В царствующем же граде Москве, при Благочестивейшем Царе, и Святейшем Патриархе звонцы да отлагаются. ЕГКОЛПИЙ, Архиерейский жезл, КАМИЛАВ беловидный без всякого нашвения. Звание же да имут: Преосвященный Имярек, милостью Божией Митрополит Имярек; и в первых в молитвах и ектеньях церковных возносить коемуждо Митрополиту во всей своей Епархии имя Святейшего Патриарха, по нём же своё повелевати. В священнослужении Митрополитов в своей коемуждо Епархии иметь всё по чину: подстилать ковёр, на нём же кафедру поставлять с возглавием, и патериссу возносить и всенародно-зрительно всеми священными одеяниями украшаться, по своему чину, на степенех, с каждением фимиама и приглашением стихов; на саккосе же налагать ЕГКОЛПИЙ и КРЕСТ на веризцах сребропозлащенных; и во время проскомидии и в начале Литургии, егда поются, или глаголются мирная и типика и блаженны, сидеть, и на священно-сопрестолие восходить, и мир всем отонуду подавать и всё действовать по чину, как изображено в книге чина Архиерейского священнослужения. В Царствующем же граде Москве, сослужащим Митрополитам, Патриарху, ниже кафедру с возглавием в церкви поставлять ниже жезловозносить. (Да не купно равны будут, не сопрестольны Патриарху; да не слияние некое и нераззнание лиц будет), священноодеваться, но в жертвеннике; на саккос же, не имущий звонцов, возлагать один егколпий, и во время проскомидии, и в начале Литургии в мирная и типика и блаженны не сосидеть Патриарху, но служить с прочими вся подчинно Патриарху. Архиепископов и Епископов предзакония сия суть: в путешествии везде предноситься ему Архиерейскому его единому жезлу. Одежда же их священнослужения: ФЕЛОНЬ из какого-либо тканья шитый, или ПОЛИСТАВРИЙ, то есть много-крестие; НАРУКАВНИЦЫ, ENUTPAXIЛUЙ, ПОЯС, СТИХАРИЙ без гамматов, (саккос же отнюдь одевать да не дерзают); ЕПИГОНАТИЙ, ОМОФОР, ШАПКА сребропокованная. Внешние же одеяния: на РАСЕ широкорукавной МАНДИА с источниками чёрная, или багряновидная, но небагряносветлоцветная, не червлёная, не зелёная или светлолазоревая.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Друзьями Прокопия были праведные Иоанн и Мария , настоятель Архангельского монастыря Киприан, а после их смерти – Симеон, будущий отец святителя Стефана Пермского . В беседах с мудрыми Прокопий был мудр, а с поражёнными безумием мира – безумен. Но и последним постепенно открылся пророческий дар Прокопия. Например, примечали, что, когда юродивый бегал по городу, держа свои клюки головами кверху, год будет урожайным, а когда книзу – наоборот. Однажды Прокопий поклонился в ноги 2-3-летней девочке Марии, сказав: «Вот идёт мать великого Стефана, епископа и учителя пермского». В 1290 г. на воскресной службе Прокопий неожиданно призвал всех покаяться, «иначе город погибнет от града огненного». Его никто не послушал. Прокопий три дня плакал, потом пошёл по городу, снова призывая всех к покаянию, но встретил равнодушие и насмешки. Прокопий остался единственным молитвенником за город. Неделю спустя (25 июня) чёрная туча закрыла солнце, от ударов грома затряслись стены зданий. Устюжане вспомнили пророчество Прокопия и бросились в храмы молить Бога о пощаде. Прокопий молился в соборе. Через некоторое время послышалось благоухание, от иконы Благовещения Богородицы потекло миро, туча пошла прочь и разразилась раскалёнными каменьями в 20 верстах. А от мира, натекшего от иконы, многие исцелились, в том числе две бесноватые женщины. Эта икона в 1567 г. была перенесена в Успенский собор Московского Кремля и помещена справа от царских врат. Прокопий в Устюге не имел крова и в одну лютую зиму так замерз, что только явление ангела спасло его. Также явлением ангела блаженный был предупреждён о приближении смерти. Почил святой 8 июля 1303 г. А на следующую ночь выпал снег, к вечеру растаяв. Сугроб сохранился лишь над телом Прокопия; по сугробу и нашли его на 4-й день. Память святого празднуется 8 (21) июля. В 20 км от Устюга, у д. Котово, находится то место, где, как считается, в 1290 г. обрушился камнепад. Те, кто бывал в Котово, рассказывают, что там лежат тяжёлые, покрытые коркой валуны; металлоискатель показывает большое содержание железа в них, хотя нигде в округе месторождений железа не обнаружено. Различают два места, где выпали две «тучи» камней. У «ближней тучи» устроена часовня.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Ту же мысль апостол выражает в таких словах: «Испытайте самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследывайте. Или не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» ( 2Кор.13:5 ). Итак, вот что такое духовная жизнь в её существе: это – внутреннее, таинственное ощущение Господа Иисуса Христа в сердце человека, это вселение Бога в человека и через это обожение человека, как прямо называет это состояние, например, святитель Григорий Богослов 4 . Итак, я не сказал ничего лишнего, когда назвал духовную жизнь святым святых в человеке. Что же происходит в душе человека при вселении в неё Господа, что она чувствует, как живёт? От свидетельства слова Божия перейдём теперь к повести лиц, имевших духовный опыт в этом отношении. Начнём с описания состояния так называемого «обращения», когда человек в первый раз входит в опытное познание Господа и видит открытым перед собой новый, до сих пор ему неведомый мир. Беру пример из книги В.Джемса: «Многообразие религиозного опыта» 5 . Речь идёт об обращении в католичество одного атеиста, французского еврея Альфонса Ратисбонна, в Риме в 1842 году. «Если бы за несколько минут до моего обращения, – говорит упомянутый еврей, – кто-нибудь сказал мне: „Альфонс, через четверть часа ты уверуешь в Иисуса Христа как твоего Господа и Спасителя; ты падёшь ниц перед алтарём убогой церкви и положишь ногу католического священника на свою грудь, откажешься от мира, от его прелестей и наслаждений, откажешься от карьеры, от надежд, от любимой невесты, если это будет нужно; от семьи от близких друзей, от привязанности к еврейскому народу; у тебя не будет других желаний, кроме жажды следовать за Христом и нести его крест до смерти”; если бы, говорю я, какой-нибудь пророк пришёл ко мне с таким предсказанием, я бы подумал, что безумнее его может быть только тот, кто поверил бы его бессмысленному пророчеству. Однако теперь это безумие – моя единственная мудрость, моя единственная радость. Выходя из кофейни, я встретил коляску г.Б. (того самого, который уговаривал его креститься). Он остановил экипаж и предложил мне проехаться вместе с ним, но попросил подождать, пока он выслушает службу в церкви san Andrea delle Fratte. Вместо того, чтобы ожидать в экипаже, я вошёл в церковь с целью осмотреть её. Она оказалась бедной, маленькой и почти пустой; кажется, что кроме меня в ней никого не было. Ни одно произведение искусства не привлекло моего внимания, ни одна мысль не шевелилась во мне, и я равнодушно оглядывал внутренность церкви. Мне помнится теперь только какая-то чёрная собака, вертевшаяся предо мной, пока я был в этом полузабытьи. Но вдруг собака пропала, исчезла вся церковь , и я больше не видел ничего... вернее, я видел только одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/gde-ra...

«Один из отцов пришел к авве Феодору и сказал: “Вот, такой-то брат ушел обратно в мир!” — “Не удивляйся сему, — говорит в ответ авва Феодор, — но подивись лучше, если услышишь о ком-либо, что возмог он убежать от врага”» . Но в наше дни особенно актуально звучит апостольское предостережение: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). При этом полезно помнить, что отказ от веры во Христа и в основанную Им Самим Церковь всегда останется синонимом измены и предательства. И в этом смысле показательна дата публикации монолога Александра Усатова, в котором он отрекается от Христа. 15 апреля 2020 года — Великая Среда, день, когда Православная Церковь вспоминает в своем богослужении предательство одного из ближайших учеников Спасителя — Иуды, бывшего апостола. Рейтинг: 9.7 Голосов: 976 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии мария 7 декабря 2020, 22:26 Великолепная статья! Браво! Галина Ник 5 декабря 2020, 23:46 Был фильм, в котором проводили тест: ставили фигуры белые и чёрные, сажали за стол детей и говорили, " Давайте поиграем. Сюда придёт Маша (Миша) скажем, что все фигуры белые (чёрные). " Вошедшему ребенку задавали вопрос:какого цвета фигуры? Только один мальчик сказал, что эта фигура белая, а эта чёрная. Может, надо правде в глаза взглянуть? Даже если это неприятно. Анна 5 декабря 2020, 21:23 НН, ну вот зачем вы приводите словарные определения? Вы думаете кто-то этого не знает? Тут дело в другом. Если глядя на православного священника вы видите лишь корыстного жреца, то вам можно лишь посочувствовать. Как верно отметили - каждый видит то, что хочет увидеть. А я бы уточнила - что он способен увидеть. Алексей 5 декабря 2020, 16:58 НН 2 декабря " В советское время священники были другие и верующие тоже,тогда Церковь за массовостью не гналась " . В советское время священников расстреливали на Бутовском полигоне, а число верующих физически сокращали путём уничтожения в лагерях типа Соловков, Карлага и др. Читайте жития новомученников. Вы по этим милым временам тоскуете?

http://pravoslavie.ru/135727.html

Статья Маггариджа — форменный крик отчаяния изверившегося, потерявшего Бога представителя интеллектуальной элиты, потрясённого картиной современной «массовой культуры»: «Мне часто снится страшный сон: каким-то образом в уединённой пещере сохранилась, наподобие рукописей Мёртвого моря, современная духовная пища: видеозапись телевизионных программ с сопутствующими рекламными объявлениями, запись поп-ансамблей и прочей какофонии, бестселлеры, кинофильмы и т. д. Спустя много веков археологи обнаружат эту пещеру, примутся сортировать её содержимое, и по нему попытаются представить себе нас, и наверняка придут к следующему выводу: никогда ещё ни одно поколение людей, стремящихся к счастью, не располагало такими возможностями стать счастливыми, однако это поколение — по-видимому, сознательно — стремилось к чему-то противоположному: не к порядку, а к хаосу, не к стабильности, а к краху, не к жизни, творчеству и свету, а к смерти, разрушению и тьме». Жестокий, безнадёжный приговор духовному состоянию современного глобализированного человечества! Христианство погибло, его «лишили духовного содержания», осталась чёрная дыра. Доктор Маггаридж заглянул в эту зияющую пустоту и увидел смерть, только смерть, и ничего иного. Прогресс — синоним смерти, счастье — синоним смерти, либерализм — стремление к смерти. Справедлив ли такой приговор? Думаю, что не совсем. Если бы подбор содержимого гипотетической «пещеры Мёртвого моря» состоял только из видеозаписей телевизионных программ с сопутствующими рекламными объявлениями, записей поп-ансамблей, бестселлеров и т. п., археологи будущего, возможно, и пришли бы к выводу, что наше время стремилось исключительно к бессмыслице и пустоте. Но поскольку от нашего времени, можно надеяться, останется не только «содержимое пещеры смерти», но и фильмы Чаплина и Феллини, музыка Гершвина и Шнитке, поэзия Пастернака, проза Сент-Экзюпери, книги Александра Меня и многие другие великие гуманистические создания ХХ века, у наших потомков, вероятно, возникнут несколько иные представления о нашем времени. Они поразятся напряжённой апокалиптической борьбе жизни и смерти, добра и зла, гибели и воскресения человеческих душ в ХХ веке. Их потрясёт не гибель христианства, а до предела обострившееся противостояние Христа и антихриста.

http://azbyka.ru/massovaya-kultura-i-rel...

Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  4.3 из  5) Оглавление Автор выражает глубокую благодарность прихожанину храма Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Рощенье города Вологды ГЕННАДИЮ СТЕПАНОВИЧУ ШЕПЕЛЮ за благотворительную помощь в издании книги. Явление: писатель Николай Толстиков Ночь на улице российской чёрная, октябрьская, беспросветная. Кажется, навсегда. Помнится — до первого чистейшего снега. Ночь на пространстве российской литературы. Настойчиво выдаются за лидерские образцы московские пожухлости: подробности поедания собаки, унитазные запахи в одежде встречающего женщину хозяина квартиры, приготовление ужина из вырезанных из тела девушки теперь бывших половых, физиологических деталей, подробные инструкции хамства и наглости на месте необходимого таланта — нормальной головой подумаешь, — да разве люди нормальные могут такие пакости провозглашать за достижение человеческого сообщества, после всех прежних гуманитариев подавать отвратительное за образец поведения и страницы для подражания? Для желания так жить? Брезгливость из человеческого восприятия чего бы то ни было никуда не исчезла, и не исчезнет, она природна… И после тошнятины, вылетающей из души, ищется хорошее. Нужное, как молоко после отравления какой-то дрянью. Я встретился с прозой Николая Толстикова. Слава судьбе, он не московский, он Москву знает по касательной: побыл в ней на учёбе и уехал, себя сохранив. А сохранённое переложив в рассказы и повести. Он — вологодский. Да, литература художественная авторами в провинциальных частях России пишется чистой, искренней, с отсутствием желания напакостить всему человечеству. Зачем вообще читается литература? Всеми — не знаю. Мною — для желания узнать, а как, а чем живут люди? Что делают и думают? Как живут в России настоящей, не перекрашенной рекламой под «запад»? «Владимирка». «Грачи прилетели». Не знаю, чем они заставляют смотреть и помнить вот такую живопись, вроде простую, вроде похожие на современную фотографию — фотографии молчат, а из живописи классической, то есть образцовой, что-то исходит. Стоять можно долго, смотреть, чувствовать воспринимаемое. Чувствуемое, и — воспринимаемое. Творчество Николая Толстикова из этого же ряда, оно — жизнь России. В ЦРУ для понимания русской жизни читать нужно обязательно, но — а как они поймут людей, не ценящих доллары, дорогие машины, ищущих не дорогих проституток для забав в дорогих гостиницах, — нечто другое, нечто другое…

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

– Ох, да где уж там подвиги, – говорят они лжесмиренно, – теперь надо спасаться одним терпением. Господь Сам сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши... Претерпевший до конца, той спасётся». Это раньше были подвижники, а теперь, в наши дни, иное дело: сохрани веру и больше терпения – и спасёшься. И вот человек успокаивает себя такой ложной философией, постепенно угасает, нравственно грубеет, душой пустеет и, наконец, делается ни что иное, как гниющий труп. И что самое страшное – что эта система духовного гниения захватила не только отдельных людей, не только отдельные монастыри-обители, церковные общины, но целый мир. Мир гниёт! Мир разлагается нравственно. Мир смердит трупным запахом. А Господь сказал: «Идеже труп, тамо соберутся и орлы»... Отсюда процесс деградации следующий: идолы славы, силы, знания, техники, красоты, сытости, беспечности. Конец их – разложение мира, на трупный запах слетаются орлы (ядерная техника, атомные бомбы) и... человечество в мировой катастрофе. Теперь идол беспечности гордо и дерзко стоит на пьедестале богов. Он то и дело отверзает гордые свои уста и изрекает одно и то же: «Мир и благоденствие на земле. Мир и счастье всех народов!» И люди слушают, успокаиваются. Им это нравится. Кому же не хочется мира? Кто же не желает благоденствия? Только империалисты все рвутся к войне и погромам, а все человечество в целом, конечно, жаждет мира во всех народах. И как поэтому страшно беспечно теперь живут люди. Бога не боятся («Его нет»); людей не стыдятся («человек – сам бог»); друг друга не стесняются (совесть подавлена). Церковь - Мать молчит и не будит от сна чад своих (да Её и не слушают). И вот весь мир «во зле лежит», лежит беспечно и спит сном зловещим... И чёрная тень антихриста могуче поднимается к небесам......День гнева и Откровения, День праведного Суда Божия, День Сына Человеческого, День Господа нашего Иисуса Христа близок! Он – при дверях... Но прежде, чем он наступит, на земле будет царство бога беспечности; исчадия же этого бога так многочисленны, что невозможно их перечислить!

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Ещё недавно каждый проезжающий по автодороге Москва - Санкт-Петербург видел его остов, лишенный кровли. Ныне же храм возрождается и уже установлены купола и кресты. Всем, кто касался истории Хотиловского храма, известно, что церковь выстроена по указу Елизаветы Петровны в память спасения наследника престола – Петра III от чёрной оспы и что строил храм Савва Иванович Чевакинский. Но до сих пор документов об этом было немного, и сегодня мы впервые публикуем любопытные подробности из истории храма в «Хотиловском яму». Но прежде скажем о предыстории строительства. В декабре 1744 г. в Хотилово произошло событие, которое можно считать из ряда вон выходящим в жизни целой губернии. В Хотиловский ям и ранее проезжали императорские «поезда», состоящие из многочисленных подвод, но чтобы в селе останавливался целый императорский двор – такого ещё не было. А причиной была болезнь наследника престола «Его Императорского Высочества» Петра Феодоровича – чёрная оспа. Узнав об этом, в Хотилово прибывает сама Императрица Елизавета Петровна. Екатерину II удаляют в Санкт-Петербург, а Елизавета неотлучно прибывает у постели больного. Обеспечивать быт Императорского двора - а это почти тысяча человек - доверено «Вышневолоцких слюзов содержателю» Михаилу Ивановичу Сердюкову и сыну его Ивану. Тот не только должен был доставлять провиант, но и строительные материалы для нового Путевого дворца. Хотя двор занимал и старый дворец, стоявший на сельской площади рядом с храмами, но, видимо, места не хватало и пришлось строить и новый. «Банкетные журналы 1745 г.» упоминают о встрече нового года в Хотилове и участии Императрицы в Божественной литургии в «онаго яма церкви Чудотворца Николая». Молились в храме и накануне Богоявления: «5 генваря в Хотиловском яму Ея Императорское Величество изволила служить часы, а при том имелось освящение воды, а при погружении Святаго Креста имелась пальба из пушек». На следующий день – в сам праздник Богоявления – «за отдаленностью реки в оном Хотиловском яму не имелось, только Ея Императоское Величество изволила служить в помянутой церкви литургию, а во Дворце кушать обще с кавалерами».

http://sobory.ru/article/?object=01586

Кашина и Колязина имеют особенное уважение к сему святителю; 2 мая в Колязинском монастыре совершается память его (служение литургии и панихиды). На иконе «Собор Тверских святых» Серапион изображён в митре и полном архиерейском облачении; борода у святителя длинная, чёрная (с проседью); правой рукой, приподнятой вверх, благословляет, а в левой – деревянный посох (вроде игуменского). Святителя Серапиона есть изображение в Апостольской Крестовой церкви Тверского архиерейского дома (Архиепископ Димитрий, месяцеслов русских святых, май, 1-й выпуск, стр. 53–56). 35. Святитель Арсений 3-й, Архиепископ Тверской (прежде бывший Архангельский – у гробниц царей и великих князей в Архангельском соборе в Кремле, затем – после Твери – Суздальский). В истории Российской Иерархии (ч. 1, стр. 137) при перечислении Тверских Архипастырей – Арсений III-й назван сомнительным, вследствие чего последующие историки и особенно составители Истории Иерархов Тверской епархии (протоиерей К. Чередеев, Диомид Карманов и др.) считают сего святителя также за «сомнительного» и исключают его из ряда Тверских архипастырей (см. Н. Д. Иерархия всероссийской церкви, М, 1892. Журнал Мин. Нар. Просвещ. 1852, ч. LXXV, VI, стр. 22 и др.). И напрасно, так как на Тверской кафедре, без сомнения, после убитого Тушинцами Феоктиста († 1609), был Арсений, что подтверждается следующим: 1) В 1845 г. в Терском Оршине монастыре найден был антиминс, на котором надпись гласит, что этот антиминс освящён 15 марта 1613 г. Арсением, архиепископом Тверским и Кашинским. 2) В библиотеке Тверского Спасо-Преображенского кафедрального собора хранится Евангелие, по листам которого написано: «Смиренный Арсений, архиепископ Тверской и Кашинский, а прежде Архангельский, гречин, дал сие Евангелие в дом св. архистратига Михаила 5 . 3) В том же соборе хранится древний Синодик, в котором записан род «Арсения, архиепископа Тверского». Этот род (арх. Арсения) в Синодике записан прежде рода Тверского архиепископа Пафнутия, который с 1620 г. был преемником Арсения по Тверской кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

„Ох, господин мой, не скоро это сделалось. Ещё долга шли разговоры у них с маменькой, да все о том, что добродетель у них, то есть у маменьки, немалая и в разуме они большом состоят. Маменька и уши развесили: лестно, значить, похвалу получать... Ну вот и стали мы примечать с Иваном Семёновичем, что началось с маменькой чтой-то неладное: будто не своей стали! Из лавки и дому неизвестно куды отлучаются, с Иваном Семёновичем в церковь перестали ходить: все наровят одной уйтить, в монастырь, к поздней обедне, говорят... Такое неспокойство, раздражение! Нищим не подают, слово резкое говорить стали. К знакомым не ходят, к себе принимать перестали... Чем дальше, тем хуже! Мимо церкви Божией идут – не перекрестятся, священника, аль монаха завидят – сторонятся. Бедный человек подойдёт – гонят: „пьяницы вы, говорят, лядачие“! С Свиргуновыми в великой дружбе стали: из лавки и не выходят, только Ивана Семёновича да меня и стесняются. Явное дело – в штунду пристали маменька!.. Ох, бедная наша голова, не хотелось верить, ничего не поделаешь, пришлось! Приуныл Иван Семёнович, приуныли и мы с ним. Пробовали было поговорить с маменькой, образумить, так где там! „На смущайте, говорит, души моей, а лучше молитесь, чтобы и вам Господь дал познать истину, как я познала!“ – а сама глаза в землю опустимши стоят, такая сумная (скучная), да сердитая. Не разговаривают с нами, да и мы боимся говорить, боимся им досаду сделать, супротивное слово сказать: в великой чести завсегда у нас маменька были!..“ „Словно туча чёрная на нас нашла. Иван Семёнович попивать стал, целый день в лавке, аль за товаром, а приходит домой выпимши, ни с кем не разговаривает, не обедает, а норовит скорее к себе в чулан спать навалиться, чтоб у маменьки, значит, меньше на глазу быть. А маменька видят, да злобно только радуются: никакого сострадания у них не осталось к старику. Бог ты мой! Стали мы с женой судить, да рядить, как из беды маменьку вызволить. Пойти бы к батюшке своему посоветоваться, да одно дело – сраму не хотелось наложить на свою фамилию, а другое – уж больно не милосерд, прости Господи, наш батюшка: никакого поучительного слова у него не услышишь... А маменька меж тем большую силу стали приобретать у шгундистов, выучились грамоте и уже других учить стали, в роде как пресвитерша, по ихнему; а всё за богачество им и в штунде покланялись, да за разум их, да добродетельную жизнь. На Троицу, слышим мы, что и крещение штундовое приняли с великим торжеством. Что ж тут поделаешь с нашим умом, думал я, и нехорошие мысли, господин мой, стали ходить в голове: задумал крепко отомстить я за маменьку, да за старика Ивана Семёновича и перво-наперво Свиргунову. А Свиргунов стал обходить меня, остерегался... Но Господь смиловался над нами и сам послал, Милосердный, помощь свою великую“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010