В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июня, 2014 4 ноября, 2013 21 июля, 2013 11 июня, 2013 28 марта, 2013 27 марта, 2013 5 марта, 2013 3 марта, 2013 2 февраля, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-fe...

В связи с постройкой храма уместно вспомнить случай чудесного исцеления Григория Андреевича от иконы Владимирской Божией Матери, описанный в книге Е. Поселянина «Богоматерь. Чудотворные иконы». В начале 18 века от нее (т.е. Владимирской иконы) получил исцеление Стольник Григорий Андреевич Племянников. По царскому указу он осматривал низовье города и возвращался через Владимир в Москву. На пути он внезапно занемог и притом так тяжко, что вынужден был остановиться во Владимире для излечения болезни. Однако человеческие средства не оказали ему никакой помощи. Тогда стольник возложил всю надежду на Бога и Его всесильную помощь. Так как он уже не мог говорить вследствие великой слабости, то объяснил своей супруге знаками свое желание, чтобы она подняла в его дом Владимирскую икону Божией Матери. Едва только икона была внесена в дом, как Племянников почувствовал себя настолько сильным, что сам, без посторонней помощи, поднялся с пастели. Он усердно начал молиться во время молебна. А когда выпил освященной воды, то тотчас же стал говорить. Сперва говорил с затруднениями, а потом совершенно хорошо. Впоследствии Племянников сделал в Успенском соборе (во Владимире) значительные поправки на собственные средства и приложил большой серебряный ковш, внутри которого по его приказанию была вычеканина следующая надпись: «1708 год 15 января сей ковш, дал вкладу во Владимир в соборную Пречистыя Богородицы Церковь, Григорий Андреевич Племянников, по обещанию своему за совершившееся чудо цельбы от Бога, предстательством Богоматери и святых, Владимирских чудотворцев, от смертных врат на живот возвращение». Церковь Спаса Нерукотворного образа построена при императоре Петре I. Затем исчерпывается все, касающееся дальнейшей участи означенного села и церкви. Вновь она построена и освящена в 1880 году. Новая церковь описывается как однокупольная усадебная церковь эклектичных форм, выстроенная на средства графа А.Е. Комаровского, возможно, на основе старого каменного храма 1707 года. Боковые приделы Феодоровской Богоматери и Казанской Богоматери. Была приписана к церкви в Братовщине. Сломана не позже 1930-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=21914

За последние годы много святынь, привозимых издалека, побывало в нашем Отечестве, но мы тоже имеем в своей стране намоленные иконы и святыни, перед которыми совершали молитву многие поколения верующих. Эта намоленность, обилие милости и благодати, которые изливались от образа Царицы Небесной, я уверен, помогут нашему народу вновь обрести основы духовности и укрепиться в вере. Это позволит строить будущее России на основе тысячелетнего опыта бытия Святой Руси, когда наш народ надеялся, прежде всего, на предстательство Пречистой Богоматери, а затем уже на свои собственные силы. Я благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за то, что этот дивный, чудотворный образ посещает сегодня Патриаршую резиденцию, и мы имеем возможность помолиться перед ним и окропить святой водой новую ризу, которая воссоздана по древним образцам, получить благословение Пречистой Богоматери на дальнейший жизненный путь. Спасибо! Феодоровская чудотворная икона Божией Матери доставлена в Москву делегацией Костромской епархии. Возглавляют делегацию архиепископ Костромской и Галичский Александр и губернатор Костромской области Виктор Андреевич Шершунов. После совершения молитвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с губернатором Костромской области Виктором Шершуновым. На встрече присутствовал архиепископ Костромской и Галичский Александр. Во внимание к трудам по возрождению Костромской епархии и в связи с 55-летием со Дня рождения Святейший Патриарх удостоил Виктора Шершунова ордена преп. Сергия Радонежского, II степени. Во время состоявшейся беседы были затронуты вопросы взаимодействия руководства Костромской области с Костромской епархией. В частности, Виктор Андреевич Шершунов сообщил, что Русской Православной Церкви передан Ипатьевский монастырь и 11 православных монастырей, которые находятся на территории Костромской области. Он так же отметил, что в настоящее время готовится распоряжение Администрации Костромской области о передаче Костромской епархии всех исторических православных святынь Костромской земли.

http://pravoslavie.ru/17779.html

В 1861 году Спасо-Запрудненский храм становится приходским и в течение 19 века является одним из центров религиозной жизни Костромы. Попечением Александровского православного братства на приходе была открыта женская рукодельная школа с четырёхгодичным курсом обучения. Ежегодно в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери на Запрудню приходил крестный ход с чудотворным образом из Успенского кафедрального собора. С конца 18 века окружавшее церковь кладбище стало местом упокоения многих известных семейств костромских купцов и промышленников — Дурыгиных, Зотовых, Кашиных, Михиных, Солодовниковых, Стригалёвых, — многие из которых на свои средства благоукрашали храм. Также на церковном кладбище погребены два костромских генерал-губернатора. После революции 1917 года Спасо-Запрудненский храм продолжал действовать, однако крестные ходы были запрещены, а над самим храмом нависла угроза уничтожения. Дважды областная газета сообщала о его закрытии, но храм продолжал действовать, хотя с его колокольни были сброшены колокола, а на кладбище разбиты многие из надгробных памятников. Таким образом, Спасо-Запрудненский храм вошёл в число трёх костромских храмов, не закрывавшихся в советское время.Дарьюшка В церковной ограде храма Спаса-на-Запрудне находится могилка почитаемой далеко за пределами Костромы блаженной Дарьюшки, почившей в 1831 году. На протяжении 30 лет Дарьюшка носила вериги и помогала людям. С прозорливой старицей встречался и вёл духовные беседы император Александр I. Случаи её благодатной помощи и исцелений известны до сих пор. В 2011 году над могилкой блаженной старицы была сооружена сень. Главной чтимой святыней Спасо-Запрудненского храма является икона Нерукотворенного Образа Спасителя, находящаяся в местном ряду главного иконостаса храма. Сохранившиеся предания говорят, что она была написана по повелению князяВасилия Ярославича в 13 веке. История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией по молитвам перед этой иконой, в частности во время холерных эпидемий 1831 и 1853 годов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

«Мы имеем опыт встречи духовно значимых и почитаемых святынь, как в Алма-Ате, так и в других городах Республики. Южную столицу Казахстана посещали чудотворные иконы Божией Матери и мощи известных святых. По милости Божией, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для духовного укрепления верующих Митрополичьего округа в дни Великого поста из древней богохранимой Костромы принесена чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Это событие стало для всех алма-атинцев и жителей области большим праздником», — отметил в беседе митрополит Александр. «Хотел бы подтвердить слова Ахметжана Смагуловича о том, что в Казахстане осуществляется диалог между лидерами традиционных религий и представителями государственной власти, направленный на нравственное оздоровление общества. Мир и согласие за годы независимости страны стали визитной карточкой Казахстана в мировом сообществе. Воспитание взаимного уважения между представителями разных этносов, народностей, носителями различных культур и взглядов является неотъемлемой частью политики государства, осуществляемой нашим Президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Посещая в праздник Рождества Христова главный православный храм страны — Успенский кафедральный собор в Астане, глава государства произнес глубокие слова: " Духовная жизнь Казахстана подобна полету большой птицы. Не может птица летать с одним крылом. Так и наша страна опирается на два крыла. Одно — традиционный Ислам, который исповедует большинство наших граждан, а другое — Православное христианство " », — подчеркнул глава Митрополичьего округа. Епископ Костромской и Галичский Ферапонт рассказал Ахметжану Смагуловичу о религиозной жизни в Костроме и Костромской области, церковно-государственном диалоге и сотрудничестве светских и духовных лидеров в сферах культуры, социальной работы и просвещения. А.С. Есимов тепло поздравил митрополита Александра с пятилетием служения в Казахстане и вручил Благодарственное письмо акима Алма-Аты. В тот же день в Софийском соборе Иверско-Серафимовского монастыря состоялся торжественный молебен по случаю завершения пребывания в южной столице Казахстана чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4009023...

Б. умер вскоре после закрытия Костромской ДС (1918) и церковно-исторического об-ва (1919). Его отпевание совершил еп. Севастиан (Вести) . Ученый был погребен на Нов. Фёдоровском кладбище в Костроме (уничтожено в 1980). В 1996 г. в Костроме на доме, где жил Б. в 1887-1920 гг., по инициативе епархии установлена мемориальная доска. Сын Б., В. И. Баженов (1889-1939), был одним из основоположников отечественной радиопеленгации и радионавигации. Соч.: Благоверная кнг. Анна Кашинская. СПб., 1890; Кашинский Сретенский женский мон-рь. СПб., 1893; Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; Костромские городские церкви и мон-ри по писцовым книгам XVII в.//Костромские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 5, 17-19; 1902. 2; Святые благоверные князья ярославские Феодор и чада его Давид и Константин. Кострома, 1900; Воскресенская, что на Дебре, церковь в г. Костроме. Кострома, 1902; Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904; Костромской кремль: Ист.-археол. очерк//Костромская старина. 1905. Вып. 6. С. 90-116; Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия. Каз., 1907; Костромской Ипатьевский мон-рь. Кострома, 1909; Вифезда: Библейско-апологетический этюд//ПрибЦВед. 1910. 19/20; Ветхозаветные пророчества о Мессии и исполнение их//Рус. паломник. 1911. 6; Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери в кафедральном соборе г. Костромы. Кострома, 1911; Обозрение упраздненных мон-рей и пустынь Костромской епархии//Костромские ЕВ. 1917. Ч. неофиц. 6, 10, 11. Лит.: Богдашевский Д. Рец. на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого Евангелия//ТКДА. 1910. 9; Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Костромская обл. М., 1976. С. 33-34; И. В. Баженов: Некролог//Губернский дом. 1996. 2. С. 27-28; Зонтиков Н. А. Костромская духовная семинария: Вехи истории, к 250-летию со дня основания (1747-1997). Кострома, 1997. С. 15. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/77350.html

Еще одной святыней, которую встретили православные верующие Казахстана весной текущего года, стала Феодоровская икона Божией Матери. Всероссийская святыня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 4 по 6 марта пребывала в Алма-Ате. За время пребывания Феодоровского образа в Южной столице Казахстана чудотворной иконе поклонилось около 30 тысяч человек. Митрополит Александр подвел итоги паломничеству делегации архипастырей, священнослужителей, монашествующих и мирян Митрополичьего округа на Святую Землю, состоявшемуся с 22 по 27 апреля. Члены Синода обсудили празднование в епархиях Округа 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. В епархиальных центрах и на приходах были совершены праздничные Литургии, благодарственные молебны за Великую Победу и поминовение «всех, Победы ради потрудившихся»; состоялось возложение венков к мемориалам, прошли концерты и акции поздравления ветеранов и тружеников тыла; были организованы духовно-просветительские мероприятия для детей и взрослых — тематические уроки, лекции и просмотры документальных фильмов о роли Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне; детские творческие конкурсы и спортивные соревнования среди духовенства и учащихся воскресных школ. Глава Округа проинформировал участников заседания о встрече с министром культуры и спорта Республики Казахстан А. Мухамедиулы и председателем Духовного управления мусульман Казахстана, верховным муфтием Е.М. Маямеровым, которая прошла в Доме министерств 13 мая. В ходе общения состоялся обмен мнениями по вопросам религиозной жизни в Казахстане и обсуждение вопросов проведения в Астане в июне текущего года V Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Архипастыри поздравили митрополита Александра с награждением государственной медалью «20-летие Ассамблеи народа Казахстана». Управляющий делами Митрополичьего округа епископ Геннадий выступил с сообщением о проведении IV Съезда православной молодежи Казахстана, который прошел 13-15 февраля в духовно-культурном центре имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в городе Астане. В рамках съезда была организована конференция «Создание школы православного молодежного актива в Казахстане» и состоялся Сретенский молодежный бал. Результатом работы Съезда стало принятие решения о создании в Митрополичьем округе школы православного молодежного актива «Альфа и Омега».

http://patriarchia.ru/db/text/4096468.ht...

Митрополит Александр по просьбе Д.Н. Чернышенко совершил молебен у святынь собора, в числе которых — список «мера в меру» с чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы, пребывающего в городе Костроме, чтимая Астанайская-Почаевская икона Божией Матери, ковчег с частью мощей апостола Андрея Первозванного.   На молебне возносились молитвы о мире и благополучии Казахстана и России. Далее заместитель председателя Правительства РФ с сопровождающими лицами посетил Синодальный и духовно-культурный центр Митрополичьего округа. В каминном зале состоялось общение митрополита Александра и Д.Н. Чернышенко. В ходе беседы иерарх рассказал высокому гостю о жизни Казахстанского Митрополичьего округа, который в наступившем году отмечает 150-летие учреждения в пределах Центральной Азии Туркестанской епархии. Владыка митрополит привел статистические данные, касающиеся количества епархий, приходов и священнослужителей, проинформировал Д.Н. Чернышенко о планах по реализации просветительских, культурных, молодежных и социальных проектов и деятельности Алма-Атинской православной духовной семинарии . Отдельной темой беседы стала деятельность Православной Церкви по упрочению межнационального мира и межрелигиозного согласия в стране и работа по сохранению культурного и исторического наследия Казахстана. Глава Митрополичьего округа отметил консолидирующую роль в развитии государственно-конфессионального и межрелигиозного диалога в Казахстане Президента Республики К.-Ж.К. Токаева, который придает большое значение духовно-нравственной составляющей в общественной жизни и полагает залогом развития страны укрепление добрососедства и братолюбия между ее гражданами. Митрополит Александр и Д.Н. Чернышенко обсудили подготовку к VII Съезду мировых и традиционных религий, который состоится в казахстанской столице в октябре 2022 года. Вице-премьер рассказал главе Митрополичьего округа о целях своего визита в Казахстан, в числе которых — открытие в стране филиалов российских вузов и развитие двустороннего сотрудничества в научно-гуманитарной и образовательных сферах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

На период проведения выставки-форума «Православная Русь. Романовы» в Москву из Костромы была принесена Феодоровская икона Божией Матери. Именно этим чудотворным образом Богородицы в XVII веке юного Михаила Федоровича Романова благословила на царство его мать. Ежедневно в ЦВЗ «Манеж» перед святыней совершались богослужения, тысячи и тысячи людей возносили свои молитвы ко Пресвятой Богородице. «Эта выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых, призвана помочь нашим современникам увидеть славное, хотя и очень непростое прошлое нашего Отечества, увидеть и, может быть, полюбить его, потому что без любви к прошлому не может быть уважения к настоящему и не может быть сил созидать будущее», — сказал Святейший Патриарх Кирилл на церемонии открытия выставки. Посетителей выставки ждала насыщенная программа форумных мероприятий: конференций, презентаций книг, круглых столов. В рамках выставки состоялась премьера многосерийного фильма «Династия». К открытию экспозиции был выпущен специальный номер журнала «Фома», посвященный 400-летию Дома Романовых, который распространялся на выставке бесплатно. Интерес к изданию оказался столь велик, что весь многотысячный тираж разошелся за три дня. Основная информация на выставке была представлена на 350 мультимедийных носителях, в том числе на сенсорных экранах, 50-дюймовых плазмах, лайтбоксах, планшетных компьютерах с интерактивными викторинами и познавательными приложениями, разработанными специально для выставки. Помимо этого в нескольких залах постоянно демонстрировались короткие увлекательные фильмы, рассказывающих об основных вехах жизни Российского государства. «Нужно было найти ход для того, чтобы сделать историю интересной. Сделать так, чтобы традиционные факты, события приобрели некую окраску. Из черно-белой, традиционной книжной истории мы попытались сделать цветную и объемную», — поясняет один из организаторов выставки А.Л. Мясников. В итоге интерактивная выставка стала своеобразным мультимедийным учебником истории. Как отметил председатель  Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , выставка «Православная Русь» стала заметным общественным и медийным событием. Столь высокий интерес общественности к церковной выставке беспрецедентен. Принято решение о создании при Министерстве культуры России рабочей группы, которая будет заниматься вопросами организации постоянной экспозиции «Православная Русь. Романовы» в Москве и ее возможными показами в регионах России.

http://patriarchia.ru/db/text/3391568.ht...

В Сызрани, в Вознесенском мужском монастыре (основан в XVII в.) есть чудотворная Феодоровская икона. Она явилась в 1713 г. на источнике, куда не раз чудесно возвращалась. Поставленная в монастыре, ознаменовала себя многими чудесами. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Целительница” (празднуется 18 сент./1 октября) Икона Божией Матери “Целительница” является одной из древнейших (VI век). Другая икона с таким же наименованием прославилась чудесами в XVIII столетии. В книге святителя Димитрия Ростовского “Руно орошенное” содержится следующий рассказ о чудесном знамении Богоматери. Клирик Наварнинской Церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: “Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!” Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Перед иконой “Целительница” молятся о помощи в родах, о кормлении молоком, о больных праличом, от многих болезней, от обидчиков.  Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Воспитание” (празднование 5/18 марта) Эта икона — список с древней византийской иконы, который получил название “Воспитание” в России, так как молящиеся перед нею получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона, прославившаяся по всей России своими чудотворениями, находилась в Казанском соборе. Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Ее.  Икона Божией Матери “Слово плоть бысть” (празднование 9/22 марта)

http://azbyka.ru/deti/komu-molitsya-o-se...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010