Скрытый смысл этого памятного эпизода, я полагаю, ясен всем. Характерная особенность участия православных в экуменическом движении и встрече (после многих веков почти полной взаимной изоляции) Востока и Запада заключается в том, что православным не оставили выбора; в том, что им с самого начала назначили не просто те, а не иные сидения, но вполне определенное место, роль и функцию в экуменическом движении. Это «назначение» основывалось на западных богословских и экклезиологических предпосылках и категориях и выдавало чисто западное происхождение самой экуменической идеи. Мы присоединились к движению, вступили в дебаты, приняли участие в дискуссиях и размышлениях, критерии которых были уже определены и приняты как не требующие доказательств. Так оказались мы, незаметным для себя образом, в плену у чисто западных дихотомий: «католики – протестанты», «горизонталь – вертикаль», «авторитет – свобода», «иерархический – конгрегационный», – и стали представителями и носителями взглядов и позиций, которые сами же с трудом соглашались признать своими и которые на самом деле глубоко чужды нашему Преданию. Всем этим мы обязаны, однако, не какому-то «макиавеллизму» или чьей-то злой воле, но прежде всего основному и непоколебимому убеждению Запада в том, что лишь западный опыт, западные богословские категории и формы мышления обладают универсальным значением и потому-де должны служить естественным обрамлением и критерием экуменического предприятия в целом. Именно здесь источник того изначального непонимания, которое никогда не было достаточно выяснено, и корень конечного «неуспеха» этой встречи – несмотря на присутствие и старания многих блестящих православных богословов, а в последние годы и широкое участие практически всех православных Церквей. Западные творцы экуменического движения так никогда и не смогли понять, что экуменическая встреча для православных – в первую очередь и сверх всего первая свободная и потому глубоко значительная встреча с Западом в целом, то есть с Западом как второй «половиной» поначалу единого христианского мира, отделенной от Православия не столько сравнительно немногочисленными догматическими разногласиями, сколько глубоким различием в самом основополагающем христианском видении. Именно к обсуждению этого западного видения и опыта и стремились православные, видевшие в них уклонение и искажение некогда общей веры и Предания, – стремились в надежде, что такое обсуждение будет естественным и необходимым условием любого следующего шага.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Rouse R. Voluntary Movements and the Changing Ecumenical Climate//A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948/ed. by Rouse R. and Neil C. (4 ed.) – Geneva: WCC Publications, 2004. – V. 1. – P. 327 (далее: Rouse R. Voluntary Movements and the Changing Ecumenical Climate). Джон Мотт (1865-1955) – известнейший деятель протестантизма. Лидер и один из идеологов экуменического движения XX века. Глава «Всемирной христианской студенческой федерации», лауреат Нобелевской премии мира 1946 года. Cross A. Ecumenism and History. Studies in Honour of John H.Y. Briggs. – Carlisle, Cumbria: Paternoster Press, 2002. – P. 81 (далее: Cross A. Ecumenism and History). Potter P., Weiser T. Seeking and Serving the the First Hundred Years of the World Student Federation – Geneva: WCC Publications, 1997. – P. 20. VanElderen M., Conway M.Introducing the World Council of Churches. – Geneva: WCC Publications, 2001. – P. 22 (далее: VanElderen M., Conway M.Introducing the World Council of Churches). Идея подобных конференций принадлежит английскому баптистскому миссионеру Уильяму Кэри (1761–1834). Он выступал с ней еще в нач. XIX в., но реализована она была значительно позже. Фактически исключались сообщества, действующие в Европе, на Ближнем Востоке, и Латинской Америке. Latourette K. Ecumenical Bearing of the Missionary Movement and the International Missionary Council//A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948/ed. by Rouse R. and Neil C. (4 ed.) – Geneva: WCC Publications, 2004. – V. 1. – P. 361. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/3396320

Что же до «женской природы», то сторонники женского пастырства указывают, что во Христе мужчины и женщины получают равные таланты. Несмотря на биологические различия, оба пола обладают одной человеческой природой. Женщины в течение многих веков были искусственно подчинены мужчинам и фактически лишены возможности полноценного развития. И сегодня эта несправедливость должна быть исправлена. Вполне очевидно, что предоставление женщинам возможности нести полноценное пастырское служение в протестантских конфессиях тесно связано с процессами секуляризации. Это один из важных аспектов секуляризации западного христианства. Сторонники ординации женщин всячески подчеркивают, что в течение последних двух столетий женщины добились равных с мужчинами прав, и это должно отразиться и в соответствующем урегулировании статуса женщины в церковной общине. Экуменический аргумент Есть и еще один аргумент против ординации женщин. Его обычно называют экуменическим аргументом. Появление и широкое распространение женского пастырства существенно осложнило экуменический диалог между протестантскими деноминациями, с одной стороны, и православными и католиками, с другой. Развитие экуменического движения в ХХ веке шло параллельно с распространением в протестантизме женских ординаций. И с момента создания Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) тема «женского священства» стала предметом активных дискуссий между церквами, вошедшими в ВСЦ. Поскольку главной целью экуменического движения всегда считался поиск путей к восстановлению единства христиан, то допущение рядом конфессий ординации женщин стало существенным препятствием на этом пути. В 1978 году, когда стало известно, что церкви Англиканского Содружества планируют узаконить «женское священство», православные богословы на специальном заседании Смешанной православно-англиканской богословской комиссии в Афинах заявили, «что рассматривают женское священство как неуместный разрыв с традицией Церкви и что в случае продолжения женских рукоположений англикано-православные переговоры станут всего лишь академическими связями и утратят свою главную цель - достижение христианского единства» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Через несколько лет основы возможного православного участия в экуменическом движении были с гораздо большей последовательностью изложены в Заявлении православных участников конференции «Вера и устроение Церкви», состоявшейся в 1927 году в Лозанне. Оно было подписано представителями почти всех Православных Поместных Церквей, и в нем, в частности, определялось, что «в вопросах веры и религиозного сознания в Православной Церкви неуместен никакой компромисс» и «где нет общности веры, не может быть общения в таинствах» 77 . Потрясения революции не позволили Русской Церкви оказать должное влияние на отношение православного мира к экуменическому движению. Единственной возможностью такого влияния было участие русской церковной эмиграции в его становлении в 20–30-е годы ХХ века. Многие богословы русского Зарубежья вдохновлялись вполне искренними надеждами на успех православного свидетельства инославному миру, который тогда еще сохранял основы христианского образа жизни, а также стремились привлечь внимание Запада к трагедии Русской Церкви. В 20-е годы оформились два основных течения: «Вера и устроение Церкви» под руководством англиканских епископов Ч. Брента и У. Темпла и «Жизнь и деятельность», которое возглавлял лютеранский архиепископ Н. Седерблом. Эти движения существенно различались во взглядах на пути достижения единства христиан, и различия оказались столь существенными, что сохранили свое значение и после объединения их во Всемирный совет церквей. Движение «Вера и устроение Церкви» считало подлинной и высшей целью экуменического движения единство веры всех христиан, на основе которого можно преодолеть все остальные разногласия. Показательно, что православное участие в становлении экуменического движения было более всего связано с движением «Вера и устроение Церкви». Наоборот, движение «Жизнь и деятельность» исходило в своей идеологии из невозможности скорого достижения единства в вере и поэтому стремилось к объединению усилий всех христиан в их практической деятельности, которая будет способствовать преодолению вероисповедных разногласий, как гласил лозунг «Жизни и деятельности»: «Вера разъединяет, дела объединяют». Таким образом, «Вера и устроение» было более богословским движением, а «Жизнь и деятельность» – практическим, и поиски согласия между этими направлениями продолжались в течение межвоенных десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Женеве проходит заседание руководящего органа Всемирного Совета Церквей 18 февраля, 2011. Редакция " Правмира " Заседание Центрального комитета Всемирного совета Церквей открылось 16 февраля в Женеве. Встреча продлится до 22 февраля Заседание Центрального комитета Всемирного совета Церквей открылось 16 февраля в Женеве. Встреча продлится до 22 февраля, сообщает Благовест-Инфо . Среди задач, стоящих на повестке дня – подготовка к 10 Ассамблее ВСЦ, которая пройдет в 2013 году в Южной Корее. В частности, члены ЦК должны утвердить официальную тему Ассамблеи, выбрав один из двух вариантов: «Бог жизни, приведи нас к справедливости и миру», и «Призванные быть едиными в Божием мире». Вальтер Альтманн, модератор ЦК ВСЦ, считает, что должны быть утверждены оба девиза. «Предложенные темы не должны рассматриваться, как альтернативные, — заявил Альтманн. – Обе – часть общего понимания экуменического призвания, которое объединяет нас». События последнего времени – финансовый кризис и движение за демократические перемены в арабских странах «привлекают наше внимание к негативному влиянию политики, направленной на унижение человеческого достоинства и подавление целых народов, вот почему борьба с бедностью, кампания против голода и справедливость в международных экономических отношениях должны оставаться на повестке дня ВСЦ», убежден модератор ЦК. По мнению Альтмана, экуменическое движение должно уделить особое внимание ситуации в Святой Земле и на всем Ближнем Востоке. В своем выступлении генсек ВСЦ пастор Олав Фюксе-Твейт подчеркнул важность ситуации на Ближнем Востоке для экуменического движения. Напоминая, что ВСЦ всегда признавал легитимность государства Израиль, Фюксе-Твейт выступил за то, чтобы Иерусалим был «открытым городом», где все религии имели бы равные права. «Иерусалим – святой город для иудеев, христиан и мусульман. Эти три религии должны найти путь к сосуществованию в духе справедливости и мира, чтобы колыбель наших религий стала символом надежды для всего человечества», — заявил Фюксе-Твейт.

http://pravmir.ru/v-zheneve-proxodit-zas...

Принципиально расширен раздел о экуменическом движении и межконфессиональных контактах. Внесены дополнения в другие главы, прежде всего касающиеся положений нового катехизиса Католической Церкви. В предлагаемом пособии рассматриваются догматические, канонические и церковно-практические особенности инославных исповеданий, отличающие их от Вселенского Православия: римского католицизма и основных ветвей протестантизма (лютеранства, кальвинизма, англиканства). Приведены сведения об экуменическом движении. Пособие предназначено для слушателей духовных школ и всех интересующихся вопросами православного богословия. Предисловие На протяжении многовековой истории Церкви Христовой, от начала ее исторического бытия и до наших дней, она проходит сложный процесс постоянного преодоления вероучительных, канонических и практических заблуждений, затрагивающих фактически все стороны ее существования. Уже в апостольское время единство веры и единство Церкви Христовой подвергались испытаниям вследствие деятельности лжеучителей и наличия греховных разделений в христианской среде. Об этих лжеучителях и разделениях часто упоминается в апостольских посланиях (например, Ин. 4:1 , 2Пет. 2:1 ; Рим. 16:17 ). Конечно, не всякий спор вел к разделению и отпадению от Церкви. В некоторых случаях богословские споры служили даже большему углублению в спорный предмет и лучшему выявлению истины. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, — говорит апостол Павел, — дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. 11:19 ). Необходимо, однако, чтобы диалог между разномыслящими велся в духе взаимной любви и сопровождался чувством ответственности перед Богом и Церковью. Греховное разномыслие вело к возникновению ересей и отпадению от Церкви. История Церкви знает много таких примеров. В самые первые века существования христианства это были: докетизм (I), монтанизм (II), новатианство (III), арианство и донатизм (IV), несторианство и монофизитство (V), монофедитство (VII), иконоборчество (VIII). Крупнейшее отпадение от православия западной части христианского мира на почве преувеличенных представлений о власти Римского папы произошло в XI в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

1. Оценивая опыт отношения Русской Православной Церкви к движению «Вера и церковное устройство» с 1913 по 1927 год, прерванный изоляцией Церкви в советское время, и опыт более чем тридцатилетнего членства во Всемирном Совете Церквей после нашего возвращения в экуменическое движение в 1961 году, констатировать присутствие в этом движении авторитетного голоса Русской Православной Церкви, который вместе с голосами других Поместных Церквей свидетельствует о Православии перед лицом инославного мира. 2. Признать, что как решение нашей Церкви в 1948 году об отклонении приглашения на Генеральную Ассамблею Всемирного Совета Церквей в Амстердаме, так и решение от 1961 года о возвращении в экуменическое движение и вступлении во Всемирный Совет Церквей, несмотря на неблагоприятный политический контекст, в котором они принимались, были продиктованы в первую очередь соображениями церковной пользы. 3. Вместе с тем ввиду возникшего в настоящее время неоднозначного отношения к участию нашей Церкви в экуменическом движении и к членству в международных христианских организациях признать необходимым: произвести историческое и архивное исследование по воссозданию истории участия нашей Церкви в межхристианских контактах в XIX и начале XX века (до 1927 года); сделать анализ богословских обоснований участия Русской Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей и в других международных христианских организациях, выявить степень влияния на это участие нецерковных факторов. 4. Поручить Священному Синоду через Богословскую комиссию сформулировать замечания Русской Православной Церкви, касающиеся деятельности международных христианских организаций. 5. Указать на необходимость подвергнуть все вопросы, беспокоящие духовенство и мирян нашей Церкви в связи с ее участием в экуменическом движении, тщательному богословскому, пастырскому и историческому анализу и переосмыслению с целью разъяснения верующим всех недоумений по поводу действительного смысла нашего участия и свидетельства в межхристианских организациях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Межхристианский диалог в Европе должен быть не политкорректным, а честным, считают в Русской Церкви Москва, 27 февраля 2007 г. Будущее экуменического движения и межхристианского диалога может быть обеспечено лишь в том случае, если его участники начнут честно и открыто обсуждать существующие проблемы, считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградской Кирилл, сообщает ИНТЕРФАКС . " Наступило время очень серьезного диалога. Чтобы действительно понять суть проблем в межрелигиозных отношениях, надо когда-то начать не политкорректный, а очень открытый и честный диалог, в том числе и диалог христианства с исламом " , - сказал владыка Кирилл, выступая во вторник в Москве на встрече с представителями христианских Церквей стран Европы и СНГ. Обращаясь к опыту предыдущих общеевропейских экуменических встреч и дискуссий, представитель Московского Патриархата отметил, что его " всегда настораживала бесконфликтность таких заседаний, когда очень критические вопросы, которые кто-то ставил, не поддерживались большинством " . Он также выразил надежду, что III Экуменическая ассамблея с участием представителей всех европейских Церквей, которая пройдет в сентябре в румынском городе Сибиу, должна стать " знаковым событием для жизни христианских Церквей " , в противном случае она " будет означать начало глубочайшего кризиса и, может быть, даже конца " межхристианского диалога. " Либо это будет великая ассамблея, либо это будет последняя ассамблея. Если мы опять все скажем политкорректно, так, что это никого не вдохновит, вряд ли мы найдем силы для продолжения экуменического движения " , - отметил представитель Московского Патриархата в своем докладе . Митрополит Кирилл также выразил надежду, что европейские политические организации, в частности, Совет Европы, смогут со временем стать площадкой, где христианские Церкви и общины Европы смогут вместе со своими секулярными (светскими) братьями осмыслить ту новую реальность, которая складывается сегодня на европейском континенте. 27 февраля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21069.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Митр. Кирилл: " межхристианский диалог в Европе должен быть не политкорректным, а честным " 27.02.2007 Будущее экуменического движения и межхристианского диалога может быть обеспечено лишь в том случае, если его участники начнут честно и открыто обсуждать существующие проблемы, считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградской Кирилл (Гундяев) . " Наступило время очень серьезного диалога. Чтобы действительно понять суть проблем в межрелигиозных отношениях, надо когда-то начать не политкорректный, а очень открытый и честный диалог, в том числе и диалог христианства с исламом " , - сказал владыка Кирилл, выступая во вторник 27 февраля в Москве на встрече с представителями христианских церквей стран Европы и СНГ. Обращаясь к опыту предыдущих общеевропейских экуменических встреч и дискуссий, представитель Московского Патриархата отметил, что его " всегда настораживала бесконфликтность таких заседаний, когда очень критические вопросы, которые кто-то ставил, не поддерживались большинством " . Он также выразил надежду, что III Экуменическая ассамблея с участием представителей всех европейских Церквей, которая пройдет в сентябре в румынском городе Сибиу, должна стать " знаковым событием для жизни Христианских Церквей " , в противном случае она " будет означать начало глубочайшего кризиса и, может быть, даже конца " межхристианского диалога. " Либо это будет великая ассамблея, либо это будет последняя ассамблея. Если мы опять все скажем политкорректно, так, что это никого не вдохновит, вряд ли мы найдем силы для продолжения экуменического движения " , - отметил представитель Московского Патриархата. Митрополит Кирилл также выразил надежду, что европейские политические организации, в частности, Совет Европы, смогут со временем стать площадкой, где христианские Церкви и общины Европы смогут вместе со своими секулярными (светскими) братьями осмыслить ту новую реальность, которая складывается сегодня на европейском континенте.

http://drevo-info.ru/news/2466.html

В этом смысле что-то безвозвратно ушло в прошлое... Можно было бы написать историю Европы в 19 в., не упомянув о социальном католическом и протестантском движениях. Для истории современных социальных кризисов это было бы невозможно». Новым фактором в жизни христианства 20 столетия является так называемое «экуменическое» движение за воссоединение христиан различных вероисповеданий. Оно обусловлено ситуацией христианства как веры, заново предлагающей себя нехристианскому миру; человек, в акте личного выбора становящийся христианином, все реже наследует конфессиональную культуру своих предков, но и взаимные счеты конфессий, уходящие в века, становятся для него все менее актуальными. Популярный английский христианский писатель К.С. Льюис (Lewis, 1898–1963) написал книгу с характерным заглавием «Mere Christianity» («Всего-навсего христианство»); заглавие это хорошо выражает потребность эпохи в постановке вопроса о существенной сердцевине христианского учения, просматриваемой сквозь частные особенности того или иного исторического типа. Очевидна содержащаяся в таком умонастроении опасность редукционизма, упрощающего и обедняющего сведения к минимуму. Но определенная степень упрощения перестает быть доктринерской идеологемой (какой был, скажем, лозунг «опрощения» у Льва Толстого) и становится адекватным ответом на жесткую реальность радикального вызова, брошенного христианству и тоталитаризмом, и секуляристским релятивизмом. Многообразие богословских позиций в большой мере сменяется делением надвое: за Христа и против Христа. Христиане разных конфессий, находившие друг друга как товарищи по несчастью в сталинских и гитлеровских лагерях, принимавшие перед мученической кончиной причастие из рук друг друга (как это было с Львом Карсавиным, много полемизировавшим с католицизмом, однако причастившимся перед смертью из рук католического священника), – вот самый глубокий «экуменический» опыт века. К этому надо добавить, что необходимость для мыслящих христиан, спасая в себе веру, противостоять чудовищному идеологическому натиску, развила повышенную «аллергию» и к привычному конфессиональному идеологизму, веками упражнявшемуся в идеализации своего прошлого и настоящего и очернении прошлого и настоящего оппонентов. Интеллектуальная честность, отнюдь не принуждая к отказу от вероучительных убеждений, обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий, с одной стороны, печальное «недостоинство христиан», контрастирующее с «достоинством христианства» (если вспомнить известную формулу Бердяева), с другой стороны, дела искренней любви ко Христу, Одному и Тому же для всех верующих в Него. «Экуменическое» движение как таковое лишь дает более или менее адекватное выражение этим внутренним сдвигам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010