На этом разговор кончился, и младороссы в Париже пристали к нам. Впрочем, в Нью-Йорке они были с карловчанами, также и в Бразилии. Один из них, Шевич, был усерднейшим и очень религиозным членом нашего приходского совета. Впоследствии, уже при немецкой оккупации Парижа, он после сидения в концлагере принял монашество с именем Сергий, в память о Московском митрополите Сергии, которого он глубоко чтил. Между прочим, как мне говорил в Америке Казем-Бек, немцы освободили его из лагеря именно ради вступления его в монашество. Казем-Бек, по моему мнению, недостаточно придал значения уходу видного своего сотрудника из партии: он больше смотрел на это как на частное, духовно прекрасное дело Шевича. Но тут нужно усмотреть и политическую сторону: Шевич разочаровался в политической эмигрантской деятельности вообще и младороссов в частности. Это я точно знаю из его письма ко мне в Америку. Единственно важным делом, полезным не только для себя, но даже и для родины, он стал считать прежде всего духовную работу над собой, без нее он перестал верить в правильность и политических принципов и установок и в самую возможность встать на правильный путь. Если угодно, его уход был не просто и не только личным религиозным актом, но и результатом сознания ошибочности младоросского движения, И выпустили его, конечно, не ради монашеского пострига, а как человека, разочаровавшегося в неприятной немцам политической антигерманской группе. Но они не учли того, что будущий монах станет на позицию того Сергия, имя которого он принял, то есть тоже будет патриотом в борьбе с ними... Только иным путем, чем младороссы... Я считаю его шаг хотя и необязательным, но правильным. Мое наблюдение над всей эмиграцией давно убедило меня тысячами фактов, что вся наша беда происходит от неправильной духовной установки, от недостаточной религиозности и от самочинного неверия в Православную Церковь. О. Сергий Шевич будет одним из церковно-общественных деятелей нового поколения - теперь ему около 37 лет. Дай Бог ему сил на это. Конечно, он не ради будущей деятельности ушел в монастырь, но тем ценнее и выше по своим добрым разным последствиям его постриг. Кто знает, какая значительная величина вырастет из него! А он человек редкой чистоты души, искренности и воспитанности, но в то же время и твердой решительности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В Ванве отметили очередную годовщину со дня кончины архимандрита Сергия (Шевича) Париж, 27 июля 2016 г. Архимандрит Сергий (Шевич) В воскресение 24 июля исполнилось 29 лет со дня кончины архимандрита Сергия (Шевича), одного из самых известных личностей церковного зарубежья ХХ века, духовного наставника многих священнослужителей и мирян, пребывавших в Западной Европе, сообщает сайт Корсунской епархии . В память об отце Сергии в Троицком храме в Ванве (пригород Парижа) после воскресеной Литургии состоялась панихида и вечер памяти. Почтить память отца Сергия собрались его духовные чада, а также прихожане Троицкого храма, где старец был настоятелем более 40 лет. Вспоминая подвиги архимандрита Сергия, с докладом выступили настоятель Троицкого храма иерей Михаил Руссо, клирик Трехсвятительского храма в Париже иерей Николай Никишин, регент собора в честь Александра Невского в Париже (Архиепископия русских церквей в западной Европе) протодиакон Александр Кедров, прихожанка Трехсвятительского харма Эмили ван Таак. Организаторы вечера памяти отметили, что предстоящая 30-я годовщина со дня преставления ко Господу старца непременно соберет большее количество духовных чад и почитателей подвижника архимандрита Сергия. Кафедральный храм в честь Трех Святителей в Париже      Архимандрит Сергий (Шевич) родился в 1903 г. В молодости состоял в переписке с прп. Силуаном Афонским и игуменом Харитоном Валаамским. Под духовным руководством епископа Вениамина (Федченкова) принял монашество. Затем духовным его наставником стал архимандрит Афанасий (Нечаев), который через несколько лет стал также наставником будущего митрополита Антония Сурожского. В 1945 г. отец Сергий был назначен настоятелем основанного 10 годами ранее прихода в Ванве (близкий пригород Парижа), где он служил до своей кончины, в 1987 г. Много лет также совершал богослужения в Скиту Святого Духа в Мениль-Сен-Дени (под Парижем) и был духовным наставником подвизавшихся там монахов, в том числе иконописца инока Григория (Круга, +1969). Архимандрит Сергий не оставил после себя большого литературного духовного наследия, однако все же известно, что он состоял в переписке с философами Ж. Маритеном, Г. Марселем и Н.А. Бердяевым , которого он духовно окормлял, с богословом В.Н. Лосским и другими известными мыслителями. Среди его духовных чад был также иконописец Л. Успенский. К последнему поколению его духовных чад нужно отнести известного богослова и церковного писателя Ж.К. Ларше, иконописца Э. Ван-Таак, а также ряд церковных деятелей Православия зарубежом.    Кафедральный храм в честь Трех Святителей в Париже 27 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95692.html

Путь чистоты. П., 1929 Церковь и молодежь. П., 1933 Молдавский старец Паисий Величковский . П., 1938 (2-е изд. П., 1976) Что такое молитва Иисусова? Сердоболь, 1938 О внутренних препятствиях на пути к Евангелию. П., 1951 Бог в русской душе. М., 1998. Архив: Послужный список о. Сергия (Четверикова) . (19231946). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни; Прот. Сергий Четвериков (Некролог). ВЦЖ. 1947. 8 Зеньковский В., прот. Прот. Сергий Четвериков . ЦВ. 1947. 7 Спасский Ф.Г. Памяти о. Сергия Четверикова . Вестник РХД во Франции. 1949 В.З. Памяти о. С. Четверикова. К 10-летию со дня кончины. Вестник РХД. 1957. 4. Сергий ( Шевич Кирилл Георгиевич ; 3.8.1903, Гаага 25.7.1987, Курбевуа, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства, сын генерал-адъютанта при императоре Николае П. Эмигрировал с родителями в Берлин (1921), а затем в Париж (1923), учился в Оксфордском университете, работал в банке Морган в Париже, активный член РСХД, издавал статьи о положении Церкви в Советской России в «Вестнике РСХД», прихожанин храма Трехсвятительского подворья в Париже со дня его основания (1931), состоял в юрисдикции МП, участвовал в движении «Младороссов», за что и был репрессирован французскими властями в самом начале 2-й мировой войны и заключен в лагере Вернэ (Арьеж) (19391941), по освобождении пострижен в монашество (1944), иеродиакон (11.9.1945), иеромонах (12.9.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Троицкой церкви в Ванве под Парижем (19461987), настоятель Св.-Духовского скита в Мэниль-сен-Дени близ Версаля (19481987), член епархиального совета Западно-Европейского Экзархата МП (19491953), архимандрит (1950-е гг.). Лит.: Кончина о. С. Шевича. SOP. 1987. 121 Архимандрит Сергий (Шевич). РМ. 4.9.1987. 3689 Памяти о. Сергия (Шевича). Вестник РХД. 1987. 151 Ларше Ж.К. Старец Сергий. П., 2004 (на фр. яз.). Сериков Георгий Сергееевич (26.5.1902, Москва 5.11.1991, Шелль, Франция), протоиерей. Из семьи московской интеллигенции, женат на З.Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вынужденная эмиграция В октябре 1920 года семья Шевичей вынужденно эмигрировала из России. После недолгого пребывания в Швейцарии, где тем не менее Кирилл успел сдать экзамены на бакалавра, их пристанищем стала Германия. В Берлине семья Шевичей прожила два года. Здесь Кирилл стал работать в одном из банков. Наконец в 1923-м году они переселились в Париж. Кирилл устроился работать в банк Морган на почётную должность – он вёл счета коронованных особ. В особняке Шевичей собирались выдающиеся представители русской эмиграции В особняке Шевичей часто собирались выдающиеся представители русской эмиграции. Сам Кирилл Шевич в 1924-м году вступил в организацию младороссов. Это движение имело своей целью восстановление монархии в России. В её составе, вначале на должности казначея, а затем и в совете директоров, Кирилл пробыл до самого закрытия организации в 1933-м году. Однако в последние годы он отдалился от её основателя А. Казем-Бека из-за уклонения последнего в сторону фашистской идеологии. Помимо организации младороссов, Кирилл Шевич в это время посещал собрания Братства Святого Албания и Святого Сергия, на которых вёлся богословский диалог между православными и англиканами Великобритании. Он также активно участвовал в собраниях интеллигенции в доме Николая Бердяева в Кламаре, посещал лекции по богословию и патрологии в Оксфорде, писал статьи для журнала «Вестник». Верный Матери-Церкви Отец Сергий останется верным Матери-Церкви, не боясь оказаться в меньшинстве Когда управлявший Западноевропейской епархией РПЦ Митрополит Евлогий (Георгиевский) в 1930-м году перешёл в Константинопольский Патриархат, Кирилл был одним из немногих, кто остался верен Московской Патриархии. В это время его интерес к духовной жизни сильно возрастает. Он принял активное участие в организации нового прихода Московской Патриархии – Трёхсвятительского храма на рю Петель. Показательно, что когда в 1947-м году, после временного воссоединения, в Западноевропейской епархии вновь произойдёт раскол, отец Сергий вновь останется верным Матери-Церкви, не боясь при этом оказаться в меньшинстве.

http://pravoslavie.ru/122642.html

Мы хотим с Ним жить и помним о том, что Он дал нам благодать, когда мы были новообращенные христиане, только начинали ходить в храм. Хотим быть с Христом? Не надо ослаблять молитву. Полюбившая Христа душа ищет Его, пока не обретет, молится ненасытно, без такого чувства, что «хватит, я этой церковной жизни уже наелась, бессмысленно всё это молись-постись-кайся-смиряйся” дальше продолжать». Старей Силуан пишет: «Господь не помянет нам грехов, но по любви Своей простит», – речь его снова меняется, усиливается. Старец говорит «нам», а не «мне и вам». Отец Силуан не желает отделять свою судьбу от судеб Веры Алексеевны и Веры Васильевны. Сердце преподобного Силуана расширяется (ср. 2 Кор. 6, 11), он одновременно ходатайствует о прощении грехов для трех человек: себя, Веры Алексеевны и Веры Васильевны. Старец не отстраняется от своих собеседниц. Он не надеется, что давно «искупил грехи» своими афонскими подвигами. Он надеется на Христа, на Его милосердие. Та душа, которая в беспросветный час обратится к кроткому, негневливому Спасителю, ищет спасения у Господа покаянием и молитвой. Такой душе Господь благословит познать Его Духом Святым. Тем самым душа окажется у цели человеческой жизни, Господь явственно даст видеть душе эту цель. И душа будет двигаться по пути к заветной цели, несмотря на испытания, несмотря на то, что по временам цель может исчезать из виду. Душа уже сориентирована в духовном пространстве, уже набралась решимости, получила нужный опыт и способна двигаться к цели – годами. Бог на этом пути будет укреплять душу и поправлять, когда нужно. Последняя строка в письме старца Силуана – самая сильная. Сердце преподобного снова расширяется, оно каким-то непостижимым образом вмещает судьбы всех людей, всего Адама. Старец молитвенно воздыхает ко Господу: если бы люди знали, Какой наш Господь, то все люди на земле обратились бы к Нему и упорно продвигались ко Господу, и Господь с любовью принял бы их. Рейтинг: 9.9 Голосов: 2300 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Архимандрит Сергий (в миру Кирилл Шевич, 1903–1987) обращался к старцу Силуану за духовной поддержкой. Архимандрит Сергий общался и с учеником старца Силуана – архимандритом Софронием (Сахаровым), от которого получил святыню – частицу мощей старца Силуана. Недавно опубликовано письмо преподобного Силуана к К. Шевичу, его написал старец Силуан перед своей кончиной в 1938-м г. ( Ларше Ж.-К . Преподобный Силуан Афонский. М., 2016. С. 309.) Неудивительно, что архимандрит Сергий (Шевич) хранил у себя копию письма от старца Силуана к Вере Алексеевне Лавровой. Копия этого письма находится в храме Живоначальной Троицы и новомучеников и исповедников Российских в Ванве (Франция). Электронная версия письма и краткие сведения о нем размещены на сайте Троицкого храма:

http://pravoslavie.ru/115990.html

Болезнь и кончина Состояние здоровья архимандрита Сергия стало сильно ухудшаться в 1985-м году. Болезнь прогрессировала, и осенью 1986 года он был вынужден лечь на обследование в госпиталь в Курбевуа. Врачи диагностировали у него обширный плеврит. После лечения архимандрит Сергий на некоторое время вернулся в Ванв, однако уже 3 июня 1987 года он был срочно госпитализирован из-за случившегося с ним одностороннего паралича. К этому времени его организм уже был поражён раком. Скончался архимандрит Сергий (Шевич) 25 июля 1987 года. Смерть его была тихой и умиротворённой. Духовные высказывания архимандрита Сергия (Шевича) Об отношении к Богу Архимандрит Сергий (Шевич) Страх Божий – это страх отделиться от Бога. Мы не должны стремиться проникнуть в Божественные тайны своим разумом. Тайну нужно принимать. Она откроется нам только тогда, когда мы примем ее как таковую. Чтобы получить от Бога то, что мы у Него просим, нужно, чтобы мы просили это у Него со смирением и не осуждали других Нужно постоянно стараться думать меньше о себе и больше – о Боге. Бога нужно любить, а не только познавать или постигать. Нужно беречь ощущение тайны по отношению к Богу. Я доволен, когда я не знаю. Христос стал человеком, ибо человеческая природа была единственной почвой, на которой человек мог встретиться с Богом. Иначе он был бы опален Богом, как Моисей на Синае. Совершенство – это совершенство не человека, а Бога в человеке. Об отношении к ближним Нужно быть бескомпромиссным во всем, что касается Истины, но проявлять крайнюю терпимость по отношению к людям, которые согрешают и заблуждаются. Нужно всегда уважать людей больше, чем они на вид заслуживают уважения. Сосредоточенность на себе – начало душевной болезни. Основа душевной болезни – это полагание себя в центр мироздания. Важна именно любовь. Святой апостол Павел говорит: если у меня нет любви, я – ничто, даже если творю чудеса... Бесы могут познавать и понимать не хуже нашего, но любить они не могут. Чтобы наши отношения с другими людьми стали более глубокими, нужно молиться о них. Молиться нужно и прежде, чем сказать им что бы то ни было. И именно благодаря молитве мы поймем, что им нужно говорить, а что не нужно.

http://pravoslavie.ru/122642.html

Выбор монашеского пути Духовным отцом Кирилла Шевича в это время был Афанасий (Нечаев) – воспитанник Валаамского монастыря в России. Он известен тем, что был также и духовником Андрея Блюма (митрополита Антония Сурожского), о чём впоследствии неоднократно упоминал в своих воспоминаниях владыка Антоний. В это время Кирилл Шевич всё более ощущал своё призвание к монашеской жизни. Однако поскольку от него материально зависела вся его семья, о своих намерениях он никому не рассказывал. Лишь в 1938-м году Кирилл вступил в переписку с Силуаном Афонским, в которой упомянул и о своём желании. Старец благословил его на монашество такими словами: «Иди и изо всех сил взывай к людям: Покайтесь!”» Однако начавшаяся война так и не позволила Кириллу посетить Афон. В конце мая 1940 года за участие в организации младороссов Кирилл подпал под подозрение и был арестован французскими властями. Его отправили в концлагерь в Верне. В скором времени получив свободу, Кирилл Шевич 22 июня 1941 года был арестован уже оккупационными властями Германии и был отправлен в лагерь в Компьень. Во время пребывания в заключении Кирилл лишь утвердился в своём желании дать монашеские обеты, что и было им осуществлено сразу же после его освобождения. Произошло это 18 ноября 1941 года. Тогда духовником Кирилла был уже архимандрит Стефан (Светозаров), настоятель Свято-Троицкого прихода в Ванве. Он также был постриженником Валаамского монастыря, поэтому неслучайно, что новое имя Кирилл получил в честь преподобного Сергия Валаамского. Хиротония 11 сентября 1945 года епископом Владимиром (Тихоницким) было совершено рукоположение отца Сергия во диаконы, а уже на следующий день совершилась его иерейская хиротония. Отца Сергия сразу же назначили настоятелем храма Святой Троицы в Ванве, на место его духовника архимандрита Стефана, который был переведён на другой приход. Немного позже отец Сергий был назначен также и игуменом Свято-Духовского скита в Ле-Мениль-Сен-Дени . Важно отметить, что и в этот период не прерывалась связь с традицией Валаамского монастыря – как известно, тогда отец Сергий вёл переписку с известным Валаамским старцем Харитоном (Дунаевым), к чьим советам он весьма прислушивался.

http://pravoslavie.ru/122642.html

Безукоризненная воспитанность, широкая культура, нравственная высота, интерес прежде всего к другим (никогда к себе!), близость чему-то главному, о чем по скромности, по стыдливости громко не говорят или что прикрывают юмором. Близость к Богу, которая, как было сказано на отпевании, обогащала всех, кто соприкасался с Ольгой Слезкиной. Годы не имели власти над ней: благословенная старость (не без испытаний), при полной ясности ума, отзывчивости сердца. В крохотных комнатках утлого летнего домика в Bussy, близ Покровского монастыря, встречал вас человек ветхий днями, но молодой духом, подтрунивающий над собой, со взором, устремленным внутрь. И всякий раз после посещения легче верилось, по слову Баратынского, «и себе и небу». Тамара Федоровна Клепинина (скончавшаяся на 89-м году жизни) и по мужу, священномученику о. Димитрию, и по своей природе принадлежала общественности. В эмиграции ее властно захватила движенческая стихия: идеями и идеалами РСХД она была пропитана до мозга костей и осталась им верна до конца. С поразительной стойкостью согласилась она на подвиг мужа, который отдал свою жизнь, спасая евреев во время немецкой оккупации, хотя и была тогда матерью двух малолетних детей. Общественной работе и воспитанию детей посвятила она свои долгие – более сорока лет – одинокие годы. Работала она в русской секции YMCA; позже, когда секция закрылась, – в издательстве YMKA-Press. Общение с Бердяевым оставило в ней неизгладимый след. Она много трудилась над его архивом, составила библиографию его произведений, задумала расширить ее и на работы о нем. До конца дней в ней билась жилка христианской общественности, желание видеть христианство не только в умозрении, но претворенным и в социальной жизни. Движенцем изначально был и отец Сергий (Кирилл) Шевич, скончавшийся после долгой болезни на 83-м году жизни. Более того: до 1931 года он не только участвовал в движенческих кружках, но и вел регулярно в «Вестнике РХД» хронику церковной жизни в СССР. Под эгидой Бердяева выступал он и с лекциями о Достоевском, которого знал назубок. В 1931 году, когда митр. Евлогий, запрещенный митр. Московским Сергием за участие в молениях о гонимой Церкви, должен был выйти из повиновения ему, о. Сергий остался в лоне Московской Церкви, где принял монашество, а затем и священство. Изучать положение Церкви в советской России он продолжал со страстностью: прочитывал все советские газеты и журналы, всю антирелигиозную литературу, выискивая между строк признаки выживания религиозного чувства. Но в печати уже не выступал: принадлежность к Московской Патриархии обязывала к сугубой осторожности, если не к полному молчанию. Да и по природе своей о. Сергий, хотя и увлекался Движением и младороссами (царь советы), общественником не был, а, скорее, созерцателем и пастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кандидат должен был быть «смирен и кроток» не в церковном, а в политическом смысле. Не должен был он иметь никакой связи с Боснией и Герцеговиной. Знает ли вообще Боснию и Герцеговину и тамошнее сербство, это было совсем не важно. Горовиц, Герман, Бенко и другие также не были боснийцами, а все-таки были хорошими чиновниками. Каллаю нужны церковные чиновники, а не архипастыри православного сербства в Боснии… При пополнении митрополичьих вакансий Каллай не брал во внимание потребностей сербской церкви в тех краях, а руководился так называемыми «высшими соображениями политики»… Так в июле 1896 года нужно было поставить православного сербского митрополита в Тузле. Так как подходящих кандидатов лично у Каллая не было, то он снесся с Юрковичем, своим доверенным по церковным делам в землях венгерской короны, а этот в свою очередь обратился за помощью к карловицкому патриарху Георгию Бранковичу. Патриарх Георгий указал на четырех лиц, как на подходящих кандидатов. На первом месте – архимандрит монастыря Опова в Среме Митрофан Шевич (ныне бачский епископ). Однако, этот кандидат, после долгих переговоров с Юрковичем, дал такой ответ: «тяжело идти в Боснию. Лучше в Среме быть архимандритом, чем в Боснии митрополитом. И, наконец, это – дело совести православному священнику идти в чужой край служить политике, а не народу, ради которого пришел». Следующие два кандидата были – Савва Теодорович, профессор и законоучитель гимназии в Землине и Платон Телецкий, архимандрит беочинского монастыря, но и эти оба кандидата и слышать не хотели, чтобы идти в Боснию. «Оставь меня в покое – сказал Платон Телецкий доверенному Каллая – я здесь уж живу как владыка, а пожалуй и лучше. А туда в Боснию («у оно врзино коло», как он выразился) не хочу идти ни как патриарх». Юркович, который думал, что любой кандидат со всей охотой ухватится за столь лестное предложение, находился в странном положении. Из четырех кандидатов, которых указал ему патриарх Георгий, любезно предложивший свой патриарший дворец для переговоров, только один изъявлял согласие стать митрополитом тузланским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я думаю, что если бы изменения в России произошли на двадцать, тридцать лет раньше, то еще были бы живы родители тех, кто сегодня выступает против воссоединения с Москвой. Вот тогда их реакции были бы совершенно другими. А наблюдаемая нами критичность появилась у поколения, выросшего уже в эмигрантской среде — в общем-то, не знающего Россию и не чувствующего с ней органическую связь. И если в 1940-50-х годах они еще считали себя русскими, то сегодня большинство из них уже называют себя французами, при этом являющимися носителями русской культуры и помнящими русские традиции. — Насколько мне известно, как сам процесс эмиграции из России, так и переход русских приходов под юрисдикцию Константинополя являлись исключительно вынужденными и временными событиями, в связи с чем в 2003 году вышло известное послание патриарха Алексия II к «приходам русского церковного рассеяния» с призывом вернуться в лоно Московского патриархата. — Получилось так, что в XX веке, в результате происходящих в это время событий, эмигрантская Церковь как бы разделилась на три русла. Вкратце напомню: существовали приходы образовавшейся после революции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Часть приходов по решению митрополита Евлогия перешла в юрисдикцию Константинополя и, кстати, после войны, до кончины митрополита Евлогия, на короткое время вернулась под омофор Москвы. Наряду с этим продолжали существовать и зарубежные приходы Московского патриархата: таким приходом с момента его основания в 1931 году было Трехсвятительское подворье в Париже, основанное как главный храм Западного экзархата Московского патриархата. Кроме того, можно упомянуть Свято-Троицкую церковь в Ванве, настоятелем которой, кстати, был архимандрит Сергий (Шевич) — родной дядя Никиты Алексеевича Струве. С моей точки зрения, не вникая в канонические подробности, на тот момент все три линии были вполне здравыми. Но, конечно, это внутрицерковное разделение воспринималось как временное и вынужденное. И послание Святейшего патриарха Алексия II было сделано не как призыв, а как ответ тем зарубежным приходам, которые к тому моменту потянулись к воссоединению. И это был не результат какого-то давления, а действительно их личный выбор.

http://pravmir.ru/ivan-shaxovskoj-zadach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010