Несколько позднее появляются свидетельства о еще одной древнерус. митрополии с центром в Переяславле Русском (под 1089 г. Повесть временных лет (ПВЛ) упоминает свт. Ефрема Переяславского, освятившего кафедральный собор арх. Михаила, как митрополита - «бе бо преже в Переяславли митрополья» - ПВЛ. 1996. С. 88; прп. Нестор Летописец в Житии прп. Феодосия Печерского нач. XII в. сообщает, что скопец Ефрем по возвращении из К-поля «поставлен бысть митрополитомь в городе Переяславли» - Успенский сборник XII-XIII вв. С. 86; см. также послание «Леона, митрополита Переяславля на Руси», видимо предшественника Ефрема на кафедре - РИБ. Т. 36. Вып. 1. С. 74). Одновременное существование 3 митрополий на Руси (несомненно санкционированное К-полем), по мнению большинства исследователей, было обусловлено фактом существования т. н. триумвирата Ярославичей - старших сыновей блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого ( 1054). Поскольку двое младших Ярославичей, Вячеслав и Игорь, умерли к 60-м гг. XI в., на Руси сложилось троевластие Киевского кн. Изяслава (признаваемого братьями сюзереном), Святослава (Николая) Ярославича , кн. Черниговского, и Всеволода (Андрея) Ярославича , кн. Переяславского. Первым соображение о связи политической и церковной систем управления во время троевластия Ярославичей высказал М. Д. Присёлков , посчитав, что 2 новые митрополии возникли к 1059 г. ( Присёлков 1939. С. 104-105). Л. Мюллер, не учитывавший работы Присёлкова, полагал, что Черниговская митрополия возникла при черниговском кн. Мстиславе (Константине) Владимировиче (1024-1036) ( M ü ller. 1959). Этого не исключал и Я. Н. Щапов , но вслед за Присёлковым и А. В. Поппе он считал более вероятным, что Черниговская митрополия была учреждена после 1054 г. ( Щапов. 1989. С. 60). По гипотезе К. Цукермана, Черниговская митрополия возникла по инициативе Святослава Ярославича во время княжения в Киеве бывш. полоцкого кн. Всеслава Брячиславича , в 1068-1069 гг. пришедшего к власти в результате восстания киевлян, а Переяславская - только после прихода Святослава к власти в Киеве в 1073 г. при поддержке брата, Всеволода Переяславского. Согласно А. В. Назаренко , учреждение 2 митрополий произошло на рубеже 60-х и 70-х гг. XI в., скорее всего в 1069-1070 гг., вскоре после вторичного вокняжения в Киеве Изяслава. С этого момента, по мнению исследователя, «триумвират Ярославичей» уже не был связан со старшинством Киевского князя, а предполагал их паритет, одним из проявлений которого стало учреждение митрополий в стольных городах Святослава и Всеволода (см.: Назаренко. 2007; Он же. 2009). Тем не менее в старейшем Успенском списке «Сказания...» в сообщении о перенесении мощей в 1072 г. упоминаются только 2 митрополита - Киевский и Черниговский, а Переяславский владыка Петр называется епископом (по предположению Назаренко, существование митрополии в Переяславле на время прерывалось; данный вопрос остается дискуссионным, см.: Цукерман. 2008; Назаренко. 2009. С. 239-245).

http://pravenc.ru/text/2564982.html

Изяслава (Димитрия) Ярославича , Черниговского блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича и Переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В перечни визант. митрополий 11, 12, 15 по Даррузесу) П. е. внесена как « Ρωσα Πρεσθλβα» и стоит на 77-м месте. Возвышение П. е. до статуса митрополии иногда (Щапов, К. Цукерман) относят ко времени не раньше кон. мая 1072 г., когда в описании перенесения мощей святых Бориса и Глеба Петр Переяславский именуется епископом в отличие от митр. Неофита Черниговского (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к печ.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 55-56). Однако возникновение митрополий в Переяславле и Чернигове вслед. одной и той же политической ситуации скорее предполагает, что это произошло одновременно, вероятно в 1069/70 г., когда был упразднен сеньорат Киевского кн. Изяслава, установленный по завещанию Ярослава Мудрого. Отсутствие титула митрополита у еп. Петра, а также разные позиции Переяславля и Чернигова в византийских перечнях митрополий (последний отмечен на 72-й позиции) объясняются, вероятно, кратким перерывом в наличии митрополии в Переяславле в связи с тем, что ни Петр, ни его преемник Николай , рус. ставленники переяславского кн. Всеволода Ярославича, не были утверждены в К-поле. Переяславская митрополия просуществовала как минимум до рубежа XI и XII вв., когда скончался свт. Ефрем Переяславский ; имеется некоторая вероятность того, что она была и при еп. Симеоне в самом нач. XII столетия по настоянию Переяславского блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Во всяком случае начиная с Лазаря (1105-1117) Переяславские архиереи снова носили титул «епископ». П. е. занимала область Переяславского княжества, т. е. земли на левобережье Днепра, восточнее Н. Десны, к югу от р. Остёр, с подвижной юж. степной границей. До кон. XI в. в состав П. е. входило также Курское Посемье, позднее перешедшее под власть Черниговских епископов. Некоторое время в кон. XI в. (после смерти еп. Ростовского свт. Исаии ) и в 1-й трети XII в.

http://pravenc.ru/text/2580012.html

Принятие Студийского устава означало «оттеснение Антониевской особножительной традиции», но оно не пресекло развития отшельничества. Параллельно с общиной, к-рой руководил прп. Феодосий, продолжала существовать община анахоретов, жизнь к-рой направлялась прп. Антонием. Одним из ее членов был прп. Исаакий Чернь, 7 лет находившийся в пещерном затворе. Единственным способом его связи с миром было небольшое оконце, через к-рое он принимал хлеб и воду от прп. Антония. В мае 1069 г., когда прп. Антоний был вынужден покинуть Киев и переселиться в Чернигов, отшельническое поселение временно прекратило существование. Разбитый параличом прп. Исаакий остался без заботы и внимания. После того как прп. Антоний покинул монастырь, прп. Феодосий «шедъ с братьею взя Исакия и принесе к собе в келью, и служаше около его» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 194). Переселение прп. Антония в главный город Северской земли было связано с политическими событиями 1068-1069 гг.: изгнанием восставшими киевлянами кн. Изяслава, возведением на киевский стол полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и последующим возвращением кн. Изяслава в столицу Руси: «В си же времена приключися прити Изяславу из Ляховъ, и нача гневатися Изяславъ на Антонья изъ Всеслава, и присла Святославъ в ночь поя Антонья Чернигову» (Там же. Стб. 193). На юго-восточной околице города, в местности, известной под названием Болдины горы, прп. Антоний основал Богородичный мон-рь. Вероятно, становление новой обители осуществлялось усилиями не только прп. Антония, но и части его ближайших сподвижников, последовавших за учителем. Покровителем братии был кн. Святослав (Николай) Ярославич . Материалы археологических исследований свидетельствуют, что пещерный комплекс на Болдиных горах имеет сходство с подземельями Киево-Печерского мон-ря. А значит, жизнь печерян в новых условиях не претерпела существенных изменений. Источники не сообщают о времени и об обстоятельствах возвращения прп. Антония в Киев. В исторической лит-ре бытует мнение, согласно к-рому кн. Изяслав, вскоре раскаявшись, упросил прп. Антония вернуться в Киев, что тот с радостью и сделал (Карпов). Оно восходит к позднему Житию прп. Антония в составе печатной редакции КПП 1661 г. Его воспроизводит свт. Димитрий (Савич (Туптало)) Ростовский: «Когда князь Изяслав одумался, убедился в несправедливости своего гнева, он послал в Чернигов, прося Антония вернуться. Антоний, кроткий и смиренный подвижник, откликнулся на эту просьбу. Не желал он оставить овец без пастыря, вернулся к покинутой им, находящейся в смятении пастве». Но для подобных интерпретаций нет оснований. Более убедительным представляется мнение Казанского, согласно которому возвращение преподобного следует относить к кон. марта 1073 г., когда кн. Святослав Ярославич овладел Киевом.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Б.: в обмен на признание Киева за В. Б. Святослав Черниговский якобы получил Новгород (где посадил сына Глеба), а Всеволод Переяславский - Волынь (В. А. Кучкин). Однако более вероятным представляется, что Новгород и Волынь оказались в руках младших Ярославичей по договору со старшим братом Изяславом и несколько ранее: либо при присоединении Полоцка к Киеву в 1067 г., либо при удалении Изяслава в Польшу в авг. 1068 г. Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Заняв вторично киевский стол 2 мая 1069 г., Изяслав изгнал В. Б. из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка (Михаила) Изяславича . Тем не менее В. Б., видимо, сохранил какие-то опорные пункты в Полоцкой земле или имел поддержку среди прибалтийско-фин. племен из числа данников Новгорода, т. к. сумел в ответ организовать новое нападение на Новгород, в к-ром главную силу составляли «вожане» (фин. население буд. Водской пятины Новгородской земли). Однако 23 окт. 1069 г. он потерпел поражение от новгородского кн. Глеба, сына Святослава Ярославича, был захвачен в плен, но отпущен «Бога деля». В Полоцке, очевидно, продолжали предпочитать «своего» князя, и в 1071 г. В. Б. сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем, несмотря на новое поражение, на этот раз от сына Изяслава, блгв. кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича . Кризис «триумвирата» и назревавший конфликт между Изяславом и младшими Ярославичами заставили киевского князя искать сближения и даже брачного союза с В. Б. Неизвестно, успел ли состояться последний до нового изгнания братьями Изяслава в марте 1073 г., но в киевское княжение Святослава никаких военных действий против В.

http://pravenc.ru/text/155544.html

Без помощи братьев киевский князь в 1069-1071 гг. вел безуспешную войну за Полоцк, в ходе к-рой погиб его старший сын Мстислав. Кризис сеньората И. Я. проявился также во внешнеполитической сфере. Стремясь нейтрализовать польск. союзника киевского князя, Святослав ок. 1070 г. сблизился с маркграфом Майсенской марки Экбертом II, а И. Я. с целью заручиться поддержкой восточносаксон. знати женил ок. 1071/72 г. сына Ярополка на падчерице маркграфа саксон. Восточной марки Деди. Вероятно, к 1069/70 г., а не к 1060 г., как считалось ранее (А. Поппе), относится выход владений Святослава и Всеволода из церковной юрисдикции Киева по причине учреждения в Чернигове и Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) самостоятельных митрополий. Согласно др. гипотезе (К. Цукерман), митрополия в Чернигове была открыта ок. 1069 г., а в Переяславле - в 1073 г. или чуть позднее. Однако и в этом случае разделение единой Русской митрополии оказывается связано с конфликтом между И. Я. и его братьями. Итогом все возраставшей напряженности в отношениях между Ярославичами стало вторичное изгнание И. Я. из Киева - на этот раз младшими братьями весной 1073 г., в результате которого киевским столом овладел Святослав. И. Я. снова искал поддержки в Польше, но неудачно. Вовлеченный в конфликт с Чехией, Болеслав II ограничился сожжением Берестья (ныне Брест, Белоруссия) в 1074 г., а весной следующего года заключил союз со Святославом. В нач. 1075 г. И. Я. оказался при дворе герм. кор. Генриха IV, к-рый, будучи занят подавлением саксон. восстания, реальную помощь изгнаннику оказать не мог, а поручил его опеке маркграфа Деди. Весной 1075 г. И. Я. отправил сына Ярополка с посольством к папе Григорию VII, которому Ярополк предложил признать Русь «леном св. Петра», т. е. вывести ее из подчинения К-польскому Патриарху. Папа дал согласие, о чем и уведомил И. Я. письмом. Ярополк уверял Григория VII, что его отец задним числом непременно одобрит этот шаг. Ясно, что Ярополк Изяславич не мог действовать без санкции отца, и потому самоустранение И.

http://pravenc.ru/text/Изяслав ...

После смерти отца эти три князя заключили союз и совместно вели военные действия против внешних врагов, согласовывали свою внутреннюю политику. Β 1068 году они выступили против половцев и в битве на реке Альте (приток реки Трубеж на юго-восток от Киева) потерпели поражение. Это вызвало восстание киевлян, потребовавших дать им оружие, чтобы продолжить борьбу с половцами. Изяслав на это не решился и был изгнан киевлянами, посадившими на княжеский стол Всеслава Полоцкого, который находился в это время в заточении в Киеве, плененный в междоусобной распре Ярославичами. Изяслав бежал в Польшу, откуда вернулся в 1069 году и снова занял киевский стол. Β 1073 году триумвират Ярославичей распался. Святослав в союзе с Всеволодом изгнал из Киева Изяслава, который бежал в Польшу. На киевский стол сел Святослав Ярославич. После смерти Святослава (1077) киевский стол получил Всеволод Ярославич, но он добровольно уступил его Изяславу, а сам сел в Чернигове. После гибели Изяслава в междоусобной войне (1078) Всеволод Ярославич занял киевский стол и княжил до 1093 года. Антоний – основатель Киево-Печерского монастыря. Родился около 983 года в г. Любече. Совершил хождение в Константинополь, а затем на Афон, где жил в пещере близ монастыря Есфигмен. Здесь он был пострижеи в монахи игуменом Феоктистом и в качестве миссионера направлен на Русь, где поселился в Варяжской пещере в Берестове около Киева. После смерти князя Владимира Святославича, в период междоусобной борьбы его сыновей за киевский стол, Антоний удалился на Афон, откуда по приказу игумена Феоктиста в 1028 году вернулся в Киев и поселился в Иларионовой пещере на берегу Днепра. Вокруг Антония, прославившегося монашескими подвигами, собрались ученики и последователи, среди них – Никон Великий, Феодосий Печерский , Моисей Угрин и др. Они выкопали пещерную церковь , трапезную, общий подземный ход, поставили над пещерами деревянную Успенскую церковь . Так возник Киево-Печерский монастырь, сказание об основании которого читается в Повести временных лет под 1051 годом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новое «приниженное» положение Новгородского епископа в иерархии вполне соответствует тому факту, что на Новгородский стол, видимо, с согласия киевского князя Изяслава, был посажен не его сын, а сын князя черниговского. Трудно объяснить сочетание этих фактов чем-либо иным, кроме как понижением престижа владения Новгородом после его разорения Всеславом в 1066 г., которое, очевидно, воспринималось современниками как довольно масштабное событие. Вполне вероятно поэтому, что Феодор был выдвинут на епископство Святославом Ярославичем, отправившим в то же время на новгородское княжение своего сына Глеба. Новоприбывшим в Новгород князю и епископу пришлось довольно быстро столкнуться с двумя серьезными угрозами – внешней и внутренней, что потребовало от них немало мужества и единения усилий. После неожиданного вокняжения в Киеве в 1068 г., бегства в Полоцк от войск Изяслава Ярославича и поляков в мае 1069 г., а затем еще дальше на север в качестве изгоя, Всеслав предпринял новую попытку захватить Новгород. Сохранилась новгородская запись об этом событии, восходящая к местным анналистическим записям XI в. : «В то же лето (6577/1069), осень, месяця октября в 23, на святого Якова брата Господня, в пятничи, в чяс 6 дни, опять приде Все[слав] к Новугороду; новгородци же поставиша пълъ к противу их у Зверинця на Къземли; и пособи Бог Глебу князю с новгородци. О, велика бяше се ця Вожяном, и паде их бещисльное число; а самого князя отпустиша Бога деля. А на заутрие обретеся крест честныи Володимирь у святеи Софие Новегороде, при епископе Федоре» . Сражение произошло на притоке Волхова реке (позднее ручье) Гзень, протекавшем к северу от Новгорода, на территории, примыкающей к его Неревскому концу. В конце летописного сообщения речь идет, видимо, о напрестольном кресте, вложенном князем Владимиром Ярославичем в собор св. Софии при его освящении в 1050 г. и утраченном при разорении Новгорода войсками полоцкого князя. То, что епископ Феодор поместил крест на «полатех» (т. е. на хорах Софийского собора , служивших впоследствии сокровищницей, местом хранения различных реликвий), видимо, объясняется тем, что при переосвящении храма, несомненно, имевшем место после осквернения его воинами Всеслава Брячиславича, функцию напрестольного выполнял уже другой крест.

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Скачать epub pdf 107. Изяслав I Ярославич, в св. крещении Дмитрий, великий князь киевский сын Ярослава I Владимировича, великого князя киевского и всей Руси, от брака с Анной (Ингигердой) Олофовной, королевной шведской. Родился в Киеве в 1025 наследовал после отца стол киевский в 1154 г.; обнародовал дополнение к «Правде русской», отменяющее смертную казнь, в 1055 г хотел, но, уговоренный женою, отдумал разорить возникавший Киево-Печерский монастырь в 1056 г.; победил латышское племени голядов в 1057 г.; ходил «с бесчисленными воями» на торков, которые с той поры перевелись, и на ссолов или колыванцев (ревелцев) в 1060 г.; выслал на половцев, впервые тогда «заратившихся», сына своего Всеволода, который ими разбит, в 1061 г.; за ограбление Новгорода Всеславом Брячиславичем, князем полоцким, на полоцкий город Минск, разбил на р. Немиге самого Всеслава и коварно захватил его в Киеве в 1067 г.; при втором нашествии половцев не хотел после испытанного от них поражения на р. Альте идти биться с ними еще раз и за это изгнан из Киева граждане вокняжившими узника Всеслава 15 сентября 1068 г.; с помощью рати польской возвратил себе Киев (2 мая) и, преследуя бежавшего Всеслава, занял Полоцк, где вокняжил сына своего Мстислава в 1069 г.; вторично изгнанный из Киева (22 марта) братьями своими Святославом и Всеволодом, бежал со всем имуществом «в Литву и далее к императору (немецкому) и папе в 1073 г.; с помощью польской сел в третий раз на столе киевском, уступленном ему по смерти Святослава Всеволодом 15 июля 1077 г.; убит в сражении с половцами на Нежатиной ниве близ Чернигова 3 октября 1079 г. Тело его, привезенное с места битвы в г. Киев, погребе» в Богородицкой десятинной церкви. Великий князь Изяслав I был женат на сестре Казимира I, короля польского, неизвестной имени (ум. 1107 г.), от которой имел трех сыновей, в том числе великого князя Святополка II, и дочь Евпраксию Вышеславу, за Болеславом II, королем польским. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

По времени своего основания Троице-Ильинский монастырь относится к самой глубокой древности: он основан еще преподобным Антонием Печерским. Преподобный Антоний, родившийся в пределах черниговского княжества, в м. Любече, жил и подвизался в Киеве в то время, когда там был князем Изяслав. В одно время преподобный Антоний был оклеветан перед князем Изяславом, и последний, поверивши клевете, сталь подозревать Антония в измене и притеснять его. Тогда Антоний решался оставить Киев и удалиться в какое-либо другое место. Черниговский князь Святослав Ярославич, знавший Антония и питавший особенное уважение к его подвижнической жизни, предложил ему переселиться в Чернигов. Преподобный принял это предложение и в 1069 году избрал для своих подвигов уединенное место, почти за версту от Чернигова, в горах Болдинских, которые были покрыты тогда дремучим лесом. Здесь он выкопал себе пещеру и поселился в ней для богоугодной жизни. Слава о его подвигах скоро распространилась по всей окрестности и привлекла к нему любителей безмолвной жизни. Некоторые, решившись посвятить себя молитве и уединению, привходили к Антонию и спросили у него позволения жить подле него и подвизаться под его руководством. Князь Святослав Ярославич, благодетельствуя этим подвижникам, в том же 1069 год, рядом с пещерой, выкопанной Антонием, при скате горы, основал небольшой храм во имя Св. пророка Илии. Таким образом постепенно развился монастырь, который стал называться Ильинским (по храму пророка Илии) и послужил тем зерном, из которого развился настоящий Троице-Ильинский монастырь. Об этом еще прежде Св. Димитрия Ростовского писал Захария, епископ Черниговский: «пришовши Антоний до Чернигова (сказано в предисловии к Елецкому синодику), печеры в горах болдынских выкопал и в них мешкал, и там збудовася мурованая Св. Илии пророка церковь ». Пробыв в Чернигове три года, прп. Антоний снова возвратился в Киевскую пещеру, но монастырь, оставленный им, стал постепенно расти и увеличиваться. Пещеры, выкопанные Антонием, привлекали новых подвижников, которые, одушевляясь примером великого подвижника, стали распространять эти пещеры в различных направлениях. Так процветала и постепенно развивалась эта скромная обитель до самого татарского погрома. В 1237 году татары напали на Чернигов, опустошили его огнем и мечем, разграбили и разорили церкви. И теперь еще больше курганы, находящиеся у Болдинских гор, служат памятниками жестокой борьбы черниговцев со свирепыми татарами. В это страшное время иноки Ильинского монастыря, спасаясь от врагов, скрылись в пещерах и здесь с молитвой ожидали воли Божией. Жестокие татары отыскали их и здесь и бесчеловечно умертвили. Кости этих благочестивых монахов хранились сначала в склепе, находившемся в стене одной пещеры, но с течением времени склеп развалился, и кости лежали в беспорядке прямо на земле; теперь они собраны в новый грабь и поставлены в одной отдаленной пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Св. горы. По благословению А. была построена Успенская ц. над большой пещерой, затем - кельи и ограда, по совету и благословению А. в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение рус. князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между А. и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины к-рого не вполне ясны (Изяслав гневался на А. «за Всеслава»). Во всяком случае идущее от М. Д. Присёлкова представление о наличии в Печерском мон-ре своеобразных противоборствовавших «политических партий» («антониевской» - против Изяслава Ярославича и «феодосиевской» - против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава ) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. А. был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного мон-ря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора мон-ря, место для к-рого было чудесным образом указано по молитвам святого. А. был погребен в своей пещере. В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении А. определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления А. Однако о почитании А. в Печерском мон-ре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы А. и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие А. и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания А. вне Киево-Печерского мон-ря - посвящение А. и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Жёлтикове Успенском мон-ре Тверским еп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010