Как сегодня открывается то, что произошло тогда в России? Как на вашу жизнь повлияли эти промыслительные события? – Как я уже говорил, Православные Церкви Франции замкнуты в себе, но так не было в послереволюционные годы, когда русские оказались во Франции. Православные русские богословы имели тогда огромное влияние. И одна из причин того расцвета и того влияния, которое они имели, – в том, что они смогли очень быстро адаптироваться к французской культуре, так как вся русская аристократия до революции владела французским языком. Даже в семье во многих домах Москвы и Санкт-Петербурга говорили по-французски. В России очень любили Францию, французский язык. Благодаря этому русские богословы, оказавшись во Франции, сразу начали писать свои труды по-французски. В частности, Владимир Лосский все свои книги писал по-французски. И мой духовный отец – старец архимандрит Сергий (Шевич), о котором я написал книгу, – когда приехал во Францию, прекрасно говорил по-французски. Он происходил из аристократической семьи, его отец был генералом и состоял при Дворе императора Николая II . У его родителей работала французская няня, немец-шофер и садовник-англичанин, и в возрасте шести лет все дети прекрасно говорили на трех языках. Так что по этой причине отношения между русской эмиграцией и французским обществом очень быстро налаживались. Но если вы спрашиваете лично обо мне, то я научился Православию благодаря моему духовному отцу. От него я воспринял, как из неисчерпаемого источника, преемство непрерывной духовной традиции. Мы ждем обновления откуда-то извне, но основная наша задача как христиан – обновиться прежде всего самим, изнутри – Как вы воспринимаете опасную направленность православной жизни – модернизм и обновленчество? – Я думаю, что все те, кто обеспокоен обновлением Церкви, прежде всего должны были бы обеспокоиться своим собственным обновлением. Очень часто мы ждем обновления откуда-то извне, в то время как основная наша задача как христиан – обновиться прежде всего самим, изнутри.

http://pravoslavie.ru/97478.html

Преподобный Силуан Афонский Вместо предисловия Когда эта статья уже готовилась к публикации, вышел в свет русский перевод замечательной книги Ж.К. Ларше «Преподобный Силуан Афонский» (М., 2015) – фундаментального исследования, посвященного богословию великого старца. Жан Клод Ларше – один из крупнейших современных православных богословов на Западе. С наследием прп. Силуана он знаком не только как патролог, но и в силу личной преемственности: в переписке с преподобным находился его духовный отец, архим. Сергий (Шевич); он также хорошо знал ученика и агиографа святого, архим. Софрония (Сахарова). Множество верующих, знакомясь с жизнью и мыслью святого Силуана, укрепляются в вере Все это могло бы отвратить нас от намерения публиковать нашу статью, и, возможно, так и следовало поступить… Но прп. Силуан – святой, чья личность и писания обладают такой притягательной силой и масштабом, что исчерпать их значение, наверное, в обозримом будущем невозможно даже серьезному ученому; а множество простых верующих, знакомясь с жизнью и мыслью святого Силуана, укрепляются в вере и надежде. Кроме того – и это главное, – жанр статьи предполагает иной, не столь систематический подход, как монография. Итак, приведя все эти «оправдания», автор решается предложить свои размышления об опыте прп. Силуана Афонского, оплодотворенные и получившие новое вдохновение от книги Ж.К. Ларше. Преподобный Силуан Афонский Раннехристианская Церковь еще не знала ни догматов, ни богословия как такового. Зато она в непостижимо яркой мере знала, что такое пророческое служение. Пророки I–II веков – это странствующие служители, которые навещали христианские общины в разных городах и говорили слово от Бога. Это могло происходить на евхаристическом и вообще молитвенном собрании, более того, пророки, согласно «Дидахэ», имели право даже возносить благодарение, то есть произносить евхаристическую молитву, спонтанно рождающуюся в Духе здесь и сейчас, – вместо епископа-пресвитера, произносившего молитву уже формировавшегося литургического канона.

http://pravoslavie.ru/114543.html

Но и на этот раз не получается. Августейшие путешественники (Великий Князь Николай и греческий принц Георгий) отменяют официальный съезд на берег и торжества по этому случаю, достойно проводят Страстную Неделю, в корабельной церкви встречают праздник праздников - Святую Пасху. Процитируем выдержки из дневника по дням Страстной Седмицы: «16-го Апреля. Вторник . Проснулся чудным днем. На берег так и манило. (...) В 10 ч(асов) была преждеосвященная обедня; в 12 прибыл на фрегат принц Арисугава - молодой моряк; он был в Гатчине весной 1889 г., симпатичный человечек! (...) В 6 ½ были на всенощной; Шевич (российский посланник - А.Х.) с нами говеет. 17-го Апреля. Среда . Встал к обедне. День был серый и по временам шел дождь, что портило красивый вид Нагасаки. (...) Всенощная была в 6 ½ . 18-го Апреля. Четверг. Снова погода поправилась, и день был чудесный. В 10 час. отслужили обедню; в это время вошел на рейд клип(ер) «Джигит»; так что за исключением «Сивуча» вся Тихоокеанская эскадра в сборе! После завтрака съехал с Оболенским на берег и прямо отправился на своем дженрикше 667) к фотографу. (...). Затем переехали бухту на фунэ (наименование лодки - А.Х.) в Инасу для посещения русского кладбища. Нашли его в отличном виде; часовня в исправности, точно также офицерские и матросские могилы. (Вот для чего Цесаревич посещает Инасу(!), заметим от себя - А.Х.) (...) Вечером служба чтения 12 Евангелий продолжалась час с ¼ . Время после обеда провел в кают-компании. 19-го Апреля. Пятница. После чаю прибыл Родендорффейд (фельдъегерь - А.Х.) с дорогими письмами из дому. Странно было увидеть его здесь в Японии после Греции. В 2 часа был вынос плащаницы. Джоржи (т.е. греческий принц Георгий, сопровождавший Цесаревича - А.Х.) и я несли ее. Весь день оставался на фрегате, как ни тянуло на берег. День стоял такой же чудесный, как предыдущие. За всенощной мы же несли плащаницу по батарее. После обеда исповедывался у нашего доброго монаха Филарета! Лег спать рано». Далее приведем полное описание праздника Святой Пасхи из «японского дневника» Цесаревича с комментариями. Надо отметить, что без необходимых пояснений многие реалии, детали, люди того времени не известны и не понятны современному читателю. В данном случае комментарии мы дадим после цитирования страниц дневника, сгруппировав пояснения вместе для удобства восприятия. В дневнике Августейшего путешественника об этих торжественных днях читаем:

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/03/...

2 . Кития – Кирилл. 3 . Киринии – Кирилл и председатель (проедр) Солон. VII. Синайская церковь Преосвященнейший архиепископ Синая и Раифы Порфирий, всечестный. Список архиерейских кафедр и занимающих эти кафедры иерархов православных автокефальных церквей А) Сербской – в королевстве Сербии 1) Митрополия – архиепископия Белградская. Архиепископ Белградский и митрополит Сербии Иннокентий (Павлович). Кафедра: г. Белград. Титул: высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Жичская. Епископ Савва (Дечанец, бывший архимандрит Дечанского монастыря). Кафедра: Кральево. 3) Нишская. Епископ Никанор (Ружич). Кафедра: г. Ниш. 4) Тимокская. Епископ Мелетий. Кафедра: г. Зайчар. 5) Шабацкая. Епископ Димитрий (Павлович). Кафедра: Шабац. Б) Сербской – в Австро-Угрии 1) Митрополия – архиепископия Сремско-Карловецкая. Архиепископ и митрополит Карловецкий, патриарх (личный титул отдельных предстоятелей этой церкви, – титул «патриарха» носит и нынешний предстоятель её) Георгий (Бранкович). Кафедра: Ср. Карловцы (нем. Karlowitz). Титул: его святость, высокопреосвященный. Другие епархии: 2) Будимская. Епископ Лукиан (Богданович). Кафедра: С.-Андрее (мад. S. Andree), близ Будапешта. 3) Вершецкая. Епископ Гавриил (Змеянович). Кафедра: г. Верщец (нем. Werscbetz). 4) Бачская. Епископ Митрофан (Шевич). Кафедра: г. Новый Сад (нем. Neutsatz). 5) Горне-Карловецкая. Епископ Михаил (Груич). Кафедра: Плашки (Plaski). 6) Покрацкая. Епископ Мирон (Николич). Кафедра: г. Пакрац (Pakrac). 7) Темешварская. Епископ (вакансия). Кафедра: г. Темешвар. В) Русско-румынской-сербской – в Буновине и Далмации с Бокой Которской (в Австро-Угрии) 1) Митрополия Буковинско-Далматинская и архиепископия Черновецкая. Архиепископ Черновецкий и митрополит Буковинско-Далматинский Аркадий (Чуперкович). Кафедра: г. Черновцы (нем. Czernowitz) в Буковине. Другие епархии (в Далмации и Боке Которской): викарий Буковинской митрополии Владимир де-Редта, еп. Радауцкий. 2) Далматинско-Истрийская. Епископ Далматинский и Истрийский Никодим (Милаш). Кафедра: г. Задр (в Далмации).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

1190. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Монахиня мать Екатерина (1906–1982): Опыт духовной биогр.//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 209–217. Мон. Екатерина – в миру Ксения Владимировна Полюхова. Киприан (Керн) , архим.; Лев (Жилле), архим. – см. ИУ. Мария (Скобцова), прп. – см. также 887. 1191. Емельянова Т. Жанр средневековой мистерии: О творчестве матери Марии (Скобцовой)//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 586–595. Митрофан (Ярославцев), архим. – см. также 2331. 1192. Кончина архим. Митрофана: [Некролог]/И. С.//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 26–27. Архим. Митрофан (Михаил Владимирович Ярославцев; 20 дек. 1883 – 27 янв. 1954 г.) – бывший офицер, получил духовное образование в Болгарии (Софийский университет), с 1937 г. – священник, с 1940 – монах, настоятель Свято-Троицкой церкви в гор. Куриге (Марокко), с 1952 г. – настоятель прихода в Рабате. 1193 . Ахримандрит Сергий (Шевич): [Памяти почивших]//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 196. 1194. Иеромонах Стефан (Замбржицкий) (26/13 авг. 1950 г.): Некролог//ВРЗЕПЭ. 1950. 5. С. 27–28. Иером. Стефан (Замбржицкий Константин Александрович) – бывший военный, в 1931 г. принял сан, с 1933 г. – настоятель Свято-Троицкой церкви в Клиши (под Парижем), 10 месяцев пробыл в нем. концлагере, организовал там церковь . В 1949 г. вернулся в СССР, принял постриг в ТСЛ. Скончался в гор. Костроме. Миряне Успенский Л. А. – см. также ИУ. 1195. Леонид Успенский : [Памяти почивших]//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 196. См. также: 500; по ИУ: Лосский В. Н. Америка 1196. Дело Нью-Йоркского Николаевского кафедрального собора: (Письмо из Нью-Йорка)/А. П.//ВРЗЕПЭ. 1953. 13. С. 58–64. Судебный процесс 1947–1952 гг., начатый митр. Феофилом (Пашковским) за право владения собором. 1197. Мейендорф И. , протопр. Жизнь, достойная восхищения/Пер. с англ.: А. Л. Дворкин//АиО. 1994. 3. С. 123–132. Памяти протопр. А. Д. Шмемана. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это – Анатолий Янкович, архимандрит ковыльского монастыря, ныне архимандрит монастыря крушедольского. Но по той или иной причине Анатолию Янковичу не удалось занять желательное для него место… Когда Митрофан Шевич и вторично отказался от предложения Юрковича, пришлось тогда Каллаю обратиться к хорватско-славонскому бану Куэн-Хедервари, чтобы тот нашел ему подходящего человека на митрополичью вакансию в Тузле (как будто из 700 тысяч православных душ не мог Каллай найти пригодного человека в самой Боснии на означенную вакансию!). Бан искал и указал на законоучителя реального училища в Горнем Карловце, потом председателя сараевской консистории Григория Живковича, который и был назначен в мае 1897 года зворнико-тузланским митрополитом. Так замещена вакансия митрополита тузланского, к удовольствию правительства, Каллая и многих других. В таких обстоятельствах, разумеется, не могло быть доверия к боснийской оккупационной власти. К удивлению, Каллай не мог понять недовольства сербского народа в Боснии. Он полагал, что управление его – наилучшее «для народов на первобытной ступени развития», как он однажды выразился в разговоре с одним боснийским народным вождем («перваком»). А когда этот последний сказал, что в одно и то же время с оккупацией Боснии и Герцеговины освобождены болгары, Каллай промолчал. «И вот – говорил народный вождь – болгары имеют университет, академию наук, гимназии, школы, литературу, библиотеки, парламент, войска, финансы, – а Босния ничего!» Каллай и на это промолчал. «Видите, «Преузвишени», – заключил свою речь народный вождь – на это вам нечего ответить. И док (пока) ви тако, и ми онако»… 555 Весн. срп. ц. 1907, окт., 814–815; Пастирска Реч, 1907, 43, стр. 344; Царигр. Гласник, 1908, 20. 558 Напр. «Српска Pejeч» (выход. в Сараеве); Застава (выход. в Новом Саде), 1908, 273, утр., и др. 559 Стр. 2537–2538. – Те же мысли изложены в статье г. С. Т. в «С.-Петерб. Вед.» 1909, 53 (выдержки – в «Церк. Вестн.» 1909, 11, стр. 331–332). 561 Газета «Застава» (1901, 96) отмечает, что архиерейский синод карловицкой митрополии в 1879 г., вслед за оккупацией Боснии и Герцеговины, постановил – без сомнения не по собственному побуждению, а по давлению сверху, – такую резолюцию: «Так как карловицкий патриарх – наследник печской патриархии, и ему, как такому, принадлежит юрисдикция над босно-герцеговинскою православною церковью, то от имени синода просить его величество, чтобы босно-герцеговинская сербская православная церковь была подчинена карловицкому патриарху».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На заседании 6 сентября большин­ством (40) голосов избран епископ бачский Митрофан Шевич, во он от избрания в патриарха отказался. Но­вые выборы назначены были на 9 сентября, и в этот день избран будимский епископ Лукиан Богданович боль­шинством 39 голосов (36 радикальных, 1 от либералов и 2 от депутатов внепартийных), а епископ пакрацкий Ми­рон Николич получил 25 „самостальных“ голосов; 4 радикальных депутата не подавали голосов, а 7 депутатов отсутствовали. Высочайшим указом от 24 сентября избрание Лукиана Богдановича утверждено. В этот день, накануне инсталляции, устроена была новоизбранному патриарху торже­ственная „баклада” (шествие с факелами) при участии учащихся в богословском училище и гимназии, военной и духовой музыки. 25 сентября совершена была по определенному це­ремониалу в церкви апостолов Петра и Павла инсталляция новоизбранного и высочайше-утвержденного патриарха. 26 сентября на заседании народно-церковного конгресса патриарх Лукиан Богданович в речи своей коснулся неотложных, стоящих на очереди, вопросов церковной и общественной жизни и отметил настоятельную необходи­мость улучшить содержание духовенства и обеспечить последнее на случай болезни и старости. На эти предметы патриарх обещал свою личную единовременную и ежегод­ную помощь, что и исполнил, основав в 1909 г. фонд для улучшения священнического содержания вкладом в банк 25,000 крон. Предшественник нынешнего патриарха патриарх Георгий Бранкович (избран в патриарха в апреле 1390 г., скончался 17 июля 1907 г.) известен как круп­ный жертвователь на пользу просвещения. Именно, он по­жертвовал 200,000 крон на постройку дома для богослов­ского общежития („семинара”), 80,000 к. на дом учитель­ской школы в Сомборе, где он много лет был про­тоиереем, 60.000 к. основной школе в Далье, 30.000 к. школе в Кулпине, 30.000 к. фонду св. Саввы, 24.000 к. общин в Сантове, 39,000 к. (дом), Сербскому Соколу в Карловцах, 20.000 к. на иллюстрированное издание книги „Сербская карловецкая митрополия», 20.000 к. за кар­тину „Сеоба (Переселение сербов в Австро-Венгрию), 16.000 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Лит.: Пскян К. Светлой памяти митр. о. И. Шачнева. ПР. 1994. 24. Шевич Кирилл Георгиевич см. Сергий, архимандрит. Шевченко Давид (26.6.188116.4.1982, Валь Дор, Канада), протоиерей. Из перемещенных лиц из Восточной Европы, принят в клир Западно-Европейской епархии РЗЦ в сане священника (10.4.1951), вскоре уехал в США и принят в юрисдикцию СевероАмериканской Русской Митрополии, настоятель Воскресенского храма в Торонто, вышел за штат по старости. Шепелевский Николай (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Эмигрировал во Францию, состоял в юрисдикции МП (1931), диакон церкви Трехсвятительского подворья в Париже (1935), рукоположение совершил митр. Ковенский Елевферий (Богоявленский) в Париже, больше сведений о нем не имеется. Шепель Лев Иосифович (дата рождения не установлена – 11.1.1968, Сербия), протоиерей. Окончил Виленское военное училище, капитан 38-го Сибирского стрелкового полка, участник 1-й мировой войны и Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал через Константинополь в Сербию (1920), состоял в юрисдикции РЗЦ, переселился во Францию, священник (1934), рукоположение совершил архиеп. Серафим (Лукьянов) в Париже, настоятель Св.– Серафимовской церкви в Шелле под Парижем (1.2.19351.12.1937), вернулся в Сербию, где и остался после войны, настоятель русской церкви в Великой Кикинде (1940-е гг.), настоятель русской общины в Бела Цркв, после окончания 2-й мировой войны состоял в юрисдикции Сербской Православной Церкви, больше сведений о нем не имеется. Шереметев Георгий Александрович, граф (29.1.1887, СПб. 12.5.1971, Лондон, Великобритания), протоиерей. Из семьи дворянства, сын ген.-майора свиты императора Николая II и начальника придворной певческой капеллы, женат на княжне Е.Д. Голицыной. Учился на филологическом факультете С.-Петербургского университета, поступил на военную службу в ЛейбТвардию, ротмистр Кавалергардского полка императрицы Марии Феодоровны, женился в Москве (3.9.1910), участвовал в 1-й мировой войне, окончил войну в чине полковника Кавалергардского полка, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на Юге России, эмигрировал в Италию (1920), где проживал четыре года, затем переехал во Францию, овдовел (1936), во время 2-й мировой войны воевал в автомобильных частях немецкой армии, в конце войны находился в северо-западной части 1ермании в лагере для перемещенных лиц и решил посвятить себя духовной жизни, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (1946), священник (1946), помощник настоятеля церкви при лагере в Фишбеке под Гамбургом (19461947), настоятель церкви при лагере Фишбека (194722.1.1952), помощник настоятеля Св.-Николаевской каф. церкви в Мюнхене (22.1.195230.5.1952), 2-й помощник настоятеля Успенской церкви в Лондоне (1.6.19521959), 1-й помощник настоятеля церкви в Лондоне (19591967), протоиерей (28.8.1959), настоятель церкви при Благовещенской женской обители в Лондоне (19671971).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Отпущены ли грехи расслабленному, знал только Тот, Кто (их) отпустил. А действие слов встань и ходи могли удостоверить как тот, кто встал, так и те, кто видел его встающим», – пишет об этом святитель Иоанн Златоуст . В этот напряженный момент Христос при всех велит парализованному: «Встань». И происходит чудо, паралитик поднимается на ноги и выходит из дома. Происходит и второе чудо, большее, – Христос прощает грехи больному человеку. Происходит даже большее: этот дар совершать таинство Исповеди Спаситель сообщает апостолам и их преемникам. Исповедь дает нам духовное очищение. Исповедь вошла в жизнь христиан, как постоянно совершающееся таинство. Сейчас в практике нашей Церкви прихожане примерно раз в месяц исповедуются и потом причащаются. Спрашивают: как часто исповедоваться?.. Даже если человек понимает важность Исповеди, он может откладывать ее на потом, не исповедоваться по году и больше. Не только Исповедь, любое важное несрочное дело может откладываться на потом – месяцами и годами. Чтобы этого не происходило, важное несрочное дело нужно планировать: «Половина мая прошла, я не исповедовался. Подготовлю Исповедь на ближайшую субботу, в воскресенье утром, Бог даст, причащусь». Некоторые говорят: «Зачем исповедоваться через священника? Я исповедую грехи в прямой молитве Богу». Христос подарил нам уникальное чудо Исповеди. Таинство Исповеди очищает наши грехи гораздо сильнее, чем наша личная покаянная молитва. Таинство Исповеди очищает наши грехи гораздо сильнее, чем наша личная покаянная молитва Приведем аналогию: если мы испачкали руки в пыли, достаточно сполоснуть их под водой; если же мы испачкались в краске, нам нужно применить сильные чистящие средства, воды недостаточно. При этом Церковь не умаляет значения покаянных молитв, по книгам или своими словами. Откройте любой церковный молитвослов, вы увидите множество покаянных обращений к Богу. Церковь верит, что молитва к Богу о грехах нужна, но этим не довольствуется. И принимает с благодарностью таинство Исповеди. Старец Сергий (Шевич) наставлял, как приносить Богу покаяние:

http://pravoslavie.ru/146095.html

Это был беспрецедентный случай. На русского цесаревича, посетившего Японию по приглашению японского императора и которому последний гарантировал безопасность, напал полицейский из состава охраны. Япония оказалась перед лицом скандального дипломатического провала, и даже перед угрозой безопасности страны, так как в то время семи военным кораблям России, сопровождавшим престолонаследника, ничего не стоило уничтожить весь японский флот. О гневе русских говорил факт их отказа от услуг японских врачей, присланных императором, хотя рана была пустяковой. Сам император поспешил лично приехать к Николаю Александровичу, проводил его до порта и даже поднялся на борт русского военного корабля – поступок немыслимый для правящего японского монарха. В события вмешались российский посланник Шевич и епископ Николай. Николай особенно усердствовал и, в частности, больше других уговаривал своего тезку не доводить дело до войны с Японией. Цесаревич принял извинения японского императора. Инцидент разрешился мирно. В 1910 году торжественно отмечался 50-летний юбилей служения Николая в Японии. Святейший Синод возвел его в сан архиепископа. Николая поздравляли и японский император, и губернатор Токио, японская пресса, иностранные миссии. В речи губернатора Токио содержались такие слова: «…Мне кажется, что те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионера, но также заключается в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране…» О русской миссии восторженно отзывались другие иностранцы в Японии. Из английского отчета: «Наряду с Англиканскою Японскою Церковью стоит великолепная Русская Миссия под водительством лучшего христианина в Японии, Архиепископа Николая…» Сам владыка о своих заслугах рассуждал так: «Разве есть какая-нибудь заслуга у сохи, которою крестьянин вспахал поле? Разве может она хвалиться: «Глядите-ка, православные, что я наделала!»…Роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть дело Божье растет!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010