Как правило, делалось это в пользу кандидатов от бывшей правящей Национально-демократической партии (НДП). Однако после свержения Мубарака и его партии, и в условиях нарастающей волны протестов среди коптов против идеи ограничить их политическую активность через Церковь, смерть Шенуды стала серьезной проблемой для Церкви. Следующему Патриарху придется столкнуться с конфликтами внутри самой Церкви. Шенуда смог подавить разногласия между соперничавшими группами среди духовенства, но сейчас, во время выборов нового Патриарха, эти конфликты разгорятся с новой силой. Кроме того, будущему Патриарху предстоит иметь дело с растущим числом голосов, призывающих коптов освободиться от влияния церковных иерархов на их политические взгляды, а это может в будущем подорвать власть Церкви. В текущей нестабильной политической ситуации от Церкви требуется внести конструктивный вклад. Патриарху придется принять тот факт, что большинство мест в парламенте заняли исламисты. Пока копты были заняты похоронами одной из самых влиятельных личностей в современной истории Египта, парламент принял новую резолюцию, в которой говориться, что 50% рабочего комитета по подготовке проекта конституции будет состоять из парламентариев, т.е. из Братьев-мусульман и из салафитов. А это значит, что перед Церковью встанет задача защитить права христиан в новой конституции, в которой, как ожидается, будет расширена и закреплена власть исламских законов. Папа Шенуда III Исламские законы – не единственный вызов новому патриарху. Когда несколько лет назад вторая статья старой конституции, где закреплено, что в основе правовой системы египетского государства лежит исламский закон, вызвала жаркие дебаты, Шенуда предложил поправку, которая сохраняла бы за не-мусульманами право жить по своим законам. Тем самым Шенуда попытался лишить коптов возможности обращаться в гражданские суды в качестве альтернативы законам Церкви. Сможет ли новый Патриарх держаться той же линии в условиях растущих протестов против полноправной власти Церкви в решении таких социальных вопросов, как развод или повторные браки.

http://pravmir.ru/chto-znachit-byt-kopts...

При Кирилле VI особенно возрос интерес к агиографии, связанный в т. ч. с признанными К. Ц. случаями чудес и явлений Пресв. Богородицы. Эта тенденция сохраняется и в наст. время. Значительная часть переводов и вновь составленных житий нередко имеет малый тираж и распространяется лишь в пределах местных общин. Чтобы составить представление об этой лит-ре, приходится либо пользоваться каталогами отдельных церквей и мон-рей, либо прибегать к библиографическим справочникам, выполненным католич. орг-циями в Каире (напр., Доминиканским ин-том восточных исследований - Mélanges de l " Institut Dominicain d " Études Orientales du Caire). Издаются преимущественно краткие компилятивные жития (брошюры по 10-20 с.) и рассказы о чудесах (в т. ч. от икон) наиболее популярных в Египте святых: ап. Марка, вмч. Георгия, вмч. Мины, преподобных Антония Великого и Макария Египетского, святителей Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста и др. Крупнейший коптский духовный писатель и общественный деятель XX в.- мон. Матта аль-Маскин (1919-2006), настоятель монастыря прп. Макария Великого в Вади-эн-Натрун. Ему принадлежит более 50 крупных сочинений и сотни статей и проповедей, переведенных более чем на 15 языков и посвященных в основном духовной жизни, богословию обожения и экуменическому диалогу. Среди основных трудов Матты аль-Маскина - 16-томное толкование на НЗ, сочинения о свт. Афанасии Великом и ап. Павле, о егип. монашестве времен прп. Макария Великого, трактат о Евхаристии и др. Во многом благодаря его деятельности в мон-рях К. Ц. возросло число образованных монахов; они каталогизируют монастырские рукописные собрания, создают новые тексты, преимущественно касающиеся духовной жизни, догматики, библейских исследований и агиографии. Литературное творчество патриарха Шенуды III (1971-2012) представлено более чем 100 публикациями, в основном статьями и проповедями. Наиболее важным его произведением является кн. «Взлет духа» ( I    ), которую он написал еще до принятия Патриаршества. После смерти патриарха было издано 2 сборника его стихотворений (2012).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Новости Коптская Церковь отвергла причастность египетских христиан к трагическим событиям 11.10.2011 10:16 Каир, 10 октября. Коптская Церковь отвергла причастность египетских христиан к трагическим событиям минувшей ночи, когда в результате вооруженных столкновений в Каире погибли десятки человек, передает ИТАР-ТАСС . Как говорится в заявлении по итогам состоявшейся сегодня встречи Священного Синода Церкви под руководством папы Шенуды III с участием 70 епископов, ответственность за совершенные накануне преступления лежит на «сторонних силах». «Церковь была шокирована случившемся, когда погибли люди, пришедшие мирным маршем, чтобы заявить о своих проблемах, - отмечается в нем. - Христианская вера отвергает насилие. Посторонние примкнули к этому маршу и совершили эти преступления, которые приписывают коптам». Кроме того, в заявлении отмечается, что «с подобными проблемами копты сталкивается постоянно, однако каждый раз виновные остаются безнаказанными». Глава Коптской церкви также объявил трехдневный траур, который начнется во вторник, призвав христиан провести его в посте и молитвах о жертвах беспорядков и «установлении мира в Египте». Столкновения египетских христиан с силами безопасности, которые произошли накануне у здания государственного телевидения в Каире, стали самыми жестокими с момента революции 25 января. В столице и других городах Египта на акции протеста против сноса церкви на юге страны вышли тысячи человек. В Каире протест закончился кровопролитием - погибли, по разным данным, от 25 до 36 человек, большинство из которые - копты, более 300 египтян пострадали. Сегодня менее масштабные стычки вновь вспыхнули у одной из каирских больниц, куда были доставлены раненые, а также тела погибших. Несколько сот коптов забросали полицейских камнями. О возможных пострадавших раненых информации не поступало. Руководящий Египтом Высший совет вооруженных сил поручил сегодня правительству в срочном порядке сформировать комиссию по расследованию событий в Масперо и наказать всех виновных. Между тем, военные пообещали, «несмотря на продолжающиеся попытки подорвать стабильность страны и посеять хаос», следовать «дорожной карте» по передаче власти гражданским руководителям. При этом, армия также дала понять, что примет все меры для сохранения порядка и зашиты безопасности Египта.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

100 См. Φειδ,ibidem, с. 595 (со с. 594 и далее излагается учение Нестория так, как оно представлено в его автобиографии, которая сохранилась в сирийском переводе под названием «Πραγματεα ρακλεδου Δαμασκηνο»). См. также ω. Καρμρη, ΔΣΜ I, с. 136. 104 ω. Καρμρη, ΔΣΜ I, с. 159 и ΘΗΕ 5 (1964), ст. 1106. Соответствующий текст Кирилла Александрийского содержит следующее: «после же соединения не отделяем естества одно от другого, и не делим Единого и Неразделяемого Сына на двух, но говорим, что Един Сын, и, как учили Отцы, Едина природа Слова воплотившаяся» (πιστολ 46, PG 77, 244D-245A. См. также 77, 232D). Монофизитский акцент сохраняется до наших дней, в чем можно убедиться из высказывания Патриарха Коптской Церкви Шенуды III: «Последствием слияния двух природ, Божественной и человеческой, во чреве Девы было образование единой природы из двух. Единая природа Бога Слова воплотившаяся, как говорил Святой Кирилл) (Σενοντα Г» πατριρχου, φση το Χριστο, с. 17). О возможности воссоединения древних антихалкедонских восточных Церквей с Православной Вселенской (Кафолической) Церковью см.: ω. Καρμρη, Α ρχααι ντιχαλκηδνιοι κκλησαι τς νατολς κα βσις τς πανενσεως ατν μετ τς ’Ορθοδξου Καθολικς κκλησας, Афины 1966. 105 Mansi VI, 641. Schwartz II 1, 1, 145. Деяния Поместного Собора 448 г., вошедшие в состав деяний 4-го Вселенского Собора, приводятся по: Mansi VI, 652–748. Schwartz II 1, 1, 2, 100–145 и J. Harduin, Acta Conciliorum, Париж 1715, II, 109–213. 108 Там же, с. 679. Об антихалкедонцах см. Πρωτοπρ. Θεοδρου Ζση, « γιος ωννης Δαμασκηνς κα “’Ορθοδοξα» τν ντιχαλκηδονων», в Γρηγριος Παλαμς 75 (1992), ст. 1133–1144. 109 Α.. Θεοδρου, χριστολογικ ρολογα κα διδασκαλα Σεβρου το ’Αντιοχεας, Афины 1957, с. 4. 110 См. Φειδ, ibidem, с. 680. Разнообразную терминологию Севира см. также: ’Α. Θεοδρου, там же, с. 12–13, где соединение двух природ во Христе определяется как: сущностное (ουσιδης), ипостасное или по ипостаси (υποστατικ καθ» υπστασιν), природное (φυσικ), истинное (αληθς), неслиянное (ασγχυτος), непреложное (αμετβλητος). Оно превосходит всякое осмысление ограниченным человеческим умом, так что является невыразимым, не поддающимся истолкованию, непостижимым, превыше всякого ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Опасная, потому что новая формулировка Смешанной комиссии, хотя на первый взгляд и православная, тем не менее допускает толкования в духе умеренного и завуалированного монофизитства. Если антихалкидониты принимают православную христологию, что им препятствует согласиться с её православнейшим выражением святыми IV, V и VI Вселенскими Соборами, и особенно IV Халкидонским – выражением, православие которого было удостоверено известным чудом святой великомученицы Евфимии? Отвергая оросы этих Соборов, они дают все основания предполагать, что они в действительности отвергают возвещаемую этими Соборами православную христологию . 4. Осуждение антихалкидонитами Евтихия, по нашему мнению, не является гарантией их православия. Они должны осудить умеренное монофизитство Севира и Диоскора. Стоит заметить, что и преосв. епископ Никопольский считает Диоскора еретиком .  Кроме того, о монофизитствующем характере христологии последователей Севира пишет о. Георгий Флоровский: «Однако для севириан “человеческое” во Христе не было вполне человеческим. Ибо не было активным, не было “самодвижным”… В созерцании монофизитов человечество во Христе было как бы пассивным объектом Божественного воздействия. “Обожение” (феозис) представлялось как односторонний акт Божества, без достаточного учёта синергизма человеческой свободы (допущение которой вовсе не предполагает “второго субъекта”). В их религиозном опыте момент свободы вообще не был достаточно выражен – это и можно назвать антропологическим минимализмом» (умалением человеческого во Христе). Итак, речь идёт об очень тонком моменте, являющемся, тем не менее, основополагающим. Вероятно, в этом и заключается наше различие с нынешними антихалкидонитами, по причине которого орос святого IV Вселенского Собора необходимо исповедовать буквально. А то, что антихалкидониты принимают некоторое умеренное монофизитство, видно как из материалов неофициальной встречи в Архусе, так и из их заявлений, как, например, из приводимого ниже фрагмента вступительной речи Коптского патриарха Шенуды III перед Смешанной богословской комиссией в монастыре Анба Бишой в 1989 г.: «Мы верим, что Господь Бог и Спаситель Иисус Христос – совершенный в Своём божестве и совершенный в Своём человечестве.

http://bogoslov.ru/article/5877680

Ромеи-эллины, привыкшие к софистике и испорченные обычаем философствовать, не горели желанием подчинить свою изощренную логику Духу Божию Именно рассудок, обладающий способностью утонченно и хитро составлять новые вероучительные системы часто становился причиной уклонения от Православия, т.е от Истины Особенную опасность всегда представляют собой непомерная гордость и тщеславие. Эти две страсти-сестры, столь часто сопутствующие людям одаренным если их не излечить, губят многие человеческие души, уводя их от правды Евангелия Святитель Игнатий Брянчанинов в XIX в совершенно справедливо отмечал упадок благочестия и склонность светской публики с цинизмом и колкими остротами отзываться о догматах Церкви Тем не менее догматико-богословская система Церкви Христовой это плод длительной борьбы со всевозможными ересями, плод преображенного Духом Святым ума святых отцов, смиреннейших подвижников и аскетов. Ныне, когда исполняется 1SS0 лет Халкидонскому Собору, состоявшемуся в 451 г и получившему название IV Вселенского, всем нам стоит вспомнить о том неоценимом вкладе, который он внес в православную апологетику это вероучительные определения, которые навсегда отгородили Православие от ереси инославия. Это особенно важно сегодня, когда Вселенское Православие и Истина Христова подвергаются новым атакам и попыткам уничтожить Церковь с помощью догматических компромиссов Прошлогодний визит католикоса армян Герегина и ожидающийся приезд в Россию коптского папы града Александрии Шенуды III понуждают нас быть во всеоружии, чтобы защитить Православие от антихалкидонитов. И Армянская Церковь , и Коптская, а также Малобарская (в Индии) и Эфиопская исповедуют монофизитскую ересь. В чем же принципиальное различие монофизитства и Православия? Для этого мы и вспомним историю IV Вселенского Собора который проходил в малоазийском городе Халкидоне. Этот Собор был открыт 4 октября (по юлианскому календарю) по настоянию святого папы Римского Льва и императора Маврикия. На Соборе присутствовало 630 епископов Предметом обсуждения были еретические воззрения архимандрита Евтихия и деяния так называемого Собора в Ефесе 449 г.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Три нефа базилики первоначально были разделены между собой мраморными колоннами, в XII в. колонны заменили каменными опорами. Мраморные колонны сохранились только в зап. колоннаде, образующей традиц. «возвратный» неф. Два мощных вост. простенка служат опорой для большого купола, который возвышается над хурусом из 3 прямоугольных компартиментов и алтарной нишей. Купол был возведен в XII в. Зал перекрыт деревянной кровлей коробовой формы. В центральном нефе сохранился амвон традиционного для копт. искусства вида. Хайкал выполнен из эбенового дерева с инкрустациями из слоновой кости; царские врата украшены 2 коринфскими колоннами с изображениями Христа и Пресв. Богородицы (XIII-XIV вв.). Дверной проем в сев. стене открывается в придел с криптой в честь св. Барсума аль-Эриана (XIII в.- ок. 1317), который уединенно жил в келье на этом месте и был здесь погребен. Также с сев. стороны храма расположен придел во имя вмч. Иакова Персянина (Иаков Рассеченный; Якуб аль-Фариси/аль-Мукатта). С правой стороны придела находился баптистерий, названный «баптистерием халифа», поскольку, согласно копт. преданию, здесь в строгой секретности принял крещение халиф аль-Муизз после чуда с горой Эль-Мукаттам. Церковь св. Шенуте (Шенуды) находится с юга от ц. св. Меркурия; впервые упоминается в источниках в связи с избранием патриарха в 743 г., но несомненно была построена раньше. Сев. придел храма посвящен Пресв. Богородице, южный - арх. Михаилу. Аль-Макризи (XV в.) сообщает, что халиф аль-Хаким в нач. XI в. обратил эту церковь в мечеть. Неизвестно, когда именно она была снова отдана христианам, но в сер. XIII в. в ней был избран патриарх Афанасий III (1250-1261). Во внешнем виде памятника заметны следы неоднократных перестроек. Интерьер ц. св. Шенуте Интерьер ц. св. Шенуте Одна из важных реконструкций была произведена при патриархе Вениамине II (1327-1339). На деревянной панели в северном нефе сохранилась посвятительная надпись: «Вениамин, в год непорочных мучеников 1045 (1329). Да благословит нас Бог.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Отметим для начала неточность перевода в английском тексте «Заявления» формулы «μα φσις το Θεο Λγου σεσαρκωμνη». Правильный перевод не «одна природа воплощенного Слова» (one nature of the incarnate Logos), но «одна воплощенная природа Слова» (one incarnate nature of the Logos). Сходный перевод встречается и у патриарха Шенуды III: «One Nature of God the Incarnate Logos» 4 . Напрашивается предположение, что эта неточность – преднамеренная. Она сразу задаёт однозначное толкование этой формулы, по которому имеется одна природа воплощенного Слова, то есть Христа. Но в самой формуле речь идёт, строго говоря, об одной природе Бога Слова, которая воплотилась, то есть соединилась с человеческой природой, что не противоречит её дифизитскому толкованию. Далее, называть Кирилловой терминологию, в которой отдано исключительное предпочтение формуле «одна природа Бога Слова воплощенная», не вполне корректно. Действительно, в научной литературе распространено мнение, что указанная формула является наиболее характерной для свт. Кирилла Александрийского , будучи своего рода сокращением и наиболее адекватным выражением его христологии. Но при реальном знакомстве с творениями святителя легко убедиться, что это не так. В отличие от того гипертрофированного значения, которое эта формула приобрела у нехалкидонских богословов, она занимает скромное место в христологии святителя и сам он употреблял её довольно редко. Формулы «μα φσις...» нет в таких ключевых текстах времени несторианского спора, как Второе и Третье послания к Несторию, Двенадцать анафематизмов, «Послание о мире» к Иоанну Антиохийскому; она ни разу не прозвучала на заседаниях Третьего Вселенского Собора; святитель никогда не требовал от своих оппонентов её обязательного принятия. До 433 г., когда была достигнута уния с Антиохийской Церковью , святитель употреблял эту формулу лишь трижды, причём дважды просто в составе цитаты из сочинения «О воплощении», надписанного именем свт. Афанасия Великого . Более характерными для него являются другие выражения, например, «единение по ипостаси» («νωσις καθ’ πστασιν»), которое очень настойчиво используется и обосновывается на протяжении всего несторианского спора и против которого была, в частности, обращена критика его антиохийских оппонентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

В экспозиции были представлены фотографии, документы, видео из Нигерии, Судана, Ирака и других стран. На выставке можно было встретить биографии христианских мучеников, пострадавших в течение последних 50 лет. Такие акции очень полезны. 27 января 2010 г. Евангелическая Церковь Германии объявила о проведении первого общенационального «Дня угнетенных и преследуемых христиан». Католическая Церковь Германии уже несколько лет отмечает «День памяти преследуемых христиан во всем мире», который проводится 26 декабря во второй день празднования Рождества Христова по западному календарю, в день памяти святого Стефана – первого христианского мученика. 13-15 ноября 2011 года в Аммане прошла конференция «Христианские общины на Ближнем Востоке: присутствие, права, опасения и надежды», организованная Межпарламентской ассамблеей Православия (МАП) совместно с Парламентом Иорданского Хашимитского Королевства. Некоторое время назад положение христиан Ближнего Востока обсудили в Каире участники торжеств, посвященных 40-летию интронизации главы Коптской Церкви Патриарха Шенуды III. Решено в ближайшее время провести конференцию Ближневосточного совета Церквей, в ходе которой будут обсуждены все насущные вопросы, связанные с преследованием христиан. Нам нужно подумать и о том, чтобы готовящийся Святой и Великий Собор Православных Церквей высказался по проблеме положения христиан в ряде регионов мира. Одним из способов борьбы с дискриминацией христиан является активизация межрелигиозного и межкультурного диалога. Ему принадлежит важная роль в создании необходимых условий нормализации межрелигиозных отношений в проблемных регионах мира. В России накоплен уникальный опыт мирного сосуществования религий, являющихся для нашей страны традиционными. И это несомненное богатство может быть полезно и для других стран и народов. Ведя диалог с последователями других религий, мы трудимся ради преодоления межнациональных, политических и межрелигиозных конфликтов. Такой диалог позволяет лучше понять друг друга, преодолеть ложные стереотипы, которые зачастую порождают ненависть и агрессию в отношении представителей иной религии.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pre...

В 1998 г. Х. Мубарак декретом 13 передал право выдавать разрешение на реставрацию губернаторам, однако разрешение на строительство оставил за президентом. Это ограничение свободы отправления культа явилось причиной постоянных конфликтов. Исследования Если исключить исследования личного статуса христиан при мусульм. режиме, к-рые не относятся собственно к каноническому праву, есть лишь неск. работ (по крайней мере на зап. языках), касающихся конкретных канонических вопросов. Две проблемы, ставшие объектами докторских диссертаций, были рассмотрены углубленно ( Brogi. 1971; Masson. 1976). В наст. время, вероятно, наиболее актуальным является издание источников. Среди источниковедческих работ справочного характера - монография Риделя ( Riedel. 1900), статьи Кёльна ( C ö ln. 1914; Idem. 1917), «История христианской арабской литературы» Графа ( Graf. Geschichte), энциклопедические статьи Ш. де Клерка ( Clercq. 1949) и Кокена (см.: CoptE. Vol. 2. P. 449-460), а также новейший очерк Г. Кауфхольда ( Kaufhold. 2012). Существует неск. исследований на араб. языке. В частности, следует отметить, что офиц. печатный орган К. Ц. ж. «аль-Кираза» в 2008-2009 гг. опубликовал ряд статей патриарха Шенуды III под названием «Церковные каноны». В первой из них (2008. 7/8. С. 16) патриарх перечисляет источники права (Библия, литургические книги, церковная история, церковные традиции) и формулирует 2 принципа: нужно «понимать дух законов, а не сводить их только к букве» и «отличать неизменные законы от законов, вызванных определенным временем». Во 2-й статье (2009. 7/8. С. 14-15) Шенуда III перечисляет своды церковного права: 1) постановления апостолов; 2) правила 3 первых Вселенских Соборов; 3) правила Поместных Соборов: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Сардикийского, Карфагенского; 4) правила отцов Церкви: Дионисия Александрийского, Петра, «печати мучеников» (сщмч. Петра Александрийского), Афанасия, Тимофея, Феофила и Кирилла Александрийских, Григория Чудотворца, Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста; 5) правила копт.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010