Ю. А. Казачков Оправдание И. З. и перенесение его мощей в Константинополь Сторонники И. З. в К-поле и Антиохии отказывались признать Аттика и Порфирия законными епископами, вследствие чего образовался иоаннитский раскол. Первая попытка примирения с иоаннитами была предпринята в Антиохии. Преемник Порфирия Александр (414-424) был настроен на перемирие со всеми раскольниками. Он первым внес имя И. З. как епископа в диптихи (ранее исключенное) ( Theodoret. Hist. eccl. V 35) и вернул кафедры вост. епископам Паппе и Елпидию, к-рые были низложены Порфирием за приверженность И. З. В 415 г. еп. Александр обратился в Рим с предложением восстановить церковное общение. Это предложение было рассмотрено еп. Иннокентием I и специальным Собором 20 италийских епископов и рим. клириков. Действия еп. Александра по примирению как с иоаннитами, так и с евстафианами были одобрены. В Антиохию были отправлены 2 послания Римского епископа ( Innocent. I, Papa. Ep. 19, 20): одно официальное, за подписью 20 епископов, 2-е личного характера, где еп. Иннокентий выражает желание поддерживать постоянную переписку с еп. Александром, чтобы быть в курсе дел, происходящих на Востоке. По антиохийским вопросам еп. Иннокентий консультировался с нашедшим прибежище в Риме Иоанном Кассианом, к-рый ранее был диаконом у И. З. Хотя в посланиях еп. Иннокентий упоминает о консультациях с Иоанном Кассианом только по вопросу о евстафианах, не исключено, что затрагивалась и проблема иоаннитов. Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Фрагмент иконы «Свт. Иоанн Златоуст, со сценами рождества и перенесения мощей». Иконописец Феодор Игнатьев. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Фрагмент иконы «Свт. Иоанн Златоуст, со сценами рождества и перенесения мощей». Иконописец Феодор Игнатьев. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ) Антиохийские послы привезли еп. Иннокентию также письма еп. Акакия Веррийского, бывш. противника И. З., к-рый изъявлял желание восстановить общение с Римом. Ответное послание еп. Акакию было поручено передать через еп. Александра. Дело еп. Акакия разбиралось Собором 20 епископов, на котором было принято решение по этому вопросу (в послании не уточняется какое именно). Еп. Акакию еп. Иннокентий ответил, что требует от него лишь оставить злобу на иоаннитов и присоединиться к действиям еп. Александра, что еп. Акакий должен будет засвидетельствовать перед Римским епископом,- этого будет достаточно для его принятия в общение ( Idem. Ep. 21).

http://pravenc.ru/text/540881.html

Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого. Клеймо иконы «Прп. Варлаам Хутынский, с житием». Посл. треть XVI в. (ЯХМ) Осенью 1407 г. К. Д. был послан «от брата своего от великого князя Василья на наместьничьство» в Вел. Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 400) и сел «во великого князя место на Городище» (Там же. Т. 17. Стб. 53; одновременно на новгородских пригородах вновь появился мстиславский кн. Лугвень (Семен) Ольгердович - Там же. Т. 6. Вып. 2. С. 34-35). В 1410 г. князь К. Д. впал «в болезнь лютую». Рассказ об его чудесном исцелении во 2-й пол. XV в. был включен в состав митрополичьей летописи, текст к-рой отразился в тексте Софийско-Львовского летописного свода (по мнению А. Н. Насонова , автором рассказа был Роман Кожух, дьяк митр. Геронтия , бывшего архимандрита Успенского Симонова мон-ря, в к-ром К. Д. позднее принял постриг - Насонов А. Н. История рус. летописания, XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 306). Чувствуя приближение смерти, К. Д. приказал боярам и слугам отнести себя в соборный храм Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, к раке основателя обители прп. Варлаама Хутынского . По молитвам святому князю стало намного лучше; «потребная дав», К. Д. покинул обитель, «хваля и благодаря Бога и святаго Варлама» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 23-25). По-видимому, благодаря вниманию К. Д. к Хутынскому монастырю позднее его племянник и наследник, вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный, тоже оказывал попечение обители. В 1411 г. К. Д. вернулся в Москву. В кон. июля следующего года псковичи вновь «испросиша собе» его на княжение. 11 нояб. К. Д. въехал в Псков. Видимо, посредничество К. Д. помогло псковичам уладить затянувшийся военно-политический конфликт с соседями, и «мир взяша с новгородцами по старине» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. Стб. 35-36). Возможно, именно с К. Д. связано создание в 1412 г. новой редакции Псковской судной грамоты ( Мусин А. Е. Церковь и горожане средневек. Пскова: Ист.-археол. исслед. СПб., 2010. С. 283-284).

http://pravenc.ru/text/2057070.html

Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами. Избиение младенцев. Фрагмент иконы «Рождество Христово». Сер. XVII в. (ЯХМ) Избиение младенцев. Фрагмент иконы «Рождество Христово». Сер. XVII в. (ЯХМ) В поствизант. искусстве (росписи XVI-XVII вв. соборов афонских монастырей: Великой Лавры свт. Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217). В русских иконописных подлинниках под 29 дек. дается описание композиции, близкое греч. Ерминии: «Святых мученик иже Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме 14 тысящ. Ирод царь седит на престоле, за ним мучители младенцов биют и секут мечи и на копиях подымают пред царем, а жены из загорья видет плачут, простовласы, а за царем град стоит и башни, а у воинов под ногама много младенцов побитых лежат, мертвы в крови» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 61). Однако на прорисях и минейных иконах обычно опускается изображение Ирода, а иногда и воинов, и представлены лишь стоящие младенцы с нимбами. Чаще «И. м.» и сопутствующие апокрифические сцены включаются в состав сложных многочастных композиций «Рождество Христово» и в качестве клейм на житийных иконах св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/293832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ» [греч. Ο μονοϒενς Υς; слав.    ], тропарь, выражающий учение Церкви о домостроительстве спасения; в совр. правосл. богослужении поется во время полной евхаристической литургии в конце 2-го антифона , а также входит в состав чина изобразительных. Текст «Е. С.» «Единородный Сыне». Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) «Единородный Сыне». Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) во многом созвучен выражениям Никео-Константинопольского Символа веры; в тропаре также прослеживаются параллели с догматом Халкидонского Собора 451 г. Исходя из указанного сходства текстов, Э. Веллес пришел к заключению, что автор тропаря ограничился поэтическим перефразированием определенных членов Никео-Константинопольского Символа веры и добавлением формулы-славословия и прошения о спасении ( Wellesz. 19612. P. 179), но эта т. зр. была подвергнута серьезной критике Я. Баркхёйзеном ( Barkhuizen. 1984). Тропарь представляет собой одно предложение, в к-ром помещенному в конце текста сказуемому - прошению о спасении (    ) - подчинен ряд причастных оборотов, служащих его смысловым обоснованием (                    ). Анализ грамматических форм употребленных в тропаре греч. причастий позволяет разделить предшествующий прошению текст на 3 части, в к-рых описываются разные временные измерения: вечность (причастие наст. времени) - историческое прошлое (аористные причастия) - вечность (причастия наст. времени). 3-частной является ритмическая организация текста тропаря (Ibid. S. 4). Наконец, и с т. зр. содержания текст «Е. С.» можно разделить на 3 части, кратко повествующие о предвечном существовании, воплощении и воскресении Христа. Т. о., несмотря на заимствования из догматических определений I, II и IV Вселенских Соборов, структура текста «Е. С.» является тщательно разработанной и тонко сбалансированной (Ibid. S. 5). Центральная идея тропаря заключается в том, что на Кресте пострадал Единородный (т. е. единственный) Сын Небесного Отца, вечное Слово Божие, Которое ради нашего спасения «стало плотию» (Ин 1. 14) и вочеловечилось ( Onasch K. Liturgie u. Kunst der Ostkirche in Stichworte. Lpz., 1981. S. 90-91). Эта идея - существенная часть христологического синтеза, осуществленного правосл. богословами круга имп. св. Юстиниана I Великого (527-565), тропарь «Е. С.» как нельзя лучше соответствует данному синтезу.

http://pravenc.ru/text/189555.html

В. показан в молении образу Стилиана, стоящего на коленях перед иконой Богоматери и держащего на руках младенца; см.: Красилин М. М., Данченко Е. А. Церковные древности Самарской земли: Кат. М., 2009. Кат. 4). Прп. Симеон Столпник и мч. Иоанн Воин. Икона. Нач. XVIII в. (ЯХМ) Прп. Симеон Столпник и мч. Иоанн Воин. Икона. Нач. XVIII в. (ЯХМ) Сохранились иконы, на к-рых И. В. изображен вместе с местночтимыми восточно-христ. и рус. святыми, относящимися к разным ликам. В 20-30-х гг. XVIII в., когда в московской ц. Благовещения на Бабьем городке появился придел прп. Марона, для него была написана икона этого святого, вместе с И. В. предстоящего образу «Сошествие во ад» (Москва православная. 1994. С. 292); создание подобной иконы для храма, находящегося близ ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка, объясняется почитанием мученика в этой части Москвы (ср. с данными о приделе во имя св. Иоанна Воина, к-рый до 1814 существовал в Казанской ц. на той же улице «у Калужских ворот»). О почитании И. В. в Ярославле свидетельствует его изображение на 2-сторонней иконе рубежа XVII и XVIII вв. с «Распятием» на лицевой стороне (НГОМЗ): мученик вместе с 5 св. ярославскими князьями показан в молении Толгскому образу Божией Матери. Особенно оригинальна икона 1-й трети XVIII в., на к-рой И. В. вместе с кнг. Анной Кашинской представлен в молении образу «Зачатие св. Иоанна Предтечи» («Благовестие Захарии») (частное собрание; см.: MacDougall " s Russian art Auctions: Icons of the Orthodox World. 2 Dec. 2009. L., 2009. N 11. P. 24-25). Образ И. В. соединялся с темой почитания рус. святых и в рамках более сложных программ: в 1740 г. Козьма Иванов Березин написал для иконостаса собора устюжского Иоанно-Предтеченского мон-ря икону мучеников И. В., Георгия и вмч. Димитрия, кн. Александра Невского и Устюжских святых - юродивых Прокопия и Иоанна (парным образом служила икона святителей, среди к-рых были представлены широко почитавшиеся Антипа Пергамский и Харалампий Магнезийский; см.: Сорокатый В.

http://pravenc.ru/text/471095.html

1729 С западных источниках иконографии см.: Горстка А. Н. Иконография «Плоды страданий Христовых» на материале кунейской фрески капеллы Санта-Кроче в Мондови Пьяцца//II Научные чтения памяти И. П. Болотцевой, с. 15–21; Кузнецова О. Б. Гравюра Василия Андреева «Распятие с чудесами»: источники изображения//Там же, с. 30–44. 1735 Свт. Димитрий, митрополит Ростовский. Собрание поучительных слов и других сочинений. Ч. 6. Л. Ч об. Этот текст следует сравнить с текстом Димитрия Кантакузина «Целование Удов, или ран Господа нашего Иисуса Христа на всяк день», приведенным в том же «Собрании поучительных слов...», ч. 1, л. ОИ об. – О. Здесь же отметим новое внимание к Страстному лику Христа в западной живописи XVII в. – ярким примером отражения сострадания и призывом к внутреннему отклику является «Сударий св. Вероники» Ф. Сурбарана из стокгольмской Национальной галереи (ил. 10). 1736 Поучения и слова иже во святых отца нашего Димитрия митрополита Ростовского. М. 1892, с. 4–9. 1744 См. об этом: Звездина Ю. Н. Тема Страданий Христа в духовной поэзии XVII века//IV Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 2000, с. 76–83. Необходимо указать на яркий возврат к теме сердца и души-невесты (в отражении с текстом Песни песней) в западной культуре XVI–XVII веков. См. ряд примеров: Knipping J. В. Iconography of the Counter Reformation in the Netherlands. Vol. 1, p. 34, Pl 99–105. В средние века знаменитые проповеди на текст Песни песней создал Бернард Клервоский (1091–1153), см.: Памятники средневековой латинской литературы Х–ХП веков. М., 1972, с. 310–312, 542. 1745 Ил. см.: Произведения иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля из собрания Останкинского дворца-музея. Каталог. М., 1992, 4. 1747 Напомним также, что в последней четверти XVII века изображения орудий Страданий начинают помещать в нижнем конце напрестольных крестов, что в XVIII в. станет устойчивой традицией. 1748 О датировке см.: Бахарева Н. Н. Заметки к истории бытования изобразительного сюжета «Плоды Страданий Христовых»//VI Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 2002, с. 155–158. Мы, со своей стороны, полагаем, что иконография органично входит в сферу духовной культуры периода правления царя Федора Алексеевича (ум. 1682).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1720 Ил. см.: Knipping J. B. Iconography of the Counter Reformation in the Netherlands. Heaven of Earth. Leiden, 1974. Vol. 1. PI. 172. 1723 Этой иконографии посвящен ряд статей в сб.: II Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 1998; III Научные чтения памяти И. П. Болотцевой/ЯХМ. Ярославль, 1999. 1724 Об атрибуции виршей см.: Лавров А. С. Гравированный лист с виршами Сильвестра Медведева//ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50, с. 519–525. Тексты см. также: РовинскийД. А. Русские народные картинки Кн. 3. 932. 1725 См.: Там же. Кн. 4, с. 661–662. Четвертый образ, по этому преданию, обретен после Вознесения: Христос явился в доме мученицы Акилианы, умылся и отер лицо убрусом. 1726 О возможной связи этого образа с темой времени и зодиакальным циклом см.: Звездина Ю. Н. Тема времени и образы апостолов в культуре XVII века//Искусство христианского мира, вып. 4, М., 2000, с. 285–294. Первые опыты интерпретации образа см.: Чубинская В. Г. Икона Федора Рожнова «Распятие с апостольскими страданиями»: опыт символико-аллегорической интерпретации//Труды Всероссийской научной конференции «Когда Россия молодая мужала с гением Петра», посв. 300-летнему юбилею отечественного флота. Переславль-Залесский, 1992, вып. 2, с. 93–103; из последних публикаций того же автора см.: Икона «Распятие с апостольскими страданиями» 1697–1699 годов. Символико-аллегорический замысел в контексте исторических событий//Петр Великий – реформатор России (Музеи Моск. Кремля; вып. 13). М., 2001, с. 144–159 1727 Мы уже упоминали о несомненном сходстве такого принципа изображения с западноевропейскими эмблемами конца XVI–XVII в., например из книг Камерария. См.: Camerarius J. Symbolorum et emblematum. Lib. 1–4. Nurnberg, 1590–1604; Звездина Ю. H. Особенности изображения страстных эмблем в русской иконописи конца XVII–XVIII века, с. 46–53. 1728 Этому можно найти соответствие в «Слове на Святую Троицу» свт. Димитрия Ростовского , где в дар Троице приносятся три золотые монеты с эмблематическими изображениями. См.: Свт. Димитрий, митрополит Ростовский. Собрание поучительных слов и других сочинений. М., 1786. Ч. 6. Л. ЧД–PS об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

р. настоятелю и братии и 2 тыс. р. на благоукрашение обители. Свт. Димитрий Ростовский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЯХМ) Свт. Димитрий Ростовский. Икона. 2-я пол. XVIII в. (ЯХМ) Вместе с останками др. Ростовских святых мощи Д. были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей , в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Иаковлевском мон-ре, мощи Д. были возвращены в обитель и установлены в ц. во имя свт. Иакова Ростовского. Творения Агиографические и богослужебные сочинения По повелению архиеп. Лазаря (Барановича) в 1677 г. Д. написал кн. «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) - первое из дошедших до нас его сочинений, к-рое представляет собрание сказаний о 22 чудесах от иконы Богоматери в черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Книга была напечатана в типографии Черниговского архиепископа. Ее переработкой стало др. соч. Д.- «Руно орошенное» (Чернигов, 1683). В отличие от кн. «Чуда...», написанной на юго-западнорусском лит. языке XVII в.- «простой мове», язык «Руна...» - церковнославянский. «Руно...» содержит описание 24 чудес, а также «Беседы» и «Прилоги», отсутствующие в кн. «Чуда...». «Руно...» начинается посвящением архиеп. Лазарю и 2 предисловиями. В 1-м предисловии сказано, что «книжка» вышла с исправлением нравоучений и приложением «кратких бесед духовных»; беседы и нравоучения составлены автором, примеры собраны из разных источников. Имя автора читается в акростихе, помещенном после предисловий. «Руно...» издавалось 7 раз, в т. ч. неск. раз в типографии черниговского Троице-Ильинского монастыря. Издания отличаются предисловиями и приложениями, основной текст не менялся. Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) Четьи Минеи свт. Димитрия за декабрь. Кон. XVII в. (РНБ. F. I. 651. Л. 19) Главным агиографическим сочинением, работе над к-рым Д. посвятил более 20 лет (1684-1705), стала «Книга житий святых».

http://pravenc.ru/text/178011.html

Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

и тексты). С. 550, 559), что свидетельствует об известности образа. Тем не менее и на самой Псковской земле, и за ее пределами списки М. и. встречаются крайне редко. Доказательством того, что с этой иконографией были знакомы рус. иконописцы, служит опубликованная Н. П. Лихачёвым прорись из его собрания, очевидно снятая с иконы посл. трети XVII в. ( Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греческой иконописи: Изображения Богоматери в произведениях итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911. С. 89, 94. Рис. 203). В ней сохранены основные признаки иконографии оригинала, но сильно видоизменились одеяния и атрибуты предстоящих Довмонта и Марии: подобно др. рус. князьям и княгиням в произведениях 2-й пол. XVII в., они представлены в закрытых городчатых венцах, а одежды древнего типа изменены - на плечи накинуты шубы. Сходным образом выглядит большая (123,5×95 см) М. и. посл. четв. XVII в., написанная, очевидно, для одного из храмов Ярославля местным мастером (ЯХМ; ЯХМ: Кат. собрания икон. Ярославль, 2012. Т. 2: Иконы XVII - нач. XVIII вв. Ч. 2. Кат. 157). Происхождение иконы неизвестно, однако в ярославском храме Параскевы Пятницы на Всполье 24 сент., т. е. в день празднования М. и., совершался праздник в честь находившейся в этой церкви иконы «Избавление от бед страждущих» (Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 40), и можно предположить, что под этим именем там была известна именно М. и. Ярославская икона отличается от прориси тем, что Довмонт представлен с непокрытой головой, а кнг. Мария - в белом плате. Несмотря на эти несовпадения, прорись и икона ЯХМ обладают значительным сходством композиции и деталей: их сближают пропорции вытянутой фигуры Богоматери, положение Ее воздетых рук, поднятых почти по вертикали, и изображения архангелов, которые в отличие от соответствующих фигур на иконе из Псковского музея представлены в лоратных одеждах и заключены в медальоны. Возможно, прорись из собрания Лихачёва также происходит из Ярославля, где могли знать о М.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010