В Заявлении подробно рассматривается история Православия на эстонской земле. " Православные общины на территории современной Эстонии на протяжении семи столетий находились в составе Русской Православной Церкви. Ее заботами и усердием были построены на этой земле все православные храмы " . Двойственность в каноническом статусе Православной Церкви в Эстонии возникла в связи с политическими изменениями в начале ХХ-го века, а затем в связи с незаконной деятельностью печально известного Константинопольского патриарха Мелетия. Эстонская Церковь получила автономию от Русской Православной Церкви постановлением Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 года. В 1935 году Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием " Эстонская Апостольская Православная Церковь " (ЭАПЦ), " в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 года даже не посещали Эстонию " . В июне 1940 года расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 года и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 года были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться " Эстонская Православная Церковь " . Церковный раскол был спровоцирован следующим образом. Вначале группа из нескольких клириков вопреки решению Собора Эстонской Православной Церкви заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. Затем 11 августа 1993 года был зарегистрирован " Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви " (от 1935 года), поданный от имени зарубежного Стокгольмского " Синода ЭАПЦ " , и этой структуре властями были переданы права на всю церковную собственность.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

2.2.3. Заключение договора со ставропигиальным Пюхтицким женским монастырем Успения Богоматери. По согласованию с ЭПЦ МП Эстонская Республика может церковь в Васкнарве передать ставропигиальному Пюхтицкому женскому монастырю Успения Богоматери на тех же принципах, которые изложены в настоящем протоколе по передаче имущества к ЭПЦ МП. III. Денежное пособие для ЭАПЦ 3.1. Размер пособия. Эстонская Республика выделяет ЭАПЦ пособие для финансирования реставрации церквей и иных сакральных зданий и приходов (пасторатов) ЭАПЦ, перечисленных в Приложении 3 к протоколу, в общей сумме 35 500 000 (тридцать пять миллионов пятьсот тысяч) крон. 3.2. Источник пособия. Эстонская Республика предоставляет ЭАПЦ пособие из выделяемых из государственного бюджета средств либо посредством иных выделений. Министр со своей стороны осуществляет все необходимые действия для того, чтобы целевое пособие, указанное в пункте 3.1, было бы предусмотрено в государственном бюджете на 2003 г. в качестве соответствующих денежных выделений (ассигнаций) либо иных выделений, которые бы выплачивались в 2003 г. 3.3. Точное распределение использования пособия. ЭАПЦ представляет Министерству внутренних дел не позднее 01.10.2002 г. точный план реставрации церквей и иных сакральных зданий и приходов (пасторатов) ЭАПЦ, в котором приведены реновируемые объекты, планируемые работы по реставрации и требуемые от государства суммы для возмещения расходов по реставрации. На основании плана реставрации Эстонская Республика рассчитывает государственный бюджет на 2003 г. в той части, которая затрагивает определяемые ЭАПЦ денежные выделения. 3.4. Возникновение обязательства по выплате пособия. У Эстонской Республики не возникает обязательства по выплате пособия ни в одном случае до того, пока настоящий протокол не вступил в силу и пока ЭАПЦ не составит и не представит заявления, предусмотренные пунктом 2.1.4 протокола, и пока не заключены и не вступили в силу договоры, изложенные в пункте 2.1.4 протокола. IV. Вступление протокола в силу

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошло уже более пяти лет упорных усилий защитить свою Церковь . Мы проявили при этом немалое долготерпение и добрую волю, но так и не увидели понимания нашего элементарного стремления сохранить за приходами их храмы и святыни и то немногое имущество, которое было создано прихожанами и до 1917 г., и до 1923 г., и до 1940 г. для того, чтобы иметь возможность помогать несчастным и обездоленным. Вся проблема могла быть решена еще в 1994 г., если бы власти Эстонской Республики прислушались к предложению генерального секретаря Всемирного совета Церквей зарегистрировать нашу Церковь под названием «Эстонская Апостольско-Православная Церковь Московского Патриархата» (ЭАПЦ МП), а отделившуюся от нас – «Эстонская Апостольская Православная Церковь Константинопольского Патриархата» (ЭАПЦ КП), ведь существуют же в Эстонии и зарегистрированы политические партии, отличающиеся в сокращенном своем названии всего одной буквой – Русская Партия Эстонии (РПЭ) и Русская Партия Единства (РПЕ). Таким образом, христианскому миру наша позиция понятна, но министерство внутренних дел такое решение проблемы не устроило, то есть, вопреки логике восприятия светским государством религиозных обществ, факт духовной юрисдикции чиновники воспринимают, как факт светского права, и вынуждают нас перейти в Константинопольский Патриархат (прилагаю копию документа министерства внутренних дел в адрес правлений Таллиннского Александро-Невского и нарвского Воскресенского соборов). Чиновники министерства внутренних дел Эстонии совершенно игнорируют тот очевидный для всякого юридически грамотного человека факт, что мы действуем в полном соответствии с решениями своего собора (съезда православного духовенства и представителей приходов Эстонии), состоявшегося осенью 1993 г., на котором, кстати, с правом решающего голоса присутствовали и те, кто теперь считают себя относящимися к духовной юрисдикции Константинопольского Патриархата. А этот собор постановил, что наша Церковь будет регистрироваться под своим историческим названием – «Эстонская Апостольская Православная Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К концу 1995 г. напряжение в «эстонском конфликте» достигло предела, в связи с чем 3 января 1996 г. митрополит Кирилл вновь посетил Стамбул, желая предотвратить худший сценарий развития событий — разрыв отношений между Русской и Константинопольской Церквами. Основываясь на решениях Поместного Собора Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) от 17 ноября 1993 г., митрополит Кирилл внес ряд компромиссных предложений, предусматривавших определенные шаги навстречу тем, кто желали бы перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Предложенный план подразумевал, что ЭАПЦ, возглавляемая архиепископом Корнилием, регистрируется в полном составе как правопреемница исторической Эстонской Церкви; после регистрации все приходы получают возможность самоопределения в выборе юрисдикции; процесс перехода общин, изъявивших желание войти в Константинопольский Патриархат, должен осуществляться, согласно каноническим нормам, после двухстороннего соглашения Московского и Константинопольского Патриархатов. Удалось достичь согласия лишь в том, что все православные приходы в Эстонии независимо от их канонического самоопределения должны быть зарегистрированы как правопреемники соответствующих довоенных приходов со всеми вытекающими имущественными последствиями. Предполагалось продолжить переговоры в феврале. Однако уже на следующий день вопреки достигнутым соглашениям Константинопольский Патриархат объявил о своих намерениях «возобновить деятельность автономной Эстонской Апостольской Православной Церкви на основе томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 г. Такая автономная Церковь может включать в себя все православные общины на территории Эстонии с отдельной епархией для русскоязычных приходов». Митрополит Кирилл отозвался заявлением от 17 января 1996 г., в котором выразил энергичный протест Русской Церкви: «Сам факт направления такого послания православным общинам Эстонии является грубейшим нарушением православных канонов, запрещающих епископу одной Поместной Церкви обращаться к пастве другой Поместной Церкви». В заявлении была изложена позиция делегации Русской Православной Церкви на встрече в Стамбуле 3 января 1996 г. и выражена озабоченность выходящими за рамки двухсторонних обсуждений акциями Константинопольского Патриархата, которые несут серьезную угрозу межправославному миру и каноническому единству. Русская Православная Церковь предлагала продолжить поиски мирного разрешения конфликта, Константинопольский Патриархат уклонялся от переговоров. Известив глав всех Православных Церквей о сложившейся ситуации, Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля дважды обращалась к Патриарху Варфоломею, взывая к его архипастырской ответственности.

http://patriarch.patriarchia.ru/estoniya...

е. архиепископу Корнилию, потому что он является преемником насильственной перемены канонического порядка, совершенной сталинской армией в 1944 г. Тогда, как известно и подтверждено свидетельствами, канонический митрополит Таллиннский и всея Эстонии Александр был вынужден бежать на чужбину вместе с 23 клириками и 7000 мирян, в то время как другие 45 клириков были убиты или сосланы. Все это происходило в тот период, когда гонения на Русскую Церковь уже остались в прошлом, а Ваши предшественники Сергий и Алексий I принимали справедливые похвалы Сталина за свое героическое участие в обороне родины от немецких захватчиков. Итак, ясно, что Русская Церковь , находившаяся тогда в таком почете, попустительствовала гонениям на православных эстонцев и воспользовалась этими гонениями, чтобы захватить территорию Эстонской Православной Церкви. Архиепископия архиепископа Корнилия не имеет канонического основания, и он не имеет права ссылаться на Божественные и священные каноны. 2. Паства архиепископа Корнилия также не может считаться преемницей паствы Эстонской Апостольской Православной Церкви до 1940 г., т. к. подавляющее большинство в ней составляют русские иммигранты, которых Сталин вынудил массово переселиться в Эстонию, чтобы изменить этнический состав населения страны. Как может называться эстонской Церковь , состоящая из русских иммигрантов? 3. Ваше Блаженство не имеет никакого права обвинять православных эстонцев в филетизме. Они, будучи отдельным народом, имеют право, согласно 34-му правилу святых апостолов, образовать свою Церковь со своими епископами из числа их собственного народа, тем более что они образуют самостоятельное и независимое государство. 4. Святейшая Русская Церковь не имеет никакого права обвинять Вселенский Патриархат в нарушении священных канонов и вторжении во внутренние дела Русской Церкви. Напротив, это Русский Патриархат вторгся в те годы в область духовной юрисдикции Вселенского Патриархата, т. е. в Эстонию, Венгрию и другие страны, каждый раз опираясь на силу советской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 40-х годов каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена. В 1944 году митрополит Александр эмигрировал за границу, где возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в изгнании. В 1978 году Димитрий I, Блаженнейший Архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх, официально признал возвращение Эстонской Церкви в лоно Святой Русской Православной Церкви, объявив недействительным, как написано у него, «...Наш Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви». В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим Томосом подтвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном. Вскоре после этого произошел раскол Эстонской Православной Церкви. Одна часть приходов перешла в каноническое окормление Константинопольского Патриархата. А другая осталась верной Матери-Церкви. Раскол очень тяжело переживался нашими прихожанами. В процессе имущественной реституции ЭАПЦ, входящая в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, была признана единственным собственником всего церковного имущества, имевшегося в Эстонии до 1940 года. Храмы, при которых были наши приходы, стали собственностью ЭАПЦ. И, хотя нас заверяли, что противодействовать нашим богослужениям в этих храмах не будут, такое положение дел не могло не повергать прихожан в уныние. Несколько лет ушло на трудные и напряженные переговоры на самых разных уровнях, прежде чем представители Московского и Константинопольского Патриархатов смогли подписать в Цюрихе соглашение, по которому стало возможным размежевание двух частей Церкви как в каноническом, так и в имущественных отношениях. — И потом еще годы ушли на подготовку следующего шага — регистрации ЭПЦ МП... — Да, и важно подчеркнуть, что после того, как эта регистрация была осуществлена, произошло много внешних изменений. Было восстановлено наше членство в Совете Церквей Эстонии, углубились контакты с государственными властями и общественно-политическими организациями. Неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов сыграл Патриарший визит в Эстонию осенью позапрошлого года, после которого отношение государственных и местных властей к нашей Церкви еще сильнее изменилось в лучшую сторону.

http://patriarchia.ru/db/text/166674.htm...

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

В августе 1992 года епископ Корнилий был назначен правящим архиереем епархии с титулом " Таллиннский и Эстонский " . Епископ Корнилий энергично приступил к устроению жизни Эстонской Церкви в изменившихся условиях ее бытия. В апреле 1992 года, по решению Собора Эстонской Православной Церкви, епископом Корнилием был подан на имя Патриарха Алексия II рапорт с просьбой вернуть Эстонской Православной Церкви статус самостоятельности (автономии), дарованный ей Патриархом Тихоном в 1920 году. При этом члены Собора единодушно выразили желание сохранить каноническое подчинение Московскому Патриархату. Просьба была удовлетворена, и епископ Корнилий получил следующее решение Синода РПЦ от 11 августа 1992 года: 1) Подтвердить решение Святейшего Патриарха Тихона от 15/28 июня 1920 года 1780 о даровании православной Церкви в Эстонии самостоятельности в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских, принимая во внимание, что Православная Церковь в Эстонии осуществляет свою деятельность в суверенном и независимом государстве. 2) Московский Патриархат, как религиозный центр, признает Православную Церковь в Эстонии собственником всех объектов церковной собственности на территории Эстонии. 3) Преосвященного Корнилия, Епископа Таллиннского, викария Патриарха назначить правящим архиереем епархии с титулом " ТАЛЛИННСКИЙ ЭСТОНСКИЙ... " . (2) Следует отметить, что постановление Священного Синода РПЦ от 11 августа 1992 года эстонским духовенством было встречено неоднозначно. Озабоченные восстановлением структуры Эстонской Апостольской Православной Церкви, были, одной стороны, рады, а с другой - раздражены " непоследовательностью " этого становления - по Уставу Эстонской Апостольской Православной Церкви архиерея выбирают, а Синод РПЦ назначил епископа Корнилия (пункт 3). Те, кто к этому вопросу относился равнодушно или отрицательно, сочли, что данная структура еще не доросла до уровня автономной Церкви, а некоторых возмутило обращение Епархиального Совета в Патриархию с просьбой о самостоятельности без предварительного опроса всего духовенства Эстонской епархии. По замечанию священника Игоря Прекупа, " тогда не было организовано широкого обсуждения вопросов исторического и канонического порядка, по которым не было взаимопонимания " . (3)

http://pravoslavie.ru/5121.html

— Будет ли Святейший Патриарх во время визита встречаться с представителями других христианских конфессий, с представителями Совета Церквей Эстонии, с главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии? — Предполагается встреча с главой Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии архиепископом Андерсом Пыдером. — Могла бы поддержка со стороны братских христианских конфессий способствовать решению имущественного вопроса? — У меня нет ответа на этот вопрос, но убежден, что такие встречи нужны и полезны, потому что перед христианами в современном мире стоит общая миссия. Когда мы встречаемся с представителями иных христианских конфессий, мы говорим, прежде всего, о том, что нас объединяет, — это стремление сохранять традиционные духовно-нравственные ценности христианства. И здесь у нас обширное общее поле для взаимодействия с Евангелическо-Лютеранской Церковью Эстонии, с которой мы поддерживаем теплые отношения. — Хотел бы снова коснуться вопроса взаимоотношений с так называемой Эстонской Апостольской Православной Церковью Константинопольского Патриархата , которую возглавляет митрополит Стефан. Во время Вашего визита в Таллин Вы имели общение с митрополитом Корнилием, который возглавляет Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата, а также с митрополитом Стефаном. У меня даже сохранились снимки — Вы за дружеской беседой, как и положено братьям-христианам. Какие последствия имела эта встреча? — Хотел бы сказать, что моя встреча с архиепископом Стефаном, на мой взгляд, была очень дружественной и корректной. Более того, мы договорились о каких-то возможных совместных шагах. Однако уже после этой встречи я получил довольно резкое письмо, в котором, по сути дела, все наши договоренности сводились на нет. Мне показалось, что тон этого письма был совсем другим, чем тон нашей встречи. Конечно, мы будем работать в направлении нормализации отношений, но думаю, этот процесс будет небыстрым. — Когда я находился в Москве в ожидании встречи с Вами, из Эстонии пришла весть о том, что митрополит Стефан побывал в мэрии Таллина, встретился с мэром Эдгаром Сависааром и заявил, что в сентябре этого года по приглашению властей Эстонии, на государственном уровне, в страну прибудет с официальным визитом Константинопольский Патриарх Варфоломей . 6 сентября мэрия Таллина собирается дать торжественный прием в честь Патриарха Варфоломея, в ходе которого, очевидно, будут подняты вопросы статуса Эстонской Апостольской Православной Церкви. В то же время известно, что до сего дня мэрия Таллина и лично г-н Сависаар активно помогали Московскому Патриархату — в частности в строительстве храма в Ласнамяэ. Что Вы можете сказать по этому поводу?

http://patriarchia.ru/db/text/3041760.ht...

VIII Подача жалобы административным органам Церкви или в суд не препятствует исполнению обжалованных решений, постановлений и распоряжений, если настоящий Устав не устанавливает сего иным образом или если церковный суд не приостанавливает их исполнения по просьбе жалобщика. Для подачи жалоб и протестов вообще назначается двухнедельный срок, если сие не предусмотрено иначе. IX В настоящем Уставе слово « Церковь » (с большой буквы) означает апостольскую православную Церковь , слово же «церковь» (с маленькой буквы) – храм или молитвенный дом. Часть первая Церковь I. Общие постановления § 1. Эстонская Апостольская Православная Церковь (митрополия), признающая своим Главой Господа Иисуса Христа, состоит в братском общении со всеми апостольскими православными Церквами. § 2. Эстонская Апостольско-Православная Церковь есть народная Церковь и обладает правом самоустроения или самоуправления. § 3. Назначение Церкви состоит в объединении приходов в учении христианской веры и в истинной и живой вере в Бога посредством Слова Божия, вероисповедных треб – богослужений, таинств и молитвословий, дабы совместно преуспевать и усовершенствоваться в деле душеспасения, в воспитании сердца и духа, христианской нравственности и в благотворении. § 4. Основания учения Церкви суть Священное Писание (Ветхий и Новый Завет), священное предание, догматы святой вселенской апостольско-православной Церкви, правила святых апостолов и Вселенских Соборов и каноны святых отцов; основаниями же деятельности Церкви кроме перечисленных являются еще местные законы и узаконения, а также обязательные постановления. § 5. В Церкви имеются следующие обязательные религиозные чинопоследования: общественные богослужения – утреня, вечерня и обедня (литургия); таинства: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), священство, брак (венчание) и елеосвящение; различные молебствия, погребение усопших и заупокойные моления об усопших, водосвятие в церкви или на реке, на озере, на источнике, а также крестные ходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010