Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Четверговая соль       Четверговая соль Многие русские традиции сохранились на Афоне, хотя уже потеряны в России. Четверговую соль приготовляют в Чистый четверг на Страстной неделе перед Пасхой. Четверговая соль готовится только в русской печи. Как жаль, что современное магическое отношение к Православной Традиции извратило даже такое невинное приготовление обычной освященной соли. - портал Гора Афон    Издавна на Афоне был обычай приготовления «Черной соли», или как ее еще называют «Четверговой соли»  Черную соль готовили на весь предстоящий год и именно эта соль обладала целительными свойствами и способствовала очищению тела и души    Четверговая соль помогала в болезнях. Это было замечено. Соль готовилась только в русской печи. Для этого крупную каменную соль надо истолочь в ступке (брать йодированную мелкую соль нельзя!). Иногда ее заворачивали  в тряпочку и перепекали в печи. В российской глубинке соль смешивали с густой квасной гущей, в которой соль растворялась, и выпаривали смесь в печке (в наше время в городах  перепекают в духовке, хотя это и отступление от правил). В остывшей смеси квасную гущу отвеивают от соли. На Афоне старались использовать размоченный ржаной хлеб. Разрезают буханку и просто внутрь огромной буханки засовывают соль. Кладут в русскую печь. Хлеб выгорает, и остается черная соль. Вот и все - никакой магии... Только молитва и соль. Два компонента. Затем смесь измельчают и просеевают через сито. Четверговая соль имеет черный цвет и особый приятный вкус. Конечно, чёрная соль вкусна и полезна, её требуется значительно меньше обычной. Пасхальные яйца было принято есть с четверговой чёрной солью. Любые блюда, сдобренные ею, более ароматны. Считается, что четверговая соль не теряет целебных свойств никогда... Главное применение соли - просто солить пищу. Вторая важная традиция: когда  болела скотина, то соль подмешивали в пищу мулам. Обычно скот поправлялся.           С этой солью связан рецепт Похлебкина и комичный исторический эпизод.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=602

Санкт-Петербург. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в усадьбе Картавцевых Мариоки. Скорбященская церковь в Мариоках /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Построена в 1916. Одна из первых (если не первая) в России железобетонных церквей. Расположена в бывшем имении Картавцовых Мариоки (названо в честь Марии Крестовской, писательницы, жены хозяина, похороненной близ церкви). Церковь практически уничтожена в 1944. Памятный камень на могиле М.Крестовской воссоздан в 1999. Усадьба «Мариоки» располагается на территории бывшей финской деревни Ваммельсуу севернее современного посёлка Молодёжное на живописном холме, недалеко от впадения в Финский залив реки Чёрная (Ваммелъйоки). В 2000-е годы на месте разрушенной усадьбы создан историко-культурный памятник «Марьина гора», территория которого входит в заказник «Гладышевский». Усадьба «Мариоки» названа по имени её хозяйки - писательницы Марии Всеволодовны Крестовской (1862-1910), дочери петербургского писателя Всеволода Крестовского (1840-1895). Имение в 65 га было подарено Марии её мужем Евгением Эпафродитовичем Картавцовым (1850-1932), действительным статским советником, общественным деятелем и публицистом. В 1894 году по проекту Е.П.Вейнберга в имении для супругов был построен двухэтажный дом. Вокруг дома разбит парк с фонтанами, прудами, клумбами и оранжереей. Для сада из Европы были выписаны тысячи сортов цветов и кустарников. Украшением имения была мраморная лестница в 76 ступеней, ведущая с верхнего парка в нижний с прекрасным видом на залив. «Мариоки» всегда были полны светскими гостями, бывали здесь юрист и общественный деятель А.Ф.Кони, поэтесса Т. Л. Щепкина-Куперник, врач В.М.Бехтерев, писатель В.Г.Короленко, художник В.А.Серов, государственный и общественный деятель А.М.Коллонтай и многие другие. 6 июля 1910 года хозяйка усадьбы умерла от чахотки, а на её могиле любящим супругом был поставлен памятник «Могила любви» скульптора Всеволода Лишева. В 1916 году в память Марии Крестовской в усадьбе появился храм, построенный архитектором И.А.Фоминым. Высокая белая церковь в псковском стиле XII-XIII веков с золотым куполом возвышалась над соснами. Декоративная ограда соединяла церковь с изящной колокольней в 5 колоколов. Храм на Марьиной горе был освящён в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Впоследствии вокруг церкви образовалось небольшое кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=02930

С тех пор как стоит Чёрная Гора, Балканы и славянство в здешних пределах, проповедь противления злу не знала более вдохновенного пророка, нежели владыка Негош. нужно помнить, что представлять Христа, безразлично относившимся ко злу в мире, значит ни больше ни меньше как вычеркивать его имя из мировой истории. Голгофская трагедия - это следствие борьбы Христа со злом, воплощенном в израильском фарисействе. Христос попирал зло... словом, страстным словом! (см. Мф. 23)». Страстное поэтическое слово Негоша было (и остаётся) великим актом противления злу, не одно поколение сербов выросло на его стихах, впитав нравственные уроки владыки-поэта. «Горный венец» посвящен Карагеоргию, вождю Первого Сербского восстания (1804-1813), Негош называет его «отцом Сербии»: «он цепи рабства разорвал... он дух народа расковал... стальную грудь дал сербам». И уже собственно в посвящении начинает звучать косовский лейтмотив, автор вспоминает об Обиличах (Милош Обилич в Косовской битве уничтожил султана Мурата). Храбрый Милош не раз явится в поэме, это своего рода образ-константа, идеал, к которому и по сей день обращаются сербы. «Обилич, змей огненный, крылатый,/кто тебя узрел, тот прозревает!/Тебя будут славить все юнаки!/Ты корону нашу не оставил,/падишаху наступил на горло...». Итак, уже в первых строках сего творения прочерчивается вертикаль преемственности борьбы: геройский грозный дух сербских витязей, ярко вспыхнувший на Косовом поле, иссечённый ятаганом, но тихо тлевший в народе, до поры собиравшем силы, вновь после 400-летнего рабства пробужденный в Сербии Георгием Чёрным, воспламенил «львиные сердца, присыпанные пеплом». И хотя народу предстоял еще нелёгкий путь к освобождению, а в поэме автор и вовсе возвращается к событиям 1702 г., когда, по преданию, Черногория была очищена в Рождественскую ночь от потурченцев, всё произведение звучит как могучая симфония-призыв неколебимо стоять за Крест Честный и свободу золотую, как великий порыв к высшей справедливости, заповеданной от Творца. «Но тиранству стать пятой на горло... - это долг людской, наисвятейший!». Это и есть главный тезис философии истории Негоша. «Горный венец» - это завет, данный Негошем своему народу на все времена, а сегодня он как никогда востребован.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Претензия (огорчение + обида + требование) велика, потому что любовь и доверие, породившие надежду, велики. Отчаянье не знает утешения, потому что утраченная любовь была не частью, не фрагментом, а всем; любовь была единственной (целой — не раздробленной) жизнью, целым огнём, пылавшим в огнилище души («Мой огонь никому не нужен , потому что на нём каши не сваришь» — Цветаева). О чёрная гора, Затмившая — весь свет! Пора — пора — пора Творцу вернуть билет.   Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь — жить. На твой безумный мир Ответ один — отказ. (М. Цветаева. «Стихи к Чехии») Цветаевское неприятие мира — это чисто женский бунт, когда от «всегда» до «никогда» рукой подать, и это самое «никогда» порождено восхищённым «всё» и «всегда». Женщина страдает иначе, чем мужчина, её позиция по определению страдательна. Женщина нуждается в защите, она не может существовать без чувства защищённости. А бабам на Руси Три петли: шелку белого, Вторая —  шелку красного, А третья — шелку черного, Любую выбирай!.. В любую полезай... (Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»)   Платонов же отвечает по-мужски — он вооружается и вооружает, в том числе и словесными доспехами, он спешит защитить, освободить свою Дульсинею (Афродиту) — Истину, Красоту и Подлинность бытия. Платонов как бы говорит: На твой безумный мир ответ один — деятельная любовь (и у Цветаевой это есть, но «вернуть билет» перевесило именно потому, что она — женщина, она сама Дульсинея). Закономерна и весьма показательна мысль, зафиксированная в записных книжках Платонова, что к людям надо испытывать отцовские, т.е. покровительственные чувства. Он ощущал себя призванным на служение и служил — Купине: своей, чужой и всеобщей. «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть, — писал Платонов. — Невозможное — невеста человечества и к невозможному летят наши души Невозможное — граница нашего мира с другим. Все научные теории, атомы, ионы, электроны, гипотезы, — всякие законы — вовсе не реальные вещи, а отношения человеческого организма ко Вселенной в момент познающей деятельности».

http://radonezh.ru/analytics/rytsar-kupi...

К нач. XIX в. обитель пришла в упадок. Вслед. весенних паводков случались оползни совсем близко от Покровского собора и др. строений пустыни. 18 июня 1812 г. игум. Евпраксия писала в Рязанскую консисторию о том, что Предтеченская ц. обветшала и требует ремонта, а Никольская ц. лет «6 тому назад, от подмытия берега полою водою обвалилась с монастырскою оградою» и теперь колокольни «у них не имеется». Она просила исходатайствовать у Синода необходимую сумму на ремонт, но деньги так и не были выделены. Сохранилось дело «О переносе Покровского пустынского девичьего монастыря на новое место около г. Михайлова» (ГАРО), в к-ром значится, что, узнав о нуждах мон-ря, представители купеческого и мещанского сословий г. Михайлова просили перенести обитель «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Чёрная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Прошение было утверждено Михайловской городской думой. При этом предполагалось оставить «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную», с тем чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам... покоящимся на кладбище»; пашенную землю 39 дес. (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте». Сверх того жители Михайлова обещали постоянно прикладывать «усилия» к приведению этого «святого места во всевозможное совершенство». Высочайшим повелением от 18 июня 1819 г. «за неудобностию места» пустынь была упразднена, а насельницы в нач. сент. 1819 г. переведены в Михайлов, на место, называвшееся Чёрная гора. Постройки Аграфениной пуст. не сохранились. 24 июля 1819 г. из Рязанской духовной консистории на имя игум. Евсевии (Хлебосоловой) с сестрами пришел указ Синода о разрешении перенести мон-рь на Чёрную гору. На новом месте были построены 2 деревянных сестринских корпуса. Богослужения сначала совершались в кладбищенской ц. в честь Обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (1808) (ГАРО. Ф. 627. Оп. 77. Д. 211. Л. 1-34). Ок. 1820 г. был заложен каменный 5-главый 2-этажный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1830 г. освящен нижний соборный храм во имя Софии Премудрости Божией с правым приделом во имя св. Иоанна Предтечи (1832) и левым - во имя свт. Николая Чудотворца (1848). В 1836 г. был освящен верхний Покровский храм. Стенная роспись выполнена живописцем П. Шубниковым. В пристройке, примыкавшей к собору, в 1879 г. освятили придельный храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь хранился этот образ, почитавшийся чудотворным (перенесен из Аграфениной пуст.; украшен драгоценными камнями, золотом и серебром - пожертвованиями от прихожан, получивших помощь по молитвам перед иконой). В М. м. почиталась и Смоленская икона Божией Матери (XVII в.), также принесенная из Аграфениной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563814.html

Макарий принял мальчика в число духовных чад. В мон-ре в это время подвизались такие церковные писатели, как Антоний Мнате (груз.- пономарь; † 1085), составивший канон прп. Евфимию Святогорцу, Василий, сын груз. царя Баграта III, автор перевода с греч. языка «Лавсаика» и сочинений прп. Ефрема Сирина, прп. Иларион Твалели, к-рый стал наставником Г. С. Юноша изучал Свящ. Писание, церковное пение и устав. В 1022 г. прп. Георгий Хахулели вместе с Г. С., к-рый уже овладел искусством канонарха, переехал в Самцхе и стал духовником кн. Персо (Фероза) Джоджикисдзе, зятя груз. царя Баграта III, и его супруги. Вскоре Персо был оклеветан и визант. имп. Василий II казнил его за участие в заговоре. Вдова Персо была отправлена в К-поль, где 12 лет Г. С., сопровождавший ее, под рук. прп. Георгия изучал философию и риторику и достиг совершенства в знании греч. языка. В 1034 г. они возвратились в Триалети, затем юноша в Хахули принял постриг под духовным рук. прп. Илариона. Вскоре он тайно отправился в Иерусалим. Его попутчик оказался одержим злым духом, и ночью, во время грозы, у него случился приступ, Г. С. молился, и к утру его спутник полностью был исцелен. Как повествует Житие, на Дивной горе (близ Антиохии, Сирия; см. Чёрная Гора ) Г. С. встретил прп. Георгия Затворника († 1068), к-рый стал его духовным отцом. Следуя благословению подвижника, Г. С. 3 года провел в дивногорском груз. мон-ре Романацминда, после чего старец облек его в великую схиму и отпустил в Св. землю. По приезде Г. С. из Иерусалима старец Георгий, удостоверившись в духовной зрелости и просвещенности ученика, благословил его отправиться в Иверский мон-рь на Афоне и продолжить начатый св. Евфимием Святогорцем перевод необходимых для Грузинской Церкви богослужебных книг и творений св. отцов. Как повествует Житие, в Анатолии вмч. Георгий Победоносец в образе прекрасного юноши на белом коне перевел Г. С. через поток. Г. С. по смирению не обнаруживал своих глубоких знаний и был принят в мон-ре за простеца и невежду, исполнял различные монастырские послушания.

http://pravenc.ru/text/164429.html

О.В.: Правящая партия в Черногории является ни много ни мало Союзом Коммунистов Черногории, переименованным в 1991 году в Демократическую Партию Социалистов. И кроме унаследованного от Союза Коммунистов воинствующего безбожия, социалисты унаследовали ещё две важных вещи. Речь идёт о тоталитарной психологии – члены правящей партии были воспитаны в однопартийной социалистической системе, а также о приверженности идеологии формирования антисербской политической нации «черногорцев». Тут для черногорствующих был перед лицом пример советской украинизации. П.Т.: Да, аналогия «черногорствующих» с «украинствующими» интересна ещё и тем, что невольно нам, русским православным людям, бросается в глаза то, что порвавшие с Православной Традицией сербы до сих пор утешаются «югославствованием», как и денационализированные бывшие русские позиционируют себя «советскими» людьми. О.В.: Черногорская идентичность в Королевстве Чёрная Гора была связана с традицией черногорской державности и православной династией Негошей. А после ликвидации черногорской государственности в 1918 и формирования Югославии эта идентичность претерпела существенные изменения. Прежде всего, черногорская идентичность обрела форму «сопротивления великосербской гегемонии». И стала инструментом как католической, так и коммунистической пропаганды. П.Т.: Чем мотивированы современные черногорские гонители Православия? О.В.: Для понимания процесса гонений на Православную Церковь в Черногории нужно иметь в виду, что в своё время митрополия сделала неверную ставку на актуальную правящую партию. Одной из последствий этого стало то, что политики черногорской партии власти – через митрополию – преподносились в православном мире в качестве перспективных политических друзей. П.Т.: Да, в Москве тоже после свержения Слободана Милошевича Джуканович воспринимался в качестве более конструктивного партнёра по сравнению с Зораном Джинджичем – фактическим повелителем малой Югославии, а также последующими представителями официального Белграда. А потом – в силу комплекса причин - геополитический вес Черногории резко повысился, и Джинджич стал «человеком Запада». Теперь ему митрополит Амфилохий уже стал больше не нужен. Точно так же, Джукановичу теперь больше не нужна стала Москва , и он регулярно демонстрирует это. И, само собой, откровенно игнорирует мнение православного мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/26/fa...

В 1868 г. по инициативе архиеп. Нижегородского Нектария (Надеждина) указом Синода М. Ж. м. был упразднен, здания переведены в распоряжение Епархиального попечительства о бедных духовного звания. Монастырское имущество передавалось в кафедральный нижегородский Преображенский собор, а также в бедные церкви губернии. В кельях продолжали проживать 27 монашествующих и служителей, которые получали из казны жалованье (770 р.- для монахов, 640 р.- для служителей). В 1881 г. московские и макарьевские купцы Я. Лабазин, Ф. Ермаков, М. Щербаков, М. Попов, В. Аксёнов, П. Боткин, А. Лузин и Л. Фадеев ходатайствовали перед обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым о восстановлении древнего мон-ря как жен. общины, передавая в обеспечение сестрам 30 тыс. р. и 50 дес. земли. Высочайшим повелением от 9 мая 1881 г. и указом Синода от 5 июля 1882 г. в стенах М. Ж. м. учредили жен. общину. 8 июля 1882 г. торжественное открытие общины возглавил еп. Нижегородский Макарий (Миролюбов). В желтоводские кельи были переведены 15 сестер богадельни, существовавшей при кладбищенской Сретенской ц. с. Лыскова. 15 марта 1883 г. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания передало общине пустошь Боговая Гора. 23 апр. 1883 г. община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, причем купец Ермаков пожертвовал на содержание насельниц 10 тыс. р. Высочайшим повелением от 22 янв. 1887 г. за М. Ж. м. закреплялись 3 земельных участка (4 дес. 500 саж.): песчаный остров (500 саж.), располагавшийся напротив обители, с правом устроения на нем пристаней; 2 дес. на др. острове; 2 дес. земли (т. н. Солдатский Огород) рядом с дер. Чёрная Маза. 18 дек. 1886 г. по ходатайству Макарьевской городской думы попечителям восстановления обители московским купцам А. Н. Дьячкову и Ермакову было пожаловано звание почетных граждан Макарьева ( Снежницкий. 1888. С. 303-309). В нач. XX в. М. Ж. м. владел 84 дес. земли. В 1888 г. в М. Ж. м. проживали игум. Августа и 113 насельниц, в 1904 г.- игум. Феофания, ок. 30 монахинь и 160 послушниц, служили священники Георгий Листов и Григорий Бланков, диак.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

– Что дальше-то было?.. – …привёл след к подножию высоченной страшной горы. А рядом стояла маленькая ветхая избушка. Мама постучалась в окошко, и к ней вышла добрая волшебница. «Я знаю о твоём горе, – сказала она. – Сама ты не спасёшь папу. Возвращайся домой, назови дочь именем «А?йгу», и только когда она сама спросит о папе, выпей этот настой – фея дала маме изумрудный пузырёк, – ты превратишься в кошку. И сразу, вместе с А?йгу, приходи сюда, к высокой скалистой гряде. Крысы живут за ней. Там они и держат в заточении пленника. Раз в день, едва солнце коснётся вершины, огромные челюсти горы раздвигаются, одна половина её поднимается вверх, и появляется громадная щель. Бегите через неё на другую сторону хребта. В это время все крысы уходят на равнину за добычей. Коли до захода солнца вы не успеете папу спасти, гора снова опустится, челюсти сомкнутся, и вы навсегда останетесь в царстве крыс. Помни об этом!». – Ты взаправду, что ли, сама это выдумала? – изумился сын. – Слушай дальше! Совёнок шумно завозёхалась: – Мама вернулась домой, назвала доченьку именем А?йгу и стала ждать. В тот вечер, когда девочка впервые спросила о папе, она достала волшебный пузырёк, выпила настой и превратилась в рыжую кошку. Вдвоём они отправились к дальним кручам. Шли день. Шли ночь. И дошли до зловещей горы-громады. Стали ждать. Ночь постепенно растворялась в дне. Край солнца выглянул из-за сонной вершины. И тут раздался страшный грохот. Земля и скалы задрожали. Камни поднялись, и в горе открылась огро-оомная чёрная щель. Узенькая тропинка ускользала вглубь. Зелёные кошачьи глаза хорошо видели в темноте. Кошка смело побежала вперёд, девочка за ней. Они пробирались между камней, берегами подземных озёр, пока пещера не закончилась. Вышли они из-под каменного свода и попали в густой дремучий лес. Деревья повалены друг на друга. Везде паутина. Сырость. Мрак. Солнышка там нет, одни светлячки своими огоньками-фонариками подсвечивают. Тропинка вела, вела их и привела к развалинам старинного заброшенного города. Куда дальше путь держать – не знают. Если не успеют до захода солнца, навеки останутся в сером царстве.

http://zavet.ru/a/rss_1291023210.html

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010