Судя по сохранившимся портретам, владыка Димитрий был небольшого роста, белокурый, с проседью, с небольшой бородкой клинышком, сгорбленный. Его — как очень доброго и искреннего человека — всегда волновали человеческое зло и общественная несправедливость. В одной из проповедей он говорил: «Егда богатый яст, убогих труды яст. А егда пиет, кровь людскую пиет, слезами людскими упивается. Кто в чести? — богатый! Кто безчестен? — убогий! Кто благороден? — богатый! Кто худороден? — убогий! Кто премудр? — богатый! Кто глуп? — убогий! Богатый, аще бы и весьма был глуп, обаче то самое, яко богат, умным его между простонародными человеки творит» . Несмотря на святительский сан, Димитрию порой приходилось переносить в Ростове и немало притеснений со стороны представителей светской власти. Своему другу, святителю Рязанскому Стефану Яворскому (1658–1722), этот истинный духовный гражданин Святой Руси писал о ее «внутренних противниках»: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие» . Особенно непочтителен к святителю Димитрию был стольник Воейков, присланный в Ростов из государственного «монастырского приказа». Как-то раз святитель служил в соборе Литургию, а в это время по распоряжению стольника кого-то наказывали кнутом «на правеже». Святитель велел, чтобы истязание немедленно прекратили, но царский чиновник грубо отказал посланному. Тогда святитель, возмутившись духом, прервал службу и ушел в свое пригородное село Демьяны. Незадолго до кончины Димитрий отослал в киевский Троицкий Кирилловский монастырь родовую икону, чтобы ее поставили над гробом отца, и тогда же написал следующее духовное завещание: «От юности и до при ближения моего ко гробу не стяжевал имения, кроме книг святых. Не собирал во архиерействе сый келейных доходов, яже не многи бяху. Но ово на мои потребы та иждивах, ово же на нужды нуждных. Верую бо, яко приятнее Богу будет, аще не едина цата (монета. — д. Г.М. ) по мне не останет, неже егда бы многое собрание было раздаваемо. Если никто не восхощет меня тако нища обычному предати погребению, то пусть бросят в убогий дом (то есть, как говорили в старину, «на божедомье» — в общую безвестную могилу. — д. Г.М. ). Если же по обычаю будут погребать, пусть схоронят в углу церкви монастыря св. Иакова, идеже место назнаменовах. Изволяй же безденежно помянути грешную мою душу в молитвах своих Бога ради, таковый сам да помяновен будет во Царствии Небесном. Требуяй же за поминовение мзды, молю, да не помянет мя нища, ничто же на поминовение оставивша. Бог же да будет всем милостив, и мне грешному во веки, аминь» .

http://pravoslavie.ru/65607.html

При настоятеле игумене Тимолае и с разрешения Московской Духовной Консистории храм был разобран до фундамента. 30 сентября 1907 года на старом фундаменте началось строительство нового деревянного (из целиковых сосен) храма по проекту архитектора Василия Михеевича Борина. Строительство храма велось на пожертвонания Василия Никифоровича Грязнова и Ольги Яковлевны Лабзиной. Храм был освящен 28 июня 1909 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). По воспоминаниям местных жителей деревни Авдотьино храм был разобран примерно в 1947 году. Рубленый " клетский " храм состоял из четверика, трапезной, пятигранного алтаря и колокольни. Основной объем имел интересную конструкцию: четверик на уровне окон второго света (примерно 2/3 высоты здания) переходит в восьмерик, покрытый граненым куполом, увенчанным главкой. Переход от четверика к восьмерику оформлен в виде угловых нависающих карнизов с фризом. Декоративное убранство церкви было весьма скромным: небольшие наличники на окнах простой формы, вход со стороны колокольни оформлен двумя колоннами. Колокольня невысокая, граненая, с маленькой главкой. Простота церкви и монолитное единство ее частей придавали ей своеобразие и неяркую выразительность. http://old.berluki.ru/old/ Впервые храм был возведён в Топоркове в 1705 году. По челобитью вотчинного владельца деревни, стольника Фёдора Михайлова сына Клешнина (ок. 1667- после 1713) от октября 1703 года на имя митрополита Рязанского и Муромского ( с 7 апреля 1700 года) Стефана (Яворского; 1658-1722) - известного деятеля Петровского времени, сруб старого деревянного храма был в разобранном состоянии перевезён в Топорково из села Воскресенского Черноголовской волости Московского уезда (ныне с. Воскресенское Ногинского р-на Моск. обл.). Топорковскому вотчиннику Фёдору Михайлову Клешнину предписывалось: " сысподи подрубя и ветхие брёвна переменя, поставить на удобном к церковному строению месте во имя Пресв. Богородицы Казанския и к той церкви олтарь прирубить вновь " . В Топоркове также были отстроены попов, дъячков и просвирницын дворы, имелся дом вотчинника и 10 дворов крепостных крестьян. 5 февраля 1705 года к новопостроенной церкви был выдан антиминс. Первым церковнослужителем стал Андрей Максимов, на место которого впоследствии перешёл священник Аврам Евсевьев (с дьяком Герасимом Евсевьевым).

http://sobory.ru/article/?object=42275

Главным представителем первого направления являлся митрополит Стефан (Яворский) (1658— 1722), а второго — игумен Феофан (Прокопович; 1681—1736), ставший в 1716 г. епископом Псковским, а в 1726 г. — архиепископом Новгородским. Полемика развернулась вокруг сочинения митрополита Стефана «Камень веры», направленного против увлечений идеями протестантизма, проникавшими в начале XVIII в. в русское общество, а также отстаивавшего традиционный взгляд на отношения Церкви и государства. Это сочинение вызвало недовольство Петра I, а его автор был обвинен в приверженности «папежскому духу». Лишь после смерти Петра, когда влияние митрополита Феофана несколько ослабло, бывшему ректору Московской Академии архиепископу Тверскому Феофилакту (Лопатинскому) удалось в 1728 г. издать «Камень веры». Впрочем, с воцарением в 1730 г. Анны Иоанновны и началом бироновщины положение митрополита Феофана вновь значительно укрепилось, что печальным образом отразилось на его идейных противниках. «Камень веры» вновь был запрещен, а его издатель в 1735 г. был лишен сана и подвергся заточению. Вновь «Камень веры» был издан уже при Елизавете Петровне митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем). В середине XVIII в. острота богословской полемики значительно притупилась, однако с 60-х годов феофановское направление уже твердо занимает господствующие позиции в русской духовной школе. Между тем с 40-х годов XVIII в. наблюдается заметное оживление в издании русской духовной литературы. В 1751 г. вышло из печати новое издание славянской Библии, над подготовкой которого ряд лет трудились ученые иноки Иаков (Блоницкий), Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский). Среди русских церковных писателей второй половины XVIII в. особенно выделяются святой Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), митрополит Московский Платон (1731—1812). Святитель Тихон Задонский явился ярчайшим представителем нравственно-религиозного направления в русском богословии. Знание трудов западных христианских мистиков и моралистов сочетается в его сочинениях с творческим осмыслением православной аскетической традиции. Два его обширных сочинения — «Об истинном христианстве» и «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также многочисленные проповеди, письма, увещания к пастве, духовенству и инокам навсегда вошли в сокровищницу православной духовности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

§25. Митрополит Стефан (Яворский) Рязанский (1658–1722 гг.) оставил по себе ряд интересных сочинений. Главные произведения митр. Стефана – полемическое антилютеранское сочинение «Камень веры» и эсхатологическое сочинение «Знамение пришествия антихриста и кончины века», актуальное в связи с внутри-церковными нестроениями XVII столетия. Митр. Стефан обладал проповедническим даром, что отразилось на его гомилетических сочинениях. Известно 29-ть его проповедей – догматических, нравоучительных и по церковному году. Богословие митр. Стефана основано на западной схоластике, хотя причин для обвинения его в неправославности не имеется. Положительное значение митр. Стефана – в противостоянии протестантизму, открытому западному и скрытому отечественному, пытавшемуся внедриться в Православие. §26. Архиепископ Феофан (Прокопович) Новгородский (1681–1736 гг.) является автором многочисленных сочинений. Его сочинения носят не столько богословский, сколько исторический и прямо политический характер, в духе государственных реформ того времени. Он продолжил драматургическую традицию в русской церковной письменности, сочинив трагикомедию «Владимир». Сочинял он и стихи. Кроме русского языка, архиеп. Феофан много писал на латинском и польском языках. В литературном творчестве и богословии архиеп. Феофана прослеживаются следы идей эпохи возрождения. В центре его системы поставлен секулярный идеал просвещенного человека и сильного своим просвещением государства. Во имя просвещения он сатирически выступает против прежних церковных и государственных форм. Положительной стороной писательской деятельности архиеп. Феофана может быть признана ее по-существу антилатинская направленность. Она, восстает, иногда даже чересчур ревностно, против каких-либо проявлений латинства в Русской Церкви. §27. Митрополит Арсений (Мацьевич) Ростовский († 1772 г.) за борьбу с государственными реформами, ущемлявшими интересы Церкви, был лишен сана и монашества и умер в заточении. Митр. Арсений – автор полемических сочинений «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый «Молоток " » и «Увещание» к старообрядцу игумену Иоасафу. Митрополит был плодовитым гомилетом, составившим более двухсот проповедей. Причем, многия проповеди такой длины, что чтение их с амвона разделялось на несколько дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Впоследствии православная жизнь на территории будущей Санкт-Петербургской епархии была связана с Новгородом Великим и Псковом. Портрет Петра I в рыцарских доспехах (Художник Натье Жан Марк) Так вплоть до 1721 года эти земли находились в ведении новгородских архиереев, в XVIII веке претерпев значительные церковные изменения. Традиционно именно это время считается началом Синодального периода церковной истории, но его история началась задолго до того, как Петр Великий учредил Святейший Синод. Прежнее, патриаршее, управление Церковью прекратилось со смертью (16 октября 1700 года) одиннадцатого Патриарха Московского Адриана (1637/1639? – 1700). Но тогда Петр, целиком поглощенный войной, не имел ни времени, ни желания заниматься церковными вопросами. Видимо, по этой причине он не стал называть своего кандидата на Патриарший Престол, хотя традиция избрания Первосвятителя в соответствии с монаршей волей издавна существовала в Московском государстве. 16 января 1700 года Петр назначил Экзархом (Местоблюстителем) Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; 1658–1722). Экзарху была предоставлена возможность вести дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». В 1711 году, после учреждения Правительствующего Сената, Местоблюститель Патриаршего Престола с Освященным Собором не мог поставить без согласия Сената ни одного архиерея. Сенат вмешивался во все церковные дела: определял настоятелей в монастыри, заботился о защите православия и распространении веры среди «инородцев», строил храмы, распределял святое миро и прочее. В 1715 году именно Сенат отдал распоряжение о рукоположении некоторых монахов в священный сан и скорейшем возведении их в архимандриты, указав даже место совершения хиротонии. 22 января 1716 года Сенат принял указ, согласно которому архиереи под присягой обязывались отлучаться из своих епархий только в крайнем случае, мягко обращаться с противниками Церкви, не строить храмов более необходимого, назначать священнослужителей по потребности, объезжать епархию не реже одного раза в 2–3 года и не вмешиваться в мирские дела.

http://azbyka.ru/palomnik/Ленинградская_...

по 10 р. и 10 четвертей хлеба, а в 1705 г. оно было сокращено на половину. Впрочем это определение касалось лишь 58 монастырей из общего числа более 700. Одновременно были определены штатом и архиерейские дома, но только 12 из 28 157 . В дальнейшем Петр неоднократно пользовался церковными имуществами на государственные нужды и вообще не упускал из виду экономической стороны производимой им церковной реформы. Однако его рука коснулась не одних имуществ, а всех сторон церковной жизни. За первую четверть XVIII в., пока не было учреждено нормальное церковное правительство, Петр успел расширить границы веротерпимости 158 ; позаботился о внешней миссии, о поддержании Восточных Церквей милостыней, об упорядочении церковной дисциплины и богослужения; принял меры в насаждении образования среди духовенства; издал несколько указов относительно деятельности архиереев в епархиях с целью искоренения злоупотреблений ими своею властью; положил начало упорядочению приходской и монастырской жизни. Поскольку для дела требовались деньги Петру на помощь приходил Монастырский Приказ. В результате многое подверглось изменению и улучшению 159 , нередко не только без участия, но и без ведома духовной иерархии, как и следовало по требованиям исторического момента и принятых в руководство западных принципов. Впрочем среди архиереев эпохи Петра и не было вовсе лица, который мог бы встать во главе движения к усовершенствованию нашей церковной жизни, не было не потому, чтобы не существовало тогда искренних и ревностных пастырей, а потому, что такие не могли взять на себя активной роли по своему смирению, противоположные же им, напротив, не могли быть допущены к такой роли по их глубокому не сочувствию к намечавшейся церковной реформе 160 . Наконец, как тогда, так и после, даже, пожалуй, до сих пор не было и нет таких лиц из среды русской иерархии, которые понимали бы сущность болезни, умели бы найти безвредные средства для ее излечения и решились бы смело взять на себя роль врача. Главным лицом того времени был Митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский (1658–1722) 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

40 Здесь разумеются крестные язвы Христа на Его пречистых руках, ногах и ребре. 41 Так писал св. Димитрий к другу своему монаху Феологу, справщику Печатного Двора в Москве. 42 Мшелоимство значит — корысть. 43 Оставшаяся большая библиотека ученого архипастыря Ростовского, состоявшая из греческих, латинских, польских и славянских книг, рукописных и печатных, поступила в Московскую Патриаршую (ныне Синодальная) Библиотеку. Несколько книг, принадлежавших св. Димитрию, находятся в Библиотеке Московской Синодальной Типографии. 44 Мелкая монета. 45 Стефан Яворский (16581722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола, был один из самых видных деятелей Петровского времени; известен как проповедник. С св. Димитрием он познакомился в 1684 г. 46 Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшегося в 1696 году. 47 Празднование в честь Толгской иконы Божьей Матери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. Ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы. 48 Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах. 49 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал жизнеописание святого, а служба ему составлена Амвросием, епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022

http://pravmir.ru/zhitie-svyatitelya-dim...

Казанский храм (Топорково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский храм (Топорково). Деревянная Казанская церковь существовала в Топоркове с 1705. Её последнее здание в 1806 г. перенесли в Николо-Берлюковскую пустынь. В 1990-х в деревне поставлен памятный знак с Крестом, в 2010 г. заложена новая каменная церковь. Содержание История [ править править код ] Интереснейшая судьба ныне утраченного памятника деревянного зодчества, — церкви Казанской иконы Божией Матери из села Богородского, Топорково тож (в наши дни — деревня Топорково Анискинского сельского поселения Щёлковского района Моск. обл.) до сих пор мало изучена, несмотря на то, что её довольно неординарная история, несомненно, достойна вдумчивого исследования. История святыни заслуживает внимания ещё и в виду того, что не так давно было принято решение о восстановлении храма в Топоркове, а в 2010 году был утверждён его проект. 8 октября 2015 г. был вырыт котлован и залито основание под фундамент. Впервые храм был возведён в Топоркове в 1705 году. По челобитью вотчинного владельца деревни, стольника Фёдора Михайлова сына Клешнина (ок. 1667- после 1713) от октября 1703 года на имя митрополита Рязанского и Муромского ( с 7 апреля 1700 года) Стефана (Яворского; 1658-1722) — известного деятеля Петровского времени, сруб старого деревянного храма был в разобранном состоянии перевезён в Топорково из села Воскресенского Черноголовской волости Московского уезда (ныне с. Воскресенское Ногинского р-на Моск. обл.)… К тому времени в дворцовом селе Воскресенском находилось две церкви. Воскресения Христова (построенная до 1628 г.) с приделом Покрова Пресвятой Богородицы (построенным ок. 1633/34 г. и ок. 1646 г. упразднённым) и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (построенная ок 1646 г.) с приделом Николая Чудотворца (1675/76 гг). В марте 1702 года местным священником Лукой Автамоновым было получено разрешение на возведение нового деревянного Покровского храма, который был построен к сентябрю того же 1702 года (антиминс выдан 25 сентября 1702 г.), а в Топорково был перевезён разобранный сруб старого Покровского храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

Часть собранных им сокровищ Актов начал продавать уже в 1838 г., вскоре после переезда в Петербург. Окончательную же распродажу собранных им рукописей и книг осуществила его вдова – В. Актова. Продать библиотеку целиком в одни руки ей не удалось, т.к. у крупных книгохранилищ необходимых для этого средств в то время не было. Распроданная по частям, библиотека Актова влилась во многие книжные собрания. Известно, что часть книг предлагала приобрести и С.-Петербургская Духовная Академия. Некоторые из книг, принадлежавших Актову, попали и в собрание Петербургского университета (всего 17 книг и 1 рукопись). Поныне украшением библиотеки университетского собрания иикунабулов является Библия , напечатанная Генрихом Эггештейном в Страсбурге в 60-х гг. ХУ в. 9). Это шедевр раннего типографского искусства: в книге 23 выполненных от руки многокрасочных инициала и многочисленные красные и синие рубрики. Интересен и другой инкунабул 15): Описание путешествия в Святую землю Бернарда фон Брейденбаха, изданное в Майнце в 1486 г. участником путешествия художником Эрхардом Ройвихом. Художник снабдил книгу многочисленными иллюстрациями – гравюрами на дереве, выполненными по сделанным им во время странствий рисункам. Из собрания Актова в университетскую библиотеку поступили не только старинные западноевропейские книги, но и сочинения отечественных авторов. Среди них – имеющее прямое отношение к истории Реформации, сочинение митрополита Стефана Яворского «Камень веры». Один из виднейших церковных деятелей начала ХУШ в. – митрополит Стефан Яворский (1658–1722), которого Петр 1 за его латинскую образованность и западнические симпатии назначил сначала местоблюстителем патриаршего престола, а затем и главой только что учрежденного Синода, был скрытым противником петровских реформ. Его книга, формально направленная против лютеранского исповедания и содержащая защиту догматов и традиций Православия, была направлена и против царя, стремившегося, по примеру протестантских государей, подчинить Церковь императорской власти и широко привлекавшего для осуществления своих реформ иноземцев-лютеран. Поэтому «Камень веры» мог быть напечатан только в 1728 г., когда ни Петра 1 (сконч. в 1725 г.), ни автора книги уже не было в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

История епархии История Санкт-Петербургской епархии как самостоятельного образования ведет свое начало с 1 сентября 1742 года. Однако, по мнению историков, Православная Церковь в этих местах «современна образованию Русского государства» (Минувшие судьбы Петербургского края. (По поводу 200¬-летия Санкт¬-Петербурга.) Церковно­исторический очерк Ф. В. Четыркина. СПб., 1903. С. 3.). Более того, существует предание, согласно которому еще апостол Андрей Первозванный посетил эти края и даже побывал на месте будущей столицы Российской империи. В момент основания Санкт-Петербурга и в последующее время сказание о посещении святым Андреем края признавалось за истину как Петром Великим, так и его современниками, и было записано следующим образом: «от Друзина (т. е. Грузина), св. апостол Христов Андрей Первозванный имел шествие рекою Волховом и озером Нево (т. е. Ладожским) и рекою Невою сквозь места царствующего града Санкт-Петербурга в Варяжское море (т. е. Балтийское); и в это шествие оные места, где царствующий град Санкт-Петербург, не без благословения его апостольского были» (цитировано по: там же. С. 4.).  Предание представляет интерес прежде всего потому, что связывает судьбы северо-¬западных русских земель с первым учеником Христа, благословившим не только Киев (куда апостол Андрей пришел из Крыма), но и те места, где спустя почти восемнадцать веков был основан Петербург – новая столица Российского государства, заместившая православную Москву – легендарный «Третий Рим».  Но и в то время, когда центр государственности находился в Киеве – «Матери городов Русских», северо-западные земли не были оставлены христианским просвещением. Сохранилось сказание о том, как княгиня Ольга после крещения в Царьграде посетила свой «вдовский» удел (впоследствии – Гдовский уезд) и на берегу реки Наровы водрузила крест.  Впоследствии православная жизнь на территории будущей Санкт-Петербургской епархии была связана с Новгородом Великим и Псковом.  Так вплоть до 1721 года эти земли находились в ведении новгородских архиереев, в XVIII веке претерпев значительные церковные изменения. Традиционно именно это время считается началом Синодального периода церковной истории, но его история началась задолго до того, как Петр Великий учредил Святейший Синод. Прежнее, патриаршее, управление Церковью прекратилось со смертью (16 октября 1700 года) одиннадцатого Патриарха Московского Адриана (1637/1639¬? – 1700). Но тогда Петр, целиком поглощенный войной, не имел ни времени, ни желания заниматься церковными вопросами. Видимо, по этой причине он не стал называть своего кандидата на Патриарший Престол, хотя традиция избрания Первосвятителя в соответствии с монаршей волей издавна существовала в Московском государстве. 16 января 1700 года Петр назначил Экзархом (Местоблюстителем) Патриаршего Престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского; 1658–1722). Экзарху была предоставлена возможность вести дела «о расколе, противностях Церкви и ересях». 

http://mitropolia.spb.ru/about/history/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010