В начале 18 века местность эта снова сделалась театром войны русского правительства со шведским; в 1702 – 1704 году она снова была присоединена к России, и при первом учреждении губерний вошла в состав Ингерманландской губернии. В 1710 году Ингерманландскую губернию велено писать Петербургскою; в ней к С.-Петербургу были приписаны 29 городов, в том числе и Нарва; Ямбург же и Копорье отданы во владение светлейшему князю Меньшикову. В 1719 году С.-Петербургская губерния была разделена на 11 провинций; к С.-Петербургской провинции приписан Ямбург с уездом; Нарва с Иван-Городом, к которой был приписан Сыренский уезд и г. Дерпт с уездом, составили особую провинцию. В 1780 г. при общем разделении на губернии и уезды образованы были уезды Ямбургский и Нарвский. Наконец в 1802 году составлен один Ямбургский уезд. Частые войны, бывшие в этих местах, оставили по себе памятники, до сих пор сохранившиеся; так близ д. Стороцье на берегу р. Луги видны сваи, вбитые для устройства Императорского моста при переправе в 1703 г., близ дер. Худачевой также видны остатки Пунтова (понтонного?) моста, построенного в 1704 г. посреди болот; в 15 верстах от Ямбурга в лесной даче Павловича видны следы Трубецкой дороги. Кроме того в уезде много курганов, относящихся вероятно к разным временам, но известных под общим названием шведских могил. Они представляют конические насыпи, иногда с каменными крестами. В церковном отношении православного исповедания Ямбургский уезд делится на два благочиния и 16 приходов. Евангелическо-лютеранское исповедание имеет для немцев 3 прихода; финны лютеране имеют 4 прихода – в Молосковицах, Котлах, Сойкине и Новоселке; католики, живущие в колониях, имеют священника в Ямбурге. Населенных мест, кроме двух городов, считают в уезде 461. Жителей в уезде (без городов) мужского и женского пола более 50 тысяч. Кроме великороссиян, более населения принадлежит финскому племени. Немцы – колонисты имеют население в 3-х ямбургских колониях. В двух городах – Ямбурге и Нарве жителей мужского и женского пола около 9 тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К этому нужно добавить растлевающее действие средств массовой информации, где брачный союз подвергается насмешкам и презрению, пропагандируются «свободные отношения», измены и даже сама мысль о возможности любви в законном браке считается смешной и нелепой. За время между двумя переписями (1989–2002) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке. И такая ситуация не только у нас. Она сегодня типична и для западных стран. Например, в Швеции 70% населения никогда не имели семью и не собираются ее заводить. Кстати, там же запретили рекламный ролик «Макдоналдс». В нем женщина помогает мужу собираться на работу — подает чашку кофе и завязывает галстук. Эксперты шведского национального совета по рекламе обвинили производителей в том, что в отношении женщины эксплуатируется стереотипный образ домохозяйки. Все это, конечно, следствие эмансипации. На Западе такая эмансипация, какая нам в России, слава Богу, не снилась. Вообще, совершенно точно известно: когда женщина начинает бороться за равноправие и равенство с мужчинами, это означает, что у нее неблагополучно в личной жизни. Вся эта борьба — бессильный протест против несложившейся судьбы и тайное желание простого женского счастья. Однажды протоиерея Димитрия Смирнова известный общественный деятель Екатерина Лахова пригласила выступить в Государственной думе перед женщинами. И вот в зале Думы собралось полторы тысячи женщин-парламентариев, представительниц власти со всей России. Отец Димитрий некоторое время, пока они выступали, думал, что бы им такое сказать? Тут его осенило, и он обратился к ним: — Дорогие женщины, вот вы все здесь выступаете за равноправие с мужчинами. — По прическам, по внешнему виду, по фигурам он видел, что это все очень сильные женщины. — Вы говорили о политике, об эмансипации. Но представьте себе на секунду, что через неделю вы встретите мужчину, настоящего рыцаря, который физически, психически и по всем качествам сильнее вас. И он скажет: «Я тебя люблю, бросай все, иди за мной». И уверен, что каждая из вас пойдет.

http://pravoslavie.ru/sm/080219151706.ht...

История поселка Тикси начинается в 1933 году, когда здесь был заложен один из ключевых портов Северного морского пути. Поселок был назван по имени бухты Тикси, что означает по-русски «встреча». По преданию, это имя в 1878 году дали бухте (ранее названной Дмитрием Лаптевым «Губа горелая») участники арктической экспедиции: действительный член Российского географического общества, гвардии лейтенант корпуса гидрографов Оскар Нордквист и шведский географ и мореплаватель Адольф Норденшельд. В сороковых годах ХХ века сюда на угольные разработки ссылали поляков, эстонцев и финнов. Уголь добывать вскоре перестали, а потомки ссыльных живут в Тикси до сих пор. Например, есть у нас прихожанка по имени Айна (в крещении Анна), дочь финских поселенцев. Правда, финского языка она уже не помнит, но зато отлично говорит по-якутски. В 1959 году здесь была основана авиационная база, которая сейчас, после банкротства арктического пароходства и морского порта, может считаться единственным предприятием, способным как-то влиять на жизнь поселка. Многие местные жители говорят, что если закроют военную часть 45114, то не будет военторговского снабжения и им останется только уехать куда-нибудь. Считается, что Военторг здесь позволяет поддерживать не очень высокие цены на продукты, хотя в первые дни командировки я был удивлен ценниками в магазине: молоко — по 100 рублей за пакет и картошка — по 120 за килограмм. Поселок Тикси разделен семикилометровой дорогой вдоль берега бухты на гарнизон — Тикси-3 и собственно районный центр Булунского улуса — Тикси-1. Конечно, храм должен был бы стоять в райцентре — там живет около четырех тысяч человек (преимущественно коренное население: якуты и эвены), а не в гарнизоне, где население не больше тысячи. Но администрация улуса не смогла найди средств на монтаж и установку храма, и военная часть, как это нередко бывает, взяла на себя все труды и расходы. В результате красивая бревенчатая церквушка украшает собой гарнизон Тикси-3. К проблемам, стоящим перед миссионерами, я бы отнес еще и общее для нашего времени непонимание того, что обращение к христианству должно менять жизнь человека. Православие воспринимают как угодно: как политический рычаг, как этнокультурную традицию, но только не как личную веру, которая открывает дорогу в Небеса. Люди не готовы меняться и согласны отдавать «Богу — Божие» свечками и участием в праздничных службах.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnaya_z...

кругозором: в делах, решавших судьбу Малороссии, он шел за своим тестем по первой жене гетманом Мазепою, веря в его политический гений и видя в нем не хитрого честолюбца, а безкорыстного сына родной Украины. Это обстоятельство роковым образом отразилось на жизни Димитрия Горленко. В целях доставления Малороссии самостоятельной внутренней жизни под протекторатом Полыни, а себе более высокого положения, Мазепа заключил тайный договор с польским королем Станиславом Лещинским и шведским Карлом XII и осенью 1748 г. перешел на сторону последнего, изменив Петру Великому. Но Полтавская битва (1709 г.), сломившая могущество шведов, разбила и замыслы Мазепы, показав, что он переоценил силы Карла XII и не оценил собственных, – вместе с Мазепою к шведам примкнули очень немногие из казачьей старшины и самая незначительная часть из рядового казачества: если старшина еще мечтал о польских порядках и шляхетских обычаях, то рядовое казачество, наоборот, возлагало надежды на уравнивающую силу монархизма в лице русского царя, уничтожающую польское господство, хотя бы и косвенное. С поля Полтавской битвы Карл XII и Мазепа бежали в Турцию, – сначала в Бендеры, а потом Константинополь: сюда же бежали, опасаясь гнева победителя за измену, и сторонники Мазепы из казачьей старшины. Среди последних находился и Димитрий Горленко, которого сопровождала жена (без сомнения вторая, Мария Галуб) с младшими детьми. Со времени открытого перехода Мазепы на сторону шведов и особенно после полтавского поражения для Димитрия Горленко и его семьи начинается жизнь, полная бедствий. Многочисленные имения его были конфискованы: мать и братья Бутовича, его зятя, вместе с родственниками других бежавших «мазепинцев» содержались в Москве. В первое время своего пребывания в полудобровольном изгнании Димитрий Горленко с товарищами Орликом, Лемиковским, Мировичем и Горденком делали тщетные попытки повредить Петру: между прочим они старались разорвать Прутский мир. Наконец, удрученный несчастиями: и бедностью скитальческой жизни Димитрий Горленко начинает хлопотать о безопасном возвращении на родину. По

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На колокольне старинный, шведский колокол весом около 30 пудов. Колокол, говорят, висел на башне конторы кирпичных заводов, устроенных Петром I для созывания рабочих; контора находилась на другом берегу Невы, где теперь фабрика Варгуниных. По рассказам других, колокол вырыт из земли при постройке каменной церкви, на месте коей, по преданию, была шведская кирка. Метрические записи имеются при церкви с 1750 года. Причт до 1760 года состоял из двух священников, диакона и двух причетников. С 1760 по 1842 гг. при здешней церкви был один священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1842 года опять два священника. С учреждением церкви в Смоленской слободе здесь опять один священник. Причт сперва содержался казенным жалованьем от кирпичных заводов и доброхотными даяниями прихожан. В последнее время это жалованье состояло из 105 руб. 45 коп. в год на весь причт, не исключая и сторожа. После основания Фарфорового завода причт стал получать из заводской конторы 147 руб. 32 коп. в год, в том числе и на просвирню. В 1854 г. сделана прибавка на другого священника и жалованье причта возрасло до 179 руб. 97 коп. Когда устроен был в 1825 г. Александровский чугунный завод, причт стал от этого завода получать 114 руб. 28 коп.; кроме этого, пользовался от завода экипажем с лошадью и кучером. С учреждением на Александровском заводе особой церкви и причта жалованье причту фарфоровому прекратилось. В 1802 году вследствие указа о наделе причтов землею общество Смоленской-Ямской слободы, вместо земли, положило 50 руб. на весь причт ежегодно. Кроме этого, причт пользуется 97 руб. 44 коп. в год, т. е. процентами с капитала в 2430 руб. Причт помещается в четырех духовных церковных домах, стоящих на земле Фарфорового завода; из них 2 каменных и 2 деревянных. Три дома построены на церковные суммы, с пособием от прихожан, а 4-й куплен у вдовы священника Алексеева. Приход составляют рабочие на фарфоровом и на других соседних заводах. Прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., муж. пола 989 и жен. 984. В приходе существуют две школы: приходская, с курсом первоначального обучения, и техническая, для обучения мастеровых. Крестный ход бывает 20 июля вокруг селения, в память холеры 1848 года.

http://sobory.ru/article/?object=34534

Объектом деятельности данного Союза должны стать уже не все христиане в целом, а лишь личности, причастные в той или иной мере к влиянию на международные отношения. Союз хочет установить чувство христианской солидарности и дружбы в международных отношениях, устранять мирным путем причины и поводы для международной зависти и соперничества, национально-государственного самолюбия, шовинизма, ссор и войн. Вполне естественно, что и субъектами движения выступали светские лица с высоким общественным званием и положением, как, например, Рамзей Макдональд (Ramsay Mcdonald) – бывший премьер-министр и вождь английской рабочей партии, лорд Пармур (Lord Par-moor) – известный знаток международного права, бывший министр в кабинете Р. Макдональда; Нэл Бакстон (Noll Buxton) – вождь рабочей партии в Англии; Сельма Лагерлеф (Selma Lagerlof)-зhaмehumaя шведская писательница, Макс Хубер (Max Huber) – известный швейцарский знаток международного права, состоявший председателем Гаагского международного суда, и др. Свое начало указанный Союз получил в годы, следующие за Гаагской мирной конференцией 1907 г., после того как ей был подан подписанный рядом виднейших церковных деятелей меморандум, доказывавший невозможность мира среди народов без объединенных усилий в этом направлении со стороны христианских Церквей. Под председательством Кентерберийского Архиепископа – в Англии, при содействии судьи Бора – в США, а также и в некоторых странах Европы были созданы первоначально отдельные общества с указанным наименованием. Организационное совещание по объединению этих обществ было устроено американским филантропом Андреем Корнеджи (Andrew Cornegie); им же, из собственных средств, был основан фонд в два миллиона долларов, предоставленный в распоряжение Комитета по работе в пользу международного мира, под наименованием «Церковный союз в пользу мира» (Church Peace Union). Всемирный же Союз этих обществ образовался в 1914 г. в Констанце, на съезде из 90 делегатов от европейских и с.-американских церквей (православных делегатов не было). Его цель определилась в мобилизации церквей всех стран на дело христианского влияния на народы, на народных представителей и на правительства для установления между ними взаимного доверия и добрых, взаимно доброжелательных, отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

В одобрении греха является нечто другое — или, вернее, некто другой, кто совсем не хочет, чтобы люди покаялись, были прощены и обрели вечное спасение. Проповедники Евангелия побуждают людей к покаянию, чтобы они обрели прощение и были спасены; послание «либерального» и «прогрессивного» «христианства» прямо противоположно — оно удерживают людей от покаяния, поощряя и ободряя их пребывать в грехах. Либеральные общины такого рода — не церкви, хотя бы и поврежденные, но буквально антицеркви, противоцеркви, проповедующие противоевангелие. Но как общины, бывшие некогда христианскими, где проповедовалось Священное Писание и провозглашалось имя Христово, превратились в свою противоположность? Обратим внимание на фотографии, иллюстрирующие новость — на них мы видим неких улыбающихся дам в епископских облачениях. Как они вообще оказались в таком странном виде? Есть ли связь между женским священством (и епископатом) и последующими явлениями — одобрением сначала гомосексуализма, потом и абортов? Однозначного совпадения тут нет. Есть протестантские общины, которые рукополагают женщин, но не одобряют бездн содомских. Есть те, которые в бездны содомские уже свалились, однако еще держатся в отношении абортов — и все еще полагают их грехом. Несомненно, многие протестантские служительницы отнесутся к действиям шведской и американских «епископш» с крайним неодобрением. Но есть определенная закономерность. Если какая-то община вводит женское священство, можно ожидать — глядя на уже имеющиеся примеры — что следующим шагом будет одобрение гомосексуализма, а следующим — и абортов. В чем причина того, что события развиваются подобным образом? В любом действии можно выделить само содержание действия и его мотивы. Можно совершать правильные действия по правильным мотивам — например, совершать Литургию из послушания Богу, чтобы прославить Христа и содействовать спасению людей. Можно совершать правильные действия по неправильным мотивам — например, служить Литургию в рамках психологической поддержки какого-то чисто мирского дела. Можно совершать неправильные действия по правильным мотивам — например, проповедовать ложное учение, ошибочно (хотя и искренне) думая угодить этим Богу. Можно совершать неправильные действия по неправильным мотивам — например, производить аборты, чтобы нажиться.

http://pravoslavie.ru/86802.html

444 Vita altera jussu Sigeri abbatis post elevationem corporis a monacho gandensi scripta. Acta Sanctorum Bolland., 10 april. (I, 878 sq.). Более древнее житие, записанное по приказанию аббата Ерембольда (около 1014 г.) (Ibid., I, 875), не заключает в себе тех данных, которые внесены во второе житие. Об этом памятнике см.: Jahrbucher des deutschen Reichs unter Heinrich II, von Hirsch, Bd. I, 527. 445 Bertholdi abbatis s. crucis Werdani ord. s. Bened. Quomodo portio vivificae Crucis Werdeam pervenerit historia. Oefelius, Rerum boicarum Scriptores. T. I, 1763, 332–336. 447 Historia translations corporis sanctae Agatae V. M. Constantinopoli Catanam, auctore Mauritio, ep. Catan. Acta Sanct. Bolland., febr. I. 448 Qualiter tabula s. Basilii continens in se magnam Dominici ligni portionem Cluniacum delata fuit tempore Pontii abbatis. Отрывок у Le Quien. Oriens Chris-tianus. Par., 1740, I, 385. 449 Heimskringla. Ed. vers. lat. Peringskiold. Stockholm, 1697; Schoening. Thorla-cius et Werlauff, Hafniae, 1777, 1778, 1783, 1813, 1817, 1826 (6 vol.). Upsala, 1816–1829. Есть переводы на языки: немецкий, английский, датский, норвежский и шведский. 450 Этот вопрос рассмотрен проф. Васильевским в ст. «Варяго-русская и ва-ряго-английская дружина в Константинополе "http://Ж. М. Н. Пр., CLXXV1I. 451 208 изданы Сафой (Bibl. graec., IV, 296–299, V, XLV-VI, 219–523); 12 – Боассонадом ( Ψελλς, 170–188) и по нему Migne (PG, CXXII, 1169–1185); 27 – Тафелем (Eustathii opuscula. Lipsiae, 1838) и по нему Migne (PG, CXXXVI, 1317– 1334). 452 » Psell., V, 13, 21–24, 33–35, 38–39, 47, 49, 70, 93, 100, 122, 129, 136, 138, 146, 151, 165, 169, 190–192; Migne. PG, CXXXVI, 61, 70, 72–73. 453 Psell., V, 9–10, 12, 18, 28–31, 36, 45, 54, 63, 68, 77, 79, 99, 103, 130, 134, 148, 150, 153–154, 178, 204, 207; Migne. PG, CXXXVI, 68–69; CXXI1, 456 Psell., IV, 296–299; V, 3–4, 69, 73, 81–82, 97, 120, 143–145, 156, 161, 170; Migne, PG, CXXII, 4–12. 457 Psell., V, 19,27,61–62,66,80,96, 108, 115, 1 18, 135, 159–160, 166–167, 174, 180, 185–186, 198–199, 208; Migne, PG, CXXXVI, 48–51, 63, 74; CXXII,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Пишет Плетнёв и о старинном кладбище на горе близ д. Ососье: «в 31 сажень длины и 30 саж. ширины, усеянном могильными камнями – плитами. По рассказам старожилов, здесь погребён был какой то князь, как о том свидетельствовала надпись на белом камне, в настоящее время уже распавшемся на несколько частей». О переселении карел в Введенский приход Среди местных жителей до сих пор бытуют легенды, связанные со смутным временем: об ушедших под землю церквях и часовнях, исчезнувших деревнях, борьбе местного населения с захватчиками, древних битвах и зарытых сокровищах. Много бед и страдания принесло Смутное время в эту землю, были стёрты с лица земли сёла и деревни, разграблены храмы, поля зарастали травой и кустарником, там где некогда кипела жизнь, теперь была «мерзость запустения». Но задолго до этого между Россией и Швецией разгорелась борьба за Корельский уезд с городом Корелой. Давние и прочные связи объединяли два народа русских и карел, но выгодное экономическое и стратегическое положение уезда не давало покоя северным соседям. С наступлением Смутного времени Швеция попыталась снова захватить Корельский уезд. 4 июля 1610 г. подошли вплотную к Кореле и в сентябре приступили к осаде города. Карелы оказали сопротивление, осада затянулась на целый год. В это время в тылу шведов действовали партизанские отряды, наносившие сильный урон врагу. Но, не смотря на упорное сопротивление 2 марта 1611 г. город пал. Началась эвакуация оставшихся в живых жителей в пределы Русского государства. Но Швеция не оставляла мысль о завоевании русского севера, лишь 23 февраля 1617 г. в д. Столбово, близ Тихвина был подписан мирный договор. Швеции отошли Ижорская земля с городами Ивангородом, Ямом, Копорьем и Орешком. Во владение Швеции перешёл и Корельский уезд с городом Корелой. Так начался почти столетний период власти Шведов над карелами. Но самое страшное было впереди. Шведы стали насаждать чуждую карельскому народу протестанскую религию. Карелов ждало притеснение, поборы и наконец изгнание со своей земли. В 1627 г. камрер Эрик Трана писал: «Подати в этих провинциях весьма огромны, увеличение же их способствовало бы только усилению ухода населения в Россию». Земли Корельского уезда активно стали раздаваться шведским и немецким дворянам, а те в свою очередь превращали крестьян фактически в свою собственность.

http://sobory.ru/article/?object=10563

Очень хорошо помню, как по прибытии туда, во время обычной регистрационной процедуры, я встретил одного весьма видного деятеля официального экуменизма, который самым дружелюбным образом и с явным желанием сделать мне приятное сообщил, что православные делегаты будут размещены на крайней правой стороне зала ассамблеи, рядом с представителями «высоких церквей» Запада — такими, как шведские лютеране («которые, как Вы, наверное, знаете, имеют апостольское преемство…»), старокатолики и польские «националы». Из чистого любопытства (ибо я, конечно, ничего не имел против того, чтобы сидеть бок о бок с этими превосходными людьми) я спросил его, кем принято такое решение. В ответ он простодушно заметил, что это просто отражает экклезиологический замысел конференции, одной из главных тем которой должна была стать дихотомия «горизонтальной» и «вертикальной» идей Церкви. Для моего собеседника было совершенно очевидно, что Православие принадлежит («А разве нет?») к «горизонтальному» типу. В свою очередь я полушутя заметил, что за все время изучения православного богословия я никогда не сталкивался с подобной классификацией и если бы довелось выбирать, то, не подозревая о ее существовании, я оказался бы на крайней «левой» стороне зала рядом с квакерами, чем особый интерес к Духу Святому мы, православные, безусловно разделяем.    Скрытый смысл этого памятного эпизода, я полагаю, ясен всем. Характерная особенность участия православных в экуменическом движении и встрече (после многих веков почти полной взаимной изоляции) Востока и Запада заключается в том, что православным не оставили выбора; в том, что им с самого начала назначили не просто те, а не иные сидения, но вполне определенное место, роль и функцию в экуменическом движении. Это «назначение» основывалось на западных богословских и экклезиологических предпосылках и категориях и выдавало чисто западное происхождение самой экуменической идеи. Мы присоединились к движению, вступили в дебаты, приняли участие в дискуссиях и размышлениях, критерии которых были уже определены и приняты как не требующие доказательств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010