С. Девятова Скачать epub pdf Архимандрит Сергий (Шевич) (1903 – 1987) Архимандрит Сергий (в миру Кирилл Георгиевич Шевич) родился в семье военного 21 июля/3 августа 1903 года в Гааге (Нидерланды). В Гаагу его родители Георгий и Мария приехали погостить у его деда (по материнской линии) Кирилла Струве, который в то время находился в Нидерландах качестве посла России. Через три недели после рождения малыша, которого назвали в честь деда Кириллом, семья вернулась в Россию. Известно, что в период с 1911 по 1913 гг. полковник Георгий Шевич командовал драгунским полком в Вилль-манштранде в Финляндии, духовник полка отец Сергий обучал мальчика по просьбе его отца закону Божию. Отец Сергий подарил Кириллу экземпляр Нового Завета на церковнославянском с параллельным русским текстом. В 1914 году Георгий Шевич был назначен командиром гусарского полка императорской гвардии и членом свиты Его Императорского Величества, поэтому Кирилл вместе с семьей переехал в Царское Село, где находился царский дворец. В 1915–1916 годах, во время войны, семья несколько раз ездила в Кисловодск, а затем, в конце 1916 года, на некоторое время переехала в Тифлис, где стоял гарнизон генерала Шевича. Во время революции 1917 года у семьи Шевич было конфисковано все имущество. В 1918 году, еще подростком, Кирилл, как и многие его сверстники, вступил во Всероссийский Союз монархической молодежи. В 1920 году Кирилл эмигрировал вместе с семьей, после краткого пребывания в Швейцарии и двух лет в Берлине, с 1923 году семья Шевич поселилась в Париже. Кириллу удалось устроиться работать в банке Морган. В тридцатых годах Кирилл постоянно участвовал в собраниях молодой интеллигенции, которые проходили каждую неделю в доме философа Николая Бердяева в Кламаре. Кирилл  посещал и кружок, организованный Жаком Маритэном. Вечерами он часами молился и неукоснительно посещал богослужения. Его духовником в то время был отец Афанасий (Нечаев) (1943 году) первый настоятель прихода Трех Святителей на рю Петель; в России он был монахом Валаамского монастыря. Митрополит Антоний (Блюм), который в те же самые годы был его духовным чадом, описывает его как «выдающегося человека, абсолютной простоты, обходившегося малым » и разделявшего с еще более бедными, чем он сам, то немногое, что имел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На этом разговор кончился, и младороссы в Париже пристали к нам. Впрочем, в Нью-Йорке они были с карловчанами, также и в Бразилии. Один из них, Шевич, был усерднейшим и очень религиозным членом нашего приходского совета. Впоследствии, уже при немецкой оккупации Парижа, он после сидения в концлагере принял монашество с именем Сергий, в память о Московском митрополите Сергии, которого он глубоко чтил. Между прочим, как мне говорил в Америке Казем-Бек, немцы освободили его из лагеря именно ради вступления его в монашество. Казем-Бек, по моему мнению, недостаточно придал значения уходу видного своего сотрудника из партии: он больше смотрел на это как на частное, духовно прекрасное дело Шевича. Но тут нужно усмотреть и политическую сторону: Шевич разочаровался в политической эмигрантской деятельности вообще и младороссов в частности. Это я точно знаю из его письма ко мне в Америку. Единственно важным делом, полезным не только для себя, но даже и для родины, он стал считать прежде всего духовную работу над собой, без нее он перестал верить в правильность и политических принципов и установок и в самую возможность встать на правильный путь. Если угодно, его уход был не просто и не только личным религиозным актом, но и результатом сознания ошибочности младоросского движения, И выпустили его, конечно, не ради монашеского пострига, а как человека, разочаровавшегося в неприятной немцам политической антигерманской группе. Но они не учли того, что будущий монах станет на позицию того Сергия, имя которого он принял, то есть тоже будет патриотом в борьбе с ними... Только иным путем, чем младороссы... Я считаю его шаг хотя и необязательным, но правильным. Мое наблюдение над всей эмиграцией давно убедило меня тысячами фактов, что вся наша беда происходит от неправильной духовной установки, от недостаточной религиозности и от самочинного неверия в Православную Церковь. О. Сергий Шевич будет одним из церковно-общественных деятелей нового поколения - теперь ему около 37 лет. Дай Бог ему сил на это. Конечно, он не ради будущей деятельности ушел в монастырь, но тем ценнее и выше по своим добрым разным последствиям его постриг. Кто знает, какая значительная величина вырастет из него! А он человек редкой чистоты души, искренности и воспитанности, но в то же время и твердой решительности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Генерал Георгий Шевич поддерживал личные отношения с царем Николаем II и его супругой; об этом свидетельствует письмо императрицы супругу, датированное 31 января 1915 го­да: «Я попрощалась с пятью офицерами, возвращавшимися на фронт; Шевич был огорчен, что не может дождаться Вашего возвращения; он уедет завтра, так как опасается отстать от полка». См. также в первую очередь воспоминания Марии Шевич (Marie Chévitch. Sans retour, Ce qui fut. Archives Bakhmeteff, Université de Columbia). 8 В книге, вероятно, неточность. Одесса была эвакуирована белыми войсками в январе ст. ст. 1920 г., в октябре 1920 г. Русская армия ген. Врангеля вместе с частью мирного населения была эвакуирована из Крыма. В обоих случаях эвакуация морским путем шла, в основной, на Констан­тинополь. – Прим. ред. 10 Об Александре Казим-Беке см. диссертацию Мирей Массип (Massip М. La vérité est fille du temps. Alexandre Kasem-Beg et l’émigration en Occident. Genève: Éditions Georg, 1999). 14 В издании «Младоросс»: Борьба за веру в России (1930, 2, март); Движение протеста и Русская Церковь (1930, 3, май); Крах нападок на религию (1930, 4, июнь); Два пути борьбы для России (1931, 7, апрель). В издании «Оповещение»: Эсеры и предстоящая канонизация импе­раторской семьи (1928, 3); Эволюция Милюкова и Керенского (1929, 4); Профессор Степун о младороссах (1929, 5–6); Россия. Быть или не быть? (Борьба за веру в России) (1929, 7–8). 15 Например, он писал: «Патриарх Тихон и его последователи – те, кому удалось, несмотря на все испытания, спасти Православную Церковь от участия в политической жизни и определить новую позицию, чисто религиозную, – тем самым лишили врагов Церкви их самого мощного оружия: возможности бороться с Церковью как с политической организацией» (Россия. Быть или не быть? (Борьба за веру в России)//Оповещение, 1929, 7–8, октябрь). И еще: «Борьба за будущее России может идти по двум путям: религиозному и политическому. Оба эти пути, хотя и близкие во многом, совершенно различаются между собой. То, что в первом случае является выражением силы и максимальной напряженности борьбы, во втором может явиться слабостью, капитуляцией и компромиссом. Законы духовной борьбы, четко указанные в Священном Писании (например, в Послании апостола Павла к ефесянам) и в творениях святых отцов и подтвержденные вековым опытом Церкви, зачастую неприменимы к борьбе политической, и наоборот. Смешение двух этих путей неоднократно приводило к историческим конфликтам и трагическому непониманию; это имеет место и сейчас» (Два пути борьбы для России//Младоросс, 1931, 7, апрель).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

270 . Новейшая раскольническая литература (1899 г.). 271 . Торжество австрийского раскола в Москве (1899 г.). 272 . Еще образчик нравов раскольнического духовенства (1899 г.). 273 . Прощальное слово к читателям «Братского Слова». 274 . О представлении старообрядцев митрополиту Сергию (Отдельное изд. из «Летописи» за 1893 г.). 275 . Рецензия на книгу Н. Гиббенета «Историческое исследование дела патриарха Никона » (Известия Акад. наук, 1886 г.). —567— 276 . Воспоминания, заметки и письма. А. В. Горский (Русское Обозрение, 1896 г., кн. 1). 277 . Письма А. В. Горского к митрополиту Сергию (Русский Вестник, 1899 г.). 278 . Из заметок читателя духовных журналов и газет (Москов. Вед., 1899 г., 246, 265, 276, 277, 319 и 331). 279 . В память об А. Н. Муравьеве (Там же, 1899 г., 235 и 236). 280 . История одной полемической статьи (Там же, 1899 г., 254–256). 281 . Четыре письма митрополита Филарета к митрополиту Сергию (Там же, 1899 г., 331). 282 . Скорбный вопрос (Там же, 1899 г.). 283 . О книжке Т. И. Филиппова: «Три замечательные старообрядца» (Там же, 1899 г., 313–316). 284 . Памяти Т. И. Филиппова (Там же, 1899 г., 332). 285 . О панораме «Голгофа» (Там же, 1899 г., 347). 286 . В семье священника. Из воспоминаний детства (Там же, 1899 г., 355). 287 . После праздника в Братстве св. Петра митрополита (Там же, 1899 г., 355). 288 . Из истории раскола в первые годы царствования императора Александра II (1900 г., Душеполезное Чтение, 4–5, напечатано и отдельно). 289 . Обличение еретичеств Арсения Швецова, составленное Механиковым по благословению Иоанна Картушина (1900 г., Душеполезное Чтение и отдельная книжка). 290 . Из быта старой духовной школы (1900 г. Москов. Вед., 37). 291 . Не лишняя справка. О мнимых старообрядцах под Берлином (1900 г. Там же, 93). 292 . Памяти архимандрита Павла (1900 г. Там же, 117). 293 . Единоверие и раскол в Буковине (1900 г. Там же, 155–157). 294 . Климоуцкая единоверческая церковь (1900 г. Там же., 297). 295 . О Единоверии. По поводу его столетнего юбилея (1900 г. Там же. Издано отдельной книжкой).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Москва, 1897. Т. 2. 240.       Подлинность поучения преподобного Феодосия Печерского о питии и чашах тропарных и о казнях Божиих//ИОРЯС. 1897. Т. II. Вып. 3. 241.       Интерлюдии Митрофана Довгалефского//КС. 1897. 10-11. 242.       О некоторых змеевиках, энколпионах и образках, найденных в Киевской губернии и вообще на юге России//Археологические " известия и заметки. Москва, 1898. 5-6. 243.       Профессор богословия в старой Киевской академии Сильвестр Суходольский и его " Историческое рассуждение о догматическом богословии "http://ТКДА. 1898. 244.       Из истории киевского Владимирского собора//ТКДА. 1898. 12. 245.       Письмо Императора Александра Павловича к Обрезкову//Русский архив. 1898. 1. 246.       Собрание Б. И. и В. Н. Ханенко. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899. Вып. 1; Киев, 1900. Вып. 2. 247.       О росписании стен и вообще об украшении Киево-Владимирского собора//ТКДА. 1899. ЧЦАО. 1899. Вып. II. 248.       Археологическая находка на хорах в Великой церкви Киево-Печерской лавры: Описание и 5 таблиц фотокопий//ТКДА. 1899. 6. 249.       Типик о церковном и о настенном письме епископа Нектария из сербского града Велесса 1599 г. и значение его в истории русских иконописей//ЗИРАО. 1899. Кн. 4, вып. 1—2. 250.       Сказание о перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуня через Ригу в Зарайск в 1224-1225 гг.//Труды X археологического съезда в Риге в 1896 г. Москва, 1899. 251.       О золотой медали князя К. К. Острожского//Археологические известия и заметки Московского археологического общества. 1899. 3-5. 252.       Некролог Н. П. Чернева//Киевское слово. 1899. 4228; КС. 1899. 11; Исторический вестник. 1899. 11. 253.       Стихотворение малорусского писателя П. Кореницкого " Нехай " , с замечанием о нем//КС. 1899. 10. 254.       Отношение поэзии Пушкина к украинской жизни и поэзии//Сборник статей об А. С. Пушкине, по поводу столетнего юбилея. Киев, 1899. 255.       Значение Пушкина в украинско-русской литературе//Галичанин. 1899. 10—13, 15—16.

http://bogoslov.ru/person/401224

Протоиерей Иоанн Сергиев. 17 Января 1899 г. Кронштадт. Председателю Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви протоиерею Философу Орнатскому. 28 января 1899. Кронштадт Прошу принять от меня в пользу славного Общества религиозно-нравственного просвещения триста рублей 695 . Игумении Алексии (Пляшкевич). 30 января 1899. Кронштадт Достопочтенная Игумения Алексия! Присылаю на нужды вашей обители пятьсот рублей. Прошу о получении уведомить меня. Поклон мой тебе и всем сестрам. – Дай Бог, чтобы жертва пошла на пользу. Ваш слуга и смиренный Богомолец, Протоиерей Иоанн Сергиев 30 Янв 1899. Доложите и Владыке 696 о получении. – П И С . Игумении Алексии (Пляшкевич). 10 февраля 1899. Кронштадт 697 10 Ф 1899 Матушка Игумения Алексия! Прошу тебя принять опять в обитель, тебе вверенную, бывшую послушницу Анну Ильину. Надеюсь, что ты водворишь ее в обители, – а она – окажется достойною твоего высокопреподобия. Протоиерей из Кронштадта Иоанн Сергиев Священнику Александру Якубову. 25 февраля 1899. Кронштадт Шлю вам пятьсот руб. на устройство школьного и причтового дома, а также – сторожки 698 . Примите усердное даяние во славу Божию и св нашей Церкви. Господь воздаст за вас и для вас. Кронштадтского собора настоятель, Протоиерей Иоанн Сергиев. Священнику Николаю Лопатинскому. 25 февраля 1899. Кронштадт Многоуважаемый отец Николай Лопатинский! Честь имею препроводить к вам на нужды Тереспольского прихода или округа тысячу рублей, в которых имеется настоятельная нужда по построению школ 699 . Ваш собрат во Христе, глубоко сочувствующий вашей просветительной деятельности в крае, Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадт. 25 февр 1899 г. Государственному Контролеру Т. И. Филиппову. 26 февраля 1899. Кронштадт 6 Февр 1899 . Ваше Высокопревосходительство Милостивый Государь и Благодетель! Ваш ко Христу ведомый покорный слуга – прошу вас искреннейше – принять этого молодого человека и благосклонно выслушать его просьбу 700 . Преданный всей душой слуга Ваш, Кронштадтского собора Настоятель, Протоиерей Иоанн Сергиев. Настоятелю Воскресенского практически-миссионерского монастыря игумену Арсению. 1 марта 1899. Кронштадт

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

1211 Весн. срп. ц. 1899, май, 445; Србобран, 1899, 153; Цариградски Гласник, 1900, 3. Фонд Саввы Текелия предназначен к поддержанию духовенства и вскоре может начать свою службу, потому что достиг 1 мил. гульденов. – Отметим щедрое пожертвование умершего в ноябре 1899 г. новосадского купца Георгия Недельковича, который, по завещанию оставил 65 тыс. гульденов на благотворительные и просветительные цели, и в том числе 10 тыс. гульд. фонду св. Саввы в Карловицах, 5 тыс. гульд. кафедральному собору в Новом Саде и тыс. гульд. обществу св. Саввы в Белграде (Весн. срп. ц. 1899, дек., 1141). 1212 Сами шакацы утверждают, что, по преданию, их предки были православными. И в старых сербских хрониках значится, что Сантово в 1736 г. было совершенно сербским селением, и что тогдашние его жители были православными. 1213 «Буньевцы», живущие в различных селениях округа Бачка, в количестве 100 тыс. душ, пришли сюда одновременно с сербским патриархом Арсением Черноевичем из Герцеговины из округа реки Буна, от которой получили свое название. 1214 О переходе в православие сантовцев – Весник срп. ц. 1899, март, 250–252; Синод. Цер. Вед. 1899, 14 и 16–17 (статья прот. Ф. Кардасевича); Моск Ведом. 1899, 74 и др. газеты и журналы, сербские и русские. Новоприсоединенные сантовцы начали уже и «крсно име» праздновать, чему пример показал один из видных жителей Сантова (Варф. Елич, – он же пожертвовал колокола для православной сантовской церкви). Специально сербский праздник «слава» или «крсно име» понравился сантовцам, и они обещали каждый избрать себе и праздновать «крсно име» (Застава. 1900, 1). – Отдельные случаи перехода сербов-католиков в православие нередко отмечаются сербскою печатью (см. напр. Весн. срп. ц. 1899. июнь, 532; Србобран, 1900, 33, 41; Застава, 1900, 23). 1217 Решение нарочитого комитета конгресса по этому делу напечатано в журнале «Српски Сион», 1899, 51 и в «Србобране» 1899, 153. 1218 В 1873 г. черновицкий епископ Евгений Гакман был произведен в буковинские и далматинские митрополиты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выбор монашеского пути Духовным отцом Кирилла Шевича в это время был Афанасий (Нечаев) – воспитанник Валаамского монастыря в России. Он известен тем, что был также и духовником Андрея Блюма (митрополита Антония Сурожского), о чём впоследствии неоднократно упоминал в своих воспоминаниях владыка Антоний. В это время Кирилл Шевич всё более ощущал своё призвание к монашеской жизни. Однако поскольку от него материально зависела вся его семья, о своих намерениях он никому не рассказывал. Лишь в 1938-м году Кирилл вступил в переписку с Силуаном Афонским, в которой упомянул и о своём желании. Старец благословил его на монашество такими словами: «Иди и изо всех сил взывай к людям: Покайтесь!”» Однако начавшаяся война так и не позволила Кириллу посетить Афон. В конце мая 1940 года за участие в организации младороссов Кирилл подпал под подозрение и был арестован французскими властями. Его отправили в концлагерь в Верне. В скором времени получив свободу, Кирилл Шевич 22 июня 1941 года был арестован уже оккупационными властями Германии и был отправлен в лагерь в Компьень. Во время пребывания в заключении Кирилл лишь утвердился в своём желании дать монашеские обеты, что и было им осуществлено сразу же после его освобождения. Произошло это 18 ноября 1941 года. Тогда духовником Кирилла был уже архимандрит Стефан (Светозаров), настоятель Свято-Троицкого прихода в Ванве. Он также был постриженником Валаамского монастыря, поэтому неслучайно, что новое имя Кирилл получил в честь преподобного Сергия Валаамского. Хиротония 11 сентября 1945 года епископом Владимиром (Тихоницким) было совершено рукоположение отца Сергия во диаконы, а уже на следующий день совершилась его иерейская хиротония. Отца Сергия сразу же назначили настоятелем храма Святой Троицы в Ванве, на место его духовника архимандрита Стефана, который был переведён на другой приход. Немного позже отец Сергий был назначен также и игуменом Свято-Духовского скита в Ле-Мениль-Сен-Дени . Важно отметить, что и в этот период не прерывалась связь с традицией Валаамского монастыря – как известно, тогда отец Сергий вёл переписку с известным Валаамским старцем Харитоном (Дунаевым), к чьим советам он весьма прислушивался.

http://pravoslavie.ru/122642.html

Вынужденная эмиграция В октябре 1920 года семья Шевичей вынужденно эмигрировала из России. После недолгого пребывания в Швейцарии, где тем не менее Кирилл успел сдать экзамены на бакалавра, их пристанищем стала Германия. В Берлине семья Шевичей прожила два года. Здесь Кирилл стал работать в одном из банков. Наконец в 1923-м году они переселились в Париж. Кирилл устроился работать в банк Морган на почётную должность – он вёл счета коронованных особ. В особняке Шевичей собирались выдающиеся представители русской эмиграции В особняке Шевичей часто собирались выдающиеся представители русской эмиграции. Сам Кирилл Шевич в 1924-м году вступил в организацию младороссов. Это движение имело своей целью восстановление монархии в России. В её составе, вначале на должности казначея, а затем и в совете директоров, Кирилл пробыл до самого закрытия организации в 1933-м году. Однако в последние годы он отдалился от её основателя А. Казем-Бека из-за уклонения последнего в сторону фашистской идеологии. Помимо организации младороссов, Кирилл Шевич в это время посещал собрания Братства Святого Албания и Святого Сергия, на которых вёлся богословский диалог между православными и англиканами Великобритании. Он также активно участвовал в собраниях интеллигенции в доме Николая Бердяева в Кламаре, посещал лекции по богословию и патрологии в Оксфорде, писал статьи для журнала «Вестник». Верный Матери-Церкви Отец Сергий останется верным Матери-Церкви, не боясь оказаться в меньшинстве Когда управлявший Западноевропейской епархией РПЦ Митрополит Евлогий (Георгиевский) в 1930-м году перешёл в Константинопольский Патриархат, Кирилл был одним из немногих, кто остался верен Московской Патриархии. В это время его интерес к духовной жизни сильно возрастает. Он принял активное участие в организации нового прихода Московской Патриархии – Трёхсвятительского храма на рю Петель. Показательно, что когда в 1947-м году, после временного воссоединения, в Западноевропейской епархии вновь произойдёт раскол, отец Сергий вновь останется верным Матери-Церкви, не боясь при этом оказаться в меньшинстве.

http://pravoslavie.ru/122642.html

Путь чистоты. П., 1929 Церковь и молодежь. П., 1933 Молдавский старец Паисий Величковский . П., 1938 (2-е изд. П., 1976) Что такое молитва Иисусова? Сердоболь, 1938 О внутренних препятствиях на пути к Евангелию. П., 1951 Бог в русской душе. М., 1998. Архив: Послужный список о. Сергия (Четверикова) . (19231946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни; Прот. Сергий Четвериков (Некролог). ВЦЖ. 1947. 8 Зеньковский В., прот. Прот. Сергий Четвериков . ЦВ. 1947. 7 Спасский Ф.Г. Памяти о. Сергия Четверикова . Вестник РХД во Франции. 1949 В.З. Памяти о. С. Четверикова. К 10-летию со дня кончины. Вестник РХД. 1957. 4. Сергий ( Шевич Кирилл Георгиевич ; 3.8.1903, Гаага 25.7.1987, Курбевуа, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства, сын генерал-адъютанта при императоре Николае П. Эмигрировал с родителями в Берлин (1921), а затем в Париж (1923), учился в Оксфордском университете, работал в банке Морган в Париже, активный член РСХД, издавал статьи о положении Церкви в Советской России в «Вестнике РСХД», прихожанин храма Трехсвятительского подворья в Париже со дня его основания (1931), состоял в юрисдикции МП, участвовал в движении «Младороссов», за что и был репрессирован французскими властями в самом начале 2-й мировой войны и заключен в лагере Вернэ (Арьеж) (19391941), по освобождении пострижен в монашество (1944), иеродиакон (11.9.1945), иеромонах (12.9.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Троицкой церкви в Ванве под Парижем (19461987), настоятель Св.-Духовского скита в Мэниль-сен-Дени близ Версаля (19481987), член епархиального совета Западно-Европейского Экзархата МП (19491953), архимандрит (1950-е гг.). Лит.: Кончина о. С. Шевича. SOP. 1987. 121 Архимандрит Сергий (Шевич). РМ. 4.9.1987. 3689 Памяти о. Сергия (Шевича). Вестник РХД. 1987. 151 Ларше Ж.К. Старец Сергий. П., 2004 (на фр. яз.). Сериков Георгий Сергееевич (26.5.1902, Москва 5.11.1991, Шелль, Франция), протоиерей. Из семьи московской интеллигенции, женат на З.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010