Отд. отт. Киев, 1877. 32 с. 634 . – Первое путешествие в афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского в 1845 г. (и в 1846 г.). Ч. 1–2. На обл.: Восток христианский. Ч. 1. ...в 1845 году. Отд-ние 1. Киев, 1877. II, 286 с. Ч. 1. Отд-ние 2. Киев, 1877. II, 341 с.; карт. Ч. 2. ...в 1846 году. Отд-ние 1. Киев, 1877. II, 505 с. Ч. 2. Отд-ние 2. М., 1880, 312 с.; 4 карт. 5 табл. Ч. 2. Отд-ние 2 (прил.). М., 1881. 455 с.; 13 табл. 635 . – Письма к А. С. Стурдзе. – ХЧ, 1913, 22. с. 1447. 636 . – Письма о пресловутом живописце Панселине Порфирия Успенского к настоятелю посольской церкви нашей в Константинополе, архимандриту Антонину. – ТКДА, 1867, т. 4, с. 120–164, 266–292. 637 . – Стихирарные пииты. Отрывок из путешествия епископа Порфирия Успенского по Афону в 1846 г. – ТКДА, 1878, т. 2, с. 3–47, 213–279, 502–530; т. 3, c.65–78. 638 . – Суждение об Афоно-Иверском акте 982 года и о глаголической подписи па нем попа Георгия. – ИАО, 1865, 5, с. 14–20. 639 . Посещение Афона русским архипастырем Александром, бывшим епископом Полтавским, а прежде настоятелем Соловецкого монастыря, во время бомбардирования оного англичанами. – ХЕВ, 1869, с. 568–605, 618–634, 656–680. Отд. изд. Одесса, 1869. 69 с. В конце текста: Русский святогорец. Афон. Русский монастырь, келлия Святого великомученика Георгия. 1869 года, апреля 1-го дня. То же. – «Странник», 1869, 9, отд. 4. с. 185–192. Перепеч. из ХЕВ. С. 190: Речь иеросхимонаха Макария при встрече его в соборе Святого Пантелеимона. 640 . Посещение Афона русским послом в Константинополе А. И. Нелидовым. – ДС, 1894, 3, с. 58. 641 . Посещение Афона русскою эскадрою. – ДС, 1894, 5, с. 188–189. 642 . Посещение Русского на Афоне Свято-Андреевского скита бывшим Константинопольским Патриархом Иоакимом III (16.5.1890) – ПрЦВ, 1890, 23, с. 761–762. 643 . Послам Великих держав, членам международной конференции в Лондоне по Балканским вопросам. (Послание, подписанное настоятелями афонских русских обителей и председателем БРОА иеромонахом Герасимом, от 12 мая 1913 года). Афон. 16 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Тихон, архиепископ Волынский и Житомирский (Покровский Александр Павлович) Родился 21 февраля 1821 года в селе Ушаково Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1843 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 19 апреля 1848 года, по окончании академического курса со степенью кандидата и с правом магистра после двухлетней выслуги, определён учителем Александро-Невского духовного училища. 12 ноября 1850 года рукоположен во священника Преображенской церкви. 17 апреля 1865 года возведён в сан протоиерея. 3 июля 1869 года назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища. 5 августа 1869 года (после смерти жены и двоих детей) принял монашество. 6 августа 1869 года возведён в сан архимандрита. 14 сентября 1869 года хиротонисан во епископа Выборгского, второго викария Санкт-Петербургской митрополии. С 16 августа 1871 года – епископ Ладожский, первый викарий Санкт-Петербургской митрополии. 13 июля 1873 года назначен епископом Саратовским и Царицынским. 6 марта 1882 года возведён в сан архиепископа Волынского и Житомирского с назначением священно-архимандритом Почаевской Успенской лавры. Скончался 16 апреля 1885 года в Житомире. Погребён в Житомирском Преображенском соборе. Архиепископ Тихон был выдающимся церковным оратором, пользовался славой увлекающего проповедника, которую приобрёл ещё будучи священником. Проповеди его были общедоступны, ясны и произносились без всякой подготовки. Он – постоянный и усердный сотрудник журнала «Духовная беседа». Статьи и речи его были просты по слогу, без излишней книжности, и доступны слушателям. По отзыву А.М. Правдина, это была личность обаятельная, способная привлекать к себе любовь и симпатии окружающих. Архиепископ Тихон – благосердный администратор, сторонник общественно-церковного начала в церковных делах. Он закончил начатое его предшественником строительство детского приюта при епархиальном женском училище и пожертвовал этому приюту капитал для учреждения стипендии имени митрополита Санкт-Петербургского Исидора (митрополит в 1860–1892).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Благодарю Господа, прилог содомской нечистоты от меня отгнавшего призыванием имени Его и воззрением к Нему очами сердечными и телесными. Это было в пятом классе сего 22-го января. Благодарю Господа, мирна мя соделавшего во время утрени, когда я стоял в Петропавловском приделе и готовился к совершению ранней обедни. Благодарю Господа, великую победу мне даровавшего во время самой литургии, после причащения, когда борьба врага была очень ожесточенна и зла и нагла и он усиливался меня лишить плода причащения. О, как тонок враг, как остры его стрелы! О, как он усиливается приковать сердце мое к земным вещам и из-за них отвратить сердце мое от любви к Богу и ближнему и поселить вражду и ненависть к нему! Как смертоносна эта ненависть, как возмутительна, связательна, омрачительна! О, как необходимо мне распять самолюбие, отвергнуться себя (не ищет своего [ 1Кор. 13, 5 ]; не о себе только каждый заботься, но каждый и о других [ Флп. 2, 4 ]). Какое нетерпение производит во мне супостат, прикрываясь моим самолюбием! Обида, неправда, неисправность, погрешность со стороны брата – и я весь возмущаюсь, весь киплю негодованием, яростию, мщением и забываю Рекшего: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь [ Рим. 12, 19 ], и: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [ Мф. 11, 29 ]. 22 января 1869. 22 января 1869. Благодарю Господа, сподобившего меня по молитве моей совершить непреткновенно брак в соборе при большом стечении народа и умирившего чрез меня всю церковь . (Жених Александр, невеста Феодосия.) Пред браком возмутился было духом на то, что долго не едет невеста, но умолил Господа отъять смущение, простить мне мое нетерпение и раздражительность; а после свадьбы, да и во время свадьбы я смотрел на жениха и невесту с любовию, как на детей. Не взимайся 53 ветхий мой человек на разум Божий при чтении молитв браковенчанных. Не колеблись душа моя ни о едином же от сопротивных. Возми твое и иди [ Мф. 20, 14 ]. Страшное, обличительное слово Судии. Что, если Он оставит мне только одни мои грехи и отнимет все благодатные дары Свои, да и естественные? Не всё ли мое добро – Божие? Не один ли грех у меня? 23 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Великодушно, спокойно, терпеливо переноси порывы и вспышки страсти человека гневливого, ропотливого, бранчивого: это его болезнь. Пройдет пыл, и он сам раскается в своем неблагоразумии и вспышке. Человек грешник всё равно что больной: надо осторожно обращаться с ним: надо знать, когда с ним говорить, когда молчать, когда говорить напротив и когда потакать. Таков я. 5 мая 1869. 5 мая 1869. Какой я честолюбивый и злой! Поутру сегодня пришел я на панихиду в квартиру Петровых: тут же была хозяйка дома [...]; она не встала при виде священника и даже на поклон мой не встала. Я обиделся таким невежеством. Но потом, вышедши из комнаты в коридор, в ожидании гроба покойнику, я начал думать, что оскорбляться безрассудно, что на таких невежествующих и грубых людей надо действовать кротостию и ласкою, зло побеждать добром [ Рим. 12, 21 ] и молиться за них, да отпустится им грех неведения. Не ведят бо что творят [ Лк. 23, 34 ], не ведят, что пастырей должно почитать как слуг Христовых и строителей тайн Божиих [ 1Кор. 4, 1 ]. Долготерпите ко всем, говорит Апостол [ 1Фес. 5, 14 ]. Вся слава дщере Царевы внутрь [ Пс. 44, 14 ]; вся слава дщере Царевы, то есть души христианской, должна быть внутрь, а не снаружи, не во внешних отличиях. От юности моей не бых златоносец; в старости же наипаче хощу пребыть в нищете, – говорил преподобный Сергий Радонежский. Вот как любезна была нищета угоднику Божию. Потому мне и не нужен внешний знак отличия (например, крест), что я до страсти, с нетерпением желаю его. Я, подобно Иакову и Иоанну, хочу, да одесную сяду Господа или братий моих по священству – даже здесь, на земле, между тем чашу страданий пить не хочу [ Мк. 10, 35 – 38 ]. А ведь это и есть истинный крест. Опять златом прельстился (наперсным крестом)! Где горнее мудрствование? Где презрение мира и его суетного блеска и суетной славы? Где добровольная нищета, столько благоприятствующая смирению и горнему мудрствованию и зрению? О, прелесть злата, прелесть змиина, обливающая и отравляющая душу мою ядом!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

202. Знаменский – Званский, женский, 3-го класса, Новгородской губ. и уезда, в 55 вер. к сев.-вост. от Новгорода при селе Званке, на левом высоком и красивом берегу р. Волхова, выше Сосницкой пристани. В 1851 г. повелено принять в духовное ведомство пожертвованные действ. тайн. сов. Державиной и ее наследниками угодья и земли села Званки, в пространстве 892 десят., для учреждения в сем селе женского монастыря с училищем для девиц духовного звания. Затем уполномоченным со стороны наследников, сенат. Бороздиным, представлен был капитал в 42.857 руб., возросший с доходами с имения до 98.279 руб., и в 1869 г. монастырь был открыт с наименованием Знаменского, а училищу присвоено название Державинского. Как известно, Званка принадлежала знаменитому Державину, который скончался здесь в 1816 г. и погребен в Хутынском м-ре. “Сенат. вед.”, 1851 г., 70; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1869 г., 45, ст. 324; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1869 г., 122 (открытие); “Новгор. губ. в.”, 1854 г., 13 (Званка). 203. 3наменский – Капшин , мужской, ныне село Капшино, Тверской губ., Калязинского у., в 15 вер. к югу от Калязина, на левом берегу р. Нерли. Существовал в XVII ст.; около 1648 г. в нем был игум. Пафнутий. При издании штатов 1764 г. оставлен на своем содержании, но вскоре потом упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 343; “Твер. губ. в.”, 1859 г., 20 (упраздн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 468, 14; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 616 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 346 (в 1700 г. имел 122 двора крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 534 (ссылка сюда в 1721 г. казначеем иеродиакона Твер. архиер. дома Ионы Ржевского); VII, прилож., LXI, VII (ведом. 1727 г. о вотчинах м-ря). 204. 3наменский – Сухотинский , женский, 3-го класса, при селе Знаменском-Сухотине, Тамбовской губ. и уезда, в 30 вер. к юго-юго-вост., при рч. Нару-Тамбове. Основание ему положила вдова майора Варвара Сухотина, которая, лишившись в 1819 г. мужа бездетною и имея в распоряжении своем значительное состояние, основала богадельню для бесприютных стариц и больных женщин. В 1849 г., эта богадельня преобразована в женский монастырь 3-го класса. При м-ре находится училище. “Сенат. вед.”, 1849 г., 90; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1849 г., 10 (преобразование в м-рь); 1884 г., 215 (училище); “Воен. стат. обозр. Тамбов. губ.”, 107; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 239, 308; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Феофана: О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха. Слова преосв. Феофана. 1867 г. Некоторые предостережения православным христианам. Душа и Ангел не тело, а дух. Полемическое исследование. 1867 г. О покаянии, причащении Св. Христовых Таин и исправлении жизни. Слова во св. четыредесятницу и приготовительные к ней недели. 1863 г. Путь ко спасению (Краткий очерк об аскетике). Заключительное прибавление к «Письмам о христианской жизни.» Выпуски 1–3. СПб., 1868–1869 г. Этот труд самый известный и популярный в числе сочинений преосв. Феофана, выдержавший 9–10 изданий. «Совесть.» Статья в журнале «Домашняя беседа» 1868 г. Поучительные и пояснительные заметки на 33-й псалом. «Тамб. Епарх. Ведом.,» 1869 г. Статьи в журнале «Домашняя беседа» за 1869 г. под заглавиями: «Сижу и думаю,» «Ответ на вопрос» (из письма к редактору о спиритизме); «Разрешение недоумений» (об умной молитве); «Альфа и Омега,» «Обновление мира,» «Судьбы мира» и др. Впоследствии из них образовалась отдельная книга: «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия» 1881 г. Современное издание: Московский Сретенский Монастырь; издательство «Правило веры» 1995 г. Слова к Владимирской пастве, 1869 г., были напечатаны по желанию Владимирцев. В журнале «Странник» вышли статьи еп. Феофана под заглавием: «Притча о неправедном приставнике» и «Обетование Господне оставляющим все царствия ради Царствия небесного.» В журнале «Домашняя беседа» за 1870 год были помещены его небольшие статьи: «Чувство меры,» «Созерцание и деяние,» «Не труби пред собою,» «Истинная свобода,» « Напрасный вопрос,» а также более обширные и последовательные статьи: «Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа,» «Письма о духовной жизни.» 1871 г. в «Тамб. Епарх. Ведом.» – труд преосв. Феофана в области Евангельской: «Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую.» 1871 г. в «Тамб. Епарх. Ведом.» – статья преосв. Феофана «Шестопсалмие.» 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Закрыть itemscope itemtype="" > Н.В. Краинский (1869 - 1951): непобеждённый воин Императорской Российской армии 1 часть 25.11.2014 1197 Время на чтение 14 минут В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося русского учёного с мировым именем, врача, общественного деятеля, публициста, писателя, участника русско-японской, Великой (Первой Мировой) войн, члена Особой комиссии при Главнокоманду­ющем Вооруженными Силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков Николая Васильевича Краинского (1869-1951). Эта дата оказалась незамеченной, хотя в последние годы имя Н.В. Краинского стали упоминать. Один из авторов этой статьи откликнулся на 140-летнюю годовщину со дня рождения Н.В. Краинского . С тех пор источниковая база, находящаяся в нашем распоряжении, значительно пополнилась, прежде всего за счёт архива семьи Краинских, часть материалов которого хранится в Бразилии у внучатой племянницы Николая Васильевича - Ирины Константиновны Корсаковой - и её супруга Олега Владимировича Григорьева. Кроме этого были изучены материалы дела Н.В. Краинского, связанные с его работой в Харькове в 1947-1951 гг. , а также воспоминания, записки его брата Дмитрия Васильевича Краинского - бывшего черниговского губернскоготюремного инспектора. Именно привлечение нового и переосмысление прежнего материала позволяют нам предложить новую статью. + + + Николай Васильевич Краинский родился 1 мая 1869 г. в Киеве. Он был старшим сыном в замечательной, многодетной дворянской семье, где выросло шесть сыновей [iv] и две дочери. Их отец, Василий Евграфович Краинский, уроженец Черниговской губернии, после окончания Горы-Горецкого земледельческого института (Оршанского уезда Могилевской губернии) в 1863 г., некоторое время находился на государственной службе, а затем (с 1867 г.) занялся практикой сельского хозяйства, управляя частными имениями или принимая участие в их организации. Сначала он практиковался в Смеле у графа А.А. Бобринского, который устраивал одни из первых в России свеклосахарных заводов: в селе Михайловское Богородского уезда Тульской губернии, а с 1856 года в своем имении Смела Черкасского уезда Киевской губернии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/26/...

В круг общения святителя Феофана Затворника входил так же протоиерей Иоанн Андреевич Москвин л. 122 об.] – смотритель 1-го Тамбовского духовного училища с 1857 по 1867 год. В 1859 году Преосвященный назначил его помощником архимандрита Серафима (Аретинского) при составлении списка учительных книг для приходских священников, а в 1861 – цензором «Тамбовских епархиальных ведомостей». Протоиерей Иоанн Москвин родился в 1816 году в Костромской губернии. Он был племянником митрополита Киевского Арсения (Москвина) , при котором возрастал с малых лет. В 1835 году Иван окончил Тамбовскую семинарию, а в 1839 году – Киевскую академию, после чего прибыл в Тамбов, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он женился и в 1841 году стал диаконом и священником, был преподавателем семинарии, протоиереем кафедрального собора, членом духовной консистории. 10 лет, с 1857 по 1867 годы, отец Иоанн состоял смотрителем 1-го Тамбовского духовного училища. Не раз по служебным делам он обращался к святителю Феофану и, судя по архивным документам, пользовался его доверием. Некоторое время, с 1868 года по апрель 1869 года, протоиерей Иоанн исполнял должность ректора Тамбовской семинарии. После смерти супруги в 1869 году он принял монашеский постриг с наречением имени Иоанникий. Когда Святейший Синод определил ввести в Тамбовской епархии должность викария, то Промыслом Божиим на нее был избран отец Иоанникий. Его хиротония в епископа Козловского, викария Тамбовской епархии, состоялась 9 мая 1869 года, а всего через полгода после нее, 25 октября 1869 года, он скончался с. 259–265]. Во время служения на Тамбовской земле святитель Феофан был знаком с генерал-майором артиллерии Валентином Алексеевичем Колобовым. Он отдал военной службе тридцать лет и участвовал во всех войнах, которые в то время вела Россия (Польская кампания, поход против Венгрии, Крымская война). Из-за контузии генерал вышел в отставку и оставшуюся жизнь провел в городе Тамбове, где пользовался уважением и почетом. Последствием контузии стала тяжелая болезнь В.А. Колобова, но постигшее испытание он переносил со смирением и терпением с. 447]. Генерал-майор Колобов скончался в 1862 году. Святитель Феофан в своем слове на его отпевании сказал следующее: «Спросите у проводивших дни и ночи у болезненного одра сего страдальца, и они скажут вам, где находила отраду душа его, когда истощалось терпение его? В Боге, в едином Боге был покой его» с. 180].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

А.В. Шувалов: Во-первых, в том, что и шахматы, и лото, и футбол – это социальные формы досуга, они предполагают партнера или партнеров, то есть живое общение с другим человеком. Во-вторых, увлеченность компьютерными играми проявляется, как минимум, в виде пагубной привычки, которая при попустительстве родителей быстро перерастает в болезненное психическое состояние. Корр.: Поясните, что такое пагубная привычка и чем она отличается от хорошей? А.В. Шувалов: Пагубная привычка отвлекает от необходимых для нормального развития видов деятельности – учебы, домашнего труда, общения со сверстниками… Корр.: Но любая игра, те же шахматы или тот же футбол, отвлекают от других полезных видов деятельности, прежде всего от учебы. А.В. Шувалов: Вы меня не дослушали. Дело в том, что игры – как настольные, так и дворовые, как спортивно-состязательные, так и ролевые – тоже являются совершенно необходимым условием для нормального развития ребенка. Они ведь, кстати, неотделимы от общения со сверстниками, предполагают труд и преодоление препятствий, служат своего рода гимнастикой и для тела, и для ума, воли и чувств взрослеющего человека. Пагубная привычка, расширяя свои полномочия в жизни ребенка, вытесняет в том числе и здоровые игры. Постепенно она начинает доминировать настолько, что препятствует даже жизненно необходимым потребностям ребенка – таким, как сон, еда, прогулки на свежем воздухе. Что, в свою очередь, подтачивает здоровье. Корр.: С пагубной привычкой мы разобрались… А.В. Шувалов: Ято на самом деле уже приступил к разбору болезненных состояний. Пагубная привычка ограничивает возможности ребенка в развитии и занимает промежуточное положение между здоровьем и болезнью. Да разве можно провести четкую грань между пагубной привычкой и психологическим недугом?! Корр.: Хотелось бы услышать от Вас что-то о конкретных проявлениях компьютерной зависимости в поведении детей. Каковы они? А.В. Шувалов: Это падение познавательных и социальных интересов, снижение учебной мотивации и, как следствие, резкий обвал школьной успеваемости, сворачивание дружеских контактов. Ребенок готов день и ночь сидеть за компьютером и бурно протестует против любых попыток хоть как-то его в этом ограничить.

http://azbyka.ru/zdorovie/novyj-vid-nark...

– Экономя на стоимости материалов, заказчики иногда предлагают использовать в литье медный лом или старые битые колокола, – говорит Шувалов, – но в колокольном деле не стоит думать о копеечной выгоде. Наша продукция не бытовой предмет, который может быть дешевым и функциональным. И на всех этапах – кропотливый ручной труд, все для того, чтобы родился звук: чистый, мощный, глубокий, поющий и длительный... " Грязный " металл, которым является медный лом, имеет примеси, придающие не только резкий звук будущему колоколу, но и делающие его хрупким. То же и при переливке старой бронзы. После отливки колокол несколько дней остывает, затем его вынимают из ямы, очищают от пригоревшей глины. Теперь его можно приподнять, попробовав звук. Если звук " не вышел " , колокол разбивают. Ни один колокол по звучанию не бывает похож на другой, он так же неповторим, как голос человека. При ударе в колокол слышен не один тон, а несколько, как будто поет небольшой хор. Среди них есть главный, основной тон (генерируется в звуковом кольце внизу колокола) и дополнительные (вызываются более высокими объемами тела колокола) – они называются обертонами, их можно различить на слух от трех до десятка. Пока площади позволяют Шувалову отливать 5 – 10 тонн колоколов в месяц. В количестве колоколов это всегда по-разному, в зависимости от заказа (Шувалов отливает колокола массой от 6 кг до 12т). Заказчиков много, есть даже небольшая очередь. Их не смущает даже то, что недавно цена колоколов существенно возросла – из-за подорожания в три раза меди и олова (стоят соответственно – 8, 5 и – 18 за килограмм), занимающих в себестоимости колокола до 50%. Еще 10% – работа мастеров, которые получают у Шувалова очень неплохие для провинциального Тутаева 15 тыс. руб. (на Тутаевском моторном заводе средняя зарплата 8 тыс. руб., большинство работников Шувалова – оттуда). Традиционно цена колокола назначается исходя из его веса. Один килограмм готового колокола Шувалов оценивает в 600 – 700 руб., то есть, если колокол весит тонну (средний вес заказа), стоить он будет 600 – 700 тыс. руб. Цену увеличивает орнамент на корпусе (надписи на старославянском, лики святых). Недешево, но заказчик готов платить. Конечно, у храмов обычно таких средств нет, и деньги в 70% случаев, признается Шувалов, поступают со счетов спонсоров. Пытались делать небольшие сувенирные колокола весом 600 г, продавали по тысяче рублей. Но трудозатраты оказались большие – все матрицы одноразовые, а для туриста, даже богатого западного, – слишком дорого. " Им нужна простая штамповка, а мы ею не занимаемся. Десяток сделали – раздарили " , – говорит Шувалов.

http://religare.ru/2_33818.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010