Закрыть itemscope itemtype="" > Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки 25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества 25.01.2021 1772 Время на чтение 13 минут 310-летию со дня рождения М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) и 265-летию Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Императорского Московского университета – 1755 г. – по н/в) посвящается Создателями Императорского Московского университета были Императрица Елизавета Петровна Романова, Михаил Васильевич Ломоносов и Иван Иванович Шувалов Просвещающий свет Христов пришел в Российскую Империю и вместе с просвещенно-верующим человеком, создателем российской науки и защитником православной веры Михаилом Васильевичем Ломоносовым ноября 1711 г. - 4(17) апреля 1765 г.]. " Свет Христов просвещает " - именно эти слова выписаны на храме Святой мученицы Татианы - домовой церкви Императорского Московского университета (ИМУ), ныне Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова. Инициатором, автором проекта учреждения, одним из трех создателей по-настоящему первого российского университета, крепко стоящего на камне, а не на песке, предстает наш отечественный ученый, гений, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. По праву основателями Императорского Московского университета являются русская Царица - Императрица Елизавета Петровна Романова (1709-1761/62 гг., российская императрица с 1741 г.), русский государственный деятель Иван Иванович Шувалов (1727-1797 гг.) и Михаил Васильевич Ломоносов. Последний сам (по словам А.С. Пушкина ) " есть первый наш университет, поборник русского просвещенья " . Что означает живое великорусское слово " просвещенье " ? По В. Далю " просвещенье - свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни " , " просвещенье одною наукою, одного только ума, односторонне и не ведет к добру " . А еще просвещенье по В. Далю означает Святое Крещенье, Праздник Богоявления (церк.). В настоящее время «просвещение», которое не от Творца, становится симулякром=пустышкой и приобретает отрицательную коннотацию.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/06/...

Шологин см. Шелога Шолох, Шолохов : Иван Михайлович Шолох Чертов [см. Черт], слуга митрополичьего дома, вторая половина XV в.; Степан Шолох, крестьянин, конец XV в. (1493 г.), Новгород; Федор Шолохов, боярин митрополита Алексея, третья четверть XIV в. Ср. шелохнуть, шелохнуться Шолуха см. Шалуха Шолыгин см. Шелыга Шомарь Никита, крестьянин, 1500 г., Владимир Шонур : кн. Иван Федорович Шонур Козельский, первая половина XIV в.; Андрей Филиппович Харламов, конец XV в., Новгород; Григорий Яковлев, ямской дьяк, 1525 г. [см. Сатины] Шоптун , крестьянин, конец XV в., Новгород Шорины , московские гости, XVI–XVII вв.; Василий Григорьев, 1639 г. Шор – самосадочная соль на солонцах Шошин Иван, 1625 г., Калуга Шпак кн. Иван Иванович Голицын [см. Голица], боярин, умер в 1607 г. Шпак – скворец Шпикуев Артемий Иванович, 1579 г., Ряжск Шпиль Иван, крестьянин, 1496 г., Новгород; Шпилев Матвей Богданович, 1620 г., Мещевск Шпилькин Василий Григорьевич, подьячий, 1638 г., позже, в 1644 г., дьяк, Москва Шпынь, Шпынев : Алешка Шпынь, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Сергей Шпынев, посадский человек, 1636 г., Старица Шпынь – плут, бездельник Шуба, Шубин : Акинф Федорович Шуба, боярин кн. Владимира Андреевича Серпуховского, 1368 г.; Александр Шубин, 1404 г., Звенигород 111 Шуба Голая см. Голая Шуба Шуба Шитая см. Шитая Шуба Шубаев Ананий Максимович, 1535 г., Пошехонье Шубарников Вохно [см. Вохно], крестьянин, 1559 г., Обонежье Шубинский Ратман [см. Ратман] Тимофеевич, новик, сын выезжего иноземца, 1596 г., Углич; Шубинские, конец XVI в. и позже, Углич Шуваев Иван (Иванка), крестьянин, 1570 г., Рязань Шувайлов Гридя [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Новгород Шувалов Федор, крестьянин, конец XV в., Кострома; Михаил Шувалов, землевладелец, 1541 г., Московский уезд Шугарь ( Шогурь, Шугор ), Шугарев : Дмитрий Владимирович Шугарь (Шугур, Шугор) Всеволож Заболоцкий [см. Заболоцкий], середина XVI в.; Шугарев Ферюта Гридин [см. Гридя], крестьянин, конец XV в., Москва; Шугур Коротнев [см. Коротень], середина XVI в., Обонежская пятина

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Верим, что по молитвам святой Татианы Господь избавит Отечество от мрака невежества! 23 января, 2009. Священник Константин Кобелев Почему мы, стоящие перед вами бывшие студенты МГУ, отложили свои вузовские дипломы и облачились в церковные ризы? Как это рассматривать: как измену своему призванию? 25 января 1999 года в домовом храме МГУ, освященном в честь святой мученицы Татианы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные отцы, братия и сестры! Сегодня Православная Церковь вспоминает подвиг святой мученицы Татианы, подвиг, совершенный ею почти 18 веков назад. И одновременно сегодня (в который уже раз!) мы торжественно отмечаем праздник нашего родного Университета. Милость Божия снова явлена нам — и тот праздник, о котором 25 лет назад мы говорили шепотом, сейчас Господь дает нам встречать открыто. Тогда мы об этом и мечтать не могли, а сегодня присутствующие здесь, в храме Божием, преподаватели и студенты могут не бояться, что завтра они будут уволены с работы или исключены из Университета. Мы благодарны Богу за такой светлый праздник нашей отечественной науки, студентов всех вузов, настоящий день знаний. Позвольте обратить ваше внимание на известные в общем-то факты, связанные с историей праздника и поставить вопрос: Почему на студенческий день мы собрались именно в храме? Следует вспомнить, что решение об открытии Московского университета было принято во время пребывания Императрицы Елизаветы Петровны в Первопрестольной еще в сентябре 1754 года. Указ об основании был утвержден в Сенате. Оставалось лишь получить подпись Императрицы. Занимался этим вопросом Иван Иванович Шувалов, тогда еще молодой государственный деятель. И вот он для подачи прошения Императрице избирает сегодняшний январский день. И делает это не случайно, ибо этот день был для него особым — днем именин его матери — Татьяны Шуваловой. Что этот факт открывает нашему сердцу? Нам представляется, что Иван Иванович Шувалов был человеком верующим, церковным, и уже прежде в своей жизни не раз получал помощь от Господа по молитвам той святой, призывать которую научила его мать. Таким образом его поступок связал на века два праздника — церковный и студенческий. И сейчас, в наше время — когда мы часто видим гибельное противопоставление веры и знания — Татьянин день свидетельствует нам, что такое положение было не всегда.

http://pravmir.ru/verim-chto-po-molitvam...

Можно предположить, что для монахини Марии дружба с семейством Шуваловых была большим утешением. С Мариной - своей бывшей юной хозяйкой, они были дружны еще по Выборгу («Дом Эден»), а с Николаем Шуваловым были знакомы по Териокам. Похоже, их связывала, ко всему прочему, общность духовных интересов. Все члены семьи Шуваловых придерживались строгих православных традиций и вели благочестивый образ жизни, что не могло не объединять их с монахиней Марией, для которой служение Богу стало основным содержанием ее жизни. Вот как рисует духовную атмосферу в семье Шуваловых Елена Майяла (дочь Марины Павловны Шуваловой-Акутиной): «Вся наша семья принадлежала к Никольской православной общине, папа был членом ее церковного совета более 30 лет. В церковь ходили регулярно. Брату и мне вечерняя служба казалась усыпляюще бесконечной. Соблюдали посты. Семь недель без мяса на Великий пост было тяжким испытанием, но терпели. Привитая с детства традиция просить благословения на приобретение нового пальто или туфелек по-прежнему памятна мне. Дома говорили по-русски, но дети эмигрантов должны были владеть финским и шведским. Ведь окружение было враждебно к нам настроено, надо было как-то выживать в этой недоброжелательной среде». Елена Майяла лично видела монахиню Марию в этот период времени. Вот, что она пишет по этому поводу в своих воспоминаниях: «Мама брала меня с собой, когда навещала фрейлину императрицы на Топелиуксенкату, где та доживала свой век. Помню, что в квартире Вырубовой всегда царил полумрак, лишь на стене отчетливо выделялись портреты царя и царицы. Все остальное пространство на стенах занимали иконы и фотографии близких ей людей». Николай Шувалов, как и его знаменитый отец - Александр Шувалов - владелец кондитерской фабрики в Выборге, были людьми весьма состоятельными. К тому же Николай, как и его отец, занимался меценатством. Именно благодаря Александру и Николаю Шуваловым была оказана огромная помощь в послереволюционные годы русскому художнику Илье Ефимовичу Репину и его семейству. Шуваловы были соседями Репиных по Териокам, и фактически, спасли их от полной нищеты и разорения. Дети Репина до конца своих дней пользовались неизменным расположением и поддержкой со стороны Николая Шувалова.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/02/...

Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, с своей стороны, отвечал консистории, что план и фасад церкви составлен по правилам архитектуры и построение церкви, по проекту г. Брюлло, в готическом стиле допустить можно, но, судя по свойству здешнего климата, сооружение сего храма из одного кирпича и дерева не может быть прочным, а потребуется разные оного части выделывать из камней, или же из металлов, как то: чугуна, меди и железа, и нужно притом заметить, чтобы престол от царских врат был поставлен в достаточном расстоянии и не было упущено на виду боковых дверей, не показанных на плане. Консистория определила и владыка утвердил: 1) дозволить попечительству церковь устроить по означенному плану и фасаду, с непременным соблюдением в точности всех замечаний строительного комитета, и чтобы грот, скрывающий прах графа Полье, как не принадлежащего к православной церкви, был непременно вне ограды церковной; 2) освящение церкви дозволить тогда, когда оная, по построении, попечительством достаточно снабжена будет утварью, ризницею, всем кругом книг церковных, колоколами и пр. и по выстроении для всего причта дома со службами, с усадебною и дворовою землею; 3) нынешнюю деревянную церковь оставив кладбищенскою, считать без причтной, приписной к приходской церкви. Церковь , выстроенная из путиловского камня, была освящена 27 июня 1846 г., во имя Петра и Павла. Она представляет изящное здание в готическом стиле. Но она не заменила приходскую кладбищенскую церковь , вероятно в виду несогласия на это тогдашней помещицы Варвары Петровны, по третьему мужу Бутер-Раддали. В приходе есть еще приписная деревянная церковь , на мызе «Осиновая роща», построенная в 1861 г. графом Левашовым и освященная во имя св. Василия Великого . В 1881 г., усердием прихожан, устроена, между 2-м и 3-м Парголовом, каменная часовня, в память Александра 2. Она освящена 6 сентября. Приходское попечительство учреждено в 1871 г. священником Василием Головиным. Первоначальною целью оного было изыскание средств на построение нового храма. Членами его, кроме причта, состояли влиятельнейшие из крестьян. Председателем его единодушно избран его светлость князь Павел Андреевич Воронцов граф Шувалов. Непременными членами его состоят: священник, диакон, церковный староста, волостной старшина и 15 человек прихожан. В числе членов находится также граф Михаил Андреевич Шувалов. После построения храма попечительство имеет целью подавать неотложную помощь бедным и несчастным прихожанам Спасо-Парголовской церкви. 13) Церковь св. великомученицы Екатерины в Мурине

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане — небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. Электронный проект «Православие» Татьянин день 25 января Православная Церковь празднует память святой мученицы Татианы. Однако, это не только день Ангела всех сестер, дочерей, внучек наших, которые носят это святое имя. День памяти мученицы Татианы для Отечества нашего имеет особое значение. 12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских «кузниц» научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова, которого самого метко называли «первым русским университетом», и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета — Московского. 12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И.Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. В сущности Императрица Елизавета Петровна уже приняла решение об этом предыдущего 1754 года. Однако, будущий куратор Московского Университета, граф Шувалов, подал прошение Императрице уже после утверждения проекта в Сенате и именно в день памяти святой мученицы Татианы. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой. Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета «для общей Отечеству славы», дабы «возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание». Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.

http://pravmir.ru/den-muchenicy-tatiany-...

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Тихомиров Колокольный сон Пока еще 90 % российских храмов не имеют своего колокола Источник:  Коммерсантъ-Деньги После революции 1917 года русские храмы, даже чудом уцелевшие, лишились своих колоколов: стране нужен был металл. Только в начале 90-х годов прошлого века в России стали появляться новые колокололитейные предприятия. Именно тогда и возник колокольный завод Николая Шувалова в городе Тутаеве Ярославской области, где побывал корреспондент " Денег " Дмитрий Тихомиров. По старому провинциальному Тутаеву (бывший Романов-Борисоглебск) ездит всего один черный 211-й " Мерседес " , прямо скажем, диссонирующий с окружающей действительностью: покосившимися избушками и колдобинами на том, что когда-то было асфальтом. Добраться до левой стороны Тутаева через Волгу можно на пароме, которого обычно ждать час-другой, но проще всего – на моторке, 10 рублей за переправу, для этого дежурит целая армия перевозчиков. " Мерседес " принадлежит Николаю Шувалову, владельцу местного предприятия – колокольного завода своего имени. Видно сразу – дело процветает. " Хороший немецкий автомобиль – не ради понтов, а просто удобно и быстро мотаться по стране, заключать договора, искать сырье " , – объясняет Шувалов. Мастер из Тутаева Колокол – предмет далеко не массового спроса, в магазине его не купишь. Заказчики специфические – православные храмы, монастыри, церкви, активно восстанавливаемые в стране, где внезапно все политики стали верующими, а бизнесмены – набожными... А что за храм без звона, настоящего, православного, ритмичного, чтоб аж дух замирал... Оказывается, литье колоколов может быть весьма доходным делом. Правда, вот так, " с улицы " , в этот бизнес не попадешь. Пытались многие, кто имел " литейку " , но большинство бросили после первых попыток (самые известные колокололитейные производства – Балтийский завод в Петербурге, воронежская " Вера " , каменск-уральский " Пятков и Ко " и " ЗИЛ-Техоснастка " ). В конце 80-х Шувалов со всей своей большой семьей (жена, пятеро детей, два брата, родители) перебрался из Ижевска в Тугаев, где служил его брат. Купил дом на берегу Волги, напротив знаменитого Воскресенского собора.

http://religare.ru/2_33818.html

—295— довался, что прекрасно здесь жить; комнаты удобные, изящные, вид на море чудный. Это не то, что в Каменце-Подольске. Думаю – здесь и умереть мне. А вышло иное; ровно год пришлось тут пожить. Леонтий, Митрополит Московский (Окончание следует). Беляев А.А., прот. Профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Фивейским]//Богословский вестник 1914. Т. 1. 2. С. 296–320 (2-я пагин.). (Продолжение 475 .) —296— 1868 г. Половина адресов покойному Владыке по поводу юбилея сдана им в академию; захваченная в Питер, не возвращена оттуда в Москву. Что с ней хотят делать? – Сейчас мне сказали, выдавая за верное, что Шувалов уволен за личное, как выразились, оскорбление Государю Наследнику. Государь будто предложил простить. – «Для Вашего Величества прощаю, но в душе никогда». Сокрытие известий о голоде, и растрата продовольственного капитала в целой половине его на нужды министерства внутренних дел – будто было причиной падения Валуева 476 – Думаю, что редкие из русских не рады этому. Если справедливо, что удален и Шувалов, то это знак падения польской партии; которой в то же время наносится окончательный удар присоединением Царства Польского к общему управлению. 1868 г. марта 18-го. Что такое Парфений говорит в Современных Известиях, будто Вас судили за постройку церкви в Решме при доме. Знаю, что вы отдали иконостас в Кинешму, но не слыхал, чтобы посему возникало дело. —297— Что это Вологодский 477 с ума рехнулся что ли? Какую речь сказал при открытии ремесленного заведения. Только во французском конвенте, раздавались такие речи – предвестницы низвержения монархии. Рязанский ректор и инспектор, отставлены по отчету Н.А. Сергиевского . Главное обвинение то, что они не коллегиально управляли, как требует новый устав. Вифанское правление затеяло борьбу с Леонидом, возразив на его резолюцию. Говорит, что Иннокентий телеграфировал, Леониду, чтобы, если откроется хорошее священническое место в Москве, то удержано было бы для его сына. Сын правил за отца на Амуре, будет править и в Москве, к чему Москва не привыкла. Здесь преосвященный Петр Екатериновский 478 . Он говорит, что у Иннокентия один глаз, совсем закрылся, а другим, едва видит, но сам он здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гетман поручился, что его брат в предсмертные минуты Елисаветы возьмет великого князя Павла и сбережет его. Екатерина просила гетмана забыть прежнюю вражду его с Бестужевым, потому что все ее друзья должны действовать заодно. Гетман же должен был склонять в пользу Екатерины Бутурлина, Трубецкого и даже Воронцова, который втайне ненавидел Шуваловых. В одном письме к Уильямсу Екатерина писала: «Иоанн Васильевич (царь) хотел уехать в Англию, но я не намерена просить убежища у английского короля, потому что решилась или царствовать, или погибнуть». У нее были верные люди, которые должны были ее уведомить, если Иван Шувалов вздумает что-нибудь писать пред императрицею. Сенатор Бутурлин обещал говорить в конференциях по ее внушениям. «Хотя, – писала великая княгиня, – это человек слабого характера и наклонен к плутовству, однако можно и из него извлечь пользу». Но Уильямс был в сильном раздражении, потому что дело о сближении России с Франциею шло беспрепятственно. В своем раздражении он срывал сердце на Бестужеве. Тщетно канцлер уверял, что не позволит разорвать с Англиею, даже будет благоприятствовать прусскому королю, и что русская армия, переправившись за границу, не пойдет далее; Уильямс не верил и постоянно жаловался на него. Уильямсу хотелось, чтоб вдруг прерваны были сношения с Франциею и чтоб Шуваловы из страха пред Екатериною отказались от своей системы. Он требовал, чтобы Екатерина сказала Апраксину: «До сих пор я щадила Шуваловых для вас и для канцлера; но теперь это мне наскучило, потому что не вижу никаких доказательств их благодарности; если они хотят получить что-либо от меня в будущем, то должны заслужить это, повинуясь теперь моей воле». Великая княгиня не сочла полезным так круто повертывать дело, но когда Апраксин стал советовать ей, чтоб была поласковее с Шуваловыми, то она отвечала, что великий князь так раздражен французскою интригою Шуваловых и тем, что Петр Шувалов формирует 30000 войска, что она не может ничего для них сделать, если они не отстранят этого камня преткновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Вашего императорского величества всенижайший раб и богомолец смиренный Арсений архиепископ. 1757 года, августа 15-го дня из Спасского монастыря, Новгородка Северского. 7. Письмо графа Шувалова к митрополиту Арсению Мацеевичу об устройстве серебряной раке для святителя Преосвященнейший владыко, Ее императорского величества соизволение есть к мощам святого Димитрия митрополита ростовского новоявленного чудотворца сделать здесь серебряную раку 3 ; но прежде необходимо надлежит иметь с гроба, в котором почивают мощи его святые, меру длине, ширине и вышине, а притом, план и профиль: за чем отправлен при сем к вашему преосвященству с нарочным кабинет-курьером архитектуры гезель, Александр Кокоринов; того рода ваше преосвященство благоволите оному гезелю Кокоринову объявленную меру при присутствии вашем снять позволить. Вашего преосвященства послушный слуга граф Петр Шувалов. В 17-й день декабря 1757 года. 8. Его же инструкция, данная кабинет – курьеру Гавриле Побединскому для устройства раки. По имянному ее императорского величества указу ехать вам архитектуры с гезелем Александром Кокориновым в Ростов и по приезде явиться и посланный с тобою конверт подать тамошнему преосвященному митрополиту Арсению, и при его преосвященстве приказано объявленному гезелю Коринову с гроба, в котором почивают мощи святого Димитрия митрополита ростовского новоявленного чудотворца, снять меру длине, ширине и вышине, а потом план и профиль, ехать со всем оным обратно в Санкт-Петербург, почтовых подвод по себя и по гезеля Кокоринова по взятой из ямской канцелярии подорожной брать до Ростова и обратно по четыре. В 17-й день декабря, 1757 года. Подписал генерал-фельдцейхмейстер и кавалер граф Петр Иванович Шувалов. 9. Письмо Адама Олсуфьева к митрополиту Арсению Мацеевичу о раке для святителя Димитрия Преосвященнейший владыко, милостивый государь мой! По высочайшему ее императорского величества повелению отправлено из кабинета с вручителем сего господином майором Шадеевым, сделанная на мощи святителя Димитрия, митрополита ростовского, новоявленного чудотворца, серебряная рака, с тем, чтоб оная хранилась в Ростове впредь до указу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010