В последовательной зачистке иноверцев, осуществляемой его приверженцами, ближневосточные христиане не единственные жертвы, но самые заметные. Салафитские фетвы в исламском мире ложатся на благодатную почву: межконфессиональные отношения там на протяжении всего последнего века — это абсолютная катастрофа. Единственные страны этой части света, где христиане могут чувствовать себя сравнительно спокойно, — Израиль и шиитский Иран, а в арабском мире — умеренные монархии и светские авторитарные республики. Падение или ослабление влияния любого из арабских диктаторов неизбежно влечет за собой погромы христиан, их насильственные обращения в ислам, уничтожение соборов и церквей, введение повышенного налога — «джизьи» и как следствие этого эмиграцию приверженцев ближневосточного христианства в любую страну, готовую предоставить им убежище. «Арабская весна» продемонстрировала это более чем ясно. Как следствие, если в начале ХХ века около 25% жителей Ближнего Востока были христианами, сегодня их лишь 5%. В совокупности около 15 млн, из которых более половины — египетские копты. В наши дни относительная численность коптов по сравнению с 1970-ми годами уменьшилась примерно вдвое. Она составляет около 8 млн человек и сокращается стремительными темпами. С начала 2011 года до парламентских выборов, на которых египетские «Братья-мусульмане» и салафиты завоевали абсолютное большинство голосов, она снизилась более чем на 100 тыс. человек, при нарастающих темпах отъезда. Смерть главы коптской церкви, папы Шенуды, неизбежно ускорит этот процесс. В Ираке в 1987 году жило около полутора миллионов христиан, в 2003 году — около 850, а в 2012 году не более 400 тыс. В Сирии в начале прошлого века треть населения исповедовала христианство, сегодня менее 10%, а свержение алавитского режима Башара Асада чревато не только распадом страны, но и массовыми преследованиями и депортацией христианского населения. Не случайно лозунгом оппозиции стали слова: «Христиан — в Ливан, алавитов — в могилу». В самом Ливане в 1932 году христиане составляли 55% населения страны, а в 2011 году — около 30%. В Иордании, где королевский режим пока контролирует ситуацию, относительная численность христиан снизилась за столетие на 10%, но рост исламского влияния и ослабление режима налицо.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Автор стремиться показать, что, в отличие от христианского Запада, где монахи и монахини объединялись в крупные ордены с общим уставом, византийские монастыри, монашеские общины и даже отдельные монахи следовали своим индивидуальным традициям. При этом если монашеская жизнь в какой-то обители приносила особенные плоды, ее устав и обычаи могли распространиться далеко за ее пределы – не как требование церковного права, а как добровольное принятие полезного примера. Автор книги, Элис-Мэри Толбот – всемирно известная американская византинистка, редактор книг по византинистике в проекте «Dumbarton Oaks Medieval Library», почетный директор научно-исследовательского центра Дамбартон-Оукс при Гарвардском университете. 8. Dilley, Paul C. Monasteries and the Care of Souls in Late Antique Christianity: Cognition and Discipline. Cambridge University Press, 2019. Пол Дилли. Монастыри и душепопечение в позднеантичном христианстве: осмысление и дисциплина. Написанная профессором истории религии Университета Айовы Полом Дилли книга посвящена распространению монашеских представлений о пастырстве среди мирян. В первые века истории христианского монашества пастырская деятельность по отношению к мирянам считались малосовместимой с монашеским призванием. Однако в ряде христианских областей почти с самого момента возникновения монастырей исторические условия заставили монахов принять на себя многие из обязанностей приходского духовенства, включая проповедь, исповедь и совершение богослужения для мирян. Это привело к изменениям как в укладе монашеской жизни, так и в подходе к пастырству. Например, монашествующие пресвитеры отчасти переносили на мирян монастырские представления о послушании и целомудрии. Тем не менее высокий уровень знаний черного духовенства и его готовность к большему самоотвержению ради паствы постоянно увеличивали роль монастырей как центров душепопечения, причем этот процесс шел снизу, зачастую при сопротивлении церковной иерархии. К сожалению, в своем исследовании Дилли концентрируется в основном на тех монашеских традициях, которые связаны с именами Пахомия Великого и аввы Шенуды, что отчасти оправдано временными рамками, которые поставил себе автор.

http://bogoslov.ru/article/6167406

7) в Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I.56, 586 г.): И., как древний автор, представлен фронтально стоящим, со свитком в руке. Следующий по времени появления образ И. сохранился во фрагменте (8 листов) копт. рукописи VIII в. (Neap. 487. Borgia 25; содержит завершающую часть Книги Иова (с Иов 40. 1) и фрагмент из Книги Притчей Соломоновых), происходящей из мон-ря св. Шенуды (т. н. Белого мон-ря) близ Сохага (Египет),- И. изображен в короне и с нимбом в окружении членов своей 2-й семьи. Сохранились 15 греч. иллюстрированных списков Книги Иова с комментариями, относящихся к IX-XVI вв. Среди них можно выделить 2 группы: с кратким (неск. десятков) и с подробным (до 200 и более изображений) циклами миниатюр. К 1-й группе относятся самые древние сохранившиеся рукописи, датируемые IX-XI вв.: Patm. 171; Vat. gr. 749; Marc. gr. 538 (=540) и Sinait. gr. 3. Ко 2-й - манускрипты, созданные не ранее XII в.: Athen. Bibl. Nat. 62; Ath. Laur. Β 100; Hieros. Taphou. 5; Bodl. Baroc. 201; Bodl. Laud. 86; Paris. gr. 134; Paris. gr. 135; Vat. gr. 751; Vat. gr. 1231; Vat. Palat. gr. 230. При этом иконография сцен в рукописях с подробным циклом миниатюр та же, что и в рукописях с кратким циклом; особенность подробных циклов - в наличии многочисленных миниатюр к текстам диалогов. Среди сцен, входящих в эти циклы, представлены: И. с женой и детьми; стада И.; И., приносящий жертву по числу своих детей; ангелы, предстоящие перед Господом, и вопрошающий об И. сатана; пир в доме первородного сына И.; гибель стад и пастухов И.; разрушение дома И. и гибель его детей; И. рвет на себе одежды, остригает волосы и посыпает голову пеплом; дракон, изрыгающий на И. яд, отчего тело И. покрывается язвами; друзья И., покидающие город; жена, просящая И. возвести хулу на Господа; И., беседующий с друзьями; речь Господа, обращенная к И.; морское чудовище левиафан; принесение искупительной жертвы; новая семья И. и др. Изображения И. встречаются в рукописях иллюстрированных Библий: сирийской (Paris. syr. 341, кон.

http://pravenc.ru/text/578142.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Египте студент-христианин приговорен к 3 годам тюрьмы «за оскорбление ислама» 05.04.2012 4 апреля египетский суд приговорил 17-летнего студента христианина к 3 годам лишения свободы за публикацию карикатур, " оскорбляющих ислам и Мухаммада " , на своей странице в Facebook, передаёт Chicagotribune со ссылкой на агентство Reuters. Дамаль Абу Массуд был также обвинён в распространении карикатур в школе в деревне на юге Ассиута, города со значительным количеством христианского населения и родного города покойного коптского патриарха Шенуды. Карикатуры, опубликованные Массудом в декабре 2011 г., ранее спровоцировали нападение мусульман на христиан в районе Ассиута. Несколько домов христианских семей были сожжены, ряд христиан получили ранения в результате актов насилия. По мнению юриста по защите гражданских прав Негада аль-Борая, приговор суда является максимальным из возможных по данному преступлению, согласно действующему законодательству Египта. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.04.2012 16:52:38

http://drevo-info.ru/news/12718.html

43 И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. 44 Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, 45 и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. 10 .13–14. Князь царства Персидского – ангел, которому надлежало хранить дух персидского народа, но который сам пал и соблазнил персов властолюбием (ср. Иез 28 ). Михаил – ангел-хранитель Израиля. В Новом Завете он – победитель сил антихриста и сатаны ( Откр 12.7 ). В Книге Даниила выражено библейское учение о духовных силах, связанных с народами и культурами. 11.3. Имеется в виду Александр Македонский. 11.4. Эллинистическое царство Диадохов (см. Дан 8.8 ). 11.5–9. Южный царь – монарх птолемеевского Египта; царь северный – монарх селевкидской Сирии. Дочь южного царя – Вереника, дочь Птолемея Филадельфа (285–246), выданная замуж за Антиоха II (262–246) и получившая в приданое Иудею. После смерти мужа Вереника была отстранена, и власть передана сыну Антиоха II от первого брака. Брат Вереники (отрасль от корня ее) Птолемей III (246–221), мстя за сестру, напал на Сирию, но не мог довести поход до конца из-за восстания в его собственной стране. 11.10. Войну против Египта продолжили сыновья Селевка II – Селевк III (227–223) и Антиох III Великий (223–187), которые закрепили Иудею за селевкидской державой. 11.11. Победа Птолемея IV Филопатора (221–203) над Антиохом III в 217 г. 11.13. Антиох III вновь захватил Иудею. 11.18. Речь идет о победах Антиоха III в Малой Азии. 11.19–20. Сын Антиоха III, Селевк IV (187–175), наложил на Иудею большую дань. 11.21–24. Угнетение иудеев Антиохом IV Епифаном. Вождь завета – первосвященник Ония III, убитый в 171 г. 11.26. Победоносная борьба Антиоха Епифана против Египта в 170 г. 11.28–30. Полное поражение Египта было предотвращено римлянами (корабли Киттимские – флотилия адмирала Г. Попилия Лената).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Иерархия ветхозаветная, по учению 2-ой Мак. книги, состоит из первосвященника и священников. Первосвящениик является главным посредником между Богом и народом. Илиодору от Бога предстали юноши и сказали ему: «Воздай великую благодарность первосвященнику Онии, ибо для него Господь даровал тебе жизнь» (III, 33). Первосвященник приносит умилостивительную жертву за грехи народа (III, 33); первосвященник является главным хранителом храма Иерусалимского и всех сокровищ, в нем находящихся (III, 10–15); первосвященник учит и управляет народом и непосредственно и через священников (IV, 13–14); первосвященник принимает послов от царей, коим, в политическом отношении подчинялись евреи (III, 9); первосвященник же отправляется к царю для разбора недоразумений своих с народом (IV, 5), от которого (царя) и получает, за известную сумму денег, право быть первосвященником (IV, 8, 24). Священники, уже в зависимости от первосвященника (IV, 14), приносили жертвы и также молились за народ (III, 15), они же, при жертвоприношениях, воспевали торжественные песни (I, 30). Народ был в послушании у своих первосвященников (III. 16–20). Около первосвященников, по учению 2-ой Мак. книги, стоят старейшины (XI, 27), в военное же время выступал из народа вождь, как, например, Иуда Маккавей, который руководил воинами, говорил им речи перед битвой (XV, 8–11); он же входил в переговоры с неприятелем и заключал мир (XIV, 20–23); он же производил и суд как над своими воинами (X. 22), так и над пленными врагами (XV, 29–33). Иуда Маккавей являлся, как и первосвященник, посредником между Богом и народом (XV, 12–17). Из обязанностей к ближним, в обществе домашнем или семейном, 2-я Мак. книга указывает на взаимные обязанности родителей и детей. По учению 2-ой Мак. книги, обязанность родителей по отношению к детям – вскармливать и воспитывать их. Мать мучеников говорит младшему сыну: «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и выростила и воспитала тебя» (VII, 27). Судя по тому, что все дети ее охотно отдали душу и тело за закон, данный через Моисея, не трудно видеть, что воспитание детей было религиозно-нравственное. Видно это и из того, что 2-я Мак. книга говорит с негодованием об устройстве Иасоном, под крепостью, училища для телесного упражнения юношей, вследствие чего явилась склонность к эллинизму (IV. 12). Из поступков еврейских женщин, из речей и мученической смерти матери Маккавеев не трудно заключить, что таковое же религиозно-нравственное воспитание было еврейских детей и женского пола (III, 19; VI, 10). Обязанность детей к родителям заключается, по учению 2-ой Мак. книги, в почтительности и послушании. Младший брат из мучеников даже не дал договорить матери, умолявшей его принять мучение – «когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя»... (VII. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Иустина Философа -мученика, св. Иринея, епископа Лионского, и других. Св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, Августин, Феодорит писали толкования на послание Ап. Павла к Галатам. Достойны также упоминания толкование на сие послание блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также толкования Русских иерархов: Филарета, еп. Черниговского, Феофана, еп. Тамбовского, а равно архиепископа Агафангела и священника И. Галахова , труд которого отпечатан в 1896 году. Церковным употреблением, идущим от древнейших времен, пользовались все места послания к Галатам. Церковные чтения сего послания идут в таком порядке: I гл. ст. 1–10; 20–24 и II гл. ст. 1–5 в четверток 14 недели. I гл. ст. 11–19 в 20 неделю и в неделю по Рожд. Христ. II гл. ст. 6–10 в пяток 14 недели. II гл. ст. 11 –16 в понедельник 15 недели. II гл. ст. 16–20 в неделю 21 и по Воздвижении. II гл. ст. 21 и III гл. ст. 1–7 во вторник 15 недели. III гл. ст. 8–12 в субботу 26 недели и в субботу пред Рождеством Христовым. III гл. ст. 13–14 в великую Субботу. III гл. ст. 15–22 в среду 15 недели. III гл. ст. 23–29; IV, 1–5 в четверг той же 15 недели и преподобным женам до 29 ст. III гл. IV гл. ст. 4–7 на Рождество Христово. IV гл. ст. 8–21 в пяток 15 недели и о болящих до 14 ст. IV гл. ст. 23–31 св. Иоакиму и Анне (9 сентября). IV гл. ст. 28–31 и V гл. ст. 1 –10 в понедельник 16 недели. V гл. ст. 11–21 во вторник 16 недели. V гл. ст. 22–26 и VI гл. ст. 1–2 в субботу 27 недели, препод. VI гл. ст. 2–10 в среду 16 недели. VI гл. ст. 11–18 в 22 неделю и в Великий Пяток на 1 часе. Послание к Галатам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел Апостол избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. и все находившиеся со мною братия – церквам Галатийским 291 : 3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего: 5. Ему слава во веки веков. Аминь 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Сказать, что а-го Лица Святой Троицы I-e Знание старше II-ro, а II-e старше III-ro, не значит сказать, что Отец был прежде Сына, а Сын прежде Духа, хотя „рождение“ и „исхождение“ невольно заставляют человека думать и представлять себе, что Лица Св. Троицы не равны между Собой по времени, – не ровесники: Отец прежде всех, за Ним сначала Сын, а потом и Дух Святый. О в-м Лице говорится: „В начале бе Слово“, а можно ли о г-м Лице сказать: В начале бе Дух Святой? Кроме порядка времени есть много и других порядков. Из двух предметов один может быть старше другого в различных отношениях: по времени, месту, причинности, зависимости, должности и т. п. Из двух равных по времени и одинаковых по сущности предметов, из двух ровесников, сверстников, один может быть старше другого в каком-нибудь другом отношении. Во многих случаях выражение „старше“ значит „выше“, „важнее“, „более“ и т. п. Вообще же „старшинство“ означает какое-нибудь „преимущество“, „превосходство“. В каком же смысле надо понимать, что у а-го Лица I-e Знание старше II-ro, а II-e старше III-ro? В том, что II-e зависит от I-ro, а III-e от II-ro, что I-e есть побудительная причина возникновения II-ro, а II-e – побудительная причина возникновения III-ro; что I-e есть объект II-ro, а II-e – объект III-ro. А если I-e Знание старше II-ro, то Сын более Духа, подобно тому, как Отец более Сына. Следовательно между Лицами Святой Троицы есть иерархия, порядок подчинения. Cbяmjй Дух подчинён Сыну, а Сын – Отцу. „Отец Мой больше всех“ – говорит Сын ( Ин.10:29 ). —16— Отец посылает Сына, а Сын – Духа Святого. Посылать может только больший меньшего. „Я от Бога изшёл и пришёл: ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня“ ( Ин.7:42 ). „Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца“ ( Ин.6:38 ). „Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца“ ( Ин.5:30 ). „Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю!!... Я всегда делаю то, что Ему угодно“ ( Ин.8:28–29 ). „Слово же, которое вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца“. ( Ин.14:24 ). „Моё учение не Моё, но пославшего Меня“ ( Ин.7:16 ). „Я говорил не от Себя: но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать, и что говорить ... И так, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец“ ( Ин.12:49–50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

179 По получении в Иерусалиме известия о воскрешении Лазаря, первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне, и овладеют и местом и народом нашим... Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня положили убить Его (Иоан. 11:47—48, 50, 53). Очевидно, мотивом этого приговора послужили те именно соображения, на которые мы указываем в тексте своих рассуждений. Ведь римляне уже владели и местом и народом иудейским. Стало быть, члены иудейского синедриона могли опасаться не нашествия римлян, а только возможного примирения иудеев с римским владычеством. Через несколько дней, во время официального суда над Спасителем, первосвященники пригласили некоторых лжесвидетелей и повели свое следствие в другом направлении (Матф. 26:59—66; Марк. 14:55—64), но это следствие было необходимо им не для составления справедливого приговора, а только для оправдание заранее составленного приговора в глазах иудейского народа, почитавшего Спасителя за истинного Божия посланника. 180 У Платона, Phaedo cap. 11. 181 По суждению пифагорейского мыслителя Филолая: «свидетельствуют и древние богословы и прорицатели, что в наказание за что-то душа сопряжена с телом и похоронена в нем, как в могиле» — Климент Александрийский. Строматы, III, 17. 182 У Платона Teaet. Op., ed. Didot, vol. I, p. 135, Phaedo, cap. 29, Civitas vol. II, p. 38, 44. 183 Секст Эмпирик, Pyrron. III, 230, приводит соображение Гераклита: «когда мы живем, мертвы наши души и схоронен в нас, когда же мы умираем, оживают и живут души» — Секст Эмпирик. Пирроновы основоположения, III, 230. 184 Phaedo, cap. 30—31, Phaedr. cap. 28—30. 185 Ibid., cap. 62. 186 Вся сущность философской сотериологии язычества выражается одним положением Платона, что человек, познавший истину, сам по себе достаточен для того чтобы вести хорошую жизнь, и ни в чем другом для этого решительно не нуждается. Civitas, lib. III, p. 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3692...

577 “Видите, замечает святой Кирилл Александрийский , как и здесь Ои показывает единосущие: если бы вы знали Меня, говорит, то знали бы и Отца Моего; ибо равносущное не узнается из разносущного. Существа разнородные и одно другому чуждые не могут объяснять себя взаимно; но имеющая одну природу познаются одно из другого” (Хр. Чт. 1847, III, стр. 31). “Если, размышляет так­же святой Василий Великий , кто познал Сына по сущности, тот познал и Отца (ибо сказано: если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего – Иоан. 14:7 ); то есть Сын единосущен Отцу, потому что ничто бестелесное не может быть познаваемо из неподобной сущности” (“Творения святых Отцов” VII, стр. 146). 578 См. выше примеч. 450. “Если, рассуждает святой Василий Великий , один Сын есть создание Отца, а все прочее – создание Сына? то Сказавший: и все Мое Твое; мог сие сказать; но, на основании Евномиева мнения, не следовало бы Ему при­совокуплять: и Твое Мое ( Иоан. 17:10 ), ибо сам Сын не мог быть своим. Из сего открывается, что Он говорил это о своем сходстве с Отцом, и своей сущности во всем безусловно сходной с сущностью Отца, а не о тварях” (“Творения святых Отцов” VII, стр. 161). 579 “Невозможно и ни с чем несовместимо, чтоб Сын творил что-либо такое, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит Сыну; как и обратно, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу. Итак ничего нет собственного; потому что все общее. И самое бытие у Них общее и равночестное, хотя бытие Сына и от Отца” (Святой Григорий, слово 30, в “Творениях святых Отцов” III, стр. 88). “Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также” ( Иоан. 5:19 ). И в другом месте: “что творит (Сын), творит от Отца и с Отцом: ибо одно и тоже, не подобное только, но тоже самое хотение, действование и могуще­ство Отца и Сына и Святого Духа” (святой Иоанн Дамаскин , Точн. Излож. прав. веры кн. I, гл. 13, стр. 45–46 и кн. IV, гл. 18, стр. 274). 580 “Здесь слово – более сказано в значении причины. Поскольку начало Сыну от Отца, посему Отец и более, как причина и начало. Потому и Господь сказал так: Отец Мой более Меня, т.е. Поскольку Он Отец. Но слово – “Отец” что иное значит, как не то, что Он причина и начало рожденному от Него?” (Святой Василий Великий , кн. I против Евном., в “Творениях святых Отцов” VII, стр. 56). Тоже говорят – святой Григорий Богослов (в “Творениях святых Отцов” III, стр. 85), Отцы Собора Сардийского (apud Theodoret. H. E. II, cap. 8), святой Иоанн Златоуст (homil. LXXV in Joan. ad cap. 14, vers. 29), святой Епифаний (haeres. 69), святой Исидор Пелусиот (lib. III, epist. 334) и святой Иоанн Дамаскин (Точн. Излож. прав. веры 1, 8, стр. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010