– в иеромонаха. Состоял смотрителем смоляного завода. Находился при монастырском подворье в Москве и в Сердоболе. Наум (Николай Уваров; 1865–1922), монах. Из петербургских мещан. Вдовец, детей не имел. 12 октября 1899 г. поступил в Валаамский монастырь. 19 октября 1904 г. определен в послушники. 14 февраля 1909 г. пострижен в монашество. Проходил послушание в монастырской рухлядной, а также при часовне в г. Петрограде. Нестор (Яков Григорьевич Киселенков; 1887–1967), игумен. Родился в с. Воронино Мосальского уезда Калужской губ. 8 июня 1905 г. поступил в Валаамский монастырь. 19 октября 1911 г. стал послушником. 3 апреля 1918 г. пострижен в монашество. 15 ноября 1922 г. рукоположен в иеродиакона, 29 июня 1926 г. – в иеромонаха. Проходил малярное послушание. Находился в Германовском скиту и при Финляндском архиерейском доме в Выборге. Состоял певчим монастырского соборного хора. С 1942 г. – регент монастырского хора. С 1948 г. – благочинный монастыря. 24 августа 1949 г. избран казначеем. С 26 июля 1952 г. настоятель Валаамского монастыря. Скончался в Северокарельской центральной больнице г. Йоенсуу. Погребен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Никита (Николай Бользнов; 1873–1963), иеромонах. Из крестьян Московской губ. 31 августа 1899 г. поступил в монастырь. 21 декабря 1906 г. зачислен в послушники. 14 февраля 1909 г. пострижен в монашество. 9 марта 1914 г. рукоположен во иеродиакона, 25 августа 1919 г. – в иеромонаха. Состоял смотрителем монастырской кузницы и правил чреду священнослужения. Находился в Германовском и Сергиевском скитах. Состоял смотрителем кузницы. Николай (Борис Дорофеевич Ярушевич; 1881–1961), митрополит Крутицкий и Коломенский. Родился в г. Ковно, в семье протоиерея, настоятеля Ковенского Александро-Невского собора. Окончил Петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета, затем в 1914 г. закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. 23 октября того же года пострижен в монашество, 24 октября рукоположен в иеродиакона, а 25 октября – в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

69 Игумен Нестор (Киселенков). В иных пределах/Публ. Н. Корниловой//Север: Валааму посвящается. 1991. 9. С. 118–126. 70 Наместник монастыря иеромонах Иоасаф (Александров,1872–1948), поступил в Валаамский монастырь в 1897; пострижен в монахи в 1906; рукоположен в иеромонаха в 1908; в 1910 г. назначен на должность казначея; в 1918 г. большинством голосов братии избран наместником, утверждён Церковным управлением в должности после принятия финляндского гражданства в 1920; за верность “старому стилю” Низшим церковным судом запрещён в служении до публичного раскаяния, отстранён от должности наместника, сослан на Тихвинский скит Валаамского монастыря. 71 Иеромонах Иероним (Григорьев, 1874–1952) — родился в Псковской губ., отставной фельдшер, обучался в Столбовском земском училище, в 1901 г. поступил в монастырь, в 1906 г. определён в послушники, в 1908 г. пострижен в монашество, в 1910 г. — иеродиакон, в 1912 г. — иеромонах, в 1914 г. награждён набедренником, в 1917 г. — золотым наперсным крестом, заведовал братской больницей и аптекой, в 1921 г. избран казначеем, в 1926 г. церковным судом запрещён в священнослужении по причине участия в старостильном сопротивлении, в 1948 г. избран настоятелем вместо неутверждённого Церковным управлением схиигумена Иоанна (Алексеева), посвящён в игуменский сан в Ленинграде митрополитом Григорием (Чуковым). 72 Однажды, во время тяжёлой болезни игумена, отец Иероним сильно помог игумену, многие говорили, что спас ему жизнь. 73 Игумен Харитон не знал, что Московская Патриархия не признала автономию Финляндской Православной Церкви. Ситуация прояснилась в 1945 г. после приезда в Финляндию митрополита Григория (Чукова). 74 Иеросхимонах Ефрем (в миру Григорий Хробостов, 1871–1947) родился в Петербурге в семье ремесленника, в 1883 г. отроком пришёл в монастырь; в возрасте 24 лет был пострижен в монашество с именем Георгий; в 1899 г. посвящён в иеромонаха; в 1907 г. был назначен настоятелем Николо-Мирликий­ского храма в Петербурге, с этого времени в течение 40 лет совершал ежедневное служение литургии; был духовником лиц царской фамилии, в том числе Великого князя Николая Николаевича; в 1919 г., приняв постриг в великую схиму, удалился на Смоленский скит; в 1925 г. был назначен монастырским духовником, которым оставался до своей кончины. См.: Письма Нового Валаама//Альфа и Омега. 2008. 3(53). С. 247.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

и дальнейшие контакты с Восточными Патриархами. История учреждения ордена святого равноапостольного князя Владимира 1947–1958 гг. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/4642910.html ); ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп.7.Д.140.Л.122-134 [lix] Его же. Доклад патриарху от 6.09.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же; Фристед Д.Н. Письма митр. Григорию от 26.08.50 и 24.12.50. Машинопись. Заверенные копии. Там же. [lxi] Петр (Нортамо), свящ. Доклад митр. Григорию от 12.03.48. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxiv] Иероним (Григориев), игумен. Письмо митр. Григорию от 3 .02.51. Машинопись. Заверенная копия. Там же; Григорий (Чуков), митр. Доклад патриарху от 21.02.51. Заверенная копия. Там же. [lxv] Иероним (Григориев), игумен. Письмо митр. Григорию от 3 .02.51. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxvi] Его же. Письмо митр. Григорию от 25.04. 50. Машинопись. Копия. Там же; Григорий (Чуков), митр. Рапорт Патриарху от 9.05.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxvii] Максим (Хлопстин), иером., Дорофей (Беляков), иером. Письмо митр. Григорию от 24.03.1950. Машинопись. Копия. Там же. [lxx] Григорий (Чуков), митр. Телеграмма патриарху от 29.04.52. Заверенная копия; Его же. Дневник. Архив митр. Григория. [lxxi] Нестор (Киселенков), иером. Письмо митр. Григорию от 04. 07..52. Машинопись. Копия. Там же. [lxxii] Григорий (Чуков), митр. Рапорт Патриарху от 25.10.52. 3712/28. Машинопись. Заверенная копия; Его же. Дневник. Там же. [lxxv] Григорий (Чуков), митр. Письмо архиеп. Герману (Ааву) от 12.04.51. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxxvii] Иероним (Григорьев), игумен. Письмо митр. Григорию от 17.02.51. Машинопись. Копия. Архив митр. Григория. [lxxviii] Григорий (Чуков), митр. Письмо патриарху от 18.09.51. Машинопись. Копия. Архив митр. Григория. «Положение об управлении РПЦ» было принято на Поместном Соборе 1945 г. [lxxxvii] Там же. Советский комитет защиты мира – постоянный выборный орган представителей советской общественности, возглавлявший Движение сторонников мира в СССР. Образован в августе 1949 г.

http://bogoslov.ru/article/4748559

Фотография. 1940–1941 гг. Валаамские иноки-старостильники в Каннокоски после эвакуации. Фотография. 1940–1941 гг. В июне 1944 г. в состав братии Н. м. перешли 6 насельников из эвакуированного Трифонова Печенгского во имя Святой Троицы мужского монастыря (он был занят частями вермахта и превращен в опорный пункт армии; в окт. 1944 в ходе боев во время проведения Петсамо-Киркенесской операции мон-рь был уничтожен) (Ortodoksinen kirkko Suomessa. 1979. S. 287). Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. Схиигум. Харитон (Дунаев) и иеросхимон. Ефрем (Хробостов). Фотография. 1946–1947 гг. В 1941 г. к основной братии присоединились насельники Валаамского мон-ря, не принявшие переход в 1925 г. на новый календарный стиль и григорианскую пасхалию ( Riikonen. 2007. S. 50). «Старостильники» и «новостильники», находясь в составе единой братии мон-ря и выполняя общие для всех послушания, совершали богослужения раздельно. В 1945 г., по окончании второй мировой войны, митр. Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил валаамскую братию, переведя обитель в каноническое послушание Московскому Патриархату (в адм. отношении Н. м. по-прежнему подчинялся Финляндской архиепископии) и вновь введя старый календарный стиль ( Шевченко. 2011. С. 290-296). В 1947 г., после кончины схиигум. Харитона (Дунаева), настоятелем мон-ря был избран игум. Иероним (Григорьев; † 1952) ( Takala. 2011. S. 134). После его кончины игуменом обители был избран Нестор (Киселенков;1967) (Ibidem), во время настоятельства к-рого в 1957 г. Н. м. вновь перешел в полное адм. и каноническое подчинение ФПЦ ( Шевченко. 2011. С. 338). Семь членов братии из числа придерживавшихся до 1945 г. старого календарного стиля, получив соответствующее разрешение, ввиду опасений повторного перехода на новый стиль переехали в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (Там же. С. 339-340). Тем не менее руководство ФПЦ разрешило обители соблюдать старый календарный стиль (использовался до 1977) (Там же.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иванович Васильев (18.06.1876, дер. М. Киселенка Новоторжского у. Тверской губ.- 1.10. 1937, Калинин), сщмч. (пам. 18 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых), прот. Из крестьянской семьи. В 1898 г. окончил Тверскую ДС, в 1901 г. рукоположен во иерея к храму с. Осипова Новоторжского у. В 1928 г. переведен в храм с. Таложня того же уезда. И. часто совершал церковные службы в храме и молебны в домах прихожан. За каждой службой он говорил проповедь, призывая прихожан к нравственному совершенствованию и духовному возрождению, объяснял Свящ. Писание. Пользовался любовью и уважением пасомых. Несмотря на запрет властей в 1929 г. служить в храме по церковным праздникам, И. продолжал делать это. В 1930 г. власти сделали попытку закрыть храм под предлогом, будто он мало посещаем и население в нем не нуждается. После сбора подписей храм удалось отстоять. В дек. 1930 г. власти обложили церковную общину повышенным налогом за пользование зданием церкви, одновременно запретив сбор средств для уплаты налога и подписные листы против закрытия храма. Несмотря на запрет, И. организовал сбор денег и собрал нужную сумму. 11 марта 1931 г. И. вместе с 5 прихожанами с. Таложня был арестован по обвинению в том, что якобы вел разговоры «антисоветского характера». Виновным себя не признал. 18 июля 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорен к 5 годам ИТЛ, замененных ссылкой в Казахстан. С 1936 г., по окончании ссылки, служил в с. Яконове Новоторжского р-на Калининской обл. 5 авг. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной антисоветской агитации среди окружающего населения», заключен в тюрьму г. Калинина. Виновным себя не признал. 29 сент. 1937 г. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Калининской обл. к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469065.html

Другие постройки. Братская трапезная была устроена в бывш. хлеву мон-ря в 1992 г. по проекту Сиитонена, окна из слюды выполнены по проекту худож. В. Ф. Татаренко, стены расписаны архим. Зиноном (Теодором), изображены преподобные Карельские просветители. Культурный центр построен в 1984 г., в нем находятся монастырская б-ка, архивохранилище, музей, ризница, конференц-зал и центр реставрации икон и произведений искусства. В 2006 г. здание было расширено. Двухэтажное здание Валаамского народного уч-ща возведено в 1989 г. рядом с Преображенским собором, в нем находятся оборудованные учебные классы и офисные помещения для сотрудников. Также в 1989 г. построена 3-этажная гостиница для учащихся. Помимо нее на территории Н. м. возведены еще 2 гостиницы для паломников и туристов. Бывшие келейные корпуса перестроены в гостевые дома (два Белых и Красный) для паломников и трудников. На территории Н. м. находятся винодельня (в 1997 запущено производство ягодных вин и ликеров, в 2015 - виски из ячменного солода) и свечной завод. Ист.: Нестор (Киселенков), игум. В иных пределах/Сост., предисл.: Н. Корнилова//Север. 1991. 9. С. 118-126; Иоанн (Алексеев), схиигум. Письма о духовной жизни/Сост.: В. Дегтярёв. М., 2007. Серг. П., 20142; Харитон (Дунаев), игум. Неопубликованные страницы дневника игум. Харитона/Сост.: Т. И. Шевченко//АиО. М., 2009. 3. С. 279-288; Клементьев А. К. Материалы к истории Спасо-Преображенского мон-ря на о-ве Валаам и в местности Папинниеми в Финляндской республике в 1939-1944 гг.//Вестн. Екат. ДС. 2017. Вып. 4(20). С. 202-372. Лит.: Ortodoksinen kirkko Suomessa/Toim. Isä Ambrosius, M. Haapio. Lieto, 1979; Kohonen N. Valamo ja sen sanoma. Helsinki, 1982; Panteleimon (Sarho), igum. Isä Johannes: Valamon vanhuksen skeemaigumeni Johanneksen (1874-1958) elämäkerta. Heinävesi, 1985; Тиркельтауб С. В., Степанов В. Н. Против Финляндии: Советская морская авиация на Балтике в войне 1939-1940 гг. СПб., 2000; Arseni (Heikkinen), arkim. Tuokiokuvia Valamosta. Heinävesi, 2000; Pyrr ö R. Veisatkaa Jumalalle, veisatkaa: Kirkkolaulu Valamon luostarissa Suomen itsenäisyyden aikana. Joensuun, 2000; Riikonen J. Kirkko politiikan syleilyssä. Joensuun, 2007; Шевченко Т. И. Валаамское охранительство: Финляндский период//Вестник ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2008. Вып. 2/3(28). С. 76-101; она же. Игум. Харитон: Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь. М., 2011; она же. Валаамский мон-рь и становление Финляндской Православной Церкви, 1917-1957. М., 2012; Takala E. Evakkomunkit Heinävedellä: Uuden Valamon arkea, 1940-1973. Heinävesi, 2011; Сокровища Валаамского мон-ря/Сост.: архим. Сергий (Райаполви). Валаамский мон-рь, 2013; Pyhiinvaeltajan Valamo: rukousten ja työn luostari. Heinävesi, 2013; Силуан (Никитин), иером. История Финляндской Православной Церкви в 1957-1988 гг.: Дис./МДА. Серг. П., 2017.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

36 Вероятно, имеется в виду изданная в 1942 г. книга Патриаршего местоблюстителя и Московского митрополита Сергия (Страгородского) “Правда о религии в России”, в которой автор отрицал факт гонений на религию в СССР. 38 В 1923 г. автономная Финляндская Православная Церковь перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата без благословения и вопреки протестам со стороны Русской Православной Церкви. 41 Братия Валаамского монастыря с 1925 по 1945 гг. разделялась на “ново­стильников” и “старостильников” и не поддерживала духовного общения друг с другом. В 1945 г. к Московской Патриархии присоединились Валаамский, Коневский монастыри и два прихода в Хельсинки. 42 См. Игумен Нестор (Киселенков). В иных пределах/Вступ. и публ. Н. Кор­ниловой//Север. 1991. 9. 44 Воспоминание монаха Иувиана о последних днях жизни схиигумена Харитона опубликовано: Валаамский патерик. Т. 2. СПб., 2003. С. 98–100. 45 Выдержки из книги князя А. В. Оболенского “Мои воспоминания и размышления” (Стокгольм: изд. журнала “Русские перезвоны”. Брюссель, 1961). 46 Скит Валаамского монастыря, названный в честь святого Иоанна Предтечи, расположен на одном из островов Валаамского архипелага. 47 Выражать свои чувства в стихотворной форме было одной из валаамских традиций. В монастыре даже был свой “официальный” поэт — монах Викентий (Попов, 1865–1931), чьи стихи в 1935 г. были опубликованы отдельным сборником “Валаам”. 48 В Валаамском монастыре братия разделилась на “новостильников” и “ста­ростильников” после предписания Финляндского правительства и Церковного управления перейти во всех православных приходах и монастырях Финляндии на новый, григорианский календарь. 49 Финляндское Церковное управление было недовольно Валаамским игуменом Павлином (Мешалкиным, 1866–1935) за его нежелание отчислять большие суммы на нужды Управления. Его отправили на покой, а на должность настоятеля братия избрала эконома монастыря иеромонаха Харитона. Игумен Харитон смог уладить спорный финансовый вопрос таким образом, что и Церковное управление, и монастырь смогли мирно сосуществовать дальше.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

14 Монах Иувиан (Красноперов, 1880–1957) в 1899 г. поступил в Валаамский монастырь; заведовал метеорологической станцией, канцелярией, архивом, с 1947 г. — библиотекой; с 1925 по 1931 гг. был сослан на Тихвинский скит по предписанию Церковного управления за отстаивание “старого стиля” в богослужении. 16 Чит. о нём: Игумен Нестор (Киселенков). В иных пределах/Вступ. и публ. Н. Корниловой//Север. 1991. 9. Игумен Нестор скончался в 1967 г. 17 По свидетельству монаха Иувиана, в 1919 году Валаамскому монастырю был навязан вопрос о финляндском гражданстве. Как считал отец Иувиан, это было сделано гражданскими и церковными властями с целью ослабить единство духа древней обители. Среди братии монастыря возникло разномыслие: часть приняла финляндское подданство (в том числе старший собор монастыря), большая же половина сохранила российское гражданство. Теперь поступать в монастырь можно было только финляндским гражданам, и только они имели право голоса на монастырском собрании. 18 Преподобный Назарий игумен Валаамский (в миру Николай Кондратьев, в начале своего монашеского пути подвизался в Саровской пустыни, о его подвигах и благочестивой жизни стало известно митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову), который вызвал подвижника к себе и в 1782 г. назначил строителем Валаамского монастыря с возведением в сан игумена. Игумен Назарий ввёл в Валаамский монастырь Саровский устав и возобновил в монастыре скитскую и отшельническую жизнь, при нём были возведены первые каменные постройки монастыря — братские кельи и церкви. 19 Игумен Дамаскин (Кононов, был рекомендован на должность настоятеля Валаамского монастыря благочинным монастырей Санкт-Петер­бургской епархии архимандритом Игнатием (Брянчаниновым), возведён в сан игумена в 1839 г. С его именем связана эпоха внутреннего и внешнего расцвета обители. Игумен Дамаскин был наделён многими благодатными дарами и отличался высокой духовной жизнью, окормлял не только братию своего монастыря, но и многочисленных паломников.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛЬЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Васильев Иван Иванович ( 1876 - 1937 ), протоиерей , священномученик . Память 18 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских . Родился 18 июня 1876 года в деревне Малая Киселенка Новоторжского уезда Тверской губернии в благочестивой крестьянской семье . Не для земного крестьянского труда хотелось приготовить своего сына Ивану Васильеву, а для небесного - служения Богу и Его святой Церкви. В те времена, когда существовали сословные ограничения, не просто было дать крестьянским детям образование в духовном учебном заведении, но отец Ивана добился своего, определив сына в Тверскую духовную семинарию , которую тот окончил в 1898 году. Через три года, в 1901 году, Иван Иванович был рукоположен в сан священника ко храму села Осипова Новоторжского уезда. За усердное служение через несколько лет он был возведен в сан протоиерея . Здесь, в селе Осипово, прошла безвыездно его жизнь до 1928 года, когда он был переведен в целях укрепления прихода в храм села Таложня Новоторжского уезда. До его приезда духовная жизнь в Таложне из-за нерадивости священника была в небрежении. Отец Иоанн сразу же наладил частые службы не только в храме, но и служение молебнов в домах прихожан. За каждой службой он говорил проповедь, призывая православных к нравственному совершенствованию и духовному возрождению; он объяснял слово Божие так, чтобы оно стало доступным пониманию каждого прихожанина. Отец Иоанн призывал к частой молитве, к внимательному отношению к окружающей человека действительности, научая понимать, что все случающееся с нами есть действия Промысла Божия, и как таковые имеют глубокое значение в деле спасения нашей души. Во время служб о. Иоанна храм стал наполняться молящимися, в дом Божий потянулись люди, чуть было не отошедшие от веры, в прихожанах стала воскресать любовь ко храму и богослужению как орудию их собственного спасения, службы стали восприниматься как нечто живительное и необходимое, подобно воздуху, без чего может наступить духовная смерть. Безбожные власти, видя оживление духовной жизни в приходе, стали принимать свои меры.

http://drevo-info.ru/articles/7186.html

[lvi] Григорий Григорий(Чуков), митр., Александрова-Чукова Л.К. Указ. соч. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/2908919.html ). [lvii] Их же. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 12. Поездка на Ближний Восток, совещание глав и представителей Православных Церквей 1948 г. и дальнейшие контакты с Восточными Патриархами. История учреждения ордена святого равноапостольного князя Владимира 1947-1958 гг. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/4642910.html ); ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп.7.Д.140.Л.122-134 [lviii] Там же; Григорий (Чуков), митр. Дневник. Архив митр. Григория. [lix] Его же. Доклад патриарху от 6.09.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же; Фристед Д.Н. Письма митр. Григорию от 26.08.50 и 24.12.50. Машинопись. Заверенные копии. Там же. [lx] Григорий (Чуков), митр . Письмо патриарху от 18.09.51.Машинопись. Копия. Там же. [lxi] Петр (Нортамо), свящ. Доклад митр. Григорию от 12.03.48. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxii] Фристед Д.Н.Письмо митр. Григорию от 24.12.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxiii] Там же. [lxiv] Иероним (Григориев), игумен. Письмо митр. Григорию от 3 .02.51. Машинопись. Заверенная копия. Там же; Григорий (Чуков), митр. Доклад патриарху от 21.02.51. Заверенная копия. Там же. [lxv] Иероним (Григориев), игумен. Письмо митр. Григорию от 3 .02.51. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxvi] Его же. Письмо митр. Григорию от 25.04. 50. Машинопись. Копия. Там же; Григорий (Чуков), митр. Рапорт Патриарху от 9.05.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [lxvii] Максим (Хлопстин), иером., Дорофей (Беляков), иером. Письмо митр. Григорию от 24.03.1950. Машинопись. Копия. Там же. [lxviii] Там же. [lxix] Там же; Шевченко Т.И. Указ. соч. С.297. [lxx] Григорий (Чуков), митр. Телеграмма патриарху от 29.04.52. Заверенная копия; Его же. Дневник. Архив митр. Григория. [lxxi] Нестор (Киселенков), иером. Письмо митр. Григорию от 04. 07..52. Машинопись. Копия. Там же. [lxxii] Григорий (Чуков), митр. Рапорт Патриарху от 25.10.52. 3712/28. Машинопись. Заверенная копия; Его же. Дневник. Там же.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

  001     002