Afinagoru, in: MP 1967,9,2. Poslanie s svjazi s 50-letiem Velikoj Oktjabr’skoj Soc. Revolucii, in: MP 1967,11,1–4. Rozdestvenskoe poslanie..., in: MP 1968,1,1–2. Obmen poslanijami.. Pape Pavlu VI., in: MP 1968,2,1–2. Paschal‘noe poslanie..., in: MP 1968,4,1–2. Obrašenie к III Vsechristianskomu Mirnomu Kongressu, in:MP 1968,5,1–2. Pis’mo d-ru I. Gromadke, in: MP 1968,5,5. Privestsvennoe slovo... vo vremja priema predstavitelej bogosl. Konsul’tacii Vsemirnogo Soveta Cerkvej, in: МР 1968,5,9. Poslanie predsedatelju Central’nogo Komiteta VSC g-nu M.M. Tomasu, in: MP 1968,10,1–2. Poslanie D-ru I. Gromadke, in: МР 1968,10,2. Rozdestvenskoe poslanie..., in: МР 1968,12,1. Otvetnoe poslanie Nikolaju VI Pape i Patriarchu Aleksandrijskomu i vsej Afriki, in: MP 1968,12,4. Interv’ju korrespondentu gazety «Golos Rodiny», in: MP 1969 ,2 ,2–3. V ustremlenii к sotrudniestvu i miru. Privetsvennoe slovo, in: MP 1969,2,39,40. Paschal’noe poslanie..., in: MP 1969,4,1–2. Poslanie v svjazi s poloeniem na Svjatoj Gore... g-nu G. Papadopulosu, in: MP 1969,5,2–3. Poslanie к prazdnovaniju 1100-letiju so dnja bl. koniny Sv. Ravnoap. Kirilla, in: MP 1969,6,1–2. Poslanie... Patr. Bolgarskomu Kirillu..., in: MP 1969,6,3–4 Poslanie Moskovskim Duchovnym Školam..., in: MP 1969,8,4.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но о. Яков, низко наклонив голову, сказал ей: — Господь всё видит — простит. А я сам в грехах весь… В четверг большая церковь была полна причастниками. Праздничные красные рубахи, красные и синие платья, яркие платки колыхались, залитые весенним солнцем. Мальчик, сторож и псаломщик не успевали подавать поминанья. Староста с напомаженными волосами взошёл в алтарь и спросил: «Хватит ли вина для теплоты или откупорить новую бутылку?» Все суетились по-праздничному. О. Яков облачился. Подошёл к престолу. Долго стоял неподвижно. — О. Яков, — сказал псаломщик, — матушка записку прислала. — Не надо. После. И вдруг о. Яков быстро повернулся, подошёл к ризнице и начал снимать с себя облачение. — Разве голубую наденете? — удивился псаломщик. Но о. Яков молча взглянул на него и в одном сереньком полукафтане вышел на амвон. — Братья мои, сестры мои, простите меня ради Христа! — громко сказал о. Яков и поклонился земным поклоном. Вся церковь как один человек поклонилась ему в ноги. — Нас прости… Прости Христа ради… — как вздох пронеслось со всех сторон. Никто ещё не понимал, в чём дело. — Я больше не священник, — громко и отчётливо произнёс о. Яков, — хочу служить Христу, в духе и истине. Простите за всё ради Христа! Не верю я, что Господу надо всё то, что мы делаем. Душу надо Ему отдать, любовь нужна Ему и молитва. А мы… За всё простите. А вам спасибо за любовь и за добро ваше. Теперь пойду. Как Господу угодно, пусть так и будет. О. Яков сошёл с амвона. В церкви было тихо. Всё замерло. Только под самым куполом бился залетевший голубь. — Яша!.. Яшенька!.. — пронёсся вдруг нечеловеческий крик по церкви. И разом заволновалось всё, загудело, заплакало, десятки рук потянулись к о. Якову со всех сторон. Старухи кланялись ему в ноги, с плачем хватали за края подрясника. — Милый ты наш… — Не ходи… — Батюшка, родной, заступник… По лицу о. Якова текли слёзы, но лицо было спокойное и радостное. Он твёрдо шёл к выходу, и толпа медленно расступалась перед ним… Побег Во время работ в порту бежал арестант-горец Андрей Аркизов.

http://azbyka.ru/fiction/bog-ili-car-sve...

Православные праздники в апреле: именины Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение, или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля. 1 апреля, 2011 Главный христианский праздник, Светлое Христово Воскресение, или Пасха Господня, отмечается в этом году 24 апреля. Православные праздники в апреле: как назвать ребёнка, родившегося в четвёртый месяц года? Об этом Вы можете узнать из нашей познавательной статьи! Календарь православных женских и мужских имен апреля Именины в апреле: 1 — Дарья, Дмитрий, Иван, Иннокентий, Матрона, София. 2 — Александра, Василий, Виктор, Виссарион, Герман, Иван, Клавдия, Максим, Мария, Мирон, Никита, Прасковья, Светлана, Севастьян, Сергей. 3 — Владимир, Кирилл, Пахом, Серафим, Филимон, Фома, Яков. 4 — Аполлинария, Василий, Василиса, Дарья, Ефим, Таисия. 5 — Алексей, Анастасия, Варвара, Василий, Георгий, Илья, Лидия, Лука, Макар, Никон, Пелагея, Сергей, Степан, Феодосия. 6 — Артемий, Владимир, Захар, Петр, Степан, Яков. 7 — Савва, Тихон. 8 — Алла, Анна, Василий, Гавриил, Лариса, Прасковья, Степан. 9 — Александр, Ефрем, Иван, Кондратий, Макар, Матрона, Павел. 10 — Василий, Иван, Иларион, Илья, Иона, Лазарь, Николай, Савва, Спиридон, Степан. 11 — Иван, Иона, Кирилл, Марк, Михаил. 12 — Иван, Софроний. 13 — Анна, Вениамин, Влас, Иван, Иннокентий, Иона, Иосиф, Яков. 14 — Авраам, Ефим, Иван, Макар, Мария, Сергей. 15 — Георгий, Григорий, Ефим, Поликарп, Савва, Тит. 16 — Никита, Феодосия. 17 — Адриан, Вениамин, Георгий, Иван, Иосиф, Зосима, Мария, Никита, Никифор, Николай, Федор, Яков. 18 — Алексей, Георгий, Марк, Николай, Платон, Семен. 19 — Григорий, Еремей, Иван, Мефодий, Павел, Севастьян, Яков. 20 — Аркадий, Георгий, Даниил, Евдокия, Петр, Прокоп. 21 — Иван, Лука, Сергей, Яков. 22 — Вадим, Гавриил. 23 — Александр, Григорий, Дмитрий, Максим, Терентий, Федор, Яков. 24 — Антип, Ефим, Иван, Николай, Петр, Прохор, Харитон, Яков. 25 — Василий, Давид, Иван, Мария, Марфа, Сергей. 26 — Георгий, Дмитрий, Марфа, Феодосий. 27 — Александр, Антон, Иван, Мартин, Христофор.

http://pravmir.ru/imeniny-v-aprele/

Не трудно заметить из приведенных примеров умозаключений Ивана Григорьева, что его проповедь не отличалась стройностью мыслей и ясностью изложения. Но она произносилась человеком горячего и пылкого воображения, человеком хитрым и бывалым, произносилась властительным и страстным тоном. Это и послужило одною из причин того изумительного успеха, какой имел Иван Григорьев среди молокан Новоузенского уезда в течение нескольких месяцев. Из орловских молокан и из некоторых других сел Новоузенского уезда он менее чем в год основал свою монтано-молоканскую секту. Но вот, по каким-то причинам, Иван Григорьев стал собираться обратно к двоюродному брату в Турцию. В последних прощальных беседах он изрек своим последователям великие обетования. «Благодать Христова, – проповедывал он, – устроенная Апостолами по воскресении Христову от мертвых, исчезла с лица земли, так что тьма бысть после того по всей земле, то есть, – неведение Божие. Теперь отчасти возобновляется эта благодать в вашем роде. Но денница солнца правды еще не воссияла в вас вполне. Вы не будьте якоже Сарра в сени, но будьте яко Дева Мария. Как она изрекла: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему, – так и вы приимите слово благовествования моего: в сердцах ваших преобразится Дух Христов, и будут в среде вашей пророки и апостолы; также народится у вас сам Сын Божий. Но только гоните, дóндеже постигнете 7 . «Что сотворим, – спросило его собрание, – да живот вечный наследуем?» Григорьев отвечал: «Како писано есть: имеяй две ризы, неимущему дай, и брашна такожде имейте вся обща. Сердце и душа едино да будет нам, писано бо есть: Бог вселяет в дом свой единомышленные; тако и вы будьте дом Божий и церковь Бога жива». Кроме того, Иван Григорьев заповедал своим последователям продолжительные и строгие посты (некоторым дня по два ничего не велел есть); а также к женам запретил прикасаться. В заключение, он велел своим последователям присылать ему в Турцию денег, «как в Писании сказано: за грехи нужно во Иерусалим посылать». Затем, Иван Григорьев оставил своих последователей и отправился в Турцию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Именно эстетически Григорьев воспринимает известного инока Парфения, и в его книге Григорьева привлекает свежесть образов, яркость впечатлений, художественная выдержанность и законченность, «торжество души..». Григорьев очень ценил старших славянофилов, Хомякова и Киреевского, как носителей «органическаго» начала. Очень ему понравилась книга архим. Феодора (Бухарева) «О Православии». Но всюду его привлекает сила жизни, которую он ощущает у писателей, а не их убеждения... В 50-х годах Григорьев примыкал к т. наз. «молодой редакции Москвитянина». Из других членов кружка нужно назвать Островского, Писемского, Тертия Филиппова. С Филипповым позже Леонтьев был близок. Бывал здесь и Зедергольм, впоследствии оптинский постриженник, иеромонах о. Климент, аскетический друг и собеседник Леонтьева. Для всех было характерно это сочетание изощренной романтической эстетики с самым реалистическим чувством живого быта, с увлечением русской песнью. С этим связано открытие мира русского купечества для русской литературы. У Филиппова именно отсюда и с тех пор внимание и интерес к русскому старообрядчеству. Меняется само понятие «народа». Иначе поворачивается и вопрос о быте, становится более историчным и образным, менее поддается пасторальному опрощению. «Город» ведь есть более историчная категория, чем «село» (почти что синоним для «природы»)... Григорьев на примере Москвы прочувствовал эту историчность. «Мне старый собор нужен, старые образа в окладах, с сумрачными ликами, следы истории нужны, нравы нужны, хоть, пожалуй, и жестокие, да типические..». Свое мировоззрение Григорьев называл органическим, и связывал его с Шеллингом прежде всего. У него – «громадная руда органических теорий... Основным у Григорьева было именно это чувство творческой неисчерпаемости и непрерывности жизни, – «чувство органической связи между явлениями жизни, чувство цельности и единства жизни..». Жизнь шире логики. Скорее поэма, чем система (так Гайм в своей известной книге о «романтической школе» поясняет различие романтизма и гегелизма)... Григорьев противопоставляет «историческое чувство» и «историческое воззрение». Иначе сказать, интуицию и понятие, живое художественное восприятие и – «деспотизм теории…»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Именно эстетически Григорьев воспринимает известного инока Парфения, и в его книге Григорьева привлекает свежесть образов, яркость впечатлений, художественная выдержанность и законченность, «торжество души…» Григорьев очень ценил старших славянофилов, Хомякова и Киреевского, как носителей «органическаго» начала. Очень ему понравилась книга архим. Феодора (Бухарева) «О Православии». Но всюду его привлекает сила жизни , которую он ощущает у писателей, а не их убеждения… В 50-х годах Григорьев примыкал к т. наз. «молодой редакции Москвитянина». Из других членов кружка нужно назвать Островского, Писемского, Тертия Филиппова. С Филипповым позже Леонтьев был близок. Бывал здесь и Зедергольм, впоследствии оптинский постриженник, иеромонах о. Климент, аскетический друг и собеседник Леонтьева. Для всех было характерно это сочетание изощренной романтической эстетики с самым реалистическим чувством живого быта, с увлечением русской песнью. С этим связано открытие мира русского купечества для русской литературы. У Филиппова именно отсюда и с тех пор внимание и интерес к русскому старообрядчеству. Меняется само понятие «народа». Иначе поворачивается и вопрос о быте, становится более историчным и образным, менее поддается пасторальному опрощению. «Город» ведь есть более историчная категория, чем «село» (почти что синоним для «природы»)… Григорьев на примере Москвы прочувствовал эту историчность. «Мне старый собор нужен, старые образа в окладах, с сумрачными ликами, следы истории нужны, нравы нужны, хоть, пожалуй, и жестокие, да типические…» Свое мировоззрение Григорьев называл органическим , и связывал его с Шеллингом прежде всего. У него — «громадная руда органических теорий… Основным у Григорьева было именно это чувство творческой неисчерпаемости и непрерывности жизни, — «чувство органической связи между явлениями жизни, чувство цельности и единства жизни…» Жизнь шире логики. Скорее поэма , чем система (так Гайм в своей известной книге о «романтической школе» поясняет различие романтизма и гегелизма)… Григорьев противопоставляет «историческое чувство » и «историческое воззрение ». Иначе сказать, интуицию и понятие, живое художественное восприятие и — «деспотизм теории…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Чрезвычайное собрание монтано-молокан по поводу прибытия основателя их секты продолжалось несколько дней. К концу ли этого же собрания или спустя немного после него, но только при сборе же большинства сектантов, Иван Григорьев избрал 18 уважаемых старцев, нарек их апостолами, епископами и пресвитерами, назначил им приходы. Вот имена этих старцев и их приходов: в селе Красненьком – Игнатий Сергеев; в Орловом Гае – Акинфий Куприянов, Петр Егоров, Стефан Алексеев; в Перекопном – Тимофей Потапов, Андрей Филиппов; в Новотулке – Михаил Андреев, Владимир Михайлов; в Прозоре – Агап Егоров, Петр Михайлов, Василий Михайлов; в Новоузенке – Афанасий Гаврилов, Иван Марков, Яков Назаров, Федор Иванов, Иван Михеев; еще в Александровом Гае были два старца, но их имена мне неизвестны. С этими «апостолами» на том же собрании Григорьев соверишил «вечерю» или «преломление хлеба». Установление кружки Непосредственно за «вечерей» Григорьевым было положено начало общественному сундуку или кружке. Из его сумм предполагалось брать: для найма охотников в военную службу, для подачки нужным людям из православных, на содержание «проповедников Слова Божия», для выдачи почему-нибудь разоривишмся последователям его и бедным из них нуждающимся (те и другие, впрочем, должны были потом отплачиваться за это, если только нужда миновала их, если они поправлялись) и т. п. В кружку вместе с добровольными пожертвованиями постановлено было опускать штрафные деньги за грехи, при оценке которых Григорьев руководился, кроме их сравнительной тяжести, еще степенью состоятельности грешника. Женщины вместо денег могли приносить изделья своих рук, которые обращались в деньги и вносились в кружку же. К общественной кружке приставлены были 4 старика, которым поручено было охранять ее, и с согласия которых должны были производиться расходы ее сумм. В заключение чрезвычайного собрания Иван Григорьев запел своего сочинения следующий псалом: Неба житель царь Салим, Искупитель сего мира! Неба житель к нам сойдет, Сего мира изольет.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Ansprache auf der Budapester Beratung der Christlichen Friedenskonferenz, in: StdO 1966,2,23–25. Eröffnungsansprache vor der Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer», in: StdO 1966,9,44–48. Rede für die Kommission «Ökonomie und Entwicklungsländer» der Christlichen Friedenskonferenz (8.7.1966), ebda 48–50. Der Dialog mit den römischen Katholiken über das gegenwärtige christliche Sozialdenken, in: StdO 1966,10,40–52. Rede an Bischof Michail von Tichvin, in: StdO 1967,2,8–11. Rede auf der dritten Friedenskonferenz katholischer Geistlicher in der SSR, in: StdO 1967,3,36–38. Grußwort an den Klerus und die Gläubigen der Gemeinden von Mariä Schutz und Fürbitte und des hl. Nikolaus in Helsinki, in: StdO 1967,6,9. Ansprache auf dem Empfang für Patriarch Kyrill, in: StdO 1967, 9,8–11. Gedanken zur Interpretation eines Textes (Joh 15,3), in: StdO 1967,9,35–42; in: Versöhnung (Witten 1967) (Studienheft 5) 93–101. Ansprache an den Arbeitsausschuß (Christliche Friedenskonferenz), in: StdO 1967,10,30–33. Schlußansprache in Sagorsk, ebda 33–35. Slovo v Pavlovskom sobore g. Gat iny (28.1.1968), in: MP 1968, 6,38–42. Intervju Šveckoj gazete, in: MP1968,8,50. Telegramm an den Generalsekretär des WRK E.C. Blake, in: StdO 1968,3,6. Ansprache zur Eröffnung der Konsultation von “Glaube und Kirchenverfassung“ in Sagorsk, in: StdO 1968,5,43–51. Festvortrag zum 50. Jubiläum des wiedererrichteten Patriarchats in der Russischen Kirche, in: StdO 1968,7,13–38. Die Aufgaben der Theologie der Gegenwart, in: StdO 1969,2,55–61. Ansprache auf der Religionskonferenz in Sagorsk, in: StdO 1969, 3 ,41–46. Gratulation für Jan Kardinal Willebrands, in: StdO 1969,7,48. Botschaft an das Friedensseminar in Genf, in: StdO 1969,10,4. Botschaft an die Bruderschaft des Panteleimon-Klosters auf dem Athos, in: StdO 1970,1,7–10. Otvety na voprosy korrespondenta gazety «Paeze sera” g-na Alberto Skandole, in: MP1970,3,2–4. Otvety na voprosy redaktora urnala “Christianskaja Mirnaja Konferencija d-ra Irzi Svobody, in: MP 1970,4,47.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010