Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ЕВГЕНИК Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник [Греч. Μανουλ Εγενικς], греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе (Зап. Грузия, Мегрелия). Имя художника упоминается в 3 надписях - 2 грузинских (выполнены асомтаврули) и греческой, к-рые размещены на сев.-зап. и юго-зап. подкупольных столпах храма в Цаленджихе. Надпись на греч. языке сделана художником от первого лица: «Αμαρτωλου Μανουηλ του Ευγενικου του ξυγραφου» («[моление] грешного Мануила Евгеника живописца»). В груз. надписях перед именем художника стоит ([kyr]) - калька с греч. κριος, т. е. «господин» (иногда ошибочно трактуется как часть имени мастера). Надписи сообщают, что роспись была исполнена по заказу Вамеха I Дадиани, пригласившего к-польского художника, за к-рым в визант. столицу были отправлены груз. художники Махаребели Квабалия и Андроник Габисулава. Дата в надписи отсутствует, но упоминание в ней «эриставт эристава мандатурухуцеса Дадиани Вамека», т. е. Вамеха I Дадиани, управлявшего областью Одиши (историческая провинция Зап. Грузии, в которой находится храм) в 1384-1396 гг., дает основание для датировки фресок. Князья Дадиани, известные своими политическими амбициями и неоднократно называемые в источниках «царями» (особенно Вамех I, завоевавший часть абх. территорий, чеканивший свою монету в Цхуми (Сухуми)), имели возможность пригласить художников из столицы Византии. Стиль фресок Цаленджихи находит аналогии в византийских памятниках, относящихся к классицистическому направлению позднепалеологовской живописи. Среди произведений 2-й пол. XIV в. Х. Бельтинг особо выделил икону-диптих с изображениями Божией Матери «Одигитрия» и сцены «Снятие со Креста», посл. четв. XIV в., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( G., S ô tiriou М. 1956. Vol. 1. Pl. 234). Эта икона, как считает Бельтинг ( Belting. 1979. P. 111-112), настолько близка к фрескам, исполненным М. Е., что могла бы быть написана им (это предположение носит характер частного мнения). Кроме информации о росписи цаленджихского храма, достоверных сведений о др. работах М. Е. не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2561916.html

Зап. и юго-зап. границы Н. е. проходили по хребту Шода-Кедела в сев. отрогах Лихского хребта, где территории Н. е. граничили с землями Кутаисской епархии ГПЦ. В сер. XVI в. верховья рек Риони, Чанчахи, Гарула и Джеджора перешли под юрисдикцию новообразованной Никорцминдской епархии ГПЦ и граница отодвинулась на восток, к Главному Кавказскому хребту. На севере, согласно сведениям Вахушти Багратиони, никозели окормлял территории до южнорус. равнин - границ Аланской епархии К-польского Патриархата. Изменения на сев. границах Н. е. произошли в нач. XVII в., когда зап. часть Двалети отошла к груз. царству Имерети (Зап. Грузия). В титулатуре светских и церковных властителей того времени появились определения: «владетель Овсети и Двалети», «кормчий овсов и двалов» (Дарственная грамота царя Имерети Александра III (1639-1660) цихистави (коменданту крепости) Иоанну Омадмадидзе, 1659 г.// Какабадзе. 1925. С. 91; Дарственная грамота Вамека Дадиани Бичвинтскому храму, 1660-1662 гг.//ПГП. 1977. Т. 6. С. 671; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) Бичвинтскому храму, 1755 г.// Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 7; Дарственная грамота католикоса-патриарха Зап. Грузии Виссариона (Эристави) иеромонаху Сенакской церкви Георгию (Кавтарии), 1762 г.//Исторические док-ты царства Имерети. 1958. Т. 1. С. 105-106), что свидетельствует о стремлении католикосов-патриархов Зап. Грузии (Абхазских) окормлять территории, считавшиеся принадлежавшими Н. е. Возможно, в XVII-XVIII вв. церковные границы в Двалети совпадали с государственно-адм. границами груз. царств, т. е. вост. часть, остававшаяся в составе Картли, считалась уделом никозели, а зап. часть, оказавшаяся в Имерети,- Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. На востоке Хохский хребет отделял Н. е. от пров. Хеви, владений мцхетского кафедрального собора Светицховели (периодически Хеви оказывалась в составе Цилканской епархии ГПЦ). С юга по высотам, разделяющим ущелья рек Кешельта и Паца от Б. Лиахви, Н. е. граничила с Урбнисской епархией ГПЦ; некоторые селения южнее этой линии также принадлежали никозели.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Мон-рь Тимотесубани. Общий вид. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Картлийское царство (позднее - эрисмтаварство) охватывало помимо собственно территорий К. также юго-зап. (Месхети (Тао-Кларджети)) и вост. (Кахети-Эрети) провинции Грузии. В IX-X вв. в понятие Картли входила как Вост., так и Зап. Грузия. К концу X в. это название сменилось более емким культурно-политическим Сакартвело ( - груз. наименование Грузии, т. е. страна грузин). История Древнейшие верования картлийцев - см. «Дохристианские верования древних грузин: I. Картли» в разд. «История» ст. Грузия . Христианизация К. Христианство стало распространяться в К. в I в. по Р. Х., с проповедью ап. Андрея Первозванного (подробнее см. «Распространение христианства в Иверии в первые века по Р. Х.» в разд. «История» ст. Грузия ). В 326 г. в результате проповеди св. равноап. Нины К. приняла Крещение; христианство стало гос. религией. Первые церкви в К. были воздвигнуты в Манглиси (Квемо-Картли) и в столице царства Мцхете ( Светицховели и Самтавро ). В IV в., согласно груз. летописям, были выстроены церкви в Цилкани (Шида-Картли) и Болнисский Сион (Квемо-Картли) (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 91-92; КЦ. 1955. Т. 1. С. 131-132, 137-138). В IV-V вв. в К. появилось монашество; из греч. надписи на гробнице в Цилкани известны имена первых монахов: это амба (отец) Фаранусес, Тикас, Паприупас (?) и Исдигердес (?) ( Каухчишвили. 2004. С. 213-214). Сравнительно медленно распространялось Православие в горных областях К. По сведениям грузинской летописи «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли), когда св. Нина, свящ. Иаков (в 60-70-х гг. IV в. епископ Картли (Мцхетский)) и эристав прибыли в Цобени, они «призвали горцев… чартальцев, пховцев, цилканцев и гудамакарцев, проповедали им веру Христову истинную… но те не пожелали принять Крещения» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 88-89). Распространение христианства в сев. частях Вост. Грузии связано с деятельностью 12 сирийских отцов (VI в.), пришедших под предводительством прп. Иоанна Зедазнийского из Антиохии и проповедовавших в разных регионах К. и Кахети . Артефакты из Стирфазского и Едисского могильников свидетельствуют о постепенной христианизации горных областей Шида-Картли (верхнее течение р. Лиахви) в V-VII вв.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

В нач. IX в. эрисмтавар (правитель) Картли Ашот Багратиони из-за конфликта с арабами с семьей и ближайшими соратниками удалился в Юго-Зап. Грузию и обосновался в Шавшети и Кларджети (домен фамилии Багратиони). Выбрав резиденцией Артануджи, он начал активные действия с целью воссоединения Юго-Зап. Грузии и создания нового гос-ва (Картвельское княжество, или Тао-Кларджети) на территории, находившейся в сфере политического влияния В. и. Несомненно, эта акция Ашота Багратиони была дипломатически поддержана имперской властью, свидетельством чего является его высокий титул куропалата и заявление груз. историка, что Ашот укрепил свою власть «по воле» греч. кесаря (Картлис цховреба. Т. 1. С. 251). После убийства Ашота Куропалата (ок. 826) его сыновья якобы по своей воле уступили старшинство среднему сыну Ашота Баграту, но на это требовалось согласие имперской власти, к-рое, по-видимому, было дано, ибо Баграту также был пожалован титул куропалата. Церковь Архангелов в Икорте (Грузия). 1172 г. Церковь Архангелов в Икорте (Грузия). 1172 г. Значение Тао-Кларджети особенно усилилось в царствование Давида III куропалата (2-я пол. X в.), к-рый оказал военную помощь имп. Василию II во время восстания полководца Варды Склира. Направлению войска против Склира предшествовали соответствующие дипломатические переговоры, проводившиеся по инициативе визант. двора. Визант. сторона первоначально обратилась в груз. монашескую общину на Афоне, к-рая возможно выполняла функции груз. посольства на территории империи. После разгрома восстания Склира в благодарность за поддержку император пожаловал Давиду в пожизненное владение земли в округах Эрзурум и Басиани. Влияние Давида распространялось и на сев. области Грузии. При активной поддержке Давида III его приемный сын Баграт Багратиони, законный наследник вост. и западногруз. престолов, был объявлен правителем Картли (975) и царем Абхазии (Зап. Грузии; 978). В 988 г. военный отряд Давида III поддерживал восставшего против имп. Василия II Варду Фоку, видимо надеясь полученные от императора в «пожизненное владение» земли закрепить за собой в наследственную собственность. Но поражение восставших вынудило его для спасения страны завещать свои земли империи. Имперская власть не доверяла Давиду Куропалату, и в 1001 г. он был отравлен. С нач. XI в. владения Давида стали предметом борьбы между Грузией и В. и.

http://pravenc.ru/text/372678.html

К XVI в. Абхазский Католикосат включал всю Зап. Грузию и его границы совпадали с политическими границами западногруз. царств и княжеств. В него входили Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Хобская, Чкондидская, Ниноцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская, Моквская и Бедийская епархии. Юго-зап. граница Католикосата проходила по р. Чорох, с запада он граничил с Чёрным м., с севера - с Осетией, с северо-запада доходил до «предела Великой Бичвинты» (Заповедание веры (Мцнебай сасджулой)//ПГП. Т. 3. С. 223); вост. граница проходила по Лихскому хребту (Бичвинтская памятная грамота (Бичвинтис Иадгари) - см.: Какабадзе. Великая грамота. 1925. Т. 2. С. 183). Вост. и зап. границы сохранились вплоть до упразднения Католикосата в 1819/20 г., в то время как юж. и сев. границы изменялись. В кон. XVI в. на севере и северо-западе Абхазского Католикосата проходила «граница с Россией» и Кафа (ныне Феодосия, Крым) (Там же. С. 183). Подробные сведения о границах Абхазского Католикосата в XVII-XVIII вв. отсутствуют, но вызывает сомнение, что они могли сохраниться в пределах хотя бы XVI в. В XVI в. первоиерархи Зап. Грузии, начиная с Малахии I (Абашидзе) , упоминаются в источниках как «католикосы Абхазии и Севера», т. е. Зап. Грузии и Сев. Кавказа, что связывают с отражением в титулатуре преемства Абхазским католикосом миссии ап. Андрея Первозванного, «просветителя Севера». В XVI-XVIII вв., когда в результате господства османов на Сев. Кавказе христианство потеряло ведущую роль, а затем и вовсе было уничтожено, Абхазские католикосы занимались миссионерской деятельностью на «Севере». Так, Евдемон II (Сакварелидзе) именовался «католикос Абхазии и просветитель Севера» ( Такаишвили. Древняя Грузия. Т. 3. С. 159), Виссарион (Эристави) - «святитель и просветитель всей Северной стороны, предстоятель-католикос Севера» (Ист. док-ты. 1958. Т. 1. С. 105). Однако миссионерская проповедь в этом регионе не имела успеха. Абхазский католикос-патриарх Евдемон I (Чхетидзе). Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Композиция плана церкви Кумурдо близка к структуре храма Никорцминда (1010-1014, Рача, Зап. Грузия): 5 апсид и 6-й прямой зап. рукав открываются в 6-угольное центральное пространство храма; по сторонам вост. апсиды - жертвенник и диаконник, сообщающиеся с юго-вост. и северо-вост. апсидами. Зап. рукава заканчиваются 2 прямоугольными помещениями с полукруглыми нишами апсид. Внутренний план не выявлен во внешних формах храма, близкого к типу свободного креста. С запада и юга к зданию примыкают притворы. Никорцминда - самый богатый орнаментальным декором и сюжетными рельефами храм Грузии. Фасады, барабаны куполов, притворы украшены аркатурой, поясами и наличниками с геометрическим орнаментом, в к-рый включены изображения фантастических животных, сюжетными рельефами. В Х в. в Кахети были построены 2 небольшие, но значительные по художественной ценности церкви в Кветере, 4-апсидная, отличающаяся простотой, совершенством и изяществом форм, и в Бочорме, 6-апсидная (пострадала от взрыва в 1920), внутренние стены к-рой покрыты росписями XII в. В переходный период и в Х в. интенсивно развивалось гражданское строительство, в значительной степени представленное дворцами епископов. К этому времени относятся руины дворцов в Некреси, Череми, Ванте и Вачнадзиани (Кахети): 2-этажные здания вытянутой формы, с широкими и высокими арочными окнами; на 1-м этаже находились помещения хозяйственного назначения, на 2-м - жилые помещения: зал и анфилада маленьких комнат. Собор в мон-ре Ошки. Ок. 961 г. Собор в мон-ре Ошки. Ок. 961 г. В эпоху церковного и политического объединения Грузии (рубеж X и XI вв.) особое значение приобрело строительство кафедральных соборов (в Ошки в Тао-Кларджети, храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Картли и Алаверди в Кахети), воспринимавшихся как символы духовной силы и единства нации. Эти соборы, возведенные в 4 основных регионах Грузии, свидетельствуют о новом художественном мышлении: увеличились размеры зданий, более вытянутые пропорции приобрели барабаны куполов, окончательно сложилась новая декоративная система фасадов, отличающаяся динамичным ритмом арок и высокой техникой резьбы. Церкви схожи по структуре и масштабам: массивные крестово-купольные здания с вытянутым зап. рукавом. Храмы Ошки, Баграта и Алаверди представляют собой триконхи, где 3 рукава креста, кроме западного, заканчиваются апсидами.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ГРИГОРИЙ III Григорий III , католикос Картли (Мцхетский) (ок. 802-814), предстоятель Грузинской Православной Церкви ГРИГОРИЙ II (Лорткипанидзе Григол; 2-я пол. XVII в.- 1742, Зап. Грузия), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1696-1742) ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Грузинская Православная Церковь. Часть I, Грузинская Православная Церковь. Часть II, Грузинская Православная Церковь. Часть III ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) ГУМЕНИССЫ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Гуменисской, Аксиупольской и Поликастрской митрополии Элладской Православной Церкви ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121368_17.html

На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об А. П. Никита Давид Пафлагон составил на основе его 2-й редакции Похвальное слово (энкомий) А. П. (BHG, N 106) и житие энкомиастического типа - «Laudatio» (BHG, N 100), в к-ром добавил к повествованию Епифания упоминания о проповеди А. П. в дер. Харакс в Пафлагонии, о поставлении еп. Пальма в Амастриде и историю с Лесбием в Патрах. Симеон Метафраст (BHG, N 101), использовавший 1-ю редакцию «Жития» Епифания, распространил область проповеди А. П. до Дуная и присоединил, так же как и Никита Давид, рассказ о перенесении мощей апостола в К-поль. Известны также неск. визант. энкомиев А. П. (BHG, N 103-108). Дальнейшее развитие визант. традиция получила в Грузии и на Руси. Миссионерские путешествия ап. Андрея Первозванного Миссионерские путешествия ап. Андрея Первозванного В Грузии начало христ. проповеди издавна связывалось с именем А. П.: грузины (греч. горсины) упоминаются в нек-рых рукописях апостольского списка Псевдо-Епифания, сведения об иверах имеются у Епифания Монаха. Список Псевдо-Дорофея не позднее VIII в. был переведен на груз. язык и включен в груз. гомилетико-литургический сб. Кларджетский многоглав (IX в.), отражающий древнейшую (VI-VIII вв.) литургическую практику Грузинской Церкви. В кон. X в. прп. Евфимием Святогорцем была переведена на груз. язык «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного») Никиты Пафлагона; уже в X-XI вв. в зап. и юго-зап. частях Грузии была широко распространена оригинальная груз. версия «Похвалы», включенная Леонтием Мровели в XI в. в состав груз. летописного сб. Картлис Цховреба , повествующая о проповеди А. П. в Юго-Зап. Грузии во время его 3-го путешествия. Согласно жребию Грузия досталась в удел Пресв. Богородице, но в видении Ей явился Господь Иисус Христос, поручивший послать туда А. П. Получив из рук Богоматери Ее нерукотворную икону, А. П. вместе с ап. Симоном Кананитом отправился сначала в Трапезунд, где проживали мегрелы (греч. лазы).

http://pravenc.ru/text/115300.html

Царица Тамара с супругом Георгием III в молении Богоматери. Роспись ц. Успения Божией Матери в Вардзиа (Грузия). Мастер Георгий. 1184 - 1186 гг. В XIV в. на юго-зап. рубежах Грузии появилась новая опасность - Османская империя. Общей задачей Грузии и В. и. стало получение помощи со стороны Зап. Европы. Визант. имп. Иоанн VIII хотел убедить Запад, что опасность угрожает не только В. и., но и всему вост. христианству, в частности Трапезундской империи и Грузии. В определении позиции европ. гос-в большую роль должен был сыграть Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1439). С целью предварительных переговоров и согласования позиций в 1436 г. Иоанн VIII направил своего посла Андроника Агара в Грузию и Трапезунд. Ферраро-Флорентийский Собор, принявший акт об унии Римско-католической и Православной Церквей, вызвал негативную реакцию со стороны Грузинской Церкви, изначально занявшей в вопросе унии резко отрицательную позицию. Дипломатические контакты между Грузией и Византией продолжались вплоть до падения К-поля. Последний визант. имп. Константин XI в 1450 г. направил посольство в Грузию и Трапезунд для выбора невесты протовестария Георгия Сфрандзи. Выбор пал на дочь груз. царя Георгия VIII, к-рая должна была прибыть весной 1453 г., но 29 мая К-поль пал. Падение Византии имело тяжелые последствия для Грузии в религ., культурной и экономической сфере. Вместо правосл. гос-ва юж. соседом Грузии стала мощная мусульм. Османская империя. Грузия оказалась оторвана от мира активно развивавшейся западноевроп. культуры и потеряла единственный в то время выход к христ. странам Средиземноморского бассейна. Межгос. и торговые пути переместились с Закавказья на юг. Ист.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Церетели Г. В. Эпиграфические находки в Мцхета//ВДИ. 1948. 2. С. 49-57; Картлис Цховреба (История Грузии)/Изд. С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1955. Т. 1; 1959. Т. 2 (на груз. яз.); Georgica: Сведения визант. писателей о Грузии/Тексты, груз. пер. и примеч. С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1961-1970. 8 т.; Georgica-Byzantica: Груз. источники по истории Византии/Сост. и коммент. С. Г. Каухчишвили, Тбилиси, 1974 (на груз. и рус. яз.); Корпус груз. надписей. Кн. 1 (V-X вв.)/Сост. Н. Ф. Шошиашвили. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Летопись Картли/Пер., введ. и примеч. Г. В. Цулая. Тбилиси, 1982; Каухчишвили Т. С. Корпус греч. надписей Грузии. Тбилиси, 1999-2000. Т. 1-3 (пер. и коммент. на груз. яз.); The Georgian Chroniche «Matiane Kartlisa»/Introd. and not. by R. Metreveli; Transl. and indexes by A. Chanturia. Tbilissi, 1996; Матиане Картлиса/Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976; Сумбат Давитисдзе: История и повествование о Багратионах/Рус. пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979; Повествование вардапета Аристакэса Ластивертеци/Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968.

http://pravenc.ru/text/372678.html

1965. Т. 5. С. 91). Его призыв подхватила вся Грузия, проявившая живое участие к судьбе новоприсоединенного к исторической родине исламизированного населения Юго-Зап. Грузии. В нояб. 1878 г. по приглашению груз. общественности в Тифлис прибыла делегация грузин-мусульман из 12 чел. Самым актуальным обсуждавшимся вопросом был вопрос о вероисповедании. Газ. «Дроеба» (Времена) писала в те дни, что в этом деликатном вопросе недопустимо не только насилие, но и прямая пропаганда Православия: «Хорошо, если они сами поймут преимущества христианского вероисповедания и примут его, если же нет, пусть все остается как есть. Разность вероисповеданий не помешает нашему единству» (Дроеба. 1878. 146). И светская общественность, и представители правосл. духовенства, святители Александр (Окропиридзе) и Гавриил (Кикодзе), заверили аджарцев: «Мы, грузинские христиане, всегда будем покровительствовать вашей вере» и «никогда не посягнем на вашу веру, семейные нравы и обычаи» (Мица. 1920. 10. С. 3). В 1883 г. решением экзарха в Батуме на базе Мингрельской епархии было создано Миссионерское отд-ние, подчиненное Особому комитету, членами к-рого стали известные в Аджарии люди: помощник кутаисского губернатора Р. Эристави, Г. Гуриели, помощник по Батумскому окр. Д. Лорткипанидзе. Для миссионерской проповеди были выбраны груз. священники С. Кикодзе, Т. Джохтаберидзе, Г. Каландадзе и др. Единственным действующим храмом в Батуме был основанный в 1865 г. храм во имя свт. Николая Мирликийского. В 1885 г. в ознаменование присоединения Юго-Зап. Грузии в Батуме был возведен еще один рус. правосл. храм - во имя Св. Троицы. Несмотря на активную миссионерскую деятельность, христианизация аджарцев проходила медленно и не привела к заметным успехам. 21 февр. 1890 г. Миссионерское отд-ние приняло решение на время отказаться от проповеднической деятельности и заняться культурно-просветительской работой (Обзор. 1910. С. 45). Для изучения обстановки в Батумский окр. были направлены свящ. Озургетского у. Евфимий Талаквадзе и член Гурийско-Мингрельского миссионерского отд-ния Иона Меунаргия с поручением составить список подлежащих восстановлению церквей и мон-рей, а также указать места для открытия школ.

http://pravenc.ru/text/168201.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010