Так все приговоренные к смерти спаслись вместе со святой Анастасией. При виде такого Божия чуда 120 язычников немедленно уверовали во Христа и крестились. Созерцание Да созерцаю страдания Давида за соделанный грех, а именно: 1) как пришло горе в дом Давида; сын восстал на сына, а брат – на сестру; 2) как Авессалом повел войну против отца своего, Давида; 3) как за грех царя весь народ подвергся бедствию. Проповедь о терпеливом Иове Господь дал, Господь и взял... да будет имя Господне благословенно! Иов. 1:21 Пусть ничего не боится праведник, братья, ибо всё с ним будет хорошо. Всё Священное Писание свидетельствует нам о том, что Бог не оставляет праведника совершенно. Пример Иова показывает нам это предельно ясно (в серб, букв.: ясно, как солнце. – Пер.). Было у Иова семь сыновей и три дочери, обладал он богатством и пользовался уважением среди людей, были у него и друзья. И всё это утратил он в один день. Однако не возроптал на Бога, но пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвратись ( Иов. 1:20–21 ). Тогда потерял Иов и здоровье – последнее, что имел, и всё его тело, от темени до пят, покрылось гнойными язвами. И сидел Иов на пепле и возносил хвалу Богу. Жена же подговаривала его, чтобы отрекся он от Бога своего. Но праведный Иов ей ответил: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать ? ( Иов. 2:10 ). Друзья упрекали его в том, что он грешен, надмеваясь пред ним своим умом и праведностью, тогда как Иов смиренно молился Богу, терпеливо перенося свои язвы и свое несчастье. И сегодня бывает, как и в ту пору, что, когда нагрянет на нас некая беда, наши соседи делают вид, что они умнее и честнее нас. Впрочем, Всепремудрый Бог попустил все эти скорби на Иова, чтобы искушать не только Иова, Своего раба, но и его сродников и друзей. И когда каждый из них показал себя, каков он есть на самом деле, и сдал экзамен пред Богом, тогда Бог Своей всесильной десницей возвратил Иову и здоровье, и богатство вдвое большее, нежели взял у него, и опять даровал ему семерых сыновей и троих дочерей. Имеющий крепкую веру, братья, обладает ясным духовным зрением – так что может видеть перст Божий и в своем благоденствии, и в своих страданиях. Имеющий крепкую веру и в скорбях проявляет большое терпение. Когда Бог дает ему, он благодарит; когда Бог берет у него, он благословляет: да будет имя Господне благословенно !

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Поэтому владыка Иннокентий (Вениаминов) остается бесценным путевым знаком для всех, кто наполнен желанием распространения Евангелия «даже до края земли». 5. Стойкость Православия на Аляске, прошедшего через горнило стольких испытаний, показывает, насколько глубока была духовная работа первых православных миссионеров. Всегда и везде дело миссии должно совершаться с перспективой будущих испытаний и поэтому должно основываться глубоко и прочно «на камени». «Каждый же смотри, как строит: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (не личные, групповые или национальные интересы, и не отдельные традиции и менталитеты). Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:10–13 ). 6. Постепенное ослабевание Православной Церкви на Аляске подчеркивает, насколько страшен риск изоляции местной Церкви от остального тела Православия, но вместе с тем – сколь страшна ответственность за оставление ее в одиночестве. Сколько мы провозглашаем наш Символ веры , столько же будем задаваться вопросом: веруем ли мы действительно «в Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ощущаем ли мы на самом деле, что она ЕДИНА, или представляем себе Православие как некую «конфедерацию» самостоятельных Церквей, для которой страдание одной из них является, как правило, лишь журналистской информацией для другой? Не просто нужно, но есть настоятельная необходимость в том, чтобы мы покаялись – т.е. изменили свой ум – и почувствовали, что мы больше не можем безнаказанно проповедовать веру «во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », причащаться «единого Хлеба» ( 1Кор.10:17 ), «единой Чаши» и оставаться замкнутыми на своих исключительно епархиальных проблемах, выражая, так и быть, даже некую симпатию в адрес наших братьев, которые умирают медленной смертью в своем духовном одиночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Отойди подальше, не простивший брату своему… Сбрось с себя нечистоту злобы, тогда приди и прими очищающий Угль. Обратись ко Господу: “Владыко! Я знаю, что имею множество грехов и долгов, но по заповеди Твоей я простил моим братьям, дабы и мне удостоиться Твоего прощения”». Вот какой смысл предлагает нам священник вложить в этот короткий возглас 1008 . При произнесении слов «Святая святым» священник берет Агнец обеими руками и поднимает его вверх. Смысл этого жеста, получившего почти всеобщее распространение в литургической практике не позднее VI–VII веков 1009 , заключается в том, чтобы торжественно показать верующим освященный хлеб, ставший Телом Христовым. В цитированном отрывке святитель Иоанн Златоуст особо отмечает, что в момент произнесения возгласа «Святая святым» священник должен быть «видим всеми». Ему вторит преподобный Анастасий Синаит : «Священник, зная, что каждый из нас предстоит и молится на том страшном и внушающем трепет Собрании, после освящения бескровной Жертвы поднимает Хлеб жизни и показывает его всем» 1010 . Таким образом, святой Агнец возносится не для чего иного, как для того, чтобы верующие увидели хлеб, ставший Телом Христовым, и воздали ему должное поклонение. Поэтому, во-первых, Агнец должен подниматься достаточно высоко (а не на несколько сантиметров над дискосом, как это нередко делают священнослужители), а во-вторых, царские врата должны закрываться не до вознесения Агнца, а после (их закрытие до того, как Агнец вознесен, лишает это действие его изначального смысла). После того как священник произнес возглас «Святая святым», хор поет: Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Один Свят, один Господь – Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. Данный стих известен с IV века: он присутствует и в литургических памятниках этого периода 1011 , и в комментариях на Литургию 1012 . Выражение «в славу Бога Отца» заимствовано из Послания апостола Павла к Филиппийцам, содержащего один из главных христологических текстов апостола: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петр. Если, отче, этот брат пришел из сего мира только ради молитв св. Анастасия, хотя и не был призываем к тому гласом, то нельзя ли отсюда заключить, что великие угодники Божий могут иногда по своей молитве получить даже то, что не предопределено Богом? Григорий. Нет; что Богом не предопределено, того они получить никак не могут; но что получают по своей молитве, то так и предопределено, т. е., так и должно совершиться по молитве. Даже самое наследование Царствия Небесного так предопределено всемогущим Богом, что избранные получают оное за подвиги, смотря по тому, как возмогают они молитвою стяжавать себе дары, предопределенные им прежде век всемогущим Богом. Петр. Прошу тебя, отче, изъясни мне вполне: как это молитва может содействовать предопределению? Григорий. Сказанное мною я могу тебе, возлюбленный Петр, объяснить в кратких словах. Ты, без сомнения, знаешь, что Бог сказал некогда Аврааму: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт 21.12); и в другом месте: ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт 17.5). Еще дано было ему следующее обетование: Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих (Быт 22.17). Эти обетования ясно показывают, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама чрез Исаака; а между тем, вот что читаем в другом месте: И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его (Быт 25.21). Если было предопределено, что потомство Авраама распространится чрез Исаака, то почему же жена его была неплодна? Но это-то и показывает, что предопределение совершается молитвою: ибо тот, кому предопределено было распространить семя Авраамово, только по молитве получил детей. Петр. Слова твои, отче, раскрыли мне тайну, и теперь никакое сомнение меня не смущает. Григорий. Не угодно ли, я расскажу тебе и о св. отцах, живших в Тусции чтоб тебе известно было, какие и там были подвижники и как они своим познанием приближались к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Муж сей, по имени Сурхан, происходил из народа тачиков, из прославленного, знатного и древнего рода. В годы правления великого Амазаспа 924 , сына Давида 925 Курапалата 926 , блаженный мученик Христов с арабскими войсками достиг страны Армянской, Айраратской области, Котайкской 927 земли. Он побывал в деревнях и селах, видел христианские порядки и благопристойную жизнь, богопочитания. По милости свыше и внушению Духа св. им овладела прекрасная мысль, и он постоянно, и днем и ночью, в сердце своем думал об истинной вере Христовой. Наконец он отлучился от близких, дабы обрести Христа, с его помощью спастись, обновиться вторичным рождением в Отце, Сыне и Духе святом и освободиться от служения бренности освящением купелью, и крещением своим он [хотел] утопить фараона в воде 928 и, не в силах более пребывать в [прежнем] служении, жаждал посвящения. И случилось это в [патриаршество] армянского католикоса Анастаса 929 и в правление достохвального армянского патрикия 930 Григора Мамиконяна 931 . И так как муж [сей] Сурхан был весьма любим и почитаем многими, армянский князь Григор подвел его к католикосу Анастасу и [просил] крестить. И тот с большой готовностью и с великой радостью совершил над ним обряд крещения святой купелью во имя Отца и Сына и Духа святого. И Григор Патрик с помощью патриарха и святой купели переименовал его, назвав именем своего отца Давида. Вскоре он превратился в обитель всесвятой Троицы, во исполнение обещания Христа: «Я с Отцом моим придем обитель у него сотворим» 932 . И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного» 933 и что «Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 934 . Также Исайя говорит: «И назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа» 935 . И, наполнившись из семи родников благодати Духа св., сбрасывает он имя рабское и, покинув гору Синай, сиречь Агарь, которая вместе с детьми своими в услужении, возносится в вышний Иерусалим к сыновьям свободной [Сарры], которая всем нам мать, [мать] не Измаила, а Исаака, сына свободной. И восклицает вслед за Павлом: «Я сын не слуги, а свободного» 936 . Свобода , которой Христос освободил нас из рабства бренности, [приобщив] к свободе славы Сына Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Но и потом еще не пришло на вас последнее откровение Божие, поскольку еще неисполнена была вами мера злодеяний. Когда же вы и ее исполнили, распявши Господа, тогда оскудело все, что было святого в законе: ни пророков оттоле у вас не было, ни града, ни храма, ни жертвенника, ни архиереев, ни иереев, ни других святынь, по которым Израиль признавался народом святым. Если же и теперь мечтаете иметь что-либо такое, то обольщаетесь, как бы с тенями играя, удалились от истины, рассеявшись по всей земле. И после этого не приходишь ты, христоубийца иудей, в чувство, но безумствуешь, говоря, что «Бог поял жену и родил сына». Справедливо пророк Михей говорил, обличая ваше бесстыдство: лице блудниче ти бысть, обезсрамствовася ко всем ( Иер.3:3 ). Ибо что, – скажи мне, бесстыднее тебя, чтобы так упорно препираться о столь очевидных предметах, яснейших солнца? Смотри, что у вас, не принявших Сына, и что у нас с того времени, как мы прияли Его и Он воцарился над нами! Об этом пророчествовал древле и Давид, сладостно воспевая: воцарися Господь во языцех ( Пс.95:10 ). Хочешь ли, я приведу тебе пророка, ясно пророчествовавшего об отвержении тебя и законных жертв и о нашем призвании и небывалых жертвах? Малахия так говорит от лица Божия: жертвы не прииму от рук ваших, глаголет Господь Вседержитель. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель. Вы же скверните е ( Мал.1:10–12 ). Когда это исполнилось на деле, иудей? Когда на всяком месте фимиам принесе Богу? когда жертва чиста? Ты не можешь указать на иное время, как только на время после Христова пришествия, так что, если не укажете на это время и на нашу жертву, но на иудейскую, то беззаконно будет пророчество. Ибо, если Моисей повелевает не в ином месте приносить жертвы, как только на месте, которое изберет Господь Бог, и пророк говорит о сосредоточении этих жертв в одном месте: то этому (проречению), что на всяком месте фимиам будет приноситься и жертва чиста ( Мал.1:11 ), противоречит и сопротивляется Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

И беседуя, они приблизились к тому селению, в которое шли. И просили они Иисуса поесть с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи, и они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это – сам Христос. И внезапно он стал невидим для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем апостолам, (утверждая) что воистину воскрес Христос и явился им, и они узнали Его по язвам от гвоздей. Всем нам сегодня благовременно воскликнуть сказанное блаженным Давидом: кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс.105:2 )? Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник, день воскресения Господа нашего И. Христа, основание мира, начало примирения, прекращение вражды, разрушение смерти, поражение диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе с безплотными силами возносят песнопения. Сегодня ниспровергнута власть диавола. Сегодня разрушены узы смерти, уничтожена победа ада. Сегодня благовременно сказать также следующее пророческое изречение: где ти, смерте, жало? где, ти, аде победа (Oc.13:14; 1Кор.15:55 )? Сегодня наш Владыка Христос сокруши врата медныя ( Ис.45:2 ) и изменил само лицо смерти. Что я говорю: лицо? Само имя ее Он изменил; ибо смерть уже не называется смертью, но успением и сном. Ибо прежде пришествия Христова и сошествия Спасителя и само название смерти было страшно. Так, первый человек за великое наказание услышал следующий приговор: в онь же аще день снесте, смертию умрете ( Быт.2:17 ). И блаженный Иов назвал ее тем же именем, говоря: смерть мужу покой ( Иов.3:23 ). И пророк Давид сказал: смерть грешников люта ( Пс.33:21 ). И не только смертью называлось разлучение души с телом, но и ад. Послушай, что говорит праотец Иаков: сведете старость мою с печалью во ад ( Быт.42:38 ). Послушай опять другого пророка: разверзе ад уста своя ( Ис.5:14 ). И еще другой пророк говорит: избавил еси мя от ада преисподнейшаго ( Пс.85:13 ). И во многих местах ветхого завета найдешь, что переселение отсюда называется смертью и адом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Вспомните слова Его, которые Он говорил вам, что в третий день воскресну. Теперь же ступайте к ученикам его и скажите им: Христос воскресе ( Лк.24:1–7 ). Ибо о вас еще прежде написал Исаия пророк: приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте: приими от нас радость благовещения. Идите к апостолам и скажите: не скрывайтесь более! ибо сбылось слово, сказанное вам Иисусом: вмале, ктому не видите Мене: и паки вмале узрите Мя и возрадуетеся ( Ин.16:16 ). Вспомните пророка, написавшего о Христе и о вас: поражу пастыря, и разыдутся овцы, но немного спустя, простерши руку, соберу и дам им пастыря ( Зах.13:7 ). Идите и скажите ученикам, дабы уразумели время сие, предвозвещенное пророком Осиею: от беззаконников побиен был Спаситель, и в два дня исцелил мир, и в третий день воскреснет, и живы будем пред ним ( Ос.6:3 ); а также пророком Софониею, изрекшим: потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего, во свидетельство Мое, ибо милость Моя уже снизошла над народами ( Соф.3:8 ). Идите и скажите апостолам: сей есть день, о котором сказал Давид: ты, Господи, воскрес, помилуеши Сиона, яко прииде время ( Пс.101:14 ). Я говорю не о том Сионе, который попираем воинами, но о Церкви из язычников, искупленной честною Его кровию. И не думайте, что вы можете обольститься подобно Еве: она приняла совет от змия, вы же слышите речь ангельскую. Итак, мы возвещаем вам радость, вы же проповедуйте миру спасение». Тогда жены возвратились от гроба и возвестили обо всем 11-ти апостолам; но они не поверили им, ибо не приняли еще Духа Святого, и потому были непостоянны, и боязливы, и недоверчивы. Но Петр и Иоанн, встав, побежали ко гробу. Иоанн же скорее Петра пришел, но не входил во гроб до прихода Петра, который первым вошел во гроб и увидел там только одни ризы лежащие. Иоанн, первым пришедший ко гробу, не вследствие страха не вошел в него, но повинуясь Божию изволению и божественному писанию. Ибо сии два апостола прообразовали собою ветхий и новый завет: Иоанн образовал собою ветхий закон, а Петр новый.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010