Ввиду этого, трудно стать, безусловно, на точку зрения патр. Филарета, и думать (как думает пр. Макарий), будто увольнение Марины от перекрещивания было самой главной и даже единственной виной Игнатия. Между прочим, и эта вина могла иметь вес и значение и её могли выставить против судимого патриарха, но не на ней исключительно основывался весь строгий приговор собора. Главный мотив осуждения патриарха остаётся, таким образом, далеко неразъяснённым. С большей основательностью можно думать, что причина быстрого падения Игнатия и слишком немилостивого суда над ним заключалась главным образом в том, что судимый первосвятитель русской церкви был избранником Лжедимитрия, его близким другом, советником, «единомышленником». Когда погиб Лжедимитрий, для русского народа стало ясным, что он – самозванец, а, следовательно, еретик, так как самая мысль принять на себя чужое имя казалась «прелютою ересью» 129 и делом дьявола 130 . Враги убитого царя и бунтовщики против него постарались очернить его память, перетолковывали его поступки в дурную сторону, выставляли врагом православия, гонителем церкви, так создался самый неприглядный, самый мрачный образ Лжедимитрия. Та же чёрная тень естественно ложилась и на его избранника – патриарха. Могли ли православные видеть истинного служителя веры и церкви в угоднике самозванца и «еретика»? Без сомнения, нет! А напротив, как самозваный царь казался недостойным престола, так и «единомышленник» его, патриарх Игнатий, представлялся незаслуживающим той высшей иерархической власти, которой он был облечён. Таков, по нашему мнению, главный мотив строгого приговора над лжедимитриевым избранником. Может быть, Кубасов хотел выставить именно этот мотив осуждения Игнатия, выразившись неопределённо, что патриарх потому лишён кафедры, что «недостоин бысть святительского чина» 131 . Какие, в частности, представлены были обвинительные пункты против судимого патриарха, кроме одной вины, указанной Филаретом, сказать очень трудно за неимением положительных данных. Нет сомнения, что роль Игнатия в деле Марины достойна полного осуждения; но нельзя не признать, что и приговор собора был уж очень строг. Игнатия подвергли двойному наказанию: его не только лишили кафедры но и «от святительства изринута» и как простого монаха отправили «под начало» в Чудов монастырь, с целью «яко совершенно навыкнет благочестивые веры, яж во Христа Бога» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

…Как заметил 24 августа 2022 года в Москве в Центральном офицерском клубе Воздушно-космических сил РФ на Вечере памяти отца Зосимы игумен Кирилл (Сахаров), председатель Союза Православных Братств, эти две страницы, что оставил Донецкий схимник как своё Завещание потомкам, «для миллионов верующих на Украине и в России стали маяком спасения, указующим путь среди волн искушений и соблазнов, которые обрушились на Русскую Православную Церковь в наше лукавое время». Книги Владимира Карагодина о донецком старце Зосиме и Никольской обители Учитывая популярность книги Владимира Карагодина, а также тот факт, что она вошла в топы наиболее читаемых и продаваемых современных книг, вполне логично и закономерно Издательский Дом Академии имени Н. Жуковского в мае 2023 года выпустил уже 9-е, дополненное издание книги. Казалось бы – всего 64 дополнительных страницы, но это поистине «золотые страницы», а именно исторические и пророческие проповеди схиархимандрита Зосимы, в которых он раскрывает духовные причины нынешнего лихолетия, а также дарует своей пастве надежду на неминуемую победу Святой Руси в нашей смертельной схватке с коллективным Западом. Очень важным для читателей настоящего издания является тот факт, что имеется возможность через QR-koд услышать живой голос отца Зосимы, а не только ознакомиться с текстовым вариантом проповедей. …Открывает 9-е издание актуальная цитата дня от легендарного командира батальона «Восток» Александра Ходаковского: «Наш подвижник отец Зосима, увидевший всё сейчас происходящее ещё в конце девяностых и по могиле которого сегодня регулярно прилетают вражеские снаряды, при жизни говорил: “Старайтесь почаще бывать в Пещерах лаврских, прикладываться к мощам угодничков Божиих, ибо очень близко то время, когда Лавра будет осквернена и нельзя уже будет молиться у мощей. Как я ни молюсь, чтобы Господь помиловал – ничего не вижу хорошего, только страшная чёрная дыра духовная на месте Киева…”» Вполне к месту помещены в начале настоящего издания отзывы на книгу о батюшке Зосиме известных медийных личностей и православных пастырей, которые подчёркивают особое значение Донецкого Старца для наших современников и его уникальную роль в современной истории Русской Православной Церкви и Российского государства.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/13/budite...

Мы устраиваемся ближе к окошечку, чтобы видеть крестный ход из Успенского собора. Одна из завсегдатаев здешнего храма бурно протестовала против открытия окна, как её ни просили. Пришлось смотреть через стекло. К началу богослужения опять повалил снег и быстро выбелил всю территорию. Холода не ощущалось, скорее снег принёс на землю свет. Жаль, что не дано мне писать стихи, а то бы очень хороший сюжет: на юге, в далёкой Палестине ждут и получают огонь с Неба, радуются ему как выражению милости Божией “и на этот год”. На нашем севере мы видим нежданный снег, несущий земле свет, без которого, как и без огня, невозможна жизнь. Всякая — земная, физическая и духовная. Но вот вышли к маленькой Плащанице, стоящей против Царских врат, служащие с клироса. Начался канон. “Волною морскою…” несётся сверху с клироса. Поют ребята, опять слава Богу. Смешанный хор услышим на приходе. Регент — отец Н. — опытный, знающий, но силы явно не те, что прежде. Звучит правильно, но слабовато. Вообще-то неплохо, но на Пасху не грех хотеть и более мощного звучания. Это тоже проповедь — и едва ли не самая существенная в этот момент. Но это, в общем-то, ничему не мешает. Выносят хоругви, заслышав последнее в этом году: “Не рыдай Мене, Мати…”. Вот ещё чуть-чуть, и всю окрестность огласит гигант-колокол, какого нет нигде больше. Волны его звучания наполнят всю Лавру, пронижут каждую душу и, если Бог даст, разбудят всё лучшее, на что способен услышавший… В запотевшее окно видно, как чёрная река с золотыми искорками свечей на белом фоне (снег под ногами и освещённая белизна стен) спешит за сверкающими в свете вспышек ризами духовенства. “Ныне вся исполнишася света” запоют совсем скоро. Пока же — “Воскресение Твое, Христе Спасе…”. Пока мы просим сподобить нас, да ещё чистым сердцем, “Тебе славити”. Только в Церкви может сосуществовать такое: и радость от сознания величия дара любви Божией, и ощущение своего недостоинства принять его. Говорят, так должно быть всегда: Божие всегда велико и желанно, человеческое — немощно, но не отвергнуто, если искренно и смиренно.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

А хозяин?! Где хозяин?! По кустам крадётся вор. С сельских слышится окраин Громкий смех и разговор. Там живёт в угаре пьяном Флота русского матрос, И его корабль бурьяном Весь до донышка зарос. Без него я не осилю Сдвинуть в воду с вражьих глаз Деревянную Россию – Перевёрнутый баркас. 2005 «Угас во мраке русский свет…» Алексею Артемьеву Угас во мраке русский свет, Исчез в клубах небесной пыли… Ушёл великий человек… Тогда мы поздно завопили. Рождённый Матушкой Москво й, Ещё посконной и исконной, Горел ты свечкой восковой Перед работою иконной. В неё вложил души пожар Ты, наречённый Алексеем. Тот благодать себе пожал, Кто покаяние посеял. Посереди твоих икон От кончика хвоста до носа Талантом пригвождён дракон, Как копиём Победоносца. Гори, художник, - не дымись, Чтобы тебя не угасили! Всю жизнь одну стяжал ты мысль О вечной святости России. Ты был той мыслью обуян. С тобой творили заедино И песни вещие Боян, И «Слово о полку…» Ходына. Декабрь 2019 Павел Иванович Чичиков Павел Иванович Чичиков Смотрит в дорожную тьму: Множество маленьких личиков Видится робко ему. Схожи с папашей младенчики: Щёчки, животик тугой… А на ухабах бубенчики Громко поют над дугой. Кучер протяжною вицею Мерина бьёт по спине – Тройка огромною птицею Грозно летит по стране. Мчится куда-то без отдыха, - Все ей дороги узки, - Толщи небесного воздуха Мордами рвёт на куски. Серая, узкая, низкая Сельская отчая глушь. Вся ты, как сказка ревизская, Бедная матушка-Русь. Март-апрель 2008 Ворон День и ночь размышляя о пище, Как голодный крестьянский живот, На заброшенном сельском кладбище Вечный ворон угрюмо живёт. Над крестами, как чёрная книга, Он витает, огромен и стар, Вспоминая монгольское иго, Косоглазые орды татар. Знал он ляха, ливонца, француза И других иноземных гостей В час, когда наедался от пуза Сладким мясом с дворянских костей. Но, одумавшись лет через тыщу, Чтоб грехи отпустил ему Бог, Перешёл он на постную пищу Поминальных кладбищенских крох. Но деревня разъехалась в город, За деревней смоталось село.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/01/...

Вот уже прошёл целый год, как жил в монастыре послушник Александр. У старца Леонида он был уже, так сказать, своим человеком. Старец сразу заметил в нём его добрые качества, оценил его образованный ум, его начитанность и любовь к труду на пользу ближним, решил приблизить его к себе ещё более. Он видел, что чёрная и трудная кухонная работа не смутила учёного учителя; он, напротив, был исправнейшим поваром и хлебопеком. «Я прекрасно стряпал, – вспоминал покойный о. Амвросий. – Я тогда и хлеб и просфоры научился печь; я, помню, учил просфорников: как узнавать – готовы ли агнчии просфоры (а то всё сырые выходили); надо воткнуть лучинку в просфору и, если к лучинке тесто не пристанет, то значит, готовы; а если пристанет, то сыры» 132 . Испытание смирения и воли учёного послушника дало хорошие плоды. Это видел старец и потому благословил ему переменить послушание. Он благословил ему быть у себя келейником. Это было в 1841 году. Замечательно, что старец о. Леонид назначил послушника Александра келейником не столько для себя, сколько для своего помощника и будущего преемника о. Макария. В то время, в начале 1841 года, дни многотрудной жизни о. Леонида были уже сочтены. Он стал видимо слабеть и чувствовал приближение смерти. Свято верил в благоплодность старчества и, вменяя себя в ничто, всею душою заботился, чтобы старчество существовало в пустыни и после него. Преемник ему уже был; – это о. Макарий, в последние годы его жизни самым делом разделявший с ним труды старчества. Приближающемуся к смерти о. Леониду хотелось и о. Макария окружить такими людьми, которые бы были ему истинно-полезными помощниками, а, может быть, и преемниками. Покойный о. Амвросий прекрасно помнил тот момент, когда престарелый о. Леонид, избрав его к себе в келейники, как бы вручал его своему преемнику. «Покойный старец (о. Леонид) призвал тогда к себе батюшку отца Макария и говорит ему: вот человек больно ютится к нам – старцам; я теперь уж очень стал слаб, так вот я и передаю тебе его из полы в полу; владей им, как хочешь» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

А вот что пишет о монашестве великий русский святой, сам великий монах, святитель Феофан Затворник: «Монашество есть, с отречением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге. Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге…  Вышних ищите, горняя мудрствуйте. Живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3, 1-3). Это и есть монашество. Не чёрная ряса, не клобук – монашество, даже не жизнь в монастыре. Пусть всё это изменится, но монашество во веки пребудет, пока останется на земле Экклезиологичность, эсхатологичность и максимализм порождают предчувствие и предзнание «нового неба и новой земли» (Откр. 21, 1), одушевляют монаха на поиски смысла, любви, мира, бесстрашия, правды и свободы во Христе.   III.  Вот что такое монашество в его исконном церковном измерении. И, разумеется, как я уже сказал выше,  вовсе не против такого, подлинного, монашества выступал прот. Александр Шмеман; но против того, когда монашество превращается в «водевиль клобуков, мантий, стилизаций и Превращение это происходит для христианина, воодушевлённого монашеским идеалом, подчас незаметно; тем важнее рассмотреть некий «механизм» подмены подлинного монашества мнимым. Здесь я бы отметил несколько соблазнов, которые, если их не избежать и не преодолеть, приводят к этой подмене. Первый соблазн, с которым встречается новоначальный монах – это соблазн устава и аскетизма (об аскетике я уже говорил выше; но необходимо продолжить эту тему). Иноку внушается (а главным образом он сам себе внушает), что Христа он найдёт посредством строгого исполнения всех предписаний монашеских уставов, вычитанных в книгах указаний Святых Отцов советов и внешних аскетических традиций – то есть он рассчитывает «постом, бдением и молитвами небесныя дарования приять». Здесь я считаю нужным подчеркнуть, что я (так же, как и о. Александр) вовсе не выступаю против аскетики, уставов, а тем более святоотеческой традиции. Речь идёт о том, что всё это по сути своей является подручными средствами (причём такими, какие должны применяться с большим разумом и тактом и очень индивидуально) на пути ко Христу, но вовсе не сутью и смыслом монашеской жизни. Это понимание приходит к монаху со временем, с опытом – и, что важно подчеркнуть, опытом исключительно отрицательным. Усердно стараясь исполнять всё предписанное, монах сталкивается с тем, что духовный плод, им получаемый, либо вовсе отсутствует, либо непропорционально мал сравнительно с затрачиваемыми аскетическими усилиями, либо стяжевается от каких-то совершенно других вещей, порой выходящих за рамки монастырского мировоззрения. Это неизбежно подводит человека к важнейшему этапу его монашеской жизни – к кризису. Такой кризис случается со всеми без исключения искренними монахами.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2964

Можно себе представить ужас, отчаяние, душевную тревогу и томление, охватившие Лютера при виде и слышании этого страшного богохуления! На западе, не так давно, появился культ «поклонения дьяволу ». Диавол воспевается и прославляется в стихах и прозе; в честь его пишутся целые книги гимнов и молитв; в честь его устроены (в Париже) алтари, где ему совершается дьяволослужение (чёрная обедня). Вместе с дьяволом воспевается и прославляется грех, порок, преступление и всякое зло. Какое поразительное извращение религиозного чувства, какое ужасное падение христианского общества конца нашего века! Много история знает сект, но такой, кажется, ещё не было на всём протяжении христианской эры. Но, с другой стороны, не лучше ли открыто поклоняться диаволу, чем служить ему под личиной христианина и не верить, и глумиться над всеми святынями нашей св. веры и церкви. Лучше отпадение, чем страшное кощунство! Из церкви Лютер вышел поколебленным, с тайным протестом против католической церкви 2 . В нашей православной родной церкви, слава Богу, ничего подобного нет и быть не должно, но мы должны помнить общий факт и общее, явление, что пастырская небрежность в священнослужении вредит делу миссии св. церкви и содействует росту сект более, чем сотни лжеучителей. От мрачных, подавляющих явлений перейдём к светлым. Богослужение и священнодействия пастыря, в которых отображаются вера, благоговение и страх Божий, производят на человека сильное впечатление; оно является проводником в душу вседействующей и всемощной божественной благодати; оно творит добрые плоды, которых исчислить и даже предвидеть невозможно. Как например, укажем на митрополита Иосифа Семашко . Сын бедного дворянина-униата, Иосиф Семашко с детства любил ходить в православную церковь и так привязался к православному богослужению, что молитва в храме стала его потребностью; нравилось ему пение, чтение и священнодействия, полюбил он и православного священника. Бывая в церкви, Иосиф Семашко читал и пел на клиросе. Впечатления детства неизгладимы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10. Ответ на 9., Андрей Карпов: http://jpgazeta.ru/...rednoy-sdache-kuril/ ВОЙНА - активное проявление всех видов АЛЧНОСТИ, когда одни люди отнимают у других людей всё включая и жизнь. Самый жестокий вид алчности в не цивилизациях биологических не миров во Вселенной является АЛЧНОСТЬ ВЛАСТИ. 9. Re: Япония нарывается на новый удар 8. Ответ на 7., Русский Сталинист: Вслед за Курилами наступит очередь Калининградской области (Вост. Пруссии).Это очевидно. Как минимум. В случае сдачи Курил это будет 100% госизмена. 7. Re: Япония нарывается на новый удар Вслед за Курилами наступит очередь Калининградской области (Вост. Пруссии). Это очевидно. 6. Re: Япония нарывается на новый удар У капиталистов бог Мамона, ради бабла они и туркам сбитый самолёт простят, и Курилы япошкам сдадут, не сразу, конечно, а поэтапно. Сперва в скрытую аренду под соусом " совместного освоения и развития " и " строительства магистрали " , потом в ход пойдёт " экстерриториальность " и " особый статус " , а на заключительном этапе- полная сдача. Путин долго держался, но, видимо, и он сдаёт позиции в этом вопросе, раз заговорили о хрущёвской декларации 1956 года. 5. Отдать Курилы Японии - это перестать быть Тихоокеанской Державой. Мой отец - воин краснофлотец - охранял СССР от Японии с 1936 года в составе Второй бригады торпедных катеров Сучанского укрепрайона, дислоцировавшегося в бухте Находка. Освобождал от японцев порты Кореи с моря. Отдал Военно-Морскому Флоту десять лет тяжёлого флотского труда. На фотографии, сделанной во Владивостоке в 1939 году, в чёрной матросской форме в полный рост стоит статный двадцатипятилетний моряк. Эта фотография в раме висела в моём кабинете. Многие подходили и рассматривали. Один ветеран Института сказал: - Михаил Михайлович, мы их меняли в 1946-м. А товарищ, всмотревшись в фотографию, сказал: - Теперь понимаю почему немцы звали наших моряков " Чёрная смерть " . На отцовской безкозырке 1939 года надпись " ДАЛЬНИЙ ВОСТОК " , а в моих детских игрушках лежали его медали, чёрные с бронзовыми вставками " дембельские " погоны с тремя сияющими бронзовыми шпалами по ним и дембельская безкозырка, на которой по чёрному полю золотом сияли уже другие слова: " ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ " . Разгромив Японию и вернув Курильские острова, Советский Союз стал Тихоокеанской Державой. PS Отдать Курилы Японии - это перестать быть Тихоокеанской Державой. Никто не имеет ни моральных ни юридических прав по-хитрому предать Россию и передать Японии русские Курилы в своих личных корыстных интересах Иуды.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/11/19/ya...

И все крещёные народы почувствовали, что произошло нечто непредвиденное. Бог простёр Свою руку на землю, чтобы отмстить за Свои попранные законы и оплёванные святыни. И все честные руки прозрели и увидели самообман, в котором жили. Европейские «великие личности» предстали пред их очами не выше карликов, а Христос – Богом Саваофом. Вся европейская культура показалась им [убогой], цыганской куз[ниц]ей, Христова же правда и любовь явились столпами, на которые опираются звёзды. Все слова европейских сумасшедших философов и поэтов зазвучали для них бахвальством попугая, а слова Христовы раздавались громогласно, как звуки архангельских труб. Всё богатство Европы предстало пред ними кучей мусора, вся её красота – вычурной змеиной кожей, все её университеты – темницами, полными плесени и мёртвых костей. Беспомощные, отчаявшиеся, взглянули они на густые облака, сдавившие всю землю, и увидели лишь Одного, Кто мог им помочь. Не своих философов узрели они, не поэтов, не богохульников и не глупцов, вслед которых ходили, а Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:30 ). Братья мои, так [это] будет при скончании века. Но то же самое происходит, когда заблудшие люди теряют дорогу, и руководство, и покой, и разум. Тогда виден только Христос и никто более. Самый незаметный в период греховного мира становится самым зримым в пору кровопролитной сечи. Когда тьма сгустится до предела [букв.: когда тьма сама чёрная. – Пер.], её освещает Христос. Когда беда наиболее тяжка и невыносима, Христос даёт утешение. Когда ложный путь делается безнадёжно крутым и отвесным, Христос выводит на правую стезю. Когда коса смерти уносит людей целыми рядами, Христос приходит как Жизнодавец. Никто в такой мере не испытал сего, не почувствовал и не познал, как сербы. В этом они могли бы стать учителями Европы. Аминь. LVI Пресвятая Пречистая! Пресвятая Пречистая! Это Богородица, Которой наши предки посвятили велелепнейшие из всех [своих] задушбин. Господь сказал: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Пресвятая Пречистая нарицается так не только потому, что зрела Бога, но и потому, что носила Его в Своём чреве. Посему и именуется Она не Святой Чистой, а Пресвятая Пречистая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Елене. не так давно по многим телеканалам показывали чудное явление. в далёком Пензенском крае некто поселившись в пещере ради спасения души отказывался оттуда выходить... вопрос знатокам: спасли ли те пещерные жители свои души? ответа не знает никто,так как спасает только Сам Христос. но ведь те люди были очень уверены, что всё в этом мире уже погрязло вогрехе, всё направлено к слоужению антихристу...как бы это сказать.... " ничто из этого не ведёт ко храму " .. Бог создал челвоека по Своему образу. то есть челвоек- это творец. в таком случае всё что творит человек- обязательно должно вести к Богу? например плотник делает табуретки. из красного дерева. они ведут к Богу? ответ на этот вопрос опять таки двояк--всё зависит от того,как БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ эти табуретки...если плотник делает для храма лавочки для старушек-то вывод очевиден. если же в публичный дом(и сам плотник понимает,что и для чего он делает)--то также вывод очевиден. ХОТЕЛ ЛИ Булгаков посмеяться над Богом?--вот основной вопрос для тех людей,которых коробит от романа толко потому,что там упоминаемо имя нечистого, а некто назван Иешуа имеет черты пародийности на Спасителя...но очень мало из этих " критиков " чесно отвечают на этот вопрос. в этом и есть проблема.нерешённая прежде всего для самих " критиков " . да,кстати, в средние века и в Германии 30х годов также практиковали сожигать творения неугодных писателей...проходили годы и ясно понималось что книга не так плоха, так как на современном читателю языке пересказывает ВЕЧНОЕ Писание. не заменяя его. и не умаляя. если ктото всем сердцем от юности своея хочет спасения душе своей- пусть читает авву Дорофея, Златоуста и иных не менее ярких православных писателей. если же человек приходит в Церковь в зрелом возрасте, когда его вера--это не чёрная юбка супруги до пяток и пребывание в паломнических поездках по монастырям и могилкам преподобных 95% от длительности года (а на работу для проживания семьи и прочим " небогоугодным вещам " остаётся 5%),а более осознанное чувство , жизнь души,то яснее становится суть таких произведений. для чистого- всё чисто....для нечистого- и Писание глупо. " ибо если бы закон не сказал НЕ ПОЖЕЛАЙ- то не знал бы я и пожелания "

http://bogoslov.ru/article/412422

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010