Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИКОННИКОВ Герасим Тихонов, шуйский иконописец сер. XVII в. Упоминание о нем содержится под 1654 г. в Сказании о Шуйской Смоленской иконе Божией Матери (список Сказания кон. XVII в. находится в РНБ. Q. XVII. 79. Л. 72-173 - «Вкратце собранно известно сказание о пречюдней и чюдотворней иконе и о преславных чюдесех пресвятыя владычицы нашея Богородицы Смоленския, еже бе во граде Шуе в церкви Воскресение Христова, иже на посаде…»). В Сказании говорится, что во время эпидемии чумы, охватившей земли Сев.-Вост. Руси в 1654 г., прихожане ц. в честь Воскресения Христова, что на посаде в Шуе, дали обет поставить в своем храме Смоленскую икону Божией Матери и начали прилежно искать иконописца для этой работы. Выбор пал на жителя города «изурафа» И., очевидно потомственного иконописца, о чем свидетельствует его прозвание, доставшееся от отца («Герасим Тихонов сын Иконников»). В местном предании сохранились сведения о чудотворной силе иконы еще в период ее создания. Мастер дважды обнаружил, что в его рисунок с подлинника неведомая рука вносила изменения. Сочтя происходящее Божиим изволением, И. сообщил об этом заказчикам. Когда икона была готова и из дома иконописца ее перенесли в храм, моровое поветрие, унесшее жизни мн. людей, пошло на убыль. Икона (размеры 110×90 см) вплоть до 1935 г. находилась в Воскресенском храме Шуи, откуда ее предлагалось взять на гос. хранение в ГТГ (письмо дир. ГТГ М. П. Кристи - ГТГ ОР. Ф. 8. II. 635, 636). И. написал также Владимирскую икону Божией Матери, находившуюся в церкви с. Взорнова близ Шуи. И. принял постриг в Троицком монастыре г. Шуи и там же погребен. Лит.: Борисов В. А. Описание г. Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. М., 1851. С. 73, 75, 107-109, 422-438; он же. Шуйская школа иконописи в XVI ст.//Владимирские ГВ. 1852. 15. Ч. неофиц.; Поселянин Е. Богоматерь. С. 464, 699-700; Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 600-603; Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 297. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/389048.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Петербургские издательства " Ладан " и " Троицкая школа " выпустили в свет новые книги из серии «Зримая истина» – «Иконописцы святой Руси» и «Шуйская Смоленская Икона Божией Матери», а также альбом " Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова " . Презентация изданий состоялась 3 марта при поддержке журнала " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры. Открывая встречу, ответственный редактор «Воды живой», председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин заметил: " Книги по иконописи - это перевод с трудного языка иконы на язык проповеди, понятный каждому человеку. В этом их великая ценность " . Книга С. Алексеева в доступной форме представляет историю становления древнерусского изобразительного искусства. На примере жизни и служения самых известных иконописцев автор рассказывает о духовных основах русского иконописания. Сам Сергей Алексеев - художник, преподаватель, автор многочисленных книг, статей и радиопередач об иконописи. " Я не искусствовед " , - говорит автор, -  " потому, передо мной не стояла задача написать специализированный труд, понятный лишь тем, кто знаком с иконографией. Я стремился показать внутренний, духовный смысл иконы святой Руси " . Вторая книга серии – «Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы» – рассказывает об истории и иконографии этого чудотворного образа. Это не просто исследование, предназначенное лишь для искусствоведов. Это живое, увлекательное чтение. Драматические обстоятельства истории этой, к сожалению, малоизвестной иконы тесно переплетены с самыми судьбоносными периодами и личностями в истории нашей страны.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-04/5...

Икона была написана. Для принятия ее из дома иконописца, совершили крестный ход. По принесении в Воскресенскую церковь новонаписанной иконы, последовало чудо: от нее просиял необыкновенный свет; и с этой минуты язва стала прекращаться сперва в Воскресенском приходе, потом и во всем городе. Столь явное чудо и милосердие Владычицы, возбудили в душах верующих особенное благоговение и усердие к Ее иконе. Народ начал стекаться со всех сторон, и многие одержимые разными недугами, получали исцеление. Так прошло 11 лет после того, как икона была написана; но чудеса, происходившие от нее, не были записываемы. Уже в 1666 г. апр. 16, когда последовало исцеление бесновавшегося отрока, Якова Григорьева, Воскресенские Священники Алексий и Григорий с прихожанами, приступили к собранию и написанию всех бывших чудес от иконы, коих роспись в числе ста трех, представили Преосвященному Павлу, Митрополиту сарскому и подонскому; а Преосвященный Павел препроводил эту роспись в Патриарший разряд. Между тем, в 1667 г., Воскресенские священники согласясь с прочим духовенством и гражданами, сами донесли об исцелении мальчика Якова Григорьева, царю Алексею Михайловичу и Патриарху Иоасафу. В следствие сего, в том же году для исследования чудес, наряжена была в Шую, по царскому повелению, особая комиссия, состоявшая из 5-ти Архимандритов, двух Игуменов и одного Протоиерея. Эта комиссия была под главным председательством Стефана, Архиепископа Суздальского и Тарусского. – При исследовании истина чудес, бывших от иконы, подтверждена свидетельством очевидцев 21 . Признание этой иконы Богоматери за чудотворную, было причиною того, что приходская Воскресенская церковь переименована в соборную. Празднество в честь этой иконы совершается 2 ноября. Примеч. Чудотворная икона Богоматери Шуйская-Смоленская, мерою в длину аршин и 9 вершков, в ширину аршин и 4 вершка. 6. Икона Божией Матери Умиления, известная более под именем Корсунской Икона эта находится в Суздальском Спасо-Евоимиевом монастыре, и к ней имеют особенное усердие не только жители г.Суздаля, но и приходящие из отдаленных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

В Санкт-Петербурге вышли в свет новые книги по истории русской иконописи 5 марта 2008 г. 12:07 Петербургские издательства «Ладан» и «Троицкая школа» выпустили в свет новые книги из серии «Зримая истина» «Иконописцы святой Руси» и «Шуйская Смоленская Икона Божией Матери», а также альбом «Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова». Презентация изданий состоялась 3 марта при поддержке журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» в Святодуховском центре Александро-Невской лавры. Открывая встречу, ответственный редактор «Воды живой», председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин заметил: «Книги по иконописи это перевод с трудного языка иконы на язык проповеди, понятный каждому человеку. В этом их великая ценность». Книга С. Алексеева в доступной форме представляет историю становления древнерусского изобразительного искусства. На примере жизни и служения самых известных иконописцев автор рассказывает о духовных основах русского иконописания. Сам Сергей Алексеев художник, преподаватель, автор многочисленных книг, статей и радиопередач об иконописи. «Я не искусствовед», говорит автор, «потому, передо мной не стояла задача написать специализированный труд, понятный лишь тем, кто знаком с иконографией. Я стремился показать внутренний, духовный смысл иконы святой Руси». Вторая книга серии «Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы» рассказывает об истории и иконографии этого чудотворного образа. Это не просто исследование, предназначенное лишь для искусствоведов, а еще и живое, увлекательное чтение. Издательства «Ладан» и «Троицкая школа» выпустили уже три книги серии «Зримая истина». В будущем ожидаются новые проекты в частности, четвертая книга, которая  станет более специализированным изданием. Ее автор, Георгий Кордис, профессор Богословского факультета Афинского университета, расскажет о технике византийского письма. Также планируется пятая книга серии, посвященная многообразию православного богослужебного облачения и истории его появления. Кроме того, издательства выпустили альбом «Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова». Описание периодов жизни подвижника в нем сопровождается изображениями чудотворных икон и икон, раскрывающих житие святителя Игнатия через образы современных ему святых. Иконы, представленные в альбоме, были написаны в известной петербургской мастерской «Русская икона». В основу текста жизнеописания легла диссертация профессора Московской Духовной академии игумена Марка (Лозинского) по теме «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)». Выход альбома приурочен торжествам, посвященным 200-летию со дня рождения и 140-летию со дня преставления святителя Игнатия. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/373730.htm...

е. сопровождающей человека в дороге, рассматривается старообрядческая икона «Богоматерь Смоленская «Одигитрия», с преподобными Марком Фряческим и Мароем (Мароном)» (кон. XVIII - нач. XIX в., частное собрание, Москва): эпитет Богородицы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница», оба отшельника - помощники в пути, прп. Марк Фраческий - покровитель путешествующих, М.- изгонитель бесов ( Бусева-Давыдова. 2011. С. 86). К такого же рода образам примыкает Шуйская икона Божией Матери «Одигитрия» с изображением на полях ангела хранителя и М. (слева) (XIX в., частная галерея «Русская икона», Саров). Реже встречаются иконы с избранными святыми, выбор которых мог быть продиктован желанием заказчика иметь прежде всего образ соименного святого. Очевидно, к подобным памятникам можно отнести: икону посл. трети XVIII в. из собрания Х. Вилламо с изображением М. и св. Артемия Веркольского, предстоящих в молении центральному образу Спасителя на троне; подписную икону работы Якова Тощеева с образами святых Димитрия Ростовского (в центре), Петра Афонского, Димитрия Солунского (слева), и мц. Дарии и М. (справа); вверху «облачный» Спас (кон. XVIII в., ГВСМЗ; см.: Подписные иконы XVII - нач. XX в. в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Каталог/Сост.: М. А. Быкова. Владимир, 2009. С. 61). Прп. Марон Сирийский с учениками. Исцеление больных и изгнание бесов. Фрагмент росписи ц. прп. Марона Пустынника в Москве. 1999–2004 г. Иконописец А. Ф. Дворников Прп. Марон Сирийский с учениками. Исцеление больных и изгнание бесов. Фрагмент росписи ц. прп. Марона Пустынника в Москве. 1999–2004 г. Иконописец А. Ф. Дворников Одна из ранних единоличных икон М. происходит из собрания С. И. Щукина и имеет точную дату создания, зафиксированную в надписи,- 1738 г. (ГИМ). Преподобный представлен на фоне перспективного пейзажа с горками и деревцами предстоящим благословляющему обеими руками «облачному» Спасителю в левом верхнем углу; в отведенной в сторону опущенной левой руке М.- раскрывающийся барочными витками свиток (без начертания текста), персты правой сложены в крестном знамении (троеперстие), правая рука в молении; голова не покрыта, по контуру нимба идет надпись «Преподобный Маронъ».

http://pravenc.ru/text/2562384.html

Не так давно в Шуе отремонтировали здание вокзала, построенное еще в 1896 году в псевдорусском стиле. Восстановили даже башенку с часами. Водонапорная башня рядом с вокзалом — тоже исторический памятник. Это старейшая башня на Северной железной дороге. Она и по конструкции отличается от более поздних башен... (реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR- код); Воскресенский собор : Колокольню Воскресенского собора видно издали, уже при подъезде к Шуе. Архитектурная доминанта города, она возвышается на высоком левом берегу реки Тезы и потрясает воображение. 106 метров — самая высокая отдельно стоящая колокольня в Европе!; История Шуйского кафедрального собора в честь Воскресения Христова : Это не отдельное здание, а целый архитектурный ансамбль, памятник федерального значения в историческом центре города. Кроме главного кафедрального собора, выстроенного в 1798 году, ансамбль включает Никольский собор (1756) и отдельно стоящую колокольню (1832). Церковь Воскресения Христова (фото Игоря Сивцова) впервые упоминается в 1629 году. Главный престол освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (Фото). В 1936 году Воскресенский собор отдали обновленцам. С прекращением богослужений в 1939 году из собора исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы. В начале девяностых собор передали Русской Церкви. Сегодня здесь находится подворье Николо-Шартомского мужского монастыря; О   Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери : В 1654-1655 гг. всю центральную Россию охватило моровое поветрие. По просьбе шуйцев иконописец Герасим Иконников написал список со Смоленского образа Богородицы. Когда в Шуе появилась эта икона, болезнь, унесшая к тому времени половину населения города, отступила. Еще дважды по молитвам к этой иконе Шуя избавлялась от эпидемий чумы (1772) и холеры (1831). В 30-е годы ХХ века икона исчезла, и где она сейчас — неизвестно. В соборе находится чтимый список этого образа. Соборная колокольня (Фото Владимира Горощенко /Фотобанк Лори, с пояснениями):106-метровая колокольня Воскресенского собора — самое высокое здание в городе и первая по высоте в Европе среди отдельно стоящих звонниц.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Также были уничтожены Казанский собор в Плёсе (на его месте неск. десятилетий находилась танцплощадка), Тихвинская ц. в с. Холуй (позднее здесь возвели здание Холуйского художественного уч-ща), Воскресенская ц. на пл. Революции в Кинешме, Покровско-Тихоновский храм на Святыньке (близ Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня мужского монастыря ), стоявший на месте кельи прп. Тихона Лухского, и др. Во 2-й пол. 30-х гг. ХХ в. продолжилось закрытие храмов в городах и началась массовая ликвидация сельских церквей. В 1937 г. были закрыты Ильинская ц. в г. Родники и Воскресенский собор в Шуе (тогда исчезла хранившаяся в соборе главная святыня Шуйского края - чудотворная Шуйская Смоленская икона Божией Матери ), в дек. следующего года прекратились богослужения в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в г. Южа, в 1939 г.- в Никольском соборе в Приволжске, в 1940 г.- в Преображенской ц. в Иванове, после чего в обл. центре не осталось ни одного действующего храма. В 1939-1941 гг. были ликвидированы церкви в селах Пеньки, Никола-Эз (Кинешемский р-н), Стрелка, Семигорье, Углец (Вичугский р-н), Плосково, пос. Писцово (Комсомольский р-н), селах Зарайское (Пучежский р-н), Георгиевское (Пестяковский р-н), Парское, Сосновец (Родниковский р-н), Орехово (Сокольский р-н), Кибергино (Тейковский р-н), Красноармейское (Шуйский р-н), Соболево, Нежитино (Юрьевецкий р-н) (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 323. Л. 85-98). В апр. 1941 г. закрыли Никольскую ц.- последний храм в Шуе. К 1941 г. ни одного действующего храма не осталось в районных центрах: Середе (Фурманове), Юже, Родниках, Лухе, Лежневе и др. К этому времени не совершались богослужения в главных храмах Кинешмы - в Троицком и Успенском соборах. Троицкий летний храм в Кинешме, 15 сент. 1936 г. по постановлению райисполкома переданный обновленцам, был закрыт 5 февр. 1938 г. В Успенском зимнем храме богослужения прекратились 1 нояб. 1940 г., храм был закрыт по решению облисполкома от 24 янв. 1941 г. Вид на Крестовоздвиженскую ц.

http://pravenc.ru/text/200499.html

Вскоре после этих событий местные жители перестроили собор в камне. Однако простоял этот пятиглавый храм недолго - вскоре сгорел. Пламя тогда уничтожило почти весь город, уцелело всего полтора десятка дворов. Чудесным образом была спасена и Шуйская Смоленская икона Божией Матери. Пожары свирепствовали в Шуе на протяжении всего XVIII века. Последний произошёл в 1792 году, и после него горожане решили возвести новый соборный храм в честь Воскресения Христова. На строительство ушло шесть лет. А 19 сентября 1799 года епископ Владимирский и Суздальский Виктор совершил чин освящения нового собора. В 1831 году в Шуе случилось новое горе - эпидемия холеры. Шуяне снова решили обратиться к своей заступнице. Они наложили на себя недельный пост, а после этого, в день чествования Смоленской иконы Божией Матери, вместе с образом прошли крестным ходом вокруг всего города. Болезнь отступила, а крестный ход стал ежегодным. Сохранились сведения о том, что он всегда продолжался почти два часа. На него неизменно собиралось всё городское духовенство с хоругвями и чтимыми иконами. Начинали звонить колокола всех церквей. Во время хода делалось несколько остановок для совершения молебнов. Что касается Воскресенского собора, то его в начале ХХ века решено было расширить. Появилась просторная и светлая трапезная; над западным входом воздвигли трёхглавие. Прихожане говорили, что при входе в собор " дух захватывало " от его убранства. Оштукатуренные побелённые стены украшала лепнина. У храма было три входа, а двери везде тоже были тройные - железные, дубовые с зеркальными стёклами и третьи - " окрашенные под дуб " . Южный вход украшало чугунное крыльцо с десятью колоннами, железной крышей и вызолоченными крестами. А в середине фронтона помещался образ Шуйской Смоленской Богоматери - он был выполнен на листовом железе в греческом стиле. Главный престол собора тоже был роскошен. В издании " Воскресенский собор города Шуя и чудотворный Шуйско-Смоленский образ Богоматери " (составитель Н.И. Никонов) он описан так: " Престол в центральном алтаре был из цареградского кипариса в серебряном чеканном облачении.

http://sobory.ru/article/?object=00143

Слух о таком событии скоро разнесся в окрестных местах. Многие одержимые разными недугами, начали притекать к сему образу и, по вере, получали здравие. Молебствия, по просьбе больных, совершаемы были священнослужителями Владимирского Успенского собора – по той причине, что слободка Быковка, в числе прочих вотчин, принадлежала к этому собору. Но, как это сопряжено было с немалым затруднением для соборных священнослужителей, по неблизкому расстоянию слободки Быковки: то, в следствие прошения, поданного ими царю Алексию Михайловичу, повелено образ Знамения Богоматери перенесть из слободки Быковки в Собор 17 , где в честь сего чудотворного образа посвящен был престол в придельном храме по левую сторону, вместо Благовещенского, что ныне престол во имя св. Благоверного В.К. Андрея Боголюбского. Примеч. Образ Знамения Пресвятыя Богородицы стоит ныне по правую сторону в соборе близь входа в теплую церковь 18 . 5. Икона Шуйская-Смоленская Божией Матери Икона эта находится в Шуйском Воскресенском соборе. История ее следующая: В 1655 г. свирепствовала в г. Шуе моровая язва 19 . Жители находясь в страхе, молились и постились; совершали крестные ходы; многие принимали иноческий чин и делали различные благочестивые обеты. В это время один из богобоязненных прихожан церкви Воскресения Христова, предложил прочим прихожанам свой совет – написать икону Смоленскую Божией Матери – Одигитрии и поставить ее в церковь . Совет сей принят всеми прихожанами с великою радостью. В то время в Шуе был иконописец Герасим Тиханов, известный сколько по иконному мастерству, столько же и по своей благочестивой жизни. Ему поручено было написать икону. Писание иконы сопровождалось дивными знамениями. Начиная писать икону с рисунка, Тиханов сперва, по обыкновению, сделал ее очерк. На другой день приступив к работе, он увидел собственное свое начертание иконы измененным и во все непохожим на рисунок: правая нога и прочее положение Младенца Иисуса, оказались не в том виде, как он начертал их. Считая такое изменение делом какого-либо случая, или ошибкою, Тиханов начертание свое исправил; но и на третий день, с недоумением и страхом, увидел он тот же самоначертанный образ Иисуса. Не осмеливаясь уже более поправить его, Тиханов счел это чудом и явным действием Промысла Божия, и донес об этом начальству и гражданам. Народ услышав сие, приведен был в страх таким чудом и с благоговением прославил Бога. – Тиханову оставалось кончить икону так, как она сама начерталась 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

Архив Пн Шуйское дело: от приговора до канонизации. К столетию первого протеста верующих против антицерковной политики советского государства 10 мая 2022 г. 18:52 Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В.И. Ленина членам Политбюро в какой­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» ( 5, 2022 ,  PDF-bepcuя ) рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. Под знаменем марксизма В начале XX века уездная Шуя — город с развитой текстильной промышленностью. В то же время это известный духовный центр Владимирской губернии. В городе, где проживало 23 тысячи жителей, насчитывалось 20 храмов, далеко за пределами округи славилась чудотворная Шуйская-Смоленская икона Божией Матери, которая находилась в Воскресенском соборе. После октября 1917 года патриархальная Шуя и ее население с прочными православными традициями вносили явный диссонанс в революционную атмосферу Иваново-Вознесенска — до этого заштатного города Шуйского уезда, который теперь стал родиной первого в России Совета рабочих депутатов и столицей губернии. Два документа «обрамляют» шуйские события: «Воззвание Патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей 15/28 февраля 1922 года» и секретное письмо Ленина членам Политбюро Центрального комитета Российской коммунистической партии большевиков (ЦК РКП(б)) от 19 марта 1922 года. Как известно, с Воззванием власти связывали любые беспорядки среди «церковников» и возлагали на Патриарха Тихона моральную ответственность за них. Письмо Ленина во время событий было «фигурой умолчания», а по сути — тайной пружиной трагического развития событий. Именно это объясняет достаточно противоречивый контекст введения шуйских событий в историю Русской Православной Церкви. В отличие от Воззвания Патриарха Тихона, «секретное» письмо Ленина было впервые полностью опубликовано на Западе в 1970 году, а в СССР — в 1990-м, хотя слухи о его существовании ходили с 1920-х годов, и всякий раз оно объявлялось властями

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010