Можно привести свидетельство и современного официального церковного историка протоиерея В. Цыпина , указывающего на тот факт, что «решительное большинство епископов и церковного народа с пониманием отнеслось к церковной политике митрополита Сергия и поддерживало его. Местоблюститель патриаршего престола в двух письмах, адресованных своему заместителю, хотя и с оговорками, согласился с неизбежностью его церковной политики и, что особенно важно, подтвердил полномочия заместителя патриаршего местоблюстителя» 114 . Сергий совместно с Синодом предпринимает шаги к развитию политики лояльности к власти. В октябре издается указ о возобновлении поминовения государственной власти за богослужением с присовокуплением по формуле: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея. Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». По сути, возобновлена прерванная традиция, идущая еще от патриарха Тихона. Кстати, особо упорствующим в нежелании произносить ее за службой митрополит Сергий говорил: «Я вынужден был сделать то, что я сделал, но если эти молитвы не дают вам покоя, не произносите их». Тогда же в адрес ОГПУ было направлено заявление с просьбой об амнистии и облегчении участи ранее репрессированных священнослужителей. В нем подчеркивалось, что они «оказались жертвами (может быть, и не без их вины) прежнего нелегального положения нашей Церкви и прежних ее ненормальных отношений к советскому правительству». В ответ действительно были освобождены некоторые из них: архиепископы Захарий (Лобов), Ювеналий (Машковский), епископы Аркадий (Ершов) и Мануил (Лемешевский) . Сам Сергий в переписке и переговорах с «несогласными» неоднократно разъяснял и отстаивал свою позицию. Среди дошедших до нас свидетельств – его встреча с делегацией Петроградской епархии, посетившей Сергия в декабре 1927 года. …В комнату, где находился митрополит Сергий, вошли епископ Димитрий (Любимов) и сопровождавшие его члены делегации. Молча подошли под благословение. Потом передали письма, обращения, документы, привезенные с собой… Сергий неспешно и внимательно читал поданное ему, время от времени спрашивал, уточнял, выражал мнение. Потихоньку завязалась беседа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Будучи в Москве, зашел в Патриархию, но имел возможность поговорить только с от[цом] Михаилом Зерновым 574 . У них древен годами юрисконсульт, и мне хотелось выяснить вопрос о возможности впоследствии получить это место, а до ухода его на покой какую-либо другую приемлемую работу. Но с ним, как лицом не решающим, – я не мог иметь решающего разговора. Надо было говорить об этом личное Святейшим (кстати поблагодарить за его нам посылку в Ленинграде [в] 36 году) или с вл[адыкой] Николаем Крутицким, он несколько раз бывал в семье моей двоюродной сестры в Москве и от [н]ее, если не забыл, то слышал обо мне. Прописку в Москве я получу на всю семью. До перехода на пенсию у меня остается 2 года, но я уже морально устал и хотелось бы под конец жизни послужить на пользу Церкви, полагая, что смогу в наше время принести пользу. Здесь у нас это кажется неосуществимо, и не потому, что этого не хочет наш епарх[иальный] архиерей, а не может, как бы этого ни хотел. Очень бы хотелось быть поближе к Обители Преподобного. Может быть, нашлась бы работа в Семинарии или Академии по курсам Гражд[анской] Истории, Истории Правосл[авной] Церкви, Истории философии. Весь свой досуг употребляю на усвоение творений учителей Церкви. Но вот беда, по независящим причинам я лишился: Добротолюбия , тв[орений] св[ятых] Иоанна Злат[оуста], Василия Великого , Жития святых и много другого. Сейчас есть возможность, но просят по 100 рублей за том – таких денег я не имею, но руб[лей] по 40–50 мог бы найти. Особенно хотелось бы иметь Добротолюбие и хорошее издание Житий. Иоанна Злат[оуста] в издании Сойкина достал, но вышло всего лишь 7 томов. Хотелось бы знать, как здоровье отца Иосифа, я храню о нем добрую память, как семья. Не теряю надежды побывать у Вас. С искрен[ними] пожеланиями Ваш В. Калинин. Д. 29. Л. 16–17 об. Подлинник. Автограф. 566 По-видимому, имеется в виду Ю. А. Сабуров, арестованный в 1936 г. проходивший по одному делу со святителем Афанасием. 569 Ювеналий (Машковский (Мошковский?) Виктор Константинович), епископ. В 1922 г. пере­шел в обновленческий раскол. В 1935 г. принес покаяние. 21 февраля 1936 г. назначен епископом Брянским. Арестован со святителем Афанасием в 1936 г. Был с ним в тюрьмах и на этапе. По не­которым сведениям, вновь уклонился в обновленческий раскол, в котором находился до 1942 г. В 1943 г. пред Святейшим Патриархом Сергием принес покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сане епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

3) По изготовлении дипломов на степень кандидата богословия и аттестатов на звание действительного студента, – все документы вышепоименованных 22-х воспитанников Академии препроводить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. 4) Студента IV-ro курса Теплова Василия, согласно его прошению, по болезни, оставить в том же курсе на второй год. 5) Студентам: Георгиевичу Георгию, босн. уроженцу, Давыдову Алексею, Звереву Александру, Ключеву Алексею, Лебедеву Сергею, Околовичу Николаю, Рождественскому Григорию и иеромонаху Ювеналию (Машковскому) объявить, что для получения ученых степеней и званий они должны сдать устные испытания по предметам 4-го курса и представить обязательные письменные работы за 2, 3 и 4 курс – не позднее 1-го января будущего 1910 года. II. Предложение О. Ректора Академии Архимандрита Феодора: «Долгом считаю предложить Совету Академии избрать кого-либо из ныне окончивших академический курс студентов для приготовления в наступившем 1909–1910 учебном году к замещению вакантных преподавательских кафедр в Академии». Справка: 1) § 54 устава духовных академий: «Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в академии Совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого». – 2) По § 81 —298— лит. б п. 5 того же устава «оставление при академии кончивших курс студентов, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, и назначение им содержания» значится в числе дела Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : 1) Оставить на 1909–1910 учебный год в Академии, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, окончивших ныне академический курс воспитанников Николая Кудрявцева и Василия Виноградова , с производством им, с 16-го августа текущего 1909-го года, содержания по 700 рублей в год каждому, за вычетом 3-х процентов на пенсии. 2) Постановление сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—21— Франции дадут и нашим пастырям много свежих, редких по верности указаний, как поступать и нам в соответствующие моменты нашей исторической жизни. Автора признаю не только заслуживающим степени кандидата богословия, но и настоятельно рекомендую ему напечатать свой труд. А если бы он еще немного расширил и углубил его, то он мог бы быть представлен даже на соискание ученой степени магистра богословия». Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении действительного студента Академии Григория Рождественского и студентов: Георгия Георгиевича, Сергея Лебедева и иеромонаха Ювеналия (Машковского) – в степени кандидата богословия, с предоставлением Григорию Рождественскому и иеромонаху Ювеналию, как имеющим в среднем выводе по ответам и сочинениям за академический курс балл 4½, – права при искании степени магистра не держать новых устных испытаний. XVIII. а) Доклад секретаря Совета Н.Д. Всехсвятского: «Честь имею доложить Совету Академии, что в настоящее время в распоряжении Совета имеются следующие премии: 1) Митрополита Московского Макария в 485 рублей – за лучшие печатные труды наставников Московской Духовной Академии; 2) Митрополита Московского Макария в 291 рубль – за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии и 3) Епископа Курского Михаила в 201 рубль – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию». б) Представление Инспектора Академии – и. д. ординарного профессора А.П. Шостьина: «В виду предстоящего присуждения за труды наставников премий имени Митр. Макария честь имею обратить внимание Совета на вышедшую в прошедшем году книгу проф. С.С. Глаголева – Греческая религия. Ч. I. Верования (стр. 266). Проф. Глаголев поставил себе задачей – дать курс по истории религий. Его раннейшие работы в этой области об- —22— нимали религии семитические и хамитические и верования некультурных народов. Своею новою работою он полагает начало исследованиям в области арийских религий. Он начинает с греческой религии, на которой сосредоточивали свое внимание европейские ученые в течение многих столетий. Но исследования и открытия второй половины XIX и начала XX столетия внесли много нового в эту давно исследуемую область, – и бесспорное значение труда нашего автора состоит в том, что он утилизировал этот новейший материал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

архимандрит Василий информировал Фанар о намерении советского правительства выслать из Москвы всех архиереев «тихоновской партии» 366 ). Обновленцев же и григориан насчет заграничных поездок ожидало большое разочарование. Опускаемый большевиками «железный занавес» предохранял, таким образом, другие Поместные Церкви (греческие в первую очередь) от вступления в прямое общение с российскими раскольниками. Не получила поддержки со стороны власти и международная активность украинских обновленцев. Для них главным был вопрос признания Фанаром их автокефалии. В начале сентября 1926 г. очередной пленум харьковского «Синода» постановил «послать с разрешения Государственной Власти от Свящ. Синода к Его Святейшеству делегацию из двух архиереев: Митр. Киевского и Галицкого Иннокентия (Пустынского. – свящ. А.М.) и Митр. Одесского Ювеналия (Машковского. – свящ. А.М.) для правильной информации его о положении и нуждах Православной Церкви на Украине, ускорения признания Автокефалии Украинской Православной Церкви и осведомления о предстоящем Пред-соборном Вселенском Совещании» 367 . «Обсуждение этого вопроса на пленуме, – отчитывались харьковские чекисты перед московскими, – было допущено нами исключительно из-за тактических соображений. Тихоновцы в своей агитации указывают, что обновленцы против вселенского Собора и созыва его не хотят, т. к. Собор, по всей вероятности, осудит их. Вот почему мы против постановки этого вопроса в повестку дня Пленума не возражали. В будущем этот пункт повестки дня пленума обновленцами будет использован как фактическое доказательство заинтересованности обновленцев во Вселенском соборе. Никаких реальных результатов из этого решения вытекать, конечно, не будет» 368 . Харьковские раскольники, видимо, чувствовали, что власть не пустит их представителей к Вселенскому Патриарху, поэтому сразу заранее постановили: «Если же посылка делегации не состоится... отправить к нему о всем вышеизложенном письменный доклад» 369 . На уровне пропаганды общение с Константинополем продолжало иметь для обновленцев ключевое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характерно, что в докладной записке об этом умалчивается, а со слов просителя мы знаем, что даже в Пасху этого года он причащался у обновленцев. Да и теперь нельзя с уверенностью утверждать, что с обновленчеством у просителя уже все порвано. Обновленческое начальство наградило просителя (конечно, за заслуги пред своим сборищем, а не пред Церковью) саном архиепископа, и проситель не стесняется носить этот сан и в настоящее время. По общепринятому порядку, награды, полученные во враждебном лагере, не носятся служителями Церкви. Например, обновленческий митрополит Ювеналий Машковский, вступая в общение с Церковью, сам заявил, что ему неудобно сохранять теперь за собой митрополитство, и с тех пор именовал себя просто епископом. Пусть пример епископа Ювеналия будет предметом подражания и для просителя. Ознакомившись с этой моей резолюцией, проситель может усмотреть, в чем должен он покаяться, чтобы просить себе общения со Святой Православной Церковью». Учитывая все сказанное в резолюции, он 5 ноября 1943 года принес покаяние по следующей формуле: «Я, нижеподписавшийся обновленческий архиепископ Михаил Постников, рожд.1878 г·, исповедую Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и всем святым, и Тебе, Святейший Владыко, и здесь присутствующим архипастырям мой великий грех уклонения от Единой Святой Православной Церкви в раскол обновленческий. По окончании Воронежской духовной семинарии я в недрах Св. Церкви получил хиротонию во диакона и пресвитера, но в 1922 году я среди других уклонился в обновленчество, и не только уклонился, но и принял в обновленчестве архиерейскую хиротонию и потом – возведение в сан архиепископа. Вскоре же я в обновленчестве разочаровался и всячески старался не участвовать в противоцерковной деятельности обновленцев. Однако лишь только в 1930 году формально был уволен за штат, а в евхаристическом общении с обновленцами оставался до настоящего времени. Последний раз я с ними приобщаося на Пасху текущего года. Теперь, придя к сознанию всего совершенного мною, я глубоко сожалею, что находился с обновленческой корпорацией и искренно в этом раскаиваюсь. Ни на какие чины, полученные как награда, я не претендую, я только смиренно прошу принять меня в общение со Святой Православной Церковью, причем заявляю, что всякое сношение с обновленчеством я порываю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови и, вкупе с прочими архипастырями, помолитеся о мне грешном».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   29 апреля 1935 г. обновленческий синод принял решение о самоликвидации. Все прошло тихо, и даже созывать собор не потребовалось. Профессор С. М. Зарин сделал доклад по этому вопросу, со ссылкой на 34 апостольское правило. Присутствовавшие на заседании «митрополиты» Виталий (Введенский), Михаил (Князевский), «протопресвитеры» Павел Красоткин и Димитрий Адамов всю полноту власти передали «первоиерарху православных церквей СССР» митрополиту Виталию. Ему присвоили изобретенный по случаю титул «первосвященнейший» и наделили правом назначать себе преемника и делегировать свои полномочия другому епископу. Вскоре «первоиерарх» повелел распустить все митрополитанские и епархиальные управления и благочиннические советы, остались лишь архиереи и их канцелярии — так заканчивалась демагогическая борьба обновленцев за коллегиальное управление Церковью. С 1 января 1936 г. заменяется в поминовениях на богослужении употребление слова «господин» на более «народную и истинно-церковную» фразу «всечестный отец». Росчерком пера упраздняется Украинская и Белорусская автокефалии. «Митрополит Ювеналий (Машковский) возвращается в патриаршую Церковь. Николай Платонов, «митрополит» Ленинградский, в очередной раз венчался, а в 1938 г. публично отрекся от веры в Бога.    Киевскую кафедру после кончины 1 февраля 1932 г. архиепископа Димитрия (Вербицкого) занял архиепископ Сергий (Гришин). Но когда в 1934 г. столицей Украины стал Киев, экзарха Украины перевели на Киевскую кафедру, а Харьковскую занял архиепископ Сергий. Митрополит Константин, несмотря на свою болезненность (он страдал тяжелой формой диабета), был человеком удивительного миролюбия, стойкости и самообладания. Он не мог совершать богослужения ни в одном из городских соборов, в ту пору уже закрытых, и кафедральным собором Киева стала маленькая приходская церковь «Озерянская» вблизи железнодорожного вокзала: там и служил митрополит Константин. Однажды после богослужения женщина-иноверка бросила в лицо митрополиту камень. Если бы богомольцы попытались защитить архипастыря, дать отпор, случившееся стало бы основанием для закрытия церкви. Но митрополит, с залитым кровью лицом, призвал прихожан к спокойствию, и провокация была сорвана. Верующие почитали и любили своего архипастыря. Любил народ и архиепископа Харьковского Сергия (Гришина), поэтому в Харькове арестовать его не дали, и в начале 1935 г. он был переведен в Россию, во Владимир-на-Клязьме, где вскоре и был арестован, а затем этапирован в лагерь в Новгородскую область. В лагере он был конюхом, но киевляне, сохранившие благодарную память о нем, навещали его и здесь. Среди видных архипастырей Украины был и епископ Винницкий Александр (Петровский), завершивший свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь в тюремной камере 12 мая 1940 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЯНСКАЯ И СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, включает территорию Брянской обл. , поделена на 10 благочиннических округов. Кафедральный город - Брянск. Правящий архиерей - митр. Александр (Агриков ; с 28 дек. 2011). К 1 янв. 2003 г. в епархии действовали 130 приходов, 7 мон-рей (4 муж. и 3 жен.), служили 184 священника и 26 диаконов. 1920-1945 гг. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В XIII-XVI вв. Брянск неоднократно являлся местопребыванием Черниговско-Брянских епископов (см. Брянская обл. ). Самостоятельная Брянская епархия была учреждена 22 дек. 1920 г. (или в нач. 1921), после образования Брянской губ. (1 апр. 1920). На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов, в 1922-1923 гг. в составе епархии существовало Новозыбковское вик-ство . В 1920 г. (или в нач. 1921) Брянским епископом был назначен Амвросий (Смирнов) . Во 2-й пол. 1922 г. он был арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда; в 1923 г. он был назначен епископом Рязанским. С 15 нояб. 1923 г. епархией временно управлял викарий Орловской епархии Карачевский еп. Агапит (Борзаковский) , 25 мая следующего года назначенный на Брянскую кафедру. В 1924-1926 гг. он находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск, 21 дек. 1929 г. выехал в Орёл. В 1930 г. на Брянскую кафедру был назначен еп. Матфей (Храмцев), скончавшийся в Брянске 7 апр. следующего года (погребен в Свенском мон-ре). В дек. 1931 г. Брянским епископом стал непоколебимый борец с обновленчеством еп. Даниил (Троицкий) , 7 янв. 1934 г. возведенный в сан архиепископа. При еп. Данииле были обретены мощи св. кн. Олега Романовича Брянского и перезахоронены под алтарем Введенского храма Петропавловского мон-ря во избежание поругания от безбожников. После ареста в нач. 1934 г. архиеп. Даниила († 1934) 5 апр. того же года Брянским епископом стал Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), скончавшийся 15 дек. 1935 г. В 1936 г. на Брянскую кафедру был назначен Ювеналий (Машковский) , к-рый в это время находился во Владимире, там он был арестован и вскоре скончался в заключении, затем Брянской епархией временно управлял Волоколамский еп. Иоанн (Соколов) . Сведений о Брянских епископах в 1936-1942 гг. нет.

http://pravenc.ru/text/153529.html

5 ноября 1943 года в зале заседаний Священного Синода был совершён чиноприем в Патриаршую Церковь обновленческого архиепископа Михаила (Постникова). Он был принят в сане епископа с пострижением в рясофор, как рукоположенный в 1922 году. Епископ Михаил сначала подал докладную записку, в которой мотивирует свой уход из обновленчества не обновленческой неправотой, а небезупречностью поведения обновленческих деятелей. На это последовала следующая резолюция Святейшего Сергия: «К сожалению, докладная записка просителя не обнаруживает достаточной серьёзности в понимании просителем своего канонического проступка, а потому и покаяние просителя недостаточно. Он уходит из обновленцев лишь потому, что многие из них оказываются небезупречными в своём поведении. Основной грех обновленчества не в том, что не все его представители оказались безупречными в жизни, а в том, что обновленчество, как корпорация, или, выражаясь языком канонов, как самочинное сборище, откололось от Святой Церкви “и иный алтарь водрузило” (св. Апост. прав. 31-е). И не только водрузило алтарь для себя, но и всячески воевало против самой Церкви, стараясь отторгнуть за собой церковных овец. Это грех , который не омывается, по учению св. Отцов, даже мученической кровью. Обновленческое начальство наградило просителя (конечно, за заслуги перед своим сборищем, а не перед Церковью) саном архиепископа, и проситель не стесняется носить этот сан и в настоящее время. По общепринятому порядку, награды, полученные во враждебном лагере, не носятся служителями Церкви. Например, обновленческий митрополит Ювеналий Машковский, вступая в общение с Церковью, сам заявил, что ему неудобно сохранять теперь за собою митрополитство, и с тех пор именовал себя епископом. Пусть пример епископа Ювеналия будет подражанием и для просителя» 665 . После такой резолюции им было подано прошение, в котором он каялся в своем грехе пребывания в обновленчестве. В нём он писал: «Теперь, придя к сознанию всего совершенного мною, я глубоко сожалею, что находился с обновленческой корпорацией, и искренне в этом раскаиваюсь. Ни на какие чины, полученные как награда, я не претендую, я только смиренно прошу принять в общение со Святою Православною Церковью, причём заявляю, что всякое сношение с обновленчеством я порываю» 666 . К чести Преосвященного Михаила надо сказать, что, находясь в обновленчестве, он очень сильно ратовал за присоединение к Патриаршей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Во 2-й пол. 40-х гг. на большой территории действовали михайловцы. Это движение было основано самозваным «епископом» Михаилом Ершовым, выдававшим себя за вел. кн. Михаила Романова. Он якобы был рукоположен в иереи в 1930 г. иосифлянским еп. Нектарием (Трезвинским), а затем получил архиерейскую хиротонию от андреевского еп. Антония Миловидова. С 1943 г. Ершов находился в заключении, однако его последователи организовали ряд нелегальных общин. Так, подпольные домовые храмы михайловцев действовали в г. Касимове, пос. Сынтул и дер. Перхурово Касимовского р-на Рязанской обл. Эти общины были раскрыты в 1949 г., их руководители арестованы. Всего в кон. 40-х гг. было выявлено в Рязанской, Липецкой, Горьковской и Владимирской областях не менее 20 тайных церквей и скитов михайловцев, где проживало ок. 100 чел. В 1950 г. по групповому делу михайловцев было осуждено более 20 активных участников. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. в Чувашии были раскрыты катакомбные общины андреевцев. В 1947 г. в Цивильском р-не арестовали тайного свящ. Алексея Корнилова, позднее там же - тайных иеромонахов Митрофана (Васильева) и Гурия (Павлова). В г. Цивильске в зданиях закрытого Тихвинского мон-ря, где размещался детский дом, обнаружили комнаты, в к-рых жили насельницы тайного жен. мон-ря. Его настоятельницей была престарелая мон. Анастасия (Федотова). По данному групповому делу к уголовной ответственности были привлечены 10 сторонников И. п. х. В 1950 г. в г. Балашове Саратовской обл. был арестован окормлявший местные тайные общины свящ. Тихон Голынский (при задержании имел документы на имя И. И. Михайловского). На следствии он признал, что являлся руководителем «антисоветской организации последователей Истинно православной церкви». Как утверждал Голынский, в 1939 г. в Ухтинско-Печорском лагере его хиротонисали во епископа под именем Антоний находившиеся в заключении епископы сщмч. Вассиан (Пятницкий) , Ювеналий (Машковский) и Агафангел (Садовский; епископ андреевского поставления). Тогда же на совещании 12 архиереев разной церковной ориентации, отбывавших наказание в лагере, Голынский, по его словам, получил указание на свободе стать во главе ИПЦ.

http://pravenc.ru/text/675029.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010