Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Иллариону Денисовичу. Обитель эта была основана в 1628 году вдовою брестского каштеляна Григория Войны Аполлонией и ее сыном Василием Коптем при чудодейственной иконе Божией Матери, написанной внутри креста, некогда сожженной татарами, а после чудесно явившейся посреди пламени. Здесь, под святым покровом «малой размерами, но великой чудесами» иконы, и проживал блаженный Афанасий в сердечной дружбе с иноком Макарием Токаревским. Этот Макарий в 1637 году привез от митрополита Петра Могилы универсал, позволяющий сбор «ялмужны» — подаяния на восстановление Купятицкой монастырской церкви. И вот, по совету братии монастыря и благословению игумена, в ноябре 1637 года Афанасий Филиппович отправился собирать пожертвования. Для этого он решился на достаточно смелые действия: направило Москву, чтобы, собирая пожертвования, искать защиты Православия у Московского царя. Незадолго перед дорогой ему было видение, которого сподобился и игумен обители: в пылающей печи горел король Сигизмунд, папский нунций и гетман Сапега. Это видение Афанасий счел благим предзнаменованием скорого торжества Православия. Непосредственно же перед уходом в Московию Афанасий, молясь в церковном притворе, видел сквозь окошко икону Богородицы и услышал какой-то шум и голос от иконы «Иду и Я с тобою! », а после заметил и умершего за несколько лет перед тем диакона Неемию, промолвившего: «Иду и я при Госпоже моей!» Так, заручившись обетованием чудесного покровительства Пресвятой Богородицы, простившись с братией и получив благословение игумена, Афанасий отправился в путь. Прибыв в Слуцк, он встретился с неожиданными трудностям: архимандрит Самуил Шитик отнял у него митрополичий универсал по той причине, что Филиппович не имел права делать сборы на территории, не относящейся к Луцкой епархии. Когда же в конце января 1638 года конфликт был разрешен, Афанасий со своим спутником Волковицким направился в Кутейно просить игумена Иоиля Труцевича, связанного с наиболее известными представителями российского духовенства, посодействовать в переходе границы в Московию (над границей был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию).

http://pravicon.com/info-1841

При митр. свт. Петре (Могиле ; 1633-1646) его наместником в белорус. землях был С. Шитик, старший виленского братства, позднее с титулом архимандрита перемещенный в Слуцк. Т. о., после почти 25-летнего перерыва в Б. была восстановлена правосл. иерархия, в 1635 г. митр. Петр (Могила) объехал правосл. приходы на территории Б. Часть мон-рей и приходских церквей, занятых униатами, была возвращена православным, было возобновлено строительство новых правосл. храмов и мон-рей (преимущественно на частных землях), особенно в Могилёвской епархии. Однако, уступая латино-униатской партии, представлявшей грозную силу в сейме, король зачастую принимал решения, противоречившие ранее принятым: уже на сейме 1635 г. Владислав IV грамотой от 14 марта предоставил униатам на вечные времена митрополию и архиеп-ство Полоцкое, еп-ства Владимирское, Пинское, Холмское, Смоленское с мон-рями, церквами и имуществом, виленский Свято-Троицкий мон-рь с братством и ц. Св. Пятницы, большое число др. мон-рей. В Витебске, Полоцке и Новогрудке православные не должны были иметь храмов. Эта грамота стала толчком к новому обострению борьбы между униатами и православными, к-рая достигла особой остроты в Могилёвской епархии, при еп. Сильвестре (Косове; 1635-1647), противостоявшем Полоцкому униатскому архиеп. Антонию Селяве, на стороне к-рого была гос. власть. В 1637 г. еп. Сильвестр созвал съезд духовенства для решения вопросов епархиальной жизни, в 1646 г. основал в Могилёве жен. мон-рь при ц. свт. Николая. Власти запретили еп. Сильвестру посещать Полоцк и Витебск, где православные выступали против униатского архиерея. Открытое глумление над Православием не прекращалось на всей территории Б., вызывая возмущение как у православных, так и у перешедших в унию; бесчинства униатского священноначалия в Бресте вызвали массовый переход мещан-униатов под власть правосл. епископа. Широкой известностью и авторитетом среди правосл. населения Б. пользовался брестский игум. сщмч. Афанасий (Филиппович) , принявший мученическую смерть за свою приверженность Православию и обличение униатства (1648).

http://pravenc.ru/text/77856.html

А униатские монахи с яростию при этом говорили: «Пусть знают схизматические попы, что им самим скоро то же будет; мы ударим в колокол и разом вывернем их с корнем». Чрез несколько часов скорняк был выпущен из Троицкого монастыря и явился показать себя сперва в Свято-Духов монастырь, потом к возному, который и засвидетельствовал, что все тело несчастного было избито постромками и окровавлено. Узнав, что Самуил Шитик, митрополичий наместник, принес по этому случаю жалобу от лица всего Свято-Духовского братства, троицкий настоятель Алексей Дубович подал с своей стороны жалобу на свято-духовских монахов, будто они именно 5 апреля, когда схвачен был скорняк Павел Семенович, сами скопом вторглись в Троицкий монастырь и, схвативши здесь мальчика-певчего Мартиновича, увлекли его в свой монастырь, а потом, пришедши еще, гонялись за другим таким же певчим Дылеевским, стараясь его поймать и увлечь к себе. Такой поступок, если он действительно был, объяснить легко. Свято-духовские монахи, очевидно, считали этих мальчиков-певчих своими и потому желали отнять их у троицких монахов, которые, вероятно, чем-либо их к себе переманили . В Минске православные чувствовали себя более сильными, нежели в Вильне,— и эту силу свою проявляли в самой городской ратуше. Еще прежде (в 1631 г.) униаты жаловались королю, что их в Минске не допускают на службу в ратуше, и король Сигизмунд требовал за это к своему суду православных минских бурмистров, райцев и лавников. В половине 1635 г. новый король по жалобе латинян также дал приказ, чтобы в число членов минской ратуши избирались и последователи римского исповедания. Между тем к концу года королю сделалось известным, что в ратушу эту не был избран никто ни из латинян, ни из униатов, а все должности в ней заняты православными. Тогда король вновь приказал (14 декабря), чтобы на будущий год непременно были избраны в число минских бурмистров, райцев и лавников и люди римской и униатской веры и даже заняли в ратуше первые места . В том же 1635 г. митрополит Петр Могила, объезжая свою обширную епархию и посетив многие места ее в великом княжестве Литовском, прибыл в Минск и, как сам засвидетельствовал, нашел здесь между духовными и светскими людьми, а особенно между иноками и инокинями , великую ревность и приверженность к старожитному святому восточному благочестию и немало утешился.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Но ропот этот вызывается вовсе не сознанием лучшего положения при других условиях труда, а механическим стеснением сил, даром истрачиваемых на рутинные приёмы производства. Так, например, плавая в прошлое лето на пароходе «Енисей» в туруханский край, мы слышали, на задней барже парохода, такую жалобу рабочих – енисейских мещан: «совсем безпользительна и не лучше каторжной наша работа. Вперёд вытаскали на себе из баржей тысяч до 20 пудов, да назад перетаскали на баржи до 25.000 пудов. А дрова-то таскаешь? Надо идти далеко, сажень с 200, с полверсты и более надо подниматься в гору, на яр, лезть в чащу-трущобу такую, что едва стрела пройдёт. Тащишь вдвоём-то на своих плечах пудов 10 или 12 дров, плечи верёвкой изрежешь да изотрёшь, руки измозолишь да исцарапаешь. И сколько возни-то с дровами: кладёшь их из поленниц на носилки, с носилок сбрасываешь в шитик, в шитике укладываешь, потом сбрасываешь с шитика на баржу, на барже складываешь в поленницы, потом опять с баржи в шитик и на пароход. И из-за чего вся эта каторжная работа? Все лето убьёшь, и 50 рублей не заробишь. Ну, жалованья 15 рублей, в 3 месяца, значить, 45 рублей, да ещё за 10 дней – всего выходить 50 рублей. Да все они давно забраны. «Я забрал, например, 57 рублей, говорил один: значить, не только ничего не заробил, не унесу домой, а ещё должен хозяину 7 рублей». Другой говорит: «я остался должен рубля 3», третий: «я –10 рублей» и т. д. Нет, что и говорить: совсем безпользительна эта наша плавка. А от хозяина какая милость? «Э, работают», – говорить он, лёжа на боку. А кормит-то как? В контракте было ряжено, чтобы каша была 2 раза в неделю–в четверг и воскресенье, а мы её и в глаза вовсе не видим: говядины было ряжено 11/2 фунта на человека, а дают только по 1 фунту говядина такая, что за 2, за 3 сажени нельзя подойти к ней, а поешь её, так от тебя заходом пахнет; теперь и получше говядина, так дают только по 1 фунту, по полфунту крадут, верно наши-то крохи копят своим детям. В первые годы был чай, а ныне только когда отправились из Енисейска, раза 2 дали чаю, а теперь его вовсе не видим.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

На чем поморы по морю ходили Лодки-долблёнки, каркасные лодки, сшитые из бересты, лодки, обтянутые кожей, — реконструкторы XXI века экспериментируют, пытаясь воссоздать суда, на которых выходили в арктические моря поморы. Конструкцию судов, которых было множество видов, восстанавливают по находкам археологов и историческим свидетельствам. Познакомимся с некоторыми поморскими кораблями и лодками поближе. Среди поморских судов называют еще сойму, шитик, кочмару, лодку-корелу, лодку-двинянку, шебеку, ушкуй, стружок, паузку, стрелебную или понойскую лодку и др. Дополнение Кожанки и берестянки Суда на Севере делали не только из дерева. Люди в древности передвигались по северным морям на каркасных лодках, обтянутых кожей или покрытых берестой — легких, надежных, маневренных. Например, берестяный каюк, предшественник ушкуя, упоминается в Таможенных книгах Московского государства XVII века. Такая лодка активно использовалась на Вычегде, Печоре и Северной Двине, вплоть до Мангазеи. Размеры лодок могли достигать до 12 м в длину, в них можно было погрузить до 2 т груза и экипаж до 8 человек. С кожаными лодками поморы уходили в море на льдинах. Затаскивали их на льдины, делали из них временное жилище, при необходимости быстро спускали на воду для охоты за морским зверем. Реконструкторы воссоздают такие суда и успешно испытывают их на арктических водах. Загадки земли поморов Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас! © Специальный исследовательский проект «Путь на Полночь – путешествие на Русский Север», 2020 Проект журнала

http://sever.foma.ru/na-chem-pomory-po-m...

   001    002    003   004