В 1238 году, во время нашествия на Русь диких монголо-татарских полчищ Батыя, один из монголо-татарских отрядов неожиданно вторгся в Смоленскую землю, что грозило княжескому городу полным уничтожением. Жители Смоленска с горячей молитвой обратились к чудотворному образу Божией Матери Одигитрии и, подобно жителям Ниневии, наложили на себя строгий пост и слезно каялись, исповедуя свои прегрешения. Богоматерь призрела на их моления и даровала городу спасение через Своего верного раба благочестивого воина Меркурия (память 24 ноября), который защитил жителей города. Еще не было окончательно сброшено татаро-монгольское иго, как новый враг стал теснить Русь, на этот раз с Запада. Смоленск стал одним из важнейших городов на западных границах Руси, а Смоленская икона Богоматери – защитницей и покровительницей ее западных рубежей. В XIV веке город перешел во временное владение Литовских князей, и чудотворная икона Одигитрии оказалась в руках инославных. По Промыслу Божию вскоре дочь литовского князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Московского Кремля, по правую сторону от царских врат. Жители Москвы сразу же почувствовали благодатную силу, исходившую от древней святыни, и благоговейно поклонялись ей более полувека. Но Матерь Божия благоволила вернуться в Свой соборный храм Успения в Смоленске, чтобы там покровительствовать православным людям, притесняемым латинскими миссионерами и литовскими князьями. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. Милостью Божией и ходатайством Пресвятой Богородицы ради Ее иконы Одигитрии Смоленск в 1525 году вновь вошел в состав державы Российской. В память этого знаменательного события великий князь Василий Иоаннович основал в Москве Новодевичий монастырь, недалеко от того места, где совершался последний прощальный молебен перед возвращением чудотворной иконы в Смоленск. Главный храм Новодевичьего монастыря был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, точный список с которой занял главное место в иконостасе собора. С тех пор Русская Церковь установила 28 июля ежегодное празднование в честь этого чудотворного образа и в память возвращения Смоленска России.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодаря сердцу человеку доступно созерцание божественного мира. Сердце - носитель девственно-материнской " рождательной силы " . В сердце духовно рождается Христос. Вспомним огненные слова апостола Павла: " Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал. 4, 19). В том же послании он свидетельствует: " И уже не я живу, но живет во мне Христос " (Гал. 2, 20). Все это позволит нам более глубоко понять иконографические типы Великой Панагии и Знамения, увидеть в них не отражение византийского придворного обычая, а следствие неизмеримого по своему значению опытного переживания мистерии Воплощения. Недаром образ Великой Панагии в Древней Руси именовался " Богородицей Воплощения " . Иной аспект почитания Богородицы выражен в одном из наиболее древних иконографических типов - Одигитрии (Путеводительницы). Икона, согласно Церковному Преданию, написана евангелистом Лукой. Слова, сказанные Богородицей апостолу Луке после написания иконы: " Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом " , указывают на предназначение иконы передавать благодать, освящающую человека. Если образ Знамения воплощал грандиозную тайну Воплощения и рождения Христа в человеческой душе, то Одигитрия - Путеводительница. Та, кто ведет по пути истины и жизни. Характерно, что в средневековье русские переводили иногда слово Одигитрия как Наставница. На Русь икона Одигитрии, попадает в 1064 году с царевной Анной, выданной замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Анну благословил образом Одигитрии ее отец, император Констатин Порфирородный. После смерти князя икона перешла к выдающемуся государственному деятелю Киевской Руси Владимиру Мономаху, передавшему ее в основанный им в 1101 году смоленский Успенский собор. В XV веке икона была перевезена в Москву, но вскоре возвращена в Смоленск. Чудотворный список иконы, получивший название Смоленского образа Богоматери, или Богоматери Смоленской Одигитрии, был помещен в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в конце XVI века. Этот иконографический тип, прекраснейший образец которого находится в местном чине иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, получил широкое распространение. К нему примыкают наиболее известные и чтимые на Руси иконы Богоматери, известные под именами, связанными с местами их чудесного явления: Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Седмиезерная.

http://pravicon.com/text-9

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Новгородская ( " Холерная " ) " Описания иконы Смоленская икона в Новгороде Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " 3 июля 1831 года в Новгородской Спасо-Преображенской церкви, на арке, находящейся над главным входом в холодный храм, отвалился вдруг толстый слой штукатурки, и в образовавшейся нише обнаружилось изображение Смоленской иконы Божией Матери. Это изображение представляет собой фресковую иконопись, относящуюся к XIV веку. Так как в 1831 году в Новгороде свирепствовала холера, то явление иконы было принято за особенное знамение милости Божией. Народ во множестве стекался в этот храм для молитвы перед новоявленной иконой, чтобы найти себе здесь облегчение и успокоение среди опасности и страха смерти. И горячая вера народная не осталась напрасной: заступлением Богоматери холера прекратилась. С тех пор икона стала еще называться «Холерной», и в честь нее было установлено ежегодное празднование 3 июля. В 1848 году, когда в Новгороде опять появилась холера, жители его постановили написать копию с явленной «Холерной» иконы. Эта копия была поставлена в приделе в честь Смоленской Божией Матер[...] К этому разделу приложены файлы (2). Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Возможно единственное изображение. Икона была выставлена на продажу на Форум проекта «Христианство в искусстве», но вскоре была снята. Обратная сторона с надписанием. " сие обретение иконы Божией Матери В Великом Нове Граде в церкве Спаса Преображения Господня В стене закладеную на той же каменной стене написанной краска(ми) Во время богомоления всеобщего народа о их заболении насланном пределом Божиим язвы смертной. Месица июля 3-го дня 1831-го года. " См. http://pravicon.com/download/f162 Файл 31473.jpg:   Размер: 1224x1632, 2 MPix, 316 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (208) , (6) . Описание: Смоленская-Новгородская (3 июля). Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон/Сост. София Снессорева. М.: Терирем, 2010. (В настоящем, третьем издании книги Софии Снессоревой представлен оригинальный иллюстративный материал. Обновляя иконный ряд, сопровождавший описание чудотворных Богородичных икон, издатели, по возможности, меняли предшествующие литографии фотокопиями тех чудотворных образов, о которых идет речь в книге. Кроме подлинных изображений чудотворных ико[...] Файл 31751.jpg:   Размер: 461x611, 0.28 MPix, 90 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (140) , (3) .

http://pravicon.com/icon-4148

Одигитриевская церковь (Смоленск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Надвратная Одигитриевская церковь в городе Смоленск сильно пострадала во время войны 1812 года от неприятеля и была восстановлена в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. Содержание История и описание [ править править код ] Надвратная церковь 1910-е годы На месте храма с конца XVI века стояла каменная Фроловская башня с воротами. На ней в нише с 1602 года, по окончании строительства крепости, находился образ Божией Матери «Одигитрии», присланный в Смоленск царем Борисом Федоровичем Годуновым. В начале XVIII века, пришедшая в ветхое состояние башня, была разобрана. В 1727 году над воротами крепостной стены поставлен и в 1728 году освящен епископом Гедеоном (Вишневским), деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. При епископе Парфении (Сопковском) в 1793 году на месте деревянного храма был построен каменный. В 1800 году он был освящен. Епископ Серафим (Глаголевский) благословил в 1811 году его перестроить. В храме устроили два престола: южный – во имя Всемилостивейшего Спаса, северный в честь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская чудотворная икона с 6 августа до 5 ноября 1812 года находилась в действующей армии. Этой иконе молилась русская армия во главе с главнокомандующим М. И. Кутузовым на молебне накануне Бородинской битвы. Во время оккупации Смоленска французскими войсками в здании располагался хлебный магазин. Храм пострадал от неприятеля и восстановлен в 1814 году по проекту архитектора М. Н. Слепнева. Во второй половине 19 века мастером Леонтьевым был написан иконостас. В 1909 году при храме была открыта Смоленская публичная православная библиотека и читальня. В советский период храм несколько десятилетий использовался под учреждения культуры. После революции, в 30-е годы XX века в здании надвратной церкви Одигитрии был рабочий клуб. В годы Великой Отечественной войны верхний ярус ворот был уничтожен, после войны он был восстановлен, однако, проезд через ворота был закрыт (так как мост, ведущий к ним, был уничтожен), а уровень улицы Соболева был поднят выше цоколя ворот.

http://azbyka.ru/palomnik/Одигитриевская...

I. Hыhe, в 28-й день июля, совершается Церковью празднование, между прочим, и в честь некоторых чудотворных икон Божией Матери, явленных на Руси, – а именно: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской. Так как некоторые из вас, братия, вероятно, ничего не слыхали об этих святых иконах, то я расскажу вам ныне о каждой из них хоть в кратких словах. а) Смоленская икона Божией Матери, иначе называемая еще Одигитрией, или, с греческого языка, путеводительницей, очень древняя. По преданию, икона написана св. евангелистом Лукой и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этой иконой греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Тогда эта икона будто бы и названа Одигитрией – путеводительницей, так как она была путеводительницей царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах, перевез эту икону в Смоленск, устроив для нее соборный храм Успения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленской. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатной силой иконы Ее, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий во время битвы смертельно ранен был в голову стрелой. Через 260 лет после того, этою же Смоленской иконой литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за Московского князя; тогда же святая икона Смоленская была перенесена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того смоляне выпросили свою икону у великих князей Московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нее точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сия икона находится в церкви Божией Матери Одигитрии по левую сторону царских врат (в Сергиевой лавре). О ней в рукописном описании Лавры, составленном в 1771 г., приводится показание старожилов, отобранное в 1746 г., из которого видно, что в 1730 г. образ сей стоял в то время на стене палаты и представился в сонном видении псаломщику, имевшему иссохшие и пригнутые к спине руки. После сего видения псаломщик получил исцеление и по важности события был представлен Императрице Анне Иоанновне, в Измайловском дворце, и свидетельствован врачами. Икона сия иссечена из камня, мерою в четверть, украшена алмазною короною и жемчужною ризою (Истор. опис. Серг. Лавры 1842 г. стр. 26). О Шуйской Смоленской иконе Богоматери см. 11 июля. Икона Богоматери Одигитрии Ворониной находится в Воронинской Успенской Богородицкой пустыне, в Череповском уезде. На месте сей пустыни в 1524 г. явилась икона Смоленская, и монах Ворона основал пустынь, которая и наименована Ворониной (Истор. Росс. Иер. ч. 3, стр. 612). Смоленская икона Богоматери Выдропусская В Новгородской губернии, в селе Выдропуске, есть храм во имя великомуч. Георгия победоносца. У царских врат этого храма стояла икона Одигитрии Богоматери, считавшаяся чудотворною. Когда вел. князь Иоанн Васильевич возвращался с своими войсками из Новгорода после его покорения, один из его воинов, боярский сын, уроженец города Мурома, проходя мимо села Выдропуска, вошел в церковь и взял с собою икону Богоматери, стоявшую у царских врат; принес ее в свою Муромскую отчину и поставил в своем селе, в храме св. Николая. Часто преклонял колена пред этою иконою боярский сын. Однажды он сказал священнику: «отпой молебен полонянке» т. е. плененной иконе Богоматери. Священник охотно согласился на то. Во время молебна, когда священник прочел последние слова евангелия: «пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», вдруг в храме сделалось колебание, послышался сильный гром; верх храма раскрылся; образ Богоматери невидимою силою поднялся с своего места и исшел из церкви через расступившийся верх. Все свидетели этого дивного явления от страха пали на землю и долго лежали, как полумертвые.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дав согласие возвратить жителям Смоленска св. икону Одигитрии, великий князь приказал снять с нее список для постановления на ее месте. Св. икона была отпущена из Москвы с крестным ходом в сопровождении великого князя, его семейства, бояр, войска и многочисленного народа, проводили св. икону две версты за город. На месте последнего молебствия чудотворной иконе, в 1524 году, построен Новодевичий монастырь, в память возвращения Смоленска под власть русских государей. В этом монастыре в 1525 году поставлена была икона, списанная с Одигитрии, и 28 июля установлено было празднование явлению Смоленской иконы Божией Матери, с крестным ходом, который и доныне совершается в Новодевичий монастырь, в благодарение за возвращение Смоленска от Литвы. В 1812 году икона Одигитрии взята была из Смоленска и препровождена в Ярославль смоленским епископом Фальковским. В Смоленске находится еще другая Смоленская икона Богоматери, особенно чтимая гражданами. Эта икона написана в 1602 году и первоначально находилась в Днепровской башне городской стены Смоленска. В 1728 г. она была поставлена в деревянной церкви, построенной на башне, а потом в 1800 году в новоустроенной каменной, что над проезжими воротами. Эта Смоленская икона Божией Матери 5 августа 1812 года, при оставлении нашими войсками Смоленска, взята была ими с собою и с тех пор постоянно находилась при русском войске, которое хранило ее в своих рядах, как свою святыню и охрану. Накануне дня достопамятной Бородинской битвы чудотворную икону носили среди воинов для благословения и ободрения их на предстоящий великий подвиг. Каждый раз, после одержания победы над неприятелем, православные воины приносили пред иконою благодарственные молебствия. Когда по благословению и с помощью Всевышнего, земля Русская очищена была от неприятелей, чудотворная Смоленская икона Богоматери, по воле военачальника князя Кутузова, была обратно препровождена в Смоленск. Вместе с иконою препровождены были в Смоленск многие приношения для благоукрашения ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (140) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2018-04-22) Происхождение изображения: Загружено 2018-04-22, анонимно. Описание: Смоленская-Новгородская (3 июля). Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон/Сост. София Снессорева. М.: Терирем, 2010. (В настоящем, третьем издании книги Софии Снессоревой представлен оригинальный иллюстративный материал. Обновляя иконный ряд, сопровождавший описание чудотворных Богородичных икон, издатели, по возможности, меняли предшествующие литографии фотокопиями тех чудотворных образов, о которых идет речь в книге. Кроме подлинных изображений чудотворных икон в книге широко используются чтимые списки, гравюры и другой иконографический материал, подобранный в соответствии с последними исследованиями в области иконографии.) С.288-289: 3.07. СМОЛЕНСКАЯ-НОВГОРОДСКАЯ. В Новгороде, в Спасо-Преображенской церкви, находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Она явилась в 1831 году 3 июля, когда в нише над входом в холодную церковь отвалился толстый слой штукатурки. Икона находится над главным входом в храм на арке и представляет собою фресковую иконопись, оставшуюся от XIV века. Эта икона отличается правильностью и красотою рисунка, а также выразительностью ликов. Мерою эта икона 1 аршин 9 вершков, в вышину и 1/4 аршина в ширину. В 1831 году холера свирепствовала в Новгороде; явление иконы было принято за особенное знамение, и народ во множестве бросился в храм для молитвы пред новоявленною иконою. Молитва давала облегчение и успокоение среди страха смерти. Холера прекратилась по заступничеству Божией Матери пред Господом Иисусом Христом, и с тех пор икона получила название холерной, и в честь ее установлено празднество на 3 июля. В 1848 году опять холера появилась в Новгороде, и жители, исполненные благодарного чувства к Матери Божией, решили написать копию с явленной «холерной» иконы и поставили ее, как местную, в приделе в честь Смоленской иконы Богоматери. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская Новгородская ( " Холерная " ) " .

http://pravicon.com/image-31751

Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются: Влахернская икона Божией Матери, Грузинская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона «Троеручица», икона «Скоропослушница», Казанская икона Божией Матери, Козелыцанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Ченстоховская икона Божией Матери. Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи. Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kak-ustr...

Царь Алексей Михайлович повелел католический костел обратить в православный храм; но этот собор не соответствовал ни чувствам православного народа, ни величию совершившихся событий. А потому, как только улучшились обстоятельства, Смоленские архипастыри начали заботиться о построении нового величественного собора. Благочестивый царь Алексей Михайлович прислал Смоленскому архиепископу Симеону, кроме денег 2 тыс. рублей и материалов, план для построения Успенского собора и назначил искусного мастера Королькова. 2 августа 1677 г. собор был заложен, и работы сначала шли быстро, а потом, по недостатку средств, иногда и вовсе прекращались, почему только по прошествии почти ста лет от заложения постройка храма вполне была окончена, и 13 сентября 1772 г. преосвященным Парфением собор был освящен. Высота собора от основания до креста 32 саж. 2 арш., длина 24 саж. 2 арш., ширина 19 саж.; внутри его от западных дверей до алтаря 17 саж., от северных до южных ворот 16 саж. Сравнительно с Московским Успенским собором он почти вдвое больше. Резной иконостас 14 саж. вышины и 13 саж. ширины работал в течение 10 лет малоросс Сила Михайлов с 3 помощниками за 1000 руб., а иконы писал также в течение 10 лет малоросс Трусицкий с 12 помощниками за 2500 руб. Во время нашествия французов собор, благодаря своему величию и ходатайству некоторых священнослужителей, остался невредимым. Наполеон, пораженный его великолепием, дал приказание поставить стражу для его охраны. Собор имеет два престола: главный — во имя Успения Божией Матери и придельный — в честь Божией Матери Одигитрии. Главная достопримечательность Смоленского собора — св. чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою областью, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанною. По словам Димитрия Ростовского, эта икона впоследствии перенесена была в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, во Влахернский храм; это было в V в. Здесь икона подавала многим верующим помощь и исцеления. После исцеления пред иконою двух слепцов, приведенных Божией Матерью во Влахернский храм, к Ее образу, верующие присвоили ей название Одигитрии, т. е. Путеводительницы. В 1046 г. греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за одного из сыновей Ярослава — Всеволода, благословил ее этой иконой. Княгиня Анна до своей кончины хранила икону в Чернигове, перед смертью же благословила ею своего сына Владимира, Смоленского удельного князя, вследствие чего икона была перенесена в Смоленск и поставлена в новоустроенном соборе в 1103 г.

http://sobory.ru/article/?object=00471

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010