Несмотря на поддержку властей, обновленчество из-за массового отхода прихожан уже в 1927 г. столкнулось с серьезными финансовыми проблемами: многие храмы, особенно в центре Киева, влачили жалкое существование (в 1928 г., чтобы как-то пополнить бюджет, община Владимирского собора с согласия НКВД стала взимать за его посещение с экскурсантов и любопытствующих по 15-20 к.). К сер. 1928 г. трудности стала испытывать и обновленческая община Киево-Печерской лавры, которая насчитывала 72 чел. и располагала 4 арендуемыми (Анно-Зачатиевской, Крестовоздвиженской, Трапезной, Успенским собором) храмами монастыря (остальные 11 были закрыты) (Там же. Ф. 5. Оп. 3. Д. 1134. Л. 122). 11 июля 1928 г., после загадочной смерти архим. Филадельфа, бразды правления обителью были переданы архим. Михаилу. На 10 авг. 1928 г. братия Киево-Печерской лавры составляла 20 чел. (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1. Д. 460. Л. 1-5). Было принято решение урезать на 50% заработную плату всему обслуживающему персоналу, а студентов-певчих вообще лишить заработка (Там же. Оп. 2 (общ.). Д. 614. Л. 130). К нач. 1929 г. в Киеве насчитывалось 17 обновленческих общин и действующая Высшая богословская школа, но уже 5 авг. 1929 г. был закрыт Владимирский собор, а зимой - Киево-Печерская лавра. В сент. 1929 г. после перевода «митрополита» Иннокентия на Архангельскую обновленческую кафедру в Преображенском соборе Киева состоялась первая служба вновь прибывшего обновленческого «митрополита Киевского и Галицкого» Ювеналия (Машковского). Ставший кафедральным Преображенский собор также находился под постоянной угрозой закрытия (в первый раз был временно закрыт постановлением Президиума Киевсовета от 28 нояб. 1931, окончательно - в июле 1934). Не помогали даже самые лояльные обращения к властям, так настоятель собора Григорий Богословский, недоумевая о причинах закрытия, писал в ВУЦИК: «Мы просим иметь в виду то, что община наша есть община синодальная, обновленческая. А синодалы отличаются от тихоновцев главным образом ведь тем, что признали справедливость социальной революции.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

2). В виду особливой важности Константинополя как пункта, через который ежегодно проходят тысячи русских православных паломников, направляющихся во Святую Землю и Бар-Град 1183 и нуждающихся в помощи и руководстве, назначить будущего представителя патриарха Московского и всея России при Вселенском патриархе настоятелем одного из московских монастырей, с тем, чтобы подворье сего монастыря было открыто в Константинополе, впредь же до устройства такого подворья просить управление Афонского Андреевского монастыря дать помещение для названного представителя при подворье сего монастыря в Константинополе. 1184 Этот доклад Собором не рассматривался, и на своем последнем заседании Собор передал его Высшему церковному управлению. Дальнейшего развития проект не получил, поскольку не было никакой надежды на то, что власти разрешат Православной Церкви осуществлять независимую деятельность за границей. 1122 Ювеналий (Машковский; 15.11.1883после 1943). Окончил лицей цесаревича Николая; в 1909 – МДА, иеромонах. 1910 – препод. Курской ДС, затем – инсп. Полтавской ДС. 1912 – архимандрит, ректор Тверской ДС. 1913 – наст. посольской ц. в Константинополе. 1916 – наст. посольской ц. в Афинах. 1917 – приписан к Александро-Невской лавре, наст. Отенского Никольского м-ря Олонецкой (ныне Новгородской) епархии. 1920 – еп. Павловский, вик. Нижегородской епархии. 1922 – еп. Ардатовский, вик. Симбирской епархии. 1922 – уклонился в обновленчество, обновленч. еп. Елисаветградский, вик. Одесской епархии. 1926 – обновленч. митр. Одесский. 19281929 – обновленч. митр. Киевский. 1930 – на покое. 1935 – принес покаяние, принят в сане епископа. 1936 – вновь уклонился в обновленчество, митр. Одесский. 1943 – вторично принес покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сане епископа (Обновленческий раскол. 980981). 1124 О миссионерской деятельности Русской Церкви в Северной Америке см.: Ефимов. Очерки. 115151, 355394. 1126 Тихон (Беллавин; 19.01.186506.05.1925). В 1878 окончил Торопецкое дух. училище, в 1884 – Псковскую ДС. 1888 – окончил СПбДА, канд. богосл., препод. Псковской ДС. 1891 – иеромонах. 1892 – инсп. Холмской ДС, затем – ректор Казанской ДС, архимандрит, ректор Холмской ДС. 1897 – еп. Люблинский, вик. Холмско-Варшавской епархии. 1898 – еп. Алеутский и Аляскинский. 1900 – еп. Северо-Американский и Аляскинский. 1905 – архиеп. Алеутский и Северо-Американский. 1907 – архиеп. Ярославский и Ростовский. 1913 – архиеп. Виленский и Литовский. Член Собора 19171918 гг. по должности и по участию в Предсоборном совете. 1917 – митр. Московский и Коломенский; избран Патриархом. Подвергался неоднократным домашним арестам. Скончался в Москве. Канонизирован в 1989 (Обзор I. 389390).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Собор так и не рассмотрел это заявление, а приглашенный на последнее заседание отдела (17/30 августа 1918 г.) начальник Иерусалимской миссии архимандрит Леонид (Сенцов) сообщил, что практически все учреждения миссии целы, и что английское правительство не препятствует тому, чтобы миссия продолжала свою деятельность. Миссия владеет 20 участками земли, хотя юридическое оформление прав на эту землю весьма затруднительно. 1180 11.2. Константинопольская посольская церковь и вопрос о представительстве Московского патриарха Обретение независимости от государства ставило Русскую Церковь перед перспективой осуществлять регулярные контакты с предстоятелями других Православных Церквей. Однако идеи создания дипломатических представительств Московского патриарха не были реализованы. Для всех было очевидно, что большевистское правительство не позволит Церкви вести какую бы то ни было внешнеполитическую деятельность. К числу предметов, которыми занимался отдел О внутренней и внешней миссии, относились и вопросы, связанные с созданием зарубежных представительств Московского патриарха. Проблема зарубежных представительств была для Русской Церкви новой, поскольку в предшествующую эпоху внешнеполитическая деятельность Синода контролировалась Министерством иностранных дел. После Февральской революции Русская Церковь могла рассчитывать на то, что патриарх будет иметь возможность самостоятельно, без вмешательства МИДа, налаживать отношения с другими Православными Церквями. Первым вопрос о представительстве Московского патриарха зарубежом поднял настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Ювеналий (Машковский). В письме на имя патриарха, датированном 25 ноября 1917 г., он писал: До сих пор заграничные церкви подчинялись Петроградскому митрополиту, но лишь постольку, поскольку в Петрограде был центр церковного управления. С переменой центра правления заграничные церкви, естественно, должны стать в зависимость от Москвы. Заграничные храмы, находящиеся в пределах автокефальных церквей, желательно подчинить патриарху непосредственно, с тем, чтобы их настоятели получили права церковного представительства и были бы апокрисиариями60 при местных кириархах. 1181

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Еще 16 июля 1865 г. настоятелем Никольской посольской церкви на место о. Антонина был назначен прежний начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Кавелин , 1822–1891), известный богослов, историк Церкви и археограф. Он служил в Константинополе около четырех лет – до 1869 г., а после возвращения в Россию, с 1877 г. был наместником Троице-Сергиевой Лавры. В 1874–1888 гг. настоятелем Никольской посольской церкви служил еще один известный церковный деятель – иеромонах Арсений (Орлов), будущий наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (в 1896–1900 гг.), с 2 декабря 1893 по 17 февраля 1899 гг. – архимандрит Борис (Плотников) , будущий епископ Ямбургский и председатель Училищного совета при Святейшем Синоде, служивший также в 1892–1893 и в 1899–1901 гг. ректором Санкт-Петербургской Духовной академии, 328 а после него – архимандрит Иона (Вуколов). Накануне Первой мировой войны – в 1913–1914 гг. состоявший из шести человек клир Никольской посольской церкви возглавлял архимандрит Ювеналий (Машковский), его помощником был протоиерей Николай Васильевич Остроумов. После вступления летом 1914 г. Османской империи в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии российское посольство покинуло страну, а посольская церковь была закрыта. В годы Первой мировой войны на горе в Буюк-дере, вблизи здания посольства, были похоронены погибшие моряки российской подводной лодки «Морж». Во время выполнения задачи по недопущению в Черное море через пролив Босфор кораблей немецкого флота эта подлодка была повреждена у берегов Турции в районе Эрегли и 4 мая 1917 г. затонула, а весь ее экипаж из 42 человек погиб. 329 В 1875–1876 гг. при после графе Н. П. Игнатьеве была построена русская Никольская больница в квартале Панджальди (Харбие), на значительном участке земли, купленном за 5 тыс. лир. Большую часть средств на строительство предоставил афонский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Существовала больница в основном за счет консульства и ластового сбора с русских судов. В 1876 г. при ней устроена и 15 июня освящена греческим митрополитом Дерконским Иоакимом пятиглавая церковь свт. Николая Чудотворца в отдельном довольно большом каменном здании византийского стиля. Она являлась приходским храмом небольшой русской колонии в Константинополе, сложившейся к началу XX века и состоявшей преимущественно из состоятельных людей. Церковь также посещали жившие в городе православные славяне из других стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для поправления здоровья мне необходимо иметь подходящее помещение, а таким, наиболее удобным во всех отношениях, я считаю частную квартиру. Посему покорнейше прошу Ваше Преосвященство разрешить мне перейти из академического общежития на частную квартиру. При сем прилагаю свидетельство врача Академии о состоянии моего здоровья». Справка: Указ Святейшего Синода на имя Высокопреосвященного Флавиана, Митрополита Киевского и Галицкого, от 12 октября 1906 года за 11174. Определили: Разрешить студенту II курса Валентину Реутову жить вне академического общежития, на частной квартире. —28— XXI. Отношение Правления Холмской духовной семинарии от 16 января за 72: «Правление Семинарии имеет честь препроводить в Московскую Духовную Академию прилагаемые при сем документы заштатного священника Владимирской епархии Феодора Делекторского, ныне вольнослушателя Московской Духовной Академии: а) свидетельство об удостоении звания студента семинарии за 71, б) свидетельство об образовании за 534 и в) копию послужного списка от 22 августа 1909 года, прося о получении таковых уведомить». Определили: Документы священника Делекторского хранить при делах Совета Академии. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1910 г. Февр. 15. По ст. XVII. Действительный студент Академии Григорий Рождественский и студенты Георгий Георгиевич, Сергей Лебедев и иеромонах Ювеналий (Машковский) утверждаются в степени кандидата богословия с предоставлением Григорию Рождественскому и иеромонаху Ювеналию права при искании степени магистра не держать новых устных испытаний. По ст. XIX. Окончившего университетский курс Ельчанинова разрешается принять в число своекоштных студентов Академии. О разрешении Ельчанинову пройти курс богословских наук в Академии в трехгодичный срок, с зачислением его в списки студентов II-ro курса и т. д. буду ходатайствовать немедленно. – Прочее читано и утверждается». 17 марта 1910 года 2. Присутствовали, под председательством Ректора Московской Духовной Академии Феодора, Епископа Волоколамского, заслуженные ординарные профессоры Н.А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К кон. 1922 г. мн. приходы епархии перешли в обновленчество и в самосвятские группировки (см. в статьях: Липковский В., Булдовский Ф. И., Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)). С 1922 г. существовала обновленческая Херсонско-Одесская епархия с центром в Одессе. Большинство духовенства на епархиальном съезде, прошедшем в февр. 1923 г. в Одессе, приняло платформу «Живой церкви». В 1923 г. обновленцам принадлежали в Одессе храмы: Ильинский, Воскресенский на 9-й линии Б. Фонтана, верхний храм Успенской ц. (практиковались богослужения на укр. языке), Спасо-Преображенский собор, крестовый Димитриевский (Скорбященский), Сретенский, Крестовоздвиженский и др. В 1924 г. в Одесском округе обновленческому «Союзу общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ) принадлежало 87 общин (ок. 30 тыс. прихожан), «Живой церкви» - 28 общин (ок. 10 тыс. прихожан). К нач. 1925 г. в Одессе имелось 11 обновленческих общин, в Одесском округе - 28 общин. К 1 сент. 1925 г. в Одессе были зарегистрированы обновленческие клирики: 1 епископ, 21 священник, 8 диаконов и 3 псаломщика; в Одесском округе - 42 священника, 10 диаконов, 2 псаломщика, 1 иеромонах, 8 монахов. С 1927 г. в обновленческом Одесском архиерейском доме ежегодно проводились 3-недельные богословские курсы для священников, диаконов и псаломщиков. 15 июля 1926 г. впервые за 8 лет по улицам Одессы был совершен крестный ход с Касперовской иконой Божией Матери во главе с обновленческим Херсонско-Одесским «митрополитом» Ювеналием (Машковским). 31 янв. 1926 г. «митрополит» Ювеналий со всем обновленческим духовенством Одессы принял участие в торжественном освящении храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» при бывш. Успенском мон-ре (закрыт в 1922). Новый обновленческий приход получил широкую поддержку «митрополита» Ювеналия, еженедельно по четвергам читавшего здесь акафисты и периодически лекции. Последним крупным приобретением обновленцев стала ц. свт. Григория Богослова и мц. Зои. В 1927-1928 гг. «старославянская» («тихоновская») община храма отражала попытки располагавшегося рядом с ней Политехнического ин-та захватить ее помещение. Тогда ОГПУ внедрило в «пятидесятку» лиц, разоривших храм, что стало поводом к его передаче 5 дек. 1928 г. обновленцам.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

44 Сергий (Гришин Алексей Николаевич; 1889–1943) – епископ Владимир­ский, впоследствии архиепископ, с 18.5.1936 в заключении. В лагере (в Псков­ском округе Ленинградской обл.) работал конюхом. С 1941 г. архиепископ Можайский; в. у. Московской и Коломенской епархией. С 1942 г. архиепископ Горьковский и Арзамасский. 45 Ювеналий (Машковский (Мошковский?) Виктор Константинович) – епис­коп. В 1922 г. перешел в обновленческий раскол. В 1935 г. принес покаяние. 21.2.1936 назначен епископом Брянским, однако вскоре вновь уклонился в обновленческий раскол. В 1943 г. принес покаяние. 46 Филипп (Гумилевский Сергей Николаевич; 1877–1936), архиепископ Зве­нигородский, викарий Московской епархии (до 1931 г.). С 1928г. член Св. Синода при митр. Сергии (Страгородском) . С 1933 г. в заключении. Скончался в Иваново-Вознесенской тюрьме. 47 Василий (Лебедев) – обновленческий «епископ». 22.10.1923 рукоположен во епископа Вороговского обновленческим «митрополитом» Антонином (Грановским) и обновленческим «епископом» Николаем Соловьем. После смер­ти Антонина (Грановского) в 1927г. стал председателем союза «Церковное возрождение», в этом же году принес покаяние и подал прошение о воссо­единении с Православной Церковью . Его просьба была удовлетворена митр. Сергием (Страгородским) в период его пребывания в Вышерском лагере, во время его тяжелой болезни в 1929 г. (см.: Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996 г.; Труды Первого Всероссийского съезда, или собора Союза Церковное Возрождение». Москва. 1925; Вестник Священного Синода Православной Русской Церкви. 1927. 2–15. С. 5; Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/Сост. М. Е. Губонин: Рукопись). 48 Белбалтлаг (1931–1941) – лагерное объединение по строительству и эксп­луатации Беломоро-Балтийского канала. Создан на базе Соловецкого лагеря и его лаготделений на материке. Лагуправление находилось (с 1932 по 1941 г.) в пос. Медвежья Гора (с 1938 г. г.Медвежьегорск). 51 Сибирские лагеря (1929–1959) – лагерные объединения на территории За­падной, Юго-Западной и средней Сибири. Лагуправление было вначале в Новосибирске, затем, с 1938 г., в г. Мариинске, отчего в народе Сиблаг еще называли Мариинскими лагерями.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

—71— Иоанна экзарха Болгарского»; Попов Алексей: «Раскольническая белокриницкая иерархия с канонической точки зрения»; Попов Павел: «Беседа Господа Иисуса Христа с Самарянкою ( Ин.4:1–42 )»; Попов Петр: «Семейство в иудейской древности»; Поспелов Иван: «Апостольский Собор, как образец для церковных соборов ( Дeяh. XV гл.)»; Протопопов Николай: «Законодательная и руководственно-административная деятельность Святейшего Синода в царствование Императора Александра Третьего»; Пятницкий Владимир: «Екатерина Сиенская, как представительница средневековой католической мистики»; Самарянов Александр: «Аполлоний Тианский»; иеромонах Серафим (Звездинский): «Учение Св. Иоанна Златоуста о спасении»; Скворцов Николай: «Метафизика Лотце»; Смирнов Дмитрий: «Высокопреосвященный Филарет (Амфитеатров) , митрополит Киевский и Галицкий, как проповедник»; Снегирев Александр: «История ветхозаветного святилища»; Соколов Александр: «Педагогические воззрения Фридриха Фрёбеля и их отношение к христианству»; Соколов Владимир: «Шестоднев св. Василия Великого »; Соловьев Владимир: «Протоиерей Иоанн Никитич Полисадов, как проповедник»; Соловьев Сергей: «Педагог Владимир Яковлевич Стоюнин и его воспитательно-образовательный идеал»; Седов Стефан: «Отношение св. Иоанна Златоуста к монашеству»; Тихомиров Василий: «Послание Господом двенадцати апостолов на проповедь (Объяснение Матф. Х гл. и парал.)»; Триодин Александр: «Неохристианство в современной французской литературе»; Трунев Николай: «О второбрачии белого духовенства»; иеромонах Христофор (Либерман): «Пастырское душепопечение, его сущность и основы»; Черкасов Владимир: «Отношение христиан к государственной власти по Рим.13:1–14 и Мф.22:15–22 »: Чубаров Михаил: «История анти-иудейской полемики в древнейшее время»; Щетинин Александр: «Русский религиозный мистицизм последней —72— четверти XVIII-ro и первой XIX-ro веков»; иеромонах Ювеналий (Машковский): «Современная французская католическая проповедь»; Ярославцев Петр: «Почитание святителя Николая в древней Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На­до было бы «одушевить» законоучительство. Надо было бы для рели­гиозного просвещения вести по приходам беседы, чтения, даже уро­ки с молодежью и взрослыми. Надо было бы пастырям организовывать кружки молодежи для спорта, игр, но и для пения и духовного просвещения. Надо бы поставить широко и твердо дело благотворительности в приходах. Надо бы, наконец, улучшать самый состав пастырства... Дела много, делателей мало... Не успел, так сказать, окончиться съезд, как на меня посы­пались напасти. 23 июня, в 10 часов утра, у меня был обыск оружия, литературы и продуктов. Ничего, конечно, не нашли. Взяли каких-то три брошюры - об Учредительном собрании и о Шишкине и Матвееве. Тем не менее, ночью (в 4 часа утра) на 24 июня меня арестовали и за­ключили в тюрьму вместе с 10 другими. Только на пятые сутки нас освободили, объявив, что «за недоброжелательное отношение к советской власти» мы высылаемся в 24 часа из пределов Олонецкой губернии в место жительства по нашему усмотрению. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Громовы. Я выехал из Петрозаводска в субботу, 30 июня, в Введенский монастырь, куда прибыл ночью в 1 ч. 30 м. Отцы Дмитриев и Метелев прибыли ночью на среду (4-го июля), а 5-го прибыли Грандовы. Настоятель монастыря, архим. Ювеналий (Машковский - Л.А.) - из дворян Курской губернии, бывший ректор Тверской семинарии и настоятель посольской церкви в Константинополе. Человек развитой, образованный и воспи­танный. Взгляды просвещенные, любит теоретические вопросы, горит жаждой практической церковной деятельности, частью и проявляет ее по деревням. Молод еще, но мог бы быть деятельным архиереем. Аристократические привычки и взгляды все-таки сильны в нем... Жизнь в монастыре для нас спокойна и обставлена вниманием и работами настоятеля. Неизвестно, долго ли придется прожить. Но пока, по крайней мере, можно отдохнуть душой и позаниматься.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Определениями обновленческого Синода от 10 июля и 5 сент. 1925 г. «митрополиту» Иннокентию было поручено провести подготовительные работы и переговоры с органами гражданской власти относительно предоставления помещения в Киево-Печерской лавре как для учебных занятий и студенческого общежития, так и для преподавателей школы, а также ходатайствовать о разрешении пользоваться б-ками и музеями бывш. КДА, бывш. Флавиановской и лаврской. Одновременно с тем от имени учредителей школы «митрополиту» Киевскому дана была особая доверенность от 17 авг. 1925 г. Иннокентий создал в Киеве особую оргкомиссию, в к-рую вошли бывший проф. КДА прот. Н. Фетисов, бывш. преподаватель Киевской семинарии А. Д. Дмитров и магистр богословия КДА прот. А. Никольский. Кроме указанных лиц преподавателями в новой школе стали «митрополит» Одесский Ювеналий (Машковский), «архиепископы» Бердичевский Александр и Могилёвский Лоллий (Юрьевский), «епископ» Змиевский Серафим, прот. Г. Богословский, прот. Г. Олтаржевский, профессора А. М. Покровский, Н. И. Смирнов и др. Община Киево-Печерской лавры выразила готовность уступить для школьной аудитории одну большую залу и неск. прилегающих к ней комнат для преподавателей и необходимое количество келий для интерната студентов, а для желающих предоставить и монастырский стол за небольшую плату (Украïнський православний блarobichuk. 1925. 16. С. 12). В состав совета школы вошли ректор и профессор правосл. катехизиса «митрополит» Иннокентий (назначен ректором школы определением Свящ. Синода от 16 нояб. 1925 (Указ от 1 дек. 1925 за 1127)); прот. А. Никольский (преподаватель литургики, церковнослав. языка и церковной истории); прот. Е. Викторовский (преподаватель Свящ. истории); прот. Г. Гордеенко (церковное пение); А. Дмитров. 21 марта 1926 г. в Неделю Православия состоялся акт открытия школы, в к-рую были приняты 42 студента. На следующий день начались занятия («Обновленческий» раскол. С. 497-498). Второй учебный год в богословской школе начался с окт. 1926 г. На 1-м курсе школы преподавались: Свящ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010