Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДР (ПАУЛУС) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Александр (Паулус) Митр. Александр (Паулус) Под настойчивым давлением эстонских властей и радикальной части эстонского духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от Константинопольского Патриарха, 23 сентября 1922 года Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к патриарху Константинопольскому и Священному Синоду Константинопольской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 года в Стамбуле прошли переговоры между патриархом Константинопольским Мелетием IV (Метаксакисом) , провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей православной диаспоры, к которой Константинополь относил также и епархии Русской Церкви, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой архиеп. Александром. 7 июля 1923 года патриарх Мелетий вручил главе эстонской делегации томос, которым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе Константинопольского Патриархата под названием " Эстонская Православная Митрополия " . Правящему Таллинскому епископу присваивался титул митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, совершившийся в то время, когда патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 года Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ). В состав ЭАПЦ в годы возглавления ее митр. Александром входило 147 приходов, из которых 30 были русскими или смешанными. Общее количество православных в Эстонии достигало 210 тыс. (130 тыс. эстонцев и 80 тыс. русских). В 1924 году митр. Александр содействовал образованию в ее составе Нарвской епархии , состоявшей исключительно из русских приходов. К управлению этой епархией он привлек проживавшего в Эстонии бывш. Псковского и Порховского архиеп. Евсевия (Гроздова) , принявшего титул архиепископа Нарвского и Изборского. После кончины архиеп. Евсевия в 1929 году и периода временного управления Нарвской епархией еп. Печерским Иоанном (Булиным) митр. Александр сам управлял Нарвской русской епархией с 1932 по 1937 год, вплоть до избрания епископом Нарвским и Изборским Павла (Дмитровского) .

http://drevo-info.ru/articles/13680216.h...

В остальном он никогда не исполнялся в Эстонии. Не состоялось предписанное в нем разделение митрополии на три епархии, не были реализованы и прочие «непременные условия», изложенные в документе. Насколько последовательно митрополит Александр игнорировал положения полученной на Фанаре грамоты, отчетливо видно из Устава Эстонской Церкви, принятого в 1926 г. Эстонская Апостольская Православная Церковь характеризуется здесь как «независимое, самоуправляемое учреждение… (которое. — НБ) как часть вселенской Ап[остольско]-православной Церкви состоит в братских отношениях со всеми другими Ап[остольско]-православными Церквами». Нет речи ни о литургическом поминовении Константинопольского Патриарха, ни о каких-либо его правах; более того, о самом его существовании в уставе не упоминается ни разу . По всем признакам это устав автокефальной Церкви. В пришедшем ему на смену Уставе 1935 года также не говорится о каком-либо подчинении Константинопольскому Патриарху – даже в том, что касается утверждения избрания нового Предстоятеля. Константинопольский Патриарх лишь должен был уведомляться об избрании нового митрополита ЭАПЦ . Известно, что действия митрополита Александра вызвали разделения в Эстонской Церкви. Так, в августе 1923 года приходской совет Александро-Невского собора в Таллине отмечал, что «совесть православных русских людей смущена слухами об объявлении автокефалии Эстонской Православной Церкви, устанавливающейся, по-видимому, без благословения на то со стороны единственного законного главы Российского Патриархата, к коему принадлежит и Эстонская Церковь, Святейшего Тихона» . Объединенное собрание приходских советов таллиннских русских приходов в сентябре постановило, что эти общины «без благословения Патриарха Московского Тихона никаких изменений в формах дальнейшего существования Эстонской Православной Церкви законными признать не могут» и отказываются принять участие в состоявшемся 23 сентября торжественном богослужении по случаю провозглашения церковной независимости .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

5. Совершенно ясно, что в настоящее трудное время нуждаются в мире также православные жители Эстонии, однако их покой нарушает и тревожит именно митрополит Сергий. 6. Верно, что до 2-го совещания епископов меня посетили латвийские священники Андреас Янсон (из Алуксне) и Иоанн Янсон (из Риги), которые пытались меня убедить в необходимости подчиниться экзарху, но их попытки не достигли желаемых результатов, а напротив, они еще больше укрепили мою уверенность в том, что для нас никоим образом не является приемлемым и уместным признание этого нынешнего представителя Московской Церкви – митрополита Сергия, секретарем которого в Риге при большевистском правлении был агент ГПУ (чекист) Ищавский 86 , как это подтвердили вышеупомянутые посланники экзарха в присутствии священников Н. Кокла и Юриссона. Само собой разумеется, что не может быть и речи о каком-либо объединении с представителем Церкви, чьим делопроизводством руководит в качестве ближайшего сотрудника и секретаря противящийся вере большевик. 7. Не соответствует действительности предположение экзарха, что я действую не по каноническим и религиозным соображениям и не хочу считаться с действительными настроениями «Эстонской епархии», но обосновываю свои поступки «смутой военного времени», когда трудно устанавливать отношения между Московской Церковью и экзархом. Дело обстоит как раз наоборот, в основе моей деятельности – только религиозные и канонические соображения, поскольку невозможно признавать истинно Христовой и канонически правильной Церковью и осуществлять с ней объединение нынешнюю Московскую Церковь , глава которой заместитель Патриарха митрополит Сергий действует по указаниям и директивам неверующих большевистских представителей власти, что ясно видно, например, по тому, что он в своем послании от 22 июня 1941 г. призвал всех пастырей и паству Церкви Христовой бороться на стороне богоотступников-большевиков и против немцев, называя их «фашистскими» убийцами, произносит речи по радио и разрешает делать киносъемки в церквах во время богослужений в подтверждение «свободы веры» в советской России, посылает приветственные телеграммы гонителю веры Сталину, называя его «богоизбранным вождем», и т. д. Вследствие этого даже российские православные церковные организации и приходы в Западной Европе и других странах, а также православные жители в освобожденных героическими немецкими вооруженными силами Украине и Белоруссии не признают ни Московскую Церковь , ни объединение с ней и ее представителями. К тому же я считаюсь именно с действительным настроением «Эстонской апостольско-православной митрополии». Я никогда не пытался оправдать мои поступки «смутой военного времени», и я никогда не называл военное время «смутным», но трудным и тягостным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Стефан говорит, что «в 1945-м году коммунистический строй, который прибрал к рукам Эстонию, закрыл нашу Церковь, ликвидировал ее, антиканонически поставил митрополита из России, и так начались гонения». В этих словах много путаницы. Начнем с того, что коммунистический строй «прибрал к рукам Эстонию» еще в 1940 году. Последним днем независимости Эстонской Республики межвоенного периода официально считается 16 июня 1940 года. Репрессии, коснувшиеся в первую очередь белоэмигрантов и членов организаций, признанных политически враждебными (в категорию которых попало даже Русское студенческое христианское движение), начались незамедлительно (аресты с последующими заключениями в лагеря или расстрелами), а в 1941 г. было выслано свыше 9000 человек. Для маленькой Эстонии даже это колоссально много, а ведь вскоре в 1944 г. из страны на запад эмигрировало еще 70–80 тыс. человек, затем после войны, в марте 1949 г., в рамках операции «Прибой» в противоположном направлении было депортировано 20723 человека. Почти через год после установления советской власти на территории Эстонии, 30.03.1941 г., состоялось каноническое воссоединение Эстонской Апостольско-Православной Церкви (ЭАПЦ), состоявшей из Таллинской и Нарвской епархий, с Матерью-Церковью. Воссоединение ЭАПЦ с РПЦ состоялось после предварительного согласования этого шага с приходами и повторного обращения главы ЭАПЦ митрополита Александра (Паулуса) к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой «покрыть любовью невольный грех отпадения». И, что немаловажно, осуществилось это воссоединение через покаяние в грехе раскола, совершенном в 1923 г., когда митр. Александр, в надежде получить автокефалию, перевел Эстонскую Православную Церковь в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, даже не попытавшись получить на то благословения священноисповедника Патриарха Тихона Московского, на верность которому и всей иерархии Русской церкви он присягал тремя годами ранее.  С началом немецко-фашистской оккупации, митр. Александр, опираясь на нацистскую власть, вновь попытался отторгнуть ЭАПЦ от Московского Патриархата, однако, теперь ему это удалось только с Таллинской епархией, а Нарвская, возглавляемая архиеп. Павлом (Дмитровским), осталась в каноническом единстве с Церковью-исповедницей.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

ВА, R90/128. В1. 7491. Заверенная копия. Указание фюрера эстонского самоуправления X. Мэе настоятелю Псково-Печерского монастыря подчиниться органам Эстонской Православной Церкви Ревель, 9 июня 1942 г. Чтобы устранить всякое недопонимание, я сообщаю Вам, что Вы на основании существующих церковных законов подчиняетесь органам Эстонской Апостольской Православной Церкви. Эти законы определяют также Ваши права и обязанности. Вы не должны выполнять никаких распоряжений любой церковной власти, находящейся вне Эстонского генерал-комиссариата, или передавать свой доход каким-либо учреждениям вне границ Эстонского генерал-комиссариата. В случае если Вы нарушите существующие в законах правила, Вы будете привлечены к ответственности по всей строгости закона 195 . Директор внутренних дел по поручению фюрера эстонского самоуправления. ВА, R90/12S. В1. 7492. Заверенная копия. Письмо рейхе министра занятых восточных территорий Розенберга рейхскомиссару Остланда об одобрении его церковной политики в Эстонии Берлин, 22 июня 1943 г. Православная Церковь в Прибалтике носит исторически обусловленный русский характер. Поэтому я разделяю Ваше мнение всегда демонстрировать этот русский характер Православной Церкви по отношению к православным верующим балтийских народов, чтобы они таким образом постепенно становились чуждыми Православной Церкви. Кроме того, необходимо заботиться о том, чтобы не способствовать влиянию экзарха Сергия, как экспонента Русской Православной Церкви в прибалтийских генерал-бецирках на эстонских, латвийских и литовских православных. Поэтому я согласен с принятым относительно эстонских православных решением, по которому отдельным общинам предоставлено право решать, хотят ли они подчиняться митрополиту Александру как главе Эстонской Православной Церкви или экзарху Сергию. ВА, R90/12S. В1. 7567. Заверенная копия. В. Судьба экзархата после убийства митрополита Сергия и эвакуация православного духовенства из Остланда 31 марта – 19 мая 1944 г. 28 апреля 1944 г. экзарх был убит в своей машине на дороге Вильнюс – Каунас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. было приведено в исполнение требование Константинопольского Патриарха о том, чтобы в Эстонской митрополии было не меньше трех епископов. Теперь у нас их три, причем один без прав управления; готовятся посвятить еще четвертого – для острова Эзеля. Вероятно, скоро архиереев будет больше, чем попов» 102 . Когда стало очевидно, что Собор не состоится, митрополит начал игнорировать положения Томоса, что отчетливо проявилось уже при принятии первого Устава Эстонской Церкви в 1926 г, – всего через три года после обретения Эстонской Церковью статуса митрополии Константинопольского Патриархата. Следует учесть, что Томос был дан Константинопольским Патриархом Эстонской Церкви при условии «неукоснительного соблюдения» изложенных в документе требований. Посмотрим, как эти требования соблюдались. Согласно Уставу 1926 г., Эстонская Апостольская Православная Церковь есть «независимое, самоуправляемое учреждение с правами юридического лица и, как часть вселенской ап[остольско]-православной Церкви, состоит в братских отношениях со всеми другими ап[остольско]-православными Церквами». Органами высшего управления этой «части Вселенской Церкви» являются Поместный Собор и митрополит Эстонский. В Уставе не говорится ни о поминовении Константинопольского Патриарха, ни о получении от него священного мира, ни о его праве суда. Да и сам Константинопольский Патриархат, чьей автономной частью, согласно Томосу 1923 г., являлась Эстонская Митрополия, в Уставе 1926 г. не упомянут ни разу (говорится лишь, что она является частью вселенской апостольско-православной Церкви и следует ее догматам) 103 , в Уставе Эстонской Апостольской Православной Церкви, принятом в 1935 г., эти положения немного смягчены. При этом основная идея – полная независимость – сохранена. Константинопольский Патриархат упомянут в Уставе однажды, как и дарованный Томосом статус Эстонской Церкви (митрополия), – в скобках при полном наименовании Эстонской Церкви. Сопоставление положений Томоса 1923 г. и Устава ЭАПЦ 1935 г. представлено в виде таблицы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повысился уровень представительства ЭПЦМП на государственных мероприятиях. В рамках государственной программы " Ренессанс церквей " нам стали выделять деньги на ремонт храмов. Благодаря этому продолжается ремонт церкви в Нымме. Отпущены средства на ремонт Нарвского собора и церкви в Мустве. В прошлом году мне вручили Благодарственную грамоту за подписью министра внутренних дел Эстонской республики " за вклад в дело церковного служения, просветительства и воспитания, а также в связи с 15-летием епископской хиротонии и 60-летием священнического служения " . И еще знак Почетного гражданина города Таллинна. Вообще внешние знаки хорошего отношения теперь постоянно проявляются. А делам, связанным с передачей нам церквей согласно достигнутым договоренностям, долгое время, прямо скажу, не было видно конца. – Жаль, что вместо вопросов о церковном служении приходится задавать вопросы о недвижимости. Расскажите, пожалуйста, о нынешней ситуации. – В конце 2001 года были подписаны два протокола о намерениях между ЭАПЦ, государством и ЭПЦМП, согласно которым ЭАПЦ отказывается от претензий на храмы и приходские дома общим числом 18, находящиеся во владении приходов ЭПЦМП, а государство закрепляет их в единоличное владение и пользование приходов ЭПЦМП сроком на 50 лет на основании юридического института " право застройки " , которое, по существу, обеспечивает на этот срок приходам такие же юридические права, как и собственникам. Цена этого решения для государства – 35 миллионов крон компенсаций, выплаченных им Эстонской Апостольской Православной Церкви по разным статьям. Что изменилось с тех пор? Храмы, находившиеся в ведении муниципалитетов, переданы нам либо в собственность, либо в аренду с правом застройки (что является не вполне конструктивным и вынужденным для нас временным решением). В то же время процесс передачи нам храмов, которые ЭАПЦ уже передала государству, затянулся. К сожалению, порой бывает трудно отделаться от мысли, что некоторым чиновнкам и политикам наша Церковь, видимо, так и продолжает казаться, как некоторые говорят, враждебной " рукой Москвы " ... А все ведь уже давно могли убедиться, что политикой мы не занимаемся. Разве мы что-то плохое делаем, выступаем против какой-то партии или власти? Мы стараемся созидать царствие Божие на земле и жить церковной евангельской жизнью. Вот и все.

http://religare.ru/2_35444.html

Православие в Эстонии. Т. 2. С. 22. Докладная записка о православной миссии в освобожденных областях России ЭИА. Ф. 1655. Оп. 3. Д. 416. Л. 101; Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. С. 35. Письмо приходского совета Печерского храма в честь 40 мучеников Синоду Эстонской Апостольской Православной Церкви от 16 сентября 1940 г.//Православие в Эстонии. Т. 2. С. 116. Для верности несогласные с требованием автокефалии церковные деятели были еще весной 1923 года в административном порядке высланы из Таллина. См: Письмо графини Софии Стенбок архиепископу Рижскому и всея Латвии Иоанну от 19 ноября 1923 г.//Православие в Эстонии. Т. 2. С. 48. Цит. по: Põld A. History of the Orthodox Church of Estonia//The Autonomous Orthodox Church of Estonia/L’Eglise autonome orthodoxe d’Estonie: Approche historique et nomocanonique. Ed.: Archim. Grigorios D. Papathomas, r. p. Matthias H. Palli. Athenes, 2002. P. 276; Православие в Эстонии. Т. 2. С. 41-42. Чибисова А. А. Автокефалия «под ключ»: некоторые факты из истории Польской Церкви 1924 г.//Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 64-80. Впрочем, доставка в Польшу оригинала томоса вылилась еще в дополнительные досадные траты. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 42. Там же. С. 42-43. Вот как митрополит Антоний (Храповицкий) писал об этом святому Патриарху Тихону: «В Царьграде мой недавний друг Мелетий оказался вторым Несторием. Вероятно, вы получили их декреты, совершенно разрушающие православные каноны. Греки, впрочем, уже изгнали Патриарха-масона, избив его до полусмерти» (Письмо Святейшему Патриарху Тихону от Архиерейского Синода заграницей//История Русской Православной Церкви в ХХ веке (1917-1933): Материалы конференции. Сэнтендре (Венгрия), 13-16 ноября н.ст. 2001 г./Русская Церковь. ХХ век. Мюнхен, 2002. Кн. 1. С. 552). См., напр., уже цитированное письмо графини Стенбок архиепископу Иоанну от 19 ноября 1923 г. The Autonomous Orthodox Church of Estonia… P. 117.

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

  разделы   рассылка  распечатать Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Интервью с президентом Совета Церквей Эстонии епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Эйнаром Сооне В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – Как Вы оцениваете современный уровень толерантности в церковно-государственных отношениях в Эстонии? – В Европе существуют разные модели построения взаимоотношений Церквей и государства. До войны в Эстонии Православная и Лютеранская Церкви имели особый статус. Теперь такого статуса у нас нет ни у одной Церкви, и мы довольны таким положением. Я думаю, это подходит каждой конфессии, подходит и государству. И поэтому толерантность для нас – нормальная ситуация. Это видно по работе нашей организации. В наш Совет входят очень разные Церкви, как по вероисповеданию, так и по численности. Вот очень приблизительные данные. Евангелическо-Лютеранская Церковь, мы считаем, это примерно 200 тысяч членов, из них активных – 50 тысяч. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата – 180 тысяч. Эстонская Апостольская Православная Церковь – 20 тысяч человек. Конечно, есть и маленькие, где только 5-6 тысяч человек или еще меньше. Всего десять христианских Церквей, и все они успешно сотрудничают. При этом важно подчеркнуть, что мы в Эстонии имеем членами Совета такие Церкви, которые, как правило, не участвуют в аналогичных организациях в других странах. А у нас позитивно относятся и конструктивно работают. Также считаю очень позитивным фактором то, что в Совет входят обе наши православные Церкви. Мы знаем, что в отношениях между ЭАПЦ и ЭПЦМП существуют проблемы, но во время наших обсуждений их представители так или иначе высказываются по одним и тем же вопросам и в рамках наших заседаний вместе ищут решения.

http://religare.ru/2_35321.html

Патриарх Кирилл Патриарх Кирилл: Духовные школы должны быть признаны государством и обществом как научно-интеллектуальные гуманитарные центры Отказ видеть в духовных школах полноценных научных и педагогических партнеров нередко происходит по идеологическим соображениям. Патриарх Кирилл освятил закладной камень в основание храма, возводимого при ГУ МВД по Центральному федеральному округу " Нет большего подвига, с нравственной точки зрения, чем положить жизнь свою во имя других. Те, кто работает в системе МВД, призываются к такому подвигу практически каждый день своей службы " . Патриарх Кирилл надеется, что проблемы Эстонской Православной Церкви будут разрешены Предстоятель прибыл в Эстонию в связи с 20-летием подписания ныне почившим патриархом Алексием II томоса об автономии Эстонской православной церкви. Православие в Эстонии: взгляд двух митрополитов Сейчас на территории Эстонии сосуществуют две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата. Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга. Патриарх Кирилл: Не нужно пренебрегать своим здоровьем, особенно когда болезнь — результат греха Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. Патриарх Кирилл: Афон является источником духовной силы для православного монашества Когда приезжаешь на Афон, понимаешь важность монашества для всей Православной Церкви и особенно осознаешь значение Святой Горы. Святая Гора Афон представляет собой полуостров, но и в переносном смысле она тоже полуостров — полуостров Византии, то, что сохранилось от Византии и дошло до XXI века. Патриарх Кирилл: Главное в отношениях между Россией и Грецией — единая Православная вера Если говорить о значении духовного фактора в отношениях между нашими странами, то он является решающим, потому что в любые исторические эпохи, даже в трудное время холодной войны, мы чувствовали себя друзьями и поддерживали друг друга, не говоря уже о сегодняшнем дне. И единственной причиной, почему это происходит, является единая Православная вера.

http://pravmir.ru/tag/patriarx-kirill/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010