Мозаика апсиды собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. 80-е гг. XII в. Мозаика апсиды собора Санта-Мария-Нуова в Монреале. 80-е гг. XII в. Несмотря на многочисленные разновременные поновления и реставрационные вмешательства, все 4 сицилийских ансамбля в целом хорошо сохранились. Эти памятники, представляющие образец взаимодействия визант. и зап. иконографических традиций и принципов монументальной декорации храма, принадлежат к числу произведений высокого художественного уровня. В этих мозаиках в разных вариантах нашли выражение доминирующие художественные концепции эпохи и отголоски предшествующих стилевых направлений, новые тенденции, дальнейшее развитие к-рых отразилось в мозаиках эпохи Вильгельма I и Вильгельма II. В мозаиках 40-х гг. XII в. господствует классическая тенденция, наиболее ярко проявившаяся в искусстве комниновского периода в мозаиках мон-ря Дафни (кон. XI - нач. XII в.) и продолжавшая существовать вплоть до конца столетия. Особенно четко приверженность классическим идеалам прослеживается в гармоничных, уравновешенных образах ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо: спокойные позы, правильные пропорции, благородные лица с тонким рисунком черт, невозмутимым выражением и задумчивым взглядом, мягкая пластическая моделировка драпировок, светлые нежные краски. В мозаиках пресбитерия Палатинской капеллы и апсиды кафедрального собора в Чефалу к классической основе добавлена большая сухость, плоскостность, графическая стилизация. Эти тенденции наметились в к-польском искусстве еще в 1-й четв. XII в., а во 2-й четв. столетия получили широкое распространение (мозаика с изображением семейства Комнинов на южной галерее Св. Софии К-польской, 1118-1122; мозаика Гелатского мон-ря, Грузия, ок. 1130; фрески Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове, ок. 1140, и др.). Активизация движений и мимики персонажей, увеличение яркости и контрастности цвета, замена пластической моделировки лиц и фигур условным световым рисунком - все это привело в 3-й четв. XII в. к сложению т. н.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Отправляемое кади правосудие касалось прежде всего мусульман. Представители иных религ. общин предпочитали решать внутренние вопросы в церковных или раввинальных судах. Тем не менее каждый немусульманин имел право обратиться в шариатский суд с просьбой вынести приговор; вмешательство кади происходило чаще, если истец с ответчиком принадлежали к разным конфессиям, и носило обязательный характер, если один из них исповедовал ислам. О. и. делилась на эялеты (так с 1590 именовались бейлербейства), в 1610 г. их число достигло 32. Они не зависели друг от друга, каждый непосредственно подчинялся центральной власти в К-поле. Наместник бейлербей (с 1590 вали) носил титул паши и соединял функции главы администрации и военного командующего. Высшие чиновники провинции подлежали постоянной ротации (наместники - ежегодной), каждый из них подчинялся собственному руководству в столице. Эялет подразделялся на санджаки, а те в свою очередь - на каза. Также в пределах О. и. существовал ряд вассальных гос. образований с фактическим статусом протекторатов: Крымское ханство, Хиджаз (округа Мекки и Медины), Молдавия, Валахия, Трансильвания, Рагузинская (Дубровницкая) республика; в различные периоды автономию имели Египет, Мингрелия, Имеретия (Зап. Грузия), епископальное княжество Черногория и ряд др. Эти территории пользовались широкими правами самоуправления, а их зависимость от султана ограничивалась отправкой ежегодной дани и оказанием военной помощи. Во 2-й пол. XV - 1-й пол. XVI в. ускорился процесс ассимиляции греко-армянского и славянского элемента в этнополитическую общность турок, одним из главных механизмов к-рого была вербовка в ряды капыкуллары («дворцовых рабов»). В становление социальной структуры О. и. в этот период значительный вклад внесла работорговля, процветавшая во многих крупных приморских городах, прежде всего в К-поле. На завоеванных территориях османская верхушка и рядовые воины получали в виде наград или иным способом приобретали значительные чифтлики (земельные владения), выступали как хозяева по отношению к местному населению, к-рое превращалось в прикрепленных к тем или иным наделам арендаторов. Среди мелких землевладельцев-крестьян преобладали исламизированные греки, армяне и южные славяне (смена религии позволяла сохранить преимущественные права на недвижимую собственность). Тем не менее огромную долю райя (податного населения) составляли христиане, сохранившие верность правосл. халкидонской Церкви или нехалкидонским Церквам (армяне, копты, сиро-яковиты). Их общины пользовались самоуправлением, в т. ч. в религиозно-юридическом отношении.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Лит.: Иоселиани П. И. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Марр Н. Я. Еще о слове «челеби»//ЗВОРАО. 1910. Т. 20. Вып. 2/3. С. 99-151; он же. О религ. верованиях абхазов//ХВ. 1912. 4. С. 125-127; он же. Кавказоведение и абхаз. язык. Пг., 1916; Бардавелидзе В. В. Из истории древнейших верований грузин: Божество Барбар, Бабар. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); она же. Древнейшие религ. верования и обрядовое графическое искусство груз. племен. Тбилиси, 1957; Куфтин Б. А. Археол. раскопки в Триалети. Тбилиси, 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Макалатия С. История и этнография Мегрелии. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Чубинишвили Т. Древняя культура в двуречье Куры и Аракса. Тбилиси, 1965; Брегадзе Н. К вопросу о характере одного из груз. нар. праздников - Тедороба//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 1970. Т. 15. С. 81-91; Лордкипанидзе О. А. Древняя Колхида: Миф и археология. Тбилиси, 1979; он же и др. Гонийский клад. Тбилиси, 1980; Миндадзе Н. Р. Груз. нар. медицина: По этногр. мат-лам горцев Вост. Грузии. Тифлис, 1981 (на груз. яз.); Абакелия Н. и др. Груз. нар. праздники. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Абакелия Н. Миф и ритуал в Зап. Грузии. Тбилиси, 1991; она же. Теллурические и хтонические теофании в груз. мифо-ритуальной системе//Кавказско-Ближневост. сб./Ин-т истории и этнологии АН Грузии. Тбилиси, 2001. Вып. 10. С. 168-188 (на груз. яз.); она же. О нек-рых раннехрист. элементах в груз. традиции//Аналеби. Тбилиси, 1999. 1. С. 47-53; она же. От Дома Хлеба до Дома Вина//Христианство в Грузии: Ист.-этнолог. исслед. Тбилиси, 2000. С. 112-115 (на груз. яз.); Очиаури А. Груз. нар. праздники в нагорной ч. Вост. Грузии (Пшави). Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Каландия Г. Святые мощи и реликвии в Грузии (Самегрело)//Артануджи. Тбилиси, 1994. 1. С. 10-17 (на груз. яз.); Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов о груз. монахах и груз. мон-рях в Палестине. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Хазарадзе Н. К истории одной реликвии Грузии: Грузия и пояс Богоматери//Аналеби/ИИЭГ. Тбилиси, 1999. 1. С. 6-14 (на груз. яз.); она же. К семантическому коду названия грузин//Древневост. и картвелологические изыскания/ИИЭГ. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.). С. 330-340; Гамбашидзе Н. Гость - посланник Бога//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 25. С. 290-296 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

К XVI в. появилось большое число памятников чеканного искусства, отличающихся тематическим богатством, среди к-рых - мн. произведений с изображениями ктиторов. В «портретах» представителей светского или духовного круга виден интерес мастеров к реальной жизни, попытки передать изобразительными средствами свои наблюдения (эти изображения дают ценный материал для истории костюма в Грузии). Рост числа ктиторских изображений является показателем и того, как правители Грузии, разделенной в то время на отдельные царства и княжества, стремились к прославлению своей персоны. Так, в XVII в. при дворе правителя Мегрелии Левана II Дадиани существовала золотых дел мастерская, в к-рой наряду с большим количеством др. произведений было исполнено 6 икон с «портретами» Левана. Чеканные работы XVI-XVII вв. многочисленны. В памятниках XVI в., большая часть к-рых создана в различных регионах Зап. Грузии, выделяется группа произведений, изготовленных в одной мастерской в Кахети (Вост. Грузия),- 11 золотых икон с идентичным орнаментальным декором, прежде не встречавшимся в груз. чеканке: рельефный орнамент врезан сверху в толщу металла. Этот технический прием и рисунок орнамента были привнесены из Ирана. Отдельные иран. мотивы встречаются и в произведениях XVII в., напр. широко распространенная в груз. архитектуре XVI-XVIII вв. килевидная арка. Но иран. влияния в груз. искусстве поздних веков были гл. обр. поверхностными, и число чеканных работ, по выражению Р. О. Шмерлинг «исламских по инвентарю форм, чисто грузинских по их сочетанию», невелико. Классификация произведений XVII в. затруднена, поскольку они во многом разнятся друг от друга. В этот период в груз. искусство начинают проникать элементы европ. культуры, что нашло отражение и в чеканке, напр. в композициях на внешних створках Анчийской иконы «Тайная вечеря» и «Неверие ап. Фомы»; чеканка этих створок сделана в 1686 г. мастером Бертаукой Лоладзе. В Грузии засвидетельствованы почти все темы и иконографические типы, известные в восточнохрист.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Особенно активно с 60-х гг. XX в. фонды К. м. пополнялись материалами, отражавшими разные периоды культуры и истории Грузии. Для их хранения и изучения были образованы отделы: древней истории, средневековья и искусства, новой истории, этнографический и культурно-просветительный. Фрески из церкви Вани. XII в. Фрески из церкви Вани. XII в. С 1968 г. К. м. выпускает сборник научно-исследовательских изысканий «Материалы государственного Кутаисского исторического музея» (издано 22 выпуска), в к-ром печатались статьи известных груз. ученых Бердзенишвили, Г. А. Меликишвили, М. Николеишвили, Н. Ломоури, О. Ланчава и др. По инициативе музея ежегодно организовываются краеведческие экспедиции, в течение последних 30 лет сотрудники К. м. принимают участие в археологических раскопках в Кутаиси и его предместьях ( Баграта храм , монастыри Гелати, Моцамета ), проводят временные выставки и осуществляют образовательные программы. К. м. ведет активную научно-просветительную деятельность: регулярно проводит научные конференции, культурные акции. В 2011 г. К. м. был переведен в новые здания, оснащенные в соответствии с совр. требованиями (Кутаиси, ул. Пушкина, д. 18 (1-й корпус), д. 16 (2-й корпус)). Фонды Археологии и палеонтологии (археологические, палеонтологические, природные, нумизматические коллекции); рукописей и старопечатных книг (коллекции рукописей и старопечатных книг, исторических документов и архивов, карт и технических чертежей); этнологический (коллекция металлов, в т. ч. коллекция военных снаряжений; коллекция глиптики и изделий из дерева, стекла, фарфора, керамики); изобразительного искусства и дорогих металлов (коллекции чеканных изделий, иконописи и церковной утвари, текстиля и изобразительного искусства); новой истории и просвещения (в т. ч. фото- и фоноколлекция); научная б-ка. Фонд археологии и палеонтологии Колхидский статер. Аверс. V–I вв. до Р. Х Колхидский статер. Аверс. V–I вв. до Р. Х Основная часть геологических и палеонтологических материалов (1383 экспоната) была собрана на территории Имерети (Зап. Грузия). Геологическое богатство Грузии представлено образцами груз. мрамора, строительного известняка, агата, ташенитов, халцедона, огнеустойчивой глины, мела, барита, гранита и др., а также металлов. В составе богатой и разнообразной палеонтологической коллекции есть окаменелые организмы, существовавшие 275-150 млн лет назад.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

В кон. III - сер. I в. до Р. Х. Вани стал храмовым городом: в архитектуре прослеживается переплетение новой эллинистической культуры и местных строительных приемов. Основные строения (храмы, святилища, алтари) расположены на треугольном холме. У входа в городские ворота сохранился постамент неуцелевшей статуи богини-хранительницы; аналогичные скульптуры существовали и в др. городах Колхиды (в частности, в Фасисе). К стене ворот с внутренней стороны пристроено культовое здание с открытым вост. входом, что соответствует груз. сакральным традициям. У зап. стены был воздвигнут алтарь, вокруг к-рого найдены фрагменты сосудов, использовавшихся для приношений, и 2 амфоры с просом, необходимым в ритуале прославления богини плодородия. На нижней террасе городища располагался храмовый комплекс (800 кв. м), состоявший из башнеобразного здания, жертвенной площадки, ступенчатого жертвенника, колонного зала и помещения для приношений, где были обнаружены крупные пифосы, наполненные злаками. Вани был разрушен в сер. I в. до Р. Х., что считается последним этапом крушения колхской культуры. Ист.: Apoll Rhod. Argon. II 329, 858-898, 946-1028, 1030-1230, 1231-1241; Homer. Od. XII 61 и сл.; Herod. Hist. IV 85; Plin. Sen. Natur. hist. VI 32; Flacc. IV 561, V 13, V 108, V 153; Apollod. I 9. 22, 23; Xen. Anabas. V 4. 1-32 и 5. 1-3; Очерки. Т. 1. С. 290, 398-399. Н. Т-М. Распространение христианства в Иверии в первые века по Р. Х. Согласно груз. источникам («Житие св. Нино», «Житие грузинских царей» Леонти Мровели, «Мокцеваи Картлисай»), первыми провозвестниками Христа в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете. Им была отведена сев.-вост. часть города. Житие св. Нины повествует, что именно от них весть о рождении Младенца узнали в Мцхете. «Мокцеваи Картлисай» цитирует письмо первосвященника Анны из Иерусалима, относящееся уже к 30-м гг. I в., в к-ром он просил Элиоза (согласно Леонтию Мровели) прибыть в Иерусалим для участия в суде над Иисусом Христом. Оттуда же известно, что мать Элиоза, к-рая происходила из рода первосвященника Илии, просила сына не принимать участия «в крови Христа». Элиоза сопровождали Лонгин Карснели ( Леонти Мровели. Житие грузинских царей) и др. иудеи (Житие св. Нино//Шатбердский сборник. С. 337-340).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Большая часть членов правительства и парламента демократической Г. (Н. Жордания, И. Церетели, Н. Чхеидзе) эмигрировала в Зап. Европу. В 1923 г. были ликвидированы все политические партии, их члены физически уничтожались. Жертвами репрессий 30-х гг. стали тысячи большевиков (М. Орахелашвили, Л. Гогоберидзе, С. Мамулия, Б. Мдивани, М. Окуджава). Не избежали репрессий и представители груз. культуры, лит-ры и искусства: писатель М. Джавахишвили, дирижер Е. Микеладзе, режиссер С. Ахметели, поэт Т. Табидзе, литератор В. Котетишвили и др. После заключения в 1924 г. торгового договора между Великобританией и Россией груз. правительство в изгнании оказалось в международной изоляции. Тем не менее в 1926 г. члены Конгресса США выдвинули законодательное предложение, осуждавшее факт ликвидации Грузинской Демократической Республики. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций, деятельность груз. эмиграции по восстановлению независимости Г. утратила для мирового сообщества актуальность. По Конституции 1936 г. Г. стала Советской Социалистической Республикой. Началось развитие промышленности и др. областей народного хозяйства. Активно шли процессы индустриализации и коллективизации. В Г. были построены и введены в строй крупные производственные объекты: Зестафонский завод ферросплавов, Земо-Авчальская ГЭС, Рионская ГЭС. Увеличилась добыча угля и марганца. В сельском хозяйстве наряду с традиц. отраслями (виноградарство, выращивание фруктов и овощей, животноводство) развивались новые направления - производство цитрусовых и чая. Г. в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Старый Тбилиси. Худож. Е. Ахвеледиани. 60-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Старый Тбилиси. Худож. Е. Ахвеледиани. 60-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Военные действия на территории Г. не велись, однако груз. народ понес в войне большие потери. На фронт были призваны свыше 600 тыс. чел., более половины из них погибли. Созданные во время войны груз. дивизии (392, 414, 242-я и др.) участвовали в боях за оборону Кавказа. На различных фронтах воевали груз. генералы К. Леселидзе, В. Нанейшвили, П. Чанчибадзе, Е. Коберидзе и др. В партизанской войне и движении Сопротивления на территории СССР и европ. стран отличились мн. груз. воины - Д. Бакрадзе (Украина), В. Дзнеладзе (Польша), О. Ишхнели (Франция), Ф. Мосулишвили (Италия) и др. Значительная часть груз. политической эмиграции была на стороне союзников, др. часть грузин воевала под знаменами Германии. Из попавших в плен грузин было создано неск. соединений, часть к-рых принимала участие в боях за Кавказ, рассчитывая с помощью Германии вернуть Г. независимость. После войны народное хозяйство было восстановлено, введены в эксплуатацию новые заводы и фабрики: металлургический завод в Рустави, автомобильный завод в Кутаиси и т. д. Несмотря на технологическое отставание, в Г., как и во всем СССР, наблюдался высокий темп производственного развития.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Репрессии кон. 40-х - нач. 50-х гг> . XX в. Послевоенные политические процессы не обошли стороной и Г.: под лозунгом борьбы с влияниями зап. буржуазной культуры идеологическим нападкам подверглись грузинские ж. «Мнатоби» и газ. «Литература да хеловнеба». Критические постановления были приняты в отношении нек-рых областей науки - философии (1947), биологии (1948), физиологии (1950), языкознания (1950), политэкономии (1951). Параллельно проходили политические репрессии, направленные в Г. в основном против интеллигенции и молодежи. Так, в 1951 г. ок. 20 тыс. чел. было выслано в Ср. Азию и Казахстан. В связи с т. н. мегрельским делом были репрессированы руководящие работники мегрельского происхождения, обвиненные в сотрудничестве с иностранной разведкой. В 1952 г. было полностью обновлено руководство республики и началась широкомасштабная чистка. Г. в период «оттепели» и 70-80-х гг. XX в. Начавшиеся в СССР после смерти в марте 1953 г. И. В. Сталина политические изменения коснулись и Г.: партийное руководство республики было заменено новым - 1-м секретарем ЦК КПГ в 1953 г. был назначен ген.-лейтенант В. П. Мжаванадзе. С 1954 г. началась реабилитация жертв политических репрессий. В нач. марта 1956 г. в Тбилиси и др. городах прошли выступления с требованием реабилитации И. Сталина и отставки 1-го секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, часть участников выступлений требовала восстановления гос. независимости Г. 9 марта участники многотысячного митинга в Тбилиси были расстреляны (погибло более 150 чел.). Мартовские события вызвали усиление национально-политических настроений. Образованная в 1976 г. Инициативная группа по защите прав человека, к-рой руководили З. Гамсахурдия и М. Костава, в том же году основала Хельсинкскую группу, а позднее - Союз. Диссидентское движение в Г. базировалось на национальной почве и выдвигало требования вывода советских войск и признания независимости Г. Союз выпускал «Сакартвелос моамбе» (Вестник Грузии), «Окрос сацмиси» (Золотое руно) и др. периодические издания. Деятельность Хельсинкской группы оказала большое влияние на формирование национально-политического сознания общества.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Т. Бибилури II. Колхида. С эллинизацией Колхиды (в древнегреч. мифах - страна Эа) связан древнегреч. миф об аргонавтах и золотом руне, имеющий многочисленные подтверждения в греч. и лат. источниках ( Apoll. Rhod. II 329; Homer. Od. XII; Herod. Hist. IV 85; Plin. Sen. Natur. hist. VI 32; Flacc. IV 561; Apollod. I 9. 22-24; Pindar. Pyth. IV 249). Так, по свидетельству Страбона «в их [соанов, сванов] стране [Колхиде], как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне. Некоторые называют их также иберийцами - одинаково с западными - от золотых россыпей, находящихся в обеих странах» ( Strabo. Geogr. XI 2. 19). Экспедицию аргонавтов, привлеченных богатством Колхиды, относят к XIV-XIII вв. до Р. Х. О контактах жителей Эгейского региона и Кавказа говорят находки в Трое XXVI-XXIII вв. до Р. Х. (олово и золото кавк. происхождения). В период эллинизации в Колхиде был распространен культ Диониса. Так, в Вани, по-видимому, он был известен уже с IV в. до Р. Х. В юж. части террасы городища расположено святилище с мозаичным полом и каменным столбом-алтарем, около к-рого были обнаружены сосуды, украшенные фигурками орлов, богини Ники, горельефами дионисийских божеств: Ариадны, Пана, сатиров, менад. Посвящение богу виноделия также доказывают пифос и 40 амфор для вина. В одном из разрушенных залов с зап. стороны святилища была обнаружена маска, вероятно Диониса. Сохранились остатки алтарей и каналов, заканчивавшихся ямами и желобками. В сев. части центральной террасы раскопан т. н. круглый храм, где был найден вотивный тарапан (виноградодавильня); в связанном с ним священном амбаре обнаружено ок. 40 колхидских амфор с пшеницей и просом. IV веком до Р. Х. датируются найденный в Вани золотой перстень с изображением всадника, на шее коня к-рого подвешена бородатая маска сатира, а также бронзовый перстень с изображением силена со свирелью. К III в. до Р. Х. относятся камея с изображением силена (найдена в Сванети) и золотой перстень-печать с изображением Афродиты (найдена в Вани). В груз. фольклоре известно козловидное божество Очопинтре, изображение к-рого сохранилось на серебряном ритоне из Мтисдзири, к-рого исследователи отождествляют с Паном. До наст. времени в нек-рых местах Г. существуют народные празднества, напоминающие дионисийские мистерии. Один из них - берикаоба, во время к-рого участники одевают козьи шкуры и маски.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Еще в XII в. до Р. Х. в верховьях Зап. Евфрата (Карасу) образовался союз племен скотоводов и металлургов Диаохи (Таохи; урарт. Диауехи/Диаухи; ассир. Дайаэни), в к-рый входили и груз. племена. Сведения о нем сохранились в «Анабасисе» Ксенофонта ( Xen. Anabas. IV, VII), в надписях ассир. царей Тиглатпаласара I (ок. 1114 - ок. 1076 гг. до Р. Х.) и Салманасара III (860 (или 859) - 824 (или 825) гг. до Р. Х.; в одной из них, высеченной на крылатых быках дворца Нимруда, упом. царь диаохов Асия (844 г. до Р. Х.)), а также в надписях урартского царя Менуа (810-786 гг. до Р. Х.; Менуа покорил столицу Диаохи Шашилу). Ассирийско-урартские письменные источники говорят о высоком уровне развития хозяйства Диаохи (возведение городов и крепостей; земледелие, животноводство; ремесло и металлургия, основанная на разработке богатых залежей железных и медных руд, драгоценных металлов) и о наличии развитого общества (во главе - царь-сюзерен, к-рому подчинялись цари-правители отдельных провинций, в чьей власти находились различные племена). «Картлис Цховреба». Список 1633–1646 гг. (Кекел. Л. 287–288) «Картлис Цховреба». Список 1633–1646 гг. (Кекел. Л. 287–288) После разгрома Диаохи (IX-VIII вв. до Р. Х.) войсками Урарту лидирующее положение заняла Колха (Кулха), расположенная севернее Диаохи в бассейне р. Чорохи (территории совр. Аджарии и Гурии), объединившая картвельские племена картов, мегрело-чанов и сванов. Урартские надписи VIII в. до Р. Х. содержат сведения о социальной структуре Колхи (царь, пребывающий в столице, и царские наместники, находившиеся в провинциях) и о ее хозяйстве (производство железа, освоение заболоченных земель в бассейне Риони, интенсивное земледелие на Колхидской низменности). Надпись ассир. царя Сардура (или Сардури) II (ок. 760 - кон. 30-х гг. VIII в. до Р. Х.) свидетельствует о 2 походах Урарту против Колхи (750-748, 744-742/1 гг. до Р. Х.), о покорении и разрушении последней, об убийстве царских наместников и об изгнании населения. Колха пришла в упадок, часть населения мигрировала в районы среднего течения Риони, туда же была перенесена царская резиденция.

http://pravenc.ru/text/168205.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010