Мы видели, что определение одних только финансовых отношений Новгорода к великим князьям можно отнести к временам Ярослава I, что определение остальных отношений, как мы встречаем его в договорных грамотах, должно быть отнесено ко временам позднейшим, началось не ранее княжения Ярополка Владимировича в Киеве. Начавшиеся с этих пор усобицы между Мономаховичами и Ольговичами и между разными линиями Мономахова потомства, частые перемены великих князей отразились в Новгороде, который постоянно признавал свою зависимость от великого князя, брал себе князя из его руки: и здесь начались волнения и усобицы, смены, изгнание князей, образовались партии, приверженные то к тому, то к другому из них; если сначала князья сменялись вследствие смен в Киеве, то потом начали сменяться вследствие торжества той или другой стороны в самом Новгороде; чиновники княжеские, посадники, тысяцкие стали выборными, начали сменяться вследствие торжества той или другой стороны, вследствие смены князей, с которыми стали заключаться договоры, ряды. Князья южные, занятые своими родовыми счетами и усобицами, смотрели равнодушно на утверждение такого порядка вещей в Новгороде; если Ольговичи уступали киевлянам выбор тиуна, то нет ничего удивительного, что другие южные князья легко соглашались и на новгородские условия; Изяслав Мстиславич одинаково ведет себя как на киевском, так и на новгородском вече. Но, с тех пор как приняли первенствующее положение князья северные, мы видим постоянное враждебное столкновение их с бытом Новгорода, развившимся, по всем вероятностям, полнее и определившимся точнее, нежели в других старых городах. Всеволод III привел было уже Новгород совершенно в свою волю, сын его Ярослав хотел сделать то же самое, хотел управлять Новгородом из пригорода Торжка: обоим помешал южный князь Мстислав; Александр Невский шел по следам предков; брат его Ярослав хотел привести Новгород в свою волю с помощию татарскою, но был остановлен братом Василием; Димитрий Александрович был остановлен в подобных же намерениях братом Андреем, Михаил тверской – Юрием московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ Тёмный (10.03.1415, Москва - 27.03.1462, там же), вел. кн. владимирский и московский. Сын вел. кн. владимирского и московского Василия I Димитриевича и его супруги вел. кнг. Софии, дочери литов. вел. кн. Витовта . 8 февр. 1433 г. В. В. женился на Марии, дочери боровско-серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Феодальные войны 2-й четв. XV в. Большую часть правления В. В. заняли войны с членами великокняжеского рода, претендовавшими на московский престол. Когда В. В. после смерти отца 27 февр. 1425 г. вступил 10-летним мальчиком на вел. княжение, управление делами взяли в свои руки его мать и митр. Фотий . Против юного вел. князя сразу же выступил его дядя - звенигородско-галицкий кн. Юрий Димитриевич . Начались военные действия, но до сражений дело не дошло. В Галич для переговоров с кн. Юрием отправился митр. Фотий. Переговоры были безрезультатны, и митрополит уехал из Галича, не благословив ни князя, ни город, после чего в городе начались болезни. Кн. Юрий, посчитавший болезни наказанием за неуважение к святителю, обещал не добиваться вел. княжения силой, а отдать свой спор с племянником на суд в Орде. Позднее кнг. Софии и митр. Фотию, опиравшимся на поддержку Витовта, чьим ставленником был хан Улуг-Мухаммад, удалось добиться заключения 11 марта 1428 г. договора, по к-рому кн. Юрий признал себя «братом молодшим» вел. князя. Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) Василий II Васильевич Тёмный, вел. кн. московский. Гравюра на металле. 1819 г. (РГБ) После смерти Витовта (27 окт. 1430) и митр. Фотия (2 июля 1431) В. В. и Юрий Димитриевич отправились в Орду за ярлыком на вел. княжение, здесь оба князя пробыли до лета 1432 г. Хан оставил вел. княжение за В. В., а Юрию «придал» к его владениям Дмитровское княжество. Однако условия соглашения не были выполнены. В. В. почти сразу посадил своих наместников в Дмитрове, а кн. Юрий весной 1433 г. выступил с войском против племянника. Захваченный врасплох, В. В. собрал войско из членов его служилого двора, московских купцов и др.; войско вел. князя потерпело поражение на р. Клязьме. 25 апр. 1433 г. Юрий Димитриевич занял Москву, захватил казну вел. князя и имения его бояр. В. В. бежал в Тверь, был вынужден подчиниться дяде и получил от него в удел Коломну. Сюда к низложенному вел. князю стали съезжаться бояре и дети боярские, т. к., по выражению одного из летописных сводов, «не повыкли галичским князем служити». Вел. кн. Юрий Димитриевич, видя, что «непрочно ему седение на великом княжении», возвратил престол В. В.

http://pravenc.ru/text/150785.html

  О, если б мой предсмертный стон Облечь в отчётливую оду! (141-142)   Поразительные строки, лучше чего бы то ни было раскрывающие внутреннюю трагедию поэта, сакрализовавшего своё творчество при тяготении к антропоцентричному мировосприятию. Ходасевич осмыслил и ощутил творчество в секуляризованном пространстве бытия именно как трагедию— никто ни до него, ни после, кажется, не постиг того с подобным совершенством и глубиною.   Нет, не понять, не разгадать: Проклятье или благодать,— Но петь и гибнуть нам дано, И песня с гибелью— одно. Когда и лучшие мгновенья Мы в жертву звукам отдаём,— Что ж? Погибаем мы от пенья Или от гибели поём? А нам простого счастья нет. Тому, что с песней рождено, Погибнуть в песне суждено... (246). 1926-1927   О гибельности художественного творчества для поэта и для самого творимого мира— нельзя сказать гениальнее. Здесь прозрение поразительной мощи! Не оттого ли— как знать!— последние десять лет жизни Ходасевич почти не создаёт стихов. Обстоятельства ли не складывались, иссякал ли талант, душевных ли сил не хватало— он пишет всё что угодно, но только не стихи. Книга о Державине, работа над книгой о Пушкине, статьи, эссе, литературная критика... Он работал много, на пределе сил, которые не были у него безграничны. В книге литературных воспоминаний «Некрополь» (1939) Ходасевич дал несколько ярчайших характеристик литераторам-современникам. С его суждениями позволительно не соглашаться, но не считаться с ними— нельзя. Самую же блестящую характеристику он дал самому себе— своими стихами.   Георгий Владимирович Иванов (1894-1958)— ещё один большой поэт, невеликая известность которого мало соответствует размеру его одарённости. Он более изыскан и утончён, чем требуется для массовой популярности. Кажется порою: с высокомерным изяществом взирает он на суетность бытия. И не без брезгливости. Известный портрет, сделанный Юрием Анненковым в 1921 году, передаёт внутреннюю суть натуры Иванова совершенно (и беспощадно?). Поэма в прозе “Распад атома” (1938) сконцентрировала в себе мировидение поэта достаточно откровенно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Ярослав расширял область русского мира подчинением новых земель. Кроме приобретения червенских городов от Польши, он счастливо воевал с Чудью и в 1030 году основал в чудской земле город Юрьев, названный таким образом по христианскому имени Ярослава, нареченного Юрием в крещении. В 1038 и 1040 годах он предпринимал походы на ятвягов и Литву и заставил их платить дань. Червенские города все еще составляли спорную область между Польшей и Русью, но Ярослав укрепил их за Русью тем, что помирился и породнился с польским князем Казимиром. Ярослав отдал за него сестру свою. Казимир возвратил вместо вена восемьсот русских пленных, некогда захваченных Болеславом: в те времена очень дорожили людьми по скудости рук, необходимых для обработки полей и для защиты края. По всем вероятиям, в это время Казимир уступил русскому великому князю окончательно и червенские города, а за то Ярослав пособил ему подчинить себе Мазовию. Не так счастливо кончилась у Ярослава морская война с Грецией, последняя в русской истории. Раздор произошел по поводу ссоры между русскими купцами и греками, во время которой убили одного русского. Ярослав в 1043 году отправил против Византии сына своего Владимира и воеводу Вышату, но буря разбила русские суда и выбросила на берег Вышату с шестью тысячами воинов. Греки окружили их, взяли в плен и привели в Царьград. Там Вышате и многим русским выкололи глаза. Но Владимир на море счастливо отбил нападение греческих судов и воротился в отечество. Через три года заключен был мир; слепцов отпустили со всеми пленными, а в утверждение мира греческий император Константин Мономах отдал дочь свою за сына Ярославова Всеволода. Это было не одно родство Ярослава с иноземными государями своего времени. Одна дочь его, Елисавета, была за норвежским королем Гаральдом, который даже оставил потомству стихотворение, в котором, воспевая свои бранные подвиги, жаловался, что русская красавица холодна к нему. Другая дочь, Анна, вышла за французского короля Генриха I и в новом отечестве присоединилась к римско-католической церкви, тогда еще только что отпавшей от единения с восточною. Сыновья Ярослава (вероятно, Вячеслав и Святослав) были женаты на немецких княжнах.

http://sedmitza.ru/lib/text/435555/

По мнению Анатолия Дмитриевича, уже ленинский вариант социализма имел большое влияние народничества. Реальный же социализм, подчеркивает Анатолий Дмитриевич (вероятно, имеется в виду социализм Сталина и Брежнева) вообще не имел ничего общего с классическим марксизмом и ленинским социализмом. А.Д., кажется, высказывает предположение, что отрицательное отношение к социализму связано с разными его фазами в опыте государственного строительства в нашей стране. Тут же была упомянута критика социалистической идеи сщмч. Иоанном Восторговым. Далее Анатолий Дмитриевич упомянул о своем знакомстве с известными национальными мыслителями Геннадием Шимановым и Юрием Булычевым, которые проявляли симпатии к идее «православного социализма». Председатель РС еще раз сделал акцент, что идея «православного социализма» не сегодняшняя, что это не блажь современных нам публицистов и обществоведов, что эта идея и прежде имела место в русской политической мысли. Учитывая, что об этой идее писали такие умы как протоиерей Сергий Булгаков и даже Константин Леонтьев, то можно говорить, что эта идея имеет место в истории консервативной мысли. А.Д. высказывает предположение, что идея православного социализма совершенно не левая, эта идея принадлежит консервативному кругу русских мыслителей. «Если хотите, народность в уваровской триаде сегодня как раз можно расшифровать как тему социальной справедливости, то есть социализма», - резюмировал Анатолий Дмитриевич. Тема же социальной справедливости сегодня является нервом общественной жизни. Именно поэтому тема «православного социализма» достойна обсуждения. Эта тема наша. И нам, по крайней мере, нужно выработать ясное понимание этой идеи и придти если не к взаимопониманию, то к некоему пониманию тех проблем, которые эта идея порождает. Этой мыслью А.Д. закончил высказывание по существу предложенной повестки расширенного заседания РС. Далее А.Д. сообщил о том, что в качестве основного докладчика приглашен кандидат физико-математический наук, православный публицист Николай Владимирович Сомин, который этой идеей давно живет, имеет публикации по этой теме в разных изданиях.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Задача Каретниковой – не только помочь конкретным людям, но и увидеть системную проблему: что не получается, где сбой? Собрать статистику, проанализировать, предложить путь решения и представить все это руководству – с аргументами и яркими примерами. Мы не виделись с Аней 30 с лишним лет. И вот встречаемся в воскресенье, ее единственный выходной, в «Мемориале» на Каретном ряду, куда она приехала с сыном Сережей и коллегой-напарником Юрием Владимировичем забирать гуманитарную помощь для острога, как она часто называет тюрьму. Распоряжаясь, какие коробки куда ставить, и заглядывая в них («ага, книги, хорошо», «телевизор, отлично»), она одновременно отрывисто отвечает на телефонные звонки: «Да, я вас услышала. Меня изругают, но про избиение в Матроске статья объективная. Неправды в ней нет». Наконец мы садимся на кухне пить кофе, и я задаю вопрос, который мне не дает покоя с того самого момента, что я начала читать ее знаменитую ФБ-страницу с тюремными зарисовками. В них она называет себя Алисой, а свое место работы – Зазеркальем. Почему? С волками жить «Попав в СИЗО в роли общественного наблюдателя, я, как Алиса, стала задавать вопросы. С моей точки зрения вполне логичные, а с точки зрения Зазеркалья – абсолютно дурацкие. Кому в камере мешают полочки для обуви? Зачем суп и кашу заключенному наваливают одновременно в одну миску? Арестантам положена одежда – почему не выдают? Эти вопросы меняют мир. В Москве удалось добиться, чтобы арестанту выдавали одежду по сезону и он мог выходить на прогулку, а не сидеть всю зиму в душной камере, если нет теплой куртки. По всей России арестантам теперь положены пластиковые миски для первого и для второго, еда больше не похожа на тошнотворную баланду. Сейчас мы пытаемся пробить всякие вешалки, шкафчики, полки для обуви, чтобы сделать быт арестантов более обустроенным и достойным. Раньше все это было нельзя, а сейчас уже кое-где появляется», – говорит Каретникова. Она подчеркивает, что благодарна своему руководству, управлению ФСИН по Москве, которое ее слышит. Конечно, очень хотелось бы, чтобы изменения происходили не только в столице.

http://pravmir.ru/tyuremshhitsa/

Он был дружен с князем Юрием Владимировичем Долгоруковым, и положили они между собою, что ежели возможно общение умерших душ с живыми, то, чтобы тот, который первый из них двух умрет, предупредил бы пережившего о скорой его кончине троекратным явлением. Господь по своей благости и во обличение неверующих дозволил, чтобы по условию друзей обещанное ими совершилось. Князь Юрий Владимирович пережил Апраксина тремя годами; он умер в год холеры, в ноябре или декабре месяце, и ему трижды являлся Апраксин: сперва за шесть месяцев Долгоруков наяву увидел Степана Степановича и тогда же говорил некоторым близким людям: – Пора мне, видно, собираться в дальний путь: я сегодня видел Апраксина; он меня предупреждает, что пришло мое время к отшествию. Потом вторичное было явление, и Долгоруков опять сказывал: «Я в другой раз видел Апраксина; это значит, что он меня дожидается». Наконец, когда он лежал уже совсем на смертном одре, дня за три до кончины, он еще видел то же и сказал: «Ну, теперь скоро, скоро я отправлюсь на покой; сегодня я в третий раз видел Апраксина: мне теперь недолго остается томиться». И на третий день после того он скончался. Многие из знавших Долгорукова подтверждали этот рассказ его. 701 Ежели бы один только раз видел он Апраксина, то можно было бы усомниться и сказать, что ему так это попритчилось. To же самое повторилось три раза и все наяву; это уж не бред и не призрак, а подлинное явление души умершего. Тяжелый для России 1830 год, год небесной кары за грехи наши, за которые господь наказал нас смертоносною болезнью – холерою, 702 начался для нашего семейства трауром: в январе месяце скончалась моя невестка, жена моего деверя Федосья Андреевна Янькова в селе Петрове. Она была добрая и хорошая женщина, правда, что мало воспитанная и несколько простоватая, но очень благочестивая и рассудительная, и прекрасная, любящая жена. He могу сказать, чтобы мы были с нею особенно дружны, однако всегда мы с нею ладили, и размолвки у нас никогда не бывало. Мне было ее жаль не столько для себя, сколько для моего деверя, который очень ее любил, и, говорят, первое время он как малый ребенок неутешно по ней плакал. Он был очень добрый и хороший человек, но по доброте своей до того слабый и бесхарактерный, что его в семье в грош не ставили; поэтому он и не умел дать своим детям воспитания, как следовало. По смерти жены он стал вовсе как без рук: все тосковал, хирел и дотянул только до ноября месяца; скончался в Москве 23 числа и был погребен в Новодевичьем монастыре, а три дня спустя умер второй сын его Андрей в Петрове.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Ватикан, 20 июля. Папский посланник по украинскому урегулированию кардинал Маттео Дзуппи, только что вернувшийся из поездки в Вашингтон, передал президенту США Джо Байдену письмо понтифика. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Службу печати Святого престола. «В ходе встречи в Белом доме с президентом США Джо Байденом кардинал Дзуппи передал письмо Папы Римского Франциска, сообщив о боли понтифика по поводу страданий, которые приносит война», - говорится в сообщении. Как сообщается, встреча с американским лидером продолжалась более часа и прошла «в атмосфере дружелюбия и взаимного интереса». «В ходе беседы была выражена полная готовность поддержать инициативы гуманитарной помощи, особенно детям и наиболее уязвимым слоям населения, а также способствовать мирному процессу», - указывается в сообщении. Отмечается, что ватиканский иерарх в Конгрессе США сообщил о встречах в ходе этапов миссии, которую ему поручил глава Римско-Католической Церкви. Как передает Vatican News , утром 19 июля в здании Конгресса США делегация Святого Престола приняла участие в молитвенном завтраке Сената. Кардинал Дзуппи проинформировал присутствующих о встречах, которые он провёл на различных этапах своей миротворческой миссии. Ранее кардинал побывал уже в Киеве, где встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и представителями местного духовенства, а потом в Москве. В российской столице состоялись его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, помощником президента РФ по внешнеполитическим вопросам Юрием Ушаковым и уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Марией Львовой-Беловой. И Дзуппи, и представители Ватикана неоднократно подчеркивали, что они стремятся способствовать диалогу, но не предлагают свой мирный план. Один из основных аспектов миссии - гуманитарный, в частности Святой престол надеется способствовать возвращению украинских детей, оказавшихся в результате военных действий в России. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Анализируя его бытовое состояние, у нас с заведующим кафедрой, профессором Юрием Александровичем Судник появилась мысль пригласить его на кафедру. Одной из трудностей было то, что кафедра инженерная, а он по научно-педагогической профессии - философ. Юрий Александрович сумел преодолеть все бюрократические трудности, и Сергей Антонович стал работать на нашей кафедре и жить в нашем общежитии. Быстро освоил и читал курс лекций по информационно-управляющим системам. Мы имели положительные отзывы от студентов о его лекциях. Видимо, его феноменальная память, цепкость к новому и его профессия радиотелеграфиста в армии ему помогли. Да и по складу ума у него существовало не только философское, но и инженерное мышление. Недолго была его работа и в университете. Политическая приверженность и региональная деятельность взяли своё. Он снова стал жить случайными заработками и на подмосковных квартирах. Тут «подоспели» украинские, а затем и донецкие события на его родине. Колоссальные общественные и бытовые перегрузки всё чаще напомнили ему о здоровье. В итоге оказался в больнице. Большая благодарность и глубокая признательность его ученику Дмитрию Владимировичу Потоцкому за то, что облегчил последние месяцы жизни Сергею Антоновичу. Сергей Антонович остается в моей памяти уникальной личностью. Феноменальная память, светлый ум, предельная скромность, с детства приобретенное чувство национальной и социальной справедливости, настоящий русский патриотизм. Смелость его личности проявлялась во всех его делах. Он был бескомпромиссным и последовательным в своих поступках. И вот с таким сильным характером, он был не просто неприхотливым к себе, но даже халатно относящимся к бытовой стороне своей жизни. Жить без дома и постоянной работы! Имея большие возможности, связи, предложения, он не шёл на компромиссы, чтобы улучшить свой быт. Он рассказывал, как его бывшие ученики, занимающие большие посты, предлагали ему хорошо оплачиваемую и спокойную работу с предоставлением квартиры. Но для этого в каждом случае нужно было в самой малой степени поступиться своими принципами, на что он пойти никак не мог.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/19/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010