Мон-рь Ахали-Шуамта. XVI в. Мон-рь Ахали-Шуамта. XVI в. Несмотря на разобщенность груз. царств, сохранение привилегий на Св. земле (владение «ключами иерусалимскими»: храмом Воскресения Господня, Гробом Господним и Голгофой) и укрепление престижа Грузии на международной арене стали общим делом всех 3 царств. В 1505 г. на Картлийский престол взошел сын царя Константина II Давид Х, к-рый в 1525 г. принял монашеский постриг под именем Дамиан в мон-ре в Тбилиси. Власть узурпировал Георгий IX (правил в Картли до 1527), к-рый за короткое время царствования вместе с царями Кахети Леваном, Имерети Багратом и мтаваром Самцхе-Саатабаго Кваркваре осуществил поход на Иерусалим, в результате чего «взяли грузины Иерусалим… и получили Гроб Господень, Голгофу, Вифлеем и Крестовый монастырь» ( Вахушти Багратиони. Описание. 1973. С. 400-401). Между тем уже в 1512 г. кн. Беена Чолокашвили «волею Божией… изгнал франков (католиков.- З. А.) с Голгофы»; в 1514 г. он же возвратил ГПЦ храм Воскресения Христова в Иерусалиме, пытался вернуть др. груз. церкви в Иерусалиме, а также монастырь св. Иакова, перешедший к армянам-монофизитам ( Марр. Краткое описание груз. рукописей. 1955. С. 36-39). Подтверждением положения грузин на Св. земле в XVI в. служат 2 документа 1579 г., подписанные султаном Мурадом III, согласно к-рым храм Гроба Господня передан груз. монахам ( Абуладзе. Османские грамоты. 1987. С. 91). К кон. XVI в. княжество Самцхе-Саатабаго, т. е. практически вся Юго-Зап. Грузия, было завоевано Османской империей и тур. правительство последовательно проводило политику исламизации этого богатого христ. традициями края: все церковные имения были превращены в вакуфы, храмы - в мечети, епархии ГПЦ на этой территории были упразднены. Восточногрузинская Церковь в XVII в. Этот период - «век царских мучеников и множества убиенных» - считается самым трагичным в истории Грузии и ГПЦ. Агрессия Персии в связи с нашествиями шаха Аббаса I (1587-1629) достигла апогея: персид. историк пишет, что с нашествиями шаха Аббаса для «грузин настал день второго пришествия» ( Искандер Мунши.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Мон-рь Пархали. Х в. Мон-рь Пархали. Х в. В тот же период свт. Ефрем Мацкверели добился согласия Иерусалимского патриарха Сергия I (843- ок. 859) на варение св. мира в Картли, что способствовало укреплению автономных прав ГПЦ. Свт. Ефрем занимался этим вопросом либо по поручению католикоса, либо потому, что по смерти католикоса он временно исполнял его обязанности. Свт. Ефрем 40 лет управлял Ацкурской епархией, он обладал даром пророчества, предвидения, чудотворения и исцеления. Во 2-й пол. IX в. в Самцхе учеником прп. Михаила Парехского прп. Серапионом Зарзмским († 900) был основан мон-рь Зарзма , о чем в Житии Серапиона Зарзмели сообщил его племянник прп. Василий Зарзмский , 4-й настоятель этого мон-ря. В IX в. арабами в Зедазенском мон-ре был убит сщмч. Иоанн Зедазнийский . В 808 г. в Феодосиополе (совр. Эрзурум) были замучены братья Исаакий и Иосиф, родившиеся в мусульм. семье и тайно воспитанные матерью-грузинкой в правосл. вере. В 852 г. в Самарре халифом Джафаром был замучен и обезглавлен груз. кн.-полководец вмч. Константин-Каха . К X в. относится царствование легендарной св. блгв. царицы Динар (вероятно, царица Эрети, вместе со своим сыном Ишхаником возродившая Православие среди исповедующего монофизитство населения Юго-Вост. Грузии). Ее изображение - всадница на белом коне - сохранилось на сев. стене Тронного зала Грановитой палаты Московского Кремля. В 914 г. в битве при крепости Квелисцихе (Юж. Грузия) были взяты в плен полководец мч. Гоброн-Михаил и 133 воина с ним. Эмир Абул-Касим подверг жестоким пыткам сначала воинов, затем мч. Гоброна. В. Силогава Отделение церковных кафедр Зап. Грузии от Константинопольского Патриархата сыгравшее значительную роль не только в истории Эгрис-Абхазского царства, но и в формировании единого Грузинского царства, в груз. историографии датируется по-разному, в пределах VIII-X вв. В 6-й нотиции связь западногруз. кафедр с К-полем еще прослеживается: на традиц. 27-м месте значится митрополия Фасиса. 4 епископские кафедры, подчиненные митрополии Фасиса, а также архиепископские кафедры Никопсии и Севастополя в списке не фигурируют, поскольку перечислены только митрополии. Сведения 6-й нотиции схожи со списками К-польского Поместного Собора (879-880), что позволяет отнести дату составления нотиции к тому же периоду.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в. [Груз. - св. Нина], жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Находится в одноименном селе (муниципалитет Сагареджо, Кахети, Грузия) на берегу р. Твалт-Хеви (левый приток р. Иори), в предгорьях юго-зап. склона Гомборского хребта, в 50 км от Тбилиси. История Согласно источникам, кафоликон Н. в честь Успения Пресв. Богородицы был построен царем Грузии св. Вахтангом Горгасали в VI в. Как «церковь больших размеров, купольную, которую построил Горгасал», Н. упоминает историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). По мнению П. Иоселиани , храм Н. был построен на месте, где раньше стоял языческий идол ( Иоселиани. 1846. С. 133). С. Н. Какабадзе считал, что храм был построен царем Грузии св. Мирианом в сер. IV в. на том месте, где скончалась св. Нина. По его мнению, Бодиси, упоминаемое в источниках как место кончины святой,- это древнее название сел. Ниноцминда, к-рое после постройки здесь храма было переименовано и посвящено св. Нине ( Какабадзе. 1928. С. 6). Это мнение признано ошибочным: установлено, что речь в источниках идет о месте, где сейчас находится мон-рь Бодбе и где покоятся мощи святой. План кафоликона мон-ря Ниноцминда План кафоликона мон-ря Ниноцминда По исследованиям Г. Н. Чубинашвили , храм неоднократно реставрировали. Первая крупная переделка, к-рая коснулась всей верхней части церкви (арок и купола), датируется IX-XI вв. В XIII-XIV вв. к углам опор части купола были приделаны специальные контрфорсы. Храм также ремонтировали в XVI, XVII вв. и во 2-й пол. XVIII в. ( Чубинашвили. 1926. С. 102). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) говорится о том, что «в течение времени храм был разрушен и уничтожен и наш царь Леон (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) заново отстроил и украсил его» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). В 1671 г. еп. Ниноцминдский Николай (Андроникашвили) отреставрировал фасад храма, по его поручению был устроен иконостас, построены ворота ( Ростомашвили. 1901. С. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗУГДИДСКО-ЦАИШСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (c 5 апр. 1995) с кафедрами в зугдидском в честь Влахернской иконы Божией Матери, цаишском в честь Успения Пресв. Богородицы и цаленджихском в честь Преображения Господня соборах. Охватывает Зугдидский и Цаленджихский р-ны Грузии - территорию древней Цаишской епархии , расположенной в центре Эгрис-Абхазского царства (ныне Зап. Грузия). Граничит с Местийско-Земо-Сванетской (север), Сенакско-Чхороцкуской (восток и юго-восток), Потийско-Хобской (юг) и Сухумско-Абхазской (с запада и северо-запада) епархиями ГПЦ, выходит к Чёрному м. Дворец Дадиани, ныне Гос. музей г. Зугдиди Дворец Дадиани, ныне Гос. музей г. Зугдиди Согласно нотициям К-польского Патриархата (Notitiae Episcopatuum), в VI-IX вв. в Саисинах (Саиси, Цаиши) находилась греч. епископская кафедра, входившая в юрисдикцию К-поля; на рубеже IX и X вв. на ее основе возникла груз. Цаишская епархия, позже вошедшая в состав Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. В кон. XV в., после распада Грузии на 3 царства (Имерети, Картли и Кахети) и княжество Самцхе-Саатабаго, епархия оказалась на территории Имерети и включила часть Сванети. Кафедру занимали первенствующие западногруз. архиереи. Так, Цаишско-Бедийским епископом был Абхазский (Западногрузинский) католикос Иоаким (70-е гг. XV в.); в нач. XVII в. 3 епархии (Цаишская, Хонская и Джуматская) были объединены под властью епископа Цаишского, впосл. вступившего также и на первосвятительский престол как Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Малахия II (Гуриели ; 1616-1639). В нач. XVII - сер. XVIII в. часть территории Цаишской епархии существовала как Цаленджихская епархия. В кон. XVIII в. мн. западногруз. епархии в связи с миграцией северокавк. (абх.) племен и исламизаций региона были упразднены, в Цаишскую епархию вошли территории Хобской, Драндской, Моквской и Бедийской епархий.

http://pravenc.ru/text/200109.html

Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. Болнисский Сион (Грузия). 478 - 493 гг. В 30-х гг. IV в. Византия при имп. Константине Великом была единственным союзником Иберии в борьбе против Сасанидов. Несмотря на противодействие проиранских сил, цари Иберии и впосл. старались сохранить поддержку В. и. К нач. V в. Персия довольно прочно утвердилась в Закавказье, и Иберия оказалась в более жесткой зависимости от нее, а контакты Вост. Грузии с Византией почти сошли на нет. В визант. источниках этого времени нет сведений об Иберии. Сведения груз. летописей о присоединении к Иберии Зап. Грузии при царе Вахтанге Горгасали (2-я пол. V в.) отражают переход под его контроль соседних с Картли вост. районов подвластной В. и. Лазики. Церковная реформа царя Вахтанга 466-468 гг. проводилась при поддержке визант. императора и К-польских Патриархов (вероятно, Зинона и Нектария). Была введена новая организационно-адм. структура во главе с Католикосом. Первым Католикосом был Петр (2-я пол. V в.). Вахтанг положил начало автокефалии Грузинской Церкви (официально с 487). Светская и церковная власти Византии поддерживали стремление царей Картли усилить централизацию своего гос-ва. Однако антииран. восстание христ. кавказских народов в Кавказской Албании, Армении и Иберии (484) окончилось поражением, и В. и. надолго потеряла влияние в этих областях Закавказья. В 523 г. шаханшах Кавад I подавил восстание царя Иберии Гургена; так и не дождавшись помощи от имп. Юстина I, царь с семьей и приближенными вынужден был укрыться в В. и. После этого в течение столетия Картли была полностью подчинена Персии. С 20-х гг. VII в. позиции В. и. на Кавказе значительно укрепились в результате победоносных персид. походов имп. Ираклия, в к-рых участвовали христ. народы кавказских стран. После разгрома Персии господство В. и. установилось не только в Лазике, но и в Иберии. В Зап. Грузии была упразднена царская власть и управление областью возглавил подчиненный императору сановник с титулом патрикия. Сев. области Лазики, заселенные лазами, сванами, абазгами и апшилами, были еще ранее непосредственно подчинены империи и поставлены под власть архонта. Разделив Лазское царство на 2 части, В. и. целенаправленно проводила здесь имперскую политику. Зап. Грузия находилась в сфере влияния В. и. и в церковном отношении: в списках кафедр, подчиненных К-польскому Патриархату не позднее VII в. упоминаются митрополия Фасис (совр. Поти) в Лазике и архиепископия Севастополь (близ совр. Сухуми) в Абазгии.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИЯ [Грузия; груз. ], гос-во в центральной и зап. части Закавказья. Сакартвело, название страны по-грузински, происходит от груз. «карт», «картвели» (грузин), к-рое в свою очередь восходит к названию центральной исторической провинции Г.- Картли, население ее называлось «карты» (картвелы), имя их легендарного родоначальника - Картлос. Архаичные названия: Иверия (Иберия) в античную эпоху и в период раннего средневековья применимо к Вост. Грузии, Колхида - к Зап. Грузии. В исторических источниках сохранились наименования вост. и зап. груз. племен: гугары, кларджи, таойцы, макроны, халд-халибы, обезы, гениохи и т. д. Определяя семантику корня georg- (в греч. языке Г. переводится как Γεργια, в языках Зап. Европы - как Georgia, Georgien, Georgie и др.), нек-рые исследователи пишут о Г. как о стране земледельцев (греч. γεωργος) или считают ее посвященной вмч. Георгию . Граничит на севере с Россией, на востоке с Азербайджаном, на юге с Арменией и Турцией. Территория - 69,7 тыс. кв. км. Столица - Тбилиси (1345 тыс. чел., 2005). Крупнейшие города: Кутаиси (268 тыс. чел., 2005), Рустави (180,5 тыс. чел.), Батуми (144,6 тыс. чел.). Гос. язык: грузинский, на территории Абхазии - грузинский и абхазский. География. Горные массивы Б. и М. Кавказа (высшие точки - гора Шхара, 5068 м, и гора Казбек, 5033 м), разделенные межгорными долинами (Колхидская, Алазанская и др.), занимают свыше 4/5 территории Г. Климат на большей части страны субтропический. Для горных районов характерна высотная поясность. Главные реки: Кура (с притоками) и Риони (с притоками). Озера: Палеостоми (Палиастоми), Рица, Паравани и др. Почвы: красноземы, желтоземы, черноземы и др. Ок. 2/5 территории покрыто лесами (дуб, бук, граб, ель, сосна); выше - субальпийская и альпийская растительность. В Г. созданы Тбилисский национальный парк, 17 заповедников и 6 заказников. Население Г. составляет ок. 4661 тыс. чел. (2006). Население распределяется по возрастным группам следующим образом: до 15 лет - 17,3%, от 15 до 65 - 66,2, старше 65 - 16,5% (2006). В расчете на 100 чел. рождаемость в 2006 г. составляла 10,41 чел., смертность - 9,23, эмиграция - 4,54 чел. Грузины составляют 83,8% населения Г., азербайджанцы - 5,5, армяне - 4,7, осетины - 2,5, абхазы - 1,3, русские - 1, проч. (греки, евреи, ассирийцы и курды) - 1,2% (2005). В 1979-1989 гг. вслед. процессов ассимиляции и эмиграции происходило сокращение доли почти всех перечисленных групп.

http://pravenc.ru/text/168205.html

По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленый Георгием , еп. Никомидийским (имя автора акростихом в богородичнах), с акростихом Εγκωμοις Μμαντα μλπω συν πθ (Похвалами Маманта воспеваю усердно), 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Εαρ μν σμερον πνευματικν τος πιστος (Весна сегодня нам духовная верным); канон, составленный Германом I , патриархом К-польским, без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ νατελαντι ν τ κσμ (Явившемуся в мире); анонимный канон с акростихом Μμαν μρτυρα μνοις δετε μλψωμεν (Маманта мученика песньми давайте воспоем), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Μμαντος νικηφρου μνοις γηθοσνως νυμνσωμεν (Маманта победоносного песньми радостно воспоем) (см.: AHG. T. 1. P. 52-87; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1936. Τ. 35. Σ. 478); 3 цикла стихир-подобнов (см.: Ягич. Служебные минеи. С. 016-017; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ibid.); 2 седальна ( Ягич. Там же. С. 015; AHG. T. 1. P. 81); светильны ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ibid. Σ. 488); дополнительные икосы кондака ( Амфилохий. Кондакарий. С. 160). Е. Е. Макаров Иконография В восточнохрист. традиции изображения М. известны в визант. искусстве К-поля, в Греции и на Балканах, в М. Азии и Каппадокии, в Грузии, на Кипре, в Ливане и Эфиопии. В Зап. Европе почитание святого и соответственно его изображения представлены в первую очередь в искусстве Франции и Италии. Мч. Мамант. Тондо из мон-ря Гелати (Зап. Грузия). XI в. Мч. Мамант. Тондо из мон-ря Гелати (Зап. Грузия). XI в. Существуют неск. основных типов изображения святого. Самый древний - М. верхом на льве, восседающий на звере как на троне - прямолично или как всадник; в руках он держит пастушеский жезл или крест, на коленях или в руках нередко изображают ягненка или козленка. Данная иконография святого может быть связана с генезисом его образа на основе культа богини Ма, к-рую изображали сидящей на льве (The Veneration. 2013. Cat. 3). Подобные образы были чрезвычайно популярны на Кипре, особенно в искусстве XV-XVI вв. Самым ранним и одновременно 1-м достоверным изображением М. данного типа является свинцовая евлогия VI в. (Византийский музей в Афинах, дар музею от директора археологического ин-та Бейрута; The Veneration. 2013. Cat. 14). На лицевой стороне этого небольшого металлического диска М. представлен сидящим на шагающем льве как на троне. Вокруг средника надпись: «Ευλογια του αγιου μεγαλομαρτυρος, αμην» (Благословение святого великомученика Маманта, аминь). Возможно, евлогия была изготовлена в Кесарии Каппадокийской, поскольку там, на месте подвига святого, уже в раннехристианское время существовала базилика, где находились его мощи. В. Н. Залесская, основываясь на данных иконографии М. и на типологии евлогий, датирует евлогию X-XI вв. ( Залесская. 1995. С. 236-242).

http://pravenc.ru/text/2561776.html

Сухуми, 1951; Джамбурия Г. Из истории отношений в Грузии (сатавадо). Тбилиси, 1955; он же. Георгий Саакадзе. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); Цинцадзе И. , Месхия Ш. Из истории рус.-груз. взаимоотношений X-XVIII вв. Тбилиси, 1958 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. В. Из истории социальных отношений в позднефеод. Грузии. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Акопашвили Г. Д. Из истории социальных отношений в Картли XV-XVIII вв. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.); Мачарадзе В. Мат-лы по истории рус.-груз. отношений 2-й пол. XVIII в. Тбилиси, 1968. Т. 2 (на груз. яз.); Табагуа И. Грузия на междунар. арене во 2-й пол. XVIII в. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); Георгиевский трактат/Изд.: Г. Г. Пайчадзе. Тбилиси, 1983. Г. Отхмезури Установление российского правления в Г. После кончины Георгия XII Картли-Кахетинским царством руководило временное правительство ген. П. Г. Лазарева, просуществовавшее до мая 1802 г., когда правительство возглавил главнокомандующий Г. генерал Кнорринг. После вхождения в состав России остальных частей Г. и Кавказа главнокомандующий контролировал всю территорию Закавказья. Правительство состояло из 4 отд-ний (экспедиций): исполнительного, гражданского, уголовного права и казначейского. Вост. Грузия была поделена на 5 уездов с собственными полицией и судом. Начальниками экспедиций и уездов назначались русские по происхождению чиновники, делопроизводство велось на рус. языке. Правитель Имерети олицетворял гражданскую и военную власть, являлся командующим размещенными в Зап. Грузии рус. войсками и находился в подчинении у главнокомандующего (главноуправляющего) Г. С целью присоединения др. исторических областей Г., находившихся в сфере влияния Турции и Ирана, Россия воевала с этими странами. В период русско-тур. войны 1806-1812 гг. рус. армия заняла Поти, Сухум и Ахалкалаки. Однако по условиям Бухарестского мира 1812 г. России отошел только Сухум. Согласно Адрианопольскому мирному договору 1829 г., завершившему русско-тур. войну 1828-1829 гг., Турция признала присоединение к России Г., Имеретии, Мингрелии (Мегрелии) и Гурии.

http://pravenc.ru/text/Грузия.html

В апр. 1978 г. в Тбилиси прошли многочисленные демонстрации и митинги протеста в связи с неудавшейся попыткой властей лишить груз. язык гос. статуса. В 80-х гг. национальное движение в Г. достигло еще большего размаха. Выход из СССР и образование независимого государства В апр. 1989 г. в Тбилиси перед Домом правительства начались многотысячные митинги с требованием восстановления независимости Г. Органы центральной и местной власти приняли решение о разгоне митингующих. При разгоне митинга погибли 19 чел. Трагедия 9 апр. придала еще больший размах антисоветскому движению, к-рое пытались возглавить различные политические партии, объединившиеся сначала в Комитет национального спасения, а в марте 1990 г.- в Национальный форум. Последний вскоре разделился на 2 крыла, соперничавших в борьбе за руководство. 28 окт. 1990 г. в Г. состоялись выборы депутатов Верховного Совета, в к-рых одержал победу блок «Круглый стол - Свободная Грузия». Коммунистическая однопартийная власть прекратила существование. 14 нояб. 1990 г. Г. была объявлена республикой, председателем Верховного Совета избран З. Гамсахурдия. 31 марта 1991 г. национальная власть провела референдум, 90% населения высказалось за восстановление независимости страны. 9 апр. 1991 г. Верховный Совет объявил о восстановлении гос. независимости Г. на основе правопреемства 1-й Демократической Республики (1918-1921). Президентом республики был избран З. Гамсахурдия. Г. в 90-х гг. XX в. Новым властям Г. противостояла внутренняя оппозиция, предпринявшая 22 дек. 1991 г. вооруженное выступление. 6 янв. 1992 г. З. Гамсахурдия и его сторонники покинули Тбилиси. Руководство взял на себя Военный совет (Дж. Иоселиани, Т. Китовани, Т. Сигуа), передавший правление Гос. совету, куда вошли представители политических партий и общественных орг-ций. В марте 1992 г. председателем совета стал вернувшийся в Г. бывш. министр иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе. Военный переворот обострил внутреннее положение Г. В 1992-1993 гг. начался вооруженный конфликт в Абхазии. Число беженцев, в основном грузин, составило ок. 300 тыс. чел. 14 мая 1994 г. в Москве под эгидой ООН и при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении груз. и абх. вооруженных сил. На основе этого документа и решения глав гос-в СНГ с июня 1994 г. в зоне конфликта размещаются подразделения миротворческих сил. Совет Безопасности ООН учредил Миссию ООН по наблюдению в Г. Осенью 1993 г. в Зап. Грузию вернулся З. Гамсахурдия, возглавивший борьбу оставшихся верными ему военных формирований за овладение зап. частью страны. Груз. властям удалось подавить сопротивление сторонников экс-президента. 31 дек. 1993 г. З. Гамсахурдия погиб при невыясненных обстоятельствах.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Двухэтажные здания академии, трапезной и винодавильни были построены вдоль юж. ограды И. в один ряд, но в разное время (наиболее ранние - расположенные западнее винодавильня и трапезная). Строения были сложены из булыжника, не имели перекрытий и сохранились частично (стены с проемами). Винодавильня представляет собой длинную узкую галерею из 4 прямоугольных компартиментов, каждый перекрыт крестовым сводом и отделен от соседнего аркой. С сев. стороны находятся полуциркульные арки. Назначение 2-го этажа неизвестно. Трапезная - большое прямоугольное здание с 2 входами. На плоскости обоих этажей юж. стены высечены ниши разного размера и формы; полукруг камина, высотой в 2 этажа, выделяется на фасаде. В вост. стене имелось 2 окна; вдоль 2-го этажа сев. стены находились окна. В XVI в. с запада была пристроена комната с небольшими нишами в стенах. В VIII-IX вв. с востока вплотную к трапезной примыкало более широкое здание академии, в связи с чем были заложены 2 больших вост. окна трапезной. Новое здание с фронтонными вост. стенами и широкими зап. проемами было хорошо освещено. Первый этаж разделен на 2 части - более длинное зап. и узкое восточное помещения с 2 входами с севера, фланкированными 2 окнами с каждой стороны. Зап. стена гладкая; восточная имеет тройную аркатуру, в каждой арке выведена маленькая ниша. Все арки полуциркульной формы. Второй этаж - это большой зал, в вост. стене была двойная арка, основанная на 8-гранном высоком столбе: сохранились двойные окна столба - элемент, характерный для переходного периода груз. архитектуры (VIII-X вв.), и крестовый свод на удлиненном основании. В юж. стене 2-го этажа сделан ряд углублений в виде декоративной аркатуры. Архитектурные формы академии схожи с дворцовыми зданиями того же времени (Некреси, Ванта, Череми) и со зданием академии мон-ря Гелати (X-XIII вв.). Ист.: Иоселиани П. Путевые заметки по Кахетии. Тбилиси, 1846. С. 88-90; Муравьев А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Т. 1. С. 193; Brosset М. Rapports sûr un voyage archéologique la Géorgie et dans l " Armenie en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1. P. 76; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 329-334; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 548 (на груз., франц. языках).

http://pravenc.ru/text/293961.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010