Церковь святого Андрея Стратилата построена из камня и кирпича, в виде квадрата, без восточного полукружия. В длину она 5 саж. без 1. аршина; в ширину с восточной стороны 3 саж. 11 вершков, а с западной 3 саж. без 5 вершков, в вышину от основания до карниза 2 саж. без ½ аршина. Стены со всех сторон ровные и гладкие, без всяких украшений. С восточной стороны два выступа по углам; одно окно над горним местом, а другое у жертвенника. С южной стороны два окна полукруглых, а алтарь выдается небольшим выступом пред церковию. С северной стороны на стене три выступа, но без окон. С западной стороны дверь и подле нее окно, По правую и левую сторону двери внизу в стене по одному каменному кресту. над входом настенное изображение Спасителя, правой рукой благословляющего, а в левой держащего Евангелие на словах: Приидите ко Мне вси труж.... Кровля на церкви на два ската, покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На кровле небольшой трибун; а на нем небольшая глава с гранями в виде луковицы. Крест четвероконечный железный прорезной с крестиками по концам и внизу с полулунием . Над западною стеною церкви выкладен каменный дугообразный пролет для колоколов. Над этим пролетом, занимающим место колокольни, находится четырехконечный железный прорезной крест с крестиками по концам и в внизу с полулунием. Вход в церковь с одной западной стороны. Внутри церкви длина ее от горнего места до иконостаса 1½ сажени, а от иконостаса до западной стены 2 сажени 1 аршин. Ширина в алтаре 2 саж. ¼ аршина, а в церкви 2 саж. без 10 вершков. Толщина стен 1¼ арш. В верху своды по всей церкви; пол из кирпича и плиты. Жертвенник устроен при окне. До 1832 года церковь была приписана к Покровской, а с 1832 года вместе с Покровской приписаны к церкви св. мученик Флора и Лавра, что на Софийской стороне. Примечание. Кроме оставшихся кремлевских двух церквей, были в Кремле или Каменном городе церкви, не принадлежавшие ни к Софийскому собору, ни к архиерейскому дому: 1) церковь Бориса и Глеба каменная, построенная на месте первого деревянного Софийского собора в 1167 году 351 , возобновленная в 1350 году после покорения шведского города Ореховца 352 ; а после шведского разорения за ветхостию разобранная.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ СВОБОДНАЯ ЦЕРКОВЬ АМЕРИКИ [англ. Evangelical Free Church of America], протестант. церковь на территории США и Канады. В 1884 г. на конференции группы независимых конгрегаций и неск. церквей - членов старого Шведского синода св. Ансгара (Swedish Ansgarii Synod) и Синода миссии (Mission Synod) в Буне (шт. Айова) сформировали содружество свободных конгрегаций - Шведскую евангелическую свободную миссию (позднее Шведская евангелическая свободная церковь). В том же году 2 норвежско-датские группы начали проводить совместные собрания и в 1912 г. образовали Норвежско-датскую евангелическую свободную церковную ассоциацию (Norwegian-Danish Evangelical Free Church Association). В 1950 г. Шведская миссия слилась с др. сканд. деноминациями и появилась Е. с. ц. А. По соглашению 1884 г. это было содружество самоуправляющихся конгрегаций, членами к-рых могли стать те, кто представили «доказательство обращения» и вели «христианский образ жизни». Основными принципами Е. с. ц. А. были признание непогрешимости Свящ. Писания, необходимости проповеди Евангелия и конгрегационального устройства. В 1950 г. был принят 21 пункт доктринального заявления. Церкви избирали делегатов на ежегодную конференцию, решения, принятые на заседаниях, носили рекомендательный характер. В 1894 г. было организовано миссионерское об-во. В наст. время Е. с. ц. А. насчитывает более 260 тыс. членов (1250 конгрегаций), 500 миссионеров работают в 40 странах мира. Центральный офис находится в Миннеаполисе (шт. Миннесота). Лит.: Hall-Lindquist A. The Tale of Two Steamer Rugs. Moline (Ill.), 1956; Wilbert Norton H. The Diamond Jubilee Story of the Evangelical Church of America. Minneapolis, 1959; Olson A. T. This We Believe: the Background and Exposition of the Doctrinal Statement of the Evangelical Free Church of America. Minneapolis, 1961; idem. «The Significance of Silence»: the Evangelical Free Church of America. Minneapolis, 1981; Hanson M. Fifty Years and Seventy Places. Minneapolis, 1967; Hale F. Trans-Atlantic Conservative Protestantism in the Evangelical Free and Mission Covenant Traditions. N. Y., 1979; Hanson C. B. What it Means to Be Free: A History of the Evangelical Free Church of America. Minneapolis, 1990. Э. П. П. Рубрики: Ключевые слова: ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ теологическая концепция, получившая широкое распространение в различных протестант. течениях (особенно в Великобритании и США) в XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/180944.html

Набеги происходили регулярно: монастырь воспринимался не столько местом монашеских подвигов, сколько опорным пунктом русского влияния в регионе. Расцвет обители связан с игуменом преподобномучеником Корнилием. В 1541 году он соорудил трапезную Благовещенскую церковь, расширил Успенский собор, прокопал далее монастырские пещеры. Всего за семь лет – в 1558–1565 годы – были воздвигнуты вокруг монастыря каменные стены, что являлось редкостью в те времена. В 1570 году обитель-крепость посетил царь Иоанн Грозный. Охваченный «манией вездесущей измены», он не принял игуменского приветствия и, согласно преданию, тут же, у врат монастыря, обвинил Корнилия в государственной измене (в частности, в укрывательстве беглого князя Андрея Курбского) и привел смертный приговор в действие. Правда, как это часто бывало, царь в это же мгновение раскаялся и понес тело убиенного игумена в Успенский собор. С того дня путь от надвратного Никольского храма до Успенской церкви именуется «Кровавой дорожкой». Каменные стены весьма пригодились и служили обороне вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году. Обитель выдержала осаду польского короля Стефана Батория (1581), шведского короля Густава II Адольфа (1611–1614, с перерывами) и шведского короля Карла XII (1703). В 1758–1759 годах над Успенским храмом была возведена Покровская церковь, в 1792–1800 годах построена церковь в честь Лазаря Четверодневного , в 1815–1827 годах – Михайловский собор в память избавления Пскова от наполеоновских войск, в 1870 году устроена Сретенская церковь. С 1785 по 1824 годы в обители подвизался преподобный Лазарь Прозорливый, находившийся «как бы совершенно мертвым» трое суток. В 1822 году с ним беседовал император Александр I. Лихое столетье В 1920 году Печерская обитель по Тартускому мирному договору была отнесена к Эстонии и пребывала ее частью до присоединения Эстонии к СССР в 1940 году. Этот факт – в иных случаях весьма скорбный – на самом деле сохранил обитель от антирелигиозных гонений и разрушений большевистской власти.

http://pravoslavie.ru/101290.html

С тремя приятными спутниками посетил я опять после десятилетнего отсутствия обитель преподобного Варлаама. Это было в первый майский день, и полуденное солнце ярко освещало величественные его здания и распускавшуюся зелень его рощи. Мы взошли для поклонения угоднику Божию в древнюю церковь Спасову, не ту однако же, которую он сам заложил, но во вновь созданную на том же основании в начале ХАТ века усердием Митрополита Московского Макария , бывшего Владыкою Новгорода. Братия обители служили для нас соборный молебен при раке преподобного, которую устроил над его гробом Царь Михаил Федорович после разорения Шведского в знак своей признательности за покровительство святого аввы Новгороду и России. Между древними Греческими иконами величественного иконостаса храмовая Преображения Господня, богато украшенная, восходит до времен св. Варлаама. В ризнице показали нам тяжкую власяницу и вериги преподобного, коими смирял он плоть свою в труженических подвигах, и убогие ризы, в которые облачался для священнодействия сей сослужитель Ангелов при трапезе Господней, и подлинную его грамоту, писанную на пергаменте, в силу коей отдавал Варлаам святому Спасу земли свои и рыбные ловли, призывая на суд с собою в будущем веке того, кто их отымет. Там и трость великого Иоанна с хрустальною головкой, брошенная им при виде пламени, исшедшего из гроба святого, и обгоревшие двери церковные во свидетельство бывшего чуда. Обширная паперть соборной церкви позднейшей пристройки, как явствует из надписи ее вокруг стены, сооружена Митрополитом Корнилием уже в 1646 году вместе с обоими приделами Покрова Богоматери и Иоанна Богослова. В сем последнем погребен знаменитый певец Фелицы, которого поместье прилегало к обители Хутынской: много славы отечественной сокрыто под смиренным памятником; в его бессмертных одах отразился весь блестящий век Екатерины, и слово Русское, пробужденное рыбарем Архангельским, огласилось громкою лирою Державина по всем концам необъятной Руси, везде бросая семена звучного языка и одушевляя поэтов. Мир праху твоему великий гений, укрывшийся под сень великого угодника Божия! Теплая церковь во имя преподобного, довольно обширная с трапезою, также времен Митрополита Макария и есть еще одна малая отдельная церковь Всех Святых, кроме домовой во имя святителя Феоктиста, которая устроена в летнем жилище викариев Новгородских. Прочие церкви и приделы, существовавшие внутри ограды и на вратах до разорения Шведского, истреблены пожаром и более не возобновлялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Некоторые из них нанесены на современные карты. Отметки о церкви и попе в шведской Писцовой книге нет, конечно, ибо и деревень то в погосте нет. В оглавлении же нашей Писцовой Книги погост назван «Спасским» – без сомнения по имени бывшей в погосте церкви. Грезневский погост лежал к северу от Орлинского; на северной своей границе соприкасался с Дигиленским и Суйдовским погостами – И об этом погосте мы можем получить хотя малые сведения только из Шведской Писцовой Книги. – Так, в состав его входили: Grasna Odhe и Harina Odhe – 4, Grasna By – 6, Podmogilie Odhe 2, Bodni Odhe 4, Seltzo Odhe 3, Grebitzi Odhe 5, Bolsovo Odhe 10, Batouo Odhe 4, Hotoli Odhe 3, Reetkino Ode и Reetkiuo den andra Ode – 4, Danissa By – 11, Goristitza Odhe 3, Gorka Odhe 3, Verhouia Ode 6, Sauitia Mensoie Ode 2, Sauitia Bolsvie Ode 3, Ledaduoi Ode 6, Vuira By –15, Samostia Odhe 8, Belogoss Odhe 3, Poddubie Odhe 3, Tzydinetz Ode 2, Mesnoie Odhe 15, Siuerscha Nouvie By 15, Siuerscha Ode 20, Malissa Odhe 3, Borisouo Ode 2, Holui Odhe 4, Holui Mensoie Ode 2, Duernitza Ode 6. И опять, в разоренном погосте лишь 4 деревин: Grasna by (Грезно), Danissa (Дамище), Vuira (Выра), Siuetscha Nouoie (Сиверская новая); все же остальные названия – имена пустошей. На современной карте некоторым из названий отвечают деревни: Большово, Батово, Ляды, Замостье, Поддубье, Межцо, Ново-Сиверская, Сиверская. Земли в погосте не мало: 177 обеж. Видимо, до разорения неприятельского, во время написания нашей книги. – Грезненский погост был не из малых погостов. – Отметки о церкви и попе и для этого погоста нет. Из заглавия нашей книги узнаем, что церковь в погосте была – Никольская: Никольский Грезневский погост. Погост Никольский Суйдовский лежал к северо-востоку от Грезневского; своей восточной частью он граничил с уездом Ореховским, южной – с новгородским. Вместо погостской церкви – женский монастырек: «на погосте манастырек, а в нем церковь велики Никола, а живут в том манастыре черници» (III, 691). Однако, начальствовал в монастыре игумен (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Конфликтов между Русской Церковью и шведскими протестантами нет Но конфликтов между Русской Церковью и шведскими протестантами нет. Мы существуем в рамках единого культурного и правового поля. Критерием выбора является сам человек. Мы лишь даем поводы, чтобы ему было о чем-то задуматься серьезно. Тенденции, которые есть в шведском обществе, нас задевают, но мы напоминаем о том, что есть иные приоритеты и реалии. А люди далее, в силу своего воспитания и готовности, уже делают самостоятельный выбор. Бывает, приходят в храм советоваться через русских друзей. – То есть в Швеции внешние люди воспринимают Русскую Церковь как некий духовный авторитет? – Да, и они воспринимают не священника, а именно авторитет Церкви. Поскольку шведы воспитаны в духе коллегиальности: а что думают люди, а как они живут? Вот если решение принимает один настоятель, для них это как-то сомнительно. А когда решение принимают собранием прихожан, которые хотят быть причастными к древней традиции, это привлекает людей. Они видят, что здесь все по закону, и гуру, который всех околдовывает, нет. А вот жизнь собрания, через которое Бог может действовать, как в Библии, где сказано, что где двое или трое собраны, то для шведов, особенно старой формации, не потерявших религиозные ориентиры, это важно. Поэтому они иногда приходят через своих русских знакомых или родственников, советуются, как им быть в той или иной ситуации: что об этом говорит Православная Церковь, что вы как священник можете сказать... – Если уж мы коснулись темы отношений с государством, то плавно перейдем на больную тему жизни Церкви в эпоху пандемии. Какие изменения внесли ограничения, связанные с пандемией, в жизнь прихода? Это ведь и снижение разрешенного количества пребывания прихожан на службах, а в какие-то периоды, возможно, и запрет на богослужения. Как вы выходили из ситуации? С какими трудностями столкнулись? Как сейчас? – Швеция выбрала свой путь в борьбе с пандемией. Я не могу сказать, правильный он или нет. На жизни приходов это особенно не отразилось, мы лишь соблюдаем требования властей, такие как дистанция между участниками богослужения и дезинфекция рук, например. С существенными ограничениями по числу прихожан мы столкнулись только начиная с осени. И в декабре 2020 года шведы ввели ограничения на посещения общественных мероприятий – до 8 человек. Это касалось и религиозных организаций. С учетом того, что у нас на воскресной службе обычно 100 причастников, снизить их численность до 8 человек, конечно, – серьезные требования. Но мы были к ним готовы, потому что вся Скандинавия и другие страны в этом состоянии уже жили. И мы переняли их опыт, советовались и консультировались с батюшками из других приходов Европы. Когда в декабре ввели ограничения, мы стали составлять списки прихожан и график их участия в службах, участили богослужения, совершая их и на буднях. Привыкаем жить в этих условиях.

http://pravoslavie.ru/138231.html

– Нам важнее не то, что мы «русско-православные», но то, что мы православные. Однако для нас естественно принадлежать именно к Русской Православной Церкви Московского Патриархата, патриархи которой когда-то носили, по примеру московского государя, титул «епископов Москвы, Руси и северных стран». В конце наших богослужений мы поем: «Сохрани, Господи, отца нашего, Святейшего Патриарха Кирилла, епископа Российского и всей Северной Европы…» Это ведь церковно-политический вопрос, и некоторые считают, что Патриархатом Северной Европы должен быть Константинополь, но нам он кажется чем-то далеким. Нам очевидно, что нашей Матерью-Церковью должна быть гораздо более близкая Швеции в историческом, культурном и географическом плане Русская Православная Церковь. Наши страны крестились одновременно, и наши правители заключали друг с другом браки. Святая Анна Новгородская была шведской принцессой и вместе со своим супругом Ярославом Мудрым состояла в дружеских отношениях со святым Олофом – крестителем Норвегии. То же самое касается и природы: наши климат, погода и смена времен года схожи, и это ясно отражается в церковных традициях, церковной музыке и искусстве. Потому в русской православной традиции мы чувствуем себя дома. – Насколько велико число прихожан шведской православной общины в честь Воскресения Христова в Арбуге? Какие богослужения проходят в выстроенном при вашем участии храме? – Членами общины являются четыре семьи, постоянно проживающие в Арбуге, и две семьи временно проживающих здесь беженцев. Несколько раз в год, когда из Стокгольма к нам приезжает отец Виталий или отец Павел, в храме служится Литургия. В остальное время мы обычно читаем Часы и Типикон по воскресным и праздничным дням. Прямо сейчас мы изучаем ход вечернего и утреннего богослужения на тот случай, если сюда приедет священник. Николай Санасес у выстроенного при его участии храма. Фото Аркадия Рябиченко      – Кому первому пришла в голову мысль построить в Арбуге православную церковь? Симон увидел купола Троице-Сергиевой Лавры на фоне заката – и был потрясен этой красотой

http://pravoslavie.ru/82154.html

Постоянное помещение русская церковь получила лишь в начале ХХ века, когда был заключен контракт с архитектором В. Деном, который заложил на Биргер Ярлсгатан, 98 по собственному проекту большой доходный дом, пристроив со двора церковный зал с квартирами для настоятеля и псаломщиков. Освящение храма на новом месте произошло 14 апреля 1907 года. Дом тогда стоял в одиночестве – вокруг была незастроенная территория. Храм невелик (он вмещает около 200 человек), но светел и красив. Белый одноярусный с шестью иконами иконостас, покрытый легкой резьбой, отделанные светло-желтым искусственным мрамором стены с тосканскими пилястрами, льющийся через стеклянный потолок свет, светлый паркет – все создает ощущение умиротворения и радости. Вечером помещение освещается небольшой серебряной люстрой. За долгое существование в церкви собрано свыше 200 икон (среди них Казанская Божия Матерь XVI века, Нерукотворный Спас XVIII века), много ценной церковной утвари (дарохранительница 1775 года шведского ювелира Л. Бойе), старинные богослужебные книги (московское Евангелие 1707 года) и облачения (полная ризница 1812 года). В одном серебряном кресте XVIII века хранятся частицы мощей св. равноап. Константина и вмц. Екатерины, в другом – киевских угодников. Часть старых икон помещена в резные дубовые киоты у правого клироса. Рядом висит большой образ свв. Владимира и Константина, подаренный в 1897 русским отделом Международной выставки в Стокгольме в память о ее посещении вел. кнн. Владимира Александровича и Константина Константиновича. Запрестольный «Деисус» датируется серединой XVIII века. После большевистского переворота 1917 стокгольмский храм вступил в период тяжких испытаний. До Первой мировой войны община насчитывала всего пять десятков человек: персонал посольства, несколько русских семей и священнослужители со своими семьями. В 1908–1914 в Стокгольме жила вел. кн. Мария Павловна (в ее дворце сейчас посольство Италии), супруга шведского принца Вильгельма, которая приезжала молиться в храм. С ней связывались надежды на постройку отдельного здания церкви. Был утвержден его проект, но тут разразилась Первая мировая война.

http://sobory.ru/article/?object=23518

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СЕЛА РОЖДЕСТВЕНО сентября 2003 Первый храм, который упоминается в летописях, был построен в 1499 году и находился в конце старого рождественского парка - там, где из скал красного песчаника струятся студеные воды целебных родников. О судьбе этого храма известно, что он был разрушен в годы первой шведской оккупации (1583-1590). Первый храм, который упоминается в летописях, был построен в 1499 году и находился в конце старого рождественского парка - там, где из скал красного песчаника струятся студеные воды целебных родников. О судьбе этого храма известно, что он был разрушен в годы первой шведской оккупации (1583-1590). В 1713 году по указу Алексея Петровича, сына Петра I, строится храм Рождества Пресвятой Богородицы в излучине Оредежа, на пригорке за могильным мостом - там, где сейчас находится старое кладбище. Храм был освящен 24 сентября 1713 года по благословению Митрополита Новгородского и Великорусского Иова местным священником о. Феодором Федотовым. Служба совершалась здесь до 1785 года, когда была построена новая во имя Рождества Пресвятой Богородицы церковь в центре села. С тех пор храм, превращенный в часовню, был " закрыт и оставлен без призрения " . В начале XIX века его перестроили, и в качестве кладбищенской часовни он просуществовал до 1920 года. А село, обязанное своим именем этому храму, носит его и поныне. Новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы располагалась на месте нынешнего храма в самом центе села и в 1785 году была освящена. Зеленый, с нарядной красной крышей, " краса Рождествена " недолго оглашался церковными песнопениями. 11 сентября 1837 года - на четвертый день храмового праздника - на центральной улице села начался сильный пожар, от которого сгорел и храм. Через 30 лет здесь начинается строительство третьего, каменного храма. Возведение церкви пришлось на годы царствования императора Александра III, государя, " чутко относившегося ко всему русскому " . В наружном облике храма главенствуют самобытные черты - это " византийский стиль " . Руководство строительством храма осуществлял синодальный архитектор И.И. Буланов.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=186...

Помощь при строительстве материалами и деньгами оказывали: Высокопреосвящен­ный Архиепископ Феофан, В.Г. Пищулко, В.Г. Зеренков, В.Н. Карлов, Э.И. Гашимов, В.А. Мочеев и другие благодетели. Настоятель храма отец Василий (Лукьянов) оплатил за металл при изготовлении центрального купола. Валерий Георгиевич Пищулко, помимо того, что оп­лачивал за работу каменщикам, полностью оплатил приобретение медной ленты для покры­тия крыши храма и работу жестянщиков. Получилось так, что в работах по строительству храма участвовали все прихожане. Вместе разгружали кирпич, доски и другие стройматериалы, дежурили по ночам на стройке, убирали территорию от строительного мусора. В строительстве прихода принимали участие солдаты-пограничники во главе с генерал-полковником Н.П. Лисинским. Священники с при­хожанами вокруг строящегося храма часто совершали крестные ходы, готовили пищу для Ра­бочих и т.д. Архитектура храма воссоздает образ древнерусского храма XV-XVI веков. По внеш­нему виду церковь относится к типу храмов с так называемым «трехлопастным завершени­ем». Для создания узнаваемого образа были применены традиционные элементы: перспек­тивный портал при входе в храм, кокошники у основания барабана, пояски, поребрик и т.д. В целом храм имеет динамичный силуэт. Венчает его устремленная ввысь шлемовидная глава с крестом. Над главным входом устроена звонница, которую венчают три декоративных главки. Роспись храма. Кроме классической росписи на стенах нашего храма изображены фрагменты знаменитого Ледового побоища и Невской битвы. Ледовое побоище было не самым первым сражением в западной части русских земель, но стало одной из самых крупных битв с мощными европейскими державами. Как известно, к середине 13 века большая часть Руси была под властью монголо-татар во главе с Батыем, чем умело воспользовались датские, шведские феодалы и немецкие крестоносцы. Первыми выступили шведские войска под предводительством Биргера, которые высадились в устье реки Невы. Вскоре киевский князь получил от Биргера послание с объявлением войны, но дружины русского князя быстро отбили врага. Есть сведения, что князь Александр сам сражался со своей дружиной в первых рядах и «острием меча возложил печать на челе Биргеру». С этого момента русского князя стали называть Александр Невский. Храм святого благоверного князя Александра Невского (Ставрополь)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_б...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010