вновь примирился с Изяславом, а после смерти последнего в 1078 г. стал единовластным правителем Руси. Прочих князей Всеволод рассматривал как своих наместников, с митрополитом Иоанном II Продромом он поддерживал хорошие отношения, как о том свидетельствует основание новых епархий во Владимире-Волынском и Турове, хотя один из Ответов митрополита можно рассматривать как упрек Всеволоду, отдавшему свою дочь Евпраксию замуж в “латинскую землю” (в Германию, где она известна под именем Пракседы и Адельгейды; вероятно, речь идет о первом ее браке, с графом Генрихом Штаденским, так как бракосочетание с императором Генрихом IV имело место в 1089 г.). Возникновение легенды (зафиксированной в летописи) о путешествии апостола Андрея в Киев и Новгород иногда связывают со стремлением Всеволода популяризовать культ своего святого-покровителя. Ранее 1070 г. им был основан монастырь Св. Архангела Михаила в Выдубичах, близ Киева, который всегда сохранял тесные отношения с переяславскими князьями: настоятели этого монастыря, как правило, были кандидатами на переяславскую кафедру. Глеб Святославич, сын Святослава Ярославича, родился около 1046 г., убит 30 мая 1078 г. Глеб был наместником киевского князя в Тмутаракани и Новгороде (с 1069 г.). Сохранилась надпись на так называемом “Тмутараканском камне”, согласно которой в 1068 г. по приказу Глеба была измерена ширина Керченского пролива между Тмутараканью и Корчевом. В начале 1070-х годов Глеб подавил антихристианский мятеж в Новгороде, поддержанный большинством населения, а его предводителя, волхва, князь собственноручно зарубил топором. Глеб погиб во время похода в Заволочье, зёмли по Северной Двине, колонизованные Новгородом. Его тело было доставлено в Чернигов (путь по воде насчитывал около 1800 км) и погребено в Преображенском соборе 23 июля 1087 г. Монах-летописец характеризует его как “тепла на веру и кротка”. Глеб Юрьевич, сын Юрия Владимировича Долгорукого, родился около 1130 г., умер 20 января 1171 г. По приказу своего отца в 1146 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но каковы бы ни были явления, сменявшиеся перед глазами ребёнка, они непременно так или иначе относятся к детской его восприимчивости – и ребёнок Мономах, долженствовавший естественным образом воспитывать в себе только те данные, которые представлялись ему в домашнем быту его отца, мало-помалу делался с сыном своей эпохи – жёсткой и грубой по преимуществу. Не видно даже, подлежало ли детство Мономахово умягчающему влиянию матери, о судьбах которой молчат все летописные источники 14 , упоминающие однако, что уже в 1069 г. у Всеволода родился второй сын – Ростислав, – от княжны половчанки, неизвестно когда окрещённой под именем Анны и вступившей в брак с отцом Мономаха. Стало быть, если и допустить, что понятия и воззрения Мономаха, почерпнутые им в эпоху его детства, сравнительно улучшились со временем, из этого всё ещё не следует, чтобы они, в самом деле, сделались особенно высокими и прекрасными. На поприще самостоятельного исторического действия Владимир Мономах вступил, имея от роду всего 13 лет, о чём сам он, в получении своём, рассказывает так: «А се вы поведаю, дети моя, труд свой, оже ся есмь тружал пути дея и ловы 13 лет. Первое к Ростову идох, сквозь Вятич, посла мя отец» 15 . Следовательно, этот ростовский поход 13-летнего Мономаха, родившегося в 1053 г., относится к 1066 г., в котором все братья Ярославичи, т. е. Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский, отправились наказывать неугомонного Всеслава Брячиславича Полоцкого, до того опустошившего Новгород, что все местные жители были забраны в полон, а церкви, ограбленные дочиста, лишились своих паникадил и колоколов. Когда же Всеслав, после потери Минска, взятого Ярославичами на щит, потерпел в марте, совершенное поражение на р. Немизе 16 , и бежал с поля битвы, но, приглашённый для мирного съезда в нынешнюю Смоленскую губернию, был, в июле, вероломно схвачен князьями на р. Рши, откуда его привели в Киев и тут засадили в поруб, то можно полагать, что на смоленском съезде князей присутствовал и Мономах, явившийся «к Смолиньску, со Ставком Скордятичем», – вероятно, одним из дружинников Всеволодовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

На Русь Е. вернулся в связи со своим поставлением на недавно открытую титулярную митрополию в Переяславле Русском (Южном) (ныне Переяслав-Хмельницкий) (см. Переяславская митрополия ). Эта кафедра была учреждена скорее всего одновременно с аналогичной Черниговской митрополией (см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ) в 1069/70 г. (не ранее 1060) вслед. кризиса в отношениях между правителями Руси - киевским кн. Изяславом, черниговским кн. Святославом (Николаем) и переяславским кн. Всеволодом (Андреем) Ярославичами. В результате конфликта младшие братья решили вывести свои владения из юрисдикции Киевского митрополита. Первым Переяславским митрополитом стал грек Леонт (Лев), его рус. преемники Петр и Николай, назначенные один за другим кн. Всеволодом, похоже, не были утверждены в К-поле, так что «русский» грек Е. стал компромиссной кандидатурой. Т. о., поставление Е. должно было состояться, вероятнее всего, в период киевского княжения Святослава Ярославича (1073-1076), не позднее 1076 г., поскольку после его смерти в дек. того же года кн. Всеволод правил в Чернигове и Киеве и существование отдельной Переяславской митрополии потеряло политическую актуальность. Несмотря на такие перемены, свой титул последний Переяславский митр. Е. сохранял до конца жизни. Свт. Ефрем Переяславский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) Свт. Ефрем Переяславский. Икона. Кон. XX в. (частное собрание) В пределы обширной епархии Е. входили помимо области собственно Переяславского княжества, вероятно, также территории буд. Смоленской епископии и в конце святительства Е. временно упраздненной Ростовской епископии (упразднена, очевидно, после смерти Ростовского еп. св. Исаии , вскоре после 1089). Вслед. этого имя Е. могло попасть в списки Ростовских архиереев, и Суздальский еп. св. Симон , один из авторов Киево-Печерского патерика , в 1-й четв. XIII в. считал Ефрема Переяславского и Ефрема Суздальского разными лицами (слово 14). (см. др. т. зр., в соответствии с к-рой на рубеже XI и XII вв. существовала Суздальская епископия, к-рой управлял еп.

http://pravenc.ru/text/182085.html

См. Евейский Успенский. Успенский Елатмский монастырь См. Елатмский Успенский. Успенский Елецкий Черниговский монастырь 1 класса мужской 101 , находящийся близ самого города Чернигова, с юго-западной оного стороны на возвышенном месте, на горах, называемых Болдины, построен с церковью Успения Пресвятой Богородицы каменной в 6568 (1060) году Великим Князем Черниговским Святославом Ярославичем, внуком Владимира Великого, по случаю явления при том месте иконы Божьей Матери на дереве ели, от чего как икона та наименована Елецкой, так и монастырь – Елецким же. В этом монастыре в 6577 (1069) году Преподобный Антоний Печерский имел уже пристанище, когда от гнева Великого Князя Киевского Изяслава Ярославича ушёл из Киева в Чернигов старанием и помощью Князя Черниговского Святослава, и для пребывания своего расстоянием от оного в одной версте в горах, тем же именем Болдины называемых, выкопав пещеру, жил в ней до времени возвращения своего паки в Киев (которое, вероятно, и последовало около 1073 года, когда вступил на Великое Княжение Киевское Святослав Ярославич). Монастырь этот, в нашествие на Российские страны, Татарского Хана Батыя, в 6748 (1240) году, вместе с Черниговом был разорён и опустошён. Однако же по разорению тому, вероятно, при владении Князей Московских Черниговом, паки восстановлен был: ибо около 1600 года упоминается Архимандрит Елецкого монастыря Серапион Высоцкий. Но около того же времени, когда Поляки (при владении Короля Польского Сигизмунда III) под предводительством Горностая овладели Черниговом. Город они сожгли и опустошили, а вместе и монастырь той же подвержен был участи; при этом несчастном случае деревянные строения погорели, а верхи каменные соборной церкви обрушились; в остатках, уцелевших от пожара, поселились Иезуиты и Доминикане, и превратили святые храмы в свои клястеры или костёлы (церкви): чему свидетельством и доселе в соборной церкви в юго-западном углу придел, по их чиноположению устроенный, а ныне служащий палаткой для хранения церковного имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В то же время власть И. Я. не была единоличной. На сопряженных с Киевом территориях осуществлялось «троевластие» старших Ярославичей: И. Я., Святослава , кн. черниговского, и Всеволода , кн. переяславского, разделивших между собой земли Ср. Поднепровья и тем самым обязанность защищать юж. рубежи Руси от степняков. Поэтому все важнейшие события первых 15 лет княжения И. Я. представлены в источниках как результат коллективных действий братьев: перевод Игоря Ярославича с Волыни в Смоленск после смерти смоленского кн. Вячеслава Ярославича (1057) (Волынь при этом, видимо, отошла И. Я.), освобождение из заключения и пострижение в монашество его дяди Судислава Владимировича (1059), раздел Смоленска по смерти Игоря (1060), победа над торками (узами) (1060), война против полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и его пленение (1067), неудачное противостояние появившимся в южнорус. степях половцам (1068), перенесение мощей св. князей Бориса и Глеба в построенную И. Я. в Вышгороде и освященную в их честь церковь (1072), кодификация дополнительных статей Русской правды («Правда Ярославичей») (ок. 1072). Только на севере и на западе И. Я. действовал в одиночку: поручив Новгород посаднику Остромиру (между 1054 и 1060), И. Я. совершил поход на балтское племя галиндов (голядь) в среднем течении Зап. Буга (1058), продолжая освоение ятвяжских земель, начатое его дедом равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . После гибели Остромира во время похода на чудь (эстов) И. Я. совершил успешный поход на чудь, а в Новгороде посадил сына Мстислава. Поражение от половцев летом 1068 г. и отказ И. Я. раздать оружие киевлянам для отпора кочевникам вызвали в столице мятеж, в результате к-рого на киевский стол был возведен освобожденный восставшими из заключения Всеслав Полоцкий, а И. Я. бежал в Польшу. С военной помощью польск. кн. Болеслава II весной 1069 г. И. Я. вернулся в Киев, но восстановить политическую ситуацию 1068 г. не смог. Святослав, овладевший к тому времени Новгородом, сохранил его за собой.

http://pravenc.ru/text/Изяслав ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛДИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Колокольня Болдинского мон-ря. 1774–1775 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Колокольня Болдинского мон-ря. 1774–1775 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) на Болдинских горах, в 2 км от Чернигова, основан прп. Антонием Киево-Печерским. Будучи оклеветан перед кн. Изяславом Ярославичем, преподобный в 1069 г. оставил Киев и удалился к кн. Святославу в Чернигов. В «Болъдине горе» прп. Антоний выкопал пещеру и поселился в ней. В том же году вокруг подвижника сложилась монашеская община, и кн. Святослав близ пещеры прп. Антония построил ц. во имя св. прор. Илии. Поставив болдинским насельникам настоятеля, прп. Антоний после марта 1073 г. вернулся в Киев. Вскоре черниговские иноки устроили еще 3 пещерные церкви: во имя прп. Антония, свт. Николая Чудотворца и в честь иконы «Похвала Пресв. Богородицы». Интерьер ц. во имя Св. Троицы. 1695 г. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Интерьер ц. во имя Св. Троицы. 1695 г. Фотография. 80-е гг. XIX в. (ГИМ) Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в., Б. м. оставался в запустении до 1649 г., когда игум. Зосима (Тишевич) вместе с бывш. полковником черниговским С. Пободайлом возобновили обитель. В мон-ре был построен храм во имя прор. Илии, в стене Никольской пещерной ц. обнаружили склеп с останками монахов, скрывавшихся от татар. В Ильинском храме хранилась главная святыня Б. м.- чудотворная Ильинская (Черниговская) икона Пресв. Богородицы , написанная в 1658 г. прп. Геннадием (Дубенским) . К кон. XVII в. в связи с почитанием Ильинского образа число братии и паломников увеличилось, небольшой Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при архиеп. Черниговском Лазаре (Барановиче) по проекту виленского архит. И. Баптиста-Зауера на средства гетмана И. С. Мазепы к западу от Ильинской ц. началось строительство ц. во имя Св. Троицы. В пятиглавом храме, освященном в 1695 г. при игум. Лаврентии (Крщановиче) , было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. Собор был украшен пятиярусным резным позолоченным иконостасом, в особом киоте находилась чудотворная Ильинская икона. В склепе под Троицким собором хоронили Черниговских архиереев. В 80-90-х гг. XVII в. в Б. м. были построены также Введенская ц. с трапезной и келейные корпуса. В 1695 г. Патриарх Адриан встречал в мон-ре возвращавшегося из 1-го азовского похода царя Петра I.

http://pravenc.ru/text/149679.html

П. Хрущёв, Г. П. Федотов , Р. Д. Босли). Однако сведения Жития, заимствованные составителем Начального свода, а также ссылки на него авторов КПП свидетельствуют, что Житие прп. Антония не только существовало, но и пользовалось популярностью среди неск. поколений печерских книжников. Житие, составленное, вероятно, во время игуменства Никона (80-е гг. XI в.), повествовало о жизни и подвигах основателя Киево-Печерского мон-ря, об истории обители и о жизни некоторых выдающихся пострижеников. Высказывалось мнение, что Житие писалось не в Киеве, а в Чернигове или Тмутаракани ( Розанов. 1914). Прп. Поликарп. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. (РГБ) Прп. Поликарп. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. (РГБ) Печерские агиографические традиции получили развитие в творчестве еп. Владимиро-Суздальского свт. Симона (в прошлом постриженика Киево-Печерского мон-ря) и мон. Поликарпа . Первому принадлежит «Слово о создании Печерской церкви» (не ранее 1222), Послание к Поликарпу с приложением 9 рассказов о печерских черноризцах (между 8 сент. 1224 и 22 мая 1226); второму - Послание к игум. Акиндину и 11 рассказов о печерских монахах (нач. 30-х гг. XIII в.) (см. также Акиндин , прп.). В стенах Киево-Печерского монастыря писались послания, поучения и молитвы. Так, вероятно, ок. 1069 г. прп. Феодосием было составлено послание к кн. Изяславу Ярославичу - «Слово... о вере крестьянской и о латыньской». Ему же обычно атрибутируют 8 кратких, простых по композиции поучений к братии. Терпение и любовь, пост и молитва, смирение и милостыня - таковы основные темы поучений прп. Феодосия. Источники упоминают о существовании в Киево-Печерском мон-ре б-ки, в состав к-рой входили слав., греч., лат. и евр. рукописи. В XII-XIII вв. многочисленных паломников привлекали святыни обители: чудотворная икона Божией Матери, вода «из печерского кладезя», мощи подвижников, рака прп. Феодосия. Само место расположения Киево-Печерского мон-ря почиталось святым, что способствовало формированию здесь обширного некрополя.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

По инициативе Феоктиста и при поддержке князя Святополка Изяславича имя Феодосия было внесено в Синодик и стало поминаться в службе по всем епархиям, что послужило началом церковного почитания святого. Β 1108 году при игумене Феоктисте было завершено строительство монастырской трапезной. Β 1113 году он был рукоположен митрополитом Никифором I в епископы Черниговские. Умер Феоктист в 1123 году. 828 ...нача понужати... князя Святоплъка... – Святополк II Изяславич, сын Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, князь полоцкий (1069–1071), новгородский (1078–1088), туровский (1088–1093), великий киевский князь (1093–1113). 834 ...вдастъ и гривну, юже ношаше сий... – Гривной называлась не только денежная единица, но и украшение, надевавшееся на шею, знак отличия. 835 Егда бо приидохом на Изяслава Мстиславича с половци... – Имеется в виду поход на Киев Юрия Долгорукого в 1149 году. Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха , занимал киевский великокняжеский стол с 1146 по 1149 год и с 1151 по 1154 год. 836 ...правнуци его любовь имють къ Святому Дмитрею... – Предполагают, что под «святым Дмитрием» подразумевается церковь Святого Дмитрия, построенная в Суздале епископом Ефремом, постриженником Киево-Печерского монастыря. Дмитровская церковь и монастырь, возникшие в конце XI века, стали крупным культурным центром, где велось летописание. Историки называют Дмитровский монастырь в Суздале «северной Киево-Печерской лаврой». Из этого монастыря вышел ряд ростовских епископов. 838 ...видхомъ свт вры апостоломъ нашим... княземь Владимером... – Князь Владимир I Святославич, внук княгини Ольги, за введение христианства на Руси как государственной религии (988) был причислен русской православной церковью κ лику святых и наречен «равноапостольным». 847 ...яко Моисий съ горы Синайскыа, душею сиаа паче лица Моисиееа... – Β библейских рассказах сообщается, что когда Моисей после беседы с Богом на Синайской горе сошел вниз, лицо его было озарено сиянием (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1061 ...якоже бо отець мой, дома сдя, изумяше 5 языкъ... – Какие именно языки знал отец Мономаха – Всеволод Ярославич, – мнения расходятся. Как бы то ни было, знание пяти иностранных языков было в XI в. для Западной Европы явлением незаурядным. Европейские писатели ставили в особую заслугу немецкому императору Карлу IV знание пяти иностранных языков. Об этом помнили и этим восторгались в Европе ученые даже в XVI и XVII вв. 1063 Вятичи – жили по Оке и по Десне. Водный путь в Ростов лежал по Днепру и Верхней Волге. Очевидно, Мономах шел прямым путем через вятические леса, представлявшие в XI в. немалую опасность. 1064 ...со Ставкомь с Гордятичемъ... – Нигде в других случаях этот Ставко более в летописях не упоминается. 1067 ...идохъ Переяславлю отцю... – к отцу в Переяславль Южный (княжение отца Мономаха – Всеволода). 1069 ...за Глоговы до Чешьскаго лса... – Чешский лес расположен на юг от Эгера, между Богемией и Моравией, в районе водораздела Дуная и Влтавы. Возможно, однако, что под Чешским лесом имеется в виду лес Силезско-Моравских гор. Глогова – Глогув на р. Одере. 1073 ...Глбови в помочь. – В помощь Глебу Святославичу Новгородскому, очевидно, против Всеслава Брячиславича Полоцкого весной 1077 г. 1075 ...на Краснмь двор... – Красные княжеские дворы неоднократно упоминаются в летописи. Все они были загородными дворами. 1076 ...и побдихомъ Бориса и Олга. – Имеется в виду битва на Нежатиной Ниве близ Чернигова 8 октября 1078 г. Мономах, его отец Всеволод Ярославич и Изяслав Ярославич победили в этой битве Бориса Вячеславича и Олега Святославича. Изяслав и Борис были убиты в битве. В Киеве сел Всеволод, а Мономах в Чернигове, сохранив, по-видимому, за собой Смоленск. Вот почему Мономах, теперь уже черниговский князь, гонится за Всеславом «с черниговцами». 1078 ...до Лукамля и до Логожьска... – Города в Полоцком княжестве, принадлежавшие Всеславу Полоцкому. 1079 ...князи Асадука и Саука... – Асадук – это, возможно, тесть Олега Святославича, женатого на половчанке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 60. Всеслав Брячиславич, князь полоцкий и, в продолжение семи с половиной месяцев (сентябрь 1068 г. – апрель 1069 г.), великий князь киевский сын Брячислава Изяславича, князя полоцкого, и жены его, неизвестной по имени, правнук Рогнеды, знаменитый ненавистник Ярославичей. Наследовал своему отцу в Полоцке, 1044 г.; «рать почал» и осаждал Псков в 1065 г.; взял Новгород и ограбил тамошний Софийский собор в 1066 г.; потеряв г. Минск, разбит Ярославичами на р. Немизе (ныне Неман) 3 марта и, приглашенный в Киев, коварно захвачен «на Рши у Смоленска», потом заключен в Киеве в «поруб» с двумя сыновьями 5 июля 1067 г.; освобожденный киевлянами, возведен на великокняжение киевское 15 сентября 1068 г.; бежал в Полоцк 14 апреля, изгнан оттуда великим князем Изяславом I Ярославичем киевским и разбит под Новгородом 23 октября 1069 г.; возвратил себе Полоцк в 1071 г.; тут отсиживался от Ярославичей в 1078 г. и, мстя им, сжег Смоленск Мономахов в 1079 г. Умер в Полоцке 14 апреля 1101 г. Указаний на место погребения тела его нет. От жены, неизвестной по имени, князь Всеслав Брячиславич имел семь сыновей, из которых у младшего, Святослава-Георгия, была дочь Евфросиния, св. княжна полоцкая (см. 82). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010