Председатель ОВЦС принял делегацию немецких журналистов 23 июля 2013 г. 14:47 22 июля 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял делегацию немецких журналистов, приехавших в Россию в рамках форума «Петербургский диалог». В состав делегации, возглавляемой руководителем рабочей группы СМИ Форума «Петербургский диалог» профессором Михаэлем Рутцем, вошли представители крупнейших СМИ Германии, в числе которых: Католическое информационное агентство, Евангелическая пресс-служба, Die Zeit, Deutsche Welle и другие. Со стороны Отдела внешних церковных связей во встрече принял участие заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) . Митрополит Иларион приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о предстоящих торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси и о других аспектах служения Русской Православной Церкви. «Наша Церковь — помимо того, что она возрождается на своем каноническом пространстве — ведет обширную вешнюю деятельность, — сказал председатель ОВЦС. — В юрисдикцию Русской Православной Церкви помимо России входят еще 14 государств: Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизстан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Литва, а также Япония и Китай. Во всех этих странах Православие распространилось исключительно благодаря миссионерам из Русской Православной Церкви. Поэтому, когда мы определяем каноническую территорию Русской Православной Церкви, мы имеем в виду именно эти 15 государств, но, конечно, приходы и епархии нашей Церкви есть и в других частях света. В том числе у нас около 200 приходов в Германии, несколько сотен в других странах Европы, а также в Северной и Южной Америке, в Австралии. Есть даже храм в Антарктиде. Наша Церковь — не только национальная, но и многонациональная, по сути дела, всемирная. Наши внешние связи охватывают все остальные Поместные Церкви, которых 14: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский Патриархаты, Церкви Кипра, Албании, Польши, Чехии и Словакии, Америки. Делегации этих Церквей сегодня и завтра прибывают в Москву на торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси. Девять из пятнадцати делегаций возглавляются Предстоятелями Православных Церквей.

http://patriarchia.ru/db/text/3117207.ht...

Скачать epub pdf Работа доцента архимандрита Августина (Никитина) об истории Константинопольского Патриархата в XX-haч.XXI века. Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов духовных учебных заведений. Содержание Константинопольский Патриархат Константинопольский патриарх Афинагор 1 (1948–1972) Константинопольский патриарх Димитрий I (1972–1991) Патриарх Константинопольский Варфоломей I (1991-) Константинопольский и Московский Патриархаты: проблемы взаимоотношений Эстония Украина Белоруссия Константинополь и Ватикан Диалог Рима и Константинополя о христианском единстве Папа римский Бенедикт XVI и патриарх Константинопольский Варфоломей Упадок или возрождение? Защита титула Кадровые перестановки На пути к Всеправославному Собору     Учреждение Константинопольского Патриархата современно основанию восточной столицы. При введении нового областного деления Константином Великим Византия входила в состав Фракийского диоцеза, с главным городом Гераклеей. Поэтому сначала и византийский епископ был подчинен митрополиту гераклейскому. Но, когда на месте Византии стал Константинополь, положение местного епископа быстро изменилось. Со времени арианских смут он приобретает решительный перевес над своим митрополитом. Впоследствии в качестве пережитка власти гераклейского митрополита сохранился обычай, по которому он посвящал столичного иерарха. Интересы и нужды всего епископата Востока, поскольку они требовали вмешательства верховной власти, неизбежно поступали на обсуждение столичного архиерея и сосредоточивали власть и влияние в его руках. Поэтому уже Второй Вселенский собор 381 г. в своем 3-м правиле постановляет: «Константинопольский епископ да имеет преимущества чести по римском епископе, потому что град сей есть новый Рим». Этого было мало; честь становилась властью. Даже Иоанн Златоуст (398–404), и притом больше, чем другие, распространяет влияние своей кафедры на дела ближайших диоцезов: по свидетельству историка, он имел попечение не только о своем городе, но и обо всей Фракии, Азии и Понтийской области, т.е. о тех трех диоцезах, которые впоследствии были действительно подчинены Константинопольскому иерарху. Этот естественный рост вызвал острое противодействие со стороны соперничавшей с Константинополем Александрии. Жертвами этой борьбы стали виднейшие представители столичной кафедры – Григорий Богослов (379–381), Иоанн Златоуст , Несторий (428–431), Флавиан (446–449); но она кончилась полной победой столицы. 9, 17 и 28 правила 4-го Вселенского собора 451 г. окончательно возвели столичного иерарха по положению, правам и власти на степень патриарха. Митрополиты диоцезов понтийского, азийского и фракийского, а также епископы у иноплеменников должны были с этого времени поставляться в Константинополе. Затем собор поставил Константинопольскую кафедру высшим трибуналом для спорных дел по всему Востоку, подобно тому, как на Западе это право было предоставлено римскому епископу сардикийскими канонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

После 1925 г. статьи Глубоковского публикуются в основном на Балканах. В 1926 г. в книге епископа Далматинского Никодима (Милаша) «Православное церковное право» опубликована довольно большая статья Глубоковского «О савременом noлoжajy православне Руске Цркве: Польска мumponoлuja, Финска, Ecmohhuja, Ykpajuha, Лemohuja, Литванска, Гpyзuja» («О современном положении православной Русской Церкви: Польская митрополия, Эстония, Украина, Латвия, Литва, Грузия»), год спустя перепечатанная (с небольшими изменениями) в сербском журнале Живот» 3082 . В 1930 г. сравнительно большая статья «Русская православная церковь под тиранией большевиков (1917−1930)» вышла на немецком языке37. В архиве Глубоковского (ЦДА, София) хранится автограф (на русском языке) его статьи «Русская Православная Церковь и современное положение православной церкви на Украине, в Грузии, Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве», датированный: «1926, X, 1 (14) – четверг, Покров Пресвятой Богородицы» 3083 и представляющий краткий очерк положения православной церкви в России и сопредельных государствах с начала 1917 г. по 1926 г. По всей видимости, это оригинал статьи, опубликованной на сербском языке. В ней Глубоковский доказывал, что в советской России нет и не может быть никакого «религиозного индифферентизма», ибо в основе коммунизма и христианства лежит полная противоположность «исповедуемых начал», и большевизм «по существу своему абсолютно атеистичен и всецело базируется на безусловном отвержении всякой религиозности, которая не позволяет ему ни утвердиться, ни развиваться», являясь «фанатическим культом религии Ленина, т. е. материалистического безверия и всеразрушающей антирелигиозности». Он указывал, что, провозгласив «самые тиранические дела в отношении православной русской церкви», большевики, прежде всего, «постарались дезорганизовать ее самыми жестокими и систематическими гонениями, превзошедши в этом направлении не только всю мрачную историю, но и всякое садическое воображение», а «большевистская кровавая жертва не поддается точному учету», «ни на мгновение» не прекращая «изничтожение православной иерархии, духовенства и паствы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Служение заповеданному Христом единению Путь государственных перемен оказался болезнен: крушение Советского Союза, попытка захвата власти ГКЧП, провозглашение независимости бывших союзных республик, расстрел Белого дома. И во всех перипетиях общественной ломки митрополит Кирилл (в сан митрополита возведен он был 25 февраля 1991 года) принимал самое деятельное участие. Например, он лично посещал блокированный Белый дом для встречи с лидерами депутатов. Без участия Церкви в переговорах развязка конфликта могла оказаться куда более кровавой. При общем развале Советского Союза усилиями иерархов, среди которых ведущую роль играл владыка Кирилл, удалось сохранить целостность Русской Православной Церкви. Ни Украина, ни Эстония, ни Молдова в церковном отношении не были отделены от России. К этому времени, еще 14 ноября 1989 года владыка Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Этот отдел отвечал за весь спектр внешнего взаимодействия Русской Православной Церкви — межправославные отношения, взаимодействие с представителями иных христианских конфессий, межрелигиозный диалог, отношения со светской властью. В то же время ОВЦС под руководством митрополита Кирилла являлся не просто органом общения с внешним миром. Он представлял собой главный интеллектуальный центр Русской Православной Церкви. Здесь готовились многочисленные документы, определявшие дальнейшее развитие Церкви. Митрополит Кирилл принял непосредственное участие в разработке таких ключевых документов, как «Основы социальной концепции», «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», «Основы учения о правах человека». Эти документы на многие годы вперед определили отношение Церкви к самым различным сферам человеческой жизни. Именно митрополит Кирилл после развала Советского Союза выступил с инициативой объединения русского мира. В 1993 году он озвучил идею созывать ежегодно Всемирный русский собор, в который входили бы граждане России и представители русской диаспоры. Целью ставилось обсуждать на соборе как духовно-нравственные, так и социально-политические проблемы, актуальные для русского человека, где бы он ни находился, на Родине или за рубежом. С того времени Всемирный русский собор стал реальной общественно-политической силой, которая выражает чаяния русских людей по укреплению ценностей, которыми издревле жила Россия.

http://pravoslavie.ru/98777.html

г) Русские духоборы, выехавшие в Америку по ходатайству Л. Н. Толстого. Духоборы, как правило, старались сохранить в эмиграции принятые ими традиции и обряды, жили весьма обособлено и в целом не оказали значительного влияния на духовную жизнь русской эмиграции. д) Революционеры, сторонники различных русских политических партий и течений, скрывавшиеся от преследования властей (в основном в Западной Европе), незначительная часть которых по различным причинам осталась в эмиграции после революции. Эта группа, как правило, была настроена атеистически, и лишь немногие из нее впоследствии пришли в Церковь. Первая волна русской эмиграции, как мы отмечали выше, приходится на 1920-е годы. Гражданская война Белой армией проиграна, и многие россияне, по тем или иным причинам опасающиеся преследования со стороны большевиков, вынуждены эмигрировать. В составе русской эмиграции первой волны можно выделить следующие основные потоки: а) Эмигранты с Юга России (вместе с отступающими частями армии генерала П. Н. Врангеля). Путь их, как правило, лежал через Константинополь на Балканы (в Югославию, Чехословакию и Болгарию). Затем многие представители этого течения русской эмиграции переехали в Западную Европу (преимущест­венно во Францию), а часть обосновалась в США. Подобным путем проследовал, например, видный русский иерарх митрополит Вениамин (Федченков, в конце жизни, правда, вернувшийся в Россию) и многие другие. б) Эмигранты с Востока России (вместе с отступающими частями армии адмирала А. В. Колчака). Многие из них попали в Китай, а после китайской революции были вынуждены выехать в Австралию. Незначительная часть этого потока осталась в Австралии, а большинство переехало в Америку. в) Эмигранты с Запада России, многие из которых невольно оказались в эмиграции в связи с изменением государственных границ (Польша, Финляндия, Латвия, Литва и Эстония стали самостоятельными государствами, Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав Польши и т. д.). Некоторые из них остались на месте, другие же через Восточную Европу проследовали в Западную; часть их отправилась затем далее, в США и Канаду.

http://pravmir.ru/chetyire-volnyi-russko...

Иоанна_ 6 марта 2018, 12:35 Вадим, какой ВЫБОР ИЗ ДВУХ ЗОЛ был в преследованиях, расстрелах, ссылках невинных людей? В разорении храмов? В уничтожении крестьянства? В " чистках " руководства Красной армии? Это был выбор В ИНТЕРЕСАХ ПРЕСТУПНОЙ ВЛАСТИ, которую вы упорно отождествляете с самой Россией и русским народом. " Что им не сидится спокойно " - мне лично это глубоко НЕ ИНТЕРЕСНО. Каждый имеет право на свои странности. Вадим К. 5 марта 2018, 21:12 Руслан, о каких постоянных имперских войнах Вы говорите, которая якобы вела Россия? Их перечесть на половине кисти. Первая мировая война была для России при всех надеждах на проливы во многой вынужденной. Разбив Францию и загнав Англию на ее остров, Германия ни за что бы не оставила оставшуюся в одиночестве Россию в покое, и 1941 год это хорошо показал. Украина давно стала лакомым кусочком для сколоченной прусским железом немецкой империи. Известную фразу Бисмарка приводят только наполовину, а вот она какая в полноте (привожу по смыслу): русских невозможно победить, но можно и нужно сделать так, чтобы они победили себя сами. Руслан 5 марта 2018, 14:03 Я не оправдываю советскую власть, но друзья, разве постоянные имперские войны, как например та последняя для РИ это разве правильно? Посылать на убой солдат миллионами. Это ничем не лучше, чем большевики с их войнами. Вадим К., Иоанне 5 марта 2018, 12:02 Почитайте мой предыдущий комментарий. Давайте не будем размышлять, что нужно было нашему государству, а что нет и как надо было поступать. Дома мы все великие и смелые стратеги. Что касается отношения к нам поляков, финнов, прибалтов и нас к ним. Первое всегда было недружественным, и я Вам это ясно показал. Конечно, было много нехорошего сделано и русскими в отношении к ним, но это был ответ, по крайней мере касательно поляков и финнов, которые сами нападали и еще издавна. Эстония с Латвией на нас не нападали, потому что самостоятельность у них и появилась лишь в том 1918, да и маленькие они. Но враждовать стали сразу и продолжают это до сих пор. Что им не сидится спокойно?Доллары и евро?

http://pravoslavie.ru/110920.html

Однажды сторож храма Святого Александра Невского ночью увидел, что весь храм наполнен людьми. «Как они сюда вошли, – подумал он, – ведь церковь заперта?» А в это время отец Виталий совершал в алтаре проскомидию – это «стояли» те, кого он поминал. Настолько была велика потребность усопших душ в молитве праведника. Священник Павел Косач (г. Тбилиси): «Я тогда был диаконом. Отец Виталий на проскомидии вынимал очень много частиц, особенно во время поста – он очень за многих молился. Мне было трудно сразу потребить столько частиц. Тогда он предлагал: «Давай вместе». И всегда радовался этому». «Я тогда был диаконом. Отец Виталий на проскомидии вынимал очень много частиц, особенно во время поста – он очень за многих молился. Мне было трудно сразу потребить столько частиц. Тогда он предлагал: «Давай вместе». И всегда радовался этому». Особо следует сказать о помянниках отца Виталия. Это несколько пухлых записных книжек, куда были вписаны имена сотен людей, которых отец Виталий поминал ежедневно. Список о упокоении начинался с иверских, карталинских, кахетинских, абхазских, имеритинских и других грузинских царей с древнейших времен. Далее поименно поминались Византийские императоры, Русские Великие князья, Русские цари и императоры, первосвятители и патриархи православных церквей. Особо были выделены убиенные в советские годы епископы, архимандриты, игумены, иеросхимонахи, иеромонахи, протоиереи, иереи, иеродиаконы и монашествующие. Если не были известны имена, то записывалось общее количество погибших – «две тысячи человек, потопленных на пароходе» (новоафонских монахов) 26 . Рядом с именами поминаемых Батюшка часто писал название города, откуда они. География его духовничества – это Россия, Украина, Грузия, Эстония, Польша, США… Когда отец Виталий болел, то вынимал частицы, лежа в постели, – помянники же давал читать своим чадам и строго следил, чтобы каждое имя было четко произнесено. И как всякое Богоугодное дело вызывает ненависть врага рода человеческого, так и отцу Виталию однажды явился враг и сказал: «Я тебе отомщу за синодик».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ленин и нации России. Своеобразный большевисткий подход продемонстрировал Ленин и при решении национального вопроса в России. Еще в 1913 году он и его партия объявили «право наций на самоопределение», что означало по сути в том числе право на отделение от России. Уже через несколько дней после захвата власти Ленин подписал Декларацию прав народов России, подтвердив право наций на самоопределение вплоть до отделения. Такой лозунг Ленин продекларировал с целью получения поддержки национальных меньшинств. Однако национальные территории восприняли большевистский лозунг в прямом смысле и один за другим (Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Кавказ, Украина и т.д.) объявили о своем суверенитете. Ленин оказался в ситуации, которую не предвидел, и, столкнувшись с реальными центробежными движениями, предпринял вооруженные меры для возврата непокорных территорий в лоно государства. Как видим, и в данном случае Ленин, декларируя одно, делал другое, демонстрируя принцип, так сказать, пролетарского самоопределения или самоопределения по-большевистски. Метания Ленина по национальному вопросу закончились в пользу принципа федерализма, по которому члены федерации равны и пользуются свободой самоуправления на своих территориях. На самом деле на поверку возник псевдофедерализм с жестко централизованным партийным руководством в Москве. Так на деле был реализован лозунг Ленина о праве наций на самоопределение. Ленин и религия. Как известно, жизнь россиян столетиями была связана с религией, с верой в Бога, с церковными обрядами и праздниками, что позволяло людям независимо от их положения сохранять чувство собственного достоинства в глазах Бога, для которого они все были равны. Через религию, через соблюдение Божьих заповедей люди стремились к духовности. Вот почему в России только православная церковь имела около 40 тысяч приходов и более тысячи монастырей, а само духовенство насчитывало около 145 тысяч человек. Церковь была основой, на которой стояла Россия, как государство. У Ленина была своя точка зрения на этот счет.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/21/...

Российская империя была расчленена, причем совершенно незаконно, в нарушение всех действующих международных законов, и это считается само собой разумеющимся – что на территории Российской империи возникли какие-то государственные формирования: Польша, Литва, Латвия, Эстония, причем возникли они большей частью на оккупированных территориях. Польша была оккупирована немцами, Прибалтика была оккупирована немцами, и так далее. Эти территории вступили в преступный сговор с большевиками, многие из которых были ставленниками немцев, и получили свою независимость из рук преступного режима. Сейчас эти страны предъявляют требования России: там Пыталовский район требуют, Украина у нас какого-то покаяния за голодомор требует, и прочее, прочее, прочее. Россия до сих пор не заявила, что она правопреемник Российской империи; она не разобралась и в так называемом отречении. И как только все встанет на свои места и с тем, и с другим – можно сразу заявить всем этим странам, что вы абсолютно юридически незаконны; никто вас не собирается завтра присоединять к Российской империи, но вы незаконны. – Дело в том, что Император Николай II, как мы знаем, был очень большим сторонником церковной реформы, восстановления Патриаршества на Руси. Именно при Николае II был созван подготовительный Собор – подготовительное совещание, которое должно было выработать реформу в Церкви, восстановление Патриаршества. Дело в том, что в 1906 году, когда предпринимались попытки этого Соборного совещания, было время революции, великой смуты. И не нужно думать, что эта смута, колебание умов не коснулись и Церкви: безусловно, это было – внутри Церкви была большая нестабильность. Мы знаем, что очень многие иерархи, которые тогда действовали, епископы, священнослужители, позже оказались в обновленчестве. Мы знаем, что на тот момент среди определенной части иерархов не было достаточного понимания ценности самодержавной власти. Ибо Российская монархия, Российская империя, Российское царство строилось на симфонии власти – власти Первоиерарха и самодержавного Царя.

http://pravoslavie.ru/36981.html

В епархиальном журнале эта статья в дальнейшем также не была опубликована. После оккупации нацистами в сентябре 1939 г. Польши часть ее территории была включена в состав Третьего рейха. Находившиеся на ней православные приходы вошли в Германскую епархию Русской Православной Церкви за границей. По архивным документам известно, что некоторые священники таких приходов, например, протоиерей Михаил Борецкий–настоятель церкви в г. Лодзе (окончивший в 1928 г. Православное отделение богословского факультета Варшавского университета), крестили евреев, спасая их. Владыка Серафим (Ляде) до сентября 1940 г. управлял и Православной Церковью на территории генерал-губернаторства, образованного из другой части Польши, но затем был вынужден оставить этот пост из-за враждебности генерал-губернатора Франка и украинских националистов (во главе Церкви генерал-губернаторства был поставлен прежний Первоиерарх Польской Православной Церкви митрополит Дионисий). Нацисты всячески стремились разжигать национальную рознь и в этой связи иногда передавали закрытые синагоги украинцам под православные храмы. В частности, в декабре 1941 г. подобный акт передачи произошел в Кракове 338 . К несчастью, такая политика порой приносила свои ядовитые плоды. Но помощь православным со стороны властей генерал-губернаторства осуществлялась лишь по временным тактическим соображениям и была частным эпизодом. Как уже говорилось, к Православной Церкви, как и другим христианским конфессиям, руководство нацистской Германии относилось негативно и в перспективе планировало ее ликвидацию. Православная Церковь и холокост на оккупированной территории СССР К началу Великой Отечественной войны численность евреев Советского Союза в «старых границах» (на 16 сентября 1939 г.) составила около 3 миллионов 80 тысяч человек. Осенью 1939– летом 1940 гг. к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина, Литва, Латвия и Эстония. Здесь проживало примерно 1 миллион 830 тысяч евреев. Кроме того, в 1939–1940 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010