Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Японский (1836—1911).    Святитель Митрофан (Сидоровский) Воронежский (1623—1703).    Святитель Димитрий (Туптало) Ростовский (1651—1709).    Святитель Иоанн (Максимович) Тобольский (1651—1715).    Святитель Иннокентий (Кульчицкий) Иркутский (1680—1731).    Святитель Иоасаф (Горленко) Белгородский (1705—1754).    Святитель Софроний (Кристалевский) Иркутский (1704—1771).    Святитель Тихон (Соколов) Задонский (1724—1783).    Святитель Мелетий (Леонтович) Харьковский (1784—1840).    Святитель Иннокентий (Вениаминов) Московский (1797—1879).    Преподобный Серафим (Мошнин) Саровский (1759—1833).    Преподобный Герман Аляскинский (1757—1837).    Святой праведный Иоанн Русский (ум. 1730).    Блаженная Ксения (Петрова) Петербургская (XVIII в.).    Святой преподобномученик Пахомий Русский, Афонский (ум. 1780).    Патриарх Тихон (Белавин) (1865—1925).    Патриарх Сергий (Страгородский) (1867—1944).    Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский) (1658—1722).    Митрополит Иов (ум. 1716).    Святитель Филофей (Лещинский) (в схиме Феодор) Иркутский (1650—1727).    Митрополит Георгий (Дашков) (ум. 1739).    Митрополит Тимофей (Щербацкий) (1698—1767).    Митрополит Димитрий (Сеченов) (1709—1767).    Святитель Павел (Конюскевич) Тобольский (1705—1770).    Митрополит Арсений (Мацеевич) (1697—1772).    Митрополит Самуил (Миславский) (1731—1796).    Митрополит Гавриил (Петров) (1730—1801).    Митрополит Платон (Левшин) (1737—1812).    Митрополит Амвросий (Подобедов) (1746—1818).    Митрополит Михаил (Десницкий) (1762—1821).    Митрополит Феофилакт (Русанов) (1764—1821).    Митрополит Евгений (Болховитинов) (1767—1837).    Митрополит Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий (1779—1857).    Митрополит Григорий (Постников) (1784—1860).    Митрополит Филарет (Дроздов) (1782—1867).    Митрополит Иосиф (Семашко) (1798—1868).    Митрополит Арсений (Москвин) (1797—1876).    Митрополит Макарий (Булгаков) (1816—1882).    Митрополит Платон (Городецкий) (1803—1891).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ряховский Сергей Васильевич (род. 1956) – председатель РОСХВЕ (с 1998), ранее – исполнительный секретарь Правления Российской Объединенной Церкви Христиан Веры Евангельской (до 1998); член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944) – Патриарх Московский и всея Руси (с 1943). Член Св. Синода (1911–1917), митрополит (с 1917), заместитель местоблюстителя Патриаршего престола(с дек. 1925), местоблюститель Патриаршего престола (с 1937). Сестренцевич (Богуш-Сестренцевич Станислав-Иоанн; 1731–1827) – католический епископ (с 1773), архиепископ (с 1782) Могилёвский, митрополит всех римско-католических церквей в России, при Александре I – председатель Римско-католической духовной коллегии. Сильвестр (в монашестве Спиридон; конец XV–60/70-е гг. XVI в.) – протопоп Благовещенского собора в московском Кремле, политический деятель; имел влияние на царя Ивана IV; один из авторов и редактор «Домостроя». Симон – митрополит всея Руси (1496–1511); на соборе 1503 г. выступил на стороне «иосифлян» в вопросе о церковном землевладении. Скобелев Матвей Иванович (1885–1938) – депутат 4-й Государственной Думы от Закавказья, член объединенной Социал-демократической фракции; купец 2-й гильдии, сектант-молоканин; министр труда во Временном правительстве (май – август 1917); член ВКП(б) с 1922г.; арестован, приговорен к расстрелу (29.7.1938), реабилитирован (1957). Сталин (Джугашвили Иосиф Виссарионович; 1879–1953) – член ВКП(б) с 1898 г., участник революции 1905–1907 гг.; нарком по делам национальностей (с 1917), член ЦК партии (с 1917), Политбюро ЦК (с 1919), Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1922); Председатель СНК (СМ) СССР (с 1941). Стефан (Яворский Симеон; 1658–1722) – митрополит Рязанский и Муромский (с 1700); церковное служение начал на Украине, Петром I в 1721 г. назначен президентом Духовной коллегии (Святейшего Синода), однако церковным реформам царя не сочувствовал. Столыпин Петр Аркадьевич (1862–1911) – Председатель Совета министров и министр внутренних дел (с 1906); автор ряда законопроектов, направленных на расширение религиозных свобод в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стефана. Владимирко не замедлил обмануть поверивших его клятве союзников. А когда их посол упрекнул его: «Ведь ты же крест целовал!» — Владимирко возразил: «Вот еще: что мне этот маленький крестик!» 429 …не хуже… заезжих проповедников…— Направлено против лорда Редстока, евангелистическая проповедь которого имела огромный успех среди большого петербургского света. См. статьи Н. С. Лескова «Великосветский раскол» («Православное обозрение», 1876 и отд. Издание). 430 Кимвал звенящий — библейское выражение, означает торжественно звучащую, но мало содержательную речь или слово. 431 Финтить (от итал. finta — притворство) — хитрить, лукавить, притворяться. 432 …в Сигор не уйдет, а к своему Содому обернется и столпом станет. — Сигор — имя маленького городка, который согласно библейской легенде бог назначил в качестве спасительного убежища патриарху Лоту, его жене и дочерям, когда вывел их из обреченного гибели нечестивого Содома. Вопреки запрещению бога, жена Лота обернулась назад и взглянула на пылавший родной Содом, за что и была обращена в соляной столп (Книга Бытия, гл. XIX, 1-26). 433 …имея, как прузи, крыльца малые, а чревища великие…— Сравнение заимствовано Лесковым из «Слова о власти и чести царской» Феофана Прокоповича (1681–1736), выдающегося церковного деятеля при Петре I и писателя, произнесенного им 6 апреля 1718 г. — Прузи (древнерусск.) — саранча. 434 «Камень веры» — полемическое произведение «местоблюстителя патриаршего престола» Стефана Яворского (1658–1722), направленное против протестантской проповеди в России и косвенно против Петра I, как покровителя немцев-лютеран. Написано в 1718 году, опубликовано в 1728 году, в дальнейшем до 1749 года было вновь запрещено. «Молот» — произведение, написанное в ответ на «Камень веры» (автор точно не установлен). См. Д. Извеков, Из истории богословской полемической литературы XVIII b. — «Православное обозрение», 1871, август. 435 Голицын, А. Н. (1773–1844) — с 1803 года обер-прокурор св. синода, с 1816 по 1824 год — министр народного просвещения, крайний реакционер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Стефан Яворский Стефан Яворский , Митрополит Рязанский и Муромский, администратор, блюститель, викарии и экзарх Московского Патриаршего Престола, а потом Святейшего Синода Президент Стефан Яворский родился в Волыни 1658 года, воспитывался и учился сперва в Киеве, а потом во Львове. В 1700 году он был в Москве, говорил надгробное слово боярину Шеину, и обратил на себя внимание Петра Великого. В том же году был посвящен в Митрополиты Рязанские, а в 1702 году ему вверены Патриаршие дела. При открытии Святейшего Синода в 1721 году, он был утвержден его президентом. Скончался в Москве в 1722 году. Преосвященный Стефан славился своим красноречием как проповедник, и известен как ученый Богослов. В 1703 году он издал знамение Антихристова пришествия. В 1713 году написал Камень Веры – книгу, обратившую на себя внимание всей просвещенной Европы. На нее писали возражения в Вене, в Тибингене, в Йене, в Лейпциге, а в Риме перевели ее на Латинский язык. Книга сия была напечатана в первый раз в 1727 году. Запрещена по указу Анны Иоанновны, и по кончине сей Императрицы снова разрешена в 1740 году. Читать далее Источник: Портреты именитых мужей российской церкви с приложением их краткого жизнеописания : [Сост. П.П. Бекетов ; Посмертное изд. Н.В. и П.В. Кириевских]. - Москва : В тип. Августа Семена при Имп. Мед.-хирург. акад., 1843. - л., 40 л. портр. (Авт. в кн. не указан; установлен по Рус. биогр. словарю). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Р.М. Мазаев Содержание Политические воззрения Стефана Яворского и Феофана Прокоповича Взгляды Стефана Яворского на этику и сотериологию     Будущий местоблюститель патриаршего престола родился в 1658 году в местечке Яворы близ Львова. До своего пострижения в монахи в 1689 году он носил имя Семен Иванович с. 413]. Его семья относилась к православной шляхте, но, возможно, не имела шляхетских привилегий в связи с торговой деятельностью отца с. 108–109]. После Андруссовского перемирия и ужесточения положения православных в Речи Посполитой Семен с семьей перебирается в Красиловку близ Нежина. В 1673 году, или несколько позже, Яворский начинает свое обучение в Киево-Могилянской академии. Академия по своей структуре и характеру преподавания походила на иезуитский коллегиум, что было связано с задачей, поставленной при ее создании митрополитом Петром Могилой , – служить подготовке образованных православных пастырей, способных отстоять положение православного вероисповедания в Речи Посполитой и противостоять католическому и протестантскому миссионерству среди православных. Образование выпускников академии носило отчетливый отпечаток польской барочной культуры в области риторики, поэзии и драматургии и схоластического католицизма в отношении богословия с. 10–12]. Во второй половине XVII века киевские богословы играли роль передаточного звена для сообщения русского общества с западноевропейской культурой с. 5–10]. Во время обучения Яворский заслужил благосклонность архимандрита Киево-Печерской обители и ректора академии архимандрита Варлаама, ставшего позже митрополитом Киевским. Благорасположение ректора было во многом связано с написанным Семеном панегириком, где слава Варлаама сравнивается со славой Геракла с. 638–639]. После окончания в 1684 году академии Семен получил средства от Варлаама для обучения в униатских коллегиумах Речи Посполитой. Получение образования в униатских или католических коллегиумах малороссийскими клириками не было чем-то из ряда вон выходящим, сформировалась практика временного принятия унии для получения «папежского» образования. Затем, как правило, клирики возвращались с покаянием в лоно православной церкви с. 75–76]. Так поступил и Семен, получивший в унии имя Станислав-Симон. В течение 5 лет он обучался философии в Львовском коллегиуме и богословию в Познани, после чего получил статус магистра свободных искусств и философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Прежде всего, необходимо кратко рассмотреть биографию митрополита Стефана (Яворского) . Как известно, родился будущий митрополит в 1658 году в семье мелкопоместной православной шляхты и во Святом Крещении получил имя Симеон. Семья проживала на правобережной Украине, которая по Андрусовскому мирному договору 1667 года осталась за Польшей. Чтобы избежать преследований со стороны поляков, Яворские переехали в пределы Московского государства. Так они оказались на левом берегу Днепра в деревне (или сельце) Красиловка близ города Нежин 297 . В 1673–1684 годах Симеон учился в Киево-Могилянской коллегии. Вероятно, ещё в годы учёбы его учитель иеромонах Варлаам (Ясинский) (вскоре ставший архимандритом Киево-Печерской Лавры (1684–1690), а позже митрополитом Киевским (1690–1707)), оценив способности Симеона, убедил его продолжить образование за границей, поскольку сам он был выучеником заграничных иезуитских коллегий 298 . Период с 1684 по 1689 год в биографии митрополита Стефана можно условно назвать «заграничным». Чтобы прослушать курс философии и богословия 299 , Симеон отправился сначала в Лемберг и Львов, затем в Познань 300 . Для обучения он вынужден был принять унию, что и сделал, получив имя Станислав-Симеон 301 (Симон) 302 . Как пишут исследователи, это было обычным делом в то время и при подобных обстоятельствах для многих известных южнорусских учёных (архим. Иннокентий (Гизель), иером. Епифаний (Славинецкий) и др.) 303 . Пожалуй, «заграничный» период жизни будущего митрополита Стефана имеет три важных последствия. Первое – обучение здесь шло с опорой на сочинения Аристотеля и античных авторов, богословие преподавалось по Фоме Аквинскому 304 . Эти особенности обучения в иезуитских школах наложили глубокий отпечаток на мировоззрение будущего владыки и сформировали его как проповедника, пользующегося схоластическими приёмами. Второе – слушая лекции католических богословов, он перенял их неприятие к протестантизму и хорошо усвоил католическую аргументацию в теологических спорах с ним. Третье – тот факт, что он хоть и вынужденно, и только внешне, но принимал унию, противники митрополита всегда ставили ему в вину.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внутренний опыт святителя Димитрия не вмещался в этих тесных гранях богословского ложно-классицизма, но как писатель он за эти грани не переступал, – и даже с некоторым упрямством отстаивал неприкосновенность Киевских школьных навыков и традиций. В особых обстоятельствах великорусской церковной жизни он не разбирался, так что раскол воспринял только с точки зрения народного невежества (см. его «Розыск о раскольничьей брынской вере» и т. д.)... Несколько моложе был Стефан Яворский (1658–1672). Учился он у иезуитов, во Львове и в Люблине, в Познани и в Вильне. В это время он был «в римском послушании». Затем он возвращается в православие, принимает постриг в Киеве, становится учителем, префектом и ректором в Академии. Стефан был даровитым проповедником, проповедовал «со властию» и с большим темпераментом. Но это была все та же ложно-классическая проповедь . Особенно характерен главный полемико-богословский труд Стефана, его «Камень веры» (первоначально по-латыни), написанный, впрочем, уже не в Киеве. Всего менее это самостоятельное произведение. В действительности, это есть только «извлечение» (часто буквальное) или «сокращение» из очень немногих латинских книг, – из Беллармина, из его Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos, a затем из Бекана (его Opera изданы в 1649 г.). В другой своей книге, «Знамения пришествия Антихриста», 1703, Стефан столь же близко использовал книгу Мальвенды, De Antichristo, по изд. 1647. Деятельность Димитрия Ростовского и Стефана Яворского не вмещается вполне в историю Киевского богословия. Большая часть их деятельности принадлежит уже к истории «великорусского» богословия. Но оба образа так типичны для исхода Могилянского периода... Начало XVIII-ro века было временем расцвета Могилянской школы и культуры. Гетманство Мазепы есть вершина украинского Барокко и в богословии. Одно время сама Академия полуофициально называлась «Могило-Мазепианской..». И вместе с тем это был уже и эпилог... Очень характерен для эпохи образ Иоасафа Кроковского, ректора и второго организатора Киевской коллегии (впоследствии Киевского митрополита).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   Внутренний опыт святителя Димитрия не вмещался в этих тесных гранях богословского ложно-классицизма, но как писатель он за эти грани не переступал, — и даже с некоторым упрямством отстаивал неприкосновенность Киевских школьных навыков и традиций. В особых обстоятельствах великорусской церковной жизни он не разбирался, так что раскол воспринял только с точки зрения народного невежества (см. его “Розыск о раскольничьей брынской вере” и т. д.)...    Несколько моложе был Стефан Яворский(1658—1672). Учился он у иезуитов, во Львове и в Люблине, в Познани и в Вильне. В это время он был “в римском послушании.” Затем он возвращается в православие, принимает постриг в Киеве, становится учителем, префектом и ректором в Академии. Стефан был даровитым проповедником, проповедовал “со властию” и с большим темпераментом. Но это была все та же ложно-классическая проповедь. Особенно характерен главный полемико-богословский труд Стефана, его “Камень веры” (первоначально по-латыни), написанный, впрочем, уже не в Киеве. Всего менее это самостоятельное произведение. В действительности, это есть только “извлечение” (часто буквальное) или “сокращение” из очень немногих латинских книг, — из Беллармина, из его Disputationes de controversiis christianae fidei adversus hujus temporis haereticos, a затем из Бекана (его Opera изданы в 1649 г.). В другой своей книге, “Знамения пришествия Антихриста,” 1703, Стефан столь же близко использовал книгу Мальвенды, De Antichristo, по изд. 1647. Деятельность Димитрия Ростовского и Стефана Яворского не вмещается вполне в историю Киевского богословия. Большая часть их деятельности принадлежит уже к истории “великорусского” богословия. Но оба образа так типичны для исхода Могилянского периода...    Начало XVIII-ro века было временем расцвета Могилянской школы и культуры. Гетманство Мазепы есть вершина украинского Барокко и в богословии. Одно время сама Академия полуофициально называлась “Могило-Мазепианской...”    И вместе с тем это был уже и эпилог...    Очень характерен для эпохи образ Иоасафа Кроковского, ректора и второго организатора Киевской коллегии (впоследствии Киевского митрополита).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ал. Королев Стефан Яворский , митрополит Рязанский и Муромский, местоблюститель патриаршего престола и первый президент Святого Синода – один из самых замечательных иерархов русской церкви при Петре Великом. Стефан, в мире Семен Иванович Яворский, родился в местечке Яворе в 1658 г. Ученые до сих пор не пришли к единомыслию относительно вопроса, где находилось это место родины Стефана – в Галиции или на Волыни. Но во всяком случае родители Стефана, бывшие мелкими шляхтичами, жили в той правобережной Украине, которая по андрусовскому мирному договору 1667 г. осталась за Польшей. Люди по-видимому небогатые, они, однако, после этого события, чтобы окончательно избавиться от гонений на свою православную веру со стороны поляков, решили переселиться на левый берег Днепра, в пределы Московского государства, – именно в сельцо Красиловку, недалеко от города Нежина. Это сельцо для семьи Яворских сделалось второй родиной: здесь умерли родители Стефана, и здесь же, в Нежине, впоследствии служили его братья. Образование Яворского началось, конечно, еще до переселения в Красиловку. Теперь же он, по словам одного своего биографа, «юн сый, горя желанием учения», отправился в Киев, где поступил в знаменитую Киево-Могилянскую коллегию, – средоточие тогдашней южнорусской образованности. Когда он прибыл в Киев, мы с точностью определить не можем, но во всяком случае это было не раньше 1673 г., а, вероятно, гораздо позже. Пробыл он в Киевской академии до 1684 г. Здесь молодой Яворский обратил на себя внимание известного киевского проповедника, иеромонаха Варлаама Ясинского, впоследствии бывшего архимандритом Киево-Печерским, а затем митрополитом киевским. Сам Варлаам был учеником заграничных иезуитских коллегий, и вот он, уверившись в несомненных дарованиях Яворского, решил повести его тем же путем, каким шел сам, и в 1684 г. отправил его за границу для довершения духовного образования. Для того, чтобы беспрепятственно слушать философию в иезуитских коллегиях во Львове и Люблине и богословие в Вильне и Познани, Яворский должен был, по крайней мере наружно, сделаться униатом и даже принять новое имя, Станислава-Симона.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Назначенный местоблюстителем Стефан Яворский был для церковных кругов Москвы человеком новым и чужим. Он принадлежал к выходцам из Малороссии, которых на Москве не слишком жаловали и православность которых была под большим сомнением. Можно сказать, что биография Стефана (ему было тогда всего 42 года) давала повод к таким сомнениям. Его мирское имя было Семен Иванович Яворский. Он родился в 1658 г. в маленьком местечке Явор или Яворов в мелкопоместной шляхетской семье. Местечки с названием Яворов есть и в Галиции, и на Волыни, но биографы Стефана не смогли установить, с каким из них связано имя патриаршего местоблюстителя. Отец Стефана еще в ранней молодости переселился в деревню Красиловка близ Нежина, чтобы избежать преследования со стороны униатов. Приблизительно в 1673 г. Стефан поступил в Киево-Могилянскую коллегию, где проучился до 1684 г. Здесь на него обратил внимание его учитель, иеромонах Варлаам Ясинский, ставший позднее архимандритом Киево-Печерского монастыря (1684–1690), а затем — Киевским митрополитом (1690–1707). Вероятно, именно Варлаам убедил Стефана не довольствоваться образованием, полученным в Могилянской коллегии, и отправиться для совершенствования знаний за границу, в одну из иезуитских коллегий, которые в те времена были известны прекрасной организацией преподавания. Варлаам сам был воспитанником такой коллегии и потому мог лучше, чем кто-либо другой, рассказать о них молодому Яворскому. В последующие годы Яворский изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. Чтобы поступить в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, должен был принять унию или католичество и получил при этом имя Симеон—Станислав. На юго-западе России это было делом обычным. Впрочем, учителя-иезуиты мало верили в то, что перемена вероисповедания происходила по убеждению; во многих случаях по окончании коллегии учащиеся снова возвращались в православие. Что касается Яворского, то католическая выучка не прошла для него бесследно.

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010