Ираклий (1796–1880) — иеромонах, духовник Александро–Невской лавры — 206, 224, 237 Иринарх, подъэконом Александро–Невской лавры — 178 Исаак — библейский патриарх, сын Авраама и Сары, отец Иакова и через него прародитель двенадцати колен Израилевых — 327 Исаев, доктор — 186 Исайя, архимандрит — Исайя (Булин Иван) (1828–1896) — послушник в Александро–Невской лавре (с 1846 г.), иеромонах (с 1865 г.), архимандрит (с 1871 г.) Крестовой митрополичьей церкви, наместник лавры (с 1890 г.) — 129, 131, 135, 138, 141, 156, 163, 171, 175, 176, 181, 192, 210, 217, 218, 220, 223–225, 232, 235, 240, 241, 286, 289, 291, 295, 302, 311 Исайя, отец из новгородского Юрьевского монастыря — 159, 163 Исеев Петр Федорович (1831–?) — конференц–секретарь Академии художеств (1868–1889); действительный статский советник — 108, 110, 113, 114, 115 Исидор, митрополит Петербургский, владыка — Исидор (Никольский Яков (Иаков) Сергеевич) (1799–1892) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1825), магистр (1826); архимандрит и настоятель мценского Петропавловского монастыря (с 1829 г.); ректор Орловской (с 1829 г.) и Московской (с 1833 г.) Духовных семинарий; настоятель Заиконоспасского монастыря (с 1833 г.), епископ Дмитровский (с 1834 г.), викарий митрополита Филарета (с 1834 г.), епископ Полоцкий (с 1837 г.) и Могилевский (с 1840 г.), архиепископ (с 1841 г.), экзарх Грузии (1844–1856) и митрополит (с 1856 г.); митрополит Киевский (1858–1860), Новгородский, Петербургский и Финляндский (1860–1892); священно–архимандрит Александро–Невской лавры; первенствующий член Святейшего Синода (см.: Каргопольцов И. Н. Высокопреосвященный Исидор, митрополит Нивгородский, С.-Петербургский и Финляндский. СПб., 1894 и др.) — 72, 80, 81, 82, 84, 90, 94, 109, 111, 115, 116, 125, 126, 62, 139, 160, 163, 164, 166, 167, 169, 171, 178, 179–180, 182, 188, 192, 194, 196, 197, 198, 201, 203, 205, 207, 209, 217, 234, 238, 239, 268, 278, 311, 312, 314, 317 Исидор Пелусиот — святой; ученик Иоанна Златоуста, пустынник, автор посланий — 136, 167, 171

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Софроний Лихуд переезжает в Москву и возглавляет вновь образованную греческую школу при типографском доме. 1707–1709 Просветительская деятельность школы для инородцев в Казани. Закладка Александро-Невской Лавры. Указ о приходских выборах. Открытие Петербургского Александро-Невского монастыря, настоятелем которого становится архимандрит Феодосий (Яновский). Заложение в Петербурге Петропавловского собора. По указу Петра I ректор московской Славяно-греко-латинской академии архимандрит Феофилакт (Лопатинский) приступает к сверке и исправлению существующего церковнославянского текста Библии. Вскрытие протестанствующей ереси кружка Дмитрия Тверитинова и Фомы Иванова, существовавшего с 1700 г. Ересиархи каются перед сенатским судом и ссылаются в монастыри. Ересиарх Фома Иванов в Чудовом монастыре уничтожает икону московского святителя Алексия. Стефан (Яворский) собирает освященный Собор, предавший протестантствующих еретиков анафеме. Фома Иванов сжигается на костре. Стефан Яворский приступает к написанию “Камня веры”, сочинения, направленного на опровержение протестантства. Указ о переписи всех раскольников, после проведения которой преследование правительством раскольников ограничивается преследованием только тайных (уклонившихся от открытой записи в раскол) раскольников и фанатических расколоучителей. Православная духовная миссия под начальством архимандрита Илариона (Лежайского) поселяется в Пекине. 1715–1738 Активная миссионерская деятельность инока (а потом епископа Нижегородского) Питирима по обращению раскольников в юрьевском и балахновском округах. Число раскольников там за этот период сократилось с 40000 до 2000 человек. По указанию Петра I из Киева приезжает Феофан Прокопович, ректор Киевской Академии. Архимандриты Феофилакт (Лопатинский) и Гедеон (Вишневский) направляют Петру I через патриаршего местоблюстителя Стефана Яворского обвинение Феофана Прокоповича в протестантизме. Введение института армейских священников во главе с обер-священником. Польское правительство издает указ о запрещении строить новые православные храмы и чинить уже существующие.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Заключаю сие письмо мое к Вашему Высокопревосходительству искренним желанием и посильною молитвою, да поможет Вам Господь Бог устроить край наш, как только можно; и да пошлет Вам добрых и верных помощников! и да хранит Вас Он во всех путях Ваших! Господь с Вами! Прощайте, до свидания! С искреннею любовью и сердечным желанием всех благ Вам, честь имею быть Вашего Высокопревосходительства покорнейшим слугою Иннокентий, Епископ Камчатский. Сентября 30 дня 1849. Новоархангельск. Письмо 81 Милостивый Государь, Андрей Николаевич! 148 Письмо, посланное Вами ко мне чрез Николая Николаевича от 15 января 1849 г., до меня дошло только 17 сентября; тогда как мог-бы его получить даже в июне. И это оттого случилось, что Николай Николаевич хотел доставить мне его, как можно ранее. Вы уже наверное знаете, что я ныне быль в Петропавловск и там, между прочим, видел и познакомился с Николаем Николаевичем. И скажу Вам одним словом, что я полюбил его от всего сердца, как истинно русского. Благодарение Господу, что наконец Он послал к нам такого человека. Молю и не престану молить Бога, чтобы Он продлил его жизнь и помог ему исполнить все, что он желает. Я это письмо посылаю к Вам чрез него. Я обещался писать ему при всяком случае и исполняю. Получив ныне известие о пожертвованиях, сделанных покойною (дай ей, Господи, царство небесное!) графинею Орловою, знаете-ли что? я позавидовал Юрьевскому монастырю 149 и подумал: о! если-бы эти 300 т. р. покойная пожертвовала в пользу русских духовных миссий!... Но видно Господу Богу так угодно. Возвратившись в Ситху 11-го сентября, я ничего почти нового не нашел, кроме того, что отправленный ныне на север Америки иеромонах в помощь к тамошнему миссионеру прибыл на место здоров, а с ним вместе приехали туда и работники для построения церкви в миссии. О двух иеромонахах, которых я просил прислать мне для миссии, я на последней почте (от первых мая) не получил никакого уведомления. Пишу об этом новому митрополиту 150 , которому, по совету Вашему, решился писать. Но ладно-ли это будет? Не примет ли он это жалобою? Впрочем, я ничего не боюсь и ничем не дорожу, пусть делают то, что Господь им вложит на сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Олонецкой губернии: муж. монастыри – 1) – ангеменозерская архангельская пуст., 2 ) андрусова николаевская пуст ., 3) – покровская чеменская или челмогорская, 4) – вознесенская пуст., 5) задненикифоровская введенская пуст., 6) свирский Ильинский монаст., 7) высокоезерская пуст., 8) габановская пуст., 9) елгомская пуст., 20) кожеозерский неопалимой купины монаст., 11) – лебяжский, 12) лужандрозерский, 13) мурманский онежский, 14) на тридевяти носах петропавловский, 15) пятницкий кедринский, 16) клименцы олонецкий , 17) кодлозерскаях пуст., 18) машина или машеозерская пуст., 19) рубежский троицкий, 20) старый троицкий александросвирский, 21) паданская п., 22) троицкий синорецкий, 23 ) сололянская пуст., 24) – сторожевский николаевскиий, 25 ) сильинская или сыринская п., 26) сяндебская успенская п., 27) хергозерская пуст., 28) юрьегорский пли юрьевский монастырь, 29) – шуезерская пуст., 30) яблонская пуст., 31) яшезерская благовещенская пуст. Девичьи монастыри – 1) брусенский николаевский и 2) вертьевская благовещенскаях пуст. Орловской губерни: муж. Монастыри – 1) болховская рождественская пуст., 2) – брянский предтечев песоцкий, 3) брянская белоберезская пуст ., 4) елецкий троицкий , 5)ливенский сергиев, 6) на козье степи бродянский поликарпов, 7) пятницкий брянский спасский, 8) радогоцкая спасская пуст., 9) столбовский николаевский, 10) зменская предтечева пуст. Девичьи монастыри: 1) брянский вознесенский, 2) елецкий богородицкий , 3) карачевский введенский, 4) мазенский вознесенский и 5) Ильинский трубчевский. Пензенской губернии: мужск. монастыри – 1) ильинский саранский, 2) казанский мокшанский, 3) пензенский предтечев, 4) саранский и умовский, 5) пивогородищенский николаевский, 6) рябинина краснослободскаях пуст., 7) сарапский богородичный, 8) соленейская или самолчевскаях пуст., 9) ямский владимирский и 10) преображенский паровчатский. Дивичьи монастыри – 1) инсарский одигитриев, 2) казанский ломовский, 3) казанский мокшанский, 4) покровский нижнеломовский ни аграфенин, 5) покровский краснослободский, 6) тихвинский керенский , 7) рождественская богадельня. 8) саранский богородичный, 9) аграфенина нижнеломовская и 10) воздвиженская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Православная Церковь называет апостолов Петра и Павла первоверховными. Празднику святых апостолов Петра и Павла в Православии предшествует пост Апостольский (Петров пост), который в Беларуси, как отмечали этнографы в XIX в., соблюдался весьма строго. А 29 июня в городах и местечках Беларуси устраивались самые крупные ярмарки: в Минске, Могилеве, Пинске, Борисове, Шклове, Турове, Лоеве, Бешенковичах и др. 285 День этот был праздничным, крестьяне, несмотря на обилие работ по хозяйству, не работали. В белорусском фольклоре сохранилось немало преданий о наказании святыми тех людей, которые не соблюдают запрет на работу в праздничные дни. По свидетельствам этнографов, в день святых апостолов Петра и Павла на деревенских улицах нередко можно было встретить людей, распевавших «песни благоговейные». Эти песни к церковным праздникам в Беларуси слагались и составлялись в сборники на протяжении XVI–XVII вв. Они были широко распространены среди православного населения до начала XX в. 286 Такие песни звучали и на церковных службах, и в домах, и на улицах. В день святых Петра и Павла церкви и костелы всегда были заполнены верующими. В Минске православная Петропавловская церковь была построена в 1612 г. на улице Юрьевской (современная Раковская), на трех участках земли, которые жертвовала на строительство «пани маршалковае» Друцкая-Горская. Первоначально храм был деревянным, но предположительно в 1620–1630-е годы был перестроен в камне. В 1795 г. церковь стала храмом Святой Екатерины, а в 40-е годы XX в. храм был снова переосвящен во имя святых апостолов Петра и Павла 287 . В Гомеле своей оригинальной крестово-купольной композицией выделяется Свято-Петро-Павловский собор, возведенный в 1808–1818 гг. по проекту Дж. Кларка, при участии и руководстве графа Η. П. Румянцева и освященный в мае 1824 г. Помимо купола, здание украшают шестиколонные портики дорического стиля 288 . Святым первоверховным апостолам посвящены церкви и в деревнях Волевка (Новогрудский район Гродненской области, 1736 г.), Большие Жуковичи (Кореличский район Гродненской области, 1745 г.), Озеро (Узденский район Минской области, 1838–1840 гг.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Огромная пятиярусная колокольня сохранилась в монастыре лучше всего. Сейчас она лишена главы, но от этого не утратила своего великолепия. Выстроенная в конце XIX века в том же, что и весь монастырь, неорусском (византийском) стиле, она богато украшена разнообразной резьбой, а каждый ярус имеет свои особенные арочные проемы и декор. О строительстве колокольни позаботилась очень много сделавшая для монастыря игуменья Клавдия. Ее же усилиями в 1898 году в монастыре открылась богадельня, а немного раньше – школа для девочек, причем со своего рода интернатом для тех учениц, которые жили далеко. В школе преподавали Закон Божий, письмо, арифметику, грамоту, шитье и рукоделие. В 1920-х годах монастырь был упразднен, а в 1925 году продали на цветной металл все колокола. Сейчас в некогда благоустроенном и красивом монастырском дворе стоят коробки гаражей, собор и трапезная церковь лишены кровли и разрушаются. http://www.juriev.ru/Arhitect/petropavl_mon.htm На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря. По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами. В 1764 г. монастырь был упразднен. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, построенная в 1674 г., поступила в ведение Архангельского мужского монастыря, а находившаяся при ней и принадлежавшая ей земля под названием «пустошь Петропавловская» перешла в пользование казенных крестьян села Федосьина, которые, по преданию, принадлежали Петропавловскому монастырю на правах вотчинного владения. На протяжении нескольких веков церковь находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, появлялся заступник. В 1772 г. преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. на кладбище сохранялись «памятник-плита, под которым был похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». В книге «Русский Провинциальный некрополь» об этом памятнике говорится, что «в Юрьевском Петропавловском монастыре, в саду был похоронен схимонах Аврамий, тож Аврамиев гроб».

http://sobory.ru/article/?object=17349

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Рославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Пресвятой Богородицы в городе Рославль построен в 1854-1886 годах в псевдорусском стиле на средства рославльского купца П. Т. Вехова. Храм имеет Митрофановский (1858) и Петропавловский (1859) приделы. Содержание История [ править править код ] 18-го июля 1849 года на имя Тимофея, Епископа Смоленского и Дорогобужского, от Рославльских купцов 2-й гильдии Павла Вехова и 3-й гильдии Антона Шевердина было подано прошение, в котором они изъясняли, что «сограждане их, живущие на так-называемой Юрьевской горе, по речку Глазомойку, будучи чрезвычайно удалены от приходских своих церквей так, что некоторые находятся расстоянием от одной до двух верст; и быв лишены во всякое грязное и непогодливое время, а особенно в течение страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, почти всякой возможности находиться при богослужении» имеют нужду в новом храме. В прошении было указано, что просителями уже изготовлено до 50 кубов саженей бутового камня, лесной материал, и более 300000 кирпича на устроенных ими кирпичных заводах, и предположено с открытием весны будущего года, начать постройку трех-престольного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, святых верховных апостолов Петра и Павла и святителя Христова Митрофана Епископа Воронежского. После проведения необходимого исследования вопроса и составления плана и фасадов новой церкви, епископом Тимофеем в июне 1850 года в Святейший Синод был подан рапорт. 31 августа 1850 года Департамент искусственных дел препроводил в Департамент проектов и смет проект новой церкви, который был, однако, отклонен ввиду «неблаговидности фасадов» и отправлен на доработку. В итоге начало строительных работ пришлось отложить. Они начались лишь в 1854 году. По окончании строительных работ и устройстве иконостасов храм был освящен: придел в честь святого Митрофана — 20 ноября 1858 года (3 декабря по н. ст.), придел во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 27 июня 1859 года (10 июля по н. ст.). В 1886 году церковь была полностью обновлена и освящена. Новоосвященный храм вошел в градское благочиние.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Основание первоначальной деревянной церкви, по существующим описаниям церквей столицы и по клировым ведомостям, относится к 1712 г.; но в доношении св. Синоду местных священников Иоанна Панова и Иоанна Иванова с причтом и приходскими людьми в ноябре месяце 1727 г. о крайнем обветшании этой церкви и необходимости построения на ее месте новой, построение первоначальной церкви отнесено к 1714 году. В том же доношении сказано, что сия церковь была построена тщанием и попечением государя цесаревича Алексея Петровича. Место, где стояла первоначальная Симеоновская церковь, было к востоку в 11 саженях от алтаря ныне существующей церкви. Она, как видно из некоторых документов, не отличалась ни поместительностью, ни прочностью, как и вообще церкви, воздвигнутые при основании Петербурга. В октябре 1731 г. была заложена новая, ныне существующая, каменная церковь, с деревянными куполом и верхом колокольни, по повелению императрицы Анны Иоанновны, которой тезоименитство праздновалось тоже 3 февраля в день св. и прав. Симеона Богоприимца Анны пророчицы, и к приделу Архистратига Михаила прибавлен другой левый придел во имя преп. Ефрема Сирина, в память дня рождения высочайшей строительницы храма. Время основания храма означено на медной доске в западной стене храма - лето 1731 октября 5 дня. Новая церковь устроена по плану архитектора Михаила Земцова и через 2 года была постройкою окончена. Проект иконостаса для оной приписывается сочинению высокопреосвященного Феофана, а образа в иконостас были писаны в количестве 20 московскими иконописцами Василием Васильевым, подпись которого и значится на нескольких образах, и Андреем Поспеловым, которые писали св. образа и в Петропавловскую церковь в С.-Петербурге, на дубовых досках из их материала, по договору, заключенному с ними в феврале 1731 г., по указу ее императорского величества на сумму 1040 рублей. Освящение главного престола совершено 27 января 1734 г., с величайшею торжественностью, в присутствии самой императрицы. В освящении участвовали: Синодальные члены высокопреосвященные Феофан, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий, Питирим, архиепископ Нижегородский и Алаторский, преосвященные Иларион, архиепископ Казанский и Свияжский, Варлаам, архиепископ Псковский и Нарвский, Гавриил, епископ Суздальский и Юрьевский, грузинские - Роман, митрополит Самптаврийский и Горский, и Иосиф, архиепископ Самбельский. Кроме архиереев были: шесть архимандритов, 4 протоиерея, 8 иеромонахов и священников, 3 протодиакона, 36 иеродиаконов, диаконов, иподиаконов и певчих Синодальных и архиерейских с подъяками 91 человек.

http://sobory.ru/article/?object=01538

Но, к сожалению, сего-то и не видно; могло быть, что эти антиминсы принесены из-за Днепра первыми поселенцами Ахтырки. На одном из них совершалась литургия в первом Петропавловском храме. В 1725 г. прихожане, испрашивая архипастырского благословения на починку глав Петропавловской церкви, писали, что она построена по благословению «пре-освященнейшаго Мисаила митрополита белогородскаго», следовательно, не раньше 1672 г. По надписи на древнем евангелии, о котором скажем ниже, несомненно существование Петропавловского ахтырского храма в 1661 г. Нынешний храм построен в 1768 г. и возобновлен недавно. Новая деревянная колокольня устроена в 1834 г. старанием майора Кирилла Ротовского, который, сверх того, на приобретение утвари пожертвовал до 250 р. серебром. 6 . Храм Победоносца Георгия видим в Ахтырке в XVII ст.; так, по акту 1695 г. известен «Ахтырский Юрьевский поп Иван Афанасьев». Сироты, дети Георгиевского священника, в 1756 г. писали: «В ахтырской св. вмч. Георгия церкви прадедов отец, також прадед и дед наш Иоанн Корж были священниками, и дед наш, завдовев, постригся в иеромонаха в ахтырском монастыре, а на место его произведен во священника отец наш Григорий Линицкий». Следовательно, прежде Ивана Афанасьева Коржа, известного в 1695 г. при Георгиевском храме, были еще два священника, и, следовательно, первый храм основался не позже 1660 г. Из указа консистории от 21 феврал я 1740 г. видно, что Георгиевская церковь города Ахтырки сгорела 22 декабря 1739 г. по небрежности пономаря, оставившего свечу в храме, и что священник успел спасти из горевшего храма только евангелие, служебник и одни ризы. Нынешний Георгиевский храм построен в 1795 г. Место, где стоит храм Архангела Михаила, поныне народ называет Гусинкой, а храм его – церковью, что на Гусинце; так называется местность по р. Гусинике. В древности здесь была особая слобода Гусинец, ныне же поселение сливается с городом и называется частью его. По Ахтырским актам известны священники Михайловской церкви Лев Перекрест, бывший свидетелем акта 1675 г., Алексей Федоров, свидетель акта 1700 г. «Ахтырскаго полку села Гусинца Михайловский поп Стефан Алексеев», о котором говорится в акте 1734 г. Таким образом, нет сомнения, что Михайловский храм Гусинца основался не позже 1670 г. По местному преданию Архангельский храм Гусинца, существовавший прежде нынешнего, был небольшой и походил на простой дом. На четвертый день праздника Рождества Христова 1771 г. пожар, происшедший от огарков, истребил его до основания. Новый храм в честь Архистратига Михаила освящен в 1775 г. Памятни ками древнего храма остаются: а) иконостас, устроенный, как говорит надпись, в 1721 г., очень замечательный по искусной резьбе; б) книги: Евангелие л. п. 1644 г., служебные Минеи в 12 кн. м. п. 1741 г., цветная Триодь м. п. 1747 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Этот старец, умирая, предсказал скорое отступление от обители англичан, тогда стоявших у монастыря. Тем же путем шел ко спасению старец Адам, учителем которого был схимонах, его родной дядя, Андрей, муж высоко святой жизни. Старец Михаил 24 года кротко и трудолюбиво занимался кузнечеством и скончался еще очень молодым, но уже совершенным в духовной жизни. А старцы Макарий, Матфей и Иероним, будучи киновитами и подчиняясь всем требованиям общежития, тем не менее, жили в своих кельях как истинные пустынножители. Первые два – один из духовного звания, а другой из крестьян. Последний же был близко знаком с Фотием, впоследствии юрьевским архимандритом, а тогда законоучителем кадетского корпуса, узнал от него о распространении масонства и донес правительству. За это был посажен в Петропавловскую крепость, оттуда в 1830 году был переведен под строгий надзор на Соловки и здесь скончался 82 лет, 23 сентября 1841 года, любимый и уважаемый всеми за удивительный дар слова и святую жизнь. V. Старец Наум Наиболее же полным выразителем этого направления, подобно Феофану в пустынножительстве, был старец Наум. Старец Наум был карел. Родители его Пахом и Мавра, были простые и бедные поселяне. Они скоро умерли, но Бог не оставил сироту Наума. Еще в самом раннем детстве у мальчика проявлялось стремление к монашеству. «Мне часто являлись, – рассказывал он впоследствии, – в сновидениях добрые старцы в монашеском одеянии, которые звали меня куда-то с собою. Я не видал еще в то время иноков, но, побывав в монастыре, узнал, к какому чину принадлежали являвшиеся мне таинственные посетители и куда они меня приглашали». Это влечение нашло себе исполнение, когда Науму было 14 лет (в 1791 г·). Его взял к себе один богатый карел, ловивший рыбу у Реболдской губы (по аренде). Наум приехал на промысел, работал лето, а на зиму ушел в монастырь, откуда уходил только на лето, для помощи благодетелю. Так протекло несколько лет, наконец, монастырское начальство взяло на себя уплату государственных податей за Наума, и Наум стал послушником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010