11. Миссия, паломнический центр, дипломатическое представительство 11.1. Русское духовенство вне России Действующие за пределами страны миссионерские центры не могли существовать без материальной и дипломатической поддержки со стороны России. Поэтому после революции ни одна из заграничных миссий не могла сохраниться в прежнем виде. Изменился и характер работы сотрудников заграничных миссий. Паствой русского заграничного духовенства теперь стали русские эмигранты. Русское духовенство за границей выполняло разные функции. Прихожанами части заграничных храмов были исключительно сотрудники русских посольств. В других храмах осуществлялась миссионерская работа среди местного населения. В третьих – основное внимание уделялось прибывшим из России паломникам. Однако в послереволюционные годы ситуация переменилась коренным образом, и основными прихожанами большинства заграничных храмов стали беженцы из России. И хотя в дни работы Собора еще сложно было представить себе, какое количество российских граждан в ближайшие годы окажется вне России, на заседаниях отдела О внутренней и внешней миссии был поставлен вопрос о том, что клирики заграничных храмов должны заниматься миссионерской деятельностью среди соотечественников. На заседании отдела об этом говорил настоятель посольской церкви в Константинополе архимандрит Ювеналий (Машковский). 1122 Основная мысль его выступления сводилась к тому, что храмы при русских посольствах создавались исключительно для дипломатов и ни в коей мере не ориентировались на проживающих за границей русских. Между тем, в европейских городах живет довольно много выходцев из России. Поэтому следует сделать посольские храмы более вместительными, а их подворья открыть в удаленных от центра рабочих кварталах. Здесь должны открываться курсы, проводиться беседы, устраиваться избы-читальни и т.д. Необходимо подумать о церковной организации за рубежом: Центром, объединяющим церкви, если таковой должен быть вне России, может быть Париж как столица с очень многочисленной русской колонией, прекрасным храмом и поместительными причтовыми домами. Епископ, проживающий в Париже, мог бы ведать безусловно всеми заграничными храмами Западной Европы, находящимися вне территории автокефальных православных церквей. Желательно было бы открыть русский дом с церковью в центре богословского образования в Англии, в Оксфорде. Сюда можно было бы направлять на известный срок готовящихся к профессуре кандидатов академии. Англикане, безусловно, пойдут навстречу этому проекту, так как мысль о необходимости учреждения подобного дома высказывалась ими неоднократно. Этот дом мог бы обслуживать также нужды юношества других православных наций. 1123

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Гусев с супругой. Фотография. Нач. ХХ в. Иванович Гусев (25.10. 1890, с. Дивеево Ардатовского у. Нижегородской губ.- 20.11.1937, Горький (ныне Н. Новгород)), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье священника Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря . Младший брат сщмч. Иакова Гусева . По окончании в 1912 г. Нижегородской ДС поступил на медицинский факультет Варшавского ун-та, но после 1-го курса по желанию отца оставил учебу. В 1913 г. был рукоположен во иерея и назначен священником в Серафимов Дивеевский мон-рь на место вышедшего за штат по болезни отца. В 1915 г. награжден набедренником. Впосл. был рукоположен во протоиерея. В 1922 г. вошел в епископский совет Ардатовского вик-ства при еп. Ювеналии (Машковском) , активно выступал против обновленчества. 21 сент. 1927 г., во время окончательного закрытия Серафимова Дивеевского мон-ря и выселения оттуда монахинь, М. был арестован и заключен в тюрьму в г. Арзамасе. Освобожден через 2 недели и назначен настоятелем храма во имя свт. Николая Чудотворца в с. Кулебаки (с 1932 город, ныне в Нижегородской обл.). Был благочинным Кулебакского церковного округа. Помогал сестрам разоренного Дивеевского монастыря и детям арестованных священнослужителей. Летом 1937 г. М. дважды вызывали в местный отдел НКВД и предлагали снять сан, угрожая репрессиями, но он отказался. 31 авг. того же года был арестован по обвинению в «организации в Кулебакском районе контрреволюционной церковно-фашистской группы». Вместе с ним были арестованы еще 13 священнослужителей и мирян. М. отказался признать себя виновным. Содержался в тюрьме в Горьком, где был казнен по приговору Особой тройки при УНКВД по Горьковской обл. от 11 нояб. 1937 г. Похоронен в безвестной могиле. Имя М. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2001 г.

http://pravenc.ru/text/2563502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРЯНСКАЯ И СЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, включает территорию Брянской обл. , поделена на 10 благочиннических округов. Кафедральный город - Брянск. Правящий архиерей - митр. Александр (Агриков ; с 28 дек. 2011). К 1 янв. 2003 г. в епархии действовали 130 приходов, 7 мон-рей (4 муж. и 3 жен.), служили 184 священника и 26 диаконов. 1920-1945 гг. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Брянске. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В XIII-XVI вв. Брянск неоднократно являлся местопребыванием Черниговско-Брянских епископов (см. Брянская обл. ). Самостоятельная Брянская епархия была учреждена 22 дек. 1920 г. (или в нач. 1921), после образования Брянской губ. (1 апр. 1920). На территории епархии к моменту образования действовало более 300 храмов, в 1922-1923 гг. в составе епархии существовало Новозыбковское вик-ство . В 1920 г. (или в нач. 1921) Брянским епископом был назначен Амвросий (Смирнов) . Во 2-й пол. 1922 г. он был арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда; в 1923 г. он был назначен епископом Рязанским. С 15 нояб. 1923 г. епархией временно управлял викарий Орловской епархии Карачевский еп. Агапит (Борзаковский) , 25 мая следующего года назначенный на Брянскую кафедру. В 1924-1926 гг. он находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск, 21 дек. 1929 г. выехал в Орёл. В 1930 г. на Брянскую кафедру был назначен еп. Матфей (Храмцев), скончавшийся в Брянске 7 апр. следующего года (погребен в Свенском мон-ре). В дек. 1931 г. Брянским епископом стал непоколебимый борец с обновленчеством еп. Даниил (Троицкий) , 7 янв. 1934 г. возведенный в сан архиепископа. При еп. Данииле были обретены мощи св. кн. Олега Романовича Брянского и перезахоронены под алтарем Введенского храма Петропавловского мон-ря во избежание поругания от безбожников. После ареста в нач. 1934 г. архиеп. Даниила († 1934) 5 апр. того же года Брянским епископом стал Иоасаф (Шишковский-Дрылевский), скончавшийся 15 дек. 1935 г. В 1936 г. на Брянскую кафедру был назначен Ювеналий (Машковский) , к-рый в это время находился во Владимире, там он был арестован и вскоре скончался в заключении, затем Брянской епархией временно управлял Волоколамский еп. Иоанн (Соколов) . Сведений о Брянских епископах в 1936-1942 гг. нет.

http://pravenc.ru/text/153529.html

Статистика Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. В миру Тихон Иванович Голынский архиепископ , деятель Катакомбной церкви в России.По неподтверждённой информации, родился в баптистской семье. Окончил реальное училище в Брянске. Возможно, что в юности был послушником в православном монастыре (сохранилась его фотография в подряснике). Работал сельским учителем.В 1922 женился, в 1923 был рукоположен во иерея. До 1935 служил в храме село Фошня Жуковского района Брянской области. В 1923 у него родилась дочь Ольга, в 1925 — сын Алексей, в 1929 — дочь Мария. В 1934 его жена скончалась от туберкулёза. В 1935 отец Тихон был пострижен в монашество с именем Антония оптинским старцем архимандритом Исаакием (Бобриковым). В том же году иеромонах Антоний был арестован и выслан в Архангельскую губернию, где жил в городе Пинеге. В 1938 был арестован в ссылке и отправлен в лагерь. В 1943 освобождён по инвалидности, до 1946 вновь находился в ссылке. Существуют и другие варианты биографии Антония (Голынского) — согласно одному из них, он был хиротонисан во епископа в 1923. Однако они значительно менее достоверны (так, сохранилась его фотография, относящаяся к 1930-м годам, в монашеском одеянии и со священническим крестом, а не архиерейской панагией).По собственным словам, в ссылке в 1936 или 1937 был тайно хиротонисан во епископа православными архиереями. Сам Антоний (Голынский) называл этими архиереями владык Вассиана (Пятницкого), Ювеналия (Машковского) и Агафангела (Садковского). Был возведён в сан архиепископа (неясно, когда и кем). Вопрос о его архиерействе остается спорным. В 1946 вернулся в Брянск, имел документы на имя Ивана Ильича Михайловского — в связи с этим во многих источниках он фигурирует как Антоний (Голынский-Михайловский). С 1947 жил в городе Балашове Саратовской области, где возглавлял тайную православную общину. В 1950 был вновь арестован. По некоторым данным (исходящим от негативно относившегося к Антонию (Голынскому) источника) на следствии заявил, что был лишь иеромонахом, но выдавал себя за архиерея. По другим данным, ввёл следствие в заблуждение. Был приговорён к 25 годам лишения свободы, срок заключения отбывал в Потьминских лагерях Мордовии. Не любил вспоминать о тюремных и лагерных годах, но некоторая информация об этом периоде его жизни всё же сохранилась. Будучи «катакомбником», лояльно относился к Русской православной церкви (Московскому Патриархату), в 1971 благословил сына своих духовных чад поступить в Московскую духовную семинарию. После его смерти 14 иереев и иеромонахов, находившихся под его омофором, были приняты в духовное общение с Русской православной церковью за границей. Некоторые духовные чада владыки к 1990-м годам стали клириками и монашествующими в юрисдикции Московского Патриархата. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/156

Ювеналии (Машковский), епископ Брянский Родился 15 ноября 1883 года. Окончив лицей цесаревича Николая, он в 1906 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Пострижен в монашество в академии. 3 июня 1909 года рукоположен во иеродиакона, а 8 августа – во иеромонаха. 29 марта 1910 года – преподаватель Курской духовной семинарии. С 9 ноября 1912 года – ректор Тверской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1913 г. – настоятель посольской церкви в Константинополе. С 1916 г. – настоятель посольской церкви в Афинах. После 1917 года был приписан к Александро-Невской Лавре и назначен настоятелем Отенского монастыря Олонецкой епархии. 12 апреля 1920 года хиротонисан во епископа Павловского, вик. Нижегородской епархии. (В Кат-ЕС ошибочно указан год хиротонии 1919-й: см.ФПС I, 96). С августа 1922 г. – епископ Ардатовский. В конце 1922 года уклонился в обновленческий раскол и был назначен епископом Елизаветградским, вик.Одесской епархии. В 1926 году – митрополит Одесский. В 1928–1929 г. – митрополит Киевский. В 1930 году ушел на покой. 9 мая 1935 г. принес покаяние, принят в сане епископа. С 21 февраля 1936 года назначен епископом Брянским. В управление не вступал. Затем снова уклонился в обновленческий раскол и назначен митрополитом Одесским. До 1942 года находился в расколе. В 1943 году пред Святейшим Патриархом Сергием принес покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сане епископа. Епархией не управлял. Вероятно уже скончался. Литература: “ЖМП» 1943, 3, стр.7. ФПС I, 96, стр.4. ФПС IV, стр.4. ФПС V, 103. Кат-АМ 343. Кат-ЕС I, стр.6, 26. ФАМ II, 24, стр.2. “Церк.Вед.” 1912, 46, стр.416. “Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр.Алексия“, стр.39. “Именной список ректор. и инспектор. дух. академ. и семинар, на 1917 год“, стр.167. In ihm hatten die Obnovlency eine bedeutende Persönlichkeit von fürstlichem Blut und vielseitigem Interesse... er leistete auf dem Gebiet der Zoologie Bedeutendes. 1926 leitete er Einigungsverhandlungen zwischen den Obnovlency und Tichonovcy ein, die jedoch scheiterten, weil staatliche Interessen dem entgegenstanden... 1929 wurde er in den Norden verbannt. Heyer, Die orthodoxe Kirche 106, 107, 114. M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 128 bzw. 279, verwechselt ihn mit EB Iuvenalij (Maslovskij). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Арестован – январь [г.] Туруханская каталажка 1,5 – 2 недели Освобожден без права выезда из Туруханска. Недели чрез 1,5 снова арестован и был в каталажке 1–1,5  недели – февраль [г.] Освобожден, направлен в станок Селиваниху,  где жил у митрополита Кирилла – февраль – июнь [г.] Станок Пулково – июнь г. – [г.] Пробыл в Туруханском крае по приговору – 30 апр(еля) – 2 янв[аря] [г.] без приговора сверх срока – 2 янв[аря] [г.] – 6 авг[уста] [г.] Возвратился во Владимир – август [г.] Был на свободе, большею частию «тайно образующем, не служил – август 1933 г. – 17 апр[еля] [г.] Арестован – 18 апреля 1936 г. Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического] священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в Мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь «с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими Полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 [г.]. Впрочем, по поводу этих обвинений на допросах не было ни единого слова! Речь велась исключительно только о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием. Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская внутренняя и Пересыльная –  апрель–сентябрь 36 г. Этап Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин) 44 , епископ Вологодский Ювеналий (Машковский) 45 , архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) 46 . Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первая и единственная служба его на этой епархии был молебен в Вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В Вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской Семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновскаго поставления, но воссоединенным митр[ополитом] Сергием 47 . Пересыльные тюрьмы: Ярославская, Вологодская, Ленинградская – сент[ябрь]–окт[ябрь] [г.] Беломорские лагеря 48  – нояб[рь] [г.] – июнь [г.] Работал инкассатором в г. Медвеж[ь]егорске. – декаб[рь] [г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

19 марта 1920 г. на Павловскую кафедру был назначен бывш. настоятель посольской церкви в К-поле архим. Ювеналий (Машковский) . 25 апр. 1920 г. в нижегородской Мироносицкой ц. состоялась его архиерейская хиротония. 3 мая 1920 г. еп. Ювеналий прибыл на пароходе по р. Оке в Павлово. На следующий день в павловском Троицком соборе он совершил 1-е богослужение на новой кафедре (молебен Пресв. Богородице) и познакомился с местным духовенством, 9 мая отслужил 1-ю литургию, а вечером того же дня в присутствии 3 тыс. верующих возглавил чтение акафиста перед местной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Вечером 17 мая, «согласно настойчивому желанию граждан», еп. Ювеналий возглавил многочисленный крестный ход вокруг города, в к-ром участвовали до 10 тыс. жителей Павлова и окрестных поселений. Поскольку в Павлове не было мон-рей, еп. Ювеналий стал настоятелем Троицкого Островоезерского муж. мон-ря близ с. Ворсма (ныне город). В то время в мон-ре подвизались игумен, 8 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха и 5 послушников. Традиционные крестохождения с хранившейся в обители чудотворной Казанской иконой Божией Матери по Нижегородскому, Арзамасскому, Лукояновскому и Павловскому уездам продолжались до 1927 г. В июне 1920 г. с разрешения Ворсменского волисполкома из Троицкого мон-ря на архиерейскую квартиру в Павлове перевезли необходимую мебель. На пожертвования приходов и мон-рей П. в. в Павлове отремонтировали дом, где помимо квартиры епископа размещались канцелярия и епархиальный совет. Троицкий собор г. Павлова получил статус кафедрального. В машинописной газ. «Нижегородская церковная жизнь» за 1920 г., издаваемой в Н. Новгороде архиеп. Евдокимом, сообщалось, что в Павлове помещение для епископа «...устроили отлично, истратив на это значительную сумму». Также отмечалось, что в П. в. организован «Союз советов приходов», а для детей при храмах епископии с разрешения властей ведется преподавание Закона Божия. При кафедральном соборе и Воскресенской ц. действовала бесплатная столовая для бедных, в которой в праздничные дни кормили до 100 чел. Дважды в неделю еп. Ювеналий проводил внебогослужебные беседы для мирян: по воскресеньям после вечерни в кафедральном соборе, по четвергам - в Никольской ц.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

21 ноября 1930 г. Арестован январь 1932 г. Туруханская каталажка 1 1/2–2 недели Освобожден без права выезда из Туруханска Недели через 1 1/2 снова арестован и был в каталажке 1–1 1/2 недели февраль 1932 г. Освобожден, направлен в станок Селнваниху, где жил у митрополита Кирилла февраль-июнь 1932 г. Станок Пупково июнь 1932 г. – июль 1933 г. Пробыл в Туруханском крае по приговору 30 апреля 1930 г.– 2 января 1933 г. без приговора сверх срока 2 января 1933 г. – 6 августа 1933 г. Возвратился во Владимир август 1933 г. Был на свободе, большею частию «тайно образующе», – не служил август 1933 г. – 17 апреля 1936 г. Арестован Обвинение: «Связь с Ватиканом (у меня не было ни одного знакомого не только католического священника, но и рядового католика. Я много позднее завел такие знакомства в Мариинском пересыльном пункте, а потом в Дубравлаге) и связь «с белогвардейцами на Украине» (у меня была теплая дружеская переписка с моими Полтавскими учениками, но она оборвалась в 1917 г.. Впрочем, по поводу этих обвинении на допросах не было ни единого слова! Речь велась исключительно только о том, почему я. вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием 18 апреля 1936 г. Приговорен к 5 годам Беломорско-Балтийских лагерей. Тюрьмы: Владимирская, Ивановская внутренняя и пересыльная Этап: Архиепископ Владимирский Сергий (Гришин), епископ Вологодский Ювеналий (Машковский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Епископ Ювеналий только что был назначен на Вологодскую епархию, и первая и единственная служба его на этой епархии был молебен в Вологодской тюрьме, совершенный нами, тремя архиереями. В Вологодской тюрьме встретился с моим учеником по Владимирской семинарии епископом Вороговским Василием (Лебедевым), антониновского поставления, но воссоединенным митрополитом Сергием апрель-сентябрь 1936 г. Пересыльные тюрьмы: Ярославская, Вологодская,. Ленинградская Сентябрь – октябрь 1936 г. Беломорские лагеря ноябрь 1936 г. – июнь 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Будучи в Москве, зашел в Патриархию, но имел возможность поговорить только с от[цом] Михаилом Зерновым 574 . У них древен годами юрисконсульт, и мне хотелось выяснить вопрос о возможности впоследствии получить это место, а до ухода его на покой какую-либо другую приемлемую работу. Но с ним, как лицом не решающим, – я не мог иметь решающего разговора. Надо было говорить об этом личное Святейшим (кстати поблагодарить за его нам посылку в Ленинграде [в] 36 году) или с вл[адыкой] Николаем Крутицким, он несколько раз бывал в семье моей двоюродной сестры в Москве и от [н]ее, если не забыл, то слышал обо мне. Прописку в Москве я получу на всю семью. До перехода на пенсию у меня остается 2 года, но я уже морально устал и хотелось бы под конец жизни послужить на пользу Церкви, полагая, что смогу в наше время принести пользу. Здесь у нас это кажется неосуществимо, и не потому, что этого не хочет наш епарх[иальный] архиерей, а не может, как бы этого ни хотел. Очень бы хотелось быть поближе к Обители Преподобного. Может быть, нашлась бы работа в Семинарии или Академии по курсам Гражд[анской] Истории, Истории Правосл[авной] Церкви, Истории философии. Весь свой досуг употребляю на усвоение творений учителей Церкви. Но вот беда, по независящим причинам я лишился: Добротолюбия , тв[орений] св[ятых] Иоанна Злат[оуста], Василия Великого , Жития святых и много другого. Сейчас есть возможность, но просят по 100 рублей за том – таких денег я не имею, но руб[лей] по 40–50 мог бы найти. Особенно хотелось бы иметь Добротолюбие и хорошее издание Житий. Иоанна Злат[оуста] в издании Сойкина достал, но вышло всего лишь 7 томов. Хотелось бы знать, как здоровье отца Иосифа, я храню о нем добрую память, как семья. Не теряю надежды побывать у Вас. С искрен[ними] пожеланиями Ваш В. Калинин. Д. 29. Л. 16–17 об. Подлинник. Автограф. 566 По-видимому, имеется в виду Ю. А. Сабуров, арестованный в 1936 г. проходивший по одному делу со святителем Афанасием. 569 Ювеналий (Машковский (Мошковский?) Виктор Константинович), епископ. В 1922 г. пере­шел в обновленческий раскол. В 1935 г. принес покаяние. 21 февраля 1936 г. назначен епископом Брянским. Арестован со святителем Афанасием в 1936 г. Был с ним в тюрьмах и на этапе. По не­которым сведениям, вновь уклонился в обновленческий раскол, в котором находился до 1942 г. В 1943 г. пред Святейшим Патриархом Сергием принес покаяние и, как архиерей старого поставления, принят в сане епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В 1874–1888 гг. настоятелем Никольской посольской церкви служил иеромонах Арсений (Орлов), будущий наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге (1896–1900 гг.), с 2 декабря 1893 г. по 17 февраля 1899 г. – архимандрит Борис (Плотников), будущий епископ Ямбургский и председатель Училищного совета при Святейшем Синоде, служивший также в 1892–1893 и в 1899–1901 гг. ректором Санкт-Петербургской духовной академии [viii], а после него – архимандрит Иона (Вуколов). Накануне Первой мировой войны, в 1913–1914 гг. состоявший из 6 человек клир Никольской посольской церкви возглавлял архимандрит Ювеналий (Машковский). После вступления летом 1914 г. Османской империи в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии российское посольство покинуло страну, а посольская церковь была закрыта. В годы Первой мировой войны на горе, вблизи здания посольства, нашли последний приют погибшие моряки российской подводной лодки «Морж». Во время выполнения задачи по недопущению в Черное море через пролив Босфор кораблей немецкого флота судно получило поврежденияу берегов Турции в районе Эрегли и4 мая 1917 г. затонула, а весь ее экипажиз 42 человек погиб [ix]. В 1875–1876 гг. при после графе Н.П. Игнатьеве в квартале Панджальди (Харбие) была построена русская Никольская больница и при ней в отдельном довольно большом каменном здании византийского стиля в 1876 г. устроена и 15 июня освящена греческим митрополитом Дерконским Иоакимом церковь свт. Николая Чудотворца. Она являлась приходским храмом небольшой русской колонии в Константинополе, сложившейся к началу XX в. и состоявшей преимущественно из состоятельных людей. Церковь также посещали жившие в городе православные славяне из других стран. Афонские монахи содержали при Никольском храме школу для мальчиков на 16 человек, в основном русских [x]. Еще один православный храм в конце XIX в. появился в местечке Сан-Стефано, в 17 верстах отКонстантинополя. Именно сюда дошли покрытые славой побед российские войска во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг., здесь был подписан судьбоносный для православной Европы Сан-Стефанский мирный договор, по которому Черногория, Сербия, Румыния и Болгария обрели независимость.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010