549 Бурхард был настоятелем не кафедрального собора, как можно было бы подумать, а соборной церкви монастыря св. Симеона в Трире. 550 Речь идет об Оде, второй жене Святослава Ярославича, двоюродной племяннице германского короля Генриха IV 63, примеч. 1821); таким образом Бурхард сам приходился племянником последнему. Подробнее см.: Назаренко 2001а. С. 506–522 (здесь и о политическом контексте брака); ДР. С. 367–370 (IV, 5.2). 551 Маркграф Нижнелужицкой, или Саксонской восточной, марки Деди был отчимом Кунигунды, жены Ярополка Изяславича 45, примеч. 1053), т. е. Изяслав Ярославич и Деди приходились друг другу свояками. Похоже, что матримониальная политика Изяслава среди восточносаксонской знати конкурировала с аналогичными усилиями Святослава в период краткого второго киевского княжения Изяслава в 1069–1073 гг. Действительно, жена Святослава Ода была сестрой майсенского маркграфа Экберта II, который был женат на сестре Кунигунды. Святослав пытался тем самым нейтрализовать польского союзника Изяслава, а Изяслав – противодействовать этим попыткам (Назаренко 2001а. С. 524–528). 552 Опускаем, оставляя без пересказа большую часть первой половины крайне обширной статьи 1075 г., посвященной главным образом обстоятельствам саксонского восстания против Генриха IV. 554 Под тем же 1075 г. это немецкое посольство к киевскому князю Святославу Ярославину отмечено и «Повестью временных лет» (ПСРЛ 1. Стб. 198–199; 2. Стб. 189–190), что само по себе замечательно, поскольку летопись практически не фиксирует иностранных посольств. 555 Сказочное богатство русских князей и русских княжон-невест – довольно распространенный мотив западной литературы – не только историографии, но и эпоса. Сообщение Ламперта дает, кроме всего прочего, редкую возможность оценить скорость, с которой совершались посольские поездки в средневековье. Если Бурхард двинулся на Русь от берегов Рейна, из Майнца, после некоторой подготовки, в феврале, не слишком задерживался в Киеве, а в июле уже снова был на Рейне (в Вормсе), то выходит, что путь в 3000 км по прямой (а, стало быть, фактически ок. 4000–4500 км) трирский настоятель проделал за пять месяцев. Таким образом, в сутки он продвигался в среднем примерно на 30 км – обычная скорость купеческого обоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

982 ...якоже и в Лтописци повдаеть. – Имеется в виду запись под 1030 годом в Повести временных лет, где в одном ряду стоят события разного времени: смерть польского короля Болеслава I (1025) и восстание «в Лядской земле» (1031 или 1037–1038). 983 Се же вписано есть в Житии святаго отца нашего Антониа, еже ο Моиси... – Рассказ Поликарпа ο Моисее Угрине восходит к Житию Антония Печерского, в котором сообщалось больше подробностей исторического характера, чем дошло до нас в Патерике. Подробнее см. сноску 19. 984 ...княгыни же его, ляховица сущи... – Изяслав Ярославич был женат на тетке польского короля Болеслава II Гертруде. С помощью польских войск князь Изяслав вернул себе киевский стол в 1069 году. 989 Егда же Святоплъкъ съ Давидомъ Игоревичем рать зачаста про Василкову слепоту... – После Любечского съезда князей в 1097 году, на котором была сделана попытка урегулировать междукняжеские отношения и был заключен договор, закреплявший за князьями их владения, сразу произошло нарушение этого договора: Святополк Изяславич, князь киевский, и Давыд Игоревич, князь Владимира Волынского, хитростью захватили Василька Теребовльского и ослепили его, обвинив в притязаниях на их земли. Это событие вызвало ряд столкновений между князьями. Об ослеплении Василька и ο последовавших за этим событиях подробно рассказано в Повести временных лет под 1097 годом. Β Патерике имеется в виду один из эпизодов межкняжеских распрь после ослепления Василька: выступление Святополка Изяславича в союзе с ослепленным им Васильком и его братом Володарем против своего бывшего союзника Давыда Игоревича в 1099 году. Главным виновником ослепления Василька считался Давыд Игоревич, уговоривший Святополка ослепить Василька. 991 Его же ем, Святоплъкъ в Туровъ заточивъ... – Β начале княжения Святополка Изяславича в Киеве отношения монастыря с князем резко обострились. Игуменствовавший в это время Иоанн обличал князя в насилиях над населением Киева и в недостаточной борьбе с половцами. Святополк сослал Иоанна в Туров. Разрыв Святополка с монастырем продолжался до 1098 года. Заинтересованный в духовной помощи монастыря, Святополк возвращает Иоанна из ссылки, примиряется с монастырем и начинает покровительствовать ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Уж белый день, встань и садись на коня. Слуга очнулся, и видит он, что все мимоезжие бояре кланяются черноризцу, которого он везет. Испугался слуга, поспешно слез с колесницы и пересел на коня. – Беда мне будет за то, что я сделал, подумал он. Вот прибыли они в монастырь. Братия вышла на встречу к игумену и поклонилась ему до земли. Ужас овладел возничим; но Феодосий взял его за руку, ввел в трапезную и велел накормить его. Преподобный Антоний стал обличать князей за нарушение клятвы и наказанием грозил он князьям. Будто в подтверждение его угрозы, Ярославичей постигла беда, а с ними и русскую землю. Из степей пришли половцы. Это был дикий и хищный народ, живший войною да грабежом. Ополчились тогда князья русские на врагов. Перед выступлением на битву пришли князья к святому старцу Антонию. «Благослови нас на дело ратное», говорили они ему. Но не поднялась рука Антония благословить князей. «Это в наказание за неправду княжескую послал Господ врагов на землю Русскую», думалось Антонию. Так и пошли князья без благословения на битву. Им Антоний предрек неудачу; так и случилось: одолели половцы, разбито было русское войско, князья бежали с поля битвы: Святослав – в Чернигов, Изяслав со Всеволодом – в Киев. «Дай нам, князь, оружие и коней, мы хоть одни сразимся с врагами», просили киевляне своего князя Изяслава; но не дал им князь оружия, не дал и коней. Раздражил киевлян отказ князя; народ шумел по Киеву; толпой стоял он на площади. Вот разделились киевляне на две части: одна двинулась к тюрьме и выпустила на свободу посаженных злодеев, а другая часть направилась к княжескому двору и освободила заключенного там князя Всеслава Полоцкого. Страх напал на Изяслава пред рассвирепевшею толпою и бежал он из Киева в Польшу, a киевляне поставили себе князем Всеслава. Только не лучше было от этого русской земле. Неизвестно, что было бы с нею, если бы Бог не помог Святославу Ярославичу выгнать половцев; князь одолел их своею храброю ратью. Недолго пришлось Всеславу княжить в Киеве. В 1069 году возвратился из польской земли бежавший князь Киевский Изяслав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида . Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и Глеба († 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, " в верх один " . На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования. Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

http://patriarchia.ru/db/text/911845.htm...

А.) в скраи того седящю и прядущю нити, еже на потребу таковууму делу» (Там же. С. 97). В нач. 1073 г. на Руси разразился политический кризис, в ходе к-рого младшие Ярославичи - Святослав и Всеволод (Андрей) Ярославич - изгнали из Киева старшего брата Изяслава. Последовавшее за этим утверждение на киевском столе черниговского кн. Святослава резко осудил прп. Феодосий. В своих письмах и проповедях он порицал князя-узурпатора, несмотря на угрозу заточения. Во время этого конфликта (в дальнейшем отношения между печерским настоятелем и князем нормализовались) прп. Феодосий вместе с 2 другими черноризцами уговаривал Н. В. покинуть Киево-Печерский монастырь и вернулся в тмутараканскую обитель. По мнению одних исследователей, он опасался репрессий со стороны властей ( Погодин. 1850. С. 183; Хорошев. 1986. С. 43; Творогов. 1987. С. 280), по мнению вторых, был недоволен примирением прп. Феодосия со Святославом ( Присёлков. 2003. С. 103), по мнению третьих, сочувствовал черниговскому князю, не разделяя гражданской позиции своего игумена ( Goetz . 1908. S. 28; Подскальски. 1996. С. 212; Артамонов. 2003. С. 235). Согласно последней т. зр., учитывая дипломатическую миссию Н. В. в 1067 г., он был более расположен к Святославу, нежели к Изяславу (с к-рым у Н. В. в свое время был конфликт из-за пострижения прп. Варлаама и свт. Ефрема). Известно также, что Святослав покровительствовал прп. Антонию: в 1069 г., когда над старцем нависла угроза репрессий со стороны Изяслава (преподобный осудил нарушение киевским князем клятвы не причинять вреда полоцкому кн. Всеславу Брячиславичу ), Святослав помог Антонию тайно бежать в Чернигов, а потом содействовал строительству пещерного Богородичного мон-ря на Болдиных горах (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193). Когда Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, точно неизвестно. Прп. Нестор сообщает, что это произошло уже после кончины прп. Феодосия († 3 мая 1074). По этой причине преемником прп. Феодосия стал не Н. В., а свт. Стефан , буд. епископ Владимиро-Волынский.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

143 Имеется в виду 294-е «слово» Синайского патерика. В нем рассказывается о старце, который добровольно отдал ограбившим его келью разбойникам вещь, не замеченную ими. Другой монах, узнав об этом, стал молить Бога, чтобы и к нему пришли разбойники. Когда его молитва была услышана, он с радостью отдал все свое имущество грабителям. 144 См. «слово» Симона об Афанасии, который после смерти чудесным образом ожил и пробыл в затворе 12 лет. В своем поучении братии он выделил три основополагающих для печерских монахов правила: послушание игумену, покаяние «на всяк час» и молитву к Богу о том, чтобы умереть в лавре святых Антония и Феодосия. 150 Были попытки толковать этот фрагмент Послания Поликарпа к Акиндину в биографическом плане (см. Кубарев А.М. О патерике Печерском//ЖМНП. 1838. Кн. 3. С. 38; Шевырев С.П. Обозрение русской словесности в веке. СПб., 1854. С. 7). Однако на этом основании утверждать о пострижении Поликарпа в Киево-Печерском монастыре в молодом возрасте нельзя. Это традиционный прием самоуничижения древнерусского автора. 151 Никита был монахом Киево-Печерского монастыря. В 1096 г. он был возведен киевским митрополитом Николаем в сан епископа Новгородского. Никите приписывается чудесное спасение Новгорода от засухи и пожара в 1098 г. Он благословил Антония Римлянина на создание в Новгороде Антониева монастыря. Скончался в 1108 г., причислен к лику местночтимых новгородских святых. 152 См. коммент. к л. 10 об., к слову «Никон», откуда следует, что действие рассказа Поликарпа о затворнике Никите происходило не ранее 1078 г. и не позднее 1088 г., что не противоречит историческим реалиям «слова». 155 Глеб Святославич, старший сын Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, княжил сначала в Тмуторокани, а потом в Новгороде, где активно боролся с язычеством и публично на площади зарубил топором волхва, осмелившегося «хулить» христианскую веру. Глеб Святославич был убит в 1078 г. в Заволочье, в Двинской земле, являвшейся Новгородской областью. 156 Речь идет о Святополке II Изяславиче, сыне Изяслава Ярославича, внуке Ярослава Мудрого, который был князем полоцким (1069–1071), новгородским (1078–1088), туровским (1088–1093), великим князем киевским (1093–1113). Святополк Изяславич вел междоусобные войны, был соучастником ослепления Василька Теребовльского, о чем рассказано в Повести временных лет под 1097 г. В 1103 г. вместе с Владимиром Мономахом Святополк совершил победоносный поход на половцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

929 ...старець, иже въ Патериц молился Богови, да приидут на нь разбойници... и вся сущаа в руц их предасть. – Имеется в виду 294-е «слово» Синайского патерика: старец, κ которому в келью пришли разбойники и все забрали, отдал им и не замеченную ими вещь. Другой старец, услышав об этом, стал молить Бога, чтобы и κ нему пришли разбойники. Его молитва была услышана, и он с радостью отдал все имеющееся у него пришедшим грабителям. 936 Ο Никит затворници, иже по семъ бысть епископъ Новуграду. – Никита был монахом Киево-Печерского монастыря. Β 1096 году он был возведен киевским митрополитом Николаем в сан епископа Новгородского. Никите приписывается чудесное спасение Новгорода от засухи и пожара в 1098 году. Он благословил Антония Римлянина на создание в Новгороде Антониева монастыря. Скончался в 1108 году, причислен κ лику местночтимых новгородских святых. 938 «Днсь убиенъ бысть Глбъ Святославичь в Заволочии...» – Глеб Святославич, сын Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, княжил сначала в Тмутаракани, а потом в Новгороде. Убит в 1078 году. Заволочье – новгородская область (Двинская земля). 939 «...посли сына своего Святоплъка на столъ Новугороду». – Святополк II Изяславич, сын Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, князь полоцкий (1069–1071), новгородский (1078–1088), туровский (1088–1093), великий киевский князь (1093–1113). 940 ...Бытие, Исход, Левгиты, Числа, Судии, Царства и вся Пророчества по чину... – Ветхозаветные книги Бытие, Исход, Левит, Числа приписываются пророку Моисею. Β них рассказывается ο сотворении мира и излагается библейская история от Адама до основания Израильского царства и вавилонского плена. Под «Пророчествами» подразумеваются книги больших пророков – Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, и малых – Осии, Иоиля, Амоса, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии, Малахии. 941 ...съ святыми чтут его, святаго и блаженнаго Никиту. – Точное время канонизации Никиты Новгородского неизвестно. Существует предположение, что это произошло до макарьевских соборов 1547 и 1549 годов. Мощи Никиты были открыты в 1558 году и положены в новгородском Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

938 ...на конь поеха къ старцю... яко Антоний и иже... – Этот текст восполняется по Киево-Печерскому патерику; в Успенском сборнике утрачен лист с этим текстом. 939 Князь Изяслав – старший сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский с 1054 по 1073 г. (с перерывом в 1068–1069 гг., когда княжил Всеслав). 940 Тъгда глагола ему жена его... – Изяслав был женат на Гертруде, дочери польского князя Мешко II; события, о которых говорит Гертруда, быть может, – восстание 1037 – 1038 гг. 942 ...якоже се апостола Павьлъ и Варнава... въ Дянихъ апостолъ. – О проповеди христианства апостолами Павлом и Варнавой рассказывается в Новом завете (Деян. гл. 11–14). 943 ...островъ Тьмутороканьскый... – Имеется в виду Тмутороканское княжество, располагавшееся на Таманском полуострове. 944 ...въ манастырь святаго мученика Димитрия и ту игуменъмь поставленъ. – Речь идет о Дмитриевском монастыре, построенном киевским князем Изяславом Ярославичем. Монастырь находился в Киеве, вероятно, на Михайловской горе, невдалеке от Киево-Печерского монастыря. 947 ...уставъ Студийскааго манастыря... – Студийский монастырь в Константинополе славился в XI в. своим строгим уставом. 949 ...до Врьбьныя недля... – Вербное воскресенье – воскресный день шестой недели Великого поста. 953 ...умьръшю Ростиславу князю острова того... – О смерти Ростислава Владимировича см. в «Повести временных лет» под 1066 г. 954 ...съ князъмь Глбъмь... – Глеб, сын Святослава Ярославича, княжил в Тмуторокани в начале 60-х гг., в 1064 г. был изгнан Ростиславом; после его смерти в 1066 г. тмутороканцы вновь попросили Глеба стать их князем. 957 ...гривьну злата... – Гривна – денежная единица; здесь, возможно, речь идет о золотом слитке достоинством в гривну. 958 ...единъ нкто чьрноризьць... имьньмь Дамианъ... – О Дамиане (Демьяне) см. в «Повести временных лет», в статье 1074 г. 961 ...въ пустыни людьмъ непокоривыимъ хлбъ небесьный одъжди и источи крастли. – В Библии рассказывается, как Бог ниспослал с неба манну и перепелов блуждавшим по пустыне евреям (Исход. 16, 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Где был и что делал Мономах в 1067 г. неизвестно; но в 1068 г. после поражения на Альте, претерпенного Ярославичами от Половцев, и заставившего Изяслава и Всеволода бежать в Киев, а Святослава – в Чернигов, видим Мономаха снова в Смоленске, откуда Ставке Скордятич удалился в Брест к Изясляву, который, будучи изгнан самими киевлянами и замещён на великокняжеском престоле узником Всеславом, бежал в Польшу, – к зятю своему, королю Болеславу II Смелому. Из Смоленска Мономах ходил зачем-то во Владимир-Волынский покинутый для Тмутаракани князем своим Ростиславом; «тое же зимы» был послан в обгоревший Брест «и ту блюл город тих», а затем возвратился к отцу в Переславль, откуда после пасхи 1069 г., отправился опять во Владимир, с поручением от отца и дяди сказать Изяславу, уже вступившему с Болеславом в русские пределы и стоявшему в городке Сутейске: «Всеслав, ти бежал; а не води Ляхов Кыеву, противна бо ти нету; аще ли хощеши гнев имети и погубити град, то веси, нама жаль отня стола» 17 . Всеслав, действительно, выступил было из Киева, чтобы встретить Изяслава и сразиться с ним, но из опасения оставить у себя в тылу братьев соперника своего и таким образом очутиться, может быть, между двух огней, – внезапно покинул киевские дружины в Белгороде и ночью бежал оттуда восвояси, т. е. в Полоцк, предоставив неизвестному автору Слова о полку Игореве выразиться о нём так: «Тъй Всеслав клюками подпръся о кони, и скочи к граду Киеву, и дотчеся стружием злата стола Киевского. Скочи от них лютъим зверем в плъночи, из Бела-града, обесися сине мгле» 18 . Следующие за тем три года, Мономах, как видно, оставался при отце, вместе с которым и обоими дядями присутствовал в Вышгороде при торжественном перенесении из старой церкви в новую мощей св. Бориса и Глеба, и, вероятно, к этому же периоду времени относится легендарное сказание о болезни Мономаха, отвезённого отцом в Печорский монастырь и там исцелившись единственно возложением на себя известного золотого пояса, только что принесённого в дар монастырю варягом Шимоном 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

2101 «Пещеры» в Болдиной горе ведутначало от преподобного Антония Печерского, пришедшего в Чернигов в 1069 г., после того как, пострижениемдвух приближенных великого князя Киевского Изяслава Ярославича, преподобный возбудил против себя гнев князя –«Реставрация древней Ильинской церкви города Чернигова», протоиереяТ.Стефановского. Чернигов. 1890. Стр. 6. (Из ЧЕИ., 1890 г., 21). 2112 АСС., 1798 г., 223, лл. 2728. 286297. 336361. – ЧЕИ , 1871 г., 380383. «История Черниговской семинарской церкви до 1817 года». Н. Докучаева (стр. 371–385. 402–412). При преосвященном Виктором начата была постройка особой семинарской церкви и библиотеки. 2117 В самый день кончины преосвященного Виктора H. Н. Бантыш-Каменский писал к одному преосвященному о кандидатах на Киевскую митрополию, сделавшуюся вакантной после выхода на покой митрополита Гавриила, причём замечал, что «говорили о черниговском, но, слышно, сей «abutadplurem». – КЕВ., 1887 г., 605. «Переписка Киевского митрополита Серапиона. (Александровскаго) с разными лицами», Η. П. (стр. 593606. 633642. 705709. 853857. 890896. 10101015. 10571060. 11011104). 2121 АЧДК., 1803 г., 508, л. 1. – Ср. АСС., 1803 г., 784, л. 1. Здесь, в рапорте св. синоду Черниговский дикастерии 19 ноября, сказано: «Сего ноября 11 числа с полудни в 12 часу преосвященный Виктор – – – скончался». Это очевидная ошибка, происшедшая от необдуманной поправки чернового наброска, в котором сказано: « 10 ноября с полдня в 12 часу». – АЧДК., 1803 г., 508, л. 1. – Дикастирия не сумела выразиться – «в ночь с 10 на 11», и, отнесши время после полуночи к наступающему дню, не исправила: «с полудни». Дело в том, что черновой рапорт помечен числом 11 ноября и, следовательно, не мог извещать о факте, совершившимся «11 числа в 12 часу с полдня». 2125 КС., 1889 г., IV, 163172. «Малороссийские стихи, в которых описыывается погребение преосвященного Виктора, архиепископа малороссийского, черниговского, и ордена святого Александра Невского кавалера, простыми сельскими разговорами соображенныя. 1803 года ноября 11 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010