от Иваново-Вознесенской епархии: священника Петра Лебедева; 1889 — 27 октября 1937); от Московской епархии: архимандрита Никона (Беляева; 1886 — 10 декабря 1937), протоиерея Петра (Соколова; 1873 — 7 февраля 1938), протоиерея Николая (Житова; 1888 — 25 сентября 1937), протоиерея Николая (Покровского; 1890 — 10 декабря 1937), священника Димитрия (Смирнова; 1868 — 3 сентября 1938), священника Димитрия (Розанова; 1889 — 31 марта 938), священника Василия (Колосова; 1891 — 22 мая 1939), священника Иакова (Бриллиантова; 1871 — 2 декабря 1937), диакона Николая (Широгорова; 190424 сентября 1942), Михаила (Амелюшкина; 1893 — 18 февраля 1942), Тимофея (Кучерова; 1871 — 2 декабря 1937), Матфея (Соловьева; 1868 — 13 октября 1937). Слушали: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о Спасо-Влахернском женском монастыре села Деденево Дмитровского района Московской области. Постановили:   Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об имевшей место в Епископальной Церкви в США 2 ноября с. г. «епископской ординации» открытого гомосексуалиста каноника Джина Робинсона и Заявлении Отдела внешних церковных связей, осудившем этот факт как глубоко антихристианский и кощунственный. Постановили: Слушали: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о планах проведения в Москве 2-4 марта 2004 года II Межрелигиозного миротворческого форума стран СНГ. Справка: I Межрелигиозный миротворческий форум стран СНГ состоялся 13-14 ноября 2000 года в Москве. С инициативой проведения II Межрелигиозного миротворческого форума выступили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и председатель Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. Инициатива была поддержана Межрелигиозным советом России. Было получено письмо из Администрации Президента, в котором выражено положительное отношение к планам проведения форума. На четырехсторонней встрече религиозных лидеров России, Грузии, Армении и Азербайджана 25 ноября сего года идея проведения форума получила принципиальное одобрение.

http://mospat.ru/archive/86342-zhurnaly-...

протоиерея Петра (Соколова; 1873 - 17 февраля 1938), протоиерея Николая (Житова; 1888 — 25 сентября 1937), протоиерея Николая (Покровского; 1890 - 10 декабря 1937), священника Димитрия (Смирнова; 1868 — 13 сентября 1938), священника Димитрия (Розанова; 1889 - 31 марта 1938), священника Василия (Колосова; 1891. — 22 мая 1939), священника Иакова (Бриллиантова; 1871 — 2 декабря 1937), диакона Николая (Широгорова; 1904 - 24 сентября 1942), Михаила (Амелюшкина; 1893 — 18 февраля 1942), Тимофея (Кучерова; 1871 — 2 декабря 1937), Матфея (Соловьева; 1868 — 13 октября 1937). 3 сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. ЖУРНАЛ 72 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о Спасо-Влахернском женском монастыре села Деденево Дмитровского района Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Освободить монахиню Софию (Колосову) от занимаемой должности настоятельницы Спасо-Влахернского женского монастыря села Деденево Дмитровского района Московской области. 3. Настоятелницей Спасо-Влахернского женского монастыря села Деденево Дмитровского района Московской области назначить монахиню Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря города Москвы Параскеву (Убасеву) с возложением наперсного креста – по должности. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, об имевшей место в Епископальной Церкви в США 2 ноября с. г, «епископской ординации» открытого гомосексуалиста каноника Джина Робинсона и Заявлении Отдела внешних церковных связей, осудившем этот факт как глубоко антихристианский и кощунственный. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить упомянутое заявление Отдела внешних церковных связей. 3. В связи с имевшим место «рукоположением» епископа-гомосексуалиста в Епископальной Церкви в США, противоречащим Священному Писанию и нормам христианской морали приостановить контакты с Епископальной Церковью в США и работу Совместного координационного комитета по сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Епископальной Церковью в США.

http://sedmitza.ru/lib/text/429526/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Дмитриевич Широгоров (9.11.1904, с. Здехово Богородского у. Московской губ.- 24.09. 1942, Безымянский ИТЛ), сщмч. (пам. 11 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из семьи священника. Окончил 4 класса сельской школы и 2 класса ДУ до его закрытия в 1918 г. Во время гражданской войны Н. был призван в тыловое ополчение Красной Армии. После демобилизации рукоположен во диакона. Служил в ц. Рождества Христова с. Ямкина Богородского у. (ныне Ногинского р-на Московской обл.). 26 нояб. 1937 г. был арестован районным отделением НКВД и помещен в тюрьму в Ногинске. Проходил по одному делу вместе с прот. сщмч. Николаем Покровским и мирянином мч. Михаилом Амелюшкиным . Обвинялся в «контрреволюционной деятельности, направленной на срыв предвыборных собраний». Виновным себя не признал. 1 дек. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к 10 годам заключения. Отправлен в Безымянский ИТЛ близ г. Куйбышева (ныне Самара). Скончался в заключении 24 сент. 1942 г. и был погребен в безвестной могиле. Имя Н. включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г. Лит.: Помнить поименно: Кн. памяти жертв полит. репрессий жителей Моск. обл. М., 2002; ЖНИР. Доп. т. 2. С. 189-190. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565858.html

Сентября 11 (24) Священномученик Николай (Широгоров) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Николай родился 9 ноября 1904 года в селе Здехово Богородского уезда Московской губернии в семье священника Дмитрия Широгорова. Окончил 4 класса сельской школы и 2 класса духовного училища. Получить полное богословское образование Николай Дмитриевич не успел, так как в стране к власти пришли безбожники, которые первым делом закрыли все православные учебные заведения. Во время гражданской войны Николай Широгоров был на некоторое время призван в тыловое ополчение Красной армии. После демобилизации он был рукоположен во диакона и направлен служить в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области. Летом 1937 года власти начали широкомасштабные беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь . В Ногинском районном отделении НКВД приняли решение арестовать отца Николая. В вину ему вменялось то, что «после ареста ряда церковников говорил: граждане верующие, религию христианскую советская власть преследует, невинных священников сажают в тюрьмы. А вы обходите все это молчанием. Нужно организованно требовать от советской власти прекратить эти гонения на веру. Они же, коммунисты, пишут, что свобода вероисповедания, а на самом деле ежедневно арестовывают верующих и священников. Если мы организованно объявим протест, то этим спасем нашу христианскую веру от антихристов». Диакон Николай Широгоров был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в Ногинскую тюрьму. Вместе с ним были арестованы настоятель храма протоиерей Николай Покровский и псаломщик Михаил Амелюшкин. На следующий день отец Николай был допрошен. – Обвиняемый Широгоров, вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным? – спросил следователь. – Контрреволюционной деятельности я не вел, – ответил отец Николай. – Следствию известно, что вы вместе с попом Покровским и дьячком Амелюшкиным вели антисоветскую деятельность. – Общение с ними я имел, но антисоветской деятельности я не вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 11 (24) Священномученик Николай Широгоров Священномученик Николай родился 9 ноября 1904 года в селе Здехово Богородского уезда Московской губернии в семье священника Дмитрия Широгорова. Окончил 4 класса сельской школы и 2 класса духовного училища. Получить полное богословское образование Николай Дмитриевич не успел, так как в стране к власти пришли безбожники, которые первым делом закрыли все православные учебные заведения. Во время гражданской войны Николай Широгоров был на некоторое время призван в тыловое ополчение Красной армии. После демобилизации он был рукоположен во диакона и направлен служить в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области. Летом 1937 года власти начали широкомасштабные беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь. В Ногинском районном отделении НКВД приняли решение арестовать отца Николая. В вину ему вменялось то, что «после ареста ряда церковников говорил: граждане верующие, религию христианскую советская власть преследует, невинных священников сажают в тюрьмы. А вы обходите все это молчанием. Нужно организованно требовать от советской власти прекратить эти гонения на веру. Они же, коммунисты, пишут, что свобода вероисповедания, а на самом деле ежедневно арестовывают верующих и священников. Если мы организованно объявим протест, то этим спасем нашу христианскую веру от антихристов». Диакон Николай Широгоров был арестован 26 ноября 1937 года и заключен в Ногинскую тюрьму. Вместе с ним были арестованы настоятель храма протоиерей Николай Покровский и псаломщик Михаил Амелюшкин. На следующий день отец Николай был допрошен. – Обвиняемый Широгоров, вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным? – спросил следователь. – Контрреволюционной деятельности я не вел, – ответил отец Николай. – Следствию известно, что вы вместе с попом Покровским и дьячком Амелюшкиным вели антисоветскую деятельность.

http://fond.ru/kalendar/869/nikolay/

Февраля 5 (18) Мученик Михаил (Амелюшкин) Составитель священник Максим Максимов Мученик Михаил родился 24 сентября 1893 года в селе Починки Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Спиридона Амелюшкина. Окончил сельскую школу и занимался крестьянским трудом. С 1914 по 1917 год Михаил Амелюшкин служил в Царской армии рядовым. Проживал Михаил Спиридонович в родном селе. Будучи глубоко верующим человеком, он, несмотря на начавшиеся с приходом безбожной власти гонения на Русскую Православную Церковь , еще более утвердился в исповедании своей веры во Христа. Молиться он ходил в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области. В разгар гонений на верующих во Христа власти решили арестовать Михаила Спиридоновича. По их требованию местный сельсовет выдал справку для Ногинского районного отделения НКВД. В ней говорилось, что Михаил Амелюшкин «ведет разлагательскую работу среди колхозников, агитируя против советской власти и партии, склоняя массу к религии». На допрос были вызваны лжесвидетели. Один из них показал: «В конце апреля 1937 года Амелюшкин, в целях срыва первомайской демонстрации, среди населения говорил: колхозники, все приходите в церковь на пасхальное богослужение, а на демонстрацию не ходите. Пусть коммунисты одни ходят с красными флагами. 29 апреля 1937 года Амелюшкин в беседе со священником Покровским и диаконом Широгоровым говорил: я ваше указание выполню, сделаю так, что ни один колхозник в день Пасхи на работу в колхоз не выйдет, и 1 мая на демонстрацию не пойдет, а в церкви народу будет полно. Я уже договорился со всеми старыми певчими, чтобы они пришли в церковь , мы устроим особо торжественное богослужение». 26 ноября 1937 года Михаил Спиридонович вместе с настоятелем храма протоиреем Николаем Покровским и диаконом Николаем Широгоровым был арестован и заключен в Ногинскую тюрьму. На следующий день он был допрошен. – С какого и по какой период вы являлись служителем религиозного культа? – спросил следователь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через сто лет, в бытность владения селом помещиком, надворным советником Алексеем Степановичем Мельгуновым, видимо, по причине малочисленности прихода, указом Святейшего Правительствующего Синода от 14 ноября 1838 г. было предписано приписать Георгиевский храм к Сергиевской церкви в селе Комягино Богородского уезда Московской губернии, и 24 февраля 1839 г. по указу Московской духовной консистории Георгиевский храм был приписан к Комягинской церкви. С этого времени, и вплоть до 1918 г., в приписной Георгиевской церкви не стало собственного причта, а службы проводил священник Сергиевского храма. Таким образом, в этот период, судьбы этих двух соседних храмов соединились одной общей исторической связью. Сохранились послужные списки церковного причта Сергиевской церкви, а значит, и Георгиевского прихода: в 1843 г. здесь служил священник о. Иоанн Широгоров с дьячком Мефодием Воскресенскиим и пономарем Флегонтом Сокольским, а в 1918 г. эти храмы возглавлял священник о. Михаил Введенский, ему помогал псаломщик Михаил Пировский. В 1854 г. была заведена опись церковного имущества Георгиевской церкви, которая была повторно перепроверена в 1905 г., и хранилась в храме в целости вплоть до 1918 г. К концу XIX в. храм княгини Шереметевой начал приходить в упадок и нуждаться в капитальном ремонте. По рассказам супругов Н.И. и С.А. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства одного богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Этот храм, выполненный плотниками в характерном для деревянного зодчества конца XIX в. псевдорусском стиле, дошёл до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества и в Подмосковье, и во всей России, в целом. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок. Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия; крышу покрыли луженым железом, внутри оштукатурили стены. До наших дней на куполе Георгиевской церкви сохранились кресты конца XVII в., а на окнах фигурные решетки конца XVIII столетия.

http://sobory.ru/article/?object=03504

Несмотря на обширность приходов, само духовенство и прихожане очень редко хотели увеличивать штаты. Напротив, их численность строго соблюдали, а иногда даже стремились сократить: разногласия в разделе дохода чаще всего служили причиной раздоров между клириками. Например, благочинный Дмитровского уезда свящ. Димитрий Березкин подал донесение на своего диакона Лаврова: «Января 6-го дня в алтаре, во время чтения моего после Литургии благодарственных молитв, считал деньги диакон и ругал меня, называя меня бессовестным, скотиною и цыганом за то, что я сам по обычаю объявил брак; января 10 дня во время употребления мною Святых Даров опять диакон ругал меня теми же словами, только вместо слова «цыган» употребил слово «свинья» за то, что я не дал ему денег в счет процентов, как в прошлом году...» 179 Через несколько месяцев свящ. Березкин подает новое прошение об упразднении диаконской вакансии, мотивируя это скудостью содержания. Даже скромные запросы духовенства не позволяли 1000 крестьян в начале века содержать трех клириков с семьями. Диакону же Лаврову приходилось постоянно просить помощи из епархиального попечительства, о чем и писал благочинный Березкин: «Диакон Николай Лавров в феврале месяце сего года (1904. – Ю.Б.) Вашим Высокопреосвященством переведен в другой приход, и его место, за неявкою достойных людей, которые бы пожелали поступить на его место, доселе остается праздным. Это, помимо причта села Баркова, ясно показывает скудость средств содержания его... в приходе села Баркова осталось душ мужского пола 510 и женского 575 из числящихся прихожанами, неизвестно где живущими 75-ю душами мужского пола 585 душ в приходе... для меня, человека несемейного, незнакомого с пышною жизнью дохода, получаемого и от 510 душ мужского пола, достаточно на содержание себя с дочерью; для меня лично, штатный ли диакон, на псаломнической ли вакансии будет он, все равно, но для других священников, в особенности для семейных, при нынешней дороговизне содержания не все равно, они вовсе не пожелали бы иметь третье лицо в составе причта» 180 . Диакон Димитрий Широгоров и псаломщик Иоанн Успенский села Никольского Богородского уезда подали в феврале 1905 г. прошение о закрытии второй вакансии псаломщика (по штату полагались священник, диакон, два псаломщика). «Такой штат причта для наших прихожан обременителен, и содержание его будет весьма недостаточно, притом и обеспечение в пользу причта нет никакого – на весь причт процентов получается 70 руб. 33 копейки в год. Земли при церкви хотя и имеются законная пропорция 33 десятины, но из них 11 десятин луговой... которую снимают иногда покос рублей за 45, а иногда дешевле; остальная же земля... большая часть болотная и поросшая мелким кустарником, пахотной тоже очень небольшое количество» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цветков Иван, родился около 1857 г.; Перервинское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Иван Цветков, диакон; Московская губерния, Верейский уезд, село Кубинское, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 2 об.). Цветков Петр, родился около 1852 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Иван Васильев, пономарь; Московская губерния, Верейский уезд, село Архангельское, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 31; д. 2067, л. 17 об.). Цветков Стефан, родился около 1855 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Иван Васильев Цветков, пономарь; Московская губерния, Верейский уезд, село Архангельское, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10; д. 2007, л. 5). Чижев Андрей, родился около 1853 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иван Чижев († до 1874 г.), диакон; Владимирская губерния, Александровский уезд, село Константиново, Сретенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 8). Шаров Василий, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Семен Стефанов, заштатный дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Среда, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 34). Широгоров Иван, родился около 1850 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Николай Иванов , священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Воздвиженское, Крестовоздвиженская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 20 об.). Язвицкий Николай, родился около 1853 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Алексей Алексеев Язвицкий, священник; Владимирская губерния, Александровский уезд, погост Закубежский, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 19; д. 2067, л. 16). Язвицкий Петр, родился около 1856 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1879 гг.). Отец : Алексей Алексеев Язвицкий, священник; Владимирская губерния, Александровский уезд, погост Закубежский, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 4 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цветков Димитрий, родился около 1838 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Александр Дмитриев, пономарь; Московская губерния, Подольский уезд, село Ермолино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 14 об.). Цветков Иван, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Иван Алексеев, пономарь; Московская губерния, Рузский уезд, Руза, Воскресенский собор (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.). Цветков Павел, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Михайлов, диакон; Московская губерния, Клинский уезд, село Воскресенское, на Шоше, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 22 об.). Цветков Яков, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Иван Григорьев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Синьково, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 34 об.). Чертков Михаил, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Алексей Андреев, пономарь; Московская губерния, Рузский уезд, село Козаново, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 28 об.). Чертков Феодор, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Алексей Андреев, пономарь; Московская губерния, Рузский уезд, село Козаново, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 27 об.). Чертков Феоктист, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Андреев, священник; Московская губерния, Рузский уезд, село Кожино, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 20 об.). Шаров Илья, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Семен Стефанов, заштатный дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Середа, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 14 об.). Широгоров Василий, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Иоанн Иоаннов, священник; Московская губерния, Богородский уезд, село Комягино, Сергиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

  001     002